Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NETWORK MODEL FOR THE SYNTHESIS OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS WITH RESOURCE BASES UDO – SCHOOL – UNIVERSITY

Baskaeva Zh.Kh. 1 Bobyleva L.A. 1 Zembatova L.T. 1 Kirgueva F.Kh. 1 Kokaeva I.Yu. 1 Timoshkina N.V. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
In this article we propose one solution to the problem of improving the quality, openness, accessibility, personalization and variability of the educational system in General and additional education of children in particular by building a network model (hereinafter the Model) synthesis programs, summer holidays, seasonal, part-time schools and expeditions, pooling of resources multi-level educational institutions: institutions of additional education of children of the University and of secondary schools (UDO – school – UNIVERSITY). A network model for the synthesis of summer recreation programs, seasonal, correspondence schools, and expeditions based on the combination of UDO – SOSH – HEI resource bases in relation to the regional conditions of RSO-Alania was Developed. The morphological scheme of the model is constructed, reflecting the main blocks, their content and relationships. The description of each block of the model provides a justification for their feasibility, logic, and completeness. Methods for monitoring the effectiveness of synthesized programs are specified. The results of the research are of scientific interest to scientists working in the field of development of the theory and methodology of additional, higher and General education, as well as practical value for specialists in the creation of regional systems of additional education, teachers, methodologists, school teachers and University teachers.
network interaction in education
additional education of children
synthesized educational programs

В современном быстро развивающемся мире высоких технологий, стремительно увеличивающихся информационных потоков общее среднее образование демонстрирует неспособность к своевременной передаче накопленных знаний. Кроме того, выбор ученика, его личностные интересы и профессиональное самоопределение остаются на втором плане [1]. Как правило, обучающемуся предлагается построить собственный образовательный маршрут, выбирая из предложенных вариаций программ и профилей внутри школы, но не вне её пространства. Восполнение ограничений школы происходит за счет получения обучающимися знаний, освоения умений, навыков, а также формирования и развития компетенций в неформальных реалиях: в сети Интернет, посредством развивающих и обучающих мобильных приложений и т.д.

Особое значение в формировании открытого, доступного, вариативного образовательного пространства для обучающихся имеют учреждения дополнительного образования, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с формальным общим образованием: отсутствие жёстких стандартов, а следовательно, высокая степень адаптивности к возникающим изменениям; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное развитие и самоопределение детей и подростков; достаточно высокий уровень персонализации образования.

Как известно, государственная политика в отношении дополнительного (внешкольного) образования «…как пространства инициативного выбора и самореализации ребенка» сосредоточена на реализации интересов детей и семей, а также укреплении глобальной конкурентоспособности нашей страны. Научные основы перспектив развития данной образовательной системы составили исследования ученых и практиков: О.С. Газмана, А.К. Бруднова, Н.Н. Михайлова, А.Г. Асмолова, В.П. Голованова, М.И. Рожкова и др. Государственное регулирование развития системы дополнительного образования осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [2] и Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», где поставлена задача к 2020 г. увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (до 70–75 %) дополнительными общеобразовательными программами [3]. В Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) «…зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития» [4]. В 2016 г. утверждены паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», т.е. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов Правительства Российской Федерации. В 2018 г. в национальном проекте «Образование» предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования. В названных документах заданы основные стратегические линии превращения «феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».

Реализация данных стратегических линий предполагает активный поиск инновационных форм и технологий дополнительного образования. Популярными и эффективными в данной образовательной сфере признаны в настоящее время технологии сетевого взаимодействия, значение которых подчеркнуто в Статье 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [2]. Опыт сетевого взаимодействия в дополнительном образовании выявил ряд особенностей, одна из которых – новое значение образовательных программ, которые теперь рассматриваются как особая система обучения, доступная любому желающему, несмотря на его возраст, социальное и финансовое положение, местонахождение и уровень знаний по выбранной тематике [5–7].

