Вопрос инклюзии для технических университетов является особо значимым и непростым в реализации. Подготовка профессионалов инженерно-технического профиля изначально является достаточно трудоемкой как для самих преподавателей высшей школы, так и для обучающихся. Образовательная программа насыщена дисциплинами естественнонаучной и сугубо технической направленности, предполагает работу в лабораториях со специальным оборудованием, техникой, тренажерами и нацелена на организацию практической подготовки студентов в условиях производства. Поэтому технические вузы не пользуются популярностью среди абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, так как для многих из них препятствием могут оказаться медицинские противопоказания.
Однако в каждой профессии можно найти свою нишу, например, сконцентрировав свои интересы на научно-исследовательской деятельности, изобретательстве и рационализаторстве, учебно-методической работе и т.п. На производстве также востребованы работники, которые занимаются документоведением, информационными технологиями и программированием, экономическими расчетами.
Поэтому еще на этапе школьного обучения очень важно грамотно проводить профориентационную работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью, показав направления применения их умственных и физических возможностей с учетом имеющейся нозологии. А организации высшего образования должны изначально работать в тесной связке со школами, родителями, общественными организациями в этом направлении.
Целью исследования является разработка на основе результатов эмпирического исследования характеристик личностной успешности адаптационной дисциплины «Психология личностной успешности» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, обучающихся по адаптивным образовательным программам в техническом университете.
Материалы и методы исследования
При подготовке статьи был применен комплекс взаимодополняющих методов и методик. Это общенаучные методы: теоретический анализ научных источников, отражающих состояние изученности проблемы личностной успешности, а также инклюзивного образования в высшей школе, теоретическое моделирование. Учитывались результаты проведенного ранее эмпирического исследования ценностно-смысловых и эмоционально-волевых характеристик личностной успешности на студенческом выборе в количестве 215 человек, в ходе которого использовались: включенное наблюдение, метод экспертного опроса, контент-анализ, комплекс психодиагностических методик, методы визуализации эмпирических данных. Результаты эмпирического исследования обрабатывались методами математико-статистического анализа: описательные статистики, F-критерий Фишера (однофакторный дисперсионный анализ ANOVA), факторный анализ по методу «главных компонент» с varimax-вращением Г. Кайзера [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывают исследования последних лет (О.А. Денисова, В.З. Кантор, В.О. Коренева, О.Л. Леханова, Т.Н. Матанцева, Е.В. Михальчи, И.Н. Шувалова и др.), студенты с инвалидностью и ОВЗ имеют свой специфический жизненный опыт, отличный от сверстников. Поэтому у них возникают определенные трудности в адаптации к новой образовательной организации, в освоении компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности, в общении с однокурсниками, а неуверенность в себе еще и усиливает эти проблемы.
В результате теоретического осмысления и эмпирического изучения авторами проблемы ценностно-смысловых и эмоционально-волевых характеристик в структуре личностной успешности [1] была разработана учебная программа адаптационной дисциплины «Психология личностной успешности» для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и изданы методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по указанной дисциплине.
Развитие успешности происходит через социальные институты, и среда университета для этого является достаточно благоприятной, так как студенческий возраст – это период личностного и профессионального самоопределения, актуализации саморазвития, решающая фаза формирования мировоззрения.
Концепция предлагаемой учебной дисциплины базируется на представлении, что успешность является ценностной категорией, поскольку в понимании человеком своей успешности в одной или нескольких жизненных сферах формируется его представление о собственной жизни вообще. В нашем исследовании под личностной успешностью мы понимаем совокупность проявлений ценностно-смысловых и эмоционально-волевых характеристик личности, взаимосвязанных с принятым эталоном жизнедеятельности, отражающих положительный результат деятельности, направленной на достижение значимой цели и смысла, приводящих к ощущению гармонии с миром и самим собой. Избираемый эталон жизнедеятельности (витальный, социальный или экзистенциальный) выступает психологическим фундаментом успешности. Через него закладывается модель желаемого будущего, в соответствии с которой формулируются цели, избираются средства и способы их достижения, принимаются решения в различных жизненных ситуациях. С другой стороны, ориентация на определенный эталон жизнедеятельности сказывается на субъективном понимании личностью феномена «успех» и выстраивании собственной траектории по его достижению («индивидуальный успех», «совместный успех» или «успех на благо других») [2, 3]. Для личности критерием достижения успешности выступает удовлетворенность собой и своей жизнедеятельностью.
