Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDENTS’ POSITIVE SELF-DETERMINATION IN THE SCOPE OF TERTIARY EDUCATION PROBLEMS

Lazareva I.N. 1 Kolycheva V.B. 1
1 Far-Easten Federal University
In the holistic educational process the notion of personal care for students’ wellbein functions as a new sociocultural technology supposed to deal with the challenges of positive self-determination in the phase of students’ pre-professional studies. The core idea of the article is promoting the wellfare-oriented education programme. Based on nurturing students’ intrapersonal skills and uplifting their self-determination by the process of recognizing professional activity avenues and developing intrinsic strategies of professional identity formation. The article discusses a real-life issue of students’ existentialistic suspense and negative intense concern on the subject of propriety of their career choice and efficacious start in the professional field. In search of effective approach to this problem the study was focused on the following objectives: the meaning of the notion «positive self-determination’ have been conceived and elaborated; essential characteristics sequentially featured and employed as key parameters for identifying the level of the students’ self-determination during the initial stage of the focused training; empirical research was conducted on the basis of School of regional and international Studies, FEFU. The research found out that Foreign Area Studies students in their late first year have a modest level of self-determination. Subsequent to the results of the trouble-shooting, the detrimental cornstones for developing the competence under discussion and the modalities of facilitation to support the student in the process of positive self-determination have been identified. It is stated that giving emphasis to the Humanistic values, humanitarian subjects are suitable to play an important role for students to bring out positive professional identity formation.
sociocultural technology
intrapersonal skills
universal competencies
self-determination
goal-setting
reflection

Успешное функционирование воспитательной системы вуза – одно из приоритетных направлений реформы образования. Сегодня абсолютной ценностью воспитания является человек как «мера всех вещей». В условиях переориентации профессионального образования с «входных» показателей на параметры студентоцентрированного образования меняются принципы обучения, подчеркивается роль обучающегося как субъекта образовательного процесса, который, исходя из своих собственных возможностей и устремлений, может разрабатывать собственную программу развития. Универсальные компетенции, заявленные современными стандартами высшего образования (ФГОС 3++), выходят за рамки профессиональных навыков и знаний в область «человеческих измерений» проявления субъектности, саморегуляции личности, ее способности к самореализации и социальной и профессиональной мобильности [1] и образуют новый показатель качества обучения тех, кому предстоит начинать свой путь в профессии, решать задачи в области приобретения опыта профессионального самоопределения. Системообразующим фактором персонализированного образования XXI в., который позволит целенаправленно организовать воспитательный процесс в период профессионального обучения и воспитания, может стать идея позитивного самоопределения – процесса воспитания, связанного с осознанием цели и смысла жизни, формированием внутренней позиции и образа себя для плодотворной и успешной жизни, пониманием собственного места в окружающей действительности.

Центральная идея статьи – образование для благополучия обучающихся, в основе которого – развитие внутриличностных компетенций, создание педагогических условий для позитивного самоопределения через осознание студентами перспектив своей деятельности и выработку собственных стратегий профессионального роста.

Материалы и методы исследования

Многолетнее изучение образовательной практики в вузе показывает, что зачастую причиной демотивации студентов к учебной деятельности и отчисления из вуза по собственному желанию является отсутствие жизненного сценария, непонимание перспектив дальнейшего образования, пессимистические настроения относительно своего дальнейшего пути в личностном, профессиональном, социальном становлении. Этот процесс может сопровождаться снижением активности и повышенным напряжением психоэмоциональной сферы. Несмотря на то, что в подобных ситуациях каждый находит свои собственные приемлемые средства, «существует единый способ, определяющий динамику этого развития, – личностное самоопределение» [2].

В реализации требований по развитию самосознания и самоопределения кардинально важной становится воспитательная работа со студентами младших курсов. В период начала профессионального обучения «происходит корректировка ранее сформировавшихся представлений о профессии, основанных часто на гипотетических знаниях о профессии, ее смысловом и ценностном содержании. Создаются условия для формирования образов «профессии во мне» и «профессии для меня» [3, c. 116].

Психологическим критерием успешного прохождения этапа целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности является формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств. Однако в образовательной действительности личностно значимая проблема неопределенности трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией по-прежнему актуальна в рамках определенных направлений подготовки выпускников, когда специалистов не готовят под конкретные сегменты рынка труда [4].

Анализ рефлексивных эссе по дисциплине «Иностранный язык», которые на направлениях подготовки 41.00.00 являются одним из средств промежуточного оценивания результатов обучения за 7 семестр, неоднократно показывал, что студенты-регионоведы часто выражают экзистенциальные беспокойства, негативные переживания и сомнения относительно выбранного пути и успешного вхождения в сферу профессиональной жизни.

В поиске результативного подхода к решению этой проблемы выяснили степень сформированности личностного самоопределения у студентов, заканчивающих первый курс по специальности «Зарубежное регионоведение» (41.03.01). Эмпирическое исследование на базе Академического департамента английского языка Дальневосточного федерального университета было проведено в 2019 г. В качестве диагностических методик были выбраны: педагогическое картирование [5] для оценки умения постановки цели; тест-опросник для определения уровня развития рефлексивности [6].

