В современном мире происходит процесс проникновения информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности человечества, в учебный процесс общеобразовательной школы и высшего педагогического учебного заведения. В условиях информатизации общества и образования подготовка специалистов, владеющих современными ИКТ, требует повышенного внимания. Данные аспекты нашли отражение в нормативных документах, регламентирующих деятельность системы образования и педагога: «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.» [1]; квалификационных требованиях к педагогу [2–4].
Однако специальные исследования и опыт свидетельствуют о том, что многие педагогические работники не готовы к нововведениям в сфере информатизации образования, а система дополнительного профессионального образования (ДПО) не в полной мере способствует развитию информационной компетентности педагога.
Цель исследования: разработать и апробировать условия управления формированием информационной компетентности педагога в системе ДПО.
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру информационной компетентности педагога.
2. Определить потенциал системы ДПО в развитии информационной компетентности педагога.
3. Разработать модель управления развитием информационной компетентности педагога в системе ДПО.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели в Институте непрерывного образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (ИНО ОГПУ) и МОАУ «Средняя общеобразовательная школа (СОШ) № 54 г. Оренбурга».
Материалы и методы исследования
Для проектирования модели управления развитием информационной компетентности педагога и анализа предпосылок ее внедрения в ИНО ОГПУ и СОШ № 54 использованы метод «дерева целей» и SWOT-анализ. Для диагностики информационной компетентности педагогов использованы социологические методы: беседа, наблюдение, анкетирование.
В исследовании информационной компетентности педагогов приняли участие 35 педагогов СОШ № 54.
Мы рассматриваем информационную компетентность как интегративное личностное качество, обеспечивающее активное информационное взаимодействие педагога с обучающимися в условиях современной информационно-образовательной среды и включающее следующие компоненты: психологическая готовность к использованию ИКТ (мотивы, цели, установки, рефлексия своей профессиональной деятельности сквозь призму глобальной информатизации образовательной сферы); теоретическая готовность (наличие специальных знаний о возможностях ИКТ); методическая готовность (знания и умения в области методики применения ИКТ); практическая готовность к использованию ИКТ (организаторские и коммуникативные умения, наличие практического опыта по использованию ИКТ в образовательном процессе).
Исследования по проблемам информатизации образования [5–7] свидетельствуют о том, что вопросам подготовки педагогов к использованию ИКТ в системе ДПО в последние годы стало уделяться серьезное внимание.
Потенциал системы ДПО в развитии информационной компетентности педагога включает: применение компьютерных технологий при контроле знаний; использование компьютерных тренажеров и моделирование производственных ситуаций с помощью новейшего технического обеспечения; организацию дистанционного обучения, обеспечивающего персонализацию учебного процесса; создание информационно-образовательной среды; применение современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения (мультимедиа, интерактивной доски и т.д.); использование цифровых образовательных ресурсов при реализации индивидуальной образовательной траектории слушателей и др. Многие из перечисленных возможностей уже используются в образовательном процессе организаций ДПО, однако не всегда эффективно, что говорит о необходимости целенаправленной работы по совершенствованию ресурсного обеспечения развития информационной компетентности педагога в системе ДПО.
Модель управления развитием информационной компетентности педагога в системе ДПО выполнена нами с использованием метода «дерева» целей (рис. 1).
Рис. 1. Модель управления развитием информационной компетентности педагога в сиситеме ДПО
Анализ предпосылок внедрения модели управления развитием информационной компетентности педагогов в ИНО ОГПУ и в СОШ № 54 был выполнен с помощью SWOT-анализа (таблица).
Анализ внутренней среды ИНО ОГПУ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
– разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, функционирование электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) вуза, должностные инструкции ППС; – квалифицированный состав ППС; большинство педагогов прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Основы проектирования ЭИОС в системе Moodle»; – проведение на базе ОГПУ Международной научно-практической конференции «Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования» (24–25.10.2019 г., г. Оренбург); – наличие в университете стажерских площадок на базе образовательных организаций (ОО) региона по демонстрации возможностей образовательной платформы «Мобильное электронное образование», образовательных ресурсов портала «Я-класс», сервисов «Яндекс. Учебник»; – использование в образовательном процессе электронного обучения в системе Moodle; разнообразных методов донесения учебной информации (аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, интернет-конференции, интернет-трансляции, smart-технологии и др.); – сайт выстроен в соответствии с требованиями ФЗ-273; создан информационный центр; имеется локальная сеть; высокоскоростной доступ к интернету; – ИНО ОГПУ оснащен тремя стационарными компьютерными классами; в наличии два мобильных компьютерных класса; – выделяются средства на повышение квалификации ППС, на закупку оборудования и программного обеспечения |
– должностные инструкции ППС требуют уточнения в соответствии с новыми задачами по цифровизации образования, с функциями, выполняемыми в рамках электронного мониторинга, с требованиями информационной открытости и информационной безопасности обучающихся; – требуют уточнения критерии начисления стимулирующей части фонда оплаты труда, которые пока не связаны с информационной компетентностью ППС, их деятельностью по обеспечению функционирования ЭИОС; – уровень информационной компетентности ППС, особенно предпенсионного и пенсионного возраста, недостаточен; отмечаются случаи профессионального выгорания; – отсутствует методика объединения локальных дистанционных технологий в одну систему; недостаточное использование компьютерного тестирования; недостаточное количество дистанционных курсов повышения квалификации; – техническая оснащенность и программное обеспечение нуждаются в обновлении; количество мобильных компьютерных классов недостаточно; – требуются дополнительные средства на развитие современной информационной среды |
Результаты исследования и их обсуждение
Аналогичным образом выявлены слабые стороны СОШ № 54, представляющие собой риски для развития информационной компетентности педагогов. С учетом проведенного анализа внесены уточнения в модель управления развитием информационной компетентности педагога на уровне мероприятий, которые реализованы в ходе опытно-экспериментальной работы. Ей предшествовало диагностическое исследование уровня информационной компетентности педагогов СОШ № 54, которое выявило противоречие между реальным уровнем владения ИКТ большинством педагогов и требованиями профессионального стандарта. Было отмечено, что психологическая (мотивационная) готовность педагогов находится на уровне выше среднего, теоретическая и методическая готовность занимают среднюю позицию, а практическая готовность определяется уровнем ниже среднего (рис. 2).
Рис. 2. Динамика уровней развития информационной компетентности педагогов
Первым шагом в реализации модели стало создание качественного мотивационного ресурса. Хотя по психологическому (мотивационному) компоненту были получены хорошие показатели, мы старались показать педагогам привлекательность процесса информатизации образования и возможности информационной образовательной среды. В СОШ № 54 уточнены критерии начисления стимулирующей части фонда оплаты труда для поощрения педагогов, реализующих ИКТ (соответствие содержания учебных программ тенденциям информатизации общества и образования; внедрение новых ИКТ в педагогическую деятельность; формирование у обучающихся умений в овладении средствами информатики; ведение персонального блога); определены возможности разовых премий за конкретные результаты деятельности педагога; уточнены способы морального стимулирования, признания профессиональных заслуг перед коллегами, педагогическим сообществом региона, обучающимися.
На следующем этапе велась работа над совершенствованием нормативно-правового ресурса, в том числе уточнены должностные инструкции педагогов СОШ № 54, закрепляющие права и ответственность педагогов в создании и развитии информационной образовательной среды ОО.
Разработаны локальные акты в области информатизации и цифровизации образовательной среды, в том числе «Положение об электронной информационно-образовательной среде школы»; «Положение о сайте (блоге) педагога школы».
Так, например, «Положение о сайте (блоге) педагога школы» определяет назначение, принципы построения и структуру информационных материалов, размещаемых на сайте (блоге) педагога, а также регламентирует технологию их создания и функционирования. Сайт (блог) педагога обеспечивает официальное представление информации о нем, его профессиональной деятельности в сети Интернет с целью расширения рынка образовательных услуг, организации электронного обучения, оперативного ознакомления обучающихся, социальных партнеров и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью педагога. Пользователем сайта (блога) педагога может быть любое лицо, имеющее технические возможности выхода в интернет. Кроме того, персональный сайт (блог) педагога является инструментом оценки и самооценки его профессионально-личностного роста, используемым наряду с традиционными способами оценки достижений педагога.
Кадровый ресурс. В ИНО ОГПУ разработана и реализована программа повышения квалификации педагогов в области применения в образовательном процессе ИКТ, которая предполагала проведение трехнедельных курсов с использованием дистанционных технологий с обязательными очными трехдневными тренингами. По итогам курсовой подготовки педагоги представляли на защиту разработанные ими электронные учебные курсы (проекты) по преподаваемому предмету, качество исполнения которых выступало критериями результативности обучения.
Совершенствование информационного ресурса включало проведение на базе ИНО ОГПУ 24–25 октября 2019 г. Международной научно-практической конференции «Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования», в мероприятиях которой (пленарное заседание с участием представителей цифровых образовательных ресурсов «Яндекс. Учебник», «Мобильное электронное образование», «Я-класс»; международный вебинар с г. Минском «Цифровые технологии в современном образовании»; уроки и мастерские на стажерских площадках: МОАУ СОШ № 35 г. Оренбурга, школа «Экодолье») приняли участие свыше 500 педагогов региона и 80 студентов ОГПУ. Авторами статьи на конференции был представлен доклад «Модель развития информационной компетентности педагога».
Еще одним важным мероприятием стал научно-практический семинар «Цифровая грамотность современного педагога», проведенный в ИНО ОГПУ 4 декабря 2019 г., на котором рассматривались вопросы реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда»; возможности использования цифровой образовательной среды для детей с ОВЗ.
В рамках совершенствования научно-методического ресурса в СОШ № 54 были разработаны методические рекомендации по использованию технологии Moodle в образовательном процессе. Методические рекомендации были сформированы в виде скринкаста, что обеспечило наглядность информации и ее лучшее усвоение.
Кроме того была проведена работа по реализации бизнес-планов и наращиванию материально-технической базы информатизации образовательного процесса в СОШ № 54 и ИНО ОГПУ.
Заключение
По итогам защиты электронных учебных курсов сделаны выводы о положительной динамике уровней информационной компетентности педагогов (рис. 2).
Положительные изменения сформированности информационной компетентности педагогов, зафиксированные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели управления развитием информационной компетентности педагогов в системе ДПО.