Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

THE ROLE OF DIDACTIC PLAYING IN THE PREVENTION OF PRESCRIPTIONS OF DISGRAPHY IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH PEDAGOGICAL DESTRUCTION

Evtushenko I.V. 1, 2 Oksenyuk O.V. 2
1 Moscow State Pedagogical University
2 Sevastopol State University
Problems with teaching children with writing impairments to read and write have almost always existed, but only in recent decades have they begun to be taken seriously. Although most educators, professionals, and parents have come across terms such as dyslexia, dysorphography, and dysgraphia in the past, not all have and are proficient in the competencies to correctly identify, prevent and overcome them. Currently, the main attention of researchers in the field of speech therapy is directed towards the earliest possible diagnosis of deviations, including in the child’s speech development and the early start of complex corrective work, which is associated with an increase in the number of children who have learning difficulties. The authors of the article, relying on generalized and systematized their own practical experience, presented the features of the technology for the prevention and overcoming of the prerequisites for violations of written speech in children of senior preschool age with the help of various didactic games, which helps to increase the success of the educational process in preparing for school, socialization and prevention of the occurrence negative personal qualities of a secondary nature in children.
didactic game
senior preschool age
writing disorders
dysgraphia

Значительное увеличение численности младших школьников с нарушениями письменной речи, обусловлено игнорированием возникновения предпосылок развития дисграфии в дошкольном возрасте. Поскольку письмо является важным средством дальнейшего обучения в школе и успешной подготовки к самостоятельной жизни, профилактика данного нарушения чрезвычайно важна [1–3].

Среди дошкольников можно выделить «группу риска» в появлении дисграфии по ряду определенных предпосылок. К негативным предпосылкам нарушений письменной речи относятся: перинатальные и постнатальные вредности; отклоняющееся от нормативного развитие устной речи; задержка у ребенка психического развития; выраженная незрелость изобразительных возможностей; наличие билингвизма. Одним из обстоятельств возникновения предпосылок к развитию дисграфии в старшем дошкольном возрасте является педагогическая запущенность. Дети с педагогической запущенностью затрудняются участвовать в игровой, познавательной, а позже в трудовой и других видах повседневной деятельности. При этом процесс социализации и их адаптации в обществе проходит с наличием значительных проблем. Запущенность личностного развития дошкольника проявляется в виде несформированности самосознания при выраженном нарушении образа «Я», в трудностях становления необходимого для обучения произвольного внимания. Это все способствует возникновению предпосылок развития дисграфии. Важной предпосылкой дисграфии является несформированность визуально-пространственных представлений, зрительного изучения, синтеза, что ограничивает дифференциацию схожих по написанию букв при овладении грамотой и, как следствие, вызывает у дошкольника развитие оптических дисграфических расстройств. При этом многие теоретические вопросы возникновения предпосылок к появлению трудностей обучения письму у детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно изученными. Этим обуславливается потребность более глубокого изучения условий преодоления предпосылок оптической дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр [4–6]. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью устранения предпосылок дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством соответствующих методических рекомендаций. Проблема исследования: выявление предпосылок дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста и поиск эффективных путей их преодоления. Цель исследования – определение влияния дидактических игр, специально подобранных для преодоления предпосылок дисграфии у старших дошкольников с педагогической запущенностью. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что специально подобранные дидактические игры с применением геометрических фигур, палочек Кюизенера, конструктора LEGO, разрезных картинок и др., направленные на развитие у старших дошкольников пространственно-зрительных представлений, зрительной аналитико-синтетической деятельности, а также мелкой моторики рук, внимания и памяти, позволят преодолеть выявленные предпосылки дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста. Среди методов исследования нами были использованы теоретические методы: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение данных, представленных в психолого-педагогических и учебно-методических публикациях; эмпирические методы: наблюдение, диагностирование, систематизация опыта; математические методы: качественная и количественная обработка данных [7–9]. Базой исследования в 2019/2020 учебном году стало МБОУ «Новосветский учебно-воспитательный комплекс детский сад – начальная школа "Исток"» городского округа Судак. В исследовании приняли участие пятнадцать детей в возрасте от шести до семи лет с выявленной педагогической запущенностью.

