Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SOCIO-ENTREPRENEURIAL EDUCATION PROGRAMS: ANALYSIS OF MODERN EDUCATIONAL PRACTICES IN THE RUSSIAN REGIONS

Shapovalov V.K. 1 Igropulo I.F. 1 Аrutyunyan M.M. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution Higher Professional Education «North-Caucasian Federal University»
The article presents an analysis of domestic regional practices in the implementation of educational programs of a socio-entrepreneurial orientation in order to identify activities in the regions of the country according to the selected indicators. The features of the established educational practices of teaching social entrepreneurship are analyzed, reflecting the specifics of the unique economic, demographic, geographic, socio-cultural and other conditions, goals and priorities of the socio-economic development of a particular region: implementation of activities in the country’s regions according to the selected indicators; territorial heterogeneity of the development of educational programs of a socio-entrepreneurial orientation in different regions of the country; the prevalence of additional professional educational programs for advanced training as the main type of educational programs of a socio-entrepreneurial orientation, implemented in Russian regions; the predominance of educational programs for existing social entrepreneurs; focus of educational programs mainly on the formation and development of competencies that provide the functions of managing an organization, implementing business projects, etc.; the presence of signs of an attitude towards the formation and development of competencies related to business ethics, the development of civic initiatives, etc., as an optional goal of the educational program. The research results will contribute to the development of a transfer system and dissemination of successful experience in the implementation of educational programs in the field of social entrepreneurship.
social entrepreneurship
educational
business education
educational programs of a socio-entrepreneurial orientation
regional practices of teaching social entrepreneurship
social entrepreneurship accelerator

Цели интенсивного социально-экономического развития регионов России формулируются в терминах повышения уровня социального благополучия граждан, роста удовлетворенности граждан социальной сферой региона, решения или смягчения остроты социальных проблем, в том числе связанных с интересами как отдельных социально уязвимых граждан или слоев общества, так и человечества в целом.

Достижению указанных социально значимых целей способствует социальное предпринимательство как экономически эффективная деятельность, порождающая социальное благо, «направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества <…>» [1, 2].

Запрос региональных предпринимательских экосистем на развитие кадрового ресурса, отвечающего требованиям современного социально-ориентированного бизнеса, стремление граждан стать субъектами социально-предпринимательской деятельности создают потребность в развитии социально-предпринимательского образования, отвечающего запросам регионов [1, 3, 4].

Эффективность образовательных программ в сфере социально предпринимательского образования, реализуемых в регионах страны, обусловлена рядом факторов, среди которых, в частности, учет уникальных экономических, демографических, географических, социально-культурных и прочих условий, целей и приоритетов развития конкретного региона, регионально обусловленной специфики образовательных потребностей, интересов и ожиданий потенциальных обучающихся [3, 4].

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение уникального регионального опыта разработки и реализации образовательных программ в области социального предпринимательства [1, 3, 4].

Настоящее исследование отечественных региональных образовательных практик социально-предпринимательской направленности осуществлено с целью выявления в регионах страны активностей по следующим показателям: наличие дипломных (магистерских, бакалаврских) образовательных программ (профилей) по социальному предпринимательству (в том числе программ, включающих проблематику социального предпринимательства в виде отдельных учебных дисциплин или модулей); наличие образовательных событий вне основных программ (отдельные курсы, семинары, конкурсы и пр.); наличие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства (бизнес-инкубатор, акселератор и др.) [5–7].

Результаты исследования могут способствовать тиражированию успешного опыта реализации программ обучения социальному предпринимательству [8].

Материалы и методы исследования

Проведен анализ официальных документов и иных информационных материалов, размещенных в доступных открытых источниках на публичных официальных страницах (сайтах) образовательных организаций, региональных фондов, бизнес-инкубаторов, ассоциаций предпринимателей. Для проведения анализа применялись методы описательной статистики и группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование позволило выявить определенное разнообразие современных практик реализации образовательных программ в области социального предпринимательства в российских регионах. Первый опыт создания в России «Школы социального предпринимательства» принято относить к 2011 г. и связывать с деятельностью Омской региональной общественной организации «Ресурсный центр общественно активных школ». Данная организация была преобразована в исторически первый в России Центр инноваций в социальной сфере (ЦИСС) [9, 10]. По данным [1, 11] в 2020 г. ЦИССы представлены в 41 регионе России. При многих ЦИССах в настоящее время действуют Школы социального предпринимательства.

В регионах страны действуют разного типа образовательные программы социально-предпринимательского содержания, формируется и развивается инновационная инфраструктура социального предпринимательства, создаются научно-педагогические сообщества, работающие в сфере соцально-ориентированного предпринимательского образования [5, 12, 8].

