Особенностью современного образования является доступность образования для всех групп населения, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ современной образовательной ситуации позволяет констатировать, что современная система образования ориентирована на удовлетворение социального запроса, формирующегося из индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Развитие дистанционного образования дало возможность детям-инвалидам, не выходя из дома, осваивать основные образовательные программы.
Дистанционное образование детей-инвалидов – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии [1].
Образовательное пространство организуется у ребенка дома с использованием информационно-коммуникационных технологий, удобных для маломобильных категорий инвалидности [2].
В рамках Положения «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» [3], а также приказа ГБУ ДПО ЧИППКРО от 11.04.2019 г. № 260 «О проведении мониторинга реализации дистанционного образования детей-инвалидов в Челябинской области», в апреле–мае 2019 г. на территории Челябинской области был проведен мониторинг образования детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы исследования
В соответствии с концепцией проведения исследования в качестве объектов определены основные группы респондентов, деятельность которых определяет успешность образования детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – мероприятие): обучающиеся (дети, имеющие инвалидность); педагоги школ: сетевые преподаватели и педагоги-кураторы; родители (законные представители детей).
Полученные в ходе анкетирования данные были внесены в электронную базу с количественным (с применением методов математической обработки данных) и качественным описанием результатов. При предоставлении результатов и интерпретации их по отношению к целям самого мониторинга использована форма аналитического отчета [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Последний этап мониторинга проводился в апреле-мае 2019 г. Всего в рамках данного этапа было опрошено 224 (63,6 % от общего количества участников мероприятия) респондента, в число которых входят все категории участников мероприятия. На вопросы анкеты ответили:
– 49 учащихся из 70 списочного состава (46 %);
– 21 родитель из 70 (30,00 %);
– 38 педагогов-кураторов из 47 (80,85 %);
– 116 сетевых преподавателей из 165 (70,30 %).
Данное количество респондентов на 15 мая 2019 г. составило 63,60 % от числа участников мероприятия, что обеспечило валидность исследования, а также репрезентативность выборки.
Согласно утвержденной концепции мониторинга, для его проведения разработаны два типа анкет для каждой категории участников дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ДОДИ) (дети, их родители, педагоги-кураторы и сетевые преподаватели): входная анкета, на вопросы которой респонденты отвечают на начальном этапе своего участия в дистанционном образовании детей-инвалидов, и промежуточная анкета, на вопросы которой отвечают участники образования детей-инвалидов в последующем [5].
Распределение ответов учащихся и их родителей на первый вопрос анкеты мониторинга, касающийся уровня организации обучения детей в дистанционном формате, показало следующее (табл. 1).
Таблица 1
Мнения школьников (участников ДОДИ) и их родителей об уровне организации обучения детей в дистанционном формате (2018–2019 гг.)
Уровень организации обучения детей в дистанционной форме |
Мнение школьников ( % ответивших) |
Мнение родителей ( % ответивших) |
||
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Высокий/ отлично |
27,8 |
42,9 |
33,3 |
100,00 |
Выше среднего/ хорошо |
44,4 |
42,9 |
66,7 |
0,0 |
Средний/ удовлетворительно |
11,1 |
14,2 |
0,0 |
0,0 |
Ниже среднего/ неудовлетворительно |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Затрудняются ответить |
16,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Уровень организации учебного процесса большинство школьников и родителей оценили как «высокий» и «выше среднего». Причем качество организации обучения детей дистанционно в целом соответствует ожиданиям самих детей и их родителей (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос «Соответствует ли качество организации обучения Вашим ожиданиям?» (за 2018–2019 гг.)
Соответствие качества организации дистанционного образования ожиданиям участников ДОДИ |
Мнение школьников ( % ответивших) |
Мнение родителей ( % ответивших) |
||
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Полностью соответствует |
66,7 |
71,4 |
100,0 |
0,0 |
Частично соответствует |
22,2 |
28,6 |
0,0 |
100,0 |
Не соответствует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Затрудняются ответить |
11,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Большинство респондентов из числа обучающихся (57,1 %) отметили, что тяжесть учебной нагрузки – средняя, выполнима без напряжения. Низкой, легко выполнимой, оценили учебную нагрузку 14,3 % школьников. При этом в мае 2019 г. никто из респондентов не оценил учебную нагрузку как непомерно высокую, невыполнимую. Высокой, но выполнимой учебную нагрузку считают 28,6 % учеников. Отвечавшие на данный вопрос родители учащихся оценили учебную нагрузку своего ребенка как среднюю, выполнимую без напряжения.
По мнению большинства респондентов (обучающихся и их родителей), уровень подготовки учащихся к выполнению заданий с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) учитывается полностью или частично (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос «Учитывается ли при дистанционном обучении уровень Вашей подготовки к выполнению заданий?»
