Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CROSS-MULTI-DIMENSIONAL SPACES AND ENVIRONMENTS AS FACTORS OF THE TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY

Elistratova K.A. 1 Yatskovets A.S. 2
1 Municipal General Educational Budgetary Institution «Secondary School» Murinsky Education Center No. 4»
2 Municipal budgetary educational institution «Secondary school Agalatov education center»
This article presents the results of a study of the phenomenon of multidimensionality of intersecting, complementary spaces and environments that affect the teacher’s professional activity, changes in its structure, and the design features of a multimedia lesson. The sources of innovative renewal and increasing the effectiveness of the educational process on the basis of its dialogue and interaction with technological, digital, ethnocultural, innovative environments, library-media, event, axiological, and semantic spaces have been established. The purpose of the study, the results of which are presented in this article, can be formulated as determining the key vectors and priorities for improving the teacher’s professional activity, modernizing the modern lesson taking into account the diversity of spaces and environments, modernizing the modern lesson. The phenomenon of cross-multidimensional spaces and environments, in the aspects of influence on the teacher’s professional activity, the peculiarities of the methodology and content of a multi-environment lesson, is considered by us as a kind of situational, relatively stable set of interrelated material and non-material spaces and environments that allow achieving multiplicative effects due to their intersection and interaction. These options provide participants in educational relations with additional opportunities and tools for designing the meta-subject content of education, going beyond the institutional framework of socio-pedagogical interaction, individualization and personalization of educational routes.
professional activity of a teacher
cross-dimensional spaces and environments
cross-multidimensional educational environment
educational process
multimedia lesson

Современный этап развития образования в России связан с кардинальными и системными изменениями по целому ряду направлений (содержание образования; цифровая трансформация; внедрение электронного обучения, создание современной инфраструктуры; развертывание системы учительского роста, непрерывного профессионального развития педагогических работников).

Значимость последнего направления определяется тем, что учитель, несмотря на усиливающуюся технологизацию, внедрение дистанционного обучения, является ключевой фигурой образовательного процесса, определяет векторы и приоритеты в воспитании, инновационных процессах.

Профессиональная деятельность и профессиональное развитие учителя определяются множеством факторов и условий: внутришкольных и внешкольных, личностных и институциональных, материальных и психологических. В данной статье сделана попытка системного осмысления места и роли в профессиональной деятельности современного учителя такого фактора, как кросс-многомерные пространства и среды.

Данный фактор связан с многообразием и многоаспектностью проявлений не только образовательной среды, но и многих других пространств и сред, усиливающих и поддерживающих педагогические воздействия, придающие образовательному процессу инновационность, метапредметность, создающих мультипликативные эффекты в плане обеспечения образовательных результатов, отвечающих вызовам времени.

Деятельность современного учителя может быть охарактеризована, подвергнута анализу как с позиций и на основе методологического аппарата отдельных научных дисциплин (андрагогика, философия, психология, праксиология, стандартология), так и с опорой на междисциплинарный подход. В этом отношении феномен учителя, учительской профессии, профессиональной деятельности учителя уже нашел достаточно полное раскрытие. Чрезвычайно важным и перспективным представляется раскрытие их в контексте мультисредовости, предстающей как новая педагогическая реальность. В этой связи цель исследования, результаты которого представляются в настоящей статье, можно сформулировать как определение ключевых векторов и приоритетов совершенствования профессиональной деятельности учителя, модернизации современного урока с учетом многообразия пространств и сред, взаимодействующих и пересекающихся с образовательной средой, в результате чего эта деятельность, методика и содержание урока меняют свою структуру, обретают новые системные свойства, получает дополнительный потенциал развития и совершенствования.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования послужили данные о профессиональной педагогической деятельности учителей, используемых ими методических подходах в ходе проектирования мультисредовых уроков, в связи с изменяющимся кросс-многомерным образовательным пространством. В ходе исследования использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, опрос, интервьюирование).

Результаты исследования и их обсуждение

Профессионально-педагогическая деятельность учителя является сложной, открытой, динамической системой, включающей целый ряд трудовых функций педагогического, управленческого характера. Попытка праксиологического описания такой системы сделана в профессиональном стандарте педагога [1]. В стандарте указываются такие обобщенные трудовые функции, как педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Современный учитель, как следует из профессионального стандарта, должен владеть системными знаниями, действовать в широком диапазоне трудовых действий, навыков и умений обучающего, воспитывающего и развивающего характера, связанных с планированием и проведением учебных занятий, формированием универсальных учебных действий, формированием мотивации к обучению, проектной деятельностью, использованием информационно-коммуникационных технологий и т.п.

