Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RESEARCH OF SELF-DETERMINATION OF GRADUATES OF A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION IN THE PROFESSIONAL SPHERE

Morozov N.A. 1
1 Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia Volgodonsk branch
This paper examines the features of professional value orientations of modern graduates at the stage of self-determination. The essence, problem and ways of its solution, factors of successful implementation are defined. In this article, the authors come to the conclusion that the complex of value orientations largely determines the development of a person, the formation of his personality. Through self-determination, the attitude of the individual to himself, to the world, to the future perspective, including the perspective in the field of professional activity, is formed and manifested in them. They can become the support that will help graduates in their successful professional self-determination. The author revealed the modern requirements for the process of professional orientation of high school students. The main approaches to professional orientation of schoolchildren are presented. The essence of professional self-determination, the problem and ways to solve it, factors of successful professional growth are determined. In this paper, the author comes to the conclusion that in the period of adolescence, it is necessary to solve a serious issue concerning the social adaptation of the individual in work. At the present stage of development of society education has all the resources to form an active life position of graduates in the professional sphere.
personality
value orientations
labor value orientations
professional self-determination
children of high school age
personal
psychological
life perspective

Современные преобразования, которые происходят в России, требуют повышенного внимания к проблеме самореализации, самоактуализации личности. И прежде всего это касается сферы ее профессиональных предпочтений. Во многом дальнейший успех в той или иной профессиональной деятельности зависит от успешно пройденного этапа профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это явление, которое оказывает влияние на дальнейший жизненный путь каждого человека, и не только в профессиональной сфере. Выбор профессии влияет на супружеские перспективы, финансовое благополучие, определяет такие личностные феномены, как самооценка, отношения с другими, самоуважение. Сложная задача трудового самоопределения становится особенно актуальной в период окончания школы, когда неопределенность ценностных представлений о самой специальности смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Все это затрудняет сделать правильный выбор и способствует постановке новой задачи перед исследователями: рассмотреть и изучить особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения.

Связь ценностных ориентаций учащихся старших классов со сферой профессионального выбора не отражается в достаточной степени в научной литературе. Имеющиеся социально-психологические и психолого-педагогические исследования рассматривают структуру и динамику ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, влияние системы ценностных ориентаций на механизм регуляции поведения, связь ценностных ориентаций с личностными особенностями старшеклассников. В частности, чешский психолог Я. Гудечек определяет ценности как социальный феномен, содержащий в себе такие параметры, как идеи, нормы, цели и идеалы, общественные и природные явления, которые служат созданию социального прогресса и развитию человеческой личности [1].

Что касается ценностных ориентаций на этапе профессионального и социального самоопределения старшеклассников, то такие исследования в основном ограничиваются лишь констатацией факта их стихийности, обусловленной в значительной степени случайными жизненными ситуациями. Встречаются работы, исследующие корреляции ценностных ориентаций с профессиональной направленностью личности.

Цель исследования: изучить особенности профессиональных ценностных ориентаций современных старшеклассников на этапе профессионального самоопределения.

Материалы и методы исследования

Нами было проведено исследование трудовых ценностных ориентаций старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения, в котором приняли участие 57 десятиклассников (25 юношей и 32 девушки), обучающихся в традиционном и профильном (с упором на изучение биологических и естественных наук) классах г. Волгодонска.

Диагностика направленности ценностных ориентаций проводилась с помощью методики Е.М. Павлютенкова «Трудовые ценностные ориентации учащейся молодежи». Задача заключалась в том, чтобы определить доминантность в трудовых ценностных ориентациях старшеклассников.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема профессионального самоопределения рассматривалась многими авторами, в частности Е.А. Климовым [2], А.К. Марковой [3], Т.В. Кудрявцевым, А.В. Су- харевым [4], Н.С. Пряжниковым [5], Толстых Н.Н. [6; 9], Федоршиной Б.А. [7], Е.И. Головахо [8], Б.В. Федоршиной [10], Н.Т. Долгушиной [11], М.Г. Магомедовой [12] и многими другими.

