Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF TEACHERS’ READINESS TO IMPLEMENT HEALTH SAVING TECHNOLOGIES WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Ilina G.V. 1 Tuguleva G.V. 1
1 Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov
The article outlines a meaningful characteristic of teachers’ readiness to implement modern health-saving technologies and defines organizational and pedagogical conditions necessary for the effective formation of teachers’ readiness for preschool education to implement modern health-saving technologies: the formation of a value-motivational attitude of teachers to health-saving; using problem-developing exercises in order to develop the reflexive abilities of teachers of preschool educational organizations; improvement of vocational and pedagogical thinking of teachers of preschool educational organizations in the process of advanced training. The readiness of teachers to implement health-saving technologies is defined as the result of professional training of teachers based on the integration of a value-motivation, cognitive-content and practical component and implies the practical implementation of professional competencies obtained during the preparation in the appropriate pedagogical conditions necessary for the effective implementation of practical activities for the health of preschoolers. It is noted that the criteria for assessing the indicators of readiness components and the methodology for forming the readiness of teachers to implement modern health-saving technologies with children of preschool age should consider the stages of preparation, special means, methods and techniques, and methodological support. An experimental study on the implementation of the presented set of organizational and pedagogical conditions showed the effective development of the value-motivation attitude of teachers to health conservation in professional activities.
preschool education
physical development
organizational and pedagogical conditions
healthy-saving technologies
readiness of teachers to implement healthy-saving technologies
preschool children

Современным обществом сформулирован запрос на оздоровление подрастающего поколения на законодательном уровне, ведутся исследования по проблеме применения здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Однако профессиональная готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста разработана недостаточно. Таким образом, с одной стороны, общество нуждается в квалифицированных педагогах дошкольного образования, компетентных в вопросах применения технологий здоровьесбережения, с другой стороны, необходимо совершенствовать систему методической работы с педагогами дошкольного образования так, чтобы технологии здоровьесбережения активно использовались в практической работе.

С.С. Савельева рассматривает профессиональную компетентность учителя в образовательном процессе вуза и отмечает в качестве основных педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя следующее: «…ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса, определяющие технологию поэтапного формирования изучаемого личностного образования, включающую адаптационно-репродуктивный, активно-деятельностный и творческо-преобразовательный этапы...» [1].

Мы рассматриваем педагогические условия как «…совокупность объективных возможностей содержания, методов и форм, направленных на решение поставленных задач в образовательном процессе» и подчёркиваем, что педагогические условия в образовательном процессе создаются сознательно и реализуются с обеспечением эффективности его протекания [2]. Нам кажется уместной в контексте данного исследования позиция И.А. Бережной, Г.В. Ильиной, Л.С. Юлдашевой, которые считают, что реализация здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста напрямую зависит от того, в каких условиях она производится.

На сегодняшний день можно говорить о том, что активно ведутся научные исследования по проблеме применения педагогами современных здоровьесберегающих технологий. Исследуются различные аспекты применения здоровьесберегающих технологий воспитателями дошкольных образовательных учреждений [3], активно используются здоровьесберегающие технологии в логопедической практике [4], в работе специалистов – педагогов ИЗО, музыкальных работников [5], здоровьесбережение используется в практике работы инструкторов по физической культуре дошкольных учреждений [6].

В исследованиях Н.И. Соловьёвой была разработана и апробирована целостная модель здоровьесберегающей системы образования, а также программа, обеспечивающая её реализацию в структуре общеобразовательной школы [7]. В исследованиях О.Ф. Рудой выявлены и апробированы педагогические условия формирования готовности педагогов к использованию современных технологий дошкольного образования [8]. Разработанные программы дополнительного образования педагогов позволили усилить практическую направленность подготовки педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы считаем, что педагогические условия оказывают прямое влияние на процесс формирования готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. И полагаем, что для эффективного формирования готовности к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста необходимы следующие организационно-педагогические условия:

1) формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровье- сбережению;

2) использование проблемно-развивающих упражнений с целью развития рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций;

3) совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе повышения квалификации.

Попытаемся сформулировать содержательную характеристику перечисленных выше организационно-педагогических условий, необходимых для формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий.

Формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровьесбережению. Введение данного условия необходимо для стимулирования здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы среди педагогов дошкольных образовательных организаций. Теоретические основания реализации данного условия представлены в современных исследованиях сущностной основы здоровья, сохранения здоровья, здорового образа жизни [9], в современных исследованиях по формированию здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников [10].

Развитие рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций важно для формирования понимания педагогами взаимосвязи между наличием собственной потребности вести здоровый образ жизни и эффективностью практического применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Отметим необходимость знаний педагогами определенных нормативно-правовых документов, касающихся охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором обозначено одним из направлений работы специалистов – участие в «информационном обеспечении различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья», что является безусловно значимым в работе по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, формированию активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Министерством здравоохранения разработан ряд приказов, связанных с улучшением состояния здоровья детей и подростков, которыми обеспечивается право ребенка на бесплатную медицинскую помощь, предусматривается профилактическая деятельность в целях улучшения охраны и укрепления здоровья детей, устанавливаются календари ранней диагностики и вакцинации, правила своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям, регламентируется проведение диспансеризации детей до 18 лет.

В качестве основных задач диспансеризации обозначено проведение мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику и снижение заболеваемости, детской инвалидности. Диспансеризация включает проведение профилактических осмотров детей до 18 лет, дополнительное обследование детей с выявленной патологией, формирование групп детей повышенного риска развития заболеваний, разработку и проведение комплекса неотложных и долгосрочных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Однако проблема сохранения и укрепления здоровья детей не может быть решена только при помощи системы работы учреждений здравоохранения. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни, которого сам человек придерживается. Образ жизни, в свою очередь, формируется посредством воспитания и образования как в семье, так и в образовательных учреждениях, которые посещает ребёнок. Поэтому здоровьесбережение неразрывно связано с аксиологией, экологией, культурологией образования, а здоровье ребёнка – с работой образовательных организаций дошкольного образования, медицинских учреждений, а также с деятельностью спортивных и физкультурных организаций.

Министерством образования и науки РФ разработан образовательный стандарт, который направлен на решение задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Стандарт дошкольного образования выделяет основные принципы дошкольного образования, а именно: учёт возрастных, индивидуальных и этнических особенностей каждого ребёнка, индивидуализация образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями образования, субъектная позиция ребенка с возможностью активного выбора им содержания собственного образования.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования представлены направления развития и образования детей дошкольного возраста (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие – каждая из выделенных образовательных областей так или иначе связана со здоровьесбережением, преимущественно с созданием эмоционального благополучия каждого ребенка, развитием тех или иных его способностей.

Наиболее полно задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей решается в рамках образовательной области физическое развитие, которая включает приобретение опыта двигательной деятельности детей, развитие координации и гибкости, тем самым способствуя правильному формированию опорно-двигательной системы организма дошкольника, развитию равновесия и координации движений, освоению детьми правильного выполнения основных движений, а также – формированию ценностно-мотивационной сферы, связанной с саморегуляцией двигательной активности, знакомству с ценностями здорового образа жизни, с нормами правильного питания, двигательного режима, закаливания и т.д.

Федеральным законодательством о физической культуре и спорте созданы условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях. Физическая культура и спорт в Российской Федерации рассматриваются как одно из важнейших средств укрепления здоровья, профилактики заболеваний; гарантируется обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности. Кроме того, законодательно обеспечивается непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к разным возрастным группам, содействие развитию всех видов спорта, в том числе детско-юношеского спорта.

Основной целью Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации обозначено создание условий, которые обеспечат возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а в число основных задач входит создание национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни, подчёркивается необходимость уделить большое внимание модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.

Совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов на разных этапах образования, в том числе на уровне дошкольных образовательных организаций, в процессе повышения квалификации связано с повышением профессиональной компетентности педагогов. Ю.В. Лукашин подчёркивает, что здоровьесберегающая компетенция обеспечивает успешность педагогической деятельности и является обязательной профессиональной компетенцией, которая, в свою очередь, является целостным образованием, в состав которого входят личностный и профессиональный аспекты. При этом личностный аспект подразумевает ответственное отношение к собственному здоровью, а профессиональный – является результатом «осознания ценности здоровья подрастающего поколения, всех субъектов образовательного процесса и способности его сохранять» [11]. Сформированность здоровьесберегающей компетенции позволяет педагогу ориентироваться на «здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса (педагогов – детей – родителей), не ограничиваясь рамками учебно-предметной деятельности». Компонентами здоровьесберегающей компетенции педагогов Ю.В. Лукашин определяет мотивационно-волевой, когнитивно-ценностный, практико-действенный и рефлексивный компоненты. Мотивационно-волевой компонент обеспечивает активную потребность личности в ведении здорового образа жизни и поддержании этого интереса у воспитанников. Когнитивно-ценностный компонент актуализирует значимость междисциплинарных знаний педагогов о здоровье человека «с учётом возрастных, индивидуальных и иных особенностей конкретного человека, овладение современными здоровьесберегающими технологиями» [11], а также аксиологическую основу педагогической деятельности. Включение здоровьесбережения во все виды педагогической деятельности определяется практико-действенным компонентом. Рефлексивный компонент здоровьесберегающей компетенции является необходимым условием эффективной реализации деятельности по здоровьесбережению и предполагает её систематический анализ педагогом.

Заключение

Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий мы определяем как результат профессиональной подготовки педагогов, основанной на интеграции ценностно-мотивационного, когнитивно-содержательного и практического операционального компонента, что подразумевает практическую реализацию полученных в ходе подготовки профессиональных компетенций в соответствующих педагогических условиях, необходимых для эффективного осуществления практической деятельности по здоровьесбережению в дошкольной образовательной организации. Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста рассмотрена нами в аспекте соответствия целей, задач, обозначенных законодательно, содержанию, методам и формам работы по осуществлению здоровьесбережения в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.

Проверена эффективность разработанных нами организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий:

- формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровье- сбережению;

- использование проблемно-развивающих упражнений с целью развития рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций;

- совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе повышения квалификации [12].

Разработанные нами критерии оценки показателей компонентов готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации современных здоровьесберегающих технологий легли в основу методического обеспечения процесса повышения уровня профессиональной компетентности студентов и педагогов дошкольного образования в реализации современных здоровьесберегающих технологий в ходе курсов повышения квалификации педагогов ДОУ [13].

Результаты проведённого нами исследования по формированию готовности педагогов дошкольного образования к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности позволили сформулировать общие выводы.

Проблема профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к реализации современных здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности остается актуальной и требует глубокого осмысления на теоретическом и методическом уровне.

Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий – это результат целенаправленной организационно-педагогической и методической работы, направленной на повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

Выявленный и экспериментально проверенный комплекс педагогических условий обеспечивает эффективное развитие ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровьесбережению; активизацию аналитического и рефлексивного потенциала педагогов дошкольного образования, совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций.

Методика формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста должна разрабатываться с учётом этапов подготовки, специальных средств, методов и приёмов, методического обеспечения, что позволяет сделать процесс формирования готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности более качественным.