Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LEADING OBJECTIVES AND CRITERIA CHARACTERISTICS OF ETHNO-PEDAGOGICAL PREPARATION OF A FUTURE TEACHER

Alimbekov A.A. 1
1 Kyrgyz-Turkish University «Manas»
The article presents the results of scientific searches devoted to the study of ethnopedagogical preparedness of a future teacher-educator. Ethnopedagogical teacher training is interpreted on the one hand, on the constant development of the individual as a carrier of national culture, and on the other, as the most important characteristic of the lifestyle of a public teacher, in the deep sense of the word. Ethnopedagogical readiness is an integrative property of the individual, which is expressed in the totality of knowledge in the field of ethnopedagogics and ethno-cultural education; in the ability to effectively use this knowledge in the process of education and socialization of the student’s personality as a subject of an ethnic group and as a citizen of their homeland. The functional and structural components of the ethnopedagogical preparation of the future teacher are presented, including value-motivational, cognitive, activity-practical, emotional-evaluative components. Identified criteria for the ethnopedagogical competence of a teacher are considered as a standard, a diagnostic example of the effectiveness of the process of professional education of students to ethnopedagogical activity in the process of educational work of the university. Based on expert assessments, four levels of students’ preparedness for ethno-pedagogical activity are identified: high, sufficient, medium, low. In the work, a teacher with a high level of ethno-pedagogical preparedness is considered a true «standard of the national teacher». It is stated that positive experience in this direction is created by the initiative of enthusiasts only, it is an uncontrollable, fragmented part of the teacher training process.
ethnopedagogics
teacher
preparation
criterion
indicators
diagnosis

В мире нет народа и наций, не заботившихся о будущем поколении и, соответственно, не создавших знаний и опыта по воспитанию молодежи. К.Д. Ушинский писал, что «…каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [1, с. 18]. Он внушал учителям, что в народном воспитании всегда можно находить реальную силу для решения воспитательных задач, ибо «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [1, с. 165]. Знания и опыт народа по воспитанию детей передавались из поколения в поколение посредством традиций и традиционного хозяйственного уклада жизни. Изучение различных жанров фольклора кыргызов открывает большие возможности для современной педагогики в плане осмысления содержания, средств и методов этнокультурного воспитания детей и молодежи.

В основе цели и содержания традиционного воспитания у кыргызов лежит понятие «адам». Надежды и действия родителей в процессе воспитания детей направлены на введение детей в общество. Само слово «адам» в кыргызский язык пришло из арабского и имеет то же значение, что и слово «человек». Однако на кыргызском языке слово «адам» воспринимается как важнейшая характеристика социальной и нравственной зрелости человека. По мнению народа, «Чыныгы адам» является продолжателем своей родословной, традиций предков и носителем семейных ценностей, таких как трудолюбие, гостеприимство, целомудрие, щедрость, идеи терпимости, скромность, вера в доброе, вечное уважение к предкам, чувство родства, ответственность перед народом и отечеством. Кыргызы воспринимали такого человека идеалом, с высшей степенью совершенства человеческой личности, и считали образцом для подражания.

Многочисленными этнопедагогическими исследованиями (Г.Н. Волков, Х. Арсалиев, А.Э. Измайлов, Я.И. Ханбиков, В.А. Николаева, Г.Ю. Нагорной и т.д.) доказано, что традиционная педагогическая культура может стать надежным подспорьем в реконструкции и совершенствовании содержания высшего педагогического образования с учетом этнокультурного воспитательного пространства современной сельской школы.

Сегодня в большинстве стран СНГ является постулатом утверждение Г.Н. Волкова о том, что «…без исторической памяти – нет традиции, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности – нет народа» [2, 5]. В то же время отчетливо осознается, что реализация духовно-педагогического потенциала любого из народов требует внесения коррективов в существующие теории и методики профессиональной подготовки будущих учителей.

В педагогической науке не раз предпринимались попытки определить характеристики этнопедагогической подготовленности учителя. В этом контексте особую ценность имеют работы Ф.Т. Баитовой [3], Л.С. Магомадовой [4], Н.В. Кайсаровой [5], Б.Б. Муратбаева [6], М.Г. Харитонова [7] и др. Не умаляя значение вклада работ вышеуказанных авторов, можем отметить, что ими специально не рассматривались критериальные характеристики этнопедагогической подготовленности учителя-воспитателя. На наш взгляд, проблема критериальных характеристик существует не только в теории, но и на практике, потому что именно посредством критериев и показателей можно диагностировать готовность учителя к этнопедагогической деятельности.

Цель исследования: обосновать ведущие цели этнопедагогической подготовки будущего учителя, определив ее базовые критерии и уровни функционирования.

Материалы и методы исследования

Методологию исследования составляют такие принципы, как диалектика общего и особенного, изучение педагогических явлений в их взаимосвязи. Такой анализ связан с поиском ценностно-смысловых характеристик, что позволит выйти за рамки традиционного содержания педагогического образования. Основными методами исследования стали теоретические методы, направленные на создание теоретических обобщений, определение сущности и содержания изучаемых явлений.

Результаты исследования и их обсуждение

Методология обеспечения развития этнопедагогической компетентности будущих учителей предполагает учет, прежде всего, критериев, показателей и уровней их измерения и оценки. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит своего рода образцом, эталоном, выражает высший, наиболее совершенный уровень исследуемого явления, процесса, устанавливает степень его соответствия, приближения к норме, идеалу [8, с. 430].

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей этнопедагогической подготовленности учителя являются важной научной задачей, решение которой в определенной степени служит основой системного функционирования этнопедагогического образования, и решение данной задачи будет способствовать непрерывному совершенствованию данного вида деятельности.

Поскольку этнопедагогическая подготовка учителя является структурной, инвариантной частью деятельности будущего учителя, то в ее основу должны быть положены прочные фундаментальные концептуальные положения теории высшего педагогического образования.

Анализ теоретических подходов Г.А. Бокаревой, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, В.В. Серикова позволяет определить готовность учителей к воспитательной работе как совокупность следующих критериев: владение современными знаниями и умениями по организации воспитательной работы; морально-психологическое ценностное отношение к личности детей и их воспитанию; постоянная самоактуализация и саморазвитие профессиональных качеств воспитателя; способность к самостоятельности и творческому подходу в сфере воспитательной работы.

Вышеуказанные показатели профессионально-педагогического качества личности учителя являются теоретической базой для разработки критериев этнопедагогической готовности. Этнопедагогическая подготовка учителя направлена непосредственно на реализацию этнокультурного воспитания, под которым понимается «…введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов» [9, с. 28].

В основу выявления критериев и показателей этнопедагогической подготовленности учителя положен интегративный подход, который состоит из различных научных концепций, их синтез дает возможность всестороннего изучения проблемы в теоретическом и методическом аспектах.

Нами установлено, что для успешного осуществления этнического воспитания необходима соответствующая ценностно-мотивационная, когнитивная деятельностно-практическая и эмоционально-оценочная готовность во всех указанных направлениях.

На основе анализа исследуемого феномена в качестве компонентов этнопедагогической подготовленности будущего учителя-воспитателя нами были выделены следующие: ценностно-мотивационный компонент, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-оценочный компоненты (рисунок).

Рассмотрим сущность и значение каждого из компонентов в отдельности.

Ценностно-мотивационный компонент этнопедагогической подготовленности учителя характеризуется: осознанием социальной значимости и роли педагога в приобщении детей к духовным ценностям своего народа; профессиональным интересом к этнопедагогической деятельности и пониманием духовно-созидательной роли народной педагогики.

Когнитивный компонент этнопедагогической подготовленности предполагает: глубокое знание традиций народной педагогической культуры; ясное понимание задач этнического воспитания школьников и сформированность общих представлений о возможности содержания учебного материала для достижения его осуществления; осмысленное понимание содержания народной педагогики и ее воспитательного потенциала, используемых в живой воспитательной практике; владение знаниями об особенностях воспитательной деятельности народных педагогов, мастеров музыкального творчества (акынов, народных музыкантов, певцов и др.); знание критериев отбора содержания материалов народной педагогики для учебно-воспитательных целей; овладение знаниями и умениями, позволяющими совершенствовать процесс воспитания учащихся средствами народной педагогики.

К деятельностно-практическому компоненту этнопедагогической подготовленности будущего учителя относятся: умение планировать сценарии и организовать все виды учебных занятий и внеклассных работ, мероприятий, народных праздников, утренников; проведение встреч с местными народными певцами и инструменталистами; потребность в овладении знаниями в области музыкального фольклора, осознание их необходимости для профессионального самосовершенствования своей личности; наличие знаний и умений изучать, организовать, обобщать, переосмысливать передовой опыт своих коллег, а также воспитательные методы старших поколений; умение проводить научно-методическую работу в этом направлении.

alimbek1.wmf

Базовые компоненты этнопедагогической подготовки учителя

Эмоционально-оценочный компонент включает в себя критическое освоение традиционных ценностей народной педагогики и технологий этнокультурной воспитательной деятельности.

В исследовании на основе разработанных компонентов этнопедагогической подготовки выделены критерии, по которым можно оценивать динамику этнопедагогической подготовленности будущего учителя:

– активное стремление к приобщению детей к духовно-педагогическим ценностям народа, проявление инициативы и творческого подхода в решении этнокультурно-воспитательных задач;

– достаточность знаний и умений планирования, проектирования и реализации воспитательной работы на основе этнокультурных ценностей;

– проявление собственных позиций в выработке целей, содержания, методов воспитания школьников средствами этнопедагогики;

– готовность сотрудничать с учителями, родителями, старожилами, мастерами народного искусства в процессе усвоения и внедрения традиционных ценностей мудрых заповедей народной педагогики;

– умение измерять, определять и мотивировать собственную этнопедагогическую компетентность.

В процессе разработки критериальных характеристик профессиональной подготовленности к этнокультурной воспитательной деятельности перед нами была поставлена задача: детально определить показатели этого качества у будущего учителя. В связи с этим авторами были разработаны критерии для всех компонентов этнопедагогической подготовленности учителя.

Выявленные критерии и показатели этнопедагогической подготовленности учителя понимаются авторами как ожидаемый результат, эталон не только при диагностировании учителей, но и в процессе проектирования содержания и средств профессиональной подготовки будущих учителей в вузе.

На основе разработанной комплексной методики выявления критериев и показателей нами определены четыре уровня этнопедагогической компетентности будущих учителей: высокий, достаточный, средний, низкий.

Высокий уровень готовности представлен в том случае, когда все признаки ярко выражены. Данный уровень отражает наличие устойчивого интереса к воспитанию школьников средствами этнопедагогики. Студенты владеют глубокими, достоверными, практико-ориентированными знаниями по вопросам этнопедагогики и этнопедагогизации процесса современного воспитания. Они постоянно совершенствуют свои этнопедагогические компетентности и охотно делятся своим опытом в реализации задач этнокультурного развития детей. Такого учителя можно считать истинным эталоном народного учителя, в глубоком смысле этого слова. Он выступает своеобразным глашатаем в распространении и умножении гуманных воспитательных принципов народной педагогики, именно поэтому на таких учителей следует ориентироваться при определении цели и содержания этнопедагогического образования. Учителя достаточного уровня положительно относятся к этнопедагогической деятельности, включаются в изучение и усвоение идей и опыта народной педагогики, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер. Средний уровень характеризуется положительным, но неустойчивым, неоднородным созерцательным отношением к самой идее использования ценностей этнопедагогики в воспитании детей. Учителя этого уровня не имеют достаточных знаний, не знакомы со специфическими особенностями народных традиций воспитания, а если знакомы, в их деятельности традиции не носят профессиональной направленности. Этнопедагогическая деятельность учителя строится по правилам, диктуемым статусом, а не в соответствии с собственными представлениями. Низкий уровень готовности характеризуется тем, что учителя проявляют безразличие к педагогическим ценностям прошлого. У них крайне слабо развито стремление к изучению и усвоению этнопедагогических знаний в качестве источника и средства своего профессионально-личностного развития. Готовность к этнопедагогической деятельности сформирована на субъективных представлениях и личном опыте.

Выявленные критерии позволили нам оценить работу университетов в этой области. Этнопедагогический анализ содержания образовательного процесса в высших педагогических заведениях дал возможность сделать вывод о том, что этнопедагогическая подготовка учителей пока не получила широкого понимания в университетах. Разработчики учебных программа и учебников педагогического образования очень поверхностно подходят к этому вопросу. Если не учитывать отдельные илюстративные материалы, педагогические дисциплины изучаются вне традиционной культуры воспитания общества, в котором дети живут и растут. Большинством преподавателей приобщение детей к традиционным духовным ценностям понимается как само собой разумеющееся, протекающее в жизни без особых вмешательств образовательных организаций.

Результаты проведенной работы потверждаются реальными уровнями этнопедагогической подготовленности учителей школ и выпускников вузов. Среди обследованных 123 учителей начальных классов, стаж работы которых превышеет 10 лет, высокий уровень этнопедагогической подготовленности показали всего лишь 0,3% педагогов. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что обследованные учителя достигли данных результатов не в стенах университета, а в ходе практической деятельности.

Модель этнопедагогической подготовки представлена нами в виде четырех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического, эмоционально-оценочного. Разработанная нами комплексная методика описания критериев социокультурного развития личности будущего учителя позволила установить четыре уровня этнопедагогической подготовленности будущих специалистов: высокий, достаточный, средний, низкий – по 4 блокам: ценностно-мотивационному, когнитивному, деятельностно-практическому, эмоционально-оценочному. Анализ и диагностика деятельности учителей показывают, что подготовка будущего учителя в контексте его этнопедагогической направленности пока не стала приоритетным направлением практической работы педвузов.