Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MANIFESTATION OF SOCIAL SKILLS OF OLDER PRESCHOOLERS IN MOTOR AND GAME ACTIVITIES

Serykh L.V. 1 Kondakov V.L. 2 Bogacheva E.A. 1
1 Belgorod Institute of Educational Development
2 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod State National Research University»
The results of the manifestation of social skills of older preschoolers in motor and game activities are considered in the article. Benchmarks and indicators for the manifestation of social skills were determined based on the study, analysis, and comparison of the results of modern research in the field of socialization of preschool children in motor and game activities. The authors proposed the following benchmarks: «knowledge of the methods of motor actions», «ability to interact with peers in the process of motor and game activity». The results of a study on a sample of older preschoolers (625 people) attending kindergartens in the Belgorod region showed that less than 50 % of older preschoolers have optimal and acceptable levels of development of social skills in motor and play activities. In addition, the study notes that gender differences in older preschoolers at this stage of age development in the manifestation of these criteria are not observed. Reasons for the lack of social skills older preschoolers may be dominance training component mode day of preschool educational organizations («action sample», the repetition of actions for adults); lack of pedagogical support of self-propulsion activities, including sports equipment and items; insufficient use by teachers of educational potential of sports equipment, which is manifested in the lack of interest in children for independent use.
Keyword: socialization
social skills
diagnostics
motor and play activities
interaction of senior preschool children

В современном мире социализация детей и молодежи – это феномен, который привлекает внимание педагогов, родителей, исследователей своей сложностью, высокой степенью неопределённости и разнообразием форм.

В контексте изменений современного детства, снижения показателей активности, самостоятельности, социальной компетентности дошкольников особый интерес вызывают возможности целенаправленного формирования социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Успешность социализации растущего человека напрямую связана с уровнем сформированности его социальных навыков. К социальным навыкам относят набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе [1]. При этом исследователи подчеркивают, что формирование социальных навыков у ребенка дошкольного возраста происходит в активной деятельности, которая определяет его личные интересы [2].

Исследованием проблем ранней социализации в двигательной деятельности занимались зарубежные ученые S. Iivonen, A. Sääkslahti & K. Nissinen, F. Perrotta, A. Pannelli [3, 4]. Они отмечали, что спортивные занятия и игры помогают детям овладевать бегом, прыжками, навыками ловли и броска мяча более эффективно и в большем соответствии их потребностям, чем специальные упражнения на тренажерах, направленные на автоматизацию двигательных действий. Учитывая высокую социализирующую функцию подвижных и спортивных игр, отечественные исследователи А.А. Горелов, Л.Н. Волошина, В.Т. Кудрявцев доказывали их положительное влияние на наращивание потенциала чувственного восприятия, двигательных паттернов, навыков и моторики в целом. Все это составляет основу двигательного опыта, крайне необходимого в жизнедеятельности человека.

В ряде отечественных и зарубежных исследований указывается на то, что подвижная игра является одним из механизмов адаптации и первичной социализации ребенка. В игре все элементы функционально связаны между собой, что позволяет ребенку двигаться от репродуктивного действия к творческому. Исследователи подчеркивают, что период ранней социализации определяется направленностью на двигательно-игровую деятельность. Игра влияет на формирование необходимых для жизни физических качеств и двигательного опыта, служит средством трансляции ценностных и гендерных установок, норм и правил поведения [5].

В процессе двигательных игр с родителями младенцы имеют возможность выразить себя уже в самом раннем возрасте. Расширение социальных контактов находится в прямой зависимости от способности ребенка первых двух лет к перемещению в пространстве (ползание, ходьба и т.п.), способность к координированным действиям рук и ног – это предпосылка для деятельного взаимодействия с окружающими и освоения элементарного труда, самообслуживания, творчества и т.д.

В педагогической науке накоплен значительный объем научной информации, доказывающей важность и значимость именно двигательно-игровой деятельности в процессе социализации и формирования социальных навыков.

На наш взгляд, в современной образовательной практике и семейном воспитании недостаточно реализуется ресурс двигательно-игровой деятельности в формировании социальных навыков дошкольников.

Вытеснение виртуальной реальностью подвижных игр и «живого общения» из пространства современного детства приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, отрицательно сказывается на формировании социальных навыков [6]. Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом, научно-методическом уровнях.

Цель нашего исследования – определить уровни проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Материалы и методы исследования

Изучение проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности проводилось на выборке старших дошкольников, посещающих детские сады Белгородской области; общая выборка составила 625 человек (313 девочек и 312 мальчиков). Критерии и показатели социальных навыков определялись на основе изучения, анализа, сопоставления результатов современных исследований в области социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Основываясь на исследовании развития двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр [7], нами были определены следующие критерии, показатели и методики изучения и оценки уровня проявления социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности (таблица).

Критерии, показатели и методики оценки уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности

Критерий

Показатели

Методики

Владение способами двигательных действий

– разнообразие и качество движений;

– самостоятельность двигательных действий

Наблюдение за детьми в процессе двигательно-игровой деятельности (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич)

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности

– умение договариваться со сверстниками;

– умение планировать совместные действия;

– умение давать оценку результатов игровых действий

Наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем» (авторская методика Л.Н. Волошиной)

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 22,43 % (70) мальчиков и 23,96 % (75) девочек (рис. 1). Они на творческом уровне используют предметы – мячи, обручи, скакалки, создают свои движения с предметами, активно взаимодействуют с другими детьми, объединяясь в пары и микрогруппы.

missing image file missing image file

Рис. 1. Уровни владения способами двигательных действий

Необходимо отметить, что допустимый уровень закономерно превышает оптимальный. Он выявлен у более чем половины дошкольников: 53,85 % (168) мальчиков и 54,31 % (170) девочек. Эти дети в процессе игры допускали ошибки в обращении с мячом, скакалкой, обручем или другим игровым инвентарем, выбранным ребенком для самостоятельной двигательно-игровой деятельности, либо дошкольники не стремились к длительным совместным играм с другими детьми.

Недостаточный уровень, который характеризуется однообразностью движений, копированием движений товарищей, неуверенностью, отсутствием интереса к подвижным играм и общению со сверстниками в соответствующей игровой деятельности, обнаружили 23,72 % (74) мальчиков и 21,73 % (68) девочек.

Для изучения статистической значимости различий показателей, представленных данных по критерию «Владение способами игровых действий» двух сравниваемых групп (мальчики/девочки) при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников – 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результатам критерия «Владение способами двигательных действий», вычислялась по следующей формуле:

Uэмп = (N1*N2) + missing image file – Tх,

где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Uэмп = (60*60) + missing image file – 3902,5 = 1527,5.

Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что

Uкр = missing image file

Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0, следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений незначимыми. Это дает основание сделать вывод, что на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Владение способами игровых действий» не наблюдаются.

С целью определения уровня взаимодействия старших дошкольников в выполнении игровых заданий, умения договариваться и планировать совместные действия, давать оценку результатов игровых действий, была использована методика Л.Н. Волошиной [8]. В течение 15 мин проводилось наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Детям давалось задание: отразить деятельность, которую можно увидеть на стадионе, спортивной площадке, в спортивном зале, бассейне; и в воображаемой ситуации представить другой команде имитацию действий в конкретной ситуации по договоренности. Затем проводилась беседа «Как мы играли», где дети оценивали выполнение последовательности игровых действий и их образность, учитывалась самооценка ребенком своих игровых действий и игровой роли.

Результаты диагностики по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 27,56 % (86) мальчиков и 38,34 % (120) девочек (рис. 2). Дети легко входят в контакт, действия достаточно последовательно воссоздают реальную логику и направлены к другим персонажам игры. В двигательной деятельности дети активны и инициативны.

missing image file missing image file

Рис. 2. Уровни взаимодействия со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности

Допустимый уровень выявлен у 54,81 % (171) мальчиков и 45,05 % (141) девочек. В процессе игры дети на первый план выдвигали соответствие игровым правилам, т.е. отсутствовала инициативность. Логика игрового действия детей определялась жизненной последовательностью. Игровые роли в двигательной деятельности детьми не назывались, не всегда соблюдались правила взаимодействия.

Недостаточный уровень обнаружили 17,63 % (55) мальчиков и 16,61 % (52) девочек. Дети в двигательно-игровой деятельности были невнимательны, малоактивны, мало общались со сверстниками. Игровые действия были однообразны, логика игры легко нарушалась.

Для изучения статистической значимости различий показателей по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», представленных данных анализа результатов наблюдения и оценки уровня взаимодействия в игровых ситуациях двух сравниваемых групп при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результату по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», вычислялась по следующей формуле:

Uэмп = (N1*N2) + missing image file – Tх,

где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Uэмп = (60*60) + missing image file – 3887,5 = 1542,5.

Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что

Uкр = missing image file

Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0 , следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации незначимыми. Следовательно, на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» не наблюдаются.

Выводы

Целенаправленная работа по обеспечению социализации дошкольников требует организации диагностики по выявлению уровня проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности. Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что у 23,2 % старших дошкольников выявлен оптимальный уровень, у 54,1 % – допустимый уровень, 22,7 % детей характеризуются недостаточным уровнем по данному критерию. Необходимо отметить, что по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» у 32,9 старших дошкольников выявлен оптимальный уровень; у 49,9 % – допустимый уровень; недостаточный уровень обнаружили 17,1 %. По данным критериям гендерные различия между группами мальчиков и девочек незначительные (p < 0,05 по U-критерию Манна – Уитни).

Оценка уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности свидетельствует о наличии проблем в процессе социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Мы полагаем, что причинами этого является недостаточное использование в образовательном процессе игровых программ и технологий, направленных на социализацию дошкольников в двигательно-игровой деятельности; доминирование обучающего компонента в режиме дня детского сада («действия по образцу», повторение действий за взрослым, недостаточное педагогическое обеспечение самостоятельной двигательной деятельности, в том числе с предметами); недостаточное использование педагогами развивающего потенциала спортивного оборудования, что проявляется в отсутствии интереса у детей к самостоятельному его использованию.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».