Цифровизация затронула все сферы деятельности человека, в том числе и здравоохранение. Значимость цифровизации сферы здравоохранения подчеркивается на федеральном уровне. В 2017 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Одно из направлений нацелено на внедрение цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.
В соответствии с «Исследованием эффективности здравоохранения в городах мира» ключевыми трендами в сфере здравоохранения являются пациентоцентричность, датацентричность, превентивность, цифровизация и ценностно-ориентированное здравоохранение [1].
Обращаясь в медицинские организации, особенно частные, люди ожидают высокий уровень комфорта, прозрачность и персонализированность не только в части медицинского обслуживания, но и в части получения информации через электронные сервисы. Пациенты хотят иметь доступ к собственным медицинским данным, что позволяет им быть вовлеченными в процесс лечения.
Цифровизацию здравоохранения проводят не только для удобства пациентов, но и для повышения эффективности работы организации. Цифровизация способствует повышению контроля качества, оптимизации многих бизнес-процессов и сокращению ошибок. Учреждения, которые не используют цифровые технологии в своей работе, рискуют потерять конкурентное преимущество.
Цифровизация здравоохранения и медицинских учреждений рассматривается в работах многих авторов. Д.А. Елфимов и Д.В. Белышев отмечают, что комплексное применение информационных технологий, таких как телемедицинские технологии, регистры пациентов, электронные истории болезни и экспертные системы, является ведущим направлением современного информационного пространства в практическом здравоохранении. Внедрение вышеперечисленных технологий облегчает работу медицинского персонала, повышает качество оказываемой медицинской помощи и эффективности работы медицинской организации в целом [2, 3]. К.А. Мызрова рассматривает в своей работе реализуемые проекты в рамках программы «Цифровая экономика» по направлению здравоохранение [4]. А.Б. Кузнецов рассматривает проблемы внедрения, использования и защиты компьютерных технологий в здравоохранении, среди них защита персональных данных, совместимость аппаратных платформ, проблема стандартизации и интерпретации текста в электронных медицинских картах несмотря на их цифровизацию [5].
Целью исследования является изучение информационных систем и цифровых инструментов, рассмотрение их использования для цифровизации бизнес-процессов медицинских учреждений.
Медицинские информационные системы
Основным инструментом цифровизации в области здравоохранения является медицинская информационная система (МИС), которая служит для автоматизации документооборота, отображения расписания каждого специалиста, напоминания о записи на прием, историю болезни (медицинские карты), данные по исследованиям, прейскуранты на услуги, а также содержит систему поддержки принятия решений для врача, автоматизируя многие процессы в медицинском учреждении.
Рис. 1. Процесс работы с информацией об исследовании или услуге в медицинском учреждении «как есть»
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» медицинские организации частной системы здравоохранения должны передавать данные в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [6]. Данная система состоит из 13 отдельных подсистем. Для лабораторий важно выбирать МИС с возможностью подключения к ЕГИСЗ или разработать блоки в уже имеющейся системе, которые смогут интегрироваться с подсистемами, входящими в ЕГИСЗ.
Рассмотрим самые распространенные МИС по данным исследования [7]. Нижеописанные системы применяются как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях, все они включены в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
«БАРС.Здравоохранение – МИС» – информационная система позволяет автоматизировать все процессы медицинского учреждения, начиная с электронных медицинских карт и обеспечения врача оперативной высококачественной информацией для правильной постановки диагноза и заканчивая контролем качества медицинских услуг. Имеет широкий набор модулей для поликлиники и стационара. Принципы, заложенные в систему, позволяют создать в регионах единой базы данных учреждений здравоохранения и передачу данных в режиме онлайн через интернет.
«qMS» – структурирует все основные процессы медицинского учреждения и адаптируется под клинику любого масштаба. МИС имеет большой набор готовых к использованию протоколов медицинских записей по различным врачебным специальностям, позволяющих учесть все особенности работы с пациентами. Имеет 24 основных функциональных компонента (как для медицинского персонала, так и для руководителей) и 6 дополнительных.
«Медиалог» – МИС для решения комплекса лечебных и управленческих задач. Предоставляет возможности ведения электронной медицинской карты; управления потоками пациентов путем мониторинга данных приемного отделения, интеграции с общегородскими службами скорой помощи и конфигурирования бизнес-процессов обслуживания пациентов; планирования ресурсов; анализа работы клиники с помощью BI-решения. Персонал ИТ-службы медицинских учреждений может самостоятельно разрабатывать и настраивать интерфейсы пользователей, бизнес-процессы и отчетность.