Итак, очевидно противоречие между современными требованиями к системе российского образования и возможностями образовательной среды, недостаточно ориентированной на изменения в сфере основного и дополнительного образования детей. Несомненно, что базовым элементом создания актуального и эффективного образовательного пространства рассматривается образовательная программа нового, инновационного типа, построенная на основе синтеза содержательных и ресурсных компонентов систем формального (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения) и неформального образования (учреждения дополнительного образования детей). Иначе они могут быть названы сетевыми синтезированными образовательными программами (ССОП). В термин «синтез» в данном контексте вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимопроникновения и взаимодополнения двух или нескольких ведущих идей или объектов в программах разных уровней образования, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта программы.

Целью исследования являлось создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ (далее – модель) как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний, ресурсов сетевых партнеров и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.

Материалы и методы исследования

Нормативно-правовую основу модели составили государственные акты и документы. Аналитико-теоретические методы использовались для разработки методологических основ модели (подходов: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного; и принципов педагогической деятельности: инновационности, модульной организации, открытой маршрутизации, широкого доступа, инклюзивной открытости и др.). В процессе конструирования структуры, этапов и механизмов реализации модели применялись методы педагогического прогнозирования и моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Представленная модель разрабатывалась как составная часть мероприятий по созданию новых мест в Республике Северная Осетия – Алания для реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».

Структура модели рассматривается как совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, организационно-управленческого, содержательно-деятельностного, результативно-оценочного, которые в дальнейшем позволят определить степень эффективности предложенной модели (рисунок).

Целевой блок

Цель: повышение качества, открытости, доступности, вариативности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ.

Задачи: 1. Анализ программ по предметам общего образования и программ дополнительного образования для выявления «проблемных зон» и возможности их синтеза. 2. Выявление ресурсного потенциала организаций РСО-Алания по обеспечению сетевого взаимодействия и реализации синтезированных образовательных программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций. 3. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных обеспечить разработку, реализацию и корректировку ССОП дополнительного образования. 4. Разработка уникальных образовательных программ с использованием лучших практик заочных и сезонных школ, экспедиций по реализации инновационных механизмов в системе дополнительного образования и основанных на взаимодействии сетевых партнеров. 5. Создание единой информационной базы по ССОП дополнительного образования, реализуемым в каникулярное время, для всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов), реклама преимуществ этих программ. 6. Оценка эффективности сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ.

Методологический блок

Теоретические подходы:

– системный;

– личностно-ориентированный;

– деятельностный;

– компетентностный;

– гуманизации

Принципы:

– инновационности;

– инклюзивной открытости;

– модульной организации;

– открытой маршрутизации;

– широкого доступа;

– кооперации и сотрудничества

Организационно-управленческий блок

Этапы синтеза программ: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный

Сетевые партнеры: УДО – ВУЗ – СОШ

Ресурсы: кадровые, материально-технические, интеллектуальные, социальные.

Содержательно-деятельностный блок

Уровни синтеза программ:

baskaev1.wmf

концептуальный

содержательный

методический (технологический)

уровень планируемых результатов

Результативно-оценочный блок

Критерии:

Показатели:

Образовательный

– количество заочных, сезонных школ и экспедиций;

– количество доступных разным категориям обучающихся вариативных программ;

– доля детей, получающих развивающий образовательный отдых;

– доля детей, принимающих участие в конкурсах;

– количество разработанных и реализованных программ повышения квалификации, направленных на подготовку педагогов для работы в условиях сетевого взаимодействия;

– качество предметной подготовки обучающихся;

– количество обучающихся по индивидуальному учебному плану;

Социальный

– социальная адаптация обучающихся к социуму;

– участие семьи в выборе образовательных программ;

Профессиональный

– профессиональное самоопределение;

– наличие навигатора по программам дополнительных общеобразовательных программ

Уровни освоения программы: ознакомительный; базовый; продвинутый

Результат: высокий уровень качества, открытости и доступности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ развивающего образовательного отдыха

Морфологическая схема сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ

В модели выделены этапы ее реализации: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный.