Профессиональным психологам хорошо известно, что психологический настрой и подготовка во многом обеспечивают вероятность успеха. Субъективное представление человека о его психологических качествах и поведении способствует эффективному выполнению профессиональной деятельности. В свою очередь, достигнутые цели уточняют и конкретизируют эталон, поэтому, влияя на постановку человеком целей, можно корректировать и эталоны его жизнедеятельности, тем самым влияя на образы будущего и модели их реализации.
Предлагаемая факультативная дисциплина разработана для улучшения адаптационных возможностей студентов с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и др.), обучающихся в техническом университете. В ней заложена идея формирования рефлексивной позиции личности, которая обеспечивает возможность адекватной оценки и эффективной реализации имеющегося у обучающегося потенциала личностной успешности. Важно, чтобы у студента сформировалась психологическая установка к принятию ответственности, к активной позиции в определении собственных жизненных целей и перспектив с учетом ограничений здоровья, требований профессии, имеющихся способностей и личностных качеств, реального состояния рынка труда, а также осознание альтернативы собственного личностного и карьерного развития, как внутри избранной профессии, так и вне ее.
Таким образом, цель адаптационной дисциплины «Психология личностной успешности» – формирование у обучающихся умений и личной готовности к действиям, способствующим достижению личностной успешности в трудоустройстве и карьере.
Задачи дисциплины:
- сформировать положительное отношение к самому себе через познание собственных ценностно-смысловых и эмоционально-волевых характеристик, помогающих в жизненном и профессиональном самоопределении и ведущих к личностной успешности;
- познакомить со спецификой карьерных стратегий и альтернативных вариантов карьерного развития, повысить уровень компетентности в вопросах планирования карьеры и эффективного трудоустройства;
- активизировать деятельность обучающихся к профессиональному и личностному росту на этапе вузовского обучения, стимулировать познавательный интерес и потребность в изменениях;
- научить доступным в овладении технологиям самоменеджмента, способствующим личной эффективности и самоорганизации.
Перечень предлагаемых тем программы имеет практико-ориентированную направленность и разработан с учетом существующих методических рекомендаций к их формулировке и содержанию [4], а также принципов «универсального образовательного дизайна», таких как представление, демонстрация, участие [5] (табл. 1).
Таблица 1
Тематическое содержание дисциплины «Психология личностной успешности»
Тематические разделы |
Содержание учебного материала |
Тема 1. Специфика личностной успешности |
Понятие успеха и факторы, определяющие успешность личности. Влияние личностной успешности на самореализацию. Удовлетворенность собой и своей жизнедеятельностью как психологический критерий успешности. Объективные и субъективные индикаторы успешности. Определение собственной стадии успешности. Самопрогнозирование успешности. Причины неуспешности и псевдоуспешности. Положительные и отрицательные следствия успешности личности |
Тема 2. Эталон жизнедеятельности как вектор личностной успешности |
Взаимосвязь жизненного смысла, ценностных ориентаций и успешности личности. Эталон жизнедеятельности и образ успешности. Эмоционально-волевые характеристики личностной успешности. Мотивы стремления к успешности. Модели успешности. Внешние и внутренние ограничения на пути к успешности. Корректировка собственного эталона жизнедеятельности |
Тема 3. Постановка и достижение целей: как это делать |
Цель как условие успешности. Значение навыка постановки целей в процессе жизнедеятельности человека. Технология поиска, структурирования и формулирования целей, основные правила. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей. Определение способов достижения желаемого результата, поиск необходимых ресурсов. Контроль достижения собственных целей |
Тема 4. Планирование и развитие личной карьеры |
Понятие и виды карьеры. Практическое значение карьерного планирования в профессиональном становлении и повышении собственной успешности. Разнообразие карьерных целей. Типология карьерных ориентаций (по Э. Шейну). Современные модели карьеры. Этапы планирования и реализации карьеры, требования к плану карьеры. Анализ факторов, влияющих на развитие карьеры. Проблемы карьерного роста. Нормальные кризисы карьеры. Альтернативные пути развития карьеры |
Тема 5. Навыки успешного трудоустройства |
Поиск работы: этапы, способы, приемы. Структура рынка труда. Понятие безработицы. Преимущества и недостатки временной работы. Самозанятость. Ориентиры на рынке труда: интернет, деловая пресса, специальные мероприятия (дни карьеры и ярмарки вакансий), кадровые агентства и службы занятости населения, друзья и знакомые, компании-работодатели. Работа в сети Интернет: возможности и риски. Фриланс как вариант современной карьеры. Значение самомаркетинга для успешного трудоустройства. Актуальные правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Особенности подготовки и прохождения собеседования, навыки самопрезентации |
Тема 6. Технологии повышения личностной успешности в повседневной жизни |
Стратегии повышения личностной успешности. Эффективные практики в достижении успешности: самоменеджмент, коучинг, наставничество, тренинги, самообразование. Система самоорганизации. Личное портфолио успешности |
В совместной работе с преподавателем (или педагогом-психологом) обучающиеся смогут получить ответы на следующие вопросы: как осознать свою успешность; почему не все люди ее достигают; что такое псевдоуспешность; можно ли пересмотреть свой эталон жизнедеятельности и внести коррективы в свой жизненный план; какие карьерные кризисы бывают и как их преодолеть; кто такие фрилансеры и где они находят работу; как увлечение может стать делом жизни и принести доход; каковы ориентиры на рынке труда; как повысить личную организованность и др.
Учебная дисциплина носит прикладной характер, и по окончании ее изучения обучающийся должен знать понятия «успешность» и «эталон жизнедеятельности», значение ценностей и целей в повышении личностной успешности, внутренние ресурсы, которые способствуют успешности, свои сильные и слабые стороны как будущего профессионала, типологию и этапы карьеры, виды карьерного процесса, технологии индивидуального карьерного роста.
Студент должен уметь анализировать различные стороны собственной личности, соотносить их с требованиями профессии, ставить перед собой цели и определять различные способы их достижения, использовать современные формы и методы самоорганизации и саморазвития для повышения личностной успешности, разрабатывать план (карьерограмму, карту) карьерного развития, осуществлять профессиональную самодиагностику, эффективно взаимодействовать с потенциальным работодателем.
Кроме того, обучающийся должен овладеть методами самоанализа своей успешности, базовыми навыками личной организованности и саморегуляции, способами выбора оптимальных направлений профессионального и личностного роста, принципами и правилами мотивированного выбора работодателя, практическими навыками и технологиями планирования карьеры по найму и в предпринимательской деятельности, технологиями самопрезентации.
Накопленный теоретический и прак- тический материал в различных областях психологической науки по проблеме достижения личностной успешности позволяет активно применить его в рамках предлагаемой авторской программы. Поэтому при ее разработке и подборе методического инструментария мы опирались на психологическую литературу, практический опыт и рекомендации, изложенные в работах Г.А. Архангельского, И.О. Вагина, А.Г. Грецова, Н.Ю. Зверевой [6], Е.К. Климовой, Е.Ю. Коржовой, А.М. Козловой, В.В. Нюренберг и Л.Д. Филиогло [7], С.Д. Резника и др.
Как любой процесс, реализация адаптационной дисциплины «Психология личностной успешности» предполагает несколько этапов.
Первый этап направлен на создание установки на овладение системой знаний и практических умений в рамках тематики учебного курса, актуализацию личного опыта обучающихся в отношении собственной успешности, проведение психодиагностики характеристик личностной успешности и индивидуальное обсуждение ее результатов с каждым обучающимся.