Все они отмечают, что профессиональное самоопределение неотделимо от личностного самоопределения, тем самым подчеркивая важность интересов, способностей, общей системы ценностей, мотивации, достижения социальной зрелости для успешности этапа профессионального самоопределения.

В целом этот феномен раскрывается как наукоемкое определение «процесс становления мотивационно смысловой доминанты субъекта труда в целом пространстве жизненного пути человека, где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни» [13, с. 184]; «определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма» [3]; «процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии» [14, с. 268–269].

Среди семи стадий профессионального становления Э.Ф. Зеер выделил стадию профессиональной подготовки к самостоятельному труду, которая хронологически совпадает с возрастом 16–23 года [15]. В ходе данной стадии корректируется, пересматривается и укрепляется профессиональное самоопределение. К этому возрастному периоду относится и старший школьный возраст (16–18 лет), когда впервые возникает осознание связи будущего и настоящего, когда профессиональные намерения, начиная формироваться, оказывают влияние на весь этап профессионального самоопределения.

В этот период взросления перед старшеклассниками стоит вопрос о выборе своей будущей профессии, когда пересматриваются различные виды деятельности с позиции их сопоставления с имеющимися интересами, способностями, общей системой ценностей. Безусловно, что данное сопоставление учитывается на любой стадии выбора, но более обобщенные ценностные ориентации осознаются в профессиональной сфере [16].

Ученые, изучающие вопрос ценностных ориентаций, едины в том, что комплекс ценностных ориентаций во многом определяет развитие и формирование личности человека. Каждому человеку присуща личная система ценностей. Она определяется как совокупность принципов индивида, которая делает человека уникальной личностью [17]. Через ценности и ценностные ориентации образуется и в них же проявляется отношение личности к себе, к миру, к будущей перспективе, в том числе и перспективе в области профессиональной деятельности. Одни старшеклассники связывают будущее с профессиональной деятельностью, другие – с личностными притязаниями и со своими будущими профессиональными успехами, для третьих важны дружба, любовь, семья.

По мнению К.А. Абульханова-Славской, больше возможностей, перспектив имеет та личность, которая обладает активной жизненной позицией.

Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор профессионального будущего выпускника выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Значимой проблемой для этого периода жизни человека является приобретение обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Именно профессиональное самоопределение поможет выпускникам получить социальные гарантии в правильно выбранной специальности. В данном процессе, как известно, участвуют различные социальные институты: семья, школа, СМИ, ближайшее окружение учащегося.

Профессиональное самоопределение включает в себя формирование склонностей и трудовых интересов выпускников. Сущность данной работы заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к общественно-полезному труду, активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Талант развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы выпускник попробовал себя в самых различных видах деятельности. Поэтому жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения. Социальная перспектива открывается тому, кто сам создает систему оптимальных (т.е. имеющих множество возможностей) социальных отношений, «систему опор» [17, с. 77].

Ценностные ориентации – это одно из стержневых образований зрелой личности, способной сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии, они могут стать той опорой, которые помогут старшеклассникам в их успешном профессиональном самоопределении.

Нами было проведено исследование трудовых ценностных ориентаций старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения, в котором приняло участие 57 десятиклассников (25 юношей и 32 девушки), обучающихся в традиционном и профильном (с упором на изучение биологических и естественных наук) классах г. Волгодонска.

Диагностика направленности ценностных ориентаций проводилась с помощью методики Е.М. Павлютенкова «Трудовые ценностные ориентации учащейся молодежи». Задача заключалась в том, чтобы определить иерархию предпочитаемых трудовых ценностных ориентаций старшеклассников. Под профессиональными ценностными ориентациями понимается система трудовых качеств личности на этапе самоопределения.