Очевидно, что выполнение столь многоплановых задач, особенно связанных с достижением установленных Федеральными государственными стандартами предметных, метапредметных и личностных результатов, не может базироваться исключительно на содержании образования для того или иного уровня, ориентироваться на возможности и потенциал образовательной среды, образовательного пространства школы.

Реально учитель, реализуя свой личностный и профессиональный потенциал, находясь в инновационном потоке, применяя цифровые инструменты, практически на каждом уроке создает уникальные неструктурированные социально-педагогические системы с высокими дидактическими возможностями. В этой связи имеют место коллинеарность и дополнительность компетентностного и праксиологического подходов [2]; применение персонифицированных воспитательных систем [3]; задействование металингвистического ресурса множества содержательных компонентов образовательных программ [4]; актуализация метапредметного потенциала учебного текста [5].

Наше исследование, проведенное с привлечением 45 учителей различных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представляющих различные возрастные когорты (от 25 до 60 лет), предметные области, показало, что учителя из более чем двадцати предложенных наиболее часто прибегают к таким пространствам и средам, как:

– информационная среда (ведение образовательной статистики с применением электронного журнала; использование электронных образовательных ресурсов для расширения содержания образования;

– цифровая среда (использование обучающих платформ, задействование тех или иных цифровых инструментов для создания сложных визуальных объектов, внедрения игровых технологий, интенсификации каналов передачи учебной информации);

– библиомедийное пространство (обращение к книгам и текстам учебного, художественного, технического назначения, энциклопедическим изданиям, справочникам, атласам, периодическим изданиям, включая научно-методические издания);

– культурно-историческая среда (культурно-исторический контекст того или иного литературного произведения, героя, исторического события);

– семантическое пространство (знакомство, толкование, сравнение терминов и понятий).

Значительно реже или практически не используются учителями: социальная, экономическая, технологическая, инновационная, этнокультурная, предметно-пространственная, производственно-профессиональная среды, географическое, аксиологическое, гуманитарное, концептуально-парадигмальное, ноосферное, событийное пространства.

Вместе с тем мультисредовый потенциал перечисленных выше пространств и сред реально высок. В частности, в ходе урока могут быть использованы, применяться различные событийные практики в привязке к решению тех или иных социальных или гуманитарных проблем; маршрутизация и выполнение определенных заданий с ориентацией на предметно-пространственную среду и географические топонимы; проблематизация технологических вызовов в парадигмальном поле ноосферы.

Использование учителем упомянутых выше пространств и сред в ходе мультисредовых уроков, внеурочной, проектной, учебной исследовательской деятельности может позволить получить дополнительные возможности и эффекты в виде: интенсификации и индивидуализации учебной деятельности; формирования у обучающихся многофункциональных результатов, навыков и компетенций сквозного характера; расширения образовательного пространства; интеграции и диверсификации содержания образования; получения обучающимися возможности знакомства с различными социальными практиками.

Вторая часть проведенного исследования с участием учителей имела своей целью установление вариантов и комбинаций в использовании тех или иных пространств и сред в ходе мультисредовых уроков. Под мультисредовым уроком нами понимается урок, спроектированный и реализуемый с учетом применения содержания, потенциала и возможностей интегрированных и коррелируемых с образовательной средой ряда пространств и сред, обусловливающих появление у него новых характеристик и системных свойств, социальных и педагогических эффектов.

Мультисредовый урок является феноменом неодидактики, объектом инновационных образовательных практик, связанных с поиском механизмов и инструментов отбора и многоканальной трансляции индивидуально ориентированного ценностно-релевантного образовательного контента, погружением обучающихся в ретро- и проспективные реальности, событийные практики, интеграцией целей, ценностей и смыслов, деятельностным освоением мира людей, культуры, природы, техносферы.

Мультисредовый урок проектируется и проводится на основе принципов системности, рефлексивности, метапредметности.

Системность предполагает формирование определенной дидактической системы, в которой каждый из элементов (дидактические единицы; применяемые технологии; средства диагностики и оценки; механизмы контроля) выполняет определенные функции, обеспечивает достижение общей цели.

Рефлексивность проявляется в активной субъектной позиции не только учителя, но и обучающихся, которые оценивают на основе предъявляемого образца, стандарта, с использованием той или иной схемы свою результативность в выполнении заданий, сформированность у себя определенных компетенций, знаний, навыков, умений.

Метапредметность предъявляет требование не только отбора учебного материала из различных предметных областей, но и использование определенного набора инструментально-технологических средств в виде организационных матриц, приемов критического мышления, создания альтернативных ситуаций и моральных дилемм, др.

Для проведения исследования нами была разработана методика анализа мультисредового урока, предполагающая фиксацию использования учителем тех или иных пространств и сред на уровне используемых содержания, методики, технологий, управления.

