Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WORK ON THE ANALYSIS OF THE NOVEL «WAR AND PEACE» BY L.N. TOLSTOY TO CONSIDER THE ERA AND HISTORICAL FIGURES IN THE CLASSROOM LITERATURE WITH FIRST-YEAR STUDENTS OF THE FACULTY OF CONTINUING EDUCATION

Sharypova T.P. 1 Khamzina R.E. 1 Svyatova N.V. 1
1 Russian State University of Justice
The article is a review of our own pedagogical developments. It reveals the issues of systematic work on the text of the work in order to consider the era of which the author speaks, to show the personalities of Kutuzov and Napoleon against the background of historical events of the early 19th century. This work is based on reading and discussing the chapters of the novel that are important for understanding the idea of the work, which allows you to reveal the images of the characters gradually as you read the epic. To keep the information coming from lesson to lesson, the notebook records images on separate pages in the form of a kind of «curves». Moreover, a moral assessment of the hero’s actions is given, so the life line is obtained with ups and downs. As a result, the student, after reading the novel, does not forget the content, but accumulates an idea of the hero and understands that L.N. Tolstoy cannot have an unambiguous assessment of the hero. There is no division into positive and negative, there are characters «beloved» and «unloved», but «beloved» are sometimes shown unflatteringly, the author tests them for humanity, for the ability to understand the soul of a simple Russian person. The same method is used when it comes to historical figures. The author touches upon the concept of «historicism», which is characterized by the ability of literature to convey the image of a particular historical epoch in living pictures, specific human destinies and characters. Attention is drawn to the moral criterion in the characterization of both fictional and historical characters in Leo Tolstoy’s novel «War and Peace», which allows us to give a complete comparative description of the characters at the last stage of work on the epic.
epic
novel
historical epoch
morality
personality
greatness
Kutuzov
Napoleon

Одной из важных задач современного образования на всех его ступенях, наряду со многими другими, является формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Что значит целостное миропонимание? С нашей точки зрения, молодой человек, получивший среднее профессиональное образование (а именно об этой ступени образования пойдёт речь в нашей статье), должен чётко понимать свои профессиональные обязанности и быть высокообразованным членом общества. Специалист любой отрасли экономики должен иметь представление о мире во всём его многообразии. Первый курс – начало на пути приобретения этих знаний. Среди многих общеобразовательных дисциплин, изучаемых в первый год получения среднего профессионального образования, выделяются история и литература. Связь этих наук существует на протяжении веков. «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище» – летописи, которые являются и публицистическими, и историческими, и художественными. Многие русские писатели обращались в своих произведениях к истории, а некоторые, как, например, Николай Михайлович Карамзин, были и историками, и писателями. Говоря о любом произведении, мы затрагиваем понятие «историзм», потому что это способность литературы показать эпоху через образы, созданные автором. Каждый период истории уникален. Изучая события и факты, студент не видит за ними чаяния простых людей и их переживания, но если к материалу, почерпнутому на занятиях по истории, добавить уникальные авторские рассуждения из художественного произведения, то картина будет более целостной: далёкая эпоха станет ближе, понятнее.

Для нас, как для преподавателей литературы, на недосягаемом пьедестале находится Л.Н. Толстой. Огромное место в его творчестве занимает роман-эпопея «Война и мир». Не стоит говорить о трудностях восприятия этого произведения современными молодыми людьми, но мы твёрдо уверены, что русский человек не имеет права называться русским, если он не знает этого романа. Поэтому из года в год пытаемся найти способы заинтересовать, увлечь, направить. Работа начинается с подробной информации об истории создания эпопеи. Конечно же, нужно отталкиваться от определения термина «эпопея». Это произведение, затрагивающее целую эпоху в жизни народа. Какую же эпоху показал в своём произведении писатель? Л.Н. Толстой, начиная работу над романом, хотел написать о современности, но в её историческом аспекте. Вот поэтому начало романа по времени несколько раз переносилось: 1856, 1825, 1812, 1805. Окончательный вариант – 1805 год, время молниеносного возвеличивания Наполеона, проникновение его идей в умы русской интеллигенции. Параллельно с работой над книгой шли поиски заглавия: первое название «Три поры», затем первые главы появились в «Русском вестнике» под заглавием «1805», был и философский вариант: «Всё хорошо, что хорошо кончается», только в 1867 г., приведя в равновесие историческое и философское в романе, Л.Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир» [1, 2].

