Подготовка водителей транспортных средств категории «В» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляется на основании утвержденной в образовательной организации Программы профессионального обучения (повышения квалификации) (далее – Программа), которая, в свою очередь, разрабатывается на основе примерной программы повышения квалификации водителей транспортных средств категории «В» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 161 [1].
Программа предназначена для лиц, имеющих право на управление транспортным средством категории «В», в целях последовательного совершенствования указанными лицами профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для управления транспортным средством категории «В», оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Профессиональное обучение (повышение квалификации) водителей, управляющих транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, направлено на совершенствование и актуализацию необходимых в их деятельности компетенций:
- общепрофессиональных компетенций, формирование которых реализуется путем изучения психологических особенностей водителя и этических основ безопасного управления транспортным средством категории «В». Отведенное время для освоения указанных компетенций – два часа теоретических занятий.
- профессиональных компетенций, формирование которых реализуется в результате получения знаний, умений и навыков по следующим разделам Программы: нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения; технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве категории «В»; теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях; первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Установленное время для освоения указанных компетенций – 8 ч теоретических занятий, 23 ч практических занятий.
Цель исследования: выявление проблемных аспектов подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на основании теоретического анализа Программы подготовки (повышения квалификации) и практического опыта реализации обучения по указанной Программе, с целью совершенствования системы подготовки водителей.
Материалы и методы исследования
При изучении основных разделов Программы используются следующие методические приемы, технические и дидактические средства обучения, представленные в таблице.
Методические приемы, технические и дидактические средства обучения, используемые при реализации Программы
Методические приемы |
Технические средства обучения |
Дидактические средства |
1 |
2 |
3 |
Метод опроса – в форме построения диалога между преподавателем и обучающимися |
Видеоролики с ДТП и аварийными ситуациями, демонстрирующие последствия некорректных управляющих действий водителей |
Наглядные плакаты с типичными ситуациями, возникающими в процессе дорожного движения |
Методы проблемного обучения – стимулирование обучающихся к изучению поставленных в рамках занятий проблем в области безопасности дорожного движения |
Рулевые автотренажеры, позволяющие выявить ошибки в технике управления рулевым колесом и сформировать скоростные качества у обучающегося |
Методика обучения технике управления рулевым колесом |
Групповой метод – оценка действий выполняющего упражнение обучающегося со стороны остальных слушателей |
Рулевые автотренажеры, автотренажеры, автомобиль, полигон |
Методика обучения технике управления рулевым колесом, техника контраварийного вождения |
Ситуационные и междисциплинарные методы – формирование знаний на основе совокупности экспертных и инструментальных методов получения информации о последовательности действий водителя при воздействии на органы управления автомобиля |
Видеоролики с ДТП и аварийными ситуациями, тестирование на компьютерах, автомобиль, полигон |
Нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения, методика обучения технике управления рулевым колесом, техника контраварийного вождения |
Подводя итог обзору используемых методов и средств обучения, реализуемых при изучении Программы, преподавательский состав использует положения теории деятельностного подхода, при котором объем полученной теоретической информации проверяется в рамках наблюдения, моделирования и анализа практических ситуаций, связанных с безопасностью дорожного движения, с помощью используемых дидактических средств. В то же время обязательным элементом в ходе реализации Программы является использование компетентностного подхода на основе приобретения междисциплинарных знаний, представления образовательного процесса в виде интегративной целостности [2, 3]. Междисциплинарность методов проявляется в использовании в обучении юридических, технических, медицинских и психологических знаний [4, 5].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования выявлен ряд проблемных аспектов, влияющих на качество подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, изложение которых выполним на основании опыта реализации основных разделов Программы (за исключением раздела «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»).
Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения. На изучение указанного раздела отводится два часа теоретических занятий. При этом отмечается, что усвоение порядка использования специальных световых и звуковых сигналов и правовых актов, регламентирующих технические особенности устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не вызывает особых затруднений. Однако в ходе применения метода опроса, а также проведения экспресс-тестирования с помощью программного продукта «Нева-2016» обнаруживаются значительные пробелы в знании основных положений Правил дорожного движения [6]. Выявленные в ходе исследования методами опроса и тестирования недостатки в теоретической подготовке водителей показывают, что наиболее проблемными темами для обучающихся являются: очередность проезда перекрестков, проезд пешеходных переходов, правила расположения транспортных средств на проезжей части и маневрирование, выбор скоростного режима. Стоит отметить, что статистика дорожно-транспортных происшествий за последние три года свидетельствует о том, что именно несоблюдение правил дорожного движения по указанным выше темам стало основной причиной дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации [7–9]. Учитывая вышесказанное, проблемой является отсутствие необходимого объема учебного времени на изучение или повторение Правил дорожного движения.
Психологические особенности водителя при управлении транспортным средством категории «В». На изучение указанного раздела отводится два часа теоретических занятий. Аналогично вышесказанному стоит отметить, что данному разделу отведено ничтожно малое количество учебных часов, поскольку проблема взаимодействия участников дорожного движения остается достаточно существенной и является причиной большого количества дорожно-транспортных происшествий.
Использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве категории «В». На изучение указанного раздела отводится один час теоретического занятия и один час практического занятия. На наш взгляд, в качестве проблемного аспекта при изучении данного раздела, как и вышеуказанных, выступает фактор времени. На сегодняшний день нередки случаи дорожно-транспортных происшествий, причинами которых являются некорректное или неправомерное использование устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов. В связи с этим обзор судебной практики по указанной теме при наличии достаточного объема учебного времени существенно повысил бы усвоение материала.
Теоретические основы безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях. На изучение указанного раздела отводится три часа теоретических занятий, два часа из которых посвящены изучению таких тем, как силы, действующие на транспортное средство в различных условиях, устойчивость и управляемость, задней оси, снос передней оси автомобиля, причины их возникновения и способы устранения и т.д. В оставшееся время в объеме одного часа проводится разбор особенностей взаимодействия с другими участниками дорожного движения, типичных дорожно-транспортных происшествий при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Опыт реализации программы показывает, что отведенных двух часов теоретических занятий на изучение основ движения транспортных средств достаточно, особенно принимая во внимание тот факт, что часть водителей имеет представление о физике происхождения таких явлений, как занос задней оси и снос передней оси, различие в поведении автомобиля в зависимости от типа привода и т.д. Что касается учебного времени на изучение тактики безопасного управления автомобилем, в особенности при акцентировании внимания на особенности взаимодействия с другими участниками дорожного движения и разбор типичных дорожно-транспортных происшествий, то возникающие вопросы и споры, на разрешение которых требуется определенное время, вызывают острую необходимость в увеличении количества учебных часов.
Практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях. На изучение указанного раздела отводится 14 часов практических занятий, из которых 12 часов посвящены отработке практических навыков управления рулевым колесом, маневрирования, торможения, габаритной подготовки. Остальные два часа учебного времени – контраварийная подготовка. Отработка практических навыков управления рулевым колесом с применением рулевых тренажеров требует от обучающихся по окончании изучения раздела получения необходимой техники и скоростных качеств при возникновении критических ситуаций. При пропорциональном распределении времени на отработку практических навыков управления рулевым колесом на рулевых тренажерах отводится четыре учебных часа, тогда как в центрах повышения водительского мастерства на изучение аналогичных упражнений выделено 15 часов. Маневрирование и особенности управления транспортным средством должно производиться в различных условиях: грунтовые дороги, движение по песку, глине, щебню, преодоление препятствий и т.д. Даже несколько перечисленных условий, возникающих при управлении транспортным средством, требуют достаточно серьезного подхода для формирования полигонов для отработки практических навыков управления транспортным средством. Говоря об отведенном времени на отработку практических навыков в рамках контраварийной подготовки, также следует сослаться на опыт реализации такой подготовки в центрах повышения водительского мастерства: два часа учебного времени против пятнадцати часов, отведенных в указанных учебных центрах. Ко всему прочему реализация таких упражнений, как торможение – занос – выравнивание, стабилизация автомобиля при заносе задней оси, стабилизация автомобиля при сносе передней оси, стабилизация автомобиля при ритмичном заносе, лучше всего подходит для зимнего периода.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлены проблемные аспекты подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на основании теоретического анализа Программы подготовки (повышения квалификации) и практического опыта реализации обучения по указанной Программе. С целью совершенствования системы подготовки водителей по указанной Программе авторами выработаны следующие предложения:
1. Внесение в Программу подготовки занятий по проверке знаний правил дорожного движения в форме входного и выходного тестирования. А также увеличение количества часов, отведенных на изучение наиболее типичных дорожно-транспортных происшествий, причиной которых стало несоблюдение указанных правил.
2. Обеспечение разграничения процесса обучения на теоретическую подготовку, тренажерную подготовку и практическую подготовку на полигоне. Теоретическая подготовка должна быть увеличена не менее чем на шесть учебных часов. Тренажерная подготовка должна обеспечивать необходимую технику и скорость управления рулевым колесом при различных хватах, по завершении такой подготовки должны фиксироваться результаты сдачи нормативов по скорости выполнения упражнений. Рекомендуется проведение практической подготовки на полигоне со слушателями в количестве не более 5–7 чел. в зависимости от размеров полигона и количества инструкторов.
3. Обеспечение работодателем прохождения обучения слушателем на закрепленном за ним служебном автомобиле. В случае смены закрепленного автомобиля – обеспечение повторного прохождение обучения, не дожидаясь сроков окончания свидетельства.
4. Внесение в практическую квалификационную работу двух этапов проверки полученных практических навыков управления транспортным средством в различных условиях: первый этап – одно из упражнений по отработке практических навыков управления рулевым колесом, маневрирования, торможения, габаритной подготовки; второй этап – упражнение из раздела контраварийной подготовки.
5. Разработка полигонов для отработки практических навыков управления транспортными средствами в различных условиях: асфальтированная дорога, полоса препятствий с неровностями, движение по песку, щебню, мокрому асфальту, глине и т.д.
6. Внедрение сезонного прохождения подготовки водителей: летней и зимней. При этом объем часов теоретической и тренажерной подготовки достаточно провести в летний или зимний периоды, отработка практических навыков управления транспортным средством на полигоне должна проводиться в летний и зимний периоды.