Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

CULTURAL AND EDUCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGY BY MEANS OF EDUCATIONAL PRACTICE

Tenyukova G.G. 1 Khrisanova E.G. 1
1 I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The article considers the problem of cultural and educational training of bachelors of pedagogical education, substantiates its relevance in the existing conditions taking into account such realities as distance learning in the situation of a pandemic. Based on the analysis of existing pedagogical theory approaches to examine the essence of cultural and educational activities, displays the author’s interpretation of the phenomena of cultural and educational training of bachelors as a component of their professional training in universities and cultural competence as its result. The article analyzes the content of industrial practice in the aspect of its focus on preparing bachelors of pedagogical education in the profile «Music and additional education» to solve problems of professional activity of cultural and educational type. The content of educational practice of students in this profile in the conditions of online training is presented. Examples of students performing tasks, excerpts from their diaries of practice are given. The possibilities of the educational practices in online learning using modern digital technologies (visit the virtual tour to the museums of the country and the world, the best theatrical productions and concerts, visit sites of leading institutions of culture and art, etc.). The conclusion about an opportunity of realization of potential of educational practice to improve the productivity of cultural-educational activity of bachelors of pedagogy both in terms of traditional and distance learning.
bachelor of pedagogy
cultural and educational training
industrial practice
potential
content
online training

Проблема совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров является весьма актуальной для современной педагогической теории и практики. Российское образование XXI в. нуждается в учителе, готовом и способном к быстрой адаптации к меняющимся условиям, адекватному реагированию на трансформационные процессы, происходящие в обществе, осуществлению всего спектра типов профессиональной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования бакалавры педагогики должны быть подготовлены к таким типам деятельности, как педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, сопровождения, культурно-просветительский [1]. Следует отметить, что теоретико-технологические основы подготовки бакалавров педагогического образования к первым четырем из перечисленных типов являются достаточно разработанными, в то время как два последних требуют методологического и технологического обоснования применительно к условиям современной общеобразовательной школы. В особой степени это касается подготовки будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности, сущность которой состоит в организации мероприятий просветительского характера, направленных на пропаганду и распространение научных знаний, развитие общей культуры как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны, их мировоззрения и когнитивных способностей. Уровень теоретической и в первую очередь практической готовности бакалавров педагогики к такой деятельности в настоящее время не в полной мере отвечает запросам потребителей образовательных услуг. Положение также усугубляется таким обстоятельством, как вынужденный перевод вузов на дистанционную форму обучения, которая потребовала поиска новых средств совершенствования культурно-просветительской подготовки бакалавров педагогического образования. Проведенное исследование позволило выдвинуть предположение о значительном потенциале для решения данной проблемы такого средства, как производственная практика.

Цель настоящей статьи состоит в анализе опыта организации производственной практики в аспекте культурно-просветительской подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Музыка и дополнительное образование» с учетом условий онлайн-обучения.

Материалы и методы исследования

В качестве материала для изучения поставленной проблемы были использованы труды в области профессиональной и социальной педагогики, посвященные проблеме культурно-просветительской деятельности, разработки, связанные с анализом роли производственной практики в профессиональной подготовке обучающихся педагогических вузов. Применялись такие методы исследования, как анализ трактовок понятия «культурно-просветительская подготовка»; анализ результатов деятельности студентов-бакалавров; изучение педагогического опыта организации производственной практики.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные государственные образовательные стандарты определяют перечень видов профессиональной деятельности, к выполнению которых должны быть подготовлены бакалавры педагогического образования. Одним из этих видов является культурно-просветительская деятельность, требующая от бакалавров владения такими компетенциями, как принятие культуры в качестве важнейшей формы человеческого существования, а принципов толерантности, диалога и сотрудничества – в качестве базовых при осуществлении названного вида деятельности; способность и готовность к разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, учитывающих и развивающих их культурные потребности.

Анализ результатов исследований в области компетентностно-ориентированной организации профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе (О.В. Булавко [2], В.А. Болотов, В.В. Сериков [3] и др.) позволил сделать вывод о том, что культурно-просветительская подготовка представляет собой процесс формирования у обучающихся мотивации к овладению теорией и технологией культурно-просветительской деятельности с различными группами населения, комплекса культурологических и просветительских знаний, умений и опыта организации и осуществления культурно-просветительской деятельности. Результатом такой подготовки должна стать компетентность будущего бакалавра педагогического образования в области культурно-просветительской деятельности, которую мы рассматриваем как его профессиональную характеристику, проявляющуюся в способности и готовности ориентироваться в культурно-просветительский проблемах и решать их с применением современных средств.

