Современным обществом сформулирован запрос на оздоровление подрастающего поколения на законодательном уровне, ведутся исследования по проблеме применения здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Однако профессиональная готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста разработана недостаточно. Таким образом, с одной стороны, общество нуждается в квалифицированных педагогах дошкольного образования, компетентных в вопросах применения технологий здоровьесбережения, с другой стороны, необходимо совершенствовать систему методической работы с педагогами дошкольного образования так, чтобы технологии здоровьесбережения активно использовались в практической работе.
С.С. Савельева рассматривает профессиональную компетентность учителя в образовательном процессе вуза и отмечает в качестве основных педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя следующее: «…ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса, определяющие технологию поэтапного формирования изучаемого личностного образования, включающую адаптационно-репродуктивный, активно-деятельностный и творческо-преобразовательный этапы...» [1].
Мы рассматриваем педагогические условия как «…совокупность объективных возможностей содержания, методов и форм, направленных на решение поставленных задач в образовательном процессе» и подчёркиваем, что педагогические условия в образовательном процессе создаются сознательно и реализуются с обеспечением эффективности его протекания [2]. Нам кажется уместной в контексте данного исследования позиция И.А. Бережной, Г.В. Ильиной, Л.С. Юлдашевой, которые считают, что реализация здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста напрямую зависит от того, в каких условиях она производится.
На сегодняшний день можно говорить о том, что активно ведутся научные исследования по проблеме применения педагогами современных здоровьесберегающих технологий. Исследуются различные аспекты применения здоровьесберегающих технологий воспитателями дошкольных образовательных учреждений [3], активно используются здоровьесберегающие технологии в логопедической практике [4], в работе специалистов – педагогов ИЗО, музыкальных работников [5], здоровьесбережение используется в практике работы инструкторов по физической культуре дошкольных учреждений [6].
В исследованиях Н.И. Соловьёвой была разработана и апробирована целостная модель здоровьесберегающей системы образования, а также программа, обеспечивающая её реализацию в структуре общеобразовательной школы [7]. В исследованиях О.Ф. Рудой выявлены и апробированы педагогические условия формирования готовности педагогов к использованию современных технологий дошкольного образования [8]. Разработанные программы дополнительного образования педагогов позволили усилить практическую направленность подготовки педагогов.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы считаем, что педагогические условия оказывают прямое влияние на процесс формирования готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. И полагаем, что для эффективного формирования готовности к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста необходимы следующие организационно-педагогические условия:
1) формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровье- сбережению;
2) использование проблемно-развивающих упражнений с целью развития рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций;
3) совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе повышения квалификации.
Попытаемся сформулировать содержательную характеристику перечисленных выше организационно-педагогических условий, необходимых для формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий.
Формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровьесбережению. Введение данного условия необходимо для стимулирования здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы среди педагогов дошкольных образовательных организаций. Теоретические основания реализации данного условия представлены в современных исследованиях сущностной основы здоровья, сохранения здоровья, здорового образа жизни [9], в современных исследованиях по формированию здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников [10].
Развитие рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций важно для формирования понимания педагогами взаимосвязи между наличием собственной потребности вести здоровый образ жизни и эффективностью практического применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Отметим необходимость знаний педагогами определенных нормативно-правовых документов, касающихся охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором обозначено одним из направлений работы специалистов – участие в «информационном обеспечении различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья», что является безусловно значимым в работе по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, формированию активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Министерством здравоохранения разработан ряд приказов, связанных с улучшением состояния здоровья детей и подростков, которыми обеспечивается право ребенка на бесплатную медицинскую помощь, предусматривается профилактическая деятельность в целях улучшения охраны и укрепления здоровья детей, устанавливаются календари ранней диагностики и вакцинации, правила своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям, регламентируется проведение диспансеризации детей до 18 лет.
В качестве основных задач диспансеризации обозначено проведение мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику и снижение заболеваемости, детской инвалидности. Диспансеризация включает проведение профилактических осмотров детей до 18 лет, дополнительное обследование детей с выявленной патологией, формирование групп детей повышенного риска развития заболеваний, разработку и проведение комплекса неотложных и долгосрочных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Однако проблема сохранения и укрепления здоровья детей не может быть решена только при помощи системы работы учреждений здравоохранения. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни, которого сам человек придерживается. Образ жизни, в свою очередь, формируется посредством воспитания и образования как в семье, так и в образовательных учреждениях, которые посещает ребёнок. Поэтому здоровьесбережение неразрывно связано с аксиологией, экологией, культурологией образования, а здоровье ребёнка – с работой образовательных организаций дошкольного образования, медицинских учреждений, а также с деятельностью спортивных и физкультурных организаций.
Министерством образования и науки РФ разработан образовательный стандарт, который направлен на решение задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Стандарт дошкольного образования выделяет основные принципы дошкольного образования, а именно: учёт возрастных, индивидуальных и этнических особенностей каждого ребёнка, индивидуализация образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями образования, субъектная позиция ребенка с возможностью активного выбора им содержания собственного образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования представлены направления развития и образования детей дошкольного возраста (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие – каждая из выделенных образовательных областей так или иначе связана со здоровьесбережением, преимущественно с созданием эмоционального благополучия каждого ребенка, развитием тех или иных его способностей.
