Проблема совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров является весьма актуальной для современной педагогической теории и практики. Российское образование XXI в. нуждается в учителе, готовом и способном к быстрой адаптации к меняющимся условиям, адекватному реагированию на трансформационные процессы, происходящие в обществе, осуществлению всего спектра типов профессиональной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования бакалавры педагогики должны быть подготовлены к таким типам деятельности, как педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, сопровождения, культурно-просветительский [1]. Следует отметить, что теоретико-технологические основы подготовки бакалавров педагогического образования к первым четырем из перечисленных типов являются достаточно разработанными, в то время как два последних требуют методологического и технологического обоснования применительно к условиям современной общеобразовательной школы. В особой степени это касается подготовки будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности, сущность которой состоит в организации мероприятий просветительского характера, направленных на пропаганду и распространение научных знаний, развитие общей культуры как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны, их мировоззрения и когнитивных способностей. Уровень теоретической и в первую очередь практической готовности бакалавров педагогики к такой деятельности в настоящее время не в полной мере отвечает запросам потребителей образовательных услуг. Положение также усугубляется таким обстоятельством, как вынужденный перевод вузов на дистанционную форму обучения, которая потребовала поиска новых средств совершенствования культурно-просветительской подготовки бакалавров педагогического образования. Проведенное исследование позволило выдвинуть предположение о значительном потенциале для решения данной проблемы такого средства, как производственная практика.
Цель настоящей статьи состоит в анализе опыта организации производственной практики в аспекте культурно-просветительской подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Музыка и дополнительное образование» с учетом условий онлайн-обучения.
Материалы и методы исследования
В качестве материала для изучения поставленной проблемы были использованы труды в области профессиональной и социальной педагогики, посвященные проблеме культурно-просветительской деятельности, разработки, связанные с анализом роли производственной практики в профессиональной подготовке обучающихся педагогических вузов. Применялись такие методы исследования, как анализ трактовок понятия «культурно-просветительская подготовка»; анализ результатов деятельности студентов-бакалавров; изучение педагогического опыта организации производственной практики.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные государственные образовательные стандарты определяют перечень видов профессиональной деятельности, к выполнению которых должны быть подготовлены бакалавры педагогического образования. Одним из этих видов является культурно-просветительская деятельность, требующая от бакалавров владения такими компетенциями, как принятие культуры в качестве важнейшей формы человеческого существования, а принципов толерантности, диалога и сотрудничества – в качестве базовых при осуществлении названного вида деятельности; способность и готовность к разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, учитывающих и развивающих их культурные потребности.
Анализ результатов исследований в области компетентностно-ориентированной организации профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе (О.В. Булавко [2], В.А. Болотов, В.В. Сериков [3] и др.) позволил сделать вывод о том, что культурно-просветительская подготовка представляет собой процесс формирования у обучающихся мотивации к овладению теорией и технологией культурно-просветительской деятельности с различными группами населения, комплекса культурологических и просветительских знаний, умений и опыта организации и осуществления культурно-просветительской деятельности. Результатом такой подготовки должна стать компетентность будущего бакалавра педагогического образования в области культурно-просветительской деятельности, которую мы рассматриваем как его профессиональную характеристику, проявляющуюся в способности и готовности ориентироваться в культурно-просветительский проблемах и решать их с применением современных средств.
Отличительной чертой процесса культурно-просветительской подготовки будущих педагогов в настоящее время является ее осуществление в условиях применения онлайн-обучения. Анализ практики решения проблемы в педагогических вузах в таких условиях свидетельствует о наличии затруднений, с которыми столкнулись преподаватели при формировании культурно-просветительской компетентности обучающихся в ее деятельностно-практическом аспекте. С учетом вышесказанного было выдвинуто предположение о необходимости модернизации образовательного процесса в педагогическом вузе в целом и такого ее компонента, как производственная практика.
Производственная практика является важным средством в профессиональной подготовке будущего бакалавра педагогики профиля «Музыка и дополнительное образование», выступая нитью, связующей теоретическую и практическую составляющие профессиональной подготовки бакалавров, выступая платформой для апробирования полученных знаний в реальных условиях профессиональной деятельности (Н.А. Воитлева [4], Е.Ю. Усть-Качкинцева, Л.А. Прокопьева [5] и др.).
