В современном быстро развивающемся мире высоких технологий, стремительно увеличивающихся информационных потоков общее среднее образование демонстрирует неспособность к своевременной передаче накопленных знаний. Кроме того, выбор ученика, его личностные интересы и профессиональное самоопределение остаются на втором плане [1]. Как правило, обучающемуся предлагается построить собственный образовательный маршрут, выбирая из предложенных вариаций программ и профилей внутри школы, но не вне её пространства. Восполнение ограничений школы происходит за счет получения обучающимися знаний, освоения умений, навыков, а также формирования и развития компетенций в неформальных реалиях: в сети Интернет, посредством развивающих и обучающих мобильных приложений и т.д.
Особое значение в формировании открытого, доступного, вариативного образовательного пространства для обучающихся имеют учреждения дополнительного образования, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с формальным общим образованием: отсутствие жёстких стандартов, а следовательно, высокая степень адаптивности к возникающим изменениям; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное развитие и самоопределение детей и подростков; достаточно высокий уровень персонализации образования.
Как известно, государственная политика в отношении дополнительного (внешкольного) образования «…как пространства инициативного выбора и самореализации ребенка» сосредоточена на реализации интересов детей и семей, а также укреплении глобальной конкурентоспособности нашей страны. Научные основы перспектив развития данной образовательной системы составили исследования ученых и практиков: О.С. Газмана, А.К. Бруднова, Н.Н. Михайлова, А.Г. Асмолова, В.П. Голованова, М.И. Рожкова и др. Государственное регулирование развития системы дополнительного образования осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [2] и Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», где поставлена задача к 2020 г. увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (до 70–75 %) дополнительными общеобразовательными программами [3]. В Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) «…зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития» [4]. В 2016 г. утверждены паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», т.е. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов Правительства Российской Федерации. В 2018 г. в национальном проекте «Образование» предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования. В названных документах заданы основные стратегические линии превращения «феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».
Реализация данных стратегических линий предполагает активный поиск инновационных форм и технологий дополнительного образования. Популярными и эффективными в данной образовательной сфере признаны в настоящее время технологии сетевого взаимодействия, значение которых подчеркнуто в Статье 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [2]. Опыт сетевого взаимодействия в дополнительном образовании выявил ряд особенностей, одна из которых – новое значение образовательных программ, которые теперь рассматриваются как особая система обучения, доступная любому желающему, несмотря на его возраст, социальное и финансовое положение, местонахождение и уровень знаний по выбранной тематике [5–7].
Итак, очевидно противоречие между современными требованиями к системе российского образования и возможностями образовательной среды, недостаточно ориентированной на изменения в сфере основного и дополнительного образования детей. Несомненно, что базовым элементом создания актуального и эффективного образовательного пространства рассматривается образовательная программа нового, инновационного типа, построенная на основе синтеза содержательных и ресурсных компонентов систем формального (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения) и неформального образования (учреждения дополнительного образования детей). Иначе они могут быть названы сетевыми синтезированными образовательными программами (ССОП). В термин «синтез» в данном контексте вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимопроникновения и взаимодополнения двух или нескольких ведущих идей или объектов в программах разных уровней образования, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта программы.
Целью исследования являлось создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ (далее – модель) как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний, ресурсов сетевых партнеров и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.
Материалы и методы исследования
Нормативно-правовую основу модели составили государственные акты и документы. Аналитико-теоретические методы использовались для разработки методологических основ модели (подходов: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного; и принципов педагогической деятельности: инновационности, модульной организации, открытой маршрутизации, широкого доступа, инклюзивной открытости и др.). В процессе конструирования структуры, этапов и механизмов реализации модели применялись методы педагогического прогнозирования и моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Представленная модель разрабатывалась как составная часть мероприятий по созданию новых мест в Республике Северная Осетия – Алания для реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».
Структура модели рассматривается как совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, организационно-управленческого, содержательно-деятельностного, результативно-оценочного, которые в дальнейшем позволят определить степень эффективности предложенной модели (рисунок).
Целевой блок |
Цель: повышение качества, открытости, доступности, вариативности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ. |
|||
Задачи: 1. Анализ программ по предметам общего образования и программ дополнительного образования для выявления «проблемных зон» и возможности их синтеза. 2. Выявление ресурсного потенциала организаций РСО-Алания по обеспечению сетевого взаимодействия и реализации синтезированных образовательных программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций. 3. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных обеспечить разработку, реализацию и корректировку ССОП дополнительного образования. 4. Разработка уникальных образовательных программ с использованием лучших практик заочных и сезонных школ, экспедиций по реализации инновационных механизмов в системе дополнительного образования и основанных на взаимодействии сетевых партнеров. 5. Создание единой информационной базы по ССОП дополнительного образования, реализуемым в каникулярное время, для всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов), реклама преимуществ этих программ. 6. Оценка эффективности сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ. |
||||
Методологический блок |
Теоретические подходы: – системный; – личностно-ориентированный; – деятельностный; – компетентностный; – гуманизации |
Принципы: – инновационности; – инклюзивной открытости; – модульной организации; – открытой маршрутизации; – широкого доступа; – кооперации и сотрудничества |
||
Организационно-управленческий блок |
Этапы синтеза программ: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный |
|||
Сетевые партнеры: УДО – ВУЗ – СОШ |
||||
Ресурсы: кадровые, материально-технические, интеллектуальные, социальные. |
||||
Содержательно-деятельностный блок |
Уровни синтеза программ: |
|||
концептуальный |
содержательный |
методический (технологический) |
уровень планируемых результатов |
|
Результативно-оценочный блок |
Критерии: |
Показатели: |
||
Образовательный |
– количество заочных, сезонных школ и экспедиций; – количество доступных разным категориям обучающихся вариативных программ; – доля детей, получающих развивающий образовательный отдых; – доля детей, принимающих участие в конкурсах; – количество разработанных и реализованных программ повышения квалификации, направленных на подготовку педагогов для работы в условиях сетевого взаимодействия; – качество предметной подготовки обучающихся; – количество обучающихся по индивидуальному учебному плану; |
|||
Социальный |
– социальная адаптация обучающихся к социуму; – участие семьи в выборе образовательных программ; |
|||
Профессиональный |
– профессиональное самоопределение; – наличие навигатора по программам дополнительных общеобразовательных программ |
|||
Уровни освоения программы: ознакомительный; базовый; продвинутый |
||||
Результат: высокий уровень качества, открытости и доступности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ развивающего образовательного отдыха |
Морфологическая схема сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ
В модели выделены этапы ее реализации: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный.
