Как известно, в наше время активно идет модернизация образования: она коснулась всех уровней образовательного процесса, в том числе и дошкольного образования с введением в действие ФГОС дошкольного образования, в котором были сформулированы основные требования как к структуре и содержанию основной программы детского сада, так и к условиям ее реализации. Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям стандарта, направленным на развитие дошкольного образования, необходимо как можно более активно внедрять в работу образовательных учреждений инновации, как педагогические, так и управленческие. Одной их таких инноваций является проектное управление дошкольного образовательного учреждения. Понятие «проектнaя деятельность» взаимосвязано с такими понятиями, как [1, c. 322]:
- «проектное управление» – метод управления, который направлен на достижение ранее поставленной цели и результата, разработки проекта при ограниченном времени;
- «проектирование» – это процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния;
- «проектная деятельность» – это деятельность, направленная на решение проблем, сформулированная самими педагогами.
В исследованиях таких учёных, как П.И. Третьяков, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев и др., высказано, что дальнейшее развитие невозможно без качественного изменения характера профессиональной деятельности педагога в проектной деятельности.
Опираясь на исследования Н.А. Виноградова и Н.В. Микляевой, проектное управление понимают, как управление дошкольным образовательным учреждением в условиях инновационного режима функционирования, опирающееся на методы разработки и внедрения управленческих проектов и предполагающее обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики [2, 3].
B сфере дошкольного образования такими исследователями, как С.В. Кузнецова, Л.Н. Прохорова, Т.П. Колодяжная, были предприняты попытки обoбщения, рассмотрения вопросов о роли прoектирования в работe в дошкольном образовательном учреждении: структура проектирования и проектирование программ дошкольного развития [3, c. 184].
Чтобы соответствовать требованиям высокого стандарта, направленным на дальнейшее развитие дошкольного образования, необходимо как можно чаще внедрять в свою работу в образовательных учреждениях современные инновации, как управленческие, так и педагогические [4]. Одной из современных инноваций является управление проектной деятельностью педагогов в ДОО.
Несмотря на многообразие исследовательских данных, проблема управления проектной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях на практике не была решена. Так как проблема управления проектной деятельностью педагогов образовательного учреждения требует от современного руководителя или педагога эффективности, постоянной активности, вовлеченности каждого педагога в образовательный процесс, а также творческого потенциала и поиска и т.д. [5, c. 91]. Но в наше время информатизации недопустимо работать по традиции, потому что проблема введения данной новой формы работы в практику детского сада на сегодняшний день актуальна.
Проблемы актуальности исследования следующие:
1. Несмотря на достаточное исследование управления проектной деятельностью, отмечается отсутствие единого подхода к управлению проектной деятельностью педагогов в условиях ДОО.
2. Мало обобщены преимущества создания организованных образовательных условий профессионального роста и развития педагога в проектной деятельности и система их распространения.
3. Не разработана такая технология управления, которая будет направлена на повышение активности и вовлеченности современных педагогов в проектную деятельность.
Исходя из проблем исследования, выявили цель: теоретическое обоснование, создание и реализация проектной деятельности в рамках педагогических условий, которые повысят эффективность данного управления проектной деятельностью педагогов ДОО.
Из цели данного исследования определены главные пункты задач:
1) выявление проблемы внедрения данного исследования деятельности педагогических проектов;
2) рассредоточение основных свойств проблемы управления проектной деятельностью, которые гарантируют вероятность ее внедрения в практику педагогов детского сада;
3) конструирование, теоретическое обоснование и представление проекта по управлению проектной деятельностью педагогов ДОО.
Объектом исследования является проектная деятельность педагогов ДОО.
Предметом исследования будет являться процесс управления проектной деятельностью педагогов ДОО.
