Научно-исследовательская деятельность является одной из важнейших форм, позволяющих приобретать и раскрывать творческую, культурную, смысловую, логическую и значимую сторону знаний студентов в способности осваивать профессиональный, а в дальнейшем компетентностный подход. Занятия научно-исследовательской деятельностью стимулируют студента на преобразование им интеллектуальных, нравственных, культурных компонентов формирования компетенций и формируют представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами самосовершенствования в приобретении компетентности. Это одна из «форм самовыражения личности студента, его стремление к самоутверждению» в овладении компетентностью [1, с. 296]. Несмотря на большую учебную нагрузку, студенты должны выделять время как на общественную жизнь вуза, так и на научно-исследовательскую работу, начиная с первого курса. НИРС является неотъемлемой сферой продолжения учебного процесса и привлечения студентов к занятиям научно-методическим творчеством формирования компетенций. Рациональная учеба, научно-исследовательская, общественная работа, повышение культурного уровня характеризуют успешность современного студента и будущего знающего специалиста как способного к освоению в дальнейшем компетентностного подхода [2, с. 157].
Цель исследования: изучение и выявление методов формирования мотивации первокурсников в приобщении их в формировании компетентности в научно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. В какой степени проявляется личностно-ориентированный процесс мотивации студентов к НИРС?
2. Чем обусловлена реализация самоопределения в исследовательской работе студентов их профессиональных и личностных приоритетов?
3. Каков бюджет времени студентов, занимающихся НИРС?
4. Какие трудности возникают при выполнении НИРС для освоения ФГОС 3 ++?
Материалы и методы исследования
Анкетирование; опрос занимающихся научно-исследовательской работой при кафедрах университета; бережное отношение студента к своему свободному времени; развитие творческой активности и культуры формирования компетенций у студентов первого курса, а также старшекурсников; процесс приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности с дальнейшим овладением профессионализма и компетентностного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выяснения поставленных вопросов студентам выдали анкеты.
1. Опрос студентов в ходе анкетирования выявил, что 41 % занимались НИР.
2. На вопрос «Считают ли студенты участие в научно-исследовательской работе (НИР) важным стимулом в подготовке к дальнейшему формированию компетенций в вузе и будущей профессиональной деятельности овладением компетентностью?» многие ответили положительно, только некоторые мало заинтересованы в научной работе.
3. Анализ анкет выявил, что 89 % студентов-первокурсников были извещены о наличии в вузе студенческого научного общества (СНО).
4. Из каких источников студенты узнавали о работе СНО: а) 33 % из объявлений, 67 % от сокурсников, знакомых со старших курсов и от преподавателей вуза; б) из разных источников – 23 %; в) 25 % студентов первого курса имели опыт исследовательской работы в школе, с докладами участвовали на школьных, районных, городских и региональных конференциях, приобретали и осваивали компетенции; г) были такие студенты, которые до поступления вуз не занимались научной деятельностью, а став студентами, узнали о СНО – 4 %. Интересен анализ мотивов, побудивших заниматься НИРС.
5. Многие опрошенные студенты получили практические навыки в школе (правила написания статей, курсовых, а в дальнейшем выпускной работы) – 41 %.
6. 69 % студентов отметили влияние преподавателя.
7. Многих студентов заинтересовали темы исследования – 28 %.