Однако следует признать, что тезис, представленный в совместном докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики (2018 г.), о полном отсутствии либо низком уровне развития системы поддержки и развития социально-предпринимательских компетенций и установок в большинстве отечественных образовательных организаций не утратил актуальности и в настоящее время [13].

На основании анализа собранных данных образовательные программы социально-предпринимательского содержания (в том числе программы, включающие отдельные учебные дисциплины либо модули с тематикой социального предпринимательства), предлагаемые на региональных рынках бизнес-образования, классифицированы нами по одному из формальных критериев, предложенных Ю.Е. Благовым и Ю.Н. Арай [5], – по типу образовательных программ, в соответствии с которым авторы классификации выделяют: а) дипломные программы, б) дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и в) отдельные курсы и семинары.

Так, магистерская программа «Мастер в области международной торговли и предпринимательства» в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург) направлена на развитие навыков в области глобального маркетинга, предпринимательства, инноваций и интернационализации. Предусмотрена очная форма обучения в течение 2 лет. Содержание программы охватывает основные предпринимательские области маркетинга, финансов, экономики и управления человеческими ресурсами. Обучение осуществляется в практико-ориентированной образовательной среде, обеспечивающей возможность закрепить предпринимательские навыки в российских и международных торговых и коммерческих организациях [14].

Магистерская программа «Системный анализ предпринимательской деятельности» в Сибирском государственном аэрокосмическом университете (г. Красноярск) нацелена на формирование у магистрантов логических и системных навыков, позволяющих принимать обоснованные решения в области управления и оптимизации малого бизнеса; способности разрабатывать и реализовывать инновационные проекты в различных отраслях и сферах деятельности [14].

Образовательная программа магистратуры «Европейская экономика и предпринимательская деятельность» реализуется в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (г. Калининград). Продолжительность очного обучения 2 года. Программа нацелена на развитие личностных качеств студентов, общекультурных и профессиональных компетенций в области европейской экономики и предпринимательской деятельности [14].

Также к категории дипломных программ относится образовательная программа «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» – программа магистратуры по направлению «Менеджмент» (АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0», Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», г. Казань) [14].

В Северо-Кавказском федеральном университете (г. Ставрополь) в 2017 г. создан Инкубатор социального предпринимательства СКФУ как площадка, обеспечивающая благоприятные условия для развития соцциально-предпринимательских активностей в Северо-Кавказском федеральном округе, способствующая интеграции федерального университета в процессы формирования социальной бизнес-среды в регионе, развитию связей с бизнес-сообществом, некоммерческими и общественными организациями, академическими структурами региона, страны и мира [14].

В настоящее время на базе Инкубатора социального предпринимательства СКФУ реализуются разноуровневые программы социально-предпринимательского содержания: образовательная программа магистратуры «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона» для направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», целью которой является подготовка конкурентоспособного специалиста с развитой предпринимательской культурой и социально ориентированным мышлением, имеющего компетенции, позволяющие эффективно работать как в сфере государственного, муниципального управления, так и в сфере социально ориентированной коммерческой и некоммерческой деятельности; дополнительные профессиональные программы и обучающие курсы социально-предпринимательского содержания для различных категорий слушателей – для действующих и начинающих предпринимателей, государственных служащих, студентов и школьников; Школа социального предпринимательства для школьников и студентов среднего профессионального образования, на базе которой реализуется учебный курс «Основы социального предпринимательства [8].

В целом в рейтинге предпринимательских университетов – 2020, составленном Аналитическим центром «Эксперт» (по данным Crunchbase) [15], доля региональных университетов составляет 45,7 % – Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (ФГАОУ ВО СУ), Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВПО НГТУ), Пермский государственный университет (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Южно-Уральский государственный университет (ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ)), Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (ФГБОУ ВО КНИТУ – КАИ), Томский государственный университет (НИ ТГУ), Томский политехнический университет (ФГАОУ ВО НИТПУ), Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ФГБОУ ВО ОмГУ) и др. (всего 21 университет) [15].

Согласно результатам исследования Аналитического центра «Эксперт», пятерка лидеров представлена столичными вузами МФТИ, НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и МГТУ имени Н.Э. Баумана. Из числа региональных вузов в десятку лидеров входят Новосибирский государственный университет и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина [15].

Проведенное исследование показало, что дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации (ДПОП ПК) в сфере социального предпринимательства преобладают как основной тип образовательных программ данной направленности в российских регионах.

