Актуальность темы исследования предопределена тем, что на сегодняшний день сотрудникам органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, очень важно суметь установить контакт и оперативно получить значимую информацию, например приметы подозреваемого. С такой работой сотрудники соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел сталкиваются ежедневно, и особой сложности это не вызывает. Однако, согласно данным Всероссийского общества глухих, в России около 13 миллионов людей имеют проблемы со слухом, 300 тысяч из них – глухие. Довольно велика вероятность встретить человека с нарушениями слуха при решении оперативных задач. Получению необходимой значимой информации по горячим следам может помешать языковой барьер. Проводимые мероприятия по изучению сотрудниками МВД русского жестового языка позволяют поднять на новый качественный уровень не только процесс выявления, предупреждения и пресечения преступлений, но и профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Также позволяют сформировать профессиональные компетенции, способствующие успешному выполнению оперативно-служебных задач.
Современный специалист органов внутренних дел должен отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки не только в юридическом аспекте, но и в коммуникативном. В связи с обновлением Закона о полиции, каждый сотрудник органов внутренних РФ должен уверенно общаться со всеми гражданами Российской Федерации. Поэтому приоритетная задача дисциплины «Основы русского жестового языка» – научить владеть дактильной речью, систематизировать полученные знания, а также совершенствовать умения правильно оформлять процесс коммуникации, используя основные жесты в общении.
Цель исследования: 1) представить педагогические технологии, использование которых приемлемо на занятиях «Основы русского жестового языка» (далее ОРЖЯ) и позволяет активизировать познавательную деятельность слушателей; 2) продемонстрировать методические разработки занятий с применением данных технологий; 3) экстраполировать полученные результаты в дальнейшей работе.
Злободневность раскрываемой проблемы обусловлена тем, что сегодня сотрудник МВД должен владеть основами русского жестового языка. Поэтому педагогу необходимо делать упор в образовательном процессе на подготовку полицейского к практической деятельности, которая повышает компетентность каждого обучающегося. Апробация инновационных технологий проводилась в процессе изучения обучающимися ОРЖЯ.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ современных тенденций и изменений в законодательстве свидетельствует о том, что процесс обучения основам русского жестового языка слушателей МВД, как сотрудников социальных сфер, стоит наиболее остро в настоящее время. Этому посвящены единицы исследований, создана программа «Доступная среда» и изданы нормативные документы:
1. Приказ Министерства внутренних дел России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [1].
2. Приказ Министерства внутренних дел России, Минобрнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [2].
Согласно данным нормативным документам полицейские обязаны владеть ОРЖЯ на уровне собеседника, в связи с чем потребуется постоянная их адаптация, повышение умственной и логической активности, обновление имеющихся знаний, приобретение практических навыков и умений в общении с людьми с ограниченными возможностями слуха.
Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся высших учебных заведений нашли свое отражение в трудах А. Пиз [3], В.С. Агеева [4], И.Г. Белкова [5], Р.Л. Кричевского [6], В.А. Лабунской [7]. Большой интерес в изучаемом вопросе представляют научные труды И.С. Якиманской [8]. В своих работах она отмечает, что каждый преподаватель должен повышать уровень подготовки, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал, уровень освоения инновационных технологий, которые направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
На основе изученной и проанализированной литературы [9] и нормативной базы можем сделать вывод: для того чтобы каждый обучающийся свободно владел дактильной речью, преподавателю необходимо использовать в своей практике три основополагающих компонента: правовая основа, инновационные формы обучения, востребованность на рынке труда профессионалов (рисунок).
Модель базисных аспектов в преподавании дисциплины «Основы русского жестового языка»
Попытаемся раскрыть уникальность некоторых форм обучения, которые отвечают данным требованиям.
