В современном мире социализация детей и молодежи – это феномен, который привлекает внимание педагогов, родителей, исследователей своей сложностью, высокой степенью неопределённости и разнообразием форм.
В контексте изменений современного детства, снижения показателей активности, самостоятельности, социальной компетентности дошкольников особый интерес вызывают возможности целенаправленного формирования социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Успешность социализации растущего человека напрямую связана с уровнем сформированности его социальных навыков. К социальным навыкам относят набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе [1]. При этом исследователи подчеркивают, что формирование социальных навыков у ребенка дошкольного возраста происходит в активной деятельности, которая определяет его личные интересы [2].
Исследованием проблем ранней социализации в двигательной деятельности занимались зарубежные ученые S. Iivonen, A. Sääkslahti & K. Nissinen, F. Perrotta, A. Pannelli [3, 4]. Они отмечали, что спортивные занятия и игры помогают детям овладевать бегом, прыжками, навыками ловли и броска мяча более эффективно и в большем соответствии их потребностям, чем специальные упражнения на тренажерах, направленные на автоматизацию двигательных действий. Учитывая высокую социализирующую функцию подвижных и спортивных игр, отечественные исследователи А.А. Горелов, Л.Н. Волошина, В.Т. Кудрявцев доказывали их положительное влияние на наращивание потенциала чувственного восприятия, двигательных паттернов, навыков и моторики в целом. Все это составляет основу двигательного опыта, крайне необходимого в жизнедеятельности человека.
В ряде отечественных и зарубежных исследований указывается на то, что подвижная игра является одним из механизмов адаптации и первичной социализации ребенка. В игре все элементы функционально связаны между собой, что позволяет ребенку двигаться от репродуктивного действия к творческому. Исследователи подчеркивают, что период ранней социализации определяется направленностью на двигательно-игровую деятельность. Игра влияет на формирование необходимых для жизни физических качеств и двигательного опыта, служит средством трансляции ценностных и гендерных установок, норм и правил поведения [5].
В процессе двигательных игр с родителями младенцы имеют возможность выразить себя уже в самом раннем возрасте. Расширение социальных контактов находится в прямой зависимости от способности ребенка первых двух лет к перемещению в пространстве (ползание, ходьба и т.п.), способность к координированным действиям рук и ног – это предпосылка для деятельного взаимодействия с окружающими и освоения элементарного труда, самообслуживания, творчества и т.д.
В педагогической науке накоплен значительный объем научной информации, доказывающей важность и значимость именно двигательно-игровой деятельности в процессе социализации и формирования социальных навыков.
На наш взгляд, в современной образовательной практике и семейном воспитании недостаточно реализуется ресурс двигательно-игровой деятельности в формировании социальных навыков дошкольников.
Вытеснение виртуальной реальностью подвижных игр и «живого общения» из пространства современного детства приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, отрицательно сказывается на формировании социальных навыков [6]. Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом, научно-методическом уровнях.
Цель нашего исследования – определить уровни проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Материалы и методы исследования
Изучение проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности проводилось на выборке старших дошкольников, посещающих детские сады Белгородской области; общая выборка составила 625 человек (313 девочек и 312 мальчиков). Критерии и показатели социальных навыков определялись на основе изучения, анализа, сопоставления результатов современных исследований в области социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Основываясь на исследовании развития двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр [7], нами были определены следующие критерии, показатели и методики изучения и оценки уровня проявления социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности (таблица).
Критерии, показатели и методики оценки уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности
Критерий |
Показатели |
Методики |
Владение способами двигательных действий |
– разнообразие и качество движений; – самостоятельность двигательных действий |
Наблюдение за детьми в процессе двигательно-игровой деятельности (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич) |
Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности |
– умение договариваться со сверстниками; – умение планировать совместные действия; – умение давать оценку результатов игровых действий |
Наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем» (авторская методика Л.Н. Волошиной) |
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 22,43 % (70) мальчиков и 23,96 % (75) девочек (рис. 1). Они на творческом уровне используют предметы – мячи, обручи, скакалки, создают свои движения с предметами, активно взаимодействуют с другими детьми, объединяясь в пары и микрогруппы.
