Современное общество предъявляет высокие требования к врачам. В связи с этим в системе высшего медицинского образования меняются подходы к отбору абитуриентов, активно внедряется компетентностный подход в процесс обучения. Следовательно, изменяется оценка качества подготовки будущих врачей, выбора ими врачебной специальности с учетом потребности здравоохранения. В сложных условиях развития современного общества растут запросы к профессионализму специалиста, что может сопровождаться увеличением вероятности психоэмоциональных нагрузок у обучающихся в вузе и предпосылками к затруднению в выборе врачебной специальности. Основная цель государственной политики в Российской Федерации – обеспечение качественного высшего образования, подготовка врачей, владеющих профессиональными компетенциями, умениями, имеющих достаточные коммуникативные способности и навыки саморегуляции. Перед выпускником медицинского вуза возникает серьезная проблема – выбор врачебной специальности. Ошибочное избрание врачебного направления может привести к отрицательным последствиям – уход из профессии, что нанесет урон не только самому специалисту, но и системе здравоохранения – дефицит врачебных кадров [1, 2]. Существенной в решении проблемы выбора врачебной специальности считается оценка личностной характеристики выпускника медицинского вуза: ответственность, трудолюбие, стремление к постоянному совершенствованию, повышению знаний, стрессоустойчивость. Изучение факторов, влияющих на формирование успешной врачебной личности, является чрезвычайно необходимым на современном этапе развития общества. Эффективная подготовка будущих врачей к профессиональной деятельности предъявляет высокие требования к их психоэмоциональным характеристикам, личностным качествам. Изучение литературы по вопросу влияния личностных качеств выпускника-медика на выбор врачебной специальности рассматривается недостаточно, на что указывает ряд авторов [3–5]. Изучение проблемы профессиональной ориентации во взаимосвязи с личностными чертами крайне актуально. В связи с этим целесообразен анализ личностных характеристик студентов при выборе ими врачебной специальности, что позволит выявить факторы для организации профориентационной работы на этапе додипломной подготовки будущих врачей.
Цель исследования: проанализировать выбор врачебной специальности студентами выпускного курса медицинского вуза во взаимосвязи с личностными характеристиками респондентов путем их самооценки.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужило анонимное анкетирование 163 студентов 6 курса лечебного (93 студента) и педиатрического (70 студентов) факультетов Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России, которое проводилось в осеннем семестре 2019–2020 уч.г. Число студентов, проживающих в Краснодарском крае, составило 77,5 %; остальные – из других территорий РФ. Женщин – 69,8 %, мужчин – 30,2 %; студентов, имеющих семьи, всего 8,6 %. В различные периоды обучения в вузе 47,6 % респондентов участвовали в работе студенческих научных кружков. В опросник, предложенный студентам, включены разделы, касающиеся выбора врачебной специальности выпускниками при поступлении в клиническую ординатуру, самоидентификация личностных качеств, которые помогают и мешают познавательному процессу при обучении в вузе, их взаимосвязи с выбором врачебной специальности.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе проводимого опроса выяснилось – выбирая врачебную специальность, респонденты лечебного факультета планируют свой профессиональный путь следующим образом: хотят стать терапевтами 21,7 %, хирургами – 15,5 %, акушерами-гинекологами – 15,7 %. Остальные 47,1 % видят себя «узкими» специалистами. Необходимо отметить, что среди «узких» специальностей выпускники отдают предпочтение таким, как эндокринология (27,8 %), психиатрия (19,6 %), неврология (18,7 %). Рассматривают свою будущую работу анестезиологами-реаниматологами 5,6 %; онкологами – 2,7 %; инфекционистами, если не пройдут конкурсный отбор в клиническую ординатуру по специальности «эндокринология» или «неврология» – 2,2 %; 2,1 % указали, что, возможно, изберут специальность врача УЗИ. Не проявляют респонденты интереса к таким специальностям, как «фтизиатр», «врач общей практики», «врач-рентгенолог». Среди студентов лечебного факультета, ответивших на вопросы анкеты, 56,1 % совмещали учебу в вузе с работой. Из них 77,6 % связывали учебу с работой в медицинских учреждениях, 14,8 % – в аптеке, 7,6 % – в учреждениях, не связанных с медициной. Мы проанализировали, влияет ли трудовая занятость студента на выбор врачебной специальности.