С помощью данной методики проанализировано 23 урока учителей основной и средней школы по 7 предметам учебного плана (русский язык; литература; математика; история; биология; химия; изобразительное искусство). Результаты исследования с указанием наиболее часто используемых мультисредовых элементов урока представлены ниже в таблице.

Результаты анализа мультисредовых уроков

п/п

Мультисредовые элементы урока и их принадлежность к определенным пространствам и средам

Частотность использования ( %)

1

Использование технологии дополненной реальности (цифровая среда)

8,70

2

Выполнение сетевых проектов (цифровая среда)

13,04

3

Введение элементов игровой деятельности, погружения, реконструкции (событийное пространство)

21,74

4

Введение культурно-исторического контекста (культурно-историческая среда; аксиологическое, семантическое пространства)

60,87

5

Проведение микроисследований (предметно-пространственная, производственно-профессиональная среды, географическое, аксиологическое, гуманитарное, библиомедийное пространства)

26,09

6

Применение приемов критического мышления (библиомедийное пространство, информационная среда, аксиологическое пространство)

8,24

7

Создание альтернативных ситуаций и моральных дилемм (аксиологическое пространство, этнокультурная среда, гуманитарное пространство)

9,56

8

Постановка аналитических задач (социальная, технологическая, инновационная, производственно-профессиональная среды)

34,50

9

Использование ситуативно-диалоговой технологии (библиомедийное пространство, информационная среда, аксиологическое пространство)

13,07

Как следует из выше приведенной таблицы, учителями-предметниками не в пол- ной мере используются возможности кросс-многомерного образовательного пространства. Вместе с тем следует отметить, что имеет место практика одновременного использования нескольких пространств и сред, инструменты и сервисы которых позволяют более эффективно решать ту или иную дидактическую, образовательную задачу.

Следует отметить, что конструирование мультисредового урока, частотность применения в ходе его проведения тех или иных пространств и сред имеют специфику и зависят от определенных предметных областей. Так, в ходе исследования установлена высокая степень использования на уроках по предметной области «Общественные науки» культурно-исторической, социальной, экономической сред, гуманитарного, событийного пространств. На уроках по предметной области «Русский язык и литература» наиболее часто задействуются аксиологическое, библиомедийное, семантическое пространства. Одинаково часто для одной и другой предметной области используются информационная и цифровая среды.

Анализ мультисредовых уроков с использованием выше указанной методики дополнялся рефлексией учителей относительно их мотивации и готовности к использованию тех или иных мультисредовых инструментов. Проведенная рефлексия позволила выявить ключевые затруднения и мотивационные стимулы, влияющие на выбор и применение учителем мультисредовых инструментов.

В числе ключевых затруднений (если говорить лишь о профессионально-личностных затруднениях) выступают: слабое владение информационно-коммуникационными технологиями; недостаточная культурологическая подготовка; неготовность к работе на метапредметном уровне; неготовность к разрушению профессиональных стереотипов; др.).

Если обсуждать мотивационные стимулы в отношении использования тех или иных мультисредовых инструментов, то в первую очередь следует указать на такие из них, как: стремление к освоению нового в поле профессиональной деятельности; желание найти способы повышения учебной мотивации обучающихся; стремление участвовать в инновационной деятельности; намерения обобщить и презентовать свой опыт на муниципальном или региональном уровнях; др.

Заключение

Таким образом, проведенные теоретические и эмпирические исследования по проблематике влияния фактора кросс-многомерных пространств и сред на профессиональную деятельность современного учителя, конструирование мультисредового урока позволяют сделать ряд обобщающих выводов.

1. Проектирование мультисредового урока требует от учителя специальной подготовки, универсальных компетенций, соединяющих в себе методологическую, цифровую грамотность, культурологическую компетентность, готовность реализовываться в междисциплинарном поле, использовать инжиниринговый, экосистемный, проектный подходы, ориентироваться на принципы системности, рефлексивности, метапредметности.

2. Структура профессиональной деятельности учителя, работающего в кросс-многомерном образовательном про- странстве, значительно усложняется и не- прерывно обновляется, что требует проявления не только личной профессиональной активности самого учителя, но и системной поддержки этой профессиональной деятельности со стороны управленческой команды, методической, психологической служб школы, взаимодействия с другими представителями профессионально-педагогического сообщества.

3. Учитель, выступая, проявляясь в кросс-многомерном образовательном пространстве, в ходе мультисредового урока как тъютор, фасилитатор, консультант, навигатор, проектировщик, эксперт, в иных ролях и статусах, по факту влияет, изменяет формируемые в школе педагогические, дидактические системы, привнося в них новые элементы, перестраивая сложившиеся иерархические и координационные связи, формируя тем самым новое качество образования.