Рис. 1. Уровни владения способами двигательных действий
Необходимо отметить, что допустимый уровень закономерно превышает оптимальный. Он выявлен у более чем половины дошкольников: 53,85 % (168) мальчиков и 54,31 % (170) девочек. Эти дети в процессе игры допускали ошибки в обращении с мячом, скакалкой, обручем или другим игровым инвентарем, выбранным ребенком для самостоятельной двигательно-игровой деятельности, либо дошкольники не стремились к длительным совместным играм с другими детьми.
Недостаточный уровень, который характеризуется однообразностью движений, копированием движений товарищей, неуверенностью, отсутствием интереса к подвижным играм и общению со сверстниками в соответствующей игровой деятельности, обнаружили 23,72 % (74) мальчиков и 21,73 % (68) девочек.
Для изучения статистической значимости различий показателей, представленных данных по критерию «Владение способами игровых действий» двух сравниваемых групп (мальчики/девочки) при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников – 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результатам критерия «Владение способами двигательных действий», вычислялась по следующей формуле:
Uэмп = (N1*N2) + – Tх,
где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Uэмп = (60*60) + – 3902,5 = 1527,5.
Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что
Uкр =
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0, следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений незначимыми. Это дает основание сделать вывод, что на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Владение способами игровых действий» не наблюдаются.
С целью определения уровня взаимодействия старших дошкольников в выполнении игровых заданий, умения договариваться и планировать совместные действия, давать оценку результатов игровых действий, была использована методика Л.Н. Волошиной [8]. В течение 15 мин проводилось наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Детям давалось задание: отразить деятельность, которую можно увидеть на стадионе, спортивной площадке, в спортивном зале, бассейне; и в воображаемой ситуации представить другой команде имитацию действий в конкретной ситуации по договоренности. Затем проводилась беседа «Как мы играли», где дети оценивали выполнение последовательности игровых действий и их образность, учитывалась самооценка ребенком своих игровых действий и игровой роли.
Результаты диагностики по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 27,56 % (86) мальчиков и 38,34 % (120) девочек (рис. 2). Дети легко входят в контакт, действия достаточно последовательно воссоздают реальную логику и направлены к другим персонажам игры. В двигательной деятельности дети активны и инициативны.
Рис. 2. Уровни взаимодействия со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности
Допустимый уровень выявлен у 54,81 % (171) мальчиков и 45,05 % (141) девочек. В процессе игры дети на первый план выдвигали соответствие игровым правилам, т.е. отсутствовала инициативность. Логика игрового действия детей определялась жизненной последовательностью. Игровые роли в двигательной деятельности детьми не назывались, не всегда соблюдались правила взаимодействия.
Недостаточный уровень обнаружили 17,63 % (55) мальчиков и 16,61 % (52) девочек. Дети в двигательно-игровой деятельности были невнимательны, малоактивны, мало общались со сверстниками. Игровые действия были однообразны, логика игры легко нарушалась.
Для изучения статистической значимости различий показателей по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», представленных данных анализа результатов наблюдения и оценки уровня взаимодействия в игровых ситуациях двух сравниваемых групп при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результату по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», вычислялась по следующей формуле:
Uэмп = (N1*N2) + – Tх,
где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Uэмп = (60*60) + – 3887,5 = 1542,5.
Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что
Uкр =
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0 , следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации незначимыми. Следовательно, на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» не наблюдаются.
Выводы
Целенаправленная работа по обеспечению социализации дошкольников требует организации диагностики по выявлению уровня проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности. Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что у 23,2 % старших дошкольников выявлен оптимальный уровень, у 54,1 % – допустимый уровень, 22,7 % детей характеризуются недостаточным уровнем по данному критерию. Необходимо отметить, что по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» у 32,9 старших дошкольников выявлен оптимальный уровень; у 49,9 % – допустимый уровень; недостаточный уровень обнаружили 17,1 %. По данным критериям гендерные различия между группами мальчиков и девочек незначительные (p < 0,05 по U-критерию Манна – Уитни).
Оценка уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности свидетельствует о наличии проблем в процессе социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Мы полагаем, что причинами этого является недостаточное использование в образовательном процессе игровых программ и технологий, направленных на социализацию дошкольников в двигательно-игровой деятельности; доминирование обучающего компонента в режиме дня детского сада («действия по образцу», повторение действий за взрослым, недостаточное педагогическое обеспечение самостоятельной двигательной деятельности, в том числе с предметами); недостаточное использование педагогами развивающего потенциала спортивного оборудования, что проявляется в отсутствии интереса у детей к самостоятельному его использованию.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».