Эффективное управление проектной деятельностью педагогов ДОО будет действенным, если:
- отражена специфика в управлении проектной деятельностью педагогов ДОО;
- организована специфика управления, в которой осуществление направлено на увеличение активности и вовлеченности педагогов по данной проблеме исследования;
- усовершенствованы, выявлены и организованы те условия, которые направлены на развитие педагогов в проектной деятельности ДОО.
Материалы и методы исследования
Для исследования уровня мотивации педагогов ДОО к проектной деятельности были использованы следующие методики исследования:
1. «Анкетирование на определение мотивации педагогов к проектной деятельности», модифицированная методика изучения мотивов деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина.
2. «Шкала оценки потребности в дости- жении».
3. «Психометрическая проверка методики диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у педагогов».
Для выявления уровня мотивации и вовлеченности педагогов дошкольной организации к проектной деятельности были использованы ниже следующие уровни показателей:
Низкий уровень показателя – разбирается в операциях, последствиях, работает по порядку действий, справляется с разными технологическими процессами, не активен в принятии решений во время создания и использования инновационного проекта, не имеет рефлексивную позицию, осложнено ведение публичных дискуссий, не умеет отстоять свою позицию и точку зрения, осуществлять организованность в команде, в работе по командам, в большей мере выполняет роль слушателя.
Средний уровень показателя – организует образовательный процесс, эффективно использует весь набор различных форм, методов и способов деятельности для выявления решений проблем в различных меняющихся ситуациях. Быстро ориентируется в различных условиях, владеет конкретными способами эффективного создания продукта и реализации его разработки, ставит цель, выбирает формы, методы, максимально оценивает свой результат. Действенно участвует в своей команде: способен выявлять проблему, выслушать точку зрения других участников проекта, умеет вести рассуждение, умеет отстаивать свою точку зрения, организовать взаимопомощь в команде.
Высокий уровень показателя – самостоятельно выявляет цель и решение проблемы проекта не только на целесообразном, стратегическом, но и на эффективном уровнях.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 89 «Парус» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Приняли участие в исследовании 18 педагогов дошкольного образовательного учреждения. Данное исследование проводится в естественных для педагогов условиях и включает в себя три этапа:
- Начальная стадия исследования (выбор методик исследования и осуществление диагностики по выявлению стимула педагогов к проектной деятельности).
- Формирующая стадия исследования (организация проекта по стимулированию педагогов к проектной деятельности ДОО; реализация диагностического эксперимента).
- Завершающая стадия исследования (окончательное диагностическое исследование по выявлению уровня стимула педагогов к проектной деятельности после внедрения необходимых форм работ).
Целью начальной стадии исследования является выявление уровня стимула и вовлеченности педагогов к проектной деятельности.
Для проверки показателя стимула и вовлеченности педагогов в образовательную деятельность, с целью улучшения системы управления проектной деятельностью педагогов в дошкольной образовательной организации была сформирована анкета по раскрытию уровня стимула и вовлеченности педагогов.
Перед диагностикой педагогам были предложены анкеты и даны четкие указания по их заполнению. Педагоги ознакомились с материалом, задали вопросы в затруднительных моментах и приступили к заполнению анкет. Затем проводилось изучение ответов и выставление баллов.
Анализ результатов исследования выявил, что 8 педагогов (44 %) находятся на высоком уровне и владеют активно проектным методом в своих работах, а также используют проектную деятельность в работе с детьми: они сами активно выявляют цель, проблему, задачи управления проектной деятельности не только на стратегическом, на эффективном, но и на тактическом уровне.
6 педагогов (33 %) имеют средний уровень мотивации к проектной деятельности: создают технологический процесс, который эффективно организуют на практике, применяя все имеющиеся формы и методы в своей образовательной деятельности для решения поставленных задач и проблем в современных условиях. Быстро ориентируются в изменяющихся условиях, применяют различные способы для эффективной организации различных задач и в эффективном построении их реализации сами ставят цель, выбирают методы и средства, оценивают результат критически. Активно работают в командах: педагоги способны понимать, высказывать и принимать точку зрения других педагогов, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения.