Выявлено, что НИР положительно влияет на успеваемость студентов и многие из них успешно учатся по многим изучаемым предметам, приобретают опыт творческой деятельности, развивают субъективность, которая ориентирует личность на саморазвитие, самореализацию, самопостижение собственного стиля жизни, обретение жизненных смыслов, креативность, продуктивное мышление в области специальных предметов, обеспечивающие социокультурную компетентность, ведущие к самореализации и самоактуализации личности [3, с. 7]. Проанализирована успеваемость у членов СНО, представивших свои доклады на итоговую научную студенческую конференцию университета. Выявлены лучшие результаты в учёбе и получены прочные теоретические знания у студентов, занимавшихся исследовательской деятельностью на кафедрах, где приобретался опыт в процессе проблемного обучения, включался в поисковую деятельность, проявлялась самостоятельность в решении задач в изучаемых предметах и научно-практической деятельности. Анализ экзаменационной сессии показал, что средний балл выше у студентов занимавшихся мыслительно-творческой и научно-исследовательской деятельностью по сравнению с незадействованными в кружках и СНО. Опрос занимающихся научно-исследовательской работой при кафедрах университета приучил их к бережному отношению ко времени, что не ограничивает их в удовлетворении других потребностей. Например, некоторая часть студентов сочетает исследовательскую деятельность в научном кружке с занятиями спортом, участвуют в разных мероприятиях и посещают разнообразные учреждения досуга. Анализ анкетирования выявил, что многие студенты, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, резерв времени изыскивали за счёт времени для подготовки к семинарским занятиям и за счёт свободного времени. Выявлено, что 65 % студентов свои исследования проводили после учебных занятий, другие для этой цели применяли выходные дни – 35 %, а 26 % занимались НИР во время зимних каникул. Научно-исследовательская деятельность развивает способность видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы, быстро отделять главное от второстепенного, выявлять разные способы решения той или иной задачи и выбирать лучший из них, что способствует приобретению компетенций. Следовательно, анализ приведённых результатов показывает, что мыслительно-творческая и научно-исследовательская деятельность направляет студентов на приобретение опыта в проведении научных исследований и активизирует стремление на текущую учебную успеваемость в овладении прочных знаний, стимулирует глубокое изучение профилирующей дисциплины, развивает общественно-культурный уровень и приучает относиться к своему времени бережно и рационально, что позволяет овладеть профессиональным подходом [4, с. 13]. В процессе творческой деятельности создаются новые ценности, раскрывается творческий потенциал личности студента, развивается способность к преобразовательной деятельности, что обогащает студента, приобщает его к сложной иерархии ценностного мира. Однако выявились некоторые проблемы в организации НИРС, нередко среди студентов были случаи длительной и «деформированной» адаптации к научно-исследовательской работе. Проанализируем некоторые проблемные особенности протекания мыслительно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов-первокурсников [5, с. 140]. Первая проблемная особенность характеризуется «научным дидактическим барьером», студенты стремятся преодолеть психологические трудности, проявляющиеся в организации научно-теоретической деятельности, связанные и обусловленные большим объёмом научной и незнакомой информации, недостатками навыков в самостоятельной работе. Ранее было отмечено, что научные занятия в НИР являются новым качественным периодом в жизнедеятельности многих студентов. Решение данной проблемы характеризует психологический процесс адаптации: студенты развивают процессы своих способностей, овладевают знаниями, формируют и улучшают навыки, получают мыслительный и творческий опыт будущей компетентностной деятельности [6, с. 81]. Вторая проблемная особенность связана с сопряжённым процессом адаптации при формировании компетенций у студентов и самого студента. Исследования выявили, что некоторые студенты старших курсов без помощи преподавателя не всегда могли сформулировать противоречие, обозначить проблему, сформулировать задачи и рационально составить программу исследования [7, с. 57]. В дальнейшем, такие важнейшие умения и навыки, как планирование научного исследования, видение актуальности, перспектив решения того или иного раздела знаний, формируются постепенно и системно соответствующие компетентности по некоторым вопросам формируются с участием научного руководителя, если сам студент самостоятельно не в состоянии справиться. Обозначенные проблемные трудности обусловливают у студентов потерю веры в свои силы и интереса к научной работе. Научный руководитель не справившихся со своей научной работой студентов причисляет их к разряду неспособных. Третья проблемная особенность связана с преодолением студентами барьера в психологической неуверенности в самом себе, к научно-исследовательской работе, а может быть, к избранной профессии [8, с. 121]. Организаторская значимость результатов исследования выявила у студентов, что сделано, разработано и внесено нового. В практике вузов исследовательская деятельность осуществляется не только в рамках учебного процесса, а также используются и многие другие активные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС): создание студенческих научно-исследовательских коллективов, индивидуальная работа со студентами, консультирование, проведение научных семинаров, написание статей, рефератов, студенческих конференций и ряд других форм (таблица).