Учитывается ли при дистанционном обучении уровень Вашей подготовки к выполнению заданий |
Мнение школьников ( % ответивших) |
Мнение родителей ( % ответивших) |
||
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Учитывается полностью |
61,1 |
42,9 |
100,0 |
66,7 |
Учитывается частично |
16,7 |
57,1 |
0,0 |
33,3 |
Не учитывается |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Затрудняются ответить |
16,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Таблица 4
Определение времени работы за компьютером (мнение школьников) (за 2018–2019 гг.)
Сколько времени работает на компьютере ребенок для выполнения заданий? |
Мнение школьников ( % ответивших) |
|
2018 г. |
2019 г. |
|
0,5 часа в день |
0,0 |
66,7 |
1–2 часа в день |
38,9 |
0,0 |
1–2 часа в неделю |
11,1 |
0,0 |
2–3 часа в неделю |
16,7 |
0,0 |
В зависимости от темпа и качества усвоения содержания |
22,2 |
33,3 |
Затрудняются ответить |
11,1 |
0,0 |
Таблица 5
Определение времени работы за компьютером (мнение родителей) (за 2018–2019 гг.)
Сколько времени работает на компьютере ребенок для выполнения заданий? |
Мнение родителей ( % ответивших) |
|
2018 г. |
2019 г. |
|
0,5 часа в день |
0,0 |
0,0 |
1–2 часа в день |
0,0 |
57,1 |
1–2 часа в неделю |
0,0 |
0,0 |
2–3 часа в неделю |
0,0 |
0,0 |
В зависимости от темпа и качества усвоения содержания |
100,0 |
28,6 |
Затрудняются ответить |
0,0 |
14,3 |
Соблюдение СанПиН – важное условие организации образовательной деятельности. На вопрос о количестве времени, затрачиваемом школьниками на работу за компьютером (ПК) для выполнения заданий, дети и их родители ответили так (табл. 4, 5).
При этом большинство детей (57,1 %) тратят 2–3 часа в неделю для обучения в дистанционном режиме (не только на работу за ПК). Так же считают и родители (табл. 6). Стоит отметить, что есть дети, которые тратят на данный вид обучения 2–3 часа в день. Это подтверждают ответы родителей.
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько, по вашему мнению, времени тратится ребенком на обучение в дистанционной форме?»
Сколько примерно времени тратится ребенком на обучение в дистанционной форме? |
Ответы школьников ( % ответивших) |
Ответы родителей ( % ответивших) |
||
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
2–3 часа в день |
0,0 |
14,3 |
0,0 |
33,3 |
1–2 часа в день |
11,1 |
14,3 |
0,0 |
0,0 |
2–3 часа в неделю |
38,9 |
57,1 |
100,0 |
66,7 |
1–2 часа в неделю |
38,9 |
14,3 |
0,0 |
0,0 |
В зависимости от темпов и качества усвоения содержания (время не нормировано) |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Затрудняюсь ответить |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
У 57,1 % (в 2018 г. – у половины) обучающихся остается достаточно много свободного времени от учебы, 42,9 % (в 2018 г. – 27,8 %) ребят ответили, что время остается, но немного. По мнению 66,7 % родителей, у ребенка остается достаточно много свободного времени, и 33,3 % ответивших родителей считают, что свободное время остается, но немного. Никто из респондентов не считает, что свободного времени от учебы остается очень мало (в 2018 г. такой ответ выбрали 16,7 % детей).
По данным анкетирования учащихся, самыми востребованными предметами для обучения с использованием дистанционных технологий на данном этапе являются обществознание (18,2 %), иностранный язык (18,2 %) и история (13,2 %). Анкетирование показало, что такие предметы, как физика и химия, не относятся к перечню предметов, которые действительно нравится изучать дистанционно отвечавшим на вопросы анкеты детям.
Опрошенные дети и их родители считают, что объем изучения некоторых предметов можно увеличить (табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на вопрос «Объем изучения каких предметов, по Вашему мнению, можно увеличить?»
Предмет |
Мнение школьников ( % ответивших) |
Мнение родителей ( % ответивших) |
||
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Русский язык |
13,2 |
21,4 |
0,0 |
18,2 |
Литературное чтение |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Литература |
5,3 |
7,1 |
0,0 |
0,0 |
Математика |
18,4 |
21,4 |
100,0 |
27,3 |
Окружающий мир |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
История |
2,6 |
7,1 |
0,0 |
0,0 |
Обществознание |
13,2 |
7,1 |
0,0 |
9,1 |
Биология |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
География |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Физика |
7,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Химия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Иностранный язык |
10,5 |
21,4 |
33,3 |
27,3 |
Информатика |
18,4 |
14,3 |
0,0 |
18,2 |
Однако следует отметить, что предметы изучаются в объеме, предусмотренном нормативными документами, согласно которым осуществляется обучение детей-инвалидов с использованием ДОТ.