Глубокий анализ проблем и особенностей сложившейся ситуации в республиканской системе образования, выполненный авторским коллективом, позволил выявить механизмы достижения поставленных целей и определить участников образовательного процесса. Сетевые партнеры, взаимодействующие в модели, – это образовательные учреждения РСО-А с необходимыми ресурсными базами. В их числе все учреждения дополнительного образования РСО-А; высшее учебное заведение (ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»); средние общеобразовательные школы республики.

Взаимодействие организаций-партнеров в реализации ССОП по сравнению с образовательными возможностями отдельно взятых учебных заведений в целом дает ряд преимуществ: создание условий для выбора инновационных, авторских, перспективных дополнительных программ и вариативных курсов в период каникул; широкое использование в структуре и содержании таких программ ресурсов различных образовательных систем (дополнительного, общего и высшего образования), гармонизация стандартов и систем управления образованием, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС; возрастание качества образования за счет использования наиболее передовых и перспективных информационно-коммуникационных и модульных технологий обучения; расширение возможностей для получения обучающимися уникальных компетенций; привлечение узких специалистов, высокопрофессиональных педагогических и научных работников для реализации отдельных разделов и модулей дополнительной программы; обеспечение гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения детей, мотивированных на определенные области знаний.

Особенностями ССОП, реализуемых в каникулярное время, являются: направленность на создание открытого и доступного образовательного пространства, востребованного социумом; направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных образовательных учреждений; организация широкой практики за пределами учреждений общего образования; направленность на создание условий для получения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья как в очной, так и в форме дистанционного обучения; выполнение заказа общества, социализация обучающихся, развитие успешной личности.

Практическая реализация сетевой синтезированной образовательной программы нацелена на:

- обучение какому-либо виду деятельности (овладение методами теоретического анализа и расширение теоретических знаний в определенной предметной области, развитие навыков интеллектуально-творческой деятельности и создание собственного творческого продукта, формирование прикладных умений и опыта конструирования и т.п.);

– развитие личностных качеств через планируемый образовательный процесс (творческого мышления, исследовательской культуры, фантазии, самостоятельности через обучение и др.) и достижение воспитательных целей.

Задачи ССПО конкретизируют поставленные цели, отражают этапы и пути достижения поставленной цели на основе возможностей объединенной ресурсной базы сетевых партнеров, носят реальный и конкретный характер с учетом предлагаемого временного промежутка. При этом, как и любые другие, сетевые синтезированные программы традиционно имеют обучающий (формирование системы определенных знаний, умений, навыков, которые приобретет обучающийся, освоив программу); развивающий (развитие полезных качеств у ребенка, необходимых для освоения будущей профессии, интеллектуально-творческого роста, саморазвития и самовыражения, в том числе внимательности, наблюдательности, воображения, фантазии и т.п.) и воспитательный характер.

Заключение

Выполненное авторами исследование позволило на основе научных методов сформулировать актуальную научную проблему, остро стоящую в реализации государственной политики по развитию образования в стране и требующую безотлагательного разрешения, на основе которой была определена цель исследования: создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ, как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов сетевых партнеров, и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.

В ходе исследования на основе теоретического анализа научных источников и практического опыта была разработана данная модель, интегрирующая этапы синтеза дополнительных образовательных программ, критерии их результативности и уровни освоения. Разработана морфологическая схема модели, отражающая основные блоки модели, их последовательность, содержание и взаимосвязи. В описании каждого блока модели приведено аргументированное научное обоснование его целесообразности и логически структурированное содержание, направленное на обеспечение высокого уровня открытости, доступности, на повышение качества дополнительного образования и образовательного отдыха детей.

Было показано, что реализация модели обогащает характер дополнительного образования за счет широкого охвата обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями (дети из сельской местности, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья или находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Доказана перспективная роль таких программ в расширении возможностей обучающихся для овладения новыми уникальными компетенциями и профессионального самоопределения. Конкретизированы методы мониторинга эффективности синтезированных программ.

Полученные результаты исследования представляют научный интерес для ученых, работающих в области развития теории и методики дополнительного, высшего и общего образования, а также практическую ценность для специалистов в создании региональных систем дополнительного образования, педагогов, методистов, школьных учителей и преподавателей вузов.