Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY: CONTINUITY, SUCCESSION, STRATEGIC ORIENTATIONS OF DEVELOPMENT

Voskrekasenko O.A. 1 Sergeeva S.V. 2
1 Penza State University
2 Penza State Technological University
The article reveals the role of the Department of Pedagogy and Psychology of the Pedagogical Institute. V.G. Belinsky Penza State University in the implementation of professional training of teaching staff in the context of the regional education system. Based on the analysis of archival sources, the stages in the development of the department are highlighted: the formation of the department in the most difficult conditions of the war and the first post-war years (40s of the XX century); active development and functioning of the department as a structural subdivision of the Pedagogical Institute (50s – 60s of the XX century); stable functioning in the optimal mode (70s – 80s of the XX century); the change of generations in the context of reforming the system of general and vocational education (90s of the XX century); qualitative renewal and improvement of activities in the context of modernization of higher pedagogical education (the beginning of the XXI century); restructuring and changing the staff of the department in the context of updating the content of the professional training of future teachers in the course of standardization of education (2016 – present). Based on the analysis of many years of experience, leading trends, as well as the current state, general and strategic guidelines for the further development of the Department of Pedagogy and Psychology as an educational and scientific unit of the university have been determined.
Department of Pedagogy and Psychology
continuity
succession
professional training
future teachers
stages of development
trends
strategic guidelines

Ключевым понятием, характеризующим подготовку обучающихся в условиях современного общества, является качество. Именно от качества осуществляемой вузом профессиональной подготовки выпускников зависят его роль и место в образовательной системе региона или страны в целом. Основным структурным звеном, определяющим качество деятельности образовательной организации высшего образования, является кафедра. Именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое воспитательное, учебное и научное воздействие на них [1–3]. В образовательных организациях высшего образования, осуществляющих профессиональную подготовку будущих педагогов, таким звеном выступает кафедра педагогики и психологии [4, 5]. В связи с этим представляется значимым обращение к опыту подготовки педагогических кадров профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики и психологии Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, отметившей в 2019 г. свое 80-летие.

Цель исследования: проанализировать опыт деятельности кафедры педагогики и психологии, определить основные этапы, тенденции и стратегические ориентиры ее развития.

Материалы и методы исследования

В качестве главных методов исследования выступили общетеоретические методы: анализ историко-педагогических источников и научной литературы, обобщение и систематизация полученных на его основе данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с приказом Облоно, утвержденным в НКП РСФСР 22 августа 1939 г., был создан Пензенский учительский институт и определены его структурные подразделения, в том числе и кафедра педагогики (педагогики и психологии с 2016 г.). В своем развитии кафедра прошла ряд этапов [5].

Первый этап (1940-е гг.) явился периодом становления кафедры в тяжелейших условиях военных и первых послевоенных лет. Для него был характерен ряд тенденций. В условиях дефицита учительских кадров одной из ведущих тенденций выступила реализация социального заказа по их профессиональной подготовке для учреждений общего образования г. Пензы и Пензенской области. В связи с этим благодаря энтузиазму преподавателей, стоявших у истоков кафедры, в эти годы осуществлялся поиск путей и механизмов подготовки будущих учителей в условиях отсутствия должного числа профессорско-преподавательского состава, а также учебно-методического обеспечения учебного процесса. Одновременно на этапе становления кафедры закладывались основы кафедральных традиций, среди которых: основные направления деятельности, работа кабинета педагогики, активная общественно-педагогическая деятельность сотрудников и т.д. Основополагающим для всей деятельности кафедры данного периода было следование принципам идейной направленности, связи теории с практикой и жесткой централизации в управлении.

Второй этап (1950–1960-е гг.) стал периодом активного развития и функционирования кафедры как структурного подразделения Педагогического института. Ведущей тенденцией данного периода явилось тесное взаимодействие преподавателей кафедры с руководителями и учителями общеобразовательных школ, что усиливало ее практическую направленность и отражало социальный заказ на практико-ориентированную подготовку будущих педагогов. Преподаватели кафедры стремились работать в рамках главных задач образовательной политики государства, которая ориентировала на связь школы с жизнью. Деятельность преподавателей в этот период осуществлялась в соответствии с уже ставшими традиционными направлениями, которые в комплексе обеспечивали качественную подготовку будущих педагогов преимущественно для учреждений общего образования города и области. Коллектив кафедры гордился своими традициями и старался во всем им следовать.

Особенность развития кафедры заключалась и в том, что в ее состав были включены кафедры психологии и физического воспитания, что сказалось на специфике содержания и организации педагогической и общественной деятельности коллектива. Отражением одной из общих тенденций развития института в рассматриваемый период стала организация на кафедре деятельности научных студенческих кружков по педагогике и психологии. Еще одним важным направлением развития кафедры явилось просвещение будущих педагогов и родителей учащихся базовых школ высшего учебного заведения по актуальным проблемам педагогики и физкультурно-оздоровительным темам. Особое внимание в ходе развития кафедры было обращено на решение проблемы ее кадровой обеспеченности, которое осуществлялось за счет приглашения по конкурсу квалифицированных преподавателей «со стороны» или посредством обучения своих кадров в аспирантуре по целевому направлению.