Обращение к опыту организации различных видов и типов практики, накопленному в педагогических вузах, свидетельствует о преимущественном уделении внимания отработке у будущих педагогов умений педагогической деятельности. Как результат, выпускники педвузов зачастую не владеют умениями организации культурно-просветительской деятельности на должном уровне. Необходимо подчеркнуть, что для бакалавров профиля «Музыка и дополнительное образование» данная деятельность является ведущей [6]. Таким образом, возникает несоответствие имеющихся у молодых педагогов знаний, умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности потребностям современных учреждений сферы культуры и образования. Мы предположили, что для устранения названного несоответствия необходимо внести коррективы в программы производственной практики, уделив в ней значительное внимание отработке у студентов умений организации культурно-просветительской деятельности. Соответственно, задачами практики были определены: формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к культурно-просветительской деятельности, ознакомление с опытом проведения культурно-просветительских мероприятий в онлайн-режиме, изучение достижений отечественной и зарубежной культуры с применением современных технологий и методик; формирование методического портфеля, содержащего материалы, необходимые для осуществления культурно-просветительской деятельности.
В содержании производственной практики бакалавров педагогического образования профиля «Музыка и дополнительное образование» в качестве доминирующей составляющей была определена деятельность, предусматривающая решение задач педагогической и культурно-просветительской деятельности.
Практика проводится на втором курсе и состоит из трех этапов. Первый включает установочную конференцию и составление индивидуального плана практики. Второй предполагает выполнение студентами большого объема работы, которую они должны провести, ориентируясь на собственные запросы и потребности учреждения, в котором они проходят практику (школа, ДШИ, ШМШ, Центр творческого развития или студия): просмотр и анализ различных мероприятий, сценариев культурно-просветительских программ, литературных источников, видеофильмов культурно-просветительской направленности, прослушивание музыки разных жанров, разработка сценариев и подготовка мероприятий культурно-просветительской направленности, сбор материала и оформление «профессионально-методического портфеля». Третий этап включает подготовку отчетной документации.
Следует отметить, что в условиях пандемии, при обучении онлайн, практика была модернизирована и приближена к новым условиям обучения студентов. Кроме подбора материала для составления сценария, в задачи практики был включен поиск культурно-образовательного контента не только для учащихся, но и для собственного самообразования студентов. Это виртуальные экскурсии на сайтах музеев, подбор видеоконцертов выдающихся музыкантов на сайте «Культура РФ», просмотр оперных, балетных, драматических спектаклей из сокровищницы искусства и т.д. Кроме того, студентам было предложено изучить сайты Чувашской республики, в частности сайты Театра оперы и балета, филармонии, театра юного зрителя, посмотреть в записи спектакли Чувашского государственного драматического театра.
По окончании практики студенты должны были представить дневники практики, в которых они излагали свои впечатления, размышления по поводу того или иного контента, обосновывали его выбор для дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Приведем несколько выдержек из дневников студентов.
Альбина К. посетила онлайн Версальский дворец, сайт музея Американского искусства Уитни, онлайн-мюзикл «Мастер и Маргарита». Она отметила, что данная практика открыла ей горизонты познания. Можно сказать, пишет практикантка, что в искусстве и музыке действительно нет непереходимых границ! По основным направлениям работы она выполняла различные задания, которые запланировала на весь период – просмотр различных мероприятий, посещение онлайн-театров, концертов фортепианной, симфонической музыки, спектаклей, библиотек, музеев, работа с литературными источниками. Пришлось максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой практики, собирать практический материал. Приходилось искать, исследовать и анализировать проделанную работу.
По признанию студентки, она увидела в этом массу интересной информации, которая ей пригодится в работе педагога. При подготовке зачетного материала она разработала сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у музыки».
В результате прохождения практики были приобретены навыки работы с документами, с различными мессенджерами, умение работать на различных электронных платформах, умение анализировать и воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения, стремление к саморазвитию, повышению своего мастерства.
Елена А. сосредоточила свое внимание на музеях Чувашской республики. Студентка посмотрела видео-концерт ансамбля народных инструментов «Вдохновение», изучила материалы сайта Музея чувашской вышивки, сайта Чувашского национального музея. Она отмечает, что в своей деятельности обязательно познакомит учащихся с сокровищницей чувашской вышивки. Практика помогла ей ознакомиться с удаленной работой учителя, научила ответственности, аккуратности.