4 педагогов (22 %) находятся на низком уровне: выполняют действия, некоторые операции, могут работать по алгоритму, выполняя некоторые отдельные технологические операции, особо не участвуют в решении проблем в процессе разработки и реализации инновационного проекта, особо не владеют рефлексивными умениями, педагоги затрудняются участвовать в дискуссиях, не умеют высказывать и тем более отстаивать свою точку зрения, а также организовать взаимодействие в своей команде, а больше выполняют роль слушателя.
Сделав анализ и обобщив данные, которые нами представлены выше, можно сделать вывод о том, что наблюдаются некоторые проблемы, которые взаимосвязаны со стимулом и современным подходом педагогов к инновациям, к проектной деятельности. Поэтому, чтобы решить проблему, в первую очередь с вовлеченностью и стимулом педагогов дошкольной образовательной организации к проектной деятельности, будет важна комплексная, а также целенаправленная работа педагогов. В современное время продуктивное и высококачественное управление проектной деятельностью педагогов должно зависеть не только от точного обнаружения и определения целей, проблем, и решений в реализации этого проекта, но и от имеющихся эффективных, современных и инновационных, а также сочетаемых методов, средств и форм управления деятельности. Исходя из этих выявленных результатов диагностики исследования, авторы разработали проект, который в большей мере гарантирует высокую эффективность, тем самым приведет к увеличению развитии педагогов в процессе управления проектной деятельностью и вовлеченности самих педагогов дошкольной образовательной организации.
Целью данного разработанного проекта по организации управления проектной деятельностью педагогов ДОО является реализация организационно-педагогических условий, нацеленных на достижение ожидаемого результата: высокая эффективность увеличения стимула и вовлеченности педагогов детского сада к проектной деятельности, реализация организационно-педагогических ситуаций для высокой эффективности профессионального развития в проектной деятельности педагога в ДОО и способов их реализации.
Начнем с описания сущности управления проектной деятельностью педагогов дошкольной образовательной организации, при котором учитывают открытость содержания её каждых этапов. Соответственно, при реализации проекта в рамках нашего исследования определяем специфику управленческой деятельности, а именно проектной. В соотношении с этим нами реализуются следующие задачи:
- установить четкую цель, которая нацелена на прогнозируемый в конце результат;
- подобрать эффективные методы, средства, формы и способы, что в большей мере будет гарантировать реализацию цели;
- найти причины и выявить решения для преимущественного результата достижения завершающего результата.
Конечным результатом проведенной работы по повышению управления проектной деятельностью педагогов в первую очередь будет основываться вовлеченность и повышенный стимул педагогов в данной деятельности.
Подробное описание определенной сущности управленческой деятельности педагогов дошкольной образовательной организации ориентировано на полное раскрытие содержания её различных стадий. Особенности стадий при реализации проекта желательно соотнести с сущностью управления и, в зависимости от его состояния, с преимуществом свершения прогнозируемых конечных целей в его внедрении. Соответственно, на цели устойчивого развития нашего исследования будет основываться суть управленческой деятельности. В соотнесении с вышесказанными нами будут организованы ниже перечисленные задачи:
- установить четкую цель, которая нацелена на прогнозируемый в конце результат;
- подобрать эффективные методы, средства, формы и способы, что в большей мере будет гарантировать реализацию цели;
- нахождение причин и выявление решений для достижения результата.
Проект построен с опорой на следующие принципы:
- принцип научности (учет современных достижений науки и практики);
- принцип целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
- принцип целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов).
Данный проект по технологии управления проектной деятельностью педагогов представляет собой поэтапный процесс, который осуществляется по четырем взаимосвязанным между собой этапам: подготовительный, диагностический, организационный, оценочно-результативный.