Третий этап (1970–1980-е гг.) можно назвать периодом стабильного функционирования в оптимальном режиме. Задачи развития кафедры как структурного подразделения вуза определялись преимущественно решениями партийных съездов, постановлений ЦК КПСС и советского правительства, что отражалось на содержательной стороне всего педагогического процесса. Основным средством пополнения преподавательского состава кафедры и повышения его квалификации как условия эффективного решения стоящих перед ней задач стала целевая аспирантура бывших выпускников института. Особенностью деятельности преподавателей кафедры педагогики в этот период явилось, с одной стороны, совершенствование качества подготовки будущих педагогов за счет разработки рабочих программы по курсу психолого-педагогических дисциплин на основе типовых, с другой – оказание научно-методической помощи руководителям и учителям общеобразовательных учреждений (позже – в том числе и инновационных). Спецификой профессиональной подготовки будущих педагогов стал ее практико-ориентированный характер, который выражался в создании и реализации системы ранней профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ и формировании у учителей готовности к ее осуществлению, а также в расширении сети педагогических практик у студентов за счет нового вида практики – пионерской, проводимой в детских лагерях летнего отдыха.

Четвертый этап (1990-е гг.) характеризовался сменой поколений в условиях реформирования системы общего и профессионального образования. Определяющим в деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры явилось его коренное обновление, совпавшее во времени с кардинальными изменениями в области образования. Одним из важных условий качественной подготовки будущих педагогов стало проведение грамотной кадровой политики руководством вуза и кафедры, направленной на воспроизводство собственного кадрового потенциала из выпускников вуза. В переходный период профессорско-преподавательский состав кафедры не только не растерял то позитивное, что было накоплено предшественниками, но и приумножил, заложил новые традиции.

Пятый этап (начало XXI в.) стал периодом качественного обновления и совершенствования деятельности в условиях модернизации высшего педагогического образования. Системообразующим фактором развития кафедры выступила научно-исследовательская деятельность, реализуемая посредством созданных на ее базе и успешно функционировавших аспирантуры и Диссертационного совета. Их деятельность способствовала обеспечению научно-педагогическими кадрами самого вуза, повышению научно-педагогического потенциала управленческого состава общеобразовательных школ города и области, а также других регионов. В этот период научно-педагогический потенциал кафедры педагогики выступал одним из важнейших условий ее эффективной деятельности по осуществлению качественной профессиональной подготовки будущих педагогов для учреждений общего и дополнительного образования.

Шестой этап (2016 г. – по настоящее время) – период реструктуризации и изменения кадрового состава кафедры в условиях обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей в ходе стандартизации образования. Ключевым видом деятельности на данном этапе выступает учебно-методическая работа в связи с необходимостью решения задачи реализации на высоком уровне образовательной деятельности по подготовке выпускников высшей профессиональной квалификации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Характерными для деятельности кафедры являются осуществление многоуровневой профессиональной подготовки обучающихся, реализация основных образовательных программ на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Объединение педагогов и психологов высокой квалификации в одном структурном подразделении можно рассматривать как знаковую предпосылку для дальнейшей эффективной деятельности структурного подразделения на междисциплинарной основе. Для того чтобы потенциал стал реальным, необходимо определить стратегические ориентиры деятельности кафедры. В свою очередь, их определение должно опираться на выявленные тенденции в развитии кафедры, ее конструктивный опыт в решении стоящих перед ней задач на современном этапе.

Как показывают современные исследования (С.А. Касперович, Ю. Платонова, С.Д. Резник, Н.Г. Синяк и др.), одним из важнейших факторов эффективного функционирования кафедры как учебно-научного структурного подразделения вуза является разработанность научно обоснованной стратегии ее развития, представляющей всесторонний комплексный план долгосрочного развития, предназначенный для реализации миссии кафедры. Разработка и реализация стратегии развития кафедры позволяют: оперативно реагировать на изменения в области требований к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров и прикладной направленности научных исследований; результативно использовать имеющиеся ресурсы и возможности; противостоять усиливающейся на рынке образовательных услуг конкуренции; минимизировать деятельность, не отвечающую главным интересам и целям, и направить высвободившиеся ресурсы на решение наиболее важных задач.

Разработка и обоснование стратегии развития – одна из актуальных задач кафедры педагогики и психологии на сегодняшний день. Не претендуя на разработку стратегии развития кафедры (это долгий труд целого коллектива), на основе анализа ее многолетнего опыта, ведущих тенденций, а также современного состояния сформулируем ее миссию и отметим возможные общие и по основным направлениям деятельности стратегические ориентиры в дальнейшем развитии кафедры педагогики и психологии как учебно-научного подразделения университета.

Миссия кафедры видится в том, чтобы, приумножая традиции Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, используя новейшие образовательные технологии и достижения педагогической науки, готовить выпускников высшей профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также активно участвовать в производстве, распространении и использовании новейших фундаментальных и прикладных знаний в области обучения, воспитания и развития личности в целях приумножения человеческого потенциала российского общества.

