В настоящее время в России происходят большие изменения в системе образования в рамках повышения качества образовательного процесса в свете новых ФГОС. По ФГОС дошкольного образования все дети, независимо от места проживания, должны иметь возможность посещать детский сад и пройти предшкольную подготовку. Но мы знаем, что не все дети имеют равные возможности. В этом плане существуют некоторые противоречия. Проблематичным остается образование для детей малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. Реалии сегодняшнего дня показывают проблемы в получении дошкольного образования детей малочисленного народа эвенков.
Кочевой образ жизни – уклад жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства, что обусловливает минимальные условия для жизнедеятельности человека [1].
В арктических улусах РС (Якутия) оленеводы ведут кочевой образ жизни в условиях тундры. Кочевая цивилизация – уникальный способ жизнедеятельности народов Севера, занимающихся оленеводством. Уникальный практический опыт выживания в условиях Арктики, духовное единение с природой, богатые традиции кочевников требуют сохранения и развития в современных условиях развития общества.
Проблема состоит в том, что дети кочевников не могут посещать дошкольные образовательные организации и получать дошкольное образование и подготовку к школе, так как стойбища оленеводов находятся далеко в тундре и суровые условия Севера не позволяют перемещаться по ней.
Второе противоречие связано с феноменом детства. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для становления человека и развития базовых духовно-нравственных ценностей и картины мира ребенка. Неслучайно все педагоги считали, что ребенок с самого рождения должен быть погружен в родной материнский язык и культуру родного народа и родного края. Но в условиях глобализации и урбанизации северным народам становится труднее сохранять родной язык и самобытную культуру, которые находятся на грани выживания и исчезновения. Из-за недостаточного функционирования родного языка молодые люди перестали говорить на родном языке, родным языком владеет только старшее поколение, утрачивается веками сохраняемая богатейшая культура Севера. Появляется опасность, что в будущем вместе со старым поколением исчезнут и языки, и уникальная культура малочисленных народов.
Выход из положения нам видится в организации кочевых дошкольных образовательных организаций в условиях кочевого образа жизни тундровиков.
По нашему мнению, кочевые ДОО являются хорошим решением для реализации рекомендаций ФГОС дошкольного образования. Дети будут получать полноценное семейное воспитание и в то же время квалифицированное дошкольное образование в условиях кочевья, подготовку к школе и социальное развитие в социуме. Основное требование нашей модели – наличие квалифицированного воспитателя и организация предметно-развивающей среды в кочевых условиях.
При такой модели кочевого детского сада дети развиваются в естественных условиях, в привычной среде, в семейном кругу, без отрыва от семьи. Такая гармонизация дошкольного детства детей тундровиков является наиболее приемлемой моделью дошкольного образования в условиях Арктики. Поэтому данная проблема очень актуальна в настоящее время и требует обоснования педагогических условий для ее реализации.
Цель исследования: рассмотреть педагогические возможности организации модели кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики.
Материалы и методы исследования
С целью изучения проблемы нами проведено 5 диагностических исследований. Ключевой вопрос исследования – насколько актуально и необходимо кочевое дошкольное образование (на примере Оленекского улуса РС (Якутия)).
В ходе эксперимента приняли участие специалисты отдела дошкольного образования, заведующие, воспитатели дошкольной образовательной организации и родители МБДОУ д/с «Кэнчээри» с. Харыялах.
1 диагностика. Анализ особенностей дошкольного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых условиях.
Исследование проводилось по следующим вопросам:
1. В каких субъектах проживают КМНС, Сибири и Дальнего Востока?
2. Наличие вариативных форм дошкольного образования в кочевых условиях?
3. Численность детей от 0 до 6 лет и 7–17 лет в Арктической зоне Республике Саха (Якутия).
Результаты исследования показали, что в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, «каждый из которых имеет свою многовековую историю, традиционную, материальную и духовную культуру. Согласно Всероссийской переписи населения РФ 2010 г., общая численность коренных малочисленных народов составляет 145 848 чел. Из них эвенков – 38 396, эвенов – 21 830, юкагиров – 1603, чукчей – 15 908, долган – 7885. причем около 65 % представителей малочисленных народов Севера в России проживают в сельской местности» [2].
