Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMPETENCE MODEL OF HIGHER EDUCATION

Kazinets V.A. 1 Trinadcatko O.A. 1
1 Pacific State University
The educational process is always accompanied by significant changes and transformations both in the pedagogical theory and in the practice of educational and educational processes. The educational paradigm is changing: new pedagogical approaches to the educational process are being developed, pedagogical relations between the subjects of the educational process are being transformed, and new educational technologies are being introduced to make the educational process more capacious, interesting, and creative. At the present stage of development of labor relations, graduates are faced with the question that employers need not only the skills, but also the potential competence of the young specialist, in which find the combination and obtained the qualifications and practical qualities in the field of professional pedagogical activities, such as behavioral aspects of the teacher-professional, the ability to carry out its activities in a team, manifestation of professional initiative, creative approach to teaching, ability to accept responsibility, etc. The goal of education for a long time was to get in the process of learning, a set of knowledge, skills, which must be mastered by the graduate. But to date, this approach is insufficient. The evaluation of the educational result was changed from the concepts of «knowledge», «skills» and «skills» to the concepts of «competence» and «competence» of future young teachers. Thus, the competence-based approach to education is consolidated, which provides practical skills of professional activity in addition to theoretical knowledge.
state educational standard of higher education
education
model
model of education
competence
competence model
competence approach

Для образования в современных условиях особо важной становится тенденция перехода на компетентностную модель обучающегося в сфере высшего образования, развития творческого подхода при реализации получаемых в образовательном процессе обучения компетенций.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) – магистратура по направлению подготовки 44.04.01, принятый 22.02.2018 г., № 126 [1] направлен на переход образовательной системы на компетентностную модель обучения и воспитания, а также на повышение качества образования посредством изменения составляющих образовательной системы: образовательных стандартов и программ; системы управления образовательным процессом; квалификации научно-педагогических кадров, реализующих образовательные программы; условий обучения и самоподготовки студентов, полученных результатов обучения.

Компетентностный подход в вузе тесно взаимосвязан с проблемой моделирования потенциального выпускника, формирования, развития и оценивания уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на всех этапах образовательного процесса студентов по различным образовательным программам.

Переход на компетентностную модель ставит перед всеми участниками образовательного процесса достаточно много вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных сотрудников, востребованных на рынке труда, свободно владеющих своими профессиональными качествами, готовых к практической деятельности и профессиональному росту, свободного адаптирующихся в изменяющихся современных социально-экономических условиях.

Значительный вклад в исследование компетентностного моделирования системы образования и внесли следующие ученые: А.В. Хуторский [2], Ж.Б. Бейсбекова [3], В.А. Болотов [4], Д.А. Иванов [5], Е.Я. Коган [6], Э.Ф. Зеер [7], И.П. Мединцева [8], Т.А. Разуваева [9], О.Н. Андрух [10], А.Е. Слепцова [11], Т.А. Селеменева [12], Е.В. Фешина [13] и др.

Целью настоящей статьи является представление компетентностной модели в системе высшего образования – магистратуре.

Материалы и методы исследования

Проведенный анализ исследований в области компетентностного моделирования в сфере системы высшего образования позволил выявить взгляды различных ученых.

Е.Я. Коган [6] считает, что компетентностный подход – это кардинально новый подход, который подразумевает пересмотр отношения к роли педагога к процессу обучения; этот новый подход, с большой вероятностью, приведет ко всесторонним изменениям в системе образования, в том числе высшего образования: от изменения привычных устоев до изменения методической базы.

Ж.Б. Бейсбекова [3] акцентирует внимание на том, что компетентностную модель системы современного образования можно рассмотреть как комплекс множества более традиционных подходов, применяемых в современном образовательном процессе (культурологического, научно-образовательного, воспитательного и т.д.).

Д.А. Иванов [5] отмечает, что компетентностная модель системы высшего образования – это попытка провести реструктуризацию высшей школы и адаптировать ее к потребностям современного рынка труда. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования, причем полученный результат учитывает совокупность изученной и усвоенной учебной информации, а также способность молодого специалиста принимать решения в различных профессиональных ситуациях.

А.В. Хуторский [2] замечает, что под компетенцией следует понимать совокупность тесно связанных профессиональных качеств личности (приобретаемых в процессе обучения теоретических знаний, практических умений и навыков, а также способов деятельности в конкретных ситуациях). Компетентность предполагает овладение будущим специалистом соответствующими компетенциями и их практическое применение.

Характеризуя модель образования, С.В. Сидоров [14] рассматривает ее в качестве разработки определенного научного подхода как особого способа организации образовательного пространства, взаимодействия различных организаций системы образования и построения обновленной системы образования.

В качестве теоретических методов исследования современной проблемы применения компетентностной модели в процессе образования были использованы анализ педагогической литературы, а также методы обобщения и систематизации отечественного педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная компетентностная модель образования может быть рассмотрена как один из важнейших и актуальных путей реформирования системы образования, который также создает надежную основу для применения как научно-исследовательских, так и образовательных программ на новом качественном уровне.

Проводя анализ использования компетентностного подхода в образовательном процессе, В.Л. Акапьев [15] отмечает, что понятие «компетентность» носит обобщенный, интегральный характер по отношению к привычным «знаниям», «умениям», «владениям», на основе которых на сегодняшний день реализуется система образования. Также автор делает вывод, что данный подход обеспечивает организацию совершенно новой модели качества системы образования, отделяя ее от конкретных дисциплин и трудовых объектов, что дает право говорить о более полной вовлеченности молодого специалиста в трудовую деятельность.