Отличительной чертой процесса культурно-просветительской подготовки будущих педагогов в настоящее время является ее осуществление в условиях применения онлайн-обучения. Анализ практики решения проблемы в педагогических вузах в таких условиях свидетельствует о наличии затруднений, с которыми столкнулись преподаватели при формировании культурно-просветительской компетентности обучающихся в ее деятельностно-практическом аспекте. С учетом вышесказанного было выдвинуто предположение о необходимости модернизации образовательного процесса в педагогическом вузе в целом и такого ее компонента, как производственная практика.

Производственная практика является важным средством в профессиональной подготовке будущего бакалавра педагогики профиля «Музыка и дополнительное образование», выступая нитью, связующей теоретическую и практическую составляющие профессиональной подготовки бакалавров, выступая платформой для апробирования полученных знаний в реальных условиях профессиональной деятельности (Н.А. Воитлева [4], Е.Ю. Усть-Качкинцева, Л.А. Прокопьева [5] и др.).

Обращение к опыту организации различных видов и типов практики, накопленному в педагогических вузах, свидетельствует о преимущественном уделении внимания отработке у будущих педагогов умений педагогической деятельности. Как результат, выпускники педвузов зачастую не владеют умениями организации культурно-просветительской деятельности на должном уровне. Необходимо подчеркнуть, что для бакалавров профиля «Музыка и дополнительное образование» данная деятельность является ведущей [6]. Таким образом, возникает несоответствие имеющихся у молодых педагогов знаний, умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности потребностям современных учреждений сферы культуры и образования. Мы предположили, что для устранения названного несоответствия необходимо внести коррективы в программы производственной практики, уделив в ней значительное внимание отработке у студентов умений организации культурно-просветительской деятельности. Соответственно, задачами практики были определены: формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к культурно-просветительской деятельности, ознакомление с опытом проведения культурно-просветительских мероприятий в онлайн-режиме, изучение достижений отечественной и зарубежной культуры с применением современных технологий и методик; формирование методического портфеля, содержащего материалы, необходимые для осуществления культурно-просветительской деятельности.

В содержании производственной практики бакалавров педагогического образования профиля «Музыка и дополнительное образование» в качестве доминирующей составляющей была определена деятельность, предусматривающая решение задач педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Практика проводится на втором курсе и состоит из трех этапов. Первый включает установочную конференцию и составление индивидуального плана практики. Второй предполагает выполнение студентами большого объема работы, которую они должны провести, ориентируясь на собственные запросы и потребности учреждения, в котором они проходят практику (школа, ДШИ, ШМШ, Центр творческого развития или студия): просмотр и анализ различных мероприятий, сценариев культурно-просветительских программ, литературных источников, видеофильмов культурно-просветительской направленности, прослушивание музыки разных жанров, разработка сценариев и подготовка мероприятий культурно-просветительской направленности, сбор материала и оформление «профессионально-методического портфеля». Третий этап включает подготовку отчетной документации.

Следует отметить, что в условиях пандемии, при обучении онлайн, практика была модернизирована и приближена к новым условиям обучения студентов. Кроме подбора материала для составления сценария, в задачи практики был включен поиск культурно-образовательного контента не только для учащихся, но и для собственного самообразования студентов. Это виртуальные экскурсии на сайтах музеев, подбор видеоконцертов выдающихся музыкантов на сайте «Культура РФ», просмотр оперных, балетных, драматических спектаклей из сокровищницы искусства и т.д. Кроме того, студентам было предложено изучить сайты Чувашской республики, в частности сайты Театра оперы и балета, филармонии, театра юного зрителя, посмотреть в записи спектакли Чувашского государственного драматического театра.

По окончании практики студенты должны были представить дневники практики, в которых они излагали свои впечатления, размышления по поводу того или иного контента, обосновывали его выбор для дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Приведем несколько выдержек из дневников студентов.

Альбина К. посетила онлайн Версальский дворец, сайт музея Американского искусства Уитни, онлайн-мюзикл «Мастер и Маргарита». Она отметила, что данная практика открыла ей горизонты познания. Можно сказать, пишет практикантка, что в искусстве и музыке действительно нет непереходимых границ! По основным направлениям работы она выполняла различные задания, которые запланировала на весь период – просмотр различных мероприятий, посещение онлайн-театров, концертов фортепианной, симфонической музыки, спектаклей, библиотек, музеев, работа с литературными источниками. Пришлось максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой практики, собирать практический материал. Приходилось искать, исследовать и анализировать проделанную работу.

По признанию студентки, она увидела в этом массу интересной информации, которая ей пригодится в работе педагога. При подготовке зачетного материала она разработала сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у музыки».

В результате прохождения практики были приобретены навыки работы с документами, с различными мессенджерами, умение работать на различных электронных платформах, умение анализировать и воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения, стремление к саморазвитию, повышению своего мастерства.