В терапевтических отделениях работали 19,1 % студентов; в поликлиниках – 11,3 %; на станциях скорой медицинской помощи – 19,0 %; в отделениях анестезиологии и реанимации – 7,3 %; в отделениях хирургии – 13,2 %; в родильных домах и отделениях акушерства-гинекологии – 4,6 %; кабинетах косметологии – 3,1 %; аптеках – 14,8 %; немедицинских учреждениях – 7,6 %. Далее рассмотрена взаимосвязь трудовой занятости в период обучения и выбором будущей врачебной деятельности в связи с конкретной специальностью. Так, среди работающих в терапевтических отделениях ни один студент не намерен связывать свою будущую деятельность с данной специальностью и предполагает поступление в клиническую ординатуру по следующим специальностям: судебная медицина, эндокринология, акушерство-гинекология, дерматовенерология, неврология. Работающие в поликлиниках, отдают предпочтение таким специальностям, как эндокринология, кардиология, дерматовенерология, акушерство-гинекология. Среди студентов, трудозанятых на станциях скорой медицинской помощи, только один респондент видит себя в данной специальности, остальные – хирургия, акушерство-гинекология. Среди занятых трудовой деятельностью в отделениях реанимации, хирургических, гинекологических только 18,8 % рассматривают возможность быть хирургами, остальные – «узкими» специалистами (эндокринология, офтальмология, ЛОР-болезни и др.).
В аналогичном аспекте проведено анкетирование и проанализированы результаты ответов студентов педиатрического факультета. По результатам исследования планируют обучение в клинической ординатуре и дальнейшую работу по специальности педиатрия – 14,6 % студентов, неонатология – 2,9 %, хирургия – 7,1 %, акушерство-гинекология – 4,3 %. Две трети (71,1 %) высказали намерение работать «узкими» специалистами, среди которых лидирует психиатрия – 27,5 %. Следующие по рейтингу специальности: неврология – 9,2 %, анестезиология-реаниматология – 6,8 %, детские инфекционные болезни – 4,3 %. Для остальных студентов представляют интерес такие «узкие» специальности, как ЛОР-болезни, офтальмология, дерматовенерология. Из опрошенных студентов педиатрического факультета 62,8 % совмещают учебу с работой, из них в медицинских учреждениях работают 84,1 %, в аптеке – 9,1 %, в учреждениях, не имеющих отношения к медицине, – 6,8 %. Нами проведен анализ трудовой занятости студентов педиатрического факультета в медицинских учреждениях: отделения реанимации – 45,7 %, хирургии – 21,6 %, педиатрии – 16,2 %, скорой медицинской помощи – 8,4 %, поликлиника – 5,4 %, неврологии – 2,7 %. Далее рассмотрено, повлияла ли работа во время учебы на избрание будущей врачебной специальности. Так, среди трудозанятых в отделении реанимации студентов только 17,5 % решили связать свою будущую работу с этой специальностью; 50,0 % работающих в хирургическом отделении хотят продолжить обучение в клинической ординатуре по специальности хирургия. Совмещающие учебу с работой в детских отделениях высказали желание обучаться в клинической ординатуре и в дальнейшем работать только по «узким» специальностям: психиатрия, гастроэнтерология, неврология. Таким образом, проведенные исследования показали, что трудовая занятость студентов лечебного и педиатрического факультетов в период обучения в вузе не является ведущим ориентиром в предстоящей работе врача. Скорее всего, избрание места работы в период учебы было спонтанным, а предпочтения врачебной специальности определялись качеством и организацией образовательного процесса на кафедре, личностью преподавателя, престижностью и узостью избираемой специальности. Результаты проведенных нами исследований совпадают с данными других авторов [6–8], что указывает на актуальность рассматриваемой проблемы и требует совместного, системного решения, как со стороны образовательного учреждения, так и органов здравоохранения при определении потребности медицинской отрасли в тех или иных специалистах.