Наиболее полно задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей решается в рамках образовательной области физическое развитие, которая включает приобретение опыта двигательной деятельности детей, развитие координации и гибкости, тем самым способствуя правильному формированию опорно-двигательной системы организма дошкольника, развитию равновесия и координации движений, освоению детьми правильного выполнения основных движений, а также – формированию ценностно-мотивационной сферы, связанной с саморегуляцией двигательной активности, знакомству с ценностями здорового образа жизни, с нормами правильного питания, двигательного режима, закаливания и т.д.
Федеральным законодательством о физической культуре и спорте созданы условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях. Физическая культура и спорт в Российской Федерации рассматриваются как одно из важнейших средств укрепления здоровья, профилактики заболеваний; гарантируется обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности. Кроме того, законодательно обеспечивается непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к разным возрастным группам, содействие развитию всех видов спорта, в том числе детско-юношеского спорта.
Основной целью Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации обозначено создание условий, которые обеспечат возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а в число основных задач входит создание национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни, подчёркивается необходимость уделить большое внимание модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.
Совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов на разных этапах образования, в том числе на уровне дошкольных образовательных организаций, в процессе повышения квалификации связано с повышением профессиональной компетентности педагогов. Ю.В. Лукашин подчёркивает, что здоровьесберегающая компетенция обеспечивает успешность педагогической деятельности и является обязательной профессиональной компетенцией, которая, в свою очередь, является целостным образованием, в состав которого входят личностный и профессиональный аспекты. При этом личностный аспект подразумевает ответственное отношение к собственному здоровью, а профессиональный – является результатом «осознания ценности здоровья подрастающего поколения, всех субъектов образовательного процесса и способности его сохранять» [11]. Сформированность здоровьесберегающей компетенции позволяет педагогу ориентироваться на «здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса (педагогов – детей – родителей), не ограничиваясь рамками учебно-предметной деятельности». Компонентами здоровьесберегающей компетенции педагогов Ю.В. Лукашин определяет мотивационно-волевой, когнитивно-ценностный, практико-действенный и рефлексивный компоненты. Мотивационно-волевой компонент обеспечивает активную потребность личности в ведении здорового образа жизни и поддержании этого интереса у воспитанников. Когнитивно-ценностный компонент актуализирует значимость междисциплинарных знаний педагогов о здоровье человека «с учётом возрастных, индивидуальных и иных особенностей конкретного человека, овладение современными здоровьесберегающими технологиями» [11], а также аксиологическую основу педагогической деятельности. Включение здоровьесбережения во все виды педагогической деятельности определяется практико-действенным компонентом. Рефлексивный компонент здоровьесберегающей компетенции является необходимым условием эффективной реализации деятельности по здоровьесбережению и предполагает её систематический анализ педагогом.
Заключение
Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий мы определяем как результат профессиональной подготовки педагогов, основанной на интеграции ценностно-мотивационного, когнитивно-содержательного и практического операционального компонента, что подразумевает практическую реализацию полученных в ходе подготовки профессиональных компетенций в соответствующих педагогических условиях, необходимых для эффективного осуществления практической деятельности по здоровьесбережению в дошкольной образовательной организации. Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста рассмотрена нами в аспекте соответствия целей, задач, обозначенных законодательно, содержанию, методам и формам работы по осуществлению здоровьесбережения в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.
Проверена эффективность разработанных нами организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий:
- формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровье- сбережению;
- использование проблемно-развивающих упражнений с целью развития рефлексивных способностей педагогов дошкольных образовательных организаций;
- совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе повышения квалификации [12].
Разработанные нами критерии оценки показателей компонентов готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации современных здоровьесберегающих технологий легли в основу методического обеспечения процесса повышения уровня профессиональной компетентности студентов и педагогов дошкольного образования в реализации современных здоровьесберегающих технологий в ходе курсов повышения квалификации педагогов ДОУ [13].
Результаты проведённого нами исследования по формированию готовности педагогов дошкольного образования к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности позволили сформулировать общие выводы.
Проблема профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к реализации современных здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности остается актуальной и требует глубокого осмысления на теоретическом и методическом уровне.
Готовность педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий – это результат целенаправленной организационно-педагогической и методической работы, направленной на повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.
Выявленный и экспериментально проверенный комплекс педагогических условий обеспечивает эффективное развитие ценностно-мотивационного отношения педагогов к здоровьесбережению; активизацию аналитического и рефлексивного потенциала педагогов дошкольного образования, совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов дошкольных образовательных организаций.
Методика формирования готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста должна разрабатываться с учётом этапов подготовки, специальных средств, методов и приёмов, методического обеспечения, что позволяет сделать процесс формирования готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности более качественным.