В современном обществе особую значимость приобретает анализ и осмысление системы социальной защиты студентов, которая призвана не только помочь молодым людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, но и способствовать саморазвитию студентов.
Проанализировав литературу (Е.И. Холостова [1], Г.И. Осадчая, Е.В. Нечуйкина и др.), можно сделать вывод о наличии нескольких подходов к определению ключевого понятия – «социальная защита». На наш взгляд, наиболее значимыми являются два из них. «Концепция риска» (право на социальную защиту возникает только при наступлении событий, ведущих к утрате средств существования) лежит в основе самого распространенного подхода. «Концепция прав, гарантий и самореализации» лежит в основе другого, менее распространенного, но не менее значимого подхода. Э.В. Дубинина связывает его с обеспечением достойного уровня жизни и возможностью развития каждого члена общества [2]. Наиболее существенное различие между рассматриваемыми подходами кроется в определении роли человека: «концепция риска» отводит ему в социальной защите роль объекта – получателя каких-либо льгот, пособий; «концепция прав, гарантий и самореализации» предполагает активность субъекта [3].
Одной из групп, нуждающихся в защите и поддержке, является студенческая молодежь.
Поскольку участие в учебном процессе является основной деятельностью данной группы молодежи, то у нее отсутствует постоянный доход, необходимый для обеспечения «достойного уровня жизни», большая часть студентов не имеет возможности работать и объективно встает вопрос о зависимости от материальной поддержки родителей и системы социальной защиты [4].
В 2018 г. в стране существовала 741 образовательная организация высшего образования, где обучалось 4161,7 тыс. человек, из них 933,2 тыс. – студенты-выпускники, 660,9 (70,8 %) бакалавры, 170,4 (18,3 %) магистры, 101,8 (10,9 %) специалисты [5]. Поэтому возникает вопрос, насколько осведомлены обучающиеся вузов о своих правах и насколько востребованы те формы социальной защиты, которые предлагает государство.
Цель исследования – выявить востребованность форм социальной защиты, представленных в «концепции риска» и «концепции прав», определить уровень осведомленности о формах социальной защиты в целом.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на основе анкетирования. Были опрошены 64 студента Югорского государственного университета (32 обучающихся первых курсов и 32 обучающихся четвертых курсов, соответственно) в возрасте от 17 до 25 лет. В процессе исследования также использовались методы анализа и систематизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Социальная помощь и поддержка, выстроенная на доминирующей «концепции риска», предполагает прежде всего помощь и поддержку незащищенным слоям населения. В высших учебных заведениях к таким группам относятся студенты из неполных и многодетных семей, студенты-инвалиды, сироты, студенческие семьи и др.
На вопрос «К какой категории нуждающихся Вы себя относите?» были получены следующие варианты ответов:
- 43,8 % респондентов первого и 50 % четвертого курсов не считают себя социально уязвимыми категориями населения;
- примерно пятая часть всех опрошенных (чуть более 20 %) считают себя «выходцами» из малообеспеченных семей, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного государством;
- 18,8 % студентов первых курсов и 12,5 % студентов четвертых курсов определили родительские семьи как многодетные, в которых трое или более детей;
- 18,7 % студентов из общего числа опрашиваемых из неполных семей;
- 9,3 % студентов считают, что они попали в трудную жизненную ситуацию;
- на долю сирот, инвалидов, матерей-одиночек и студенческих семей приходится около 3 % опрошенных.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что примерно половина респондентов может быть определена как социально уязвимая группа.
Ознакомлены со своими правами и льготами только 75 % студентов первых курсов и 54,9 % четвертых, это значит, что 25 % первокурсников и 40,6 % четверокурсников в случае возникновения трудной жизненной ситуации не будут знать, какую поддержку со стороны государства и вуза смогут получить.
Для выявления востребованности форм поддержки, соответствующих предложенным концепциям, все формы социальной защиты условно были разделены на две группы. Формы социальной защиты, относящиеся к первой группе, в основном удовлетворяют витальные потребности (питание, проживание, здоровье). Вторая группа направлена на удовлетворение потребностей в обучении и самореализации.
Респондентам было предложено сказать, о каких формах социальной защиты в вузе они знают. По результатам исследования выявлено, что наибольшее количество выборов у студентов первых курсов набрал вариант ответа «социальная стипендия» (100 %), наименьшее количество (3,1 %) первокурсников выбрали вариант «билеты на хоккей». 96,9 % студентов четвертых курсов знают о возможности получения социальной стипендии, всего 9,3 % ознакомлены с возможностью компенсировать проезд из дома к месту учебы. Только половина опрашиваемых первых курсов (50 %) знает о наличии медицинского обслуживания в вузе, подобная картина наблюдается и у отвечающих четвертых курсов (56,3 %). Одинаковое количество студентов знают о возможности получения материальной помощи и предоставления общежития (более 80 %). Это говорит о том, что студенты не в полной мере осведомлены о формах социальной защиты (табл. 1).
