Сегодня, как никогда, эффективное использование информационных технологий и цифровых учебных ресурсов в образовании считается ключевым фактором в достижении образовательных целей, обозначенных президентом в Стратегическом плане развития Казахстана. В данном документе подчеркивается значимость высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования [1]. Благодаря ускоренным темпам развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе цифровое общество и цифровая экономика стали реальностью. Технические навыки и компетенции становятся жизненно необходимыми для достижения профессионального успеха и личностного развития человека. Н.А. Назарбаев в своем обращении к народу Казахстана подчеркивал, что «только те народы, которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, окажутся победителями» [2].
Роль цифровых технологий и ресурсов заключается в улучшении и повышении ценности процессов обучения и преподавания. Преподаватели и студенты имеют доступ ко все большему количеству информационных технологий, цифровых ресурсов для улучшения практики преподавания и обучения.
Под цифровизацией понимается внедрение цифровых технологий, перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.
Цифровизация высшего образования означает трансформацию учебно-образовательного и управленческого процесса, повседневных социальных практик в системе высшего образования, обусловленную внедрением технологий создания, обработки, обмена и передачи больших массивов информации на электронных носителях. Цифровизация предполагает интеграцию образования с информационными ресурсами [3–5].
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее время сильно изменило процессы в сфере высшего образования, сместился фокус образовательного процесса с преподавателя на студента, меняются их традиционные роли, когда преподаватель отказывается от доминирующей роли в процессе обучения, а выступает в качестве наставника и помощника в процессе саморазвития студента.
Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении превзошла роль вспомогательного средства. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли и видоизменили аспекты всей нашей жизни, в том числе и образования. Цифровизация учебного процесса помогает достичь обновленных целей, которые стоят перед образовательными учреждениями.
Процесы цифровизации оказывают влияние на разработку новых учебных программ для обеспечения взаимодействия между субъектами образовательного процесса, также меняют понимание содержания образования, тем самым осуществляя переход от знаниевого подхода к компетентностному [6].
В настоящее время в связи с пандемией COVID-19 использование информационно-коммуникационных технологий, онлайн-продуктов в учебном процессе становится все более актуальным и становится не пассивным, как это было ранее, а активным средством обучения, что имеет свои плюсы, так как дает возможность гибко сочетать аудиторные и дистанционные формы обучения. Использование цифровых учебных ресурсов за пределами аудитории позволяет учиться в любом месте, в любое время. Виртуальные онлайн-среды дополняют обучение в аудитории, а в условиях форс-мажора, что мы наблюдаем сейчас, считаются единственно возможными.
На современном этапе, когда обновляется содержание образования, происходит переход на онлайн-продукты, особую актуальность приобретают навыки самостоятельного приобретения знаний, являющиеся основополагающей компетенцией.
Современная система образования переживает кризис навыков. Образовательный процесс недостаточно побуждает студентов узнавать что-то новое, ставить цели в соответствии со своими знаниями и реальным миром, использовать свое воображение для поиска творческих ответов на стандартные вопросы вместо использования стереотипных моделей. В этом смысле образовательный процесс будущего должен предлагать больше, чем просто передача знаний. Мы предприняли попытку рассмотреть некоторые возможности организации учебного процесса вуза в условиях цифровизации образования.
Существует множество способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов, среди которых следует выделить самостоятельную и научно-исследовательскую работу. Под самостоятельным «добыванием» знаний понимается способность обучаемых к самообразованию, когда они берут на себя ответственность за собственное обучение, становясь исследователями, способными применять свои знания, умения и навыки для решения реальных проблем. Самостоятельная работа – это такая деятельность обучающихся, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы [7; 8]. Однако это не означает, что обучающиеся абсолютно самостоятельно управляют своим обучением.
Современный человек живет в эпоху глобальных изменений всех сфер. Лозунг «oбразование на всю жизнь» утратил свое значение с появлением лозунга «образование в течение всей жизни». Дальнейшее развитие общества невозможно без самоактуализаии личности. Самоактуализация становится возможной, если каждый человек максимально использует свои возможности, пути и средства саморазвития потенциала. Современное общество знаний характеризуется ростом потока научной информации, для переработки которой необходима мобильность, означающая умение корректировать имеющуюся систему знаний, а также замену устаревших знаний новыми [9].
Материалы и методы исследования
Сегодня, когда рыночные отношения входят во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в область образования, выдвигается обновленная парадигма, отвечающая запросам современного социоэкономического пространства. На нынешнем этапе приходится апеллировать к таким понятиям, как конкурентоспособность, креативность, мобильность. На рынке образовательных услуг востребованы специалисты, владеющие этими качествами. На наш взгляд, именно самостоятельный поиск знаний в учебном процессе соответствует задачам образования.
Одним из показателей навыка самостоятельной работы студентов является уровень самокритичности, способности критически подходить к собственной деятельности, адекватно реагировать на замечания, сделанные в ходе выполнения задания, и стремление исправить допущенные ошибки.
В отдельных случаях можно практиковать групповые или парные совместные проекты по изучаемым дисциплинам. Особую популярность приобретает проведение диспутов, дискуссий, ролевых игр, кейсов с анализом педагогических ситуаций.
