Дошкольный возраст – это период накопления психических новообразований, освоения социального пространства, интенсивного физического роста. В контексте исследования проблем современного детства особый интерес вызывает процесс целенаправленной позитивной социализации дошкольников.
М.С. Гусельцева, рассматривая позитивную социализацию как процесс, обращает внимание на нарастание её структурной сложности: «с одной стороны, происходит расширение и углубление внутреннего мира человека, а с другой – возрастает активность, эффективность и значимость индивидуума в текущем социокультурном пространстве» [1, с. 9]. Многие исследователи (В.А. Петровский, Е.О. Смирнова, В.Т. Кудрявцев) отмечали важность взаимодействия детей и взрослых в процессе социализации. Изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, отмечали, что основы совместной деятельности формируются именно в период дошкольного детства [2]. Н.А. Короткова отмечала особую значимость игры и родственных ей видов детской деятельности в процессе социализации старших дошкольников [3]. Ребенок старшего дошкольного возраста способен к самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками в двигательной деятельности [4].
Потребность в общении и взаимодействии с окружающими у детей старшего дошкольного возраста выражается в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников или взрослых, вовлечения их в общение и совместную деятельность; в стремлении активно общаться, играть, дружить; в эмоциональной чувствительности к отношению сверстников; в оценивании поступков, действий, состояний сверстников с позиции соответствия правилам и нормам. Само общение становится более сложным, многоплановым, эмоционально-выразительным, что находит свое проявление в подвижных и спортивных играх.
В младшем дошкольном возрасте разнообразие двигательной сферы ребенка проявляется в игре и свободных движениях. В возрасте трех – четырех лет дети стремятся к общению со взрослыми и старшими детьми, являющимися для них источниками познания и информации. В двигательно-игровой деятельности старший дошкольник выступает для младших привлекательным партнером и образцом для подражания. Старшие дошкольники видят в младшем товарища по игре, готового к эмоциональному практическому взаимодействию и принятию определенных норм и правил.
Все указанные особенности старших и младших дошкольников создают реальную основу для позитивной социализации и развития взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.
Зарубежные ученые R. Berris и E. Miller, H.J. Teixeira Costa, C. Abelairas-Gomez, V. Arufe-Giraldez, J.M. Pazos Couto и R. Barcala-Furelos указывали на то, что дошкольный возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка [5, 6]. Игровая и другие виды деятельности требуют от детей большей активности, самостоятельности, разнообразия и точности движений на каждом возрастном этапе. Возрастающие физические возможности составляют благоприятную основу для становления личности ребенка в двигательно-игровой деятельности.
В педагогических исследованиях накоплен значительный объем научной информации о значимости позитивной социализации [7, 8]. Проблеме развития разновозрастного взаимодействия и взаимообучения посвящены труды известного отечественного психолога С.Г. Якобсон [9]. Она подчеркивала, что опыт игровой деятельности передавался из поколения в поколение в детском сообществе. Дошкольные образовательные организации имеют возможность использовать разновозрастное взаимодействие дошкольников с целью социализации детей в двигательно-игровой деятельности.
Л.Н. Волошина разработала технологию организации разновозрастного взаимодействия старших и младших дошкольников на игровых физкультурных занятиях [10]. При этом автор отмечает, что организация взаимодействия детей раннего возраста – проблема очень сложная. Не все старшие дошкольники готовы выступить организаторами двигательно-игровой деятельности младших. Многие дети испытывают неуверенность в своих возможностях, не готовы к общению с младшими, испытывают затруднения в использовании способов передачи двигательно-игрового опыта. У таких детей отсутствует интерес к взаимодействию с младшими, и как результат – они не проявляют интерес и активность в совместной двигательно-игровой деятельности.
На наш взгляд, в современной образовательной практике недостаточно используется социализирующий ресурс совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников. А ведь для ребенка становится важен выбор партнера для игры и совместной деятельности, который определяется не только дружескими взаимоотношениями, но и иными качествами сверстника – двигательными, организаторскими, лидерскими. Очевидно, в организации разновозрастного взаимодействия необходимо учитывать социометрический статус старших дошкольников, чтобы получить положительный результат.
Одним из резервов качественного внедрения технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности [11] в деятельность дошкольных образовательных является изучение влияния социометрического статуса старших дошкольников на организацию разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.
Целью нашего исследования стало изучение влияния социометрического статуса старших дошкольников на организацию разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.
Материалы и методы исследования
Используемые в статье данные были получены в результате теоретического анализа и обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых; диагностики 86 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Белгородской области. База исследования: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 56 «Солнышко», МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 «Гномик» (г. Белгород), МБДОУ детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка», МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок», МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик», (г. Губкин Белгородской области).
В исследовании были использованы следующие методики: социометрическая методика «Краски в подарок» [12]; структурированное наблюдение за свободным взаимодействием дошкольников (по Л.Н. Волошиной).