«К-МИС» – комплексная МИС, автоматизирующая все процессы медицинского учреждения, финансово-экономические работы, обладает системой статистики и отчетности, предоставляет пациентам возможность записи через интернет. Позволяет существенно ослабить непрофильную нагрузку на медицинский персонал. Имеет широкий набор подсистем, среди которых: подсистема электронной медицинской карты, регистратуры, консультантов, отчетности и другие.
Лабораторные информационные системы
Для учреждений, занимающихся лабораторными исследованиями, существуют специализированные лабораторные информационные системы (ЛИС), которые позволяют решать многочисленные задачи по регистрации образцов, вводу результатов испытаний, их обработке, хранению информации и интегрироваться с другими информационными системами [8]. ЛИС обычно функционирует в некоторой информационной среде. Из МИС поступают заказы на проведение исследований, а затем в нее возвращаются результаты исследований. Кроме того, может быть выполнена интеграция с системой бухгалтерского учета и системами других лабораторий. Данная система позволяет сократить количество ошибок, повышает производительность лаборатории, дает оперативный доступ к информации, позволяет производить рассылку результатов заказчикам по электронной почте по мере выполнения исследований. МИС могут иметь подсистему ЛИС, но если в медицинском учреждении выбрана система без поддержки такой подсистемы или требуется использование дополнительных систем, то могут применяться ЛИС, описанные ниже.
ЛИС «АЛИСА» является программой для автоматизации и оптимизации деятельности клинико-диагностической лаборатории и внутрилабораторного управления качеством. Функциональность ЛИС поддерживает работу как в автономном режиме, так и в режиме информационного взаимодействия с медицинской информационной системой (МИС) и другими системами [9]. ЛИС имеет специфические медицинские модули: биохимия, иммунология, гематология и иммуногематология, общеклинические анализы, гормональные анализы, серология, микробиология, цитология и гистология, ДНК-исследования, ИФА-исследования, неонатальный скрининг.
ЛИС «Акросс-Клиническая лаборатория» (АКЛ) – это полнофункциональная информационная лабораторная система для оперативного управления современными клинико-диагностическими лабораториями (КДЛ) и автоматизации лабораторного производства. Имеет такие специфические модели, как бактериология, цитология, гистология. ЛИС интегрируется с МИС, ЕГИСЗ и другими системами.
Система «Ариадна» обеспечивает эффективное управление лабораторией любой специализации, используя неограниченные возможности статистической обработки данных, экономического и финансового учета, совместима с любыми анализаторами. ЛИС «Ариадна» представляет собой набор модулей, которые подбираются и настраиваются для решения конкретных задач заказчика оптимальным образом. Модули системы: Лаборатория, Склад реагентов, Контент, Экономист, Финансы, Администратор, Системный администратор, Конвертер.
«Medap-LIS» – лабораторная информационная система, которая обладает широким функционалом. Отличительные особенности: наличие специальных микротерминалов для ввода результатов ручных методов исследований непосредственно с места их выполнения, подключение анализаторов с использованием промышленных микрокомпьютеров, возможность построения распределенных ЛИС.
Анализ возможностей вышеперечисленных ЛИС приведен в табл. 1.
Современный рынок информационных систем представляет широкий ассортимент ЛИС. В соответствии с необходимым функционалом и требованиями, предъявляемыми к ЛИС, выбор конкретной системы остается за медицинским учреждением.
Таблица 1
Анализ возможностей ЛИС
Параметр |
Алиса |
АКЛ |
Ариадна |
Medap-LIS |
Наличие |
||||
Штрихкодирование биоматериала |
+ |
+ |
+ |
– |
Контроль качества оборудования |
+ |
+ |
+ |
+ |
Автоматизация обработки результатов |
+ |
– |
– |
+ |
Автоматизация складского учета |
+ |
+ |
+ |
– |
Система отчетности |
+ |
- |
+ |
+ |
Доработка ЛИС |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обмен данными с другими ИС |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сайт и интернет-представительства
По данным Mediascope Web-Index ежемесячно в России выходят в интернет более 95 млн чел., что составляет 65,7 % от всего населения. Среди пользователей всех возрастных групп время, проведенное в сети Интернет через мобильные устройства, больше, чем через компьютеры [10]. В среднем каждый человек ежедневно проводит в интернете не менее трех часов. Значение интернет-технологий в жизни людей возросло настолько, что создание сайта является необходимым условием для развития медицинского учреждения, более того, в соответствии с законодательством Российской Федерации каждая медицинская организация должна иметь официальный сайт. Сайт должен удовлетворять таким требованиям, как:
1) адаптивность – корректное отображение данных на сайте вне зависимости от браузера и устройства, в котором он открыт;
2) структурированность информации;
3) «дружелюбный» современный интерфейс.
