В мире нет народа и наций, не заботившихся о будущем поколении и, соответственно, не создавших знаний и опыта по воспитанию молодежи. К.Д. Ушинский писал, что «…каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [1, с. 18]. Он внушал учителям, что в народном воспитании всегда можно находить реальную силу для решения воспитательных задач, ибо «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [1, с. 165]. Знания и опыт народа по воспитанию детей передавались из поколения в поколение посредством традиций и традиционного хозяйственного уклада жизни. Изучение различных жанров фольклора кыргызов открывает большие возможности для современной педагогики в плане осмысления содержания, средств и методов этнокультурного воспитания детей и молодежи.
В основе цели и содержания традиционного воспитания у кыргызов лежит понятие «адам». Надежды и действия родителей в процессе воспитания детей направлены на введение детей в общество. Само слово «адам» в кыргызский язык пришло из арабского и имеет то же значение, что и слово «человек». Однако на кыргызском языке слово «адам» воспринимается как важнейшая характеристика социальной и нравственной зрелости человека. По мнению народа, «Чыныгы адам» является продолжателем своей родословной, традиций предков и носителем семейных ценностей, таких как трудолюбие, гостеприимство, целомудрие, щедрость, идеи терпимости, скромность, вера в доброе, вечное уважение к предкам, чувство родства, ответственность перед народом и отечеством. Кыргызы воспринимали такого человека идеалом, с высшей степенью совершенства человеческой личности, и считали образцом для подражания.
Многочисленными этнопедагогическими исследованиями (Г.Н. Волков, Х. Арсалиев, А.Э. Измайлов, Я.И. Ханбиков, В.А. Николаева, Г.Ю. Нагорной и т.д.) доказано, что традиционная педагогическая культура может стать надежным подспорьем в реконструкции и совершенствовании содержания высшего педагогического образования с учетом этнокультурного воспитательного пространства современной сельской школы.
Сегодня в большинстве стран СНГ является постулатом утверждение Г.Н. Волкова о том, что «…без исторической памяти – нет традиции, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности – нет народа» [2, 5]. В то же время отчетливо осознается, что реализация духовно-педагогического потенциала любого из народов требует внесения коррективов в существующие теории и методики профессиональной подготовки будущих учителей.
В педагогической науке не раз предпринимались попытки определить характеристики этнопедагогической подготовленности учителя. В этом контексте особую ценность имеют работы Ф.Т. Баитовой [3], Л.С. Магомадовой [4], Н.В. Кайсаровой [5], Б.Б. Муратбаева [6], М.Г. Харитонова [7] и др. Не умаляя значение вклада работ вышеуказанных авторов, можем отметить, что ими специально не рассматривались критериальные характеристики этнопедагогической подготовленности учителя-воспитателя. На наш взгляд, проблема критериальных характеристик существует не только в теории, но и на практике, потому что именно посредством критериев и показателей можно диагностировать готовность учителя к этнопедагогической деятельности.
Цель исследования: обосновать ведущие цели этнопедагогической подготовки будущего учителя, определив ее базовые критерии и уровни функционирования.
Материалы и методы исследования
Методологию исследования составляют такие принципы, как диалектика общего и особенного, изучение педагогических явлений в их взаимосвязи. Такой анализ связан с поиском ценностно-смысловых характеристик, что позволит выйти за рамки традиционного содержания педагогического образования. Основными методами исследования стали теоретические методы, направленные на создание теоретических обобщений, определение сущности и содержания изучаемых явлений.
Результаты исследования и их обсуждение
Методология обеспечения развития этнопедагогической компетентности будущих учителей предполагает учет, прежде всего, критериев, показателей и уровней их измерения и оценки. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит своего рода образцом, эталоном, выражает высший, наиболее совершенный уровень исследуемого явления, процесса, устанавливает степень его соответствия, приближения к норме, идеалу [8, с. 430].
Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей этнопедагогической подготовленности учителя являются важной научной задачей, решение которой в определенной степени служит основой системного функционирования этнопедагогического образования, и решение данной задачи будет способствовать непрерывному совершенствованию данного вида деятельности.