Итак, первая технология, которую мы использовали в исследовательской работе, – проблемно-диалогическое обучение. Данная технология является универсальной, так как используются методы и приемы, которые применяются на разных видах занятий. Достоинства проблемно-диалогического обучения: во-первых, учит решать поставленные задачи; во-вторых, развивает критическое мышление; в-третьих, совершенствует навыки самостоятельной работы; в-четвертых, формирует коммуникативную компетенцию. Для успешного овладения данными навыками целесообразно строить занятия в форме диалога. Так, в процессе изучения нового материала выполнять два этапа: во-первых, определить глубину проблемы, во-вторых, неверный путь решений. Каждый обучающийся самостоятельно определяет проблему и круг решаемых задач. Преподаватель использует метод диалога, который побуждает обучающихся к поиску верного решения проблемы. Для успешной реализации первого этапа занятия, педагог должен давать оценку каждой высказанной мысли слушателей, так как мотивирует обучающихся к дальнейшему творческому выполнению заданий. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала педагогом создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы обучающимся. Следующий шаг – поиск решений. Преподаватель предлагает слушателям выдвинуть и проверить гипотезу. Следующий шаг – организация и проведение подводящего диалога, который представляет собой систему вопросов и заданий, которые направлены на активизацию познавательной деятельности слушателей. На этапе постановки проблемы: педагог подводит обучающихся к определению темы. После поиска решения обнаруживается логическая связь между новым и данным материалом. Таким образом, занятия с использованием проблемно-диалогической технологии помогают раскрыть тему. Затем преподаватель с помощью диалога организует поиск решения.
Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.
Тема: «Речевые жесты: установление контакта, приветствие, знакомство, вопросительные местоимения».
Цели: выработать умение правильно использовать в речи невербальные средства.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Первая позиция: «Почему речевые жесты «вопросительное местоимение» – это доминанты невербального общения». Аргументы «за»:
а) различать жесты, которые отличаются стилевой окрашенностью, например: здравствуйте – здравия желаю; будьте здоровы – до новых встреч»;
б) необходимость заменить словосочетание одним жестом (я Вас приветствую);
в) дактильные жесты, обозначающие прощание, например: до свидания – прощайте, до новых встреч.
Вторая позиция: «Коммуникативные жесты – это необходимость…?» Аргументы «за» и «против»:
а) процесс коммуникации становится неконтролируемым, возникает проблема непонимания: значения многозначных жестов просто неизвестны;
б) уместность использования приветственных жестов;
в) неоднозначность использования же- стов-заменителей;
г) при употреблении данного жеста: «С моих слов записано верно и мною подписано» не должно быть двусмысленности.
Следующий шаг занятия – формирование вывода слушателями. Использование жестов законодательного подстиля характеризуется точностью и уместностью. Если не соблюдать данные требования, возникают юридические ошибки.
Закрепление по теме (этап выражения решения и реализации продукта) представляет собой выполнение упражнений по устранению ошибок. На этапе можно предложить слушателям дактилировать полные названия сложносокращенных слов. Например: А) Госстандарт. Завуч. Зарплата. Избирком. Колдоговор. Комбат. Ликбез. Минздрав. Минфин. Нацпроект. Полпред. Сельхозпродукты. Соцзащита. Спорткомитет. Б) ВОГ. ВУЗ. ВФГ. ВТО. ГИБДД. ЕГЭ. ЖКХ. МГТС. МОК. МПС. МРОТ. МСЭ. МЧС. НЛО. ОАО. ОВИР. ОМОН. ООН. РАН. РЖД. РФ. СМИ. СНГ. УВД. ФСБ. ЦБР. ЧОП.
На занятии «Речевые жесты: установление контакта, приветствие, знакомство вопросительные местоимения» с использованием проблемно-диалогических методов были успешно достигнуты цели. Успешность таких уроков с использованием данной технологии зависит от мастерства педагога и стремления слушателей. В методической копилке преподавателя есть целый ряд заданий для проведения следующих занятий с использованием проблемно-диалогической технологии: «Вербальные и невербальные средства коммуникации», «Дактилология как знаковая система», «Профессиональные жесты».