Илья Р. в отчете пишет, что, изучая все выбранные онлайн-источники, получил очень много полезной информации. Практикант составил для себя список «Виртуальные экскурсии по музеям и онлайн-спектакли», который в дальнейшем планирует применять в работе.
Александра К. посетила онлайн-спектакль Театра им. А.С. Пушкина «Одолжите Тенора» (г. Москва), посмотрела запись легендарного концерта Святослава Рихтера в Лондоне, посетила экскурсию в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина.
Екатерина И. посетила онлайн-концерт Д. Мацуева – слушала концерт для фортепиано № 2, 3 С. Рахманинова. Посетила спектакль «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского в Малом театре. Для себя отметила, что очень интересно смотреть классику. Побывала на онлайн-экскурсии в музее-заповеднике Петергоф. Посетила онлайн-мероприятие, посвященное Государственному празднику «День России».
Яков Х. остановил свое внимание на мероприятиях, посвященных 75-летию Победы: виртуальный тур по выставке «Территория победы», проходившей в ГЦСИ «Арсенал». Участвовал в мероприятии «Искусство документа», посвященного Великой Отечественной войне в ГЦСИ «Арсенал». Посетил видеоэкскурсию в Национальный музей Нижнего Новгорода.
Ирина Г. остановила свое внимание на деятельности Чувашского театра оперы и балета и посмотрела онлайн оперетту «Сильва» и оперу «Царская невеста». Она отмечает, что, хотя это архивные записи, поражает мастерство чувашских артистов – Заслуженной артистки ЧАССР Т.М. Чумаковой, Народного артиста России П.Д. Заломнова, Народного артиста России А.Р. Канюки и др.
Ксения С. пишет в отчете: Просмотрела онлайн балеты БДТ «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Было очень приятно очутиться в сказочной атмосфере балета «Щелкунчик», яркая и запоминающаяся музыка П.И. Чайковского, прекрасное исполнение артистов балета и симфонического оркестра, красивейшие декорации, очень впечатляют. «Лебединое озеро» – музыкальный шедевр! Восхищает музыка П.И. Чайковского! Получила огромное удовольствие от встречи с классикой. Я в восторге!
Мария К., подытоживая мнение о практике, написала: В результате прохождения практики мною были приобретены навыки работы с документами, с различными мессенджерами, умение работать на различных электронных платформах. Также приобретены следующие практические навыки и умения: умение анализировать и воспринимать информацию, умение ставить цели и выбирать пути их достижения, что развивает стремление к саморазвитию, повышению своего мастерства. С помощью информационных ресурсов было намного удобнее проходить практику. В ходе прохождения практики я ознакомилась с новыми источниками, которые в дальнейшем мне пригодятся как педагогу-музыканту для работы с детьми. Просмотр большого количества мероприятий помог разработать сценарий внеклассного мероприятия, так как гораздо больше фантазии возникает в процессе просмотра концертов и музыкальных передач, созданных ведущими театральными и телевизионными режиссерами. Это очень помогает выбрать собственный путь в музыкальном и видеооформлении сценария.
В процессе практики было проведено входное и последующее анкетирование студентов на предмет удовлетворенности прошедшей практикой. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что все студенты положительно оценили предложенный формат практики, возможности онлайн-экскурсий и пр. Многие из них на заключительной конференции отметили, что в дальнейшем в своей работе будут широко их использовать.
Выводы
Повышение значимости культурно-просветительской составляющей профессиональной подготовки бакалавров педагогики, обусловленное усилением внимания государства к воспитательной работе со всеми слоями населения, потребовало внесения изменений в содержание и технологию организации различных аспектов образовательного процесса в вузе. Такие изменения потребовались и в связи с переходом вузов на онлайн-обучение и коснулись, прежде всего, организации производственной практики как инструмента повышения продуктивности практической подготовки бакалавров – музыкальных педагогов к культурно-просветительской работе с населением. Введение в программу производственной практики заданий, требующих применения информационных ресурсов, позволило, как показал опыт, успешно решить поставленные задачи по формированию у студентов умений и навыков в исследуемом аспекте, а самим студентам – расширить диапазон своих культуроведческих знаний, создать необходимую для профессиональной деятельности информационно-методическую базу, приобрести опыт работы с образовательным, культуроведческим и искусствоведческим контентом.