Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PECULIARITIES OF FORMATION OF BASICS OF SAFE BEHAVIOR IN PRESCHOOL EDUCATION

Bicheva I.B. 1 Kaznacheeva S.N. 1 Volkova G.A. 2 Stepanenkova A.V. 3
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 Kindergarten № 151
3 Kindergarten № 160
The authors deal the problem of preparing preschool children for safe activities and safe behavior in the article. The authors analyzed the scientific and theoretical provisions that reveal the key concept of the research «safe behavior». The authors emphasize that the formation in preschool children of the foundations of safe behavior in various spheres of life (social, natural, domestic) should be considered as a priority direction of preschool education. An important task in working with preschoolers is the upbringing of a child motivated for self-preservation, capable of responsible behavior in the environment, strictly following the rules behavior. The purpose of the article is support of the substantiation of the methodological foundations for the formation of ideas about safe behavior in preschool age. The authors believe that it is advisable to use three groups of methods in the formation of ideas and skills of safe behavior in preschool children: increasing cognitive and emotional activity, establishing connections between different types of activities, correcting and clarifying ideas. There are examples of methodological techniques in each group of methods in the article. The authors make conclusion that the formation of ideas about the foundations of safe behavior allows to educate the child’s self-preserving behavior, which determines the complex solution of this problem in the process of interaction among teachers, parents and pupils.
preschool age
safe behavior
cognitive development
methods of forming ideas about safe behavior

В современных условиях развития системы образования, в том числе дошкольного, проблема подготовки детей к безопасной деятельности и безопасному поведению рассматривается как наиболее актуальная [1]. Освоение детьми дошкольного возраста системных знаний, представлений об опасных ситуациях и привитие определенных навыков безопасного поведения в природе, социуме и быту является одной из задач социально-коммуникативного развития. Необходимость ее решения во многом связана с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, прежде всего стремлением проявить свою любознательность. С одной стороны, любознательность является важным условием личностно-познавательного развития ребенка, а с другой – может явиться причиной его небезопасного поведения в процессе освоения окружающего мира. Кроме того, на практике часто возникают ситуации, при которых дети старшего дошкольного возраста проявляют недостаточную готовность к необходимым навыкам самосохранения, так как способность к прогнозированию своих действий и анализу окружающей обстановки находится в стадии формирования. В этой связи Т.Г. Хромцова выделяет причины несчастных случаев, которые наиболее часто происходят с детьми дошкольного возраста: повышенная любознательность, незнание основных правил поведения (в природе, в быту, на дорогах и т.д.), высокая отвлекаемость, отсутствие навыков осознанного владения собственными действиями, неосознанность опасных ситуаций и др. [2, с. 35]. Поэтому педагогам и родителям важно формировать у детей устойчивые знания о последствиях небезопасного поведения и упражнять в применении правил безопасного поведения [3]. Как отмечается в исследовании Н.И. Дунаевой, Н.Е. Серебровской, П.А. Егоровой, «если ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, помочь избежать негативных последствий и стимулировать его развитие можно через предоставление ему специально организованных услуг, развивающих программ, а также через создание сети позитивных отношений с другими взрослыми» [4, с. 7].

В то же время учеными отмечается недостаточное внимание педагогов (родителей) к целенаправленному решению данной проблемы в системе: «предвидение опасности (умение заранее определить возможный источник опасности) – уклонение от опасности (знание возможного характера развития опасной ситуации, умение правильно оценить опасную ситуацию и определить возможные способы предосторожности) – преодоление опасности (умение правильно вести себя в ситуации опасности, применять способы устранения последствий)». Это снижает эффективность овладения детьми дошкольного возраста представлениями об ответственном (безопасном) поведении, навыками и умениями безопасного поведения. Как показывают исследования, реальный уровень представлений о разных видах опасности не в полной мере соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей дошкольного возраста. В качестве основной причины указывается недостаточный уровень готовности педагогов (родителей) к комплексному решению задачи «формирование представлений об основах безопасного поведения». Например, З.И. Тюмасева и И.Л. Орехова указывают, «что семейное воспитание часто сводится к назиданию, понуканию, порицанию, указанию и т.д., а не рассматривается как образ семейной жизни, семейная среда жизни, формирование потребностей детей через подражание своим родителям или как потребность в здоровом и безопасном образе жизни, оздоровлении» [5, с. 4]. На проблему педагогического просвещения в решении задач воспитания безопасной жизнедеятельности субъектов образования обращает внимание С.А. Купцова [6].