По данным мониторинга 2019 г., 100,0 % преподавателей предполагали, что дети будут учиться с большим интересом. Ответы детей подтверждают данное утверждение – все (100,0 %) дети отметили, что учатся с большим интересом (табл. 8).
Таблица 8
Ответы обучающихся на вопрос «Оцените свое отношение к дистанционному обучению»
Отношение к дистанционному обучению |
Мнение школьников ( % ответивших) |
||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Учатся с большим интересом |
81,40 |
61,1 |
100,0 |
Заметного интереса не проявляют |
13,95 |
22,2 |
0,0 |
Интереса не проявляют |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
Учусь по принуждению |
0,00 |
5,6 |
0,0 |
Затруднились ответить |
4,65 |
11,1 |
0,0 |
По данным последнего анкетирования, в дистанционном обучении наиболее привлекательным для школьников является возможность обучения с использованием компьютера (57,1 % ответов), также привлекает форма подачи материала и возможность индивидуального общения с преподавателем (по 14,3 % ответов). Затруднились дать ответ – 14,3 % респондентов. В 2018 г. одинаково привлекательными для школьников являлись возможность обучения с использованием компьютера и возможность индивидуального общения с преподавателем (по 38,9 %). Примечательно, что в 2017 г. самым популярным был ответ «возможность обучения с использованием компьютера» (37,2 %), а еще годом ранее – «возможность индивидуального общения с преподавателем» (44,44 %).
Если бы пришлось выбирать форму обучения, то большинство детей (57,1 %) выбрали бы очную форму с использованием ДОТ; 0,0 % – дистанционный вид обучения, 42,9 % – очную форму (обучение на дому), так как индивидуальное личное общение с педагогом позволит ликвидировать проблемы, получить возможность уточнения, понимания. В 2018 г. 72,2 % выбрали бы очную форму с использованием ДОТ, 5,6 % – дистанционный вид обучения, 11,1 % – очную форму (обучение на дому). Анкетирование в 2017 г. дало следующие результаты: большинство детей (76,8 %) выбрали бы очную форму с использованием ДОТ, 20,9 % – дистанционный вид обучения, 2,3 % – очную форму (обучение на дому).
Заметное улучшение результатов обучения, по сравнению с периодом, когда дети обучались без использования ДОТ, отметили 71,4 % школьников. По мнению 14,3 % школьников, результаты обучения не изменились, и 14,3 % ребят затруднились оценить свои успехи. Никто из учащихся не отметил, что результаты обучения стали хуже. В 2018 г. улучшение результатов обучения, по сравнению с периодом, когда дети обучались без использования ДОТ, отметили 66,6 % школьников (из них половина отмечала заметное улучшение, и половина – незначительное улучшение результатов). В 2018 г., по мнению 27,8 % школьников, результаты обучения не изменились, а 5,6 % ребят затруднились оценить свои успехи. Также никто из учащихся не отмечал, что результаты обучения стали хуже. По мнению всех родителей, результаты обучения детей улучшились (66,7 % выбрали «заметно улучшились», остальные 33,3 % – «стали незначительно лучше»).
Одним из важнейших показателей успешности мероприятия является удовлетворенность его участников результатами работы. Все ответившие респонденты в той или иной степени удовлетворены итогами обучения (школьники: 85,7 % удовлетворены и 14,3 % частично удовлетворены, родители: 33,3 % и 66,7 % соответственно). Никто из респондентов не выбрал ответ «не удовлетворен».
Мнение отвечавших родителей о том, чему способствовало дистанционное обучение, в котором участвует ребенок, приведено в таблице (табл. 9).