Старшеклассникам предлагался бланк, в котором находилось 98 понятий. Они обозначали названия ценностей трудовой деятельности человека. Респондентам нужно было вычеркнуть названия тех ценностей, которые для них имеют меньшее значение, а оставшиеся оценить по 7-балльной шкале, предварительно проранжировав их в порядке личной значимости. После обработки полученных результатов был учтен порядок, в котором располагались ценности, а также их принадлежность к одному из семи типов:

1. ОЗ – общественно значимые ценности трудовой деятельности;

2. СД – ценностные ориентации, связанные с содержанием труда;

3. СТ – статусные достижения работника посредством трудовой деятельности;

4. РТ – ценностные ориентации, направленные на результат труда;

5. СМ – связанные с возможностью развития личности в процессе овладения профессией;

6. СУ – с возможностью применения своих способностей и самоутверждения в процессе труда;

7. УТ – с условиями труда.

Согласно эмпирическим данным, иерархия предпочитаемых трудовых ценностных ориентаций старшеклассников распределилась следующим образом и представлена на рис. 1.

Как видно из рис. 1, определяющими ценностными ориентирами в области будущей трудовой деятельности учащихся 10-х классов являются: 1) возможность материального благополучия; 2) статусные достижения в процессе труда; 3) условия труда. Учащиеся обоих типов классов (независимо от пола) однозначно поставили на первое место ценности, связанные с результатом труда (РТ); последнее же место занимают общественно значимые ценности трудовой деятельности (ОЗ). Причем ценностные ориентации РТ стоят на первом месте у большего количества старшеклассников 10-го класса с традиционным обучением (88,9 %), т.е. еще не определившихся со своим профессиональным выбором, чем у их сверстников в классе с дифференцированным обучением (80 %), которые такой выбор уже сделали. Полученные результаты также позволили определить профилизацию в 10-х классах, учитывая потребности участников образовательного процесса для дальнейшего овладения профессией.

missing image file

Рис. 1. Иерархия профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников

missing image file

Рис. 2. Гендерные особенности иерархии профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников

Промежуточное положение занимают ценностные ориентации, показывающие возможность применения своих способностей и самоутверждения в процессе труда.

Незначительными для старшеклассников оказались такие трудовые ценностные ориентации, которые раскрывают следующие качества подростка: дисциплинированность, организованность, социальность, трансцендентность.

Для оценки значимости различий в трудовых ценностных ориентациях старшеклассников традиционного и профильного классов был использован Q-критерий Розенбаума, который не показал статистически значимых различий.

Интересны гендерные особенности трудовых ценностных ориентаций у старшеклассников на рис. 2.

Как видно из рис. 2, имеются гендерные различия в иерархии трудовых ценностных ориентаций. Так, для девушек из профильного и традиционного классов наиболее важной трудовой ценностью являются условия труда и только потом результат труда, у юношей же результат труда стоит на первом месте.

Математическая проверка при помощи Q-критерия Розенбаума показала, что имеются статистически значимые различия в ценностных ориентациях между девушками и юношами как профильного, так и традиционного классов, т.е. девушки как профильного, так и традиционного классов отличаются от юношей этих классов по своим трудовым ценностным ориентациям. Поэтому процесс самореализации может происходить только при одном условии, когда обучающийся принимает активное участие во всех видах деятельности, пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и места.

Выводы

Изучение трудовых ценностных ориентаций старшеклассников показало, что для всех без исключения учащихся самыми важными ценностными установками являются результат труда (высокая оплата профессиональной деятельности) и статусные достижения через выбор престижной профессии. Современные старшеклассники слабо представляют себе суть труда и сущность профессиональной деятельности, не видят того сложного и кропотливого труда, благодаря которому удается добиться желаемого. По этой причине их ценности, отражающие возможность развития личности в процессе овладения профессией, привлекательность содержания труда и общественно значимые ценности трудовой деятельности не получили высокой оценки и не заняли достойного места в иерархии трудовых ценностных ориентаций.

Нами было выявлено, что в период юношеского взросления необходимо решить серьезный вопрос, касающийся социальной адаптации личности в трудовой деятельности. На современном этапе развития общества образование располагает всеми ресурсами для формирования активной жизненной позиции в профессиональной сфере.

Очень велико влияние ценностных ориентаций на правильность, самостоятельность и осознанность выбора будущей специальности. Именно профессиональное самоопределение поможет занять достойное место в обществе и стать его гражданином.