В целях развития навыков самооценивания имеет смысл анализирование студентами занятий, где они оценивают свои сильные и слабые стороны, степень усвоения учебного материала, имеют возможность выявить свои способности, расставлять приоритеты в учебном процессе, синтезировать поступающую информацию.
Самооценивание помогает узнать свои сильные и слабые стороны с целью исправления имеющихся недостатков, в коненом счете это способствует формированию навыков эффективной учебной деятельности, что особенно актуально в современных условиях дистанционного обучения. Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ. Студенты получают возможность обучения в реальном времени посредством видеосвязи, видеоконференции и т.д. Кроме этого, у студентов формируется осознанное отношение к процессу самообразования, целенаправленность, систематичность, саморазвитие, умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность и проектировать пути реализации учебных целей и задач.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ самостоятельных работ студентов показывает, что в отдельных случаях студенты проявляют недостаток навыков планирования самостоятельной работы, вычленения главного в процессе отбора материала, оценивания результатов самостоятельной работы. Зачастую им не удается правильно обобщать, делать выводы по результатам работы, обрабатывать данные, что объясняется следующими причинами: слабый уровень сформированности навыков самостоятельной работы на предыдущих этапах обучения, отсутствие необходимых предшествующих знаний, неумение работать со справочниками и дополнительной литературой, первоисточниками, отсутствие осознания значимости самостоятельной работы, недостаточная опора на теоретические знания.
В целях устранения указанных недостатков студентам необходимо совершенствовать навыки самостоятельной работы. Формирование навыков самостоятельной работы создает предпосылки для создания у студентов ценностных ориентаций на исследовательскую деятельность, творческое отношение к педагогическим новшествам, осознание важности педагогических инноваций для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Чтобы мотивировать студентов к исследовательской работе, можно использовать задания, конкретизирующие частные вопросы учебной темы.
В дополнение к программному освоению студентами английского языка зарекомендовал себя способ приобретения ими практических навыков с помощью чтения и запоминания на иностранном языке изречений, пословиц и поговорок. Мы отобрали наиболее употребительные английские пословицы и поговорки с их эквивалентами в родном (казахском) языке. Они отражают многовековой жизненный опыт, социальные, этнические и эстетические взгляды людей, их отношение к родине, семье, просвещению, невежеству, добру и злу и так далее. Для того чтобы использовать пословицы и поговорки при обучении произношению, а также для закрепления пройденного материала, необходима серия упражнений с заданиями. Например: объясните смысл следующих пословиц (Келесі мақал-мәтелдердің мағынасын қалай түсіндірер едіңіз?): he, who is born a fool is never cured (қисық ағаш қиыспайды, қыңыр кісі сыйспайды; дураком рожденный от дурости не излечится); idleness rusts the mind (сауықшыл болдым дегенше, ойлауды қойдым де; праздность притупляет ум). How would you interpret the meanings of the following proverbs and sayings? (Как бы вы истолковали их значения?): «Friends may meet but mountains never» (екі тау қосылмайды, екі ел қосылады), «He that would eat the fruit must climb the tree» (түйеге жаңтақ керек болса, мойнын созар; алшаға құмар, ағашка шығар; без труда нет плода), «He who makes no mistakes, makes nothing» (түк бітірмеген ештемеден жаңылмайды; не ошибается тот, кто ничего не делает ), «Idle folks lack no excuses» (жалқаудын жанына барсаң, сылтаудың астында қаласың; у лодырей всегда оправдание найдется), «If things were to be done twice all would be wise» (кеңесіп пішкен тон келте болмас; кеңеспен шешкен шешімнің кемісі болмас; задним умом всяк крепок).
Дополните данные пословицы и поговорки (Осы мақал-мәтелдерді толықтырыңыз): diamond cut (diamond) (); a fried in need is (a fried indeed) (дос басына іс түскенде (танылады)); God sends meat and the devil (sends cooks) (біткен іске сыншы көп, піскен асқа (ауыз көп); бог посылает мясо, а дьявол поваров); enough is as good (as a feast) (байлық (мұрат емес); довольство – лучшее богатство). Cоставьте пословицу из следующих частей: the first blow, half the battle (жақсы бастама – бұл жарты шайқас; хорошее начало – половина дела); supper, no, song, no (еңбек етсең ерінбей, тояды қарның тіленбей; хочешь есть калачи, не лежи на печи ); friend, in need, indeed (дос басына іс түскенде танылады; друг познается в беде).
К предлагаемой пословице или поговорке подберите подходящую пословицу или поговорку на родном (казахском) языке; like author, like book (өнеріне қарап ұстасын таны; по ремеслу и промысел); nothing to be got without pains (еңбегіне қарай өнбегі, еңбеккер болмаса, несіп тұра ма?; без труда нет плода); where there’s a will, there is away (ыңта болса адамда, қиын іс жоқ ғаламда; была бы охота, а возможность найдется); live and learn (өмір бойы үйрен; век живи – век учись).