Таблица 9
Распределение ответов респондентов на вопрос «Дистанционное обучение, в котором участвует Ваш ребенок, способствовало…»
Дистанционное обучение способствовало |
Родители ( % ответивших «Способствует») |
||||||||
2012 ноябрь |
2013 март |
2013 ноябрь |
2014 апрель |
2015 май |
2016 май |
2017 май |
2018 май |
2019 май |
|
а) усилению практической направленности |
7,14 |
8,3 |
17,4 |
12,1 |
12,5 |
8,57 |
14,28 |
25,0 |
25,0 |
в) разгрузке учебного процесса |
3,57 |
8,3 |
2,2 |
3,45 |
6,25 |
11,43 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
д) более широкому применению информационно-коммуникационных технологий |
21,43 |
25,0 |
19,6 |
20,7 |
15,6 |
17,14 |
14,28 |
25,0 |
12,5 |
е) повышению качества общеобразовательной подготовки |
16,07 |
16,7 |
17,4 |
15,5 |
18,75 |
14,29 |
14,28 |
25,0 |
37,5 |
з) формированию стремления к самообразованию |
16,07 |
8,3 |
15,2 |
8,6 |
6,25 |
11,43 |
14,28 |
0,0 |
0,0 |
и) повышению интереса учащихся к обучению |
8,93 |
12,5 |
8,7 |
12,1 |
12,5 |
11,43 |
14,28 |
0,0 |
0,0 |
л) повышению комфортности самочувствия ребенка |
7,14 |
0 |
4,3 |
3,45 |
6,25 |
5,71 |
14,28 |
0,0 |
25,0 |
о) формированию самостоятельности и самоорганизации учащихся |
12,5 |
12,5 |
13,0 |
15,5 |
21,9 |
14,29 |
14,28 |
25,0 |
0,0 |
п) определению сферы интересов |
5,36 |
8,3 |
2,2 |
6,9 |
0 |
5,71 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
По данным предыдущих этапов анкетирования (2011–2012 гг.), в ноябре 2012 г. 89,47 % родителей были удовлетворены взаимодействием с педагогом-куратором (что на 7,65 % выше показателя апреля 2012 г.), 5,26 % удовлетворены частично. Взаимодействием же с сетевым преподавателем в ноябре 2012 г. были удовлетворены 73,68 % родителей (в 2011 г. – 61,11 %, в апреле 2012 г. – 81,82 %). 10,53 % родителей затруднились ответить на этот вопрос анкеты, в 2011 г. процент затруднившихся с ответом родителей составил 27,7 %. В 2019 г. 66,7 % родители отметили, что «удовлетворены итогами взаимодействия с сетевыми преподавателями» и 100 % родителей удовлетворены взаимодействием в педагогами-кураторами.
По данным предыдущих этапов анкетирования (2011–2012 гг.), в ноябре 2012 г. 92,50 % обучающихся были удовлетворены итогами взаимодействия с педагогом-куратором, 5 % были удовлетворены частично (в 2011 г. эти показатели составляли 85,71 % и 14,29 % соответственно, в апреле 2012 г. – 94,20 % и 1,45 %). В ноябре 2012 г. взаимодействием с сетевым преподавателем были удовлетворены 58,23 % школьников, частично удовлетворены 13,92 % (показатели 2011 г. – 71,43 % и 10,71 %, показатели опроса в апреле 2012 г. – 86,96 % и 8,70 %). Количество школьников, не удовлетворенных результатами взаимодействия с сетевым преподавателем, в 2012 г. составило 5,06 % (10,71 % – в 2011 г., 1,45 % – в апреле 2012 г.). В ноябре 2012 г. среди школьников не было выявлено участников, не удовлетворенных взаимодействием с куратором (в апреле 2012 г. анкетирование показало 2,90 % таких школьников, в 2011 г. – 0 %).
Заключение
Таким образом, по результатам всех этапов мониторинга можно констатировать следующие тенденции.
Основная организационная роль в налаживании взаимодействия между участниками мероприятия отведена педагогам-кураторам. Анкетирование показало, что все кураторы (100 %) без каких-либо трудностей взаимодействуют с родителями детей-инвалидов. Кроме того, данная категория педагогов эффективно применяет различные форматы коммуникации с другими участниками образовательной деятельности.
Анализ ответов респондентов показывает, что взаимодействие обучающихся с педагогами происходит систематически на постоянной основе. При этом большинство детей с интересом осваивают образовательные программы, используя возможности сети Интернет с рабочего места, оборудованного на дому.
Желание детей продолжать обучение в дистанционном формате обусловлено их интересом к форме подачи материала. Тем не менее большинство учащихся предпочло бы сочетать такой формат обучения с очным обучением на дому.
Высокий профессиональный уровень педагогов позволяет оптимально выбрать стиль общения с обучающимся. При этом, организуя сетевое взаимодействие, все педагоги всегда соблюдают нормы и правила действующего в сети Интернет телекоммуникационного этикета.
Анкетирование педагогов-кураторов показало, что 71,4 % из них оказывают помощь учащимся в выполнении индивидуальных и групповых образовательных проектов и сетевых мероприятий. Для 28,6 % педагогов-кураторов причинами неоказания такой помощи являются (из предложенных вариантов ответов) «нежелание ребенка участвовать в подобных мероприятиях» и «другое».
Большинство преподавателей считают целесообразным организацию и проведение мероприятий просветительского характера, направленных на повышение общей психологической грамотности участников образовательной деятельности в рамках организации ДОДИ.
В условиях всеобщей цифровизации и реализации профессиональных стандартов необходимо повышение квалификации сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, не прошедших обучение или прошедших обучение более 3 лет. В том числе на основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости проведения мониторинговых исследований по изучению состояния организации обучения на дому в дистанционном формате детей, имеющих инвалидность, для выстраивания эффективной работы в данном направлении.