Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDYING THE BASICS OF THE THEORY AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION TO INCREASE THE EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Ziambetov V.Yu. 1
1 Orenburg state university
In this work, the author attempts to find a way to solve the problem of reducing the quality of physical education of students during the period of distance learning, which was the result of measures to combat the spread of coronavirus infection. To increase the effectiveness of the process of teaching and upbringing in the discipline «Physical culture and sport», the tasks are set to apply the system of teaching students the basics of theory and methodology of physical culture as an important branch of pedagogical science to identify its influence on the educational process in physical culture as a whole. Materials and research methods. Having studied the modern scientific and methodological literature, the experience of scientists and specialists in the field of physical culture, the author conducts experimental work, applying a survey, testing in student groups. The work was carried out from March to June 2020 during the period of forced measures for the use of distance learning. Research results. After organizing and conducting the study, a deep analysis and generalization of the data obtained was made, which confirmed the author’s proposals. The results of the study showed that the level of general physical culture education increases with the use of teaching students the basics of theory and methodology of physical culture within the framework of physical culture and sports activities at the university.
theory and methodology of physical culture
distance learning
physical education
students
teachers

В 2020 г. государственная система образования столкнулась с необходимостью проводить учебную работу в дистанционном режиме в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса. На всех уровнях образования педагоги предпринимали усилия для того, чтобы не снизить качество учебно-воспитательного процесса при дистанционном обучении. В сфере высшего образования данная работа также проводилась со своей спецификой, имея профессиональную направленность. Эта работа была также актуальной и для специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. Вузовские преподаватели (тренеры) физической культуры находятся в постоянном поиске путей решения проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре, несмотря на сложности образовательной деятельности в условиях ограничительных мер на современном этапе.

Исследования ученых в этой области еще раз подчеркивают важность проведения данной работы. О значении качественного образования в сфере физической культуры в условиях дистанционного обучения в своих работах пишут А.Р. Бикмуллина и Е.В. Фазлеева [1], Ю.Я. Лобанов с группой ученых [2]; особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в условиях дистанционного обучения в своей работе описывает В.И. Михеев [3]; о необходимости повышать мотивацию студентов к занятиям физической культурой дистанционными средствами обучения пишет Ю.В. Алеева [4]; Е.А. Линок и И.А. Палий в своих трудах утверждают, что дистанционное образование – это эффективное средство популяризации самостоятельных занятий физической культурой среди населения [5]; о необходимости обучения будущих специалистов в области физической культуры и спорта эффективному использованию в своей деятельности современных средств, методов дистанционной образовательной работы пишут Д.А. Ульянов и Т.Г. Коваленко [6], П.Г. Бордовский и Л.А. Заварухина [7], А.Ю. Ильясова с группой ученых [8].

Несмотря на большое внимание исследователей к данной тематике многие из них упускают возможность изучения влияния более углубленной теоретической подготовки студентов по теории и методике физической культуры, как отрасли педагогической науки, способной помочь повысить качество дистанционного учебно-воспитательного процесса в рамках общего физкультурного образования. Общее физкультурное образование (непрофессиональное) как специфическая система полученных знаний, двигательных умений и навыков, сформированных качеств, свойств личности, опыта, чувств и установок поведения, которое обучающиеся получают на разных ступенях системы образования [9]. Автор сделал предположение, что именно изучение основ теории и методики физической культуры позволит студентам больше узнать о сути научного знания в области физической культуры, о методологии научного познания в физкультурно-спортивной деятельности и, соответственно, более осознанно, активно и продуктивно осваивать программный материал по физической культуре. Тем самым процесс формирования физической культуры личности студента, как неотъемлемой части общей культуры личности, станет более эффективным.

С целью повысить эффективность общего физкультурного образования автор ставит следующие задачи: организовать изучение студентами основ теории и методики физической культуры; определить влияние теоретических знаний по теории и методике физической культуры на качество учебно-воспитательного процесса по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Достижение целей, задач исследования позволит определить наиболее оптимальные особенности и условия, объем и содержание учебного материала по теории и методике физической культуры, обосновывая теоретическую значимость данной исследовательской работы. Этот подход к решению исследовательских задач позволит повысить качество формирования физической культуры личности студентов в условиях вынужденной дистанционной образовательной работы, что и определяет практическую значимость исследования.

Материалы и методы исследования

При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования: эксперимент, тестирование, опрос, метод экспертных оценок и статистики, обобщения и анализа результатов исследования, изучения современных литературных данных в сфере теории и методики физической культуры, а также дистанционного образования.

Исследование проводилось в период с марта по июнь 2020 г. В период дистанционного обучения студенты были распределены на две группы «А» и «Б» по 56 человек в каждой. Со студентами группы «А» проводилась плановая учебно-воспитательная работа по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном режиме, а студенты группы «Б», кроме плановой учебной работы, получали задания по изучению основ теории и методики физической культуры. Данные учебные задания давались в небольшом объеме, но с достаточной глубиной и широтой, чтобы достичь цели и в то же время не превышать учебную нагрузку. Исследователи старались определить самую суть, главные основы знаний по теории и методике физической культуры. Важным являлось и то, что исследовательская работа строилась так, чтобы теоретические знания гармонично сочетались с освоением программного материала по дисциплине.

Также необходимо учитывать посильность освоения различных тем по теории и методике физической культуры в дистанционном режиме, обеспечивая студентам доступ к нужным источникам, потому что в интернете на современном этапе существует большое количество подходящей по тематике, но не подходящей по содержанию литературы [10]. На наиболее сложных этапах самостоятельного дистанционного освоения учебного материала по теории и методике физической культуре необходимо обязательно проводить педагогическое сопровождение, организовать помощь, а иногда и коррекцию учебно-воспитательного процесса [11]. Это необходимо для того, чтобы осуществлять педагогический контроль, который позволит обеспечить последовательное и логическое формирование системы знаний, не допуская формирования неправильного понимания [12].

Прочность знаниям придает применение полученных теоретических знаний на плановых занятиях по физической культуре в дистанционном режиме и практических заданий по самоподготовке. Несмотря на дистанционный режим, преподаватель также должен проводить работу по всестороннему обеспечению безопасности интерактивного занятия (онлайн-занятия) со студентами по физической культуре, осуществлять меры по профилактике травматизма среди студентов при выполнении ими заданий по самостоятельной подготовке. Кроме инструктажей и систематического педагогического контроля, не допустить травмы на самостоятельных занятиях по физической культуре позволит обучение студентов методикам самоконтроля [13].

Большие возможности при проведении дистанционного обучения и исследовательской работы открывают интерактивные технологии, электронная информационная образовательная среда, дистанционные образовательные программы. Телекоммуникационные технологии интерактивного взаимодействия с использованием видео-конференц-связи для нескольких абонентов стали отличным способом реализации теоретических и практических онлайн-занятий по физической культуре с группами студентов в условия вынужденной самоизоляции, в рамках мер по борьбе с распространением COVID-19.

При решении исследовательских задач также активно применялась система электронного обучения «Moodle» [14]. По мнению автора, это наиболее оптимальная дистанционная система обучения, позволяющая студентам в короткие сроки освоить необходимый и компактный учебный материал по теории и методике физической культуры.

Срез знаний в экспериментальных группах по теории и методике физической культуры, а также по качеству освоения программного материала учебной дисциплины проводился в три этапа: в начале, в середине и в конце эксперимента. Знания каждого студента оценивались по 5-балльной шкале, затем баллы каждого студента в группе складывались и получался общий показатель группы. Групповые показатели сравнивались, анализировались для определения результатов эксперимента. Наряду с программными опросниками и тестовыми заданиями по физической культуре были разработаны анкеты и тесты по определению уровня освоения знаний по теории и методике физической культуры. Проведение опроса и тестирования осуществлялось в соответствии с общепринятыми требованиями к исследовательским работам для получения объективных показателей [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Для демонстрации успешного проведения обучения основам теории и методики физической культуры автор представляет табличные данные и в то же время четко определяет, что они являются только учебными результатами группы «Б», а не исследовательскими (табл. 1). Данные показатели нужны для логической полноты изложения экспериментальной работы.

Таблица 1

Результаты изучения основ теории и методики физической культуры

Тематика

Группа «А»

Группа «Б»

I этап

II этап

III этап

I этап

II этап

III этап

1. Физическая культура как часть общей культуры человечества

103

228

236

95

239

229

2. Физическая культура как важная часть культуры личности

91

105

98

84

218

229

3. Физкультурное образование (общее и профессиональное)

113

154

169

102

237

230

4. Теория и методика физической культуры как отрасль педагогической науки

85

88

87

90

225

221

5. Формы организации физкультурного образования

79

85

81

85

196

182

6. Принципы физкультурно-спортивной деятельности

90

156

163

78

214

229

7. Средства физической культуры

108

122

117

95

261

256

8. Методы физкультурного образования

72

84

83

91

218

210

9. Физические качества

121

130

229

102

126

252

10. Основы обучения двигательным действиям. Формирование навыка

68

62

81

73

68

248

11. Спорт. Признаки, направления развития и классификация спорта

82

78

189

95

89

204

12. Основы спортивной тренировки

73

82

79

78

87

197

13. Лечебная физическая культура

96

112

118

74

92

225

14. Основы научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры

86

105

120

93

117

221

Итого:

1267

1591

1850

1235

2387

3125

Из табличных данных видно успешное освоение знаний по теории и методике физической культуры студентами группы «Б», а хорошие показатели группы «А» по некоторым темам объясняются сочетанием тем в программе дисциплины и в исследовательском проекте. Необходимо отметить, что в группе «Б» видно небольшое снижение показателей по темам первой половины учебного материала на III этапе контроля знаний, который проводился в конце эксперимента, это объясняется забыванием учебного материала студентами по истечению определенного времени. Также это наблюдается с показателями тем второй половины на II этапе контроля, потому что к этому времени студенты еще не успели освоить эти темы.

А в табл. 2 автор демонстрирует качество освоения студентами учебного материала по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения.

Таблица 2

Результаты освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»

Оценочные показатели

Группа «А»

Группа «Б»

I этап

II этап

III этап

I этап

II этап

III этап

1. Теоретическая готовность по учебной дисциплине

102

173

208

91

194

231

2. Посещаемость практических онлайн-занятий

227

218

239

219

223

237

3. Проведение студентами дистанционных практических занятий с учебной группой в роли руководителя занятия

146

153

164

139

168

182

4. Задания на самостоятельную работу (видеоотчеты)

185

192

211

178

206

224

5. Изучение элементов дисциплины в электронной системе обучения Moodle

213

223

231

202

225

254

6. Реферативные работы

83

113

178

92

110

195

7. Студенческая научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях)

95

134

157

96

152

189

Итого:

1051

1206

1388

1017

1278

1512

Согласно табличным данным видно, что студенты группы «Б» более эффективно осваивают программу по дисциплине «Физическая культура и спорт», изучая основы теории и методики физической культуры. В конце эксперимента, на III этапе контроля, видно, что успеваемость студентов группы «Б» выше на 124 балла по групповому показателю, чем у группы «А», хотя и показатели успеваемости группы «А» тоже неплохие. Такая более яркая положительная динамика наблюдается по всем учебным показателям дисциплины.

Динамика повышения учебных показателей экспериментальной группы в освоении программного материала по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения более наглядно просматривается на рисунке.

ziab1.wmf

Повышение эффективности успеваемости студентов по учебной дисциплине

Рисунок наглядно показывает эффективность экспериментальной работы, достижение целей и задач исследования.

Заключение

В условиях вынужденной изоляции в рамках применения мер по борьбе с распространением коронавируса необходимо осуществлять учебную работу без ущерба для качества образовательных услуг на всех уровнях системы образования. Изучение студентами университетов основ теории и методики физической культуры позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре в режиме дистанционного обучения. Также это совершенствует работу по формированию физической культуры личности, повышая эффективность всей системы общего физкультурного образования студентов вуза. Данная работа будет эффективна в физкультурном образовании различных категорий обучающихся в различных образовательных учреждениях и не только в условиях дистанционного обучения.