Таблица 1
Информированность студентов о формах социальной защиты в вузе (не более шести вариантов), в %
Варианты ответов |
1 курс |
4 курс |
% |
% |
|
Социальная стипендия |
100 |
96,9 |
Компенсация проезда к месту учебы |
0 |
9,3 |
Медицинское обслуживание |
50 |
56,3 |
Материальная помощь |
87,5 |
87,5 |
Предоставление общежития |
87,5 |
84,4 |
Льготные билеты на вузовские мероприятия |
15,6 |
40,6 |
Билеты на хоккей |
3,1 |
0 |
Отвечая на вопрос «Приходилось ли Вам получать социальную помощь?», наибольшее количество студентов первых курсов (59,4 %) отметили получение социальной помощи в виде социальной стипендии, ни один из студентов (первокурсников) не выбрал вариант «компенсация проезда к месту учебы». У респондентов четвертых курсов наблюдается подобная ситуация: наибольшее количество опрашиваемых (65,6 %) хотя бы однажды получали социальную стипендию и наименьшее количество указали компенсацию проезда к месту учебы.
Как показали результаты анкетирования, не все опрашиваемые получают социальную помощь. Стоит отметить, что у студентов четвертых курсов, по сравнению с первыми курсами, показатели выше. Например, материальную помощь получали 62,5 % старшекурсников и только 34,4 % респондентов первых курсов. Возможно, это связано с тем, что они не первый год обучаются в вузе и больше проинформированы о возможностях получения той или иной социальной помощи (табл. 2).
Таблица 2
Виды социальной помощи, получаемой студентами (не более шести вариантов), в %
Варианты ответов |
1 курс |
4 курс |
% |
% |
|
Социальная стипендия |
59,4 |
65,6 |
Компенсация проезда к месту учебы |
0 |
3,1 |
Медицинское обслуживание |
25 |
37,5 |
Материальная помощь |
34,4 |
62,5 |
Предоставление общежития |
50 |
59,4 |
Льготные билеты на вузовские мероприятия |
9,4 |
25 |
Нет |
0 |
6,2 |
В рамках опроса определялось, насколько студенты используют мероприятия, организованные вузом. Процент участия в различных видах внеучебной деятельности университета находится в диапазоне от 28,6 % до 57,8 %. Наиболее востребованными для первокурсников являются спортивные мероприятия, а для старшекурсников – творческие клубы-студии (табл. 3).
Таблица 3
Участвуете ли вы во внеучебной деятельности университета?
Показатель в % |
1 курс |
4 курс |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|
В творческих клубах-студиях |
28,6 |
71,4 |
57,8 |
42,2 |
В работе кружков, секций по интересам |
20,8 |
79,2 |
22,6 |
77,4 |
В спортивных мероприятиях |
56,6 |
43,4 |
24,5 |
75,5 |
Одним из условий оказания социальной поддержки является наличие материальной базы. Социальная помощь, направленная на удовлетворение потребностей в обучении и самореализации, как правило, представлена в неявной форме. Например, студент имеет возможность заниматься фитнесом не в спортклубе, где необходимо оплачивать занятия, а бесплатно в спортзале вуза, а обучающийся, не имеющий ноутбука, может воспользоваться компьютером в вузовской библиотеке или в компьютерном классе общежития.
Результаты опроса, представленные в табл. 4, демонстрируют, что студенты первого курса менее активно используют материальную базу университета для самоподготовки и самореализации, чем студенты четвертого курса. Более половины первокурсников не знают о возможности использования вузовских компьютеров, учебного и научного оборудования, специализированных аудиторий для самостоятельной работы.
Таблица 4
Имеете ли Вы возможность использовать ресурсы вуза для самоподготовки к занятиям и для саморазвития?
Показатель в % |
1 курс |
4 курс |
||||
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Вузовские компьютеры |
27,6 |
16,1 |
56,3 |
61,8 |
10,7 |
27,5 |
Учебное и научное оборудование (диктофоны, видеокамеры, компьютерные программы) |
19,7 |
21,4 |
58,9 |
38,6 |
40,1 |
21,3 |
Специализированные аудитории |
17,8 |
19,9 |
62,3 |
28,7 |
38,7 |
32,6 |
В большей степени студенты обращают внимание на условия проживания и питания. Так, затруднились оценить условия проживания 12,3 % первокурсников и 4,6 % студентов четвертого курса. Высказать свое мнение об условиях питания не смогли лишь 15,1 % старшекурсников и 19,6 % студентов первого курса. В то время как затруднились оценить условия для самостоятельной работы 43,7 % респондентов первого курса и 34,6 % опрошенных четверокурсников (табл. 5).