Поскольку этнопедагогическая подготовка учителя является структурной, инвариантной частью деятельности будущего учителя, то в ее основу должны быть положены прочные фундаментальные концептуальные положения теории высшего педагогического образования.
Анализ теоретических подходов Г.А. Бокаревой, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, В.В. Серикова позволяет определить готовность учителей к воспитательной работе как совокупность следующих критериев: владение современными знаниями и умениями по организации воспитательной работы; морально-психологическое ценностное отношение к личности детей и их воспитанию; постоянная самоактуализация и саморазвитие профессиональных качеств воспитателя; способность к самостоятельности и творческому подходу в сфере воспитательной работы.
Вышеуказанные показатели профессионально-педагогического качества личности учителя являются теоретической базой для разработки критериев этнопедагогической готовности. Этнопедагогическая подготовка учителя направлена непосредственно на реализацию этнокультурного воспитания, под которым понимается «…введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов» [9, с. 28].
В основу выявления критериев и показателей этнопедагогической подготовленности учителя положен интегративный подход, который состоит из различных научных концепций, их синтез дает возможность всестороннего изучения проблемы в теоретическом и методическом аспектах.
Нами установлено, что для успешного осуществления этнического воспитания необходима соответствующая ценностно-мотивационная, когнитивная деятельностно-практическая и эмоционально-оценочная готовность во всех указанных направлениях.
На основе анализа исследуемого феномена в качестве компонентов этнопедагогической подготовленности будущего учителя-воспитателя нами были выделены следующие: ценностно-мотивационный компонент, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-оценочный компоненты (рисунок).
Рассмотрим сущность и значение каждого из компонентов в отдельности.
Ценностно-мотивационный компонент этнопедагогической подготовленности учителя характеризуется: осознанием социальной значимости и роли педагога в приобщении детей к духовным ценностям своего народа; профессиональным интересом к этнопедагогической деятельности и пониманием духовно-созидательной роли народной педагогики.
Когнитивный компонент этнопедагогической подготовленности предполагает: глубокое знание традиций народной педагогической культуры; ясное понимание задач этнического воспитания школьников и сформированность общих представлений о возможности содержания учебного материала для достижения его осуществления; осмысленное понимание содержания народной педагогики и ее воспитательного потенциала, используемых в живой воспитательной практике; владение знаниями об особенностях воспитательной деятельности народных педагогов, мастеров музыкального творчества (акынов, народных музыкантов, певцов и др.); знание критериев отбора содержания материалов народной педагогики для учебно-воспитательных целей; овладение знаниями и умениями, позволяющими совершенствовать процесс воспитания учащихся средствами народной педагогики.
К деятельностно-практическому компоненту этнопедагогической подготовленности будущего учителя относятся: умение планировать сценарии и организовать все виды учебных занятий и внеклассных работ, мероприятий, народных праздников, утренников; проведение встреч с местными народными певцами и инструменталистами; потребность в овладении знаниями в области музыкального фольклора, осознание их необходимости для профессионального самосовершенствования своей личности; наличие знаний и умений изучать, организовать, обобщать, переосмысливать передовой опыт своих коллег, а также воспитательные методы старших поколений; умение проводить научно-методическую работу в этом направлении.
Базовые компоненты этнопедагогической подготовки учителя
Эмоционально-оценочный компонент включает в себя критическое освоение традиционных ценностей народной педагогики и технологий этнокультурной воспитательной деятельности.
В исследовании на основе разработанных компонентов этнопедагогической подготовки выделены критерии, по которым можно оценивать динамику этнопедагогической подготовленности будущего учителя:
– активное стремление к приобщению детей к духовно-педагогическим ценностям народа, проявление инициативы и творческого подхода в решении этнокультурно-воспитательных задач;
– достаточность знаний и умений планирования, проектирования и реализации воспитательной работы на основе этнокультурных ценностей;
– проявление собственных позиций в выработке целей, содержания, методов воспитания школьников средствами этнопедагогики;
– готовность сотрудничать с учителями, родителями, старожилами, мастерами народного искусства в процессе усвоения и внедрения традиционных ценностей мудрых заповедей народной педагогики;
– умение измерять, определять и мотивировать собственную этнопедагогическую компетентность.