Современное общество предъявляет определенные требования к подготовке практикующего врача, обладающего необходимыми компетенциями, глубиной знаний, практических навыков, гуманистических ценностей, личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста-медика. Труд врача относится к социально важным, ответственным и сложным видам деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Избрание направления в профессии врача – это личный выбор студента, который он должен сделать к моменту окончания вуза для дальнейшего обучения в клинической ординатуре. Но специализацию будущему врачу целесообразно планировать с учетом личностных возможностей, в частности психоэмоционального статуса, так как не каждый в дальнейшем может адаптироваться и качественно реализовать себя в оказании медицинской помощи профильным пациентам. Определиться с выбором врачебной специальности студенту медицинского вуза в ряде случаев сложно [9]. Отвечая на вопросы анкеты о выборе врачебной специальности, 8,6 % респондентов лечебного факультета затруднились ответить на поставленный вопрос. Похожие проблемы возникли у 10,0 % студентов педиатрического факультета. 24,3 % опрошенных педиатров указали несколько врачебных специальностей, например: «психиатрия или дерматовенерология или педиатрия». На лечебном факультете таких не определившихся меньше (13,8 %), которые указали несколько специальностей, например «эндокринология, или акушерство-гинекология, или терапия». В выборку при определении врачебной специальности брали в данной ситуации врачебную специальность, которая указана первой. Приведенные данные отражают серьезность проблемы, суть которой состоит в сочетании факторов: объективные внешние и внутренние, субъективные внешние и внутренние. Ряд исследователей считают важным изучение особенностей личности обучающихся в их взаимоотношениях с выбором специальности [10].
При рассмотрении проблемы выбора врачебной специальности по одному из разделов анкеты было предложено респондентам провести самооценку личностных качеств, которые мешают (негативные) и помогают (позитивные) им в овладении профессиональных знаний, умений и навыков. Изучение полученных данных дает возможность исследования влияния субъективных факторов при решении вопроса специализации в профессии врача. Полученные материалы негативных личностных характеристик, от которых студенты хотели бы избавиться, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Самооценка студентами личностных черт характера, которые мешают профессионально-познавательному процессу в вузе ( %)
Факультет |
Личностные характеристики студентов |
|||
Лень, % |
Неорганизованность, % |
Низкая самооценка, % |
Излишняя эмоциональность, % |
|
Лечебный |
48,0 |
12,0 |
20,0 |
20,0 |
Педиатрический |
50,0 |
8,6 |
21,4 |
20.0 |
Всего по факультетам |
49,0 |
10,3 |
20,7 |
20,0 |
Лидирующей чертой, которая мешает профессионально-познавательному процессу и от которой желают избавиться студенты, является лень. Эта личностная характеристика наблюдается у 49,0 % опрошенных, среди них студенты лечебного факультета составили 48,0 %, педиатрического – 50,0 %. Далее по частоте встречаемости: низкая самооценка – 20,7 % (20,0 % – лечебный факультет; 21,4 % – педиатрический); излишняя эмоциональность – 20,0 % (одинаковая частота по факультетам); неорганизованность – 10,3 %, эта черта проявляется у 12,0 % ответивших студентов лечебного факультета и 8,6 % – педиатрического. Нас заинтересовала лень, так как установлен высокий процент обучающихся, страдающих от этого недостатка. Полученные результаты соответствуют данным других авторов, которые изучали проблему лени у студенческой молодежи [11, 12]. Авторы выделяют три компонента лени в отношении учебной деятельности: 1) мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности; 2) поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности; 3) эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности. Исходя из компонентов лени, можно предположить, что это в определенной степени регулируемое явление, которым можно управлять путем улучшения качества учебного процесса, повышения требовательности к студентам и их ответственности за выполнение заданий и овладение профессиональными знаниями и умениями. Лень появляется при нарушении процессов саморегуляции у обучающегося. Студент в период обучения и дальнейшей профессиональной работы в состоянии преодолеть лень посредством волевых усилий, но если нет достаточного смыслового компонента, представляющего перспективу деятельности по преодолению конфликта саморегуляции, может быть неэффективным. При оценке студентами негативных черт характера указана «излишняя эмоциональность», и от нее хотят избавиться будущие врачи. При излишней эмоциональности врача возникают условия совершения ошибки, так как снижается или утрачивается самоконтроль, принимаются быстрые и непродуманные решения, появляются элементы самолюбования, отсутствие критичности, что может нанести непоправимый вред пациенту. Как считают авторы, изучающие проблему эмоционального напряжения, данный признак характеризуется возрастанием интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему может быть неадекватной. Это состояние имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и провоцирует состояние хронической усталости [13].