По результатам социометрического исследования «Краски в подарок» дети были разделены на две группы: 60,5 % (52) детей составили группу популярных, получивших 3 и более выбора, 39,5 % (34) старших дошкольников выборки – непопулярные (получившие 2 и менее выбора).
Структурированное наблюдение за свободным взаимодействием «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников с младшими детьми в двигательно-игровой деятельности осуществлялось по критериям, показателям и авторским методикам, представленным в таблице.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты диагностики по критерию «Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности» свидетельствуют, что 90,4 % (47) «популярных» дошкольников продемонстрировали оптимальный уровень (рисунок). Они с интересом включились в подвижную игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», продемонстрировали умение договариваться с младшими; умение планировать совместные двигательные действия в игре; умение организовывать двигательно-игровую деятельность с оборудованием (мяч, обруч и т.д.). Кроме того, проявили положительное эмоциональное отношение в структуре «старший – младший». 9,6 % (5) детей по данному критерию проявили допустимый уровень инициативности. Дошкольники достаточно быстро выполнили задание и не стремились к совместной игре с младшими.
В исследовании выявлено, что в двигательно-игровом взаимодействии «популярные» дошкольники проявляли высокую инициативность, положительно относились к младшему ребенку, ориентировались на сотрудничество в играх.
В отношении «непопулярных» детей оптимальный и достаточный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности проявился у 38,2 % (13) и 41,2 % (14) дошкольников соответственно. Недостаточный уровень характеризует 20,6 % (7) старших дошкольников. «Непопулярные» дети больше демонстрируют отрицательное отношение к младшим, отсутствие интереса к игре и общению; недостаточно проявляют инициативу в двигательно-игровой деятельности; недостаточно проявляют умение договариваться с младшими, планировать совместные двигательные действия; дошкольники в основном копировали движения других детей, не использовали предложенное оборудование (мяч, обруч и т.д.).
Структурированное наблюдение за свободным взаимодействием «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников с младшими детьми в двигательно-игровой деятельности
Критерий |
Показатель |
Методика |
Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности |
- степень инициативности в двигательно-игровой деятельности; - степень продуктивности двигательно-игрового взаимодействия; - эмоциональное отношение к младшим |
Наблюдение за взаимодействием в подвижных играх старших дошкольников с разным социометрическим статусом с младшими (с использованием игрового спортивного оборудования) (модифицированная методика Л.Н. Волошиной для оценки уровня разновозрастного взаимодействия) |
Результаты по критерию «Умение «популярных» и «непопулярных» дошкольников организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности»
Для изучения статистической значимости различий показателей, представленных данных по критерию «Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности» двух сравниваемых групп («популярные»/«непопулярные» старшие дошкольники) при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности. Статистическая обработка результатов наблюдений по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников с разным социометрическим статусом (52 «популярных» и 34 «непопулярных» старших дошкольника), вычислялась по следующей формуле:
Uэмп = (N1*N2) + – Tх,
N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
При ранжировании наблюдений (значений) «популярных» старших дошкольников общая сумма рангов составила 2771,5, а при ранжировании наблюдений (значений) «непопулярных» составила 969,5. Для вычисления эмпирического значения берем большую из ранговых сумм двух групп «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников, которое равно Тх = 2771,5.
Uэмп = (52*34) + – 2771,5 = 374,5.
Определение критического значения для соответствующих N1 и N2 (N1 = 52 и N2 = 34) показало, что
Uкр = .
Полученное эмпирическое значение Uэмп (374,5) находится в зоне значимости.
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05 , и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что если Uэмп < Uкр, то принимается гипотеза H1, следовательно, можно говорить о наличии различий между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности (p < 0,01).
Полученные результаты убеждают нас в необходимости внесения корректив в технологию социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности с учетом социометрического статуса старших дошкольников.
Заключение
Проектирование технологии социализации дошкольников должно осуществляться с учетом возможностей двигательно-игрового взаимодействия детей старшего и младшего возраста.
Дети с высоким социометрическим статусом (60,5 % (52) дошкольников, из них 90,4 % (47) – оптимальный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности, 9,6 % (5) – допустимый уровень) проявляют потребность передать свой двигательно-игровой опыт младшему ребенку; умение планировать совместные двигательные действия в игре; умение организовывать двигательно-игровую деятельность с оборудованием (мяч, обруч и т.д.).
Дети с низким социометрическим статусом (39,5 % (34) дошкольников, из них 38,2 % (13) – оптимальный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности, 41,2 % (14) детей – достаточный уровень, 20,6 % (7) – недостаточный уровень) испытывают проблемы в организации взаимодействия с младшим, не принимают в качестве партнера для игр, не проявляют положительное эмоциональное отношение, заботу и внимание.
При проектировании взаимодействия старших и младших дошкольников педагогу необходимо ориентироваться на социометрический статус старших дошкольников с целью позитивной социализации старших детей в двигательно-игровой деятельности, что в результате будет способствовать активному усвоению всеми дошкольниками двигательно-игрового опыта, создаст условия для радостных эмоциональных переживаний и развития игрового пространства детства.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».