К данной категории образовательных программ относится множество программ повышения квалификации, таких как: «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство» (ЦИСС Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет); образовательная программа профессиональной переподготовки «Социальное предпринимательство» (СКФУ, г. Ставрополь); «Инновационно-ориентированное социальное предпринимательство» (ТГНГУ, г. Тюмень); «Теория и практика социального предпринимательства» (ТГНГУ, г. Тюмень); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд «Наше будущее», г. Калининград); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», «Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород»); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ЦИСС Фонда поддержки предпринимательства Югры); Акселерационная программа «Бизнес-старт» (АНО «ЦИСС НО», г. Нижний Новгород); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ЦИСС Пермского края, г. Пермь, г. Чайковский, г. Соликамск, г. Чусовой, п. Березники); «Управление в сфере социального предпринимательства» (Сибирский федеральный университет» и Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Красноярск) и др. программы.

Реализуемые в регионах образовательные программы в сфере социального предпринимательства представлены множеством отдельных курсов и семинаров, среди которых: тренинг «Мама-предприниматель» (Агентство занятости населения, «Опора России», Благотворительный фонд «Amway», г. Астрахань); Программа развития социально-предпринимательских компетенций молодежи «StartupSocial» (Парк социогуманитарных технологий ТГУ, г. Томск); семинар «Основы социального предпринимательства» (ЦИСС Пермского края); мастер-класс «Основы социального проектирования», (ЦИСС Пермского края); практический семинар «Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Центры занятости населения, Татарстан); образовательный проект «Благопредприниматель» для воспитанников и выпускников детских домов ПФО (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», г. Казань); «Школа социального предпринимательства» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Лаборатория социального предпринимательства, Югра); учебная дисциплина «Социальное предпринимательство в образовании» в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (СКФУ, г. Ставрополь); «Школа юного предпринимателя» (АНО «ЦИСС НО», Выкса); «Основы социального предпринимательства» (Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области); обучающий курс «Бизнес для развития детства. Открытие детского сада» (г. Уссурийск Приморского края); онлайн-форум «Социальный конструктор Югры 3.0», онлайн-курс «Школа социального предпринимательства «Действуй без границ»», (Лаборатория социального предпринимательства, Фонд «Наше будущее»); «Основы социального предпринимательства» (Автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области», АНО «ЦСРП НСО»); «Школа социального предпринимательства» (г. Красноярск); «Школа социального предпринимательства» (Омск); «Школа социального предпринимательства» (Югра); «Школа социального предпринимательства Иркутской области» (ИГУ, Иркутск) и др. программы.

На формирование и развитие предпринимательской грамотности в структуре так называемых «новых грамотностей» [9] (наряду с финансовой, правовой и цифровой грамотностями) направлен инициативный проект Агентства стратегических инициатив «Навыки будущего».

Предпринимательская грамотность в рамках проекта Агентства стратегических инициатив «Навыки будущего» понимается как набор компетенций и знаний, позволяющих стартовать, сохранять и развивать свой бизнес, – проектное мышление, тайм-менеджмент, эффективные коммуникации и др. [9].

Выводы

Обобщение результатов исследования образовательных программ в сфере социального предпринимательства, реализуемых в российских регионах, позволяет сделать следующие выводы, корреспондирующие с результатами и выводами исследований Е.Ю. Благова и Ю.Н. Арай [5], Е.Ю. Ливенцовой [12], Ю.Б. Рубина [4], А.А. Яшина, А.К. Клюева, А.П. Багирова [7], В.К. Шаповалова, И.Ф. Игропуло, М.М. Арутюнян и др. [8]:

- развитие в регионах страны активностей по выделенным показателям: наличие дипломных (магистерских, бакалаврских) образовательных программ (профилей) по социальному предпринимательству (в том числе программ, включающих отдельные модули и учебные дисциплины социально-предпринимательской тематики); наличие образовательных событий вне основных программ (отдельные курсы, семинары, конкурсы и пр.); наличие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства (бизнес-инкубаторы, акселераторы социально-предпринимательской деятельности, исследовательские центры и др.);

- территориальная неоднородность развития образовательных программ социально-предпринимательской направленности в различных регионах страны;

- преобладание дополнительных образовательных программ повышения квалификации как основного типа образовательных социально-предпринимательских программ, реализуемых в российских регионах;

- преобладание образовательных программ для действующих социальных предпринимателей;

- направленность образовательных программ преимущественно на формирование и развитие компетенций, обеспечивающих функции управления организацией, реализации бизнес-проектов и т.п.;

- наличие признаков отношения к формированию и развитию компетенций, связанных с этическими нормами в социально-ориентированном бизнесе, развитием гражданских инициатив и т.п., как к факультативной цели образовательной программы.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-013-00551_а «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»).