В процессе разработки критериальных характеристик профессиональной подготовленности к этнокультурной воспитательной деятельности перед нами была поставлена задача: детально определить показатели этого качества у будущего учителя. В связи с этим авторами были разработаны критерии для всех компонентов этнопедагогической подготовленности учителя.
Выявленные критерии и показатели этнопедагогической подготовленности учителя понимаются авторами как ожидаемый результат, эталон не только при диагностировании учителей, но и в процессе проектирования содержания и средств профессиональной подготовки будущих учителей в вузе.
На основе разработанной комплексной методики выявления критериев и показателей нами определены четыре уровня этнопедагогической компетентности будущих учителей: высокий, достаточный, средний, низкий.
Высокий уровень готовности представлен в том случае, когда все признаки ярко выражены. Данный уровень отражает наличие устойчивого интереса к воспитанию школьников средствами этнопедагогики. Студенты владеют глубокими, достоверными, практико-ориентированными знаниями по вопросам этнопедагогики и этнопедагогизации процесса современного воспитания. Они постоянно совершенствуют свои этнопедагогические компетентности и охотно делятся своим опытом в реализации задач этнокультурного развития детей. Такого учителя можно считать истинным эталоном народного учителя, в глубоком смысле этого слова. Он выступает своеобразным глашатаем в распространении и умножении гуманных воспитательных принципов народной педагогики, именно поэтому на таких учителей следует ориентироваться при определении цели и содержания этнопедагогического образования. Учителя достаточного уровня положительно относятся к этнопедагогической деятельности, включаются в изучение и усвоение идей и опыта народной педагогики, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер. Средний уровень характеризуется положительным, но неустойчивым, неоднородным созерцательным отношением к самой идее использования ценностей этнопедагогики в воспитании детей. Учителя этого уровня не имеют достаточных знаний, не знакомы со специфическими особенностями народных традиций воспитания, а если знакомы, в их деятельности традиции не носят профессиональной направленности. Этнопедагогическая деятельность учителя строится по правилам, диктуемым статусом, а не в соответствии с собственными представлениями. Низкий уровень готовности характеризуется тем, что учителя проявляют безразличие к педагогическим ценностям прошлого. У них крайне слабо развито стремление к изучению и усвоению этнопедагогических знаний в качестве источника и средства своего профессионально-личностного развития. Готовность к этнопедагогической деятельности сформирована на субъективных представлениях и личном опыте.
Выявленные критерии позволили нам оценить работу университетов в этой области. Этнопедагогический анализ содержания образовательного процесса в высших педагогических заведениях дал возможность сделать вывод о том, что этнопедагогическая подготовка учителей пока не получила широкого понимания в университетах. Разработчики учебных программа и учебников педагогического образования очень поверхностно подходят к этому вопросу. Если не учитывать отдельные илюстративные материалы, педагогические дисциплины изучаются вне традиционной культуры воспитания общества, в котором дети живут и растут. Большинством преподавателей приобщение детей к традиционным духовным ценностям понимается как само собой разумеющееся, протекающее в жизни без особых вмешательств образовательных организаций.
Результаты проведенной работы потверждаются реальными уровнями этнопедагогической подготовленности учителей школ и выпускников вузов. Среди обследованных 123 учителей начальных классов, стаж работы которых превышеет 10 лет, высокий уровень этнопедагогической подготовленности показали всего лишь 0,3% педагогов. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что обследованные учителя достигли данных результатов не в стенах университета, а в ходе практической деятельности.
Модель этнопедагогической подготовки представлена нами в виде четырех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического, эмоционально-оценочного. Разработанная нами комплексная методика описания критериев социокультурного развития личности будущего учителя позволила установить четыре уровня этнопедагогической подготовленности будущих специалистов: высокий, достаточный, средний, низкий – по 4 блокам: ценностно-мотивационному, когнитивному, деятельностно-практическому, эмоционально-оценочному. Анализ и диагностика деятельности учителей показывают, что подготовка будущего учителя в контексте его этнопедагогической направленности пока не стала приоритетным направлением практической работы педвузов.