В последние годы явственно наметилась тенденция возрождения интереса к среднему профессиональному образованию и роста его востребованности среди современной молодёжи. В данных условиях образовательные организации СПО нацелены на повышение качества осуществляемой ими профессиональной подготовки как условия сохранения и преумножения контингента обучающихся. В этой связи значимой задачей системы СПО становится подготовка будущих профессиональных кадров, успешно адаптированных к перманентно изменяющимся условиям рынка труда. Решение данной задачи начинается с педагогического обеспечения успешной адаптации студентов к особенностям образовательного процесса колледжа.
Обучающийся колледжа, вчерашний подросток 15–16 лет, переступая порог колледжа, осваивает новую для него социальную роль студента. Принципиально новыми моментами для обучающихся колледжа являются изменившиеся образовательные технологии, рост предъявляемых педагогических требований, усиление учебной нагрузки, внедрение модульно-рейтинговой оценки успеваемости, а также необходимость самостоятельно планировать своё учебное время и досуг.
Адаптация у обучающихся к образовательному процессу колледжа происходит по-разному. Одни без каких-либо проблем добиваются успехов в учебной деятельности и высокого статуса в коллективе сверстников. У других студентов процесс адаптации существенно затягивается. Несмотря на закономерный характер адаптационного процесса, на его эффективность можно повлиять и ускорить посредством целенаправленной организации педагогического обеспечения данного процесса.
Цель исследования: определить сущность и особенности педагогического обеспечения в системе деятельности по адаптации обучающихся колледжа.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ педагогической литературы и документации колледжа (планов учебной работы, программ и фондов оценочных средств), а также метод логических обобщений.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема педагогического обеспечения в системе образовательной деятельности нашла свое отражение в работах (Ю.О. Кустикова, А.А. Пожарский, И.В. Протасова, Е.В. Сечкарёва, М.Ю. Стецевич, Н.М. Филиппова, Н.Ю. Шепелева и др.). Само понятие «обеспечение» в педагогической науке используется сравнительно недавно. Значимое место в разработке проблематики собственно педагогического обеспечения занимают следующие, определяющие сущность данного понятия, концепции: социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова, А.Ф. Драничников, О.Л. Ерёмина, В.В. Измайлова, А.И. Кивилевич, Т.Е. Коровкина, Т.А. Самолыга, А.И. Тимонин, Ю.В. Яковлева и др.); педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.); а также социально-педагогического и педагогического сопровождения (И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, М.И. Рожков, Г.И. Симонова, М.В. Шакурова, А.Л. Уманский и др.).
Термин «педагогическое обеспечение» в целом ряде исследований определяется одновременно как процесс и результат педагогической деятельности, направленной на достижение заданной цели и включающей в себя активизацию как личностных, так и институциональных ресурсов (Я.А. Амвросьев, А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, И.В. Протасова, Т.В. Стедюк, Т.А. Строкова, А.И. Тимонин, Н.Ю. Шепелева).
В качестве объекта педагогического обеспечения в современных научных исследованиях выступают:
- предупреждение и ликвидация неуспеваемости обучающихся в учебных заведениях различных типов и ступеней (Ч. Куписевич);
- социальная работа с семьёй (В.С. То- рохтий);
- подготовка учителей (С.Л. Болотова);
- общественная самоорганизация учащейся молодёжи (Н.М. Филиппова);
- адаптация обучающихся на первом курсе обучения в колледже (Т.Е. Коровкина);
- развитие субъектности обучающегося (И.А. Гусева);
- процесс социального воспитания в загородном центре (А.И. Кивилевич);
- преодоление социальной индифферентности обучающихся колледжей и вузов (Ю.О. Кустикова) и др.
Анализ научной литературы позволил определить ряд исследовательских подходов к выявлению сущности понятия «педагогическое обеспечение». Так, например, такие исследователи, как Л.М. Бочкова, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, В.В. Измайлова, В.В. Кузнецов, А.И. Кивилевич, Т.Е. Коровкина, Е.В. Лигновская, М.А. Райкина, И.С. Рыбина, А.И. Тимонин, Г.В. Чекмарёв и др., рассматривают педагогическое обеспечение с позиции ресурсного подхода, определяя его как управление функционированием и развитием системой совокупности ресурсов, используемых в ходе реализации образовательного процесса.