Следующая технология, которая активизирует познавательную деятельность слушателей на занятиях «Основы русского жестового языка», – предметно-ориентированная. Она формирует профессиональную компетенцию слушателей. В ее основе лежит процесс взаимодействия всех участников учебного процесса. Каждый слушатель является активным участником занятия. Уникальность данной технологии состоит в том, что она обеспечивает высокий уровень предметных знаний, умений и навыков слушателей. В данное время главные темы и идеи реализуются в системе личностно-ориентированной технологии обучения. Цель – создать условия для активизации познавательной деятельности слушателей. Признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет основу данной технологии. Актуальность данного обучения заключается в организации учебного процесса с изменением содержательной стороны занятия. Данная технология формирует у обучающихся приемы самостоятельного поиска новых знаний, развивает когнитивную активность. Все это приводит к внутренней мотивации и пробуждению интереса освоения знаний. Данные положения определяют основные принципы деятельности педагога, которые являются необходимым условием для развития и совершенствования личности обучающегося: во-первых, использование опыта из профессиональной сферы слушателя; во-вторых, актуализация имеющегося опыта и знаний, которые способствуют пониманию и введению нового; в-третьих, вариативность заданий, предоставление слушателю свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала; в-четвертых, обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта педагога и слушателей на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения; в-пятых, создание ситуации успеха и благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности.
Поэтому на занятиях «Основы жестового языка» мы используем профессионально-ориентированные задания. Именно такие задания вырабатывают интерес к области изучаемого предмета, повышают качество знаний.
Задание 1.
Гаврилов Александр Николаевич 20 июня 2018 года примерно в 06 часов 05 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на основании акта 61 АА 171893 от 01.06.2018, согласно которому установлено состояние алкогольного опьянения 0,306 мг/л, являясь лицом, подвергнутым административному наказанию на основании постановления по делу об административном правонарушении № 5-2-333/16 от 21.12.2015 мирового судьи судебного участка № 2 Шахтинского судебного района Ростовской области, вступившего в законную силу 18.01.2016 года, по ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев, управлял транспортным средством – автомобилем FIAT ALBEA с государственным регистрационным знаком С143АА 161 rus, передвигаясь на указанном автомобиле по автодороге «Невинномысск», когда на 236 км указанной автодороги его действия были пресечены инспектором ДПС по городу Невинномысску взвода старшим лейтенантом полиции Петросян Е.Г.
Такие задания предоставляют свободу обучающимся, т.е. каждый выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым активизирует свои когнитивные способности. Обучение основам жестового языка направлено на развитие каждого обучающегося как внутренне свободной личности, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками.
Контроль знаний и умений слушателей – необходимая составная часть учебного процесса, от правильной организации которого зависит качество подготовки специалиста. Поэтому, для того чтобы все слушатели овладели жестовым языком, необходимо диагностировать и отслеживать знания в данной сфере общения.
Для того чтобы проверить уровень обученности каждого слушателя, педагог должен последовательно использовать следующие принципы: первый – индивидуальный подход к каждому обучающемуся; второй – овладение каждым слушателем основными жестами дактильной речи; третий – практическая направленность невербальных средств в профессиональной сфере.
Результаты диагностики уровня знаний обучающимися на каждом этапе обучения позволяют педагогу оптимально выбирать приемы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала. Разработка теста – сложный, длительный и трудоемкий процесс. Тестирование как метод имеет свою погрешность, свой диапазон применимости. Это не панацея от всего в процессе обучения. Им не нужно злоупотреблять. Его нельзя недооценивать. Образование по принципу «натаскивания на тестах» приводит лишь к знаниям справочного характера, не является полноценным учебным процессом, но качественные тесты очень полезны для контроля обученности, для самообучения. В системе занятий по дисциплине «Основы русского жестового языка» преподаватель может запланировать тест на одном из заключительных уроков как итоговый контроль знаний, тест после изучения основных разделов курса как текущий контроль. Тест «Профессионал – дактильная речь» как предварительный контроль знаний целесообразно провести на занятии, предшествующем изучению жестов общеупотребительных.
Преподаватель подбирает разнообразный дидактический материал, от которого зависит результативность практической работы. Практические занятия по дисциплине играют большую роль в усвоении слушателями основ жестового языка.
Преподаватель добивается высоких результатов в работе, грамотно используя инновационные технологии в сочетании с традиционными методами, решая на каждом занятии конкретные образовательные задачи.
Заключение
Использование на занятиях «Основы русского жестового языка» современных технологий развивает не только обучающегося, но и педагога.
Таким образом, на таких занятиях складывается сотрудничество. Результаты научно-исследовательской работы могут быть использованы в образовательном процессе и применены на практике в оперативно-служебной деятельности полицейского.