Елена А. сосредоточила свое внимание на музеях Чувашской республики. Студентка посмотрела видео-концерт ансамбля народных инструментов «Вдохновение», изучила материалы сайта Музея чувашской вышивки, сайта Чувашского национального музея. Она отмечает, что в своей деятельности обязательно познакомит учащихся с сокровищницей чувашской вышивки. Практика помогла ей ознакомиться с удаленной работой учителя, научила ответственности, аккуратности.

Илья Р. в отчете пишет, что, изучая все выбранные онлайн-источники, получил очень много полезной информации. Практикант составил для себя список «Виртуальные экскурсии по музеям и онлайн-спектакли», который в дальнейшем планирует применять в работе.

Александра К. посетила онлайн-спектакль Театра им. А.С. Пушкина «Одолжите Тенора» (г. Москва), посмотрела запись легендарного концерта Святослава Рихтера в Лондоне, посетила экскурсию в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина.

Екатерина И. посетила онлайн-концерт Д. Мацуева – слушала концерт для фортепиано № 2, 3 С. Рахманинова. Посетила спектакль «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского в Малом театре. Для себя отметила, что очень интересно смотреть классику. Побывала на онлайн-экскурсии в музее-заповеднике Петергоф. Посетила онлайн-мероприятие, посвященное Государственному празднику «День России».

Яков Х. остановил свое внимание на мероприятиях, посвященных 75-летию Победы: виртуальный тур по выставке «Территория победы», проходившей в ГЦСИ «Арсенал». Участвовал в мероприятии «Искусство документа», посвященного Великой Отечественной войне в ГЦСИ «Арсенал». Посетил видеоэкскурсию в Национальный музей Нижнего Новгорода.

Ирина Г. остановила свое внимание на деятельности Чувашского театра оперы и балета и посмотрела онлайн оперетту «Сильва» и оперу «Царская невеста». Она отмечает, что, хотя это архивные записи, поражает мастерство чувашских артистов – Заслуженной артистки ЧАССР Т.М. Чумаковой, Народного артиста России П.Д. Заломнова, Народного артиста России А.Р. Канюки и др.

Ксения С. пишет в отчете: Просмотрела онлайн балеты БДТ «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Было очень приятно очутиться в сказочной атмосфере балета «Щелкунчик», яркая и запоминающаяся музыка П.И. Чайковского, прекрасное исполнение артистов балета и симфонического оркестра, красивейшие декорации, очень впечатляют. «Лебединое озеро» – музыкальный шедевр! Восхищает музыка П.И. Чайковского! Получила огромное удовольствие от встречи с классикой. Я в восторге!

Мария К., подытоживая мнение о практике, написала: В результате прохождения практики мною были приобретены навыки работы с документами, с различными мессенджерами, умение работать на различных электронных платформах. Также приобретены следующие практические навыки и умения: умение анализировать и воспринимать информацию, умение ставить цели и выбирать пути их достижения, что развивает стремление к саморазвитию, повышению своего мастерства. С помощью информационных ресурсов было намного удобнее проходить практику. В ходе прохождения практики я ознакомилась с новыми источниками, которые в дальнейшем мне пригодятся как педагогу-музыканту для работы с детьми. Просмотр большого количества мероприятий помог разработать сценарий внеклассного мероприятия, так как гораздо больше фантазии возникает в процессе просмотра концертов и музыкальных передач, созданных ведущими театральными и телевизионными режиссерами. Это очень помогает выбрать собственный путь в музыкальном и видеооформлении сценария.

В процессе практики было проведено входное и последующее анкетирование студентов на предмет удовлетворенности прошедшей практикой. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что все студенты положительно оценили предложенный формат практики, возможности онлайн-экскурсий и пр. Многие из них на заключительной конференции отметили, что в дальнейшем в своей работе будут широко их использовать.

Выводы

Повышение значимости культурно-просветительской составляющей профессиональной подготовки бакалавров педагогики, обусловленное усилением внимания государства к воспитательной работе со всеми слоями населения, потребовало внесения изменений в содержание и технологию организации различных аспектов образовательного процесса в вузе. Такие изменения потребовались и в связи с переходом вузов на онлайн-обучение и коснулись, прежде всего, организации производственной практики как инструмента повышения продуктивности практической подготовки бакалавров – музыкальных педагогов к культурно-просветительской работе с населением. Введение в программу производственной практики заданий, требующих применения информационных ресурсов, позволило, как показал опыт, успешно решить поставленные задачи по формированию у студентов умений и навыков в исследуемом аспекте, а самим студентам – расширить диапазон своих культуроведческих знаний, создать необходимую для профессиональной деятельности информационно-методическую базу, приобрести опыт работы с образовательным, культуроведческим и искусствоведческим контентом.