Таблица 5
Оценка условий в университете, в %
Варианты ответа |
1 курс |
4 курс |
||||
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Хорошие условия для самостоятельной работы |
34,9 |
21,4 |
43,7 |
43,6 |
21,8 |
34,6 |
Хорошие условия для занятий физкультурой |
37,6 |
17,8 |
44,6 |
51,8 |
10,5 |
37,7 |
Хорошие условия для проведения досуга |
27,6 |
25,3 |
47,1 |
21,8 |
50,3 |
27,9 |
Хорошие условия для питания |
41,8 |
38,6 |
19,6 |
53,7 |
31,2 |
15,1 |
Хорошие условия для проживания в общежитии |
81,2 |
6,5 |
12,3 |
87,6 |
7,8 |
4,6 |
Хорошие условия для медицинской помощи |
33,4 |
28,7 |
37,9 |
31,5 |
49,1 |
19,4 |
При анализе исследования было установлено, что больше половины участников анкетирования (68,8 % студентов первых курсов и 59,4 % студентов четвертых курсов) хотели бы получить материальную помощь. Так как проблема трудовой занятости волнует молодежь, то неудивительно, что помощь в трудоустройстве после окончания университета хотят получить 68,8 % первокурсников и 79,9 % студентов четвертых курсов. Стоит отметить, что получить комнату в общежитии хотели бы всего 3,1 % первокурсников и 9,3 % четверокурсников, это подтверждает, что руководство жилого комплекса и университета добросовестно предоставляет жилые помещения студентам в период обучения (табл. 6).
Таблица 6
Востребованные среди студентов виды социальной поддержки (не более трех вариантов), в %
Варианты ответов |
1 курс |
4 курс |
% |
% |
|
Получение материальной помощи |
68,8 |
59,4 |
Помощь в трудоустройстве после окончания университета |
68,8 |
71,9 |
Предоставление жилых помещений в общежитии |
3,1 |
9,3 |
Предоставление образовательного кредита |
0 |
15,6 |
Помощь в решении бытовых проблем |
9,3 |
9,3 |
Информационно-координирующая помощь |
15,6 |
9,4 |
Санаторно-курортное лечение |
21,9 |
31,3 |
Обеспеченность учебными пособиями |
12,5 |
9,3 |
Никакие |
3,1 |
0 |
В настоящее время информационное обеспечение в вузах является одним из важнейших в проведении любого мероприятия для студентов.
Как показал опрос, большая часть студентов-первокурсников получают знания об информационных собраниях и т.д. от одногруппников (65,6 %), больше четверти (28,1 %) получают информацию на сайте университета. В центре студенческих инициатив получал информацию всего один студент (3,1 %). Примечательно то, что у четверокурсников совпадают некоторые результаты, так как вариант «в центре студенческих инициатив» тоже выбрали 3,1 %, однако результаты отличаются тем, что четверокурсники больше получают информацию в группе «Вконтакте», нежели у одногруппников либо у преподавателей (табл. 7).
Таблица 7
Источники получения знаний о возможных видах социальной поддержки студентов, а также об информационных собраниях, предстоящих мероприятиях (не более трех вариантов), в %
Варианты ответа |
1 курс |
4 курс |
% |
% |
|
На сайте университета |
28,1 |
21,9 |
В группе «Вконтакте» |
43,8 |
59,4 |
У тьютора учебной группы |
37,5 |
34,4 |
В центре студенческих инициатив |
3,1 |
3,1 |
У одногруппников |
65,6 |
53,1 |
У преподавателей |
40,6 |
25 |
Интернет |
0 |
3,1 |
Родители |
0 |
3,1 |
От заместителя директора |
0 |
3,1 |
СМИ |
0 |
3,1 |
В результате мы можем сделать вывод, что университету необходимо обратить внимание на деятельность специальных информационных центров по проблемам молодежи, на специалистов, которые разъясняли бы законные права студентов, оказывали бы консультацию по интересующим социальным вопросам, а также информировали бы о предстоящих мероприятиях вузовского и городского уровней.
Выводы
Таким образом, в результате исследования сделаны следующие выводы:
- студенты не в полной мере осведомлены о возможностях социальной защиты, которую они могут получить в процессе обучения в университете, и не имеют единого источника для получения информации о возможных видах социальной помощи;
- наиболее распространенной и востребованной формой социальной поддержки студентов является поддерживающая определенный уровень средств к существованию (социальная стипендия, материальная помощь и предоставление жилых помещений), другие формы востребованы значительно меньше, либо студенты не знают об имеющихся возможностях;
- студентами в большей степени востребованы формы помощи, реализуемые в рамках «концепции риска», что отражает общий подход, реализуемый в стране;
- необходимо развивать и активизировать деятельность структурных подразделений учреждений высшего образования, которые призваны оказывать социальную помощь и поддержку студенческой молодежи.