В качестве общих стратегических ориентиров в развитии кафедры педагогики и психологии можно выделить следующие позиции: позиционирование кафедры как ведущего регионального центра, осуществляющего психолого-педагогические исследования фундаментального и прикладного характера в г. Пензе и Пензенской области; сохранение и укрепление позиции кафедры по всем направлениям деятельности и на всех уровнях, что способствует формированию позитивного имиджа структурного подразделения; придание научно-исследовательской деятельности характера системообразующего фактора путем внесения вклада в развитие педагогической и психологической наук, создания новых научных школ, существенного расширения сферы и масштабов прикладных научных исследований, превратив их в органическую часть образовательной деятельности кафедры; претворение в жизнь принципа непрерывности образования посредством реализации программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного педагогического образования, а также расширения спектра образовательных услуг; создание при кафедре технически оборудованной учебно-научной психолого-педагогической лаборатории как формы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса.

Стратегическими ориентирами в учебно-методической деятельности выступают: поддержание учебно-методических комплексов по всем образовательным программам и учебным дисциплинам, закрепленным за кафедрой, в актуальном состоянии в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а также оперативное реагирование на изменения нормативных документов и приведение учебно-методической работы и документации кафедры в соответствие с ними; интеграция образовательного процесса в профессионально-практическую деятельность отрасли, разработка и реализация части ОПОП, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с перспективными потребностями системы образования г. Пензы и Пензенской области; привлечение к преподаванию педагогов-практиков из образовательных организаций г. Пензы и Пензенской области для реализации программ бакалавриата и магистратуры; усиление исследовательского компонента в образовательном процессе; разработка и публикация учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительным профессиональным программам переподготовки; использование передового отечественного и зарубежного опыта осуществления образовательного процесса, в том числе за счет материалов, размещенных в свободном доступе на сайтах ведущих университетов; разработка и внедрение в образовательный процесс онлайн-курсов в сочетании с традиционными формами организации деятельности; превращение ЭИОС в рабочий инструмент организации, руководства и контроля самостоятельной работы студентов, а также оперативного взаимодействия с ними.

Стратегические ориентиры в научно-исследовательской деятельности: придание научно-исследовательской работе характера системообразующего фактора, определяющего содержание и эффективность всех направлений деятельности структурного подразделения; уточнение заявленных в «Тематическом плане кафедральных (инициативных) НИР» и закрепленных за кафедрой тем научно-исследовательской работы, выработка единого направления исследований с учетом современного состояния педагогической (психологической) науки, запросов педагогической практики, а также научных интересов и потенциала профессорско-педагогического состава; построение уровневой системы научно-исследовательской работы с обучающимися бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с учетом их научных интересов и закрепленных за кафедрой тем научных исследований; создание признанной широкой педагогической общественностью научной школы; формирование устойчивых кооперационных связей между научными направлениями кафедры и отечественными (зарубежными) научными, научно-производственными и учебно-научными структурами университетов и работодателей; определение и разработка инструментария позиционирования и продажи результатов научно-исследовательской деятельности кафедры на рынке интеллектуальных услуг; расширение сферы и масштабов прикладных научных исследований, превращение их в органическую часть образовательной деятельности кафедры; повышение представленности преподавателей кафедры в международных (прежде всего, Web of Science и Scopus) и российских (РИНЦ) базах цитирования, повышение индекса Хирша; участие в разного уровня и типа конкурсах отбора научных проектов на получение грантов; организация и проведение международных и Всероссийских научно-практических конференций в контексте научных изысканий профессорско-преподавательского состава кафедры и закрепленной за ней тематики НИР, с привлечением ведущих ученых из других регионов, представителей работодателей, педагогов-практиков; заключение договоров по привлечению денежных средств для реализации НИР.

В качестве стратегических ориентиров в организации воспитательной работы со студентами выделим: оказание научно-консультативной помощи структурным подразделениям и ответственным лицам на уровне кафедр, факультета, педагогического института и университета в целом по осуществлению научно обоснованной организации воспитательного процесса, разработке программ, концепций, освоению технологий и др.; организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности кураторов студенческих групп; мониторинг психолого-педагогических проблем студенчества, оказание консультативной и психологической помощи; проведение со студентами 1–2-х курсов внеаудиторных занятий, направленных на повышение уровня межличностного взаимодействия, толерантного отношения к социальным, культурным, конфессиональным и этническим различиям, адаптированности к образовательному процессу вуза; организация воспитательных мероприятий, нацеленных на усиление взаимодействия студентов разных курсов (младших и старших), на выработку и поддержание традиций кафедры и направления «Педагогическое образование», традиций факультета, педагогического института и университета.

Заключение

За 80 лет кафедра педагогики и психологии Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета прошла долгий путь, внеся ощутимый вклад в подготовку педагогических кадров для региональной системы общего, профессионального и дополнительного образования. Сформулированные на основе анализа ее истории и современного состояния стратегические ориентиры могут послужить отправной точкой для разработки стратегии развития кафедры, что позволит формировать и наращивать ее позитивный профессиональный имидж на всех уровнях – факультета, университета, города и области, региона, страны, а также эффективно реализовывать миссию подготовки востребованных обществом педагогических кадров.