Современное постиндустриальное общество характеризуется открытостью информационного социума, в котором знания, компетентности и творческий потенциал человека становятся важнейшим фактором экономического роста государства. В связи с этим у работодателей возникает потребность в специалистах с системным мышлением, навыками профессиональной коммуникации, способными управлять проектами и процессами в условиях высокой степени неопределенности и быстрой смены условий решения производственных задач. В соответствии с этими требованиями основной задачей системы высшего образования становится создание условий для формирования и развития предприимчивости студентов, характеризующей предпринимательское качество специалиста нового формата, способного продуктивно и эффективно работать в будущем.
Таким образом, сегодня возникает потребность в обосновании механизмов и инструментов развития предприимчивости студентов, гарантирующих новое качество образования. Такими механизмами является модернизация существующих систем обучения с учетом современных тенденций; внедрение актуальных курсов по развитию предприимчивости на основе принципа индивидуализации, обеспечивающего студенту возможность формирования и реализации индивидуальной образовательной программы; включение в процесс обучения таких современных антропопрактик, как тьюторское сопровождение студентов.
Целью данной статьи является разработка и представление структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения на основе проведенного исследования. Новизна представленного исследования заключается в обосновании эффективности структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения.
Объект исследования: процесс развития предприимчивости студентов вуза.
Предмет исследования: структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения.
Задачи исследования:
– провести анализ научных публикаций в области развития предприимчивости студентов вуза;
– выявить структурные компоненты модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопрово- ждения;
– разработать структурно-функциональную модель развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения и представить результаты ее эффективности в процессе апробации.
– предложить рекомендации для преподавателей вузов по использованию средств тьюторского сопровождения студентов в процессе развития предприимчивости.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования являются: анализ научно-методической литературы, метод контент-анализа, метод статистического анализа.
Теоретической базой исследования послужили научные публикации в области развития предприимчивости студентов вуза. В психолого-педагогических, социологических и экономических исследованиях Л.В. Абдалиной, Н.А. Коваль [1], Ю.В. Емельяненко [2], И.В. Игнатовой [3], А.В. Шеиной [4] и др. предприимчивость рассматривается как профессионально значимое качество человека, способного к креативности, гибкости в принятии решений, проявлению творческих инициатив и реализации их, способного к осуществлению предпринимательской деятельности. Контент-анализ научных публикаций по выявлению сущности феномена «предприимчивость» позволил рассматривать предприимчивость как профессиональную качественную характеристику специалиста, способного к целеполаганию и целедостижению, к рефлексии результатов деятельности; способного на основе приобретенных знаний и умений генерировать инновационные идеи, соответствующие социально-экономическим и культурнымвызовам времени иреализовывать их в профессиональной деятельности.
Анализ научных работ Е.С. Алексеевой [5], Т.А. Волошиной [6], О.А. Николаевской [7], Е.А. Терентьевой [8] и др. позволил выявить возросший интерес к проблеме обучения студентов предприимчивости в системе образования педагогических, технических, экономических вузов с применением различных обучающих технологий, исследуются модели формирования предпринимательских компетенций студентов вузов. В исследованиях С.Ю. Рогановой, Т.О. Подольской [9], Т.Б. Серебровской [10], Н.В. Ерофеевой [11] анализируется тьюторский подход в проектировании компетентностной модели специалиста-предпринимателя и опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузах нашей страны. Вместе с тем недостаточно исследований по разработке моделей развития предприимчивости студентов вуза с включением средств тьюторского сопровождения.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью формирования целостного представления о развитии предприимчивости студентов была разработана структурно-функциональная модель, определяющая процесс и результат развития предприимчивости студента вуза средствами тьюторского сопровождения. В контексте данного исследования тьюторское сопровождение студентов можно рассматривать как последовательность этапов: мотивационно-диагностического, проектировочного, реализационного и результативно-аналитического. Специфика каждого этапа отражается как в содержании деятельности студента, так и в способах и средствах работы тьютора или преподавателя с тьюторской компетентностью. Результатом их взаимодействия является структурированная личностно-ресурсная карта, применяемая на всех этапах сопровождения как основа для индивидуального проекта, индивидуальной образовательной программы.
Структурно-функциональная модель позволяет раскрыть структуру исследуемого явления, определить функции во взаимосвязи внутренних структурных составляющих с внешней средой. Данная модель представляет собой совокупность следующих компонентов:
– теоретико-методологического, или концептуального (цель, подходы, принципы, функции развития предприимчивости студентов);
– содержательно-процессуального (этапы тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов, критерии и уровни ее развития);
– результативного (образ предприимчивого студента).