Тенденции современного образования нашли отражение и в системе дошкольного образования. «Появились вариативные формы образовательных организаций, в том числе кочевые, которые ориентированы на обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей, вне зависимости от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса» [3].
В целях сохранения и развития традиционных промыслов северных территорий была утверждена программа «Арктическое образование», «задача которого – создание эффективной системы для обеспечения качественного образования в кочевнической среде, в пяти регионах России, таких как Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский край, Архангельская и Мурманская область, Республики Коми и Саха (Якутия)» [3]. Программа предусматривает организацию модели кочевых детских садов и начальных школ, которые позволили бы сохранять родные языки, культуру, традиционный уклад жизни малочисленных народов.
«Численность детей от 0 до 6 лет в рассматриваемом периоде выросла на 8,7 тыс. детей или 14,9 %; наибольшее число детей было зафиксировано в 2013 г., далее, в 2014–2017 гг., наметилось сокращение» [3].
Кроме того, «организована система кочевого образования для 70 детей дошкольного возраста в вариативных формах дошкольного кочевого образования в местах компактного проживания малочисленных народов Якутии, не относящихся к арктическим и северным районам республики» [3].
2 диагностика. Исследование количества детей дошкольного возраста «малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни» [1] в Оленекском улусе РС (Якутия).
Исследование проводилось по следующим вопросам:
1. Количество семей, ведущих кочевой образ жизни в Оленекском улусе.
2. Количество детей, проживающих в условиях кочевья в Оленекском улусе.
3. Возраст кочевых детей дошкольного возраста.
По результату данного исследования можно констатировать, что в Оленекском улусе в оленеводческих стадах МУП «Оленекское» постоянно проживает вместе с родителями от 8 до 15 детей дошкольного возраста. Группу присмотра с дежурством мам посещают 15 разновозрастных детей (от 10 месяцев до 7 лет).
3. диагностика. Анкетирование родителей детей дошкольного возраста КМНС.
1) Ведете ли вы кочевой образ жизни?
2) Кто присматривает за детьми?
3) Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?
4) Какие трудности испытываете в воспитании детей дошкольного возраста в условиях кочевья?
5) Считаете ли вы необходимым организацию дошкольного образования ваших детей в условиях кочевья?
Всего было опрошено 10 родителей. При анализе анкетирования выявлено следующее: 90 % родителей утверждают, что они ведут кочевой образ жизни. На вопрос «Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?» 40 % родителей ответили утвердительно, 60 % затрудняются ответить, так как имеется группа присмотра, молодые мамы дежурят, кормят, ухаживают, но обучения по образовательной программе дошкольного образования нет, так как нет профессионально подготовленных кадров для работы в кочевом детском саду.
Большинство родителей испытывают трудности в воспитании детей в условиях кочевья, им трудно совмещать бытовые работы с занятиями с детьми в образовательном и воспитательном плане. По результатам ответов на вопрос о необходимости организации дошкольного образования детей в условиях кочевья выявлено, что 90 % родителей заинтересованы в получении их детей дошкольного образования, 10 % родителей затруднились ответить на данный вопрос.
В целом большинство родителей считают, что организация кочевого дошкольного образования необходима для их детей. Таким образом, мы выявили, что в условиях Арктики необходим кочевой детский сад с профессионально подготовленным педагогом.
4 диагностика. Анкетирование педагогов ДОО Оленекского улуса РС (Якутия). Педагогам ДОО были предложены следующие вопросы:
1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе?
2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?
3) Готовы ли Вы работать в кочевой ДОО (посезонно, посменно, ваши предложения)?
Проанализировав ответы педагогов ДОО Оленекского улуса, мы пришли к выводу:
1. 100 % педагогов считают, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения ДО и профессиональной подготовки к обучению в школе.
2. 98 % педагогов считают, что возможно организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики. Есть опыт кочевой ДОО в д/с «Кэнчээри» с. Харыялах Оленекского улуса. 2 % уверены, что невозможно.