Содержание проекта:
I этап – подготовительный (октябрь 2019 – апрель 2020 г.):
- Определение темы магистерской диссертации.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Подбор методики исследования по выявлению уровня мотивации и вовлеченности педагогов к проектной деятельности ДОО.
II этап – диагностический (март – октябрь 2020 г.). Проведение методик исследования и выявления уровня вовлеченности и мотивации педагогов в проектную деятельность:
- Выявление потребностей и мотивов современных педагогов ДОО к разработке проектов в рамках проектной деятельности, активного интереса к решению поставленных задач в проектах, активно принимать участие во взаимодействии в командных работах.
- Выявление уровня знаний педагогов в области инноваций, в проектной деятельности, рефлексивных, коммуникативных и проектных умений.
III этап – организационный (ноябрь 2020 – апрель 2021 г.):
Представляем основные примерные формы развития мотивации педагогов, такие как семинар-погружение, семинар-проблематизация, педагогическая мастерская, проектный семинар, методологический семинар, семинар-рефлексия. Эффективность развития педагогов внутри детского сада позволяет раскрыть и выявить потенциал технологии проектного управления, учитывая их конкретные потребности.
Анализ управленческой деятельности педагогов позволил нам разработать следующие взаимосвязанные между собой формы обучения основам проектной деятельности:
- семинар-погружение, выбор темы исходя из интересов, выявление цели;
- семинар-проблематизация, обоснование проблемы и ее решений;
- проектировочная мастерская, определить способы и приемы для решения проблемы;
- проектный семинар, разработка образовательного проекта;
- методологический семинар, выявление разных подходов к разработке проекта;
- семинар-рефлексия, вывод и анализ по разработке проекта на разных этапах его реализации.
Мы полагаем, что совокупность указанных действий и привлечения внимания к проекту позволят обеспечить своевременное выполнение поставленных задач и в конечном счёте способствуют эффективному достижению конечной цели.
Процесс реализации данного проекта позволит эффективно решить поставленные задачи: реализовать в детском саду стратегию инновационного развития, повысить уровень вовлечённости и мотивации педагогов в проектную деятельность, организовать условия для частого использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, данная работа позволяет к конечному результату проекта с помощью вышеперечисленных развивающих семинаров получить реальные продукты, которые педагоги будут использовать в своей профессиональной деятельности и деятельности дошкольного образовательного учреждения.
IV этап – оценочно-результативный (апрель – май 2021 г.):
- диагностика уровня мотивации и вовлеченности педагогов в проектную деятельность ДОО;
- выявление динамики уровня развития мотивации педагогов к проектной деятельности ДОО;
- оценка эффективности проекта;
- презентация обобщённых результатов реализации педагогического проекта.
Заключение
В результате целенаправленной и систематической работы по управлению проектной деятельности педагогов добьемся положительных результатов в работе по данной теме, надеемся на динамику уровня развития мотивационной готовности педагогов к проектной деятельности, организовать процесс управления, чтобы эффективно применять весь комплекс вышеупомянутых методов, средств, форм в процессе работы для успешного результата поставленных перед собой конкретных целей и задач в наше современное к меняющимся условиям. Педагог будет стремительно осваивать новую информацию в современном обществе, обладать всеобщими способами правильной формулировки реализации проекта и разработки его логичного чередования: поставить четкую цель, сделать подборку форм, методик, средств, технологий работы, четко сделать анализ результата. Активно будет внедряться и работа в команде, где будут понимать членов команды, воспринимать разные позиции и мнения других членов команды, организовать обсуждения по разным темам, уметь защищать свою четкую позицию и, самое главное, уметь работать в команде, помогать членам своей команды. Правильно выявить четкую цель проекта не только на концептуальном, но и на функциональном уровне. Таким образом, особенностью управления проектной деятельностью педагогов ДОО является результат, реализация функции развития дошкольной образовательной организации на основе внедрения инноваций, увеличение показателей активности в внедрении проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе своих работ.