Формы приобщения студентов первого курса к НИРС
Информирующие 1. Приглашение студентов к участию в НИР, к работе в кафедральных кружках преподавателями вуза на лекциях, семинарах. 2. Встречи, беседы совета СНО и опросы групп первокурсников, участие во встречах с активными членами НИРС и ведущими учёными вуза. 3. Беседы кураторов с первокурсниками о структуре СНО, о работе научных кружков при кафедрах, о тематике студенческих научных работ, о пользе научной деятельности для дальнейшего обучения в вузе будущих специалистов в формировании компетенций. 4. Популяризация результатов деятельности СНО, достижений студентами вуза в НИР позволяющие осваивать компетентностный подход. 5. Представление в студенческую газету статей, научно-исследовательской, практической и методической информации, фоторепортажей о НИРС и деятельности СНО, позволяющих приобщать и популяризировать науку как способность приобретать компетентность. 6. Информационные стенды СНО, научные кружки на кафедрах позволяют овладеть компетентностным подходом |
Организационные 1. Рекомендуем научно-теоретические и практические темы для проведения исследований по разным дисциплинам и кафедрам с указанием научных руководителей. 2. Включение полезной информации в сборник вуза «Тебе, первокурсник», раздел, поясняющий цели и задачи НИРС. 3. Методические и практические рекомендации для студентов по ведению научных исследований, организации научного поиска. 4. Подведение итогов НИРС, поощрение студентов, занимающихся научно-исследовательской и творческой работой, победителей конференций различного уровня. 5. Приобщение первокурсников к организации и проведению студенческих научно-практических конференций |
Обучающие 1. Организация занятий на спецкурсе «Культура научно-исследовательской деятельности студентов в первый год обучения в вузе», цель которого – компетентностная подготовка и защита научно-исследовательских работ студентов. 2. Курс «Основы НИР», способствующий приобретению рациональных компетенций в организации и осуществления компетентности на должном теоретическом, методико-практическом, методическом, практическом и контрольном уровне научных исследований студентов. 3. Выполнение научных исследований и творческих разработок, выступления в группах, на курсе, конференциях различного уровня, публикации результатов научной деятельности, осваивающие компетентностный подход |
Научно-исследовательская работа позволяет приобретать новые знания, цели, ценности и индивидуальные смыслы в современном образовании и рассматривается как средство для раскрытия сущностных сил будущего специалиста, его способности свободно ориентироваться и принимать решения в сложных социокультурных обстоятельствах, обслуживать имеющиеся социальные технологии на инновационном, творческом уровне [9, с. 191; 10, с. 67]. Сформированная эффективная профессиональная и социально-культурная деятельность, личностное развитие позволяют создать модель специалиста профессиональной компетентности, приобщая студента к культуре, осознанному отношению к наследию прошлого, творческому развитию, пониманию и преобразованию действительности.
Заключение
Подводя итог исследования, мы пришли к выводу, что поступившим в высшее учебное заведение следует уже с первых учебных занятий начать активно развивать культуру научно-исследовательской деятельности, формировать компетенции, круг своих научных интересов и потребностей и приобретать компетентность. И от того, как будет организована научно-исследовательская деятельность студента, в каких конкретных делах проявится творческая сущность обучения и воспитания, во многом зависит реализация творческого потенциала первокурсника в его дальнейшей жизни в способности овладеть НИРС. Приобретённые научные знания в стенах университета в научно-исследовательской работе студентов являются необходимой составной частью их профессиональной подготовки, позволяющей активно формировать у студента необходимые профессиональные компетенции, которые улучшат их потенциальные возможности освоения инновационного производственного потенциала. Вуз готовит профессиональных специалистов для конъюнктуры рынка труда и требует от будущего выпускника компетентности как наиболее важной сферы инновационного потенциала будущего научного и практического работника в решении стоящих перед выпускниками проблем. Будущих выпускников ждут сложные задачи решения национальных проектов во всех сферах государства.