Эффективным средством формирования личности дошкольника, его ведущей деятельностью является игра, требующая создания определенных условий для своей реализации. В логопедических группах для детей существует своя специфика организации и проведения игровой деятельности, связанная с психофизическими и речевыми особенностями детей [10–12]. Самыми распространенными в арсенале педагога логопедической группы являются дидактические игры, способствующие расширению кругозора детей и обогащению их словарного запаса. Именно в таких играх естественно согласуются игровая и учебная деятельность, сочетается игровая и познавательная мотивация. С помощью игры активируются различные когнитивные функции, такие как прием и интерпретация сенсорных данных, процессы мышления или создания когнитивных единиц в виде мысленных образов, символов и понятий, а также операций по формированию логики, как объяснение и оценка. В процессе игровых занятий дети изучают разные правила, запоминают их и применяют в нужный момент. Особое значение имеет буквальное запоминание сложных правил, определений и выражений, усвоение которых детьми затруднено. Многообразие дидактических игр может быть представлено следующей классификацией: игры с сюжетной линией, игры-драматизации и инсценировки; игры с использованием кинезиологических упражнений или двигательным сопровождением; игры с использованием игрушек или их заменителей; игры с печатным или рукописным дидактическим материалом. Дидактические игры с игрушками широко распространены в деятельности педагогов логопедической группы, поскольку применение игрушки в качестве сказочного, анимационного, игрового персонажа, приходящего к детям с просьбой помочь, научить, вызывает у них различные позитивные эмоции и, наряду с развитием психоречевой деятельности, формирует положительные личностные качества. Особое место в коррекционно-развивающем процессе отводится специальным игрушкам, которые помогают облегчить работу логопеда и сделать ее интереснее и эффективнее. Настольно-печатные игры (паззлы, кубики, лото, домино, парные картинки) удобны и доступны в использовании, не нуждаются в изготовлении педагогом и продумывании хода игры. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию у детей дифференциации слухового восприятия, определению источника и направления звучания, мелодии по высоте, силе, тембру, ритму, динамике, улучшают внимание и память дошкольников. Сенсорные игры требуют практических действий с предметами с целью изучения и закрепления их основных свойств, воспринятых различными способами с помощью зрения; слуха; прикосновения; движения; обоняния; вкуса. Интеллектуальные игры благодаря решению проблемно-поисковых и логических задач способствуют развитию у детей мыслительной деятельности, что позволяет формировать умение адекватно устанавливать причинно-следственные связи и с помощью речи обосновывать свои соображения, используя не только простые, но и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Компьютерные игры постепенно включаются в учебно-воспитательный процесс логопедической группы. С помощью компьютера детям предлагаются для усвоения такие свойства объектов окружающего мира, которые затруднены для восприятия при применении традиционных средств обучения. Компьютерные технологии позволяют выявить способы и последовательность выполнения упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, визуализировать качества голоса и звукоизвлечения при проговаривании определенных звуков, по продолжительности, частотам, динамическим оттенкам [13–15].

Наше исследование состояло из ряда этапов: содержанием аналитического этапа (декабрь 2019 г.) являлось осуществление подбора и анализ результатов научных исследований; определение методологической основы исследовательской деятельности, выделение объекта и предмета, формулирование цели, гипотезы и задач; в ходе диагностического этапа (январь 2020 г.) было проведено исследование, направленное на выявление предпосылок дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста; на этапе формирующего эксперимента (февраль – июнь 2020 г.) было разработано и реализовано содержание программы, направленной на преодоление предпосылок оптической дисграфии у детей с помощью дидактических игр; в ходе итогового этапа (сентябрь 2020 г.) был проведен контрольный педагогический эксперимент определивший эффективность проведенной логопедической работы.