Целый ряд авторов рассматривают феномен педагогического обеспечения как совокупность (систему) определённых мер (С.Л. Болотова, Л.В. Коптяева, Ч. Куписевич, Е.В. Титова, В.С. Торохтий, Е.М. Харланова, В.Т. Юсов и др.). Например, Е.М. Харланова, рассматривая проблему педагогического обеспечения развития социальной активности обучающихся в образовательном процессе колледжа, определяет его как «целостную систему мер по созданию условий, средств, способов для перевода потенциала образовательного процесса в реальные возможности развития социальной активности и их реализацию студентами в соответствии с личными потребностями, возможностями и социальными требованиями с целью освоения и проявления студентами во взаимодействии с социальной средой своего потенциала и преобразования окружающей среды в социально значимом направлении» [1, с. 213].
В свою очередь, ряд учёных (В.В. Измайлова, Ю.В. Яковлева) определяют педагогическое обеспечение как вид профессиональной педагогической деятельности, включающий в себя одновременную активизацию институциональных и личностных ресурсов. Так, например, в исследованиях В.В. Измайловой под педагогическим обеспечением понимается «специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса» [2, с. 11]. Самолыга Т.А. также определяет педагогическое обеспечение как «особый вид педагогической деятельности по целесообразному использованию реальных и латентных ресурсов образовательной среды, учебно-воспитательного процесса с привлечением системной совокупности педагогических средств и созданием условий для их реализации» [3, с. 189].
Как педагогическая система, включающая совокупность условий, форм, методов и средств, педагогическое обеспечение рассматривается А.В. Бедарёвой, Н.В. Кавкаевой, П.П. Ростовцевой, И.А. Ушаковым. В ряде исследований педагогическое обеспечение понимается как содействие (помогающие действия) в актуализации и реализации ресурсных возможностей личности, её активности за счёт рационального использования педагогических средств, организации помощи и поддержки (О.В. Болтыков, Е.В. Князева) и др.
Содержание деятельности по педагогическому обеспечению, как отмечает целый ряд авторов (А.В. Афанасьев, Л.М. Бочкова, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, Т.Е. Коровина, Т.А. Самолыга, А.И. Тимонин и др.), предполагает разрешение имеющегося противоречия между наличием ресурса и актуализацией его потенциальных или реальных возможностей, которые способны, при определённых условиях, перейти в состояние средств решения стоящих педагогических задач.
Анализ литературы позволяет сформулировать рабочее определение понятия «педагогическое обеспечение адаптации обучающихся». Под педагогическим обеспечением адаптации обучающихся колледжа в данном исследовании понимается вид профессиональной деятельности по активизации личностных и институциональных ресурсов образовательной организации, необходимых для эффективной адаптации студентов к образовательному процессу колледжа и развития их адаптационного потенциала.
Педагогическое обеспечение в системе деятельности по адаптации обучающихся колледжа имеет свою специфику, связанную как с изменениями внешних условий, так и внутренних – вхождением в ранний юношеский возраст, актуализирующий проблему профессионального и личностного самоопределения и усложняющий протекание адаптационных процессов.
При всей целостности процесса адаптации студенты-первокурсники в образовательном процессе колледжа наиболее часто испытывают затруднения именно в учебно-познавательной деятельности [4; 5]. Трудности с учебно-профессиональной адаптацией могут возникать из-за сомнений студента в правильности выбранной специальности. Подобного рода сомнения появляются, когда неверно сформировавшаяся модель будущей профессиональной деятельности сталкивается с реальностью, что требует специальной работы по обеспечению профессионального самоопределения студентов.
Одновременно целесообразно вспомнить, что учебная деятельность имеет определенную структуру. Значимое место в её структуре занимает мотивация. Так, говоря об учебной деятельности обучающихся колледжа с позиции её результативности, прежде всего, нужно отметить, что «успешные» и «неуспешные» студенты в значительной мере отличаются друг от друга не столько по уровню интеллекта, сколько по своей мотивации. Особое место в мотивации к учебно-профессиональной деятельности обучающихся занимают учебно-познавательные мотивы (Д.Б. Эльконин), формирование которых во многом способствует эффективности учебной работы, её целесообразности и осмысленности. Формирование у студентов колледжа учебно-познавательных мотивов является важнейшей составляющей педагогического обеспечения учебно-профессиональной адаптации студентов. Следующий компонент учебной деятельности обучающихся представляет собой учебную задачу, т.е. систему заданий, выполнение которых позволяет им освоить наиболее общие способы действий. Применительно к профессиональной подготовке – способы действий, формируемые через решение учебно-профессиональных задач. Не менее важное место в структуре учебной деятельности занимает контроль. На начальном этапе обучения в колледже значительная роль в осуществлении контроля учебной деятельности принадлежит преподавателю. Для успешной учебно-профессиональной адаптации студентов очень важно, чтобы у них сформировались навыки самоконтроля и рефлексии учебной деятельности. Без них невозможна полноценная учебная деятельность. В этой связи обучение контролю и самоконтролю является одной из важных и сложных педагогических задач в системе деятельности по педагогическому обеспечению успешной учебно-профессиональной адаптации.