Кроме сайта, медицинское учреждение может иметь интернет-представительства в социальных сетях. Россия находится на втором месте по использованию социальных сетей [11], наиболее популярными из них являются ВКонтакте, Инстаграм, Одноклассники. Социальные сети предоставляют возможность охватить огромную аудиторию, оказывают значительное влияние на формирование мнения пользователей о компании, услугах, специалистах [12].
Телемедицина – одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения. В это понятие входят консультации с помощью электронной почты, телефонных линий, видеоконференцсвязи. Безусловным плюсом телемедицины является повсеместный доступ и быстрая доставка услуг. Медицинские учреждения могут предоставлять услуги телемедицины для консультации по вопросам назначения и интерпретации лабораторных исследований, для мониторинга уже назначенного лечения, рекомендации о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема. Такая услуга может предоставляться с использованием телефонного звонка, текстовой консультации и видеоконсультации.
Справочные информационные системы
Цифровая трансформация бизнес-процессов оптимизирует работу сотрудников медицинских учреждений, благодаря чему растет эффективность и продуктивность каждого сотрудника. Рассмотрим пример, где в ходе анализа бизнес-процессов медицинской компании были выявлены проблемные места в работе с информацией о лабораторных исследованиях и услугах, такие как:
1. Потеря времени на передачу информации из отдела в отдел.
2. Сложный процесс проверки правильности внесенной на сайт информации.
На рис. 1 представлен процесс работы «как есть» с информацией об исследовании в медицинском учреждении.
Если в медицинском учреждении складывается ситуация, когда в МИС не представлена полная информация об исследовании или услуге, эта система используется для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов компании, а на сайте представлена информация только для пациентов учреждения, то появляется необходимость разработки или приобретения справочной информационной системы, которая будет предоставлять всю необходимую информацию сотрудникам и контрагентам компании.
Одной из основных задач, которые должна решать справочная информационная система, является автоматизация обмена информацией между отделами и добавления информации об исследованиях и услугах на сайт, что позволит высвободить часы многих работников компании и быстро исправлять ошибки в информации на сайте. Трудозатраты будут сэкономлены на проверке информации на сайте, на работе аутсорс-исполнителя, на составлении отчетов по ошибкам на сайте, на ручном внесении информации в МИС, на работе с претензиями и жалобами в результате неверного консультирования. На рис. 2 представлен процесс работы с информацией об исследовании в медицинском учреждении «как будет».
Главным преимуществом использования информационной системы является сокращение времени на доведение информации до отделов и сокращение количества ошибок в информационных системах компании [13, 14].
Личный кабинет
Люди работают, учатся при помощи интернета, а также занимаются своим здоровьем и здоровьем своих близких. Поэтому медицинские учреждения внедряют на сайт модуль личного кабинета пациента. В нем пациент может узнать свои результаты анализов и результаты исследований своих близких без посещения медицинского учреждения. Технологии цифровизации позволяют организовать максимально персонализированное взаимодействие с пациентами, что отвечает тренду пациентоцентричности.
В бизнес-процессе взаимодействия с пациентами могут быть выявлены следующие проблемы (на примере получения клиентом результатов исследований):
1) регистраторы не рассказывают все возможные варианты получения результатов исследований, и из-за этого возрастает недовольство пациентов;
2) пациент не может получить результаты исследований своих родственников, что вызывает у них неудобство;
3) пациент не может получить всю историю своих консультаций, если они проводились по телефону или на сайте в рубрике ответов врача на вопросы.
Из-за вышеперечисленных проблем увеличиваются трудозатраты регистраторов, пациенты недовольны, поэтому решением данной проблемы является доработка сайта медицинского учреждения – личный кабинет пациента.
Рис. 2. Процесс работы с информацией об исследовании или услуге в медицинском учреждении «как будет»
Был проведен анализ личных кабинетов медицинских учреждений, работающих в России. Анализ личных кабинетов пациентов был проведен среди наиболее распространенных по России компаний, таких как «Инвитро», «Гемотест» и «Хеликс». Результат анализа можно увидеть в табл. 2.
Проанализировав личные кабинеты пациента конкурентов, авторы рекомендуют использовать или разрабатывать личный кабинет, который обеспечит:
1) доступность и быстроту получения результата исследований пациентом;
2) объединение членов семьи в группу пациентов для просмотра их результатов и медицинских карт;
3) возможность консультирования пациента по его результатам исследований;
4) получение, просмотр и печать результатов исследований на официальных бланках пациентом самостоятельно, исключая необходимость повторного посещения пункта забора;
5) возможность предзаказа или записи на прием.
В то же время наличие такого модуля на сайте решает целый комплекс задач по управлению бизнесом, а именно:
1) упрощает работу менеджеров медицинских учреждений, помогает им отслеживать статусы обращений;
2) уменьшает число входящих звонков с вопросами от пациентов, давая им возможность сосредоточить внимание на расширении базы пациентов;
3) позволяет руководителям контролировать качество работы менеджмента, подсчитывать процент невыполненных заказов, оценивать сроки исполнения.
CRM-системы
Частным медицинским учреждениям особенно важно поддерживать конкурентоспособность путем развития пациентоориентированности. В этом может помочь CRM-система. Ее внедрение позволяет поддерживать отношения с существующими пациентами и эффективно привлекать новых, увеличивать доход и процент лояльных потребителей медицинских услуг [15]. В МИС может быть заложен функционал CRM-систем, если же медицинскому учреждению требуется отдельное решение, можно использовать CRM, созданные для компаний разного профиля, таких как «Битрикс24», «amoCRM», или выбрать систему, созданную для решения задач сферы здравоохранения. Среди них: «Клиентикс», «MedicalCRM», «UNIVERSE-Медицина». Следует обратить внимание на их особенность – частичное дублирование функций МИС (складской учет, ведение медицинских карт).
Цифровизация обеспечивающих процессов
Процессы бухгалтерии, торговли, склада, расчета зарплаты, кадрового учета в медицинских учреждениях также нуждаются в автоматизации и цифровизации. Все эти процессы могут быть автоматизированы с помощью модулей 1С, так как они реализованы с учетом требований законодательства и реальной практики работы предприятий. 1С: Зарплата и управление персоналом позволяет автоматизировать задачи, связанные с расчетом заработной платы персонала и реализацией кадровой политики. Реализовать автоматизацию налогового учета и бухгалтерии позволяет выполнить 1С: Бухгалтерия.
Таблица 2
Анализ возможностей личных кабинетов медицинских лабораторий
Параметр |
Инвитро |
Гемотест |
Хеликс |
Наличие |
|||
Быстрая и простая регистрация |
+ |
+ |
+ |
Регистрация с помощью сторонних сервисов (Google, VK и т.п.) |
– |
– |
+ |
Автоматическое добавление результатов |
– |
+ |
– |
Поиск результата среди выполненных |
– |
+ |
– |
Фильтры для уточнения поиска |
– |
+ |
– |
Поиск результатов исследований иных лиц |
+ |
+ |
– |
Печать результата исследования и отправка на e-mail |
+ |
+ |
+ |
Построение диаграмм динамики |
+ |
+ |
+ |
Консультация с врачом |
+ |
+ |
– |
Возможность оставить отзыв |
+ |
– |
+ |
Предзаказ исследований |
+ |
+ |
+ |
Рис. 3. Информационные системы и модули для использования в медицинском учреждении
На рис. 3 представлен пример использования информационных систем и модулей, предлагаемых авторами для использования в медицинском учреждении и взаимодействие между ними. Светлым выделены «опционные» системы и модули.
Кроме экономии трудозатрат и сокращения расходов на работу сотрудников внедрение и использование справочной информационной системы и представительств в Интернет будет укреплять положительную репутацию компании за счет того, что на сайте будет находиться полная и актуальная информация и менеджер медицинского учреждения будет оперативно и персонально отвечать на запросы пациентов.
Выводы
В данной статье показана актуальность цифровизации и цифровой трансформации медицинских учреждений. Рассмотрены как необходимые для использования в медицинском учреждении информационные системы – МИС, ЛИС, сайт, личный кабинет пациента и модули для автоматизации процессов бухгалтерии, торговли, склада, расчета зарплаты, кадрового учета, так и «опционные» – CRM-система, внутренняя справочная информационная система и интернет-представительства. Все вышеперечисленные модули и программы позволяют провести цифровизацию медицинского учреждения, а затем, используя эту базу, учреждения смогут проводить цифровую трансформацию с использованием технологий Индустрии 4.0 (интернет вещей, обработка BigData, искусственный интеллект). Материал статьи может быть использован для дальнейших исследований по этой теме.