По мнению известного педагога и психолога К.А. Абульхановой, самоопределение может быть положено в основу моделирования процесса акмеологического развития личности. Рассматривая личность субъектом жизненного пути, определяющим жизненную позицию, линии и перспективы развития, К.А. Абульханова понимает cамоопределение личности как универсальный механизм сознательного выбора личностью способа бытия по траекториям: человек – мир (путь в вечность, универсум – смысл жизни); человек – профессия (путь в историю – миссия деятеля); человек – человек (путь к себе – открытие собственного Я). Самоопределение включает в себя: познание мира (миропонимание); рефлексию (мирочувствование, самопознание); выработку концепции (стратегии) жизни, жизненных целей (мироотношение), жизненного кредо (выбор для себя, экзистенция) [7]. Опираясь на данное определение, мы можем выделить основные характеристики, дающие возможность определить уровень сформированности личностного самоопределения: система ценностей, целеполагание, способность к рефлексии.

Особенность личностного самоопределения – его направленность в будущее. Направленность ценностных ориентаций в будущее, их связь с целеполаганием является сущностью самоопределения. Выдающийся русский философ М. Бахтин указывает на то, что необходимо разделять временное будущее и смысловое будущее [8]. Смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, то есть смысловое будущее выступает как перспектива развития человека. Именно смысловое будущее имеет важное значение для самоопределения. Нами были определены уровни выраженности собственной, независимой позиции в структуре ориентационных характеристик смыслового будущего:

Низкий уровень. Цели заявлены, но они не связаны с действительностью т.е. неосуществимы. Низкий уровень рефлексии, характеризуемый сосредоточенностью лишь па внешнем интенциональном объекте деятельности.

Средний уровень. Заявлены ближние цели. Средний уровень рефлексии: рефлексия направлена на объект, не имеющий прямого отношения к актуальной жизненной ситуации, выход за пределы собственного «Я» имеет не явно выраженный характер.

Высокий уровень. Умение ставить цели (ближние, дальние) и планировать на их основе свои дальнейшие действия; высокий уровень рефлексии: способность осмысливать, анализировать посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями. Выраженная склонность внутренне просматривать все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся малоправдоподобными, склонность обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и в будущем; склонность обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно планировать и прогнозировать все возможные последствия.

При обработке результатов тестирования по опроснику измерения степени развития рефлексивности полученные сырые баллы по каждому из факторов были переведены в условные баллы десятибалльной шкалы (стены).

Условные баллы в стенах были распределены по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное). Исходя из полученных результатов, на данном этапе исследования можно констатировать, что у исследуемой группы обучаемых умение рефлексировать сформировано слабо.

Педагогическое картирование позволило выявить затруднения в целеполагании. Студентам было предложено составить карты своего будущего развития, нарисовать самую желаемую цель, к которой они будут стремиться на протяжении нескольких лет, и путь к ней. Обозначить этапы пути, возможные затруднения и предполагаемые победы. Только 9 опрашиваемых обозначили целью развитие своих различных сильных сторон, увлечений. Путь к этой цели был представлен конкретными шагами, отражающими постепенное развитие в будущем имеющихся в настоящем интересов. Во всех остальных анкетах цель определена предельно обобщённо – чаще всего профессия (57 %) или создание семьи (34,7 %). При этом часто профессия не определена или обозначена неконкретно, а этапы движения к этим целям примерно одинаковы –закончить вуз, устроиться на работу. Преимущественно путь обозначен прямой или прерывистой линией (43 %), иногда не обозначен вообще, только ряд символов (21,7 %), есть ступени (13 %), встретилась дорога в горах и путь, усеянный терниями. Но во всех картах на пути к цели всего четыре, реже пять шагов. Такие результаты говорят нам о том, что опрашиваемые представляют своё будущее идеализированно и упрощённо, а также подменяют жизненные цели штампами.

Соотношение количества баллов со стенами и уровнем рефлексии анкетируемых

Уровень рефлексии

Количество первичных баллов

Стен

% от количества анкетируемых

низкий

80–113

1, 2, 3

51,4

средний

114–139

4, 5, 6

45,1

высокий

140 и выше

7, 8, 9, 10

3,5

Результаты исследования и их обсуждение

Подводя итог, мы приходим к выводу, что уровень самоопределения у студентов первого курса, обучающихся по направлению 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» низкий (71 %) или средний (29 %) и следующий шаг в исследовании проблемы позитивного самоопределения необходимо направить на конструирующее понимание зафиксированной тенденции и поиск инструментальных подходов в развитии личностных возможностей студентов в период начальной профессиональной подготовки.