С целью преодоления затруднений студентов в учебно-познавательной деятельности и педагогического обеспечения успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся колледжа целесообразно:
- проведение психодиагностики, направленной на выявление мотивов выбора профессии, а также профессиональных интересов, склонностей, направленности личности;
- формирование у студентов устойчивых учебно-познавательных мотивов;
- исследование уровня учебно-профессиональной адаптированности обучающихся колледжа и на этой основе определение «группы риска»;
- ознакомление обучающихся с особенностями организации учебного процесса в образовательных организациях профессионального образования;
- формирование в процессе обучения у студентов-первокурсников навыков самостоятельной работы;
- широкое использование методов активного и интерактивного обучения, стимулирующих познавательную активность студентов;
- индивидуализация образования посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута студента и др.
Наряду с учебно-профессиональной адаптацией, обучающиеся первого курса колледжа испытывают целый ряд трудностей социально-психологического характера, преодоление которых составляет содержание социально-психологической адаптации студентов [6; 7].
Социально-психологические трудности, которые возникают у обучающихся, касаются перестройки сложившихся привычек и навыков коммуникативного взаимодействия. Студентам-первокурсникам приходится заново самоутверждаться в новом коллективе, устанавливать новые связи и контакты как со сверстниками, так и преподавателями колледжа. У целого ряда студентов меняется место жительства (они приезжают на учебу из районов области, из других городов страны), прежний образ жизни и большая часть социального окружения. В этой связи происходит довольно резкий переход к самостоятельной взрослой жизни, проявляющейся в необходимости решать материальные проблемы, заниматься самообслуживанием, нести ответственность за распределение времени и финансов. На почве учебно-профессиональных затруднений у обучающихся колледжа возникают сомнения в своих силах и способностях, а также страх перед первой сессией, боязнь отчисления и многое другое. Всё это создаёт необходимость в педагогическом обеспечении успешной социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
С целью преодоления вышеназванных затруднений и педагогического обеспечения успешной социально-психологической адаптации обучающихся колледжа необходимо:
- исследование уровня социально-психологической адаптированности обучающихся колледжа;
- изучение психологического состояния обучающихся в процессе адаптации;
- разработка и проведение тренинговых занятий, способствующих созданию благоприятного климата в учебной группе, повышению уровня самооценки обучающихся, а также снижению уровня тревожности и формированию навыков саморегуляции психоэмоционального состояния;
- развитие навыков межличностного общения в новой учебной группе;
- помощь в установлении и дальнейшем поддержании социального статуса «обучающийся» в группе;
- комплекс мероприятий, направленных на формирование коллектива студенческой группы как среды адаптации обучающихся.
Кроме того, необходимо помнить, что процесс адаптации студентов колледжа протекает ступенчато. Поэтому назначение педагогического обеспечения заключается не только в актуализации возможностей образовательного процесса и субъектов педагогической деятельности, но и в создании условий, стимулирующих различные виды активности обучающихся и способствующих возрастанию их субъектности. Все вышеперечисленные мероприятия по педагогическому обеспечению успешной адаптации студентов направлены одновременно на развитие внутреннего фактора, определяющего успешное протекание адаптационных процессов – адаптационного потенциала личности, включая формирование у студентов моделей продуктивного адаптивного поведения в условиях колледжа [8].
Заключение
Таким образом, педагогическое обеспечение адаптации обучающихся колледжа, как вид профессиональной деятельности по активизации личностных и институциональных ресурсов образовательной организации, выступает важнейшим условием успешного разрешения студентами-первокурсниками целого ряда затруднений учебно-профессионального и социально-психологического характера, способствуя эффективной адаптации студентов к образовательному процессу образовательной организации СПО. Педагогическое обеспечение адаптации обучающихся колледжа нацелено на активизацию личностного адаптационного потенциала студента как субъекта адаптационного процесса, способствуя его становлению в роли специалиста, успешно адаптированного к постоянно меняющимся условиям рынка труда и профессиональной деятельности.