Результатами констатирующего этапа исследования стало выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с педагогической запущенностью. При выборе методик и способов обследования детей учитывался возраст и индивидуальные особенности, принимались во внимание особенности эмоциональных реакций. Выявлялись зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, а также особенности внимания, восприятия, мыслительных процессов, памяти у педагогически запущенных детей, оказывающих непосредственное влияние на наличие предпосылок развития оптической дисграфии. Диагностическая методика логопедического обследования включала игры-упражнения, направленные на выявление особенностей рядоговорения; чувства ритма; мелкой моторики рук по методикам диагностики психомоторного развития, «кулак – ладонь – ребро»; повторения цифр; изображения геометрических фигур; ориентации «право – лево» (А.Н. Корнев, Н.И. Озерецкий). В ходе обработки полученных результатов вычислялось количество баллов, полученных за каждое задание. Выявленные качественные показатели диагностических методик были соотнесены с показателями уровней выраженности предпосылок дисграфии: 75–100 % верно выполненных заданий соответствовали третьему (оптимальному) уровню; варьирование от 50,1 до 74,9 % правильно выполненных заданий соотносилось со вторым (допустимым) уровнем; дети, правильно выполнившие до 50 % заданий, относились к первому (критическому) уровню. Тестирование детей проводилось на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Диагностическое обследование по выявлению предпосылок дисграфии у детей с педагогической запущенностью старшего дошкольного возраста выявило наличие предпосылок дисграфии практически у всех детей. Наибольшее количество, четверо детей (26,67 %), справились с заданием «Рядоговорение», правильно ответив на все вопросы, оставшиеся одиннадцать человек (73,33 %) смогли ответить правильно только на один из двух заданных им в процессе тестирования вопросов. Наименьшее количество детей справились с заданиями «Оценка мелкой моторики рук», «Кулак – ладонь – ребро» и «Изображения геометрических фигур». Так, при выполнении задания «Оценка мелкой моторики рук» тринадцать детей (86,67 %) правильно выполнили одно из двух заданий, остальные двое детей (13,33 %) не смогли выполнить ни одного задания. При выполнении задания «Кулак – ладонь – ребро» только десять детей (66,67 %) правильно выполнили одно из двух заданий, остальные пятеро детей (33,33 %) не смогли выполнить ни одного задания. При выполнении задания «Изображения геометрических фигур» одиннадцать детей (73,33 %) правильно выполнили одно из двух заданий, остальные четверо детей (26,67 %) не смогли выполнить ни одного задания. Таким образом, было установлено, что среди обучающихся, принявших участие в исследовании, практически у всех были выявлены нарушения в развитии мелкой моторики рук, зрительного гнозиса, а также внимания и памяти. Оптимальный уровень готовности к овладению письменной речью, выявленный у одного ребенка (6,67 %), свидетельствовал о нормативно протекающем речевом и интеллектуальном развитии. При этом у восьмерых детей (55,33 %) был выявлен допустимый уровень тяжести, который указывал на наличие предпосылок оптической дисграфии. Шестеро детей (40 %) соответствовали критическому уровню тяжести недоразвития общей и мелкой моторики, по наличию предпосылок оптико-пространственной дисграфии, что указывало на угрозу риска возникновения оптической дисграфии в школе. Таким образом, была обоснована необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление имеющихся нарушений развития, у детей данных групп.