3. 40 % считают, что они готовы работать в кочевой ДОО. 40 % считают, что не готовы работать в кочевой ДОО. 20 % затруднились ответить на вопрос.
5 диагностика. Анкетирование специалистов отдела дошкольного образования и заведующих ДОО с. Оленек.
1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и профессиональной подготовки к обучению в школе?
2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?
3) Какой детский сад в улусе мог бы организовать в своей ДОО филиал для работы в условиях кочевья?
4) Как вы думаете, реальна ли необходимость организации модели кочевого ДОО в условиях села Оленек?
Данные анкет свидетельствуют, что специалисты отдела дошкольного образования и заведующие ДОО полностью согласны с тем, что дети кочевников должны получать равные возможности получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе. А также они считают, что вполне возможна организация модели кочевой ДОО в Оленекском улусе.
Специалисты и заведующие считают, что наиболее существенная проблема при организации модели кочевых ДОО – отсутствие квалифицированных педагогических кадров для работы в тундре.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ анкетирования родителей, педагогов ДОО, работников управления образования показал заинтересованность в организации кочевых дошкольных организаций на всех уровнях. Правительство РФ уделяет большое внимание сохранению национальных традиций многонационального народа Российской Федерации. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [4].
Якутия является поликультурным регионом, в котором проживают народы Севера – эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы, языки которых признаны официальными. В Законе РС (Якутия) «О кочевой семье» отражены цель и принципы государственной поддержки малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни. «Кочевое образование – это возможность для кочевого населения получить доступное и бесплатное образование. В Концепции модернизации системы образования одной из приоритетных задач ставится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения» [1].
В соответствии с Законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» [5] в целях сохранения оленеводства и культуры, защиты исконной среды обитания с февраля 2019 г. на базе МБДОУ д/с «Кэрэчээнэ» была создана кочевая дошкольная группа в родовой общине № 3, которая послужила опытом создания кочевых ДОО в Оленекском улусе РС (Якутия). В группе работает воспитатель с педагогическим образованием, сама имеет детей дошкольного возраста. Группу посещают 15 детей от 10 месяцев до 7 лет. В зимнее время живут на базе, где построены дома. Добираются на оленях, на вездеходе и на снегоходе «Буран». В летний период кочуют с места на место и к ним можно добраться только на вертолете.
Создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание основано на национальных традициях.
«Обязательная часть содержания программы предусматривает основные направления развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО» [6]. Программа обучения и развития детей предусматривает изучение эвенкийского языка, культуры родного народа, формирование в естественных условиях и на примере родителей любви к природе родной тундры, чувства ответственности за ее сохранение. Воспитанники кочевой группы учатся в условиях естественной среды. На экологической тропе по тундре наблюдают за окружающим миром, природой, при этом занимаются традиционными промыслами – рыбалкой и сбором дикоросов. Приобщение к культуре родного народа осуществляется во всех видах детской деятельности: дети поют эвенкийские народные и детские песни, учатся танцевать хороводный танец «сээдьэ», играют в народные игры, мальчики занимаются национальными видами спорта, девочки учатся вышивать бисером национальные орнаменты. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с творчеством художников Арктики, учатся рисовать родную природу. Маленькие оленеводы изготавливают своими руками различные сувениры из природных материалов: кожи, меха, кости, рога оленя, бусин и т.д.
Осуществляется подготовка к школе. Дети вместе с родителями участвуют в народных праздниках и соревнованиях.
Заключение
Актуальность проблемы дошкольного образования детей оленеводов в условиях кочевой жизни в Арктике вызвала необходимость изучения данного вопроса для реализации требований ФГОС дошкольного образования для всех категорий детей. Проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости организации кочевой дошкольной образовательной организации в условиях кочевого уклада жизни оленеводов Севера. Первый опыт реализации проекта кочевого детского сада показал возможности и потенциал дошкольного образования без отрыва от родителей, в условиях кочевья в Оленекском улусе РС (Якутия). Данный опыт может быть рекомендован для остальных регионов Севера.