В основу теоретико-методологического компонента модели положены научные подходы и соответствующие им методологические принципы: синергетический подход (принципы целостности объективного и субъективного, интегративности); личностно-деятельностный подход (принципы рефлексивности, интерактивности, самоактуализации); акмеологический подход (принцип перевода потенциального в актуальное, принцип оптимальности). В рамках проектируемой модели были выделены функции развития предприимчивости студента: проективно-прогностическая, мотивационная, образовательная, организующая, контролирующая. Обоснование концептуального компонента определяет содержание и способы тьюторского сопровождения, ориентирует на достижение определенного результата, связывает все компоненты структурно-функциональной модели. Таким образом, содержательно-процессуальный компонент предлагаемой модели определяет основные этапы и инструменты тьюторского сопровождения в процессе развития предприимчивости студента. Его содержательное наполнение определено особенностями развития предприимчивости студентов.
При описании этапов тьюторского сопровождения в процессе развития предприимчивости студентов авторы исследования исходили из представления об изменениях, которые должны произойти в структуре личностных качеств студента. К таким изменениям можно отнести самоактуализацию потребностей студентов в выборе собственных образовательных перспектив, исходя из образа будущего, способность к продуцированию идей и решений, проектирование собственной деятельности для их реализации, обоснование выбора стратегии поведения, рефлексию собственных достижений и сформированность новых норм поведения и деятельности предприимчивого специалиста.
Содержательно-процессуальный компонент структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения представлен на рисунке.
Содержательно-процессуальный компонент структурно-функциональной модели развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения
На основании анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и выявленных характеристик предприимчивости были выявлены критерии развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения и соответствующие им показатели, подобраны средства диагностики.
Критерии и показатели развития предприимчивости студентов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии и показатели развития предприимчивости студентов
Критерии |
Показатели |
Средства диагностики |
– Мотивационно-ценностный: значимость ценностей предприимчивости для самосовершенствования и саморазвития личности |
– Признание ценности предприимчивой продуктивной деятельности. – Потребность в достижении успехов. – Заинтересованность в саморазвитии, самообразовании |
– Методика «Колесо ценностей». – Тест «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов). – Методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан). – Опрос |
– Личностно-рефлексивный: стремление к самостоятельной деятельности, целеполаганию; проявление рефлексивности, выработка собственных норм деятельности |
– Стремление к самостоятельной, творческой продуктивной деятельности. – Способность к самостоятельному целеполаганию. – Навыки определения собственных затруднений, причины их возникновения и способы преодоления. – Проявление свободы выбора и ответственности. – Новые нормы деятельности. – Умение объективно оценить свой труд и труд другого |
– Диагностика индивидуальной меры выраженности рефлексивности (А. Карпов). – Диагностика особенностей самоорганизации (А. Ишков). – Методика «Цель – Средство – Результат». – Наблюдение. – Рефлексивное эссе. – Картирование |
– Креативно–деятельностный: креативная продуктивность, применение навыков организации самостоятельной, инициативной деятельности, нацеленной на результат |
– Активное участие и генерирование идей в групповом и индивидуальном проектировании. – Стремление к получению конкретных результатов своей деятельности. – Навыки организации самостоятельной деятельности, выбор успешных стратегий поведения |
– Методика анализа коммуникативных и организаторских способностей (В. Синявский, В. Федорошин). – Проективный дневник. – Наблюдение. – Опрос |
Экспериментальная работа по развитию предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения проводилась в три этапа с группой студентов третьего курса (32 человека), обучающихся по направлению «Управление персоналом» в Дальневосточном федеральном университете. На констатирующем этапе диагностировались особенности развития предприимчивости по определенным в модели показателям. На формирующем этапе исследования апробировалась структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения.
В процессе формирующего эксперимента были применены следующие средства тьюторского сопровождения предприимчивости студентов вуза: авторский тренинг «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему», технология «Образовательная картография», тьюториалы (индивидуальное и групповое консультирование по запросу студентов), рефлексивная сессия (в процессе сопровождения проектных студенческих команд), проективный дневник (табл. 2).