Результаты исследования и их обсуждение

В романе «Война и мир» повествуется о важных событиях, происходивших во время борьбы России с Францией. В первом томе рассказывается о том, как в 1805 г. Россия воевала на территории Австрии, войска которой поддерживали русскую армию. Второй том – 1806–1811 гг., войска русской армии находились в Пруссии. Третий том – Отечественная война 1812 г. Четвёртый том – 1812–1813 гг. В эпилоге действие разворачивается уже в 1820 г. Нетрудно посчитать, что Лев Николаевич Толстой показал пятнадцать лет жизни каждого героя и страны в целом. Последние два тома посвящены войне и изменениям, которые произошли после неё. Отечественная война показала неистощимый дух русского человека, но в то же время позорное явление – крепостничество, ведь победители (русские солдаты), пройдя всю Европу, снова становились рабами своих господ. Отечественная война изменила русское общество. Стало возможным возникновение тайных обществ. А позднее произошло восстание декабристов, оно стало первым революционным выступлением в истории России, которое ещё больше усилило противоречия между правящей верхушкой и прогрессивной частью общества. Объяснив, о какой эпохе идёт речь, преподаватель далее строит так работу, чтобы было понятно, что происходило с каждым героем в отдельности, как этот отдельный человек становится частью народа, какие исторические личности сделали её уникальной, какая роль отводится этой личности. В эпопее, утверждают специалисты, 559 персонажей, при этом около двухсот из них – реальные люди: Александр I, Кутузов, Наполеон, Сперанский, Барклай-де-Толли, Франц-Иосиф, Мюрат, Багратион, Аракчеев и многие другие. Как для вымышленных героев, так и для исторических у Толстого один критерий – нравственный.

Поэтому многие исторические личности показаны через мнение князя Андрея, именно он, умный, мыслящий, прозорливый, видит всё, что, может быть, не видят другие, которые находятся под давлением высокопоставленного человека и раболепного к нему отношения. Читая рассуждения автора, мысли главного героя, прежде всего мы знакомимся с Кутузовым и Наполеоном. Обычно тема «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона» даётся как подведение итогов при рассмотрении третьего тома романа. Это, конечно, возможно, если обучающиеся прочитали произведение полностью, но это бывает очень редко. При наличии нескольких видов анализа прозаического произведения авторы в работе чаще всего используют анализ развития действия. Он позволяет нам раскрывать образы героев постепенно по мере чтения эпопеи. Чтобы информация, поступающая из урока в урок, сохранялась, в тетради ведутся записи по образам на отдельных страницах. Например, «Дорога чести» Андрея Болконского» – в процессе работы записываются важные, судьбоносные события из жизни героя, а также цитаты, которые характеризуют героя в этот этап его становления. Причём мы даём нравственную оценку поступка героя, поэтому линия жизни получается не прямая, а кривая – своеобразная кривая с взлётами и падениями. В итоге студент, прочитав роман, не забывает содержание, а накапливает представление о герое и понимает, что у Л.Н. Толстого не может быть однозначной оценки героя. Нет деления на положительных и отрицательных, есть герои «любимые» и «нелюбимые», но причём «любимые» иногда показаны нелицеприятно, автор испытывает их на человечность, на способность понять душу простого русского человека. Точно так же мы поступаем, когда речь идёт об исторических личностях, конечно, не обо всех: это невозможно в отведённое планом учебное время. Но Кутузов, Наполеон очень важны, с нашей точки зрения, для понимания эпохи, изображённой писателем, философом и историком Толстым.

Пользуясь методом «вслед за автором», мы со студентами составляем по томам цитатный план, он позволяет проследить цепочку самых важных событий, связанных и с Кутузовым, и с Наполеоном. В первом томе Л.Н. Толстой показывает поход русских войск на территорию Австрии. Кстати, весь исторический материал нам представляют «архивариусы», которые опираются в своих выступлениях на учебник истории В.В. Артёмова и Ю.Н. Лубченкова. Смотр под Браунау (том 1, часть 2, глава 2) – один из первых эпизодов, знакомящих нас с генералом М.И. Кутузовым. Обращаем внимание, что смотр этот – его личная инициатива. Кутузов хотел показать австрийским генералам, в каком состоянии находится русская армия. После тяжёлого пути солдаты нуждаются в отдыхе, обмундировании, а главное, сапоги нужно менять. Командующий русской армией думает не о бездумном выполнении приказа, а о простых солдатах. «Кутузов прошёл по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых слов офицерам… а иногда и солдатам» [1, 2]. Следующий эпизод – военный совет перед Аустерлицким сражением (том 1, часть 3, глава 12). Старый генерал спит в вольтеровском кресле. Бывает иногда трудно направить современных ребят к ответу на вопрос, почему так происходит, редко кто из них сразу понимает мотив поступка героя. Методом проб и ошибок приходим к правильному ответу: опытный полководец понимает, что победа куётся не на таких советах, а на поле боя. Умудрённый опытом, Кутузов знает русского солдата и понимает, что простому человеку неясно, зачем он находится на чужой территории и почему должен погибать здесь. Солдат не готов нравственно, дух его слаб, поэтому полководец предсказывает поражение армии. «20 ноября (2 декабря) 1805 г. состоялось сражение при Аустерлице, в котором союзные войска потерпели страшное поражение» [3]. Далее мы заостряем внимание на эпизоде, как после этого сражения (том 1, часть 3, глава 19) Наполеон рассматривает убитых и раненых. Как можно трактовать такое поведение? Возможно ли его объяснить? Многие студенты ужасаются, не находя ответа на эти вопросы, и их можно понять. Но писатель продолжает, и мы понимаем, что только благодаря этому «рассматриванию» спасён Андрей Болконский, он, который до недавнего времени мечтал стать похожим на Наполеона, теперь увидел перед собой «маленького, ничтожного человека» [2, 4].

Второй том романа погружает нас в прекрасный мир семейных отношений, любви, но в то же время в мир ошибок, предательства. Мне кажется, что этот том читать студентам немного легче, чем другие. Однако будет непонятно дальнейшее повествование, если не вспомнить о Тильзитском мире между Россией и Францией, после заключения которого недавние враги стали братьями. Даже Николай Ростов, влюблённый в Александра I, мучается сомнениями в правильности этого мира. «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» [2, 4]. Правда, выпив две бутылки вина, герой заявляет, что «наше дело исполнять свой долг…». Подобное отношение к происходящему бессознательно испытывает и солдат Лазарев, которому Наполеон вручает орден Почётного легиона (том 2, часть 2, глава 21) [2, 4].

Третий том является самым важным в раскрытии образов Кутузова и Наполеона, так как с первых глав автор размышляет о начале войны между наполеоновской Францией и Россией «…началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (том 3, часть 1, глава 1) [2, 4]. В процессе работы над этим томом считаем нужным особенно внимательно прочитать главы, касающиеся Бонапарте: переправа польского уланского полка (том 3, часть 1, глава 2), приём русского дипломата Балашова (том 3, часть 1, глава 6). Перед нами убеждённый в своей непогрешимости Наполеон, спокойно наблюдающий, как на его глазах гибнут люди, «уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать» [2, 4]. Русская армия долго отступает, поэтому в русском обществе усиливается недовольство отступательной тактикой. В этот момент, по требованию общественности, Александр I принимает решение назначить главнокомандующим всеми армиями М.И. Кутузова. Именно сейчас ему как никогда нужны рядом надёжные и преданные люди, но он понимает Андрея Болконского, когда тот отказывается служить при штабе. В уста Болконскому писатель вкладывает такие слова: «…он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит» (том 3, часть 2, глава 16) [2, 4]. М.И. Кутузов внушает уверенность в победе не только Болконскому, но и всей армии, поэтому он неотделим от простых солдат, он один из них. Красноречиво показана эта близость в эпизоде молебна перед Бородинским сражением (том 3, часть 2, глава 21). Перед иконой Смоленской Богоматери Кутузов и солдаты равны. При этом автор обращает наше внимание на реакцию высших чинов на Кутузова, которые заметили его, в отличие от солдат и ополченцев. Кутузов естественен во всём, в отличие от Наполеона, в зависимости от обстоятельств играющего разные роли, например роль «любящего» отца. Важный момент – французский император перед портретом сына (том 3, часть 2, глава 26); Л.Н. Толстой пишет: «…сделал вид задумчивой нежности» [4].

Кульминационное событие – Бородинское сражение. Герои, Наполеон и Кутузов, ведут себя, как и всегда, по-разному. Император Франции активен: «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его» (том 3, часть 2, глава 28) [2, 4]. Но беда в том, что солдаты для него шахматы, которые можно переставлять по своей воле. Уверенный в патриотизме своих солдат, Кутузов внешне пассивен, но как горячо он спорит с Вольцогеном, когда тот утверждает, что сражение проиграно. «Как вы… как вы смеете!», «Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной земли русской» (том 3, часть 2, глава 35) [2, 4]. Толстой не скрывает своего отношения к Наполеону, мы с первых страниц понимаем, каково оно: полководец, несущий смерть и разорение, не имеет право называться великим. Но после Бородинского сражения писатель считает нужным показать героя другим: «Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго» (том 3, часть 2, глава 38) [2, 4]. Автор говорит, что он не хотел «ни Москвы, ни победы, ни славы», так подействовало на него увиденное: страшное, заваленное трупами русских и французов поле Бородина. Если так реагирует Наполеон, на мгновение потеряв контроль над собой, то становится ясна реакция простых французов. Л.Н. Толстой далее рассуждает, какой может быть победа, и приходит к выводу, что «нравственная сила французской, атакующей силы была истощена» (том 3, часть 2, глава 39) [2, 4]. Окончательная победа русских неизбежна, нужно только время, что и понимает мудрый Кутузов, зная, что смертельно раненное животное возвращается умирать в своё логово. Все усилия его теперь направлены на сбережение жизни русских солдат, поэтому он принимает на совете в Филях решение: «…я – приказываю отступление» (том 3, часть 3, глава 4) [2, 4]. Его главный оппонент Бенигсен, говоря насквозь фальшивые слова о патриотизме, считает, что Москву нужно защищать до последнего. Но перед этими пламенными речами мы читаем о нём: «Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции» (том 3, часть 3, глава 4) [2, 4]. Естественно, что всё, им сказанное далее, это позёрство и фальшь. Поведение Бенигсена очень перекликается с поведением Наполеона на Поклонной горе (том 3, часть 3, глава 19). Он ждёт депутацию с ключами от Москвы, мечтая о том, как благородно он поступит с городом, с людьми, с «боярами», но её нет. «…Своим актёрским чутьём чувствуя», что ожидание затянулось, он отдаёт приказ о вступлении в этот «азиатский» город (том 3, часть 3, глава 19). Москва пуста, с лёгким сарказмом Толстой пишет по-французски: «Не удалась развязка театрального представления» (том 3, часть 3, глава 20) [2, 4].

В процессе работы мы вспоминаем из истории, что было дальше: грабежи, разложение армии, побег императора. Толстой вступает в полемику с историками, которые оправдывают Наполеона, защищают его. «Даже этот последний проступок бегства, на языке человечества называемый последней степени подлости, которой учится стыдиться каждый ребёнок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». И заканчивает очень известной фразой: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (том 4, часть3, глава 18) [2, 4]. Мы замечаем со студентами, что иногда автору как будто наскучивает какой-то герой, он теряет к нему интерес, так было с Элен, так повторяется с Наполеоном. Поэтому он просто исчезает со страниц романа. Что же происходит с Кутузовым? Александр I был недоволен старым полководцем, но продолжал оказывать ему все внешние почести. Взгляды на дальнейшее течение войны этих людей расходились. Александру I нужна слава европейского освободителя, Кутузов же свою миссию выполнил – защитил Россию от врага. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. Он умер» (том 4, часть 4, глава 11) [2, 4]. На этой фразе заканчивается кропотливая работа над текстом, теперь составлять сопоставительный анализ намного легче. Мы уже не занимаемся окололитературным разговором, а точно знаем, что из чего следует, рассматриваем внешний и внутренний портрет героев, их отношение к простым солдатам, к родине, цели, которыми они руководствуются.

Далее мы можем поговорить о философском вопросе – роль личности в истории. Очень часто можно прочитать о том, что отношение Л.Н. Толстого к историческим личностям предвзято. «Толстому чуждо гегелевское возвышение "великих личностей" над массами, и Наполеон в его глазах – индивидуалист и честолюбец…» [5]. Мы вспоминаем, что писатель работал над романом шесть лет, за это время его мировоззрение и само творчество меняются, на момент окончания работы ему уже сорок один год. Его субъективное отношение и к Наполеону, и к Кутузову таково: никакая личность, даже самая гениальная, не может влиять на ход истории, он сводит задачу исторической личности лишь к следованию за событиями. Когда мы приходим к этому умозаключению, обязательно в каждой группе найдётся студент, который вспомнит о единоличном решении Кутузова об оставлении Москвы. Получается, что Толстой сам себя опровергает? В результате совместного обсуждения приходим к мысли: нет, это решение было не только его, но и народа. Просто на военном совете его окружали люди, далёкие от народа. Его взгляд в обстановке военного совета представляет девочка Малаша, которая следит с печки и во всём соглашается с «дедушкой». Значит, по мысли Толстого, Кутузов высказывает лишь то, что думают миллионы.

В заключение хотелось бы сказать, что мы сторонники кропотливой работы с текстом, когда мы рассматриваем и другие темы при изучении произведения. Большая работа над эпопеей заканчивается игрой «Умники и умницы». Она проводится по принципу телевизионной игры: дорожки, возможность выбора дорожки в зависимости от результата выступления перед раундом, несколько направлений вопросов. В результате от каждой группы выступает по три человека, показывая свои знания, своё видение этого произведения. За несколькими минутами удовлетворения от своей работы, когда студенты радуют ответами, приходит понимание, что нужно ещё работать и работать, чтобы твоё любимое произведение стало любимым хотя бы ещё несколькими твоими студентами.