Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF ART AND EDUCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Lykova E.S. 1 Sukharev A.I. 1
1 Omsk State Pedagogical University
Every person has creative makings, but to become a creative person it is necessary to develop them. One of the most effective ways is to introduce the child to the visual arts. But the challenges of our time, the COVID-19 pandemic, have forced us to find solutions to this problem.digital technologies and traditional forms of fine art. The problems of digital education are both objective and subjective. Subjective issues include the willingness of teachers to harness the power of digital technology in the educational process. Objective problems include, first of all: the inability to work in specially equipped workshops; online learning does not replace direct personal contact between teacher and student. Teachers of practical art disciplines found themselves in a difficult situation: to master the work with software and get the competence to go online learning; to build a method of conducting classes so that to effectively conduct distance classes.
distance learning
art education
visual arts
digital education

Творческий человек больше открыт для окружающего мира, он тонко чувствует его красоту и свою связь с ним, видит ценность в каждом предмете объективного пространства. Творческие задатки есть у каждого человека, но, чтобы стать творческой личностью, необходимо их развивать. Один из наиболее эффективных способов – это приобщение ребенка к изобразительному искусству. В нормативных документах об образовании, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) всех уровней образования, Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации [2], Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств – участников СНГ [3] уделяют большое внимание развитию творческой личности ребёнка. Через изобразительную деятельность у детей происходит формирование эстетического чувства, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей. Она способствует развитию личности, активному познанию окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления. Основной задачей художественного образования в общеобразовательной школе является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным и мировым культурным наследием. А уже в системе дополнительного художественного образования и на уровне среднего профессионального и высшего художественного и художественно-педагогического образования – формирование и развитие профессиональных компетенций в изобразительной деятельности. В основном все эти задачи решались в сложившейся в России системе художественного образования, основанной на традициях русской реалистической школы. Большое место в ней занимает личное общение художника-педагога и обучающегося на занятиях во время практической изобразительной деятельности. Пандемия COVID-19 заставила искать пути решения этой проблемы. Некоторые пути решения на всех уровнях обучения были найдены в цифровых технологиях, которые становятся необходимой составляющей в жизни современного человека, не только взрослого, но и растущего. Дистанционное обучение в настоящее время – это достаточно самостоятельное направление в художественном образовании, которое основывается на цифровых технологиях и традиционных видах изобразительного искусства [4]. Вопрос об актуальности данной темы не ставится под сомнение. Дистанционное обучение уже неотъемлемая часть многих видов профессиональной сферы человека. Начиная с начальной школы необходимо внедрять элементы дистанционного обучения в систему образования посредством внеучебных занятий и элективных курсов. Но они могут решить далеко не все вопросы художественного и художественно-педагогического образования.

Цель исследования: обозначить проблемы дистанционного обучения в художественном образовании. Предложить пути решения обозначенных проблем.

Материалы и методы исследования

- изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

- методы эмпирического исследования и обобщение практики ведения дистанционных занятий по предметам профессионально-художественного модуля на факультете искусств Омского государственного педагогического университета (далее ОмГПУ) и детских художественных школ (далее ДХШ);

- анализ результатов самостоятельной работы обучающихся; беседы, опрос преподавателей и обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Художественно-педагогическое сообщество оказалось в условиях «новой нормальности», связанной с пандемией и переходом образования на дистанционное обучение. У администрации и профессорско-преподавательского состава факультета искусств появился ряд вопросов: кто сможет качественно работать в условиях дистанционного обучения? чему можно практически научить на «дистанте»? какие компетенции будут востребованы у будущего учителя изобразительного искусства?

Проблемы были как объективные, так и субъективные. К субъективным проблемам относятся проблемы, связанные с готовностью профессорско-преподавательского состава использовать возможности цифровых технологий в образовательном процессе. Педагоги дисциплин художественно-педагогического модуля оказались в сложной ситуации, которая потребовала в кратчайшие сроки:

1) освоить работу с программным обеспечением цифрового образования и получить компетенции для перехода обучения в онлайн-режиме;

2) выстроить методику проведения занятий так, чтобы эффективно вести дистанционные занятия.

К сожалению, у «возрастных» преподавателей (60+, а таких преподавателей более 50 %) это вызвало определенные трудности. Они, имея большой практический опыт в художественной деятельности, не смогли быстро перестроиться с традиционных для очного обучения методик преподавания художественных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, технологии печатной графики и т.д.), а также оперативно скорректировать учебные программы и задания под дистанционные формы обучения. В некоторых случаях студенты знали больше и лучше цифровые технологии, чем опытные преподаватели.

К объективным проблемам относятся, прежде всего:

1. Невозможность работы в специально оборудованных мастерских-классах. В специализированных мастерских-классах созданы условия для освоения дисциплин художественного цикла. Есть необходимый по качеству и количеству натюрмортный фонд, вытяжные шкафы, софиты и специальные материалы. Например, мастерские по скульптуре оборудованы специальными станками для лепки или мастерские печатной графики – оборудованием для травления и офортными станками для печати. В домашних условиях невозможно выполнить офорты, связанные с травлением металлической доски. Нет офортных станком, а следовательно, нет условий выполнения глубокой печати, к которой относятся все манеры офорта.

2. Отсутствие возможности у обучающихся выполнить многочасовое задание, и как следствие, затруднение для группы или класса в реализации поставленных учебных целей и задач. Как следствие переход на краткосрочные задания по рисунку и живописи, изменение содержания тем, заданий для выполнения учебных работ «в домашних условиях». Дистанционное обучение потребовало корректировки рабочих программ, тем и заданий, что отрицательно сказалось на уровне и качестве выполненных работ.