Таблица 2
Средства тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов
Средства (инструментарий) тьюторского сопровождения |
Формируемые компетенции |
Прогнозируемый результат достижений студента |
Авторский тренинг «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему» |
– Развитие навыков самообразования, саморазвития, доведение до уровня «могу» – «умею» – «владею». – Навыки разработки индивидуального образовательного маршрута в профессиональной деятельности |
Разработка индивидуального образовательного маршрута: мой путь к предприимчивому будущему |
Технология «Образовательная картография» |
– Формирование навыка картирования собственных образовательных инициатив и перспектив. – Формирование уверенности у студентов в достижении целей |
Личностно-ресурсная карта собственных образовательных инициатив и перспектив студента |
Тьюториалы (индивидуальное и групповое консультирование по запросу студентов) |
– Освоение инструментов саморазвития и самообразования. – Построение и реализация программ саморазвития в профессиональной деятельности |
Индивидуальная программа саморазвития студента в профессиональной деятельности |
Рефлексивная сессия (в процессе сопровождения проектных студенческих команд) |
– Выявление замысла проекта, его моделирование, конструирование. – Прорисовка сценариев каждого этапа реализации проекта. – Совершенствование проектировочных, коммуникативных и рефлексивных навыков (компетенций) |
Владение проектировочными, коммуникативными, рефлексивными навыками. Осознание студентом ценности предприимчивости как личностной деятельностной характеристики |
Проективный дневник |
– Диагностика динамики развития предприимчивости студентов. – Самостоятельный поиск и отбор информации. – Фиксация трудностей и поиск выхода из затруднений |
Карта самоактуализации студента в развитии и реализации личностных возможностей предприимчивости, максимальная реализации своего потенциала в процессе обучения |
Таблица 3
Динамика показателей уровня развития предприимчивости студентов по результатам аналитико-обобщающего этапа эксперимента
Уровни предприимчивости |
Результаты констатирующего эксперимента |
Результаты формирующего эксперимента |
Отклонение |
||
Кол-во студентов, чел. |
% |
Кол-во студентов, чел. |
% |
||
Низкий |
22 |
69 |
12 |
37,5 |
– 10 (– 31,5%) |
Средний |
6 |
19 |
12 |
37,5 |
+ 6 (+18,5%) |
Высокий |
4 |
12 |
8 |
25 |
+4 (+13%) |
ИТОГО |
32 |
100 |
32 |
100 |
– |
На аналитико-обобщающем этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей развития предприимчивости студентов по выделенным показателям. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием валидных методов, адекватных цели и задачам исследования. Данный этап эксперимента показал, что развитие предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения способствовало уменьшению количества студентов с низким уровнем предприимчивости и увеличению количества студентов с высоким и средним уровнями (табл. 3).
Таким образом, результаты эксперимента позволили выявить следующие уровни развития предприимчивости студентов: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень развития предприимчивости студента характеризуется готовностью к саморазвитию, самоорганизации, стремлением к творческой деятельности; проявлением способности к самостоятельной постановке целей, выбору оптимальных средств их достижения, выбору стратегии поведения; принятием нестандартных решений; обретением рефлексивных навыков, направленных на выявление собственных ресурсов и дефицитов, на объективное оценивание своих результатов и результатов других, выработку новых норм профессиональной деятельности, осознание ценности собственных достижений.
Средний уровень развития предприимчивости студента характеризуется недостаточной готовностью к саморазвитию и самоорганизации; частичной потребностью в личностно-профессиональном росте; недостаточным осознанием ценности предприимчивой, продуктивной деятельности; недостаточно развитыми рефлексивными навыками.
Низкий уровень развития предприимчивости студента характеризуется неготовностью к саморазвитию и самоорганизации; отсутствием осознания ценности предприимчивой продуктивной деятельности; отсутствием навыков постановки конструктивных целей и принятия решений; отсутствием рефлексивных навыков.
Таким образом, содержательное наполнение высокого уровня развития предприимчивости студента средствами тьюторского сопровождения явилось основой образа предприимчивого студента как результата апробации разработанной нами структурно-функциональной модели.
Универсальность предложенных средств тьюторского сопровождения, используемых для развития предприимчивости студентов, позволяет рекомендовать их преподавателям вузов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического, организационно-управленческого, инженерно-технического и других направлений для развития навыков, необходимых современным специалистам, поскольку предприимчивость как личностное образование способствует наиболее эффективной реализации человеком себя в практической деятельности. Разработанный критериальный аппарат рекомендуется использовать для объективных измерений уровней развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения.
Выводы
Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения доказала свою эффективность. Результаты, полученные в процессе эксперимента, способствуют дальнейшему научному осмыслению поиска и разработки авторских педагогических средств (инструментов) тьюторского сопровождения развития предприимчивости студентов.