Второй этап предполагает концентрацию внимания обучающихся на жизненных ситуациях, связанных с активным проявлением личностной успешности, выявление внутренних ресурсов и потенциальных возможностей, способствующих достижению личностной успешности и карьерного развития, устранение психологических ограничений и барьеров, препятствующих успешности и профессиональному становлению и овладение базовыми технологиями самоменеджмента, навыками трудоустройства.
Третий этап направлен на закрепление и осмысление полученных знаний и умений, собственных размышлений, чувств и ошибок, определение направлений дальнейшего личностного и профессионального роста, составление плана карьеры.
Создание в техническом университете благоприятной инклюзивной среды, направленной на успешную адаптацию студентов с особыми образовательными потребностями, должно базироваться на личностно-ориентированных формах, методах обучения и их различных сочетаниях, максимально учитывающих их индивидуальные физиологические и психологические особенности (табл. 2).
Таблица 2
Психолого-педагогические компоненты деятельности преподавателя
ФОРМЫ |
МЕТОДЫ |
ТЕХНОЛОГИИ |
СРЕДСТВА |
тренинговые занятия; индивидуальные консультации с обучающимся; организация самостоятельной работы обучающихся |
информирование; методы интерактивного обучения (групповые дискуссии, ролевые и деловые игры и др.); рефлексивные методы |
коучинг; самоменеджмент; психологическое консультирование |
психодиагностический инструментарий; визуальные средства обучения; вербальные средства обучения; технические средства обучения |
Используемые формы, средства, технологии и методы должны учитывать их доступность для обучающихся с учетом нозологий нарушений.
В предлагаемой адаптационной дисциплине предусмотрена как групповая, так и индивидуальная работа со студентами. При этом программа не может быть эффективной без опоры на самоорганизацию и саморазвитие обучающихся путем включения их в систему самостоятельной работы вне занятий, которая также включена в учебный курс.
Важным условием реализации предлагаемой программы является создание безопасной психологической атмосферы для обучающихся за счет использования ненасильственных и неманипулятивных форм работы, детально описанных в работах И.А. Баевой, Е.Н. Волковой, Е.Б. Лактионовой [8] и др. Под психологической безопасностью ученые понимают такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявления психологического насилия во взаимодействии, подразумевающее удовлетворение потребностей в личностно-доверительном общении и создающее референтную значимость среды для обеспечения психического здоровья включенных в нее участников.
Разработанная адаптационная дисциплина, прежде всего, направлена на формирование универсальных компетенций в контексте основной образовательной программы, которые характеризуют надпрофессиональные способности личности, а их сформированность обеспечивает успешную деятельность человека в различных профессиональных и социальных сферах. Учитывая, что природа универсальных компетенций практико-ориентированная, основная аудиторная нагрузка отводится на практические занятия. Трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. Дисциплина может реализовываться как в группе, так и индивидуально.
Хотелось обратить внимание на методическую подготовку преподавателя, имеющего необходимую профессиональную подготовку в области психологии и ценностное отношение к личностной успешности, самого использующего приемы самоменеджмента на практике.
Выводы
Таким образом, в рамках адаптационной дисциплины рассматриваются проблемы, имеющие важное практическое значение для дальнейшей самореализации и профессионального становления обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: осознание доминирующего эталона жизнедеятельности, сильных и слабых сторон собственной личности, выявление внутреннего потенциала и др. Важно осознать свои ресурсы и превратить их в инструмент достижения цели.
Алгоритм контроля результатов реализации программы связан с их соотнесением с поставленной целью и задачами со стороны преподавателя, а также с самооценкой студентами собственных изменений по итогам проведенной работы.
Мы понимаем, что предлагаемая программа, как и любое психологическое воздействие, может дать быстро проходящий эмоциональный подъем и кратковременный прилив сил, но в то же время те конкретные знания и практические навыки, которые студенты получат в процессе учебных занятий, будут иметь отсроченный результат, который в дальнейшем получит свое воплощение. Поэтому считаем необходимым отслеживать динамику произошедших изменений у обучающихся с течением времени, в том числе после трудоустройства.
На данном этапе мы разрабатываем онлайн-курс, который может быть реализован в условиях дистанционного обучения в техническом университете, а также может быть полезным в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.