3. Невозможность заменить онлайн-обучением прямой личный контакт между преподавателем и учащимися. Отсутствие индивидуального показа приемов работы со стороны педагога, профессионального общения между обучающимися. Нет быстрого реагирования преподавателя на работу учащегося из-за технических возможностей (компьютер, веб-камера, микрофон). Задержки сигнала связи и т.п. влияют на несвоевременно сделанные рекомендации преподавателя на неверно выполненное задание (нюансы в передаче цвета, света, композиционного расположения). Чем младше обучающийся, тем эти проблемы становятся острее при дистанционном обучении. Учащийся на дистанционном обучении художественных дисциплин оказывается в условиях «самообразования», то есть «как умею в силу возраста и предыдущего опыта, так и делаю».

Преподавание в онлайн и офлайн-форматах художественных дисциплин не позволяет реализовать те учебные цели и задачи, содержание и принципы, которые ставит перед российским педагогическим сообществом «Концепция художественного образования в Российской Федерации» [5]. Дистанционные занятия не позволяют качественно формировать и развивать у учащихся прежде всего практические навыки в изобразительной деятельности. Например, по дисциплине «Технология печатной графики» в период дистанционного обучения студенты 4 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направления (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование в 8 семестре весной 2020 года могли работать только над эскизами для различных манер офорта, смотрели видеоролики по технологии выполнения офортов. А в 9 семестре, на 5 курсе, преподаватель заново объяснял данную тему, а студенты по выполненным эскизам выполняли офорты. Проходили всю технологию выполнения офорта: подготовка доски, перевод эскиза на доску, травление и печать. И поэтому студентам не хватило учебного времени на знакомство с литографией.

Более успешно проходили занятия по теоретическим дисциплинам, например «История искусств», «Методика преподавания изобразительного искусства» и т.п. Образовательный портал ОмГПУ позволял проводить занятия в режиме онлайн [6]. Но и здесь возникали некоторые технологические проблемы. Например, не у всех студентов были веб-камеры и микрофоны. И поэтому они могли писать в чате небольшие сообщения (рис. 1).

На сегодняшний день сложилось несколько форм проведения дистанционных занятий дисциплин художественного цикла: мастер-класс; видеоурок; онлайн-практика.

В перечисленных формах занятий преподаватель показывает и объясняет перед веб-камерой какое-либо изображение, задание, приемы работы и т.п.

missing image file

Рис. 1. Семинарские занятия на образовательном портале ОмГПУ

Похожие проблемы возникли и в системе дополнительного художественного образования. Одним из отрицательных явлений показа художественного изображения «на расстоянии» является превращение обучения в «некую схему, алгоритм». Пример из открытых интернет-источников результатов дистанционного обучения анималистической темы «Панда». Рисунки выглядят одинаково, «как под копирку». Дается некоторая композиционная схема, алгоритм выполнения задания (рис. 2).

missing image file missing image file

Рис. 2. Рисунки, выполненные по образцу во время дистанционного обучения

missing image file missing image file

Рис. 3. Пример выполнения учебного задания при очной форме обучения

Это единичный пример, но он хорошо иллюстрирует одну из проблем дистанционной формы обучения. Чтобы добиться факта выполнения работы ребенком «на расстоянии», процесс обучения превращается в изображение некой схемы композиционного и цветового решения задания. Такого подхода в художественном образовании подрастающего поколения не должно быть. И приведем пример полученных результатов этой же темы при очном, традиционном обучении в классе (рис. 3). (Работы учащихся БОУ ДО «ДШИ № 21» г. Омска, преподаватель Лыкова Е.С.)

На рисунках мы видим самостоятельное решение композиционных вариантов, многообразие поисков образа животных и т.д.

Реальностью стали системные перемены в художественном образовании. Необходимо адаптировать методы цифрового обучения с традиционной, классической системой художественного образования. Среди задач, требующих скорейшего решения, можно выделить:

- поддержка научных исследований цифровой дидактики художественного об- разования;

- внедрение современных образовательных практик и технологий в систему художественного образования;

- введение новой методологии обучения при использовании интегрированных моделей в художественном образовании, включающих как онлайн, так и офлайн-форматы;

- введение в систему подготовки педагогов изобразительного искусства дисциплин по цифровой грамотности.

Дистанционный период обучения весной 2020 г. – экстремальный период обучения и работа в новом формате. Но, как показали результаты этого времени, цифровая грамотность преподавателя практических художественных дисциплин как высшего учебного заведения, так и системы дополнительного образования не является гарантией качественного преподавания таких дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура и т.д. Эта проблема требует решения, как со стороны преподавательского состава, так и личной ответственности со стороны обучающихся. Активное взаимодействие всех участников художественно-педагогического образования позволит определить пути и разработать методику дистанционного обучения дисциплин художественного цикла.

Заключение

Таким образом, переход художественного образования на цифровые технологии ведет к потере качества обучения в силу объективных причин. Это больше всего отражается на категории обучающихся, нацеленных на углубленное изучение дисциплин художественного профиля. Переход на дистанционное обучение возможен, лишь на непродолжительный период времени, только в чрезвычайных ситуациях. Наработанные методики дистанционного преподавания дисциплин художественного цикла можно использовать для обучения ограниченной категории обучающихся, во внеурочных занятиях и элективных курсах.