Цель исследования: обоснование методических основ формирования представлений о безопасном поведении в дошкольном возрасте.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Это позволило выделить методы формирования представлений об основах безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе дошкольного образования разработаны и активно используются парциальные образовательные программы по безопасности: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» (автор Л.Л. Тимофеева), «Мир Без Опасности. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста» (автор И.А. Лыкова), «Моя безопасность в большом мире» (автор М.В. Погодаева). В данных программах раскрываются особенности ознакомления детей с основными понятиями (опасность/безопасность, опасное/безопасное поведение и др.), опасными для жизни ситуациями, их причинами и особенностями безопасного поведения при их возникновении.

Психолого-педагогические аспекты формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста достаточно широко представлены в исследованиях Е.Е. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной [7], И.Б. Бичевой [8], А.И. Садретдиновой [9], С.В. Терницкой [10] и других ученых. Так, Н.Н. Авдеевой, Н.П. Князевой, Р.Б. Стеркиной понятие «безопасное поведение» определяется как «поведение, которое обеспечивает безопасность самой личности, а также не должно наносить вред окружающему ее миру» [7, с. 11], А.И. Садретдиновой [9] предлагается система работы по формированию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на основе проектирования специальных педагогических условий. В исследованиях Т.Г. Хановой, Е.Е. Вьюшкиной [11, 12] представлен опыт использования наиболее эффективных методов, способствующих воспитанию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. Отметим работу З.Ф. Аксеновой, в которой внимание педагогов обращается на то, что при обучении детей безопасному поведению следует избегать прямых фраз о подстерегающих опасностях, аккуратно приводить примеры опасных ситуаций, в которые иногда попадают дети, стараться не запугивать ребенка, чтобы не вызвать у него панику [13, с. 58].

Содержание работы с дошкольниками в направлении формирования основ безопасности обеспечивается совокупностью информационного, поведенческого и эмоционально-волевого компонентов. Информационный компонент предполагает овладение знаниями о безопасном поведении в разных ситуациях (природных, бытовых, социальных). Поведенческий компонент обуславливает действия в проблемных ситуациях, возникающие в условиях окружающего мира. Эмоционально-волевой компонент характеризуется осознанным отношением к собственной безопасности и своему здоровью посредством правильного реагирования и действия при возникновении проблемных ситуаций.

Следовательно, формирование представлений о безопасном поведении в дошкольном возрасте целесообразно осуществлять как процесс развития когнитивных, исполнительских, эмоционально-волевых, проектно-конструктивных параметров познавательной деятельности детей. Это значит, что планирование и организация данной работы должны основываться на принципах системности, постепенности, информативности, доступности и активности. Так, принцип информативности означает, что знания, предлагаемые детям, должны вызывать положительное отношение и формировать осознанное восприятие, побуждая к активной деятельности. Поэтому важно правильно отбирать знания с учетом их значимости, актуальности для ребенка, возможности применения на практике. Принцип активности обеспечивает деятельностное познание информации, формирование практических навыков. Так как деятельность по формированию представлений о безопасном поведении является частью действительности, в которую включен ребенок, он становится ее субъектом, самостоятельным в процессе познания. Поэтому содержательности формируемых знаний способствует развивающая информация, в процессе усвоения которой воспитываются личностные качества ребенка, особенности эмоционального восприятия и отношения, появляется уверенность в своих возможностях. Именно целенаправленно организованная деятельность позволяет решить задачи по приобретению и закреплению знаний, обогащению опыта детей, осознанию ими важности норм безопасности и правил взаимодействия. Результатом познания в деятельности становится вхождение ребенка в особый мир безопасности и сформированный опыт безопасного поведения как условие личной безопасности.

Эффективность процесса формирования основ безопасного поведения во многом зависит от разнообразия используемых педагогом информативных средств. По своему содержанию эта работа предполагает конкретизацию детских представлений, поскольку любой вид опасности является предметом изучения и расширения представлений детей об особенностях безопасного поведения в конкретной ситуации. Художественная литература, музыкальные произведения, изобразительное искусство соответствующей тематики являются как средством приобретения знаний, так и источником воспитания эмоций, чувств и отношений. Сочетание различных средств в процессе формирования основ безопасного поведения (чтение и рассматривание иллюстраций, чтение и слушание музыки, слушание музыки и рисование и др.) оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста. Как отмечает С.А. Козлова, «в процессе ознакомления с социальной действительностью детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость происходящего» [14, с. 41]. То есть закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

Создание ситуаций для осознанного восприятия информации о видах опасности требует от педагога умения организовывать процесс усвоения знаний, стимулирующий проявление ребенком любознательности, творчества, активности. В рассматриваемом контексте особое значение приобретает личность воспитывающих взрослых и, прежде всего, их опыт безопасного поведения, позволяющий «на высоком уровне проявлять профессиональную и личностную культуру, осознавать уровень возможного риска, знать способы его предупреждения, неукоснительно выполнять нормы поведения, отношений, действовать быстро и решительно в сложных ситуациях и др.» [15, с. 219–220].