Применение таких заданий позволяет студентам самостоятельно осуществлять реализацию межпредметных связей: осуществлять поиск необходимых опорных знаний, включать их во вновь формируемые знания, развивать аналитические умения. Подобные задания способствуют формированию навыков как самостоятельной, так и исследовательской работы обучающихся. В целях развития навыков самооценивания имеет смысл анализирование студентами занятий, где они оценивают свои сильные и слабые стороны, степень усвоения учебного материала, имеют возможность выявить свои способности, расставлять приоритеты в учебном процессе, синтезировать поступающую информацию.
Для активизации самостоятельной работы студентов, которая приобретает особое признание в условиях кредитной системы обучения, мы рекомендуем творческие задания. К примеру, написать развернутый план урока с многообразием форм и методов работы, сценарий учебной игры на заданную тему и т.д. В отдельных случаях можно практиковать групповые или парные совместные проекты по изучаемым дисциплинам. Особую популярность приобретет проведение диспутов, дискуссий, ролевых игр, кейсов с анализом педагогических ситуаций.
В процессе обучения студенты имеют возможность вступать в общение друг с другом, высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, т.е. зесь имеет место как самоценивание, так и взаимооценивание. В то же время студенты должны ощущать педагогическую поддержку при возникновении проблем, препятствующих самостоятельно достигать поставленных результатов в процессе обучения. Самостоятельное «добывание» знаний, личностная активность, стремление к самообразованию, творческий подход к учебной деятельности являются резервами повышения эффективности самостоятельной работы студентов и их учебно-познавательной активности. Проведение коллективных обсуждений, дискуссий помогает критически оценивать свои результаты и результаты других.
В некоторых случаях целесообразна организация выполнения самостоятельных заданий в группах. При такой системе необходимо учитывать:
- уровень развития когнитивных процессов и психологических свойств обучаемых;
- отношение к учебной деятельности;
- работоспособность;
- предшествующую подготовку;
- осознание необходимости учебных дисциплин;
- ведущие интересы и склонности.
Самостоятельная форма приобретения знаний служит основным условием творческой активности студентов.
Как отмечают некоторые исследователи, большую роль в формировании интереса к самостоятельному добыванию знаний играет создание проблемной ситуации, т.е. столкновение с трудностью, что убеждает в необходимости получения новых знаний или же применения имеющихся в новых условиях, и подлинный интерес может вызвать только работа, имеющая определенную степень трудности [10; 11].
Легкий материал не вызывает интереса, поскольку не требует умственной нагрузки. Проблемный характер заданий развивает у обучающихся навыки творческого подхода к решению задач, которые максимально раскрывают их интеллектуальные возможности, способствуют выработке волевых качеств личности: уверенность в собственных знаниях, стремление добиться желаемого, требовательность к себе. Самостоятельный поиск информации помогает студентам углубить их знания по тематическим и сущностным характеристикам [12].
В своем исследовании О.А. Абдуллина отмечает ведущую роль самостоятельной работы. «Самостоятельная работа является формой организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности студентов, средством ее активизации. Только на основе самостоятельной работы каждого студента обеспечивается глубокое усвоение теоретических знаний, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие педагогического мышления. Самостоятельная работа становится средством подготовки к непрерывному образованию» [13, с. 99]. Не умаляя роли самостоятельной работы студентов в процессе аудиторных занятий, мы считаем основной составляющей внеаудиторную проработку учебного материала. Здесь актуальность приобретают навыки планирования своей работы, целеполагания, выделения ближайших и перспективных задач обучения.
В современных условиях дидактика высшей школы ориентирует на кредитные технологии обучения с активным применением IT-ресурсов и онлайн-продуктов, что приобретает особую актуальность в условиях пандемии COVID-19 и переходом на дистанционное обучение. Ряд исследований показал, что информационно-коммуникационные технологии играют существеную роль в активизации самостоятельной работы студентов, так как предоставляют возможности для легкой оценки и измерения самостоятельной траектории обучения, увеличивают скорость доступа к информации и предоставляют среду для взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем [14; 15].
В современных условиях, когда студенты перерабатывают большое количество информации, способность поиска наиболее нужной, при соблюдении системного принципа и постепенного усложнения содержания, приобретает особую актуальность. Выполнение заданий творческого характера, учет личностных характеристик студентов и критическая оценка полученных результатов играют важную роль.
При организации самостоятельной работы в условиях цифровой трансформации новая парадигма образования требует смещения акцентов в таких направлениях, как развитие способностей обучающихся, активизация их исследовательских способностей, навыков самостоятельно учиться и думать и получение жизненно важных знаний и основополагающих компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Выводы
В условиях цифровизации инвариантными компонентами образования должны стать базовые умения, адекватные быстро меняющемуся миру. Перед вузами стоит задача по подготовке выпускника, обладающего такими показателями, как потребность и способность к самообразованию, готовность к инновационной деятельности, способность к рефлексии, профессиональная мобильность, адаптация в различных социальных группах, толерантность, умение использовать цифровые технологии. Указанные качества обеспечиваются взаимодействием учебного и внеучебного процессов вуза, сформированностью навыков самостоятельного поиска знаний, использование активных методов обучения, развитие цифровых навыков.