Проведен анализ результатов самооценки студентами личностных характеристик, которые они рассматривают как позитивные и помогающие в овладении профессиональными навыками и перспективной врачебной деятельности. Это ответственность, трудолюбие, стремление к знаниям, стрессоустойчивость. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Самооценка студентами личностных черт характера, которые помогают профессионально-познавательному процессу в вузе ( %)
Факультет |
Личностные характеристики студентов |
|||
Ответственность, % |
Трудолюбие, % |
Стремление к знаниям, % |
Стрессоустойчивость, % |
|
Лечебный |
42,6 |
24,0 |
30,7 |
2,7 |
Педиатрический |
22.9 |
31,4 |
34,3 |
11,4 |
Всего по факультетам |
33,1 |
27,6 |
32.4 |
6,9 |
Приоритетные позиции в рассматриваемом вопросе занимает ответственность – 33,1 %, причем данный показатель наиболее значим у студентов лечебного факультета – 42,6 % по сравнению с педиатрическим – 22,9 %. Следующий признак по частоте встречаемости – стремление к знаниям – 32,4 %, разница по факультетам несущественная и составляет на лечебном 30,7 %, педиатрическом – 34,3 %. Такую личностную характеристику, как трудолюбие, отметили 27,6 %, причем в большей степени это определено у студентов педиатрического факультета (31,4 %) по сравнению с лечебным – 24,0 %. В 6,9 % как положительный факт студенты называли стрессоустойчивость. Рассмотрение по факультетам показало, что 11,4 % студентам педиатрического факультета и 2,7 % лечебного присуща эта черта. Отрадным является высокий уровень таких проявлений характера студентов, как ответственность и стремление к знаниям, что крайне важно в работе врача. Это проявляется специфическими познавательными и коммуникативными знаниями для эффективного решения конкретных профессиональных задач. Сочетание выявленных характеристик у врача повышает компетентность специалиста и результативность его работы.
Ответы респондентов позволили провести анализ особенностей личности в их взаимосвязи с избранной врачебной специальностью по факультетам. Рассмотрены как негативные, так и позитивные характеристики личности, которые определили у себя студенты лечебного факультета при выборе будущей специальности. Как было представлено выше, по результатам исследования почти у половины студентов присутствует черта характера «лень». В большей степени выражен этот признак у анкетируемых, планирующих работать психиатрами, хирургами, акушерами-гинекологами – 71,4; 63,6; 54,5 % соответственно. Констатирована «лень» у немногим более чем 30,0 % студентов, намеренных посвятить себя таким врачебным специальностям, как ЛОР-болезни, офтальмология, терапия, эндокринология. Среди будущих анестезиологов-реаниматологов только у 12,4 % наблюдается данный негативный признак. У студентов, планирующих связать профессиональную деятельность с терапией, в 30,7 % случаев при оценке отрицательных черт характера указана «низкая самооценка», в 27,7 % – у будущих «узких» специалистов. Данная характеристика полностью отсутствует у студентов, работа которых будет связана с хирургической деятельностью, анестезиологией-реаниматологией, эндокринологией. На высