В 2020 г. государственная система образования столкнулась с необходимостью проводить учебную работу в дистанционном режиме в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса. На всех уровнях образования педагоги предпринимали усилия для того, чтобы не снизить качество учебно-воспитательного процесса при дистанционном обучении. В сфере высшего образования данная работа также проводилась со своей спецификой, имея профессиональную направленность. Эта работа была также актуальной и для специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. Вузовские преподаватели (тренеры) физической культуры находятся в постоянном поиске путей решения проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре, несмотря на сложности образовательной деятельности в условиях ограничительных мер на современном этапе.
Исследования ученых в этой области еще раз подчеркивают важность проведения данной работы. О значении качественного образования в сфере физической культуры в условиях дистанционного обучения в своих работах пишут А.Р. Бикмуллина и Е.В. Фазлеева [1], Ю.Я. Лобанов с группой ученых [2]; особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в условиях дистанционного обучения в своей работе описывает В.И. Михеев [3]; о необходимости повышать мотивацию студентов к занятиям физической культурой дистанционными средствами обучения пишет Ю.В. Алеева [4]; Е.А. Линок и И.А. Палий в своих трудах утверждают, что дистанционное образование – это эффективное средство популяризации самостоятельных занятий физической культурой среди населения [5]; о необходимости обучения будущих специалистов в области физической культуры и спорта эффективному использованию в своей деятельности современных средств, методов дистанционной образовательной работы пишут Д.А. Ульянов и Т.Г. Коваленко [6], П.Г. Бордовский и Л.А. Заварухина [7], А.Ю. Ильясова с группой ученых [8].
Несмотря на большое внимание исследователей к данной тематике многие из них упускают возможность изучения влияния более углубленной теоретической подготовки студентов по теории и методике физической культуры, как отрасли педагогической науки, способной помочь повысить качество дистанционного учебно-воспитательного процесса в рамках общего физкультурного образования. Общее физкультурное образование (непрофессиональное) как специфическая система полученных знаний, двигательных умений и навыков, сформированных качеств, свойств личности, опыта, чувств и установок поведения, которое обучающиеся получают на разных ступенях системы образования [9]. Автор сделал предположение, что именно изучение основ теории и методики физической культуры позволит студентам больше узнать о сути научного знания в области физической культуры, о методологии научного познания в физкультурно-спортивной деятельности и, соответственно, более осознанно, активно и продуктивно осваивать программный материал по физической культуре. Тем самым процесс формирования физической культуры личности студента, как неотъемлемой части общей культуры личности, станет более эффективным.
С целью повысить эффективность общего физкультурного образования автор ставит следующие задачи: организовать изучение студентами основ теории и методики физической культуры; определить влияние теоретических знаний по теории и методике физической культуры на качество учебно-воспитательного процесса по физической культуре в условиях дистанционного обучения.
Достижение целей, задач исследования позволит определить наиболее оптимальные особенности и условия, объем и содержание учебного материала по теории и методике физической культуры, обосновывая теоретическую значимость данной исследовательской работы. Этот подход к решению исследовательских задач позволит повысить качество формирования физической культуры личности студентов в условиях вынужденной дистанционной образовательной работы, что и определяет практическую значимость исследования.
Материалы и методы исследования
При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования: эксперимент, тестирование, опрос, метод экспертных оценок и статистики, обобщения и анализа результатов исследования, изучения современных литературных данных в сфере теории и методики физической культуры, а также дистанционного образования.
Исследование проводилось в период с марта по июнь 2020 г. В период дистанционного обучения студенты были распределены на две группы «А» и «Б» по 56 человек в каждой. Со студентами группы «А» проводилась плановая учебно-воспитательная работа по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном режиме, а студенты группы «Б», кроме плановой учебной работы, получали задания по изучению основ теории и методики физической культуры. Данные учебные задания давались в небольшом объеме, но с достаточной глубиной и широтой, чтобы достичь цели и в то же время не превышать учебную нагрузку. Исследователи старались определить самую суть, главные основы знаний по теории и методике физической культуры. Важным являлось и то, что исследовательская работа строилась так, чтобы теоретические знания гармонично сочетались с освоением программного материала по дисциплине.
Также необходимо учитывать посильность освоения различных тем по теории и методике физической культуры в дистанционном режиме, обеспечивая студентам доступ к нужным источникам, потому что в интернете на современном этапе существует большое количество подходящей по тематике, но не подходящей по содержанию литературы [10]. На наиболее сложных этапах самостоятельного дистанционного освоения учебного материала по теории и методике физической культуре необходимо обязательно проводить педагогическое сопровождение, организовать помощь, а иногда и коррекцию учебно-воспитательного процесса [11]. Это необходимо для того, чтобы осуществлять педагогический контроль, который позволит обеспечить последовательное и логическое формирование системы знаний, не допуская формирования неправильного понимания [12].
Прочность знаниям придает применение полученных теоретических знаний на плановых занятиях по физической культуре в дистанционном режиме и практических заданий по самоподготовке. Несмотря на дистанционный режим, преподаватель также должен проводить работу по всестороннему обеспечению безопасности интерактивного занятия (онлайн-занятия) со студентами по физической культуре, осуществлять меры по профилактике травматизма среди студентов при выполнении ими заданий по самостоятельной подготовке. Кроме инструктажей и систематического педагогического контроля, не допустить травмы на самостоятельных занятиях по физической культуре позволит обучение студентов методикам самоконтроля [13].
Большие возможности при проведении дистанционного обучения и исследовательской работы открывают интерактивные технологии, электронная информационная образовательная среда, дистанционные образовательные программы. Телекоммуникационные технологии интерактивного взаимодействия с использованием видео-конференц-связи для нескольких абонентов стали отличным способом реализации теоретических и практических онлайн-занятий по физической культуре с группами студентов в условия вынужденной самоизоляции, в рамках мер по борьбе с распространением COVID-19.
При решении исследовательских задач также активно применялась система электронного обучения «Moodle» [14]. По мнению автора, это наиболее оптимальная дистанционная система обучения, позволяющая студентам в короткие сроки освоить необходимый и компактный учебный материал по теории и методике физической культуры.
Срез знаний в экспериментальных группах по теории и методике физической культуры, а также по качеству освоения программного материала учебной дисциплины проводился в три этапа: в начале, в середине и в конце эксперимента. Знания каждого студента оценивались по 5-балльной шкале, затем баллы каждого студента в группе складывались и получался общий показатель группы. Групповые показатели сравнивались, анализировались для определения результатов эксперимента. Наряду с программными опросниками и тестовыми заданиями по физической культуре были разработаны анкеты и тесты по определению уровня освоения знаний по теории и методике физической культуры. Проведение опроса и тестирования осуществлялось в соответствии с общепринятыми требованиями к исследовательским работам для получения объективных показателей [15].
Результаты исследования и их обсуждение
Для демонстрации успешного проведения обучения основам теории и методики физической культуры автор представляет табличные данные и в то же время четко определяет, что они являются только учебными результатами группы «Б», а не исследовательскими (табл. 1). Данные показатели нужны для логической полноты изложения экспериментальной работы.
Таблица 1
Результаты изучения основ теории и методики физической культуры
| Тематика | Группа «А» | Группа «Б» | ||||
| I этап | II этап | III этап | I этап | II этап | III этап | |
| 1. Физическая культура как часть общей культуры человечества | 103 | 228 | 236 | 95 | 239 | 229 | 
| 2. Физическая культура как важная часть культуры личности | 91 | 105 | 98 | 84 | 218 | 229 | 
| 3. Физкультурное образование (общее и профессиональное) | 113 | 154 | 169 | 102 | 237 | 230 | 
| 4. Теория и методика физической культуры как отрасль педагогической науки | 85 | 88 | 87 | 90 | 225 | 221 | 
| 5. Формы организации физкультурного образования | 79 | 85 | 81 | 85 | 196 | 182 | 
| 6. Принципы физкультурно-спортивной деятельности | 90 | 156 | 163 | 78 | 214 | 229 | 
| 7. Средства физической культуры | 108 | 122 | 117 | 95 | 261 | 256 | 
| 8. Методы физкультурного образования | 72 | 84 | 83 | 91 | 218 | 210 | 
| 9. Физические качества | 121 | 130 | 229 | 102 | 126 | 252 | 
| 10. Основы обучения двигательным действиям. Формирование навыка | 68 | 62 | 81 | 73 | 68 | 248 | 
| 11. Спорт. Признаки, направления развития и классификация спорта | 82 | 78 | 189 | 95 | 89 | 204 | 
| 12. Основы спортивной тренировки | 73 | 82 | 79 | 78 | 87 | 197 | 
| 13. Лечебная физическая культура | 96 | 112 | 118 | 74 | 92 | 225 | 
| 14. Основы научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры | 86 | 105 | 120 | 93 | 117 | 221 | 
| Итого: | 1267 | 1591 | 1850 | 1235 | 2387 | 3125 | 
Из табличных данных видно успешное освоение знаний по теории и методике физической культуры студентами группы «Б», а хорошие показатели группы «А» по некоторым темам объясняются сочетанием тем в программе дисциплины и в исследовательском проекте. Необходимо отметить, что в группе «Б» видно небольшое снижение показателей по темам первой половины учебного материала на III этапе контроля знаний, который проводился в конце эксперимента, это объясняется забыванием учебного материала студентами по истечению определенного времени. Также это наблюдается с показателями тем второй половины на II этапе контроля, потому что к этому времени студенты еще не успели освоить эти темы.
А в табл. 2 автор демонстрирует качество освоения студентами учебного материала по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения.
Таблица 2
Результаты освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»
| Оценочные показатели | Группа «А» | Группа «Б» | ||||
| I этап | II этап | III этап | I этап | II этап | III этап | |
| 1. Теоретическая готовность по учебной дисциплине | 102 | 173 | 208 | 91 | 194 | 231 | 
| 2. Посещаемость практических онлайн-занятий | 227 | 218 | 239 | 219 | 223 | 237 | 
| 3. Проведение студентами дистанционных практических занятий с учебной группой в роли руководителя занятия | 146 | 153 | 164 | 139 | 168 | 182 | 
| 4. Задания на самостоятельную работу (видеоотчеты) | 185 | 192 | 211 | 178 | 206 | 224 | 
| 5. Изучение элементов дисциплины в электронной системе обучения Moodle | 213 | 223 | 231 | 202 | 225 | 254 | 
| 6. Реферативные работы | 83 | 113 | 178 | 92 | 110 | 195 | 
| 7. Студенческая научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях) | 95 | 134 | 157 | 96 | 152 | 189 | 
| Итого: | 1051 | 1206 | 1388 | 1017 | 1278 | 1512 | 
Согласно табличным данным видно, что студенты группы «Б» более эффективно осваивают программу по дисциплине «Физическая культура и спорт», изучая основы теории и методики физической культуры. В конце эксперимента, на III этапе контроля, видно, что успеваемость студентов группы «Б» выше на 124 балла по групповому показателю, чем у группы «А», хотя и показатели успеваемости группы «А» тоже неплохие. Такая более яркая положительная динамика наблюдается по всем учебным показателям дисциплины.
Динамика повышения учебных показателей экспериментальной группы в освоении программного материала по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения более наглядно просматривается на рисунке.

Повышение эффективности успеваемости студентов по учебной дисциплине
Рисунок наглядно показывает эффективность экспериментальной работы, достижение целей и задач исследования.
Заключение
В условиях вынужденной изоляции в рамках применения мер по борьбе с распространением коронавируса необходимо осуществлять учебную работу без ущерба для качества образовательных услуг на всех уровнях системы образования. Изучение студентами университетов основ теории и методики физической культуры позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре в режиме дистанционного обучения. Также это совершенствует работу по формированию физической культуры личности, повышая эффективность всей системы общего физкультурного образования студентов вуза. Данная работа будет эффективна в физкультурном образовании различных категорий обучающихся в различных образовательных учреждениях и не только в условиях дистанционного обучения.