По мнению А.Э. Федорова [16], одной из основополагающих задач в образовании наряду со всесторонним развитием личности является задача формирования и развития профессионально компетентного специалиста. Компетентностный подход будущего выпускника определяется тем, что он способен делать, какими способами и методами деятельности овладел, к чему он готов в своей будущей профессиональной деятельности.

kazinec1.wmf

Рис. 1. Компетентностная модель системы высшего образования – магистратура

kazinec2.wmf

Рис. 2. Принципы обучения в магистратуре согласно компетентностной модели

Г. Абилкасимова [17] приходит к выводу, что в основе компетентностного подхода лежат педагогические предпосылки как в практическом аспекте, так и в теоретическом. Если говорить о практике высшего образования, то необходимо заметить расхождение между качеством подготовки будущего выпускника, которую обеспечивает учебное заведение, и практическими требованиями, которые предъявляют к молодому специалисту работодатели. Также компетентностный подход, который ориентирован преимущественно на инновационное видение целей и оценку полученных результатов высшего образования, предъявляет требования и к иным составляющим образовательного процесса, в частности к содержанию, используемым педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки уровня знаний обучающихся. Основополагающими моментами являются проектирование и применение таких образовательных технологий обучения, которые моделировали бы практические ситуации включения обучающихся в различные виды деятельности.

Таким образом, внедрение компетентностной модели в систему высшего образования направлено на совершенствование сотрудничества образовательных организаций высшего образования с рынком труда, повышение конкурентных преимуществ молодых специалистов, реструктуризацию содержания, методологической базы и соответствующей среды обучения. Основная цель высшего образования – подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и развитию.

Т. Бринкер приводит следующее определение компетенции: «Компетенция – это динамическая комбинация признаков, отношений и способностей. Формирование и развитие компетенций – цель реализуемых образовательных программ. Компетенции формируются на всех курсах обучения и оцениваются на разных стадиях обучения» [18].

Ю.С. Кострова [19] отмечает, что компетенция – это область решаемых практических проблем, сфера деятельности, это владение ситуацией в условиях динамической окружающей среды, способность реагировать на изменение среды и изменять ее саму.

О.А. Ульянина [20] приходит к выводу, что компетентность реализуется при помощи компетенций, которые позволяют в процессе их взаимодействия эффективно и качественно реализовывать установленную образовательную деятельность. Компетентность может реализовываться только применительно к какой-либо практической деятельности, в том числе к педагогической деятельности, т.е. компетенция и компетентность являются тесно связанными понятиями.

А.С. Белкин [21] определяет компетенции как совокупность того, чем индивид располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.

Таким образом, проведя анализ предложенных вышеуказанными авторами определений, можно заключить, что компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной и эффективной деятельности в определенной предметной области, в том числе в образовательной деятельности.

При этом компетентность мы понимаем как совокупность компетенций, которые позволяют определить предметные области, в которых индивид сведущ.

Компетентностная модель системы высшего образования предусматривает следующие основные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса:

1) ориентированность образовательного процесса на студента;

2) активное включение образовательной среды вуза во все виды образовательной деятельности ее субъектов, раскрывающей ресурсы личности;

3) становление личности как профессионала, в том числе в педагогической деятельности;

4) ориентация на приобретенные в процессе обучения компетенции как результат образования с учетом динамических требований рынка труда.

Компетентностная модель образования подразумевает знаниево-деятельностный подход: знания, умения и навыки как основные компоненты компетенций формируются и усваиваются во время проведения лекционных, практических, лабораторных занятий по различным дисциплинам, а также во время прохождения студентами различных видов учебных и производственных практик.

Компетенция как норма Государственного образовательного стандарта высшего образования выполняет в современном образовательном процессе важнейшие функции: позволяет провести оценку результатов получаемого образования с учетом современных требований к качеству подготовки будущего выпускника, а также является важным компонентом компетентности, теоретической и практической готовности к осуществлению выпускником своих трудовых функций. Компетентностный подход в обучении ориентирует обучающихся не только на усвоение теоретических знаний, но и на решение практических проблем, как жизненных, так и производственных, что отличается от подхода, когда надо «выучить и пересказать».

Компетентностный подход требует от обучающегося постановку проблемной задачи или вопроса, проектирование решения проблемной задачи, оценку полученного опыта, анализ эффективности собственных действий, применяемых методов решения.

Таким образом, на основании проведенного анализа научных трудов вышеуказанных авторов нами была создана компетентностная модель системы высшего образования – магистратуры (рис. 1).

Приведенная компетентностная модель ориентирована на развитие знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, их применение в практической деятельности. Компетентностная модель выпускника предполагает системность теоретических знаний и практических навыков по основным аспектам их профессиональной деятельности.

Современный специалист в сфере образования работает в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Сложные социально-экономические процессы, увеличение объема поступающей информации, рост конкуренции на рынке труда обусловливают высокие требования к выпускникам магистратуры образовательных учреждений.

Принципы обучения в магистратуре согласно компетентностной модели представлены на рис. 2.

Заключение

Таким образом, применение компетентностной модели позволяет готовить специалистов для работы в образовательных учреждениях, ориентированных не на квалификационные требования работодателей, а на компетентность, в которой сочетаются квалификация и социальная ориентированность, практическое применение полученных знаний, способность работать в команде, проявление инициативы, способность нести ответственность.