Вышеизложенное позволяет констатировать, что формирование у детей дошкольного возраста знаний, представлений и опыта в области безопасности необходимо осуществлять, основываясь, прежде всего, на воспитании культуры безопасности в процессе познания видов опасности, обеспечивая развитие регулятивных навыков поведения. Поэтому считаем целесообразным использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста комплекса методов, в совокупности обеспечивающих повышение познавательной и эмоциональной активности, установление связи между разными видами деятельности, коррекцию и уточнение представлений о безопасности и безопасном поведении.

Среди методов повышения познавательной активности, обеспечивающих активность ребенка к изучению нового знания, выделим методы анализа и синтеза, сравнения, моделирования, а также методы вопросов, повторений, решения логических задач. К методам, обеспечивающим повышение эмоциональной активности детей в процессе усвоения знаний, относятся методы, способствующие заинтересованности в процессе восприятия познавательного содержания и его усвоения:

- игровые приемы (воображаемая ситуация (например, встреча с воображаемыми источниками опасности), придумывание истории или сказки (например, придумать историю о безопасной стране, помочь герою избежать опасности);

- сюрпризные моменты и элементы новизны (например, групповая комната превращается в лесной замок, в котором спрятались опасности, появление в группе персонажа «Опасность», просмотр видеофильма (мультфильма) соответствующей тематики, др.).

К методам установления связей между разными видами деятельности относят методы, посредством которых решаются задачи различной направленности: познавательное развитие, совершенствование навыка, приобретение и обогащение эмоционального опыта, др.

Метод «перспективное планирование» позволяет ребенку установить взаимосвязь между имеющимися знаниями, умениями и возможностью их применения. Так, детям предлагается подумать, как может им пригодиться знание различать «съедобное-несъедобное» или для чего нужны знания правил поведения при обращении с бытовыми предметами?

Метод «беседа» используется как в процессе ознакомления, так и при систематизации и закреплении представлений об основах безопасного поведения. Например, первоначальное знакомство может проходить во время беседы «Безопасность – это….», «Это опасно или нет». Для систематизации и закрепления знаний продумывается содержание беседы «Безопасность – это здоровье», «Правила поведения», «Безопасная олимпиада» и т.п. Логично сопровождать беседу рассматриванием иллюстраций, на которых герои попадают в различные ситуации, в том числе опасные, применением дидактических игр по типу «Что лишнее?», «Найди опасность», «Угадай вид опасности» и специальных раскрасок по закреплению знаний о правилах конкретного вида опасности.

Особый интерес у детей вызывают встречи со специалистами, профессии которых связаны с опасностями (например, пожарными). На подобных встречах приглашенные не просто рассказывают об опасных ситуациях, которые часто встречаются в их профессии и жизни, но и проводят с детьми специальную тренировку.

Методы коррекции и уточнения представлений направлены на выяснение степени понимания детьми изучаемого содержания и формирование правильного оценочного суждения. В контексте нашего исследования – это методы повторения («Приведи примеры правил поведения на прогулке», «Сформулируй более точно правила поведения в быту (на природе)»), ситуации выбора, обсуждение способа действия («Почему ты думаешь, что это опасность?», «Как бы ты поступил на месте героя?»).

Выводы

Проведенный анализ показывает, что формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности (социальной, природной, бытовой) следует рассматривать как приоритетное направление дошкольного образования, а воспитание ребенка, мотивированного на самосохранение, способного к ответственному поведению в окружающих условиях, строго соблюдающего правила поведения – как важную задачу его социокультурного развития.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о безопасности, о навыках безопасного поведения необходимо осуществлять на основе комплекса методов и приемов во взаимодействии педагогов и родителей. Постоянная демонстрация детям правильных (безопасных) действий в различных ситуациях опасности позволит не просто сформировать у детей отвлеченные знания и представления о безопасном/опасном поведении, но, что особенно важно, воспитать понимание значимости безопасного образа жизни как способа жизнедеятельности, а сочетание теоретического изучения вопросов с постоянными упражнениями в правилах безопасного поведения обеспечит формирование привычки неукоснительно выполнять требования и правила безопасности.