Этап формирующего эксперимента был посвящен разработке и апробации методики использования дидактических игр с применением геометрических фигур, конструктора LEGO, лабиринтов, серий разрезных картинок, в профилактике предпосылок дисграфии у старших дошкольников с педагогической запущенностью. Коррекционно-развивающее обучение реализовывалось в индивидуальной форме в свободной деятельности обучающихся дошкольной образовательной организации, что способствовало совершенствованию личностных характеристик всех детей в процессе освоения окружающей действительности через творческую активность, развитию познавательных способностей дошкольников. Использование LEGO на логопедических занятиях включало: практическое конструирование, обучение грамоте, развитие речи с опорой на визуальный и тактильный контакт. Применение конструктора LEGO в игровом взаимодействии учителя-логопеда с дошкольниками повышало результативность качества коррекционных и обучающих мероприятий, поскольку было направлено на развитие лексики детей при изучении определенной темы; обогащение словаря; расширение творческого потенциала; визуализацию конструктивной деятельности; становление грамматических навыков при согласовании числительных с существительными; формирование правильного, размеренного дыхания; постановку и совершенствование отдельных звуков при построении сказочных лесенок, ступеней, дорожек из конструктора, которые ребенок проходил, произнося необходимые слоги или слова; формирование звуко-слогового анализа слова; овладение графическим образом букв путем создания их из конструктора во время обучения грамоте; развитие высших психических функций (восприятия, внимания, мыслительных процессов, памяти); совершенствование мелкой моторики, овладение тонкими дифференцированными движениями пальцев и кистей рук. Применение конструктора в работе над предложением давало возможность ребенку возможность зрительно представить понятие «предложение» и составляющие его части-слова. Кроме этого были использованы игры с детским строительным материалом, паззлами, счетными палочками Кюизенера, с цветными карандашами, бумагой для рисования, развивающими раскрасками, в которых дети рисовали по точкам различные геометрические фигуры и раскрашивали предметы, соединяли предметы по цвету пластилином, соленым тестом.

На завершающем этапе исследования (сентябрь 2020 г.) был проведен контрольный эксперимент, целью которого стало выявление роли дидактических игр в профилактике предпосылок дисграфии у старших дошкольников с педагогической запущенностью. Для диагностики применялись те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. В процессе анализа материалов были получены следующие результаты: наиболее успешными дети были в задании «Ориентация на право – лево» – двенадцать человек (80 %), правильно ответивших на все вопросы, остальные трое детей (20 %) ответили правильно на один из двух заданных им вопросов; наихудший результат был продемонстрирован в заданиях «Субтест повторение цифр», «Кулак – ладонь – ребро» и «Изображения геометрических фигур» – при выполнении задания «Субтест повторение цифр» были успешны семеро детей (46,67 %), также семеро детей (46,67 %) правильно выполнили одно из двух заданий, один ребенок (6,66 %) не справился ни с одним заданием; задание «Кулак – ладонь – ребро» восемь детей (53,33 %) выполнили в полном объеме, семеро детей (46,67 %) правильно выполнили одно из двух заданий; задание «Изображения геометрических фигур» семеро детей (46,67 %) выполнили в полном объеме, восемь детей (53,33 %) правильно выполнили одно из двух заданий; задание «Рядоговорение» десять детей (66,67 %) выполнили в полном объеме, пятеро детей (33,33 %) правильно выполнили одно из двух заданий; задание «Ритмы» в полном объеме выполнили девять детей (60 %), а шестеро детей (40 %) правильно выполнили одно из двух заданий; задание «Оценка мелкой моторики рук» восемь детей (53,33 %) выполнили в полном объеме, семеро детей (46,67 %) правильно выполнили одно из двух заданий.

Выводы

Таким образом, оптимальному уровню готовности к овладению письменной речью соответствовали семеро детей (на диагностическом этапе – 1); у семерых детей был выявлен допустимый уровень тяжести (на диагностическом этапе – 8); один ребенок (на диагностическом этапе – 6) по-прежнему соответствовал критическому уровню тяжести недоразвития мелкой моторики рук, зрительного гнозиса, а также внимания и памяти, что указывало на наличие у него органического поражения центральной нервной системы. Подобная результативность подтвердила справедливость нашей гипотезы о повышении эффективности работы по профилактике предпосылок дисграфии у старших дошкольников с педагогической запущенностью с помощью дидактических игр.