Понятие позитивного самоопределения личности теснейшим образом связано с проблемой формирования ценностно-смысловой системы личности и становления ее как субъекта деятельности. Противоречивость ценностных ориентаций человека может помешать осознанному активному личностному самоопределению. Сегодня «становится очевидным смещение гуманистических ценностей на прагматические» [9]. В обществе и в культуре распространяется глобальный инфантилизм, характеризующийся незрелостью эмоционально-волевой сферы, задержкой нравственного и социального созревания, отсутствием трудовой мотивации, низкой потребностью в достижениях, несамостоятельностью решений и действий [10]. Нежелание принимать решения, взрослеть, переходить на новую ступень развития дополняется тем, что выбор профессии становится не потребностью, а необходимостью. Психологический дискомфорт осложняется и с отсутствием у завтрашних выпускников сколько-нибудь устойчивой перспективы на будущее трудоустройство. Но даже если цели определены и соотнесены с возможностями, их достижению может помешать абстрактность жизненных планов, когда человек не видит четких средств к достижению целей.

С другой стороны, современный рынок труда оценивает не только узкопрофессиональные квалификации и технические навыки, но и так называемые новые компетенции. С позиции компетентностного подхода результатом образования становится компетентность выпускника как способность действовать на основе полученных знаний в ситуации неопределенности. Особую роль в реализации себя как активного социального субъекта и подготовке к профессиональной социализации играют три ключевые группы умений, которые образуют новый показатель качества современного обучения – компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими, компетентность взаимодействия с собой. Свой личностный и интеллектуальный потенциал необходимо реализовывать, а для этого нужно обладать специальными качествами и умениями: перевести свои притязания в категорию целей (целеполагание и планирование); выработать активность и стремление к действию (целеустремлённость); развить коммуникативность, поскольку человек осуществляет свои достижения в социуме; адаптивность, поскольку человек и общество – это изменяющиеся реалии, интеллектуальную компетентность, которая необходима в формировании жизненных и профессиональных траекторий.

Ввиду того, что профессиональное развитие и успешность личности опосредуются уровнем и активностью социальных контактов, одним из существенных факторов профессиональной успешности является мотивация достижения [11]. Образ о себе, который мы носим, формирует нашу реальность, и с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода это поможет формированию образа персональной успешности. Вырабатывая концепцию деятельности воспитательной системы в направлении формирования успешной личности обучаемых, важно скорректировать учебный процесс через оценку траектории успешности обучения.

Реализация социокультурной технологии педагогического содействия позитивному самоопределению включает проведение деятельностных игр; создание эффективной образовательной среды, выработку индивидуальной позиции и инициативы каждого учащегося, развитие способностей к рефлексии. Рефлексия должна быть обращена как вовне, чтобы разглядеть конфликт ценностей в общем контексте, так и на собственную внутреннюю позицию, чтобы в этом контексте сделать свой выбор. Рефлексивные практики могут быть организованы по поводу созданного или несозданного интеллектуального продукта; в отношении целеполагания, поддерживающего внутренние ценности, к которым относятся личностный рост; построение близких межличностных отношений; помощь другим людям и обществу в целом, а также планирования своего саморазвития. Отработанными приемами интенсификации процессов позиционной рефлексии и самоопределения являются: денотантные карты текста, визуализация профессиональной ситуации, выявление узловых вопросов, формулировка проектного творческого задания, построение проблемной ситуации. С помощью рефлексивно-позиционных технологий участники обнаруживают прецедентные образцы оснований, мотивов и ценностей, движущих человеком в его самоосуществлении. Опыт освоения прецедентных решений в игровом (гипотетическом) порядке делает более обеспеченным сопоставимый актуальный личный выбор применительно к плану собственных действий в будущем [12]. Моделирование развивающей среды (в рефлексивно-позиционном подходе и на основе сюжетно-деятельностных технологий) предполагает привлечение разного рода текстов и медиатекстов, которые могут создать богатое поле идей и потенциальных смыслов, и в данном аспекте ведущая роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, обладающим способностью транслировать любое содержание, акцентировать гуманистические профессиональные ценности и тем самым внести существенный вклад в развитие профессионального мировоззрения студентов.

Заключение

Сказанное в этой статье можно резюмировать следующим образом.

- Универсальные компетентности дают сегодня новый импульс к созданию благоприятных предпосылок для профессиональной социализации молодых специалистов, и их развитие и совершенствование является обязательным компонентов системы подготовки специалистов.

- Реализация личностного потенциала предполагает наличие качеств и умений целеполагания, коммуникации, рефлексии.

- Наличие у студентов невысокого уровня личностного самоопределения требует активной педагогической поддержки, подготовки и своевременного применения инструмента содействия и сопровождения процесса личностного самоопределения в образовательном процессе, где развиваются базовые ценности, нормы и установки личности, где учащийся должен стать субъектом собственного развития и научиться выстраивать индивидуальную стратегию жизненного успеха.

- Гуманистически ориентированная воспитательная система позволит создать соответствующую среду воспитания, чтобы личность получала запас интеллектуальных и нравственных сил, не только необходимых для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в профессиональные отношения, но и достаточных для того, чтобы быть комфортной личностью как во внутреннем мире собственного развития, так и во внешней реализации своего потенциала.