Глубокий анализ проблем и особенностей сложившейся ситуации в республиканской системе образования, выполненный авторским коллективом, позволил выявить механизмы достижения поставленных целей и определить участников образовательного процесса. Сетевые партнеры, взаимодействующие в модели, – это образовательные учреждения РСО-А с необходимыми ресурсными базами. В их числе все учреждения дополнительного образования РСО-А; высшее учебное заведение (ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»); средние общеобразовательные школы республики.
Взаимодействие организаций-партнеров в реализации ССОП по сравнению с образовательными возможностями отдельно взятых учебных заведений в целом дает ряд преимуществ: создание условий для выбора инновационных, авторских, перспективных дополнительных программ и вариативных курсов в период каникул; широкое использование в структуре и содержании таких программ ресурсов различных образовательных систем (дополнительного, общего и высшего образования), гармонизация стандартов и систем управления образованием, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС; возрастание качества образования за счет использования наиболее передовых и перспективных информационно-коммуникационных и модульных технологий обучения; расширение возможностей для получения обучающимися уникальных компетенций; привлечение узких специалистов, высокопрофессиональных педагогических и научных работников для реализации отдельных разделов и модулей дополнительной программы; обеспечение гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения детей, мотивированных на определенные области знаний.
Особенностями ССОП, реализуемых в каникулярное время, являются: направленность на создание открытого и доступного образовательного пространства, востребованного социумом; направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных образовательных учреждений; организация широкой практики за пределами учреждений общего образования; направленность на создание условий для получения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья как в очной, так и в форме дистанционного обучения; выполнение заказа общества, социализация обучающихся, развитие успешной личности.
Практическая реализация сетевой синтезированной образовательной программы нацелена на:
- обучение какому-либо виду деятельности (овладение методами теоретического анализа и расширение теоретических знаний в определенной предметной области, развитие навыков интеллектуально-творческой деятельности и создание собственного творческого продукта, формирование прикладных умений и опыта конструирования и т.п.);
– развитие личностных качеств через планируемый образовательный процесс (творческого мышления, исследовательской культуры, фантазии, самостоятельности через обучение и др.) и достижение воспитательных целей.
Задачи ССПО конкретизируют поставленные цели, отражают этапы и пути достижения поставленной цели на основе возможностей объединенной ресурсной базы сетевых партнеров, носят реальный и конкретный характер с учетом предлагаемого временного промежутка. При этом, как и любые другие, сетевые синтезированные программы традиционно имеют обучающий (формирование системы определенных знаний, умений, навыков, которые приобретет обучающийся, освоив программу); развивающий (развитие полезных качеств у ребенка, необходимых для освоения будущей профессии, интеллектуально-творческого роста, саморазвития и самовыражения, в том числе внимательности, наблюдательности, воображения, фантазии и т.п.) и воспитательный характер.
Заключение
Выполненное авторами исследование позволило на основе научных методов сформулировать актуальную научную проблему, остро стоящую в реализации государственной политики по развитию образования в стране и требующую безотлагательного разрешения, на основе которой была определена цель исследования: создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ, как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов сетевых партнеров, и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.
В ходе исследования на основе теоретического анализа научных источников и практического опыта была разработана данная модель, интегрирующая этапы синтеза дополнительных образовательных программ, критерии их результативности и уровни освоения. Разработана морфологическая схема модели, отражающая основные блоки модели, их последовательность, содержание и взаимосвязи. В описании каждого блока модели приведено аргументированное научное обоснование его целесообразности и логически структурированное содержание, направленное на обеспечение высокого уровня открытости, доступности, на повышение качества дополнительного образования и образовательного отдыха детей.
Было показано, что реализация модели обогащает характер дополнительного образования за счет широкого охвата обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями (дети из сельской местности, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья или находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Доказана перспективная роль таких программ в расширении возможностей обучающихся для овладения новыми уникальными компетенциями и профессионального самоопределения. Конкретизированы методы мониторинга эффективности синтезированных программ.
Полученные результаты исследования представляют научный интерес для ученых, работающих в области развития теории и методики дополнительного, высшего и общего образования, а также практическую ценность для специалистов в создании региональных систем дополнительного образования, педагогов, методистов, школьных учителей и преподавателей вузов.