Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF UNIVERSITY STUDENTS ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT BY MEANS OF TUTORING SUPPORT

Lavrinenko T.D. 1 Nemtsova M.V. 2
1 Far-Easten Federal University
2 Far-Eastern Center of Continuing Education
Due to the need of society for specialists with system thinking, inter-industry communication skills, who are able to increase their creative potential and show entrepreneurship in various fields of professional activity, there is a need to modernize existing systems of education in higher education institutions with the inclusion of such modern individualization practices and anthropopractics as tutoring students. The purpose of this article is developing and presentation a structural and functional model for the of students by means of tutor supporting based on the research. The main research methods are the analysis of scientific and methodological literature, the method of content analysis, and the method of statistical analysis. The novelty of the presented research is to substantiate the effectiveness of the structural and functional model for the entrepreneurship development of students by means of tutor supporting. The result of the research is an evidence base for the effectiveness of this model, which includes criteria and indicators for the development of students entrepreneurship as their qualitative professional characteristics. The tools of tutor supporting for the development of students ‘entrepreneurship, used at each stage of their support, are developed, and the indicators level dynamics of students’ entrepreneurship development is presented. Methodological recommendations on the use of tutoring support tools as an effective tool for the entrepreneurship development of students are proposed.
structural and functional model
entrepreneurship development
students
tutoring support tools

Современное постиндустриальное общество характеризуется открытостью информационного социума, в котором знания, компетентности и творческий потенциал человека становятся важнейшим фактором экономического роста государства. В связи с этим у работодателей возникает потребность в специалистах с системным мышлением, навыками профессиональной коммуникации, способными управлять проектами и процессами в условиях высокой степени неопределенности и быстрой смены условий решения производственных задач. В соответствии с этими требованиями основной задачей системы высшего образования становится создание условий для формирования и развития предприимчивости студентов, характеризующей предпринимательское качество специалиста нового формата, способного продуктивно и эффективно работать в будущем.

Таким образом, сегодня возникает потребность в обосновании механизмов и инструментов развития предприимчивости студентов, гарантирующих новое качество образования. Такими механизмами является модернизация существующих систем обучения с учетом современных тенденций; внедрение актуальных курсов по развитию предприимчивости на основе принципа индивидуализации, обеспечивающего студенту возможность формирования и реализации индивидуальной образовательной программы; включение в процесс обучения таких современных антропопрактик, как тьюторское сопровождение студентов.

Целью данной статьи является разработка и представление структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения на основе проведенного исследования. Новизна представленного исследования заключается в обосновании эффективности структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения.

Объект исследования: процесс развития предприимчивости студентов вуза.

Предмет исследования: структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения.

Задачи исследования:

– провести анализ научных публикаций в области развития предприимчивости студентов вуза;

– выявить структурные компоненты модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопрово- ждения;

– разработать структурно-функциональную модель развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения и представить результаты ее эффективности в процессе апробации.

– предложить рекомендации для преподавателей вузов по использованию средств тьюторского сопровождения студентов в процессе развития предприимчивости.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования являются: анализ научно-методической литературы, метод контент-анализа, метод статистического анализа.

Теоретической базой исследования послужили научные публикации в области развития предприимчивости студентов вуза. В психолого-педагогических, социологических и экономических исследованиях Л.В. Абдалиной, Н.А. Коваль [1], Ю.В. Емельяненко [2], И.В. Игнатовой [3], А.В. Шеиной [4] и др. предприимчивость рассматривается как профессионально значимое качество человека, способного к креативности, гибкости в принятии решений, проявлению творческих инициатив и реализации их, способного к осуществлению предпринимательской деятельности. Контент-анализ научных публикаций по выявлению сущности феномена «предприимчивость» позволил рассматривать предприимчивость как профессиональную качественную характеристику специалиста, способного к целеполаганию и целедостижению, к рефлексии результатов деятельности; способного на основе приобретенных знаний и умений генерировать инновационные идеи, соответствующие социально-экономическим и культурнымвызовам времени иреализовывать их в профессиональной деятельности.

Анализ научных работ Е.С. Алексеевой [5], Т.А. Волошиной [6], О.А. Николаевской [7], Е.А. Терентьевой [8] и др. позволил выявить возросший интерес к проблеме обучения студентов предприимчивости в системе образования педагогических, технических, экономических вузов с применением различных обучающих технологий, исследуются модели формирования предпринимательских компетенций студентов вузов. В исследованиях С.Ю. Рогановой, Т.О. Подольской [9], Т.Б. Серебровской [10], Н.В. Ерофеевой [11] анализируется тьюторский подход в проектировании компетентностной модели специалиста-предпринимателя и опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузах нашей страны. Вместе с тем недостаточно исследований по разработке моделей развития предприимчивости студентов вуза с включением средств тьюторского сопровождения.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью формирования целостного представления о развитии предприимчивости студентов была разработана структурно-функциональная модель, определяющая процесс и результат развития предприимчивости студента вуза средствами тьюторского сопровождения. В контексте данного исследования тьюторское сопровождение студентов можно рассматривать как последовательность этапов: мотивационно-диагностического, проектировочного, реализационного и результативно-аналитического. Специфика каждого этапа отражается как в содержании деятельности студента, так и в способах и средствах работы тьютора или преподавателя с тьюторской компетентностью. Результатом их взаимодействия является структурированная личностно-ресурсная карта, применяемая на всех этапах сопровождения как основа для индивидуального проекта, индивидуальной образовательной программы.

Структурно-функциональная модель позволяет раскрыть структуру исследуемого явления, определить функции во взаимосвязи внутренних структурных составляющих с внешней средой. Данная модель представляет собой совокупность следующих компонентов:

– теоретико-методологического, или концептуального (цель, подходы, принципы, функции развития предприимчивости студентов);

– содержательно-процессуального (этапы тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов, критерии и уровни ее развития);

– результативного (образ предприимчивого студента).

В основу теоретико-методологического компонента модели положены научные подходы и соответствующие им методологические принципы: синергетический подход (принципы целостности объективного и субъективного, интегративности); личностно-деятельностный подход (принципы рефлексивности, интерактивности, самоактуализации); акмеологический подход (принцип перевода потенциального в актуальное, принцип оптимальности). В рамках проектируемой модели были выделены функции развития предприимчивости студента: проективно-прогностическая, мотивационная, образовательная, организующая, контролирующая. Обоснование концептуального компонента определяет содержание и способы тьюторского сопровождения, ориентирует на достижение определенного результата, связывает все компоненты структурно-функциональной модели. Таким образом, содержательно-процессуальный компонент предлагаемой модели определяет основные этапы и инструменты тьюторского сопровождения в процессе развития предприимчивости студента. Его содержательное наполнение определено особенностями развития предприимчивости студентов.

При описании этапов тьюторского сопровождения в процессе развития предприимчивости студентов авторы исследования исходили из представления об изменениях, которые должны произойти в структуре личностных качеств студента. К таким изменениям можно отнести самоактуализацию потребностей студентов в выборе собственных образовательных перспектив, исходя из образа будущего, способность к продуцированию идей и решений, проектирование собственной деятельности для их реализации, обоснование выбора стратегии поведения, рефлексию собственных достижений и сформированность новых норм поведения и деятельности предприимчивого специалиста.

Содержательно-процессуальный компонент структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения представлен на рисунке.

missing image file

Содержательно-процессуальный компонент структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения

На основании анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и выявленных характеристик предприимчивости были выявлены критерии развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения и соответствующие им показатели, подобраны средства диагностики.

Критерии и показатели развития предприимчивости студентов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Критерии и показатели развития предприимчивости студентов

Критерии

Показатели

Средства диагностики

– Мотивационно-ценностный: значимость ценностей предприимчивости для самосовершенствования и саморазвития личности

– Признание ценности предприимчивой продуктивной деятельности.

– Потребность в достижении успехов.

– Заинтересованность в саморазвитии, самообразовании

– Методика «Колесо ценностей».

– Тест «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов).

– Методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан).

– Опрос

– Личностно-рефлексивный: стремление к самостоятельной деятельности, целеполаганию;

проявление рефлексивности, выработка собственных норм деятельности

– Стремление к самостоятельной, творческой продуктивной деятельности.

– Способность к самостоятельному целеполаганию.

– Навыки определения собственных затруднений, причины их возникновения и способы преодоления.

– Проявление свободы выбора и ответственности.

– Новые нормы деятельности.

– Умение объективно оценить свой труд и труд другого

– Диагностика индивидуальной меры выраженности рефлексивности (А. Карпов).

– Диагностика особенностей самоорганизации (А. Ишков).

– Методика «Цель – Средство – Результат».

– Наблюдение.

– Рефлексивное эссе.

– Картирование

– Креативно–деятельностный: креативная продуктивность, применение навыков организации самостоятельной, инициативной деятельности, нацеленной на результат

– Активное участие и генерирование идей в групповом и индивидуальном проектировании.

– Стремление к получению конкретных результатов своей деятельности.

– Навыки организации самостоятельной деятельности, выбор успешных стратегий поведения

– Методика анализа коммуникативных и организаторских способностей (В. Синявский, В. Федорошин).

– Проективный дневник.

– Наблюдение.

– Опрос

Экспериментальная работа по развитию предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения проводилась в три этапа с группой студентов третьего курса (32 человека), обучающихся по направлению «Управление персоналом» в Дальневосточном федеральном университете. На констатирующем этапе диагностировались особенности развития предприимчивости по определенным в модели показателям. На формирующем этапе исследования апробировалась структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения.

В процессе формирующего эксперимента были применены следующие средства тьюторского сопровождения предприимчивости студентов вуза: авторский тренинг «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему», технология «Образовательная картография», тьюториалы (индивидуальное и групповое консультирование по запросу студентов), рефлексивная сессия (в процессе сопровождения проектных студенческих команд), проективный дневник (табл. 2).

Таблица 2

Средства тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов

Средства (инструментарий) тьюторского сопровождения

Формируемые компетенции

Прогнозируемый результат достижений студента

Авторский тренинг «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему»

– Развитие навыков самообразования, саморазвития, доведение до уровня «могу» – «умею» – «владею».

– Навыки разработки индивидуального образовательного маршрута в профессиональной деятельности

Разработка индивидуального образовательного маршрута: мой путь к предприимчивому будущему

Технология

«Образовательная

картография»

– Формирование навыка картирования собственных образовательных инициатив и перспектив.

– Формирование уверенности у студентов в достижении целей

Личностно-ресурсная карта собственных образовательных инициатив и перспектив студента

Тьюториалы (индивидуальное и групповое консультирование по запросу студентов)

– Освоение инструментов саморазвития и самообразования.

– Построение и реализация программ саморазвития в профессиональной деятельности

Индивидуальная

программа саморазвития студента в профессиональной деятельности

Рефлексивная сессия

(в процессе сопровождения проектных студенческих команд)

– Выявление замысла проекта, его моделирование, конструирование.

– Прорисовка сценариев каждого этапа реализации проекта.

– Совершенствование проектировочных, коммуникативных и рефлексивных навыков (компетенций)

Владение проектировочными, коммуникативными, рефлексивными навыками. Осознание студентом ценности предприимчивости как личностной деятельностной характеристики

Проективный дневник

– Диагностика динамики развития предприимчивости студентов.

– Самостоятельный поиск и отбор информации.

– Фиксация трудностей и поиск выхода из затруднений

Карта самоактуализации студента в развитии и реализации личностных возможностей предприимчивости,

максимальная реализации своего потенциала в процессе обучения

Таблица 3

Динамика показателей уровня развития предприимчивости студентов по результатам аналитико-обобщающего этапа эксперимента

Уровни предприимчивости

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты формирующего

эксперимента

Отклонение

Кол-во студентов, чел.

%

Кол-во студентов, чел.

%

Низкий

22

69

12

37,5

– 10 (– 31,5%)

Средний

6

19

12

37,5

+ 6 (+18,5%)

Высокий

4

12

8

25

+4 (+13%)

ИТОГО

32

100

32

100

На аналитико-обобщающем этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей развития предприимчивости студентов по выделенным показателям. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием валидных методов, адекватных цели и задачам исследования. Данный этап эксперимента показал, что развитие предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения способствовало уменьшению количества студентов с низким уровнем предприимчивости и увеличению количества студентов с высоким и средним уровнями (табл. 3).

Таким образом, результаты эксперимента позволили выявить следующие уровни развития предприимчивости студентов: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень развития предприимчивости студента характеризуется готовностью к саморазвитию, самоорганизации, стремлением к творческой деятельности; проявлением способности к самостоятельной постановке целей, выбору оптимальных средств их достижения, выбору стратегии поведения; принятием нестандартных решений; обретением рефлексивных навыков, направленных на выявление собственных ресурсов и дефицитов, на объективное оценивание своих результатов и результатов других, выработку новых норм профессиональной деятельности, осознание ценности собственных достижений.

Средний уровень развития предприимчивости студента характеризуется недостаточной готовностью к саморазвитию и самоорганизации; частичной потребностью в личностно-профессиональном росте; недостаточным осознанием ценности предприимчивой, продуктивной деятельности; недостаточно развитыми рефлексивными навыками.

Низкий уровень развития предприимчивости студента характеризуется неготовностью к саморазвитию и самоорганизации; отсутствием осознания ценности предприимчивой продуктивной деятельности; отсутствием навыков постановки конструктивных целей и принятия решений; отсутствием рефлексивных навыков.

Таким образом, содержательное наполнение высокого уровня развития предприимчивости студента средствами тьюторского сопровождения явилось основой образа предприимчивого студента как результата апробации разработанной нами структурно-функциональной модели.

Универсальность предложенных средств тьюторского сопровождения, используемых для развития предприимчивости студентов, позволяет рекомендовать их преподавателям вузов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического, организационно-управленческого, инженерно-технического и других направлений для развития навыков, необходимых современным специалистам, поскольку предприимчивость как личностное образование способствует наиболее эффективной реализации человеком себя в практической деятельности. Разработанный критериальный аппарат рекомендуется использовать для объективных измерений уровней развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения.

Выводы

Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения доказала свою эффективность. Результаты, полученные в процессе эксперимента, способствуют дальнейшему научному осмыслению поиска и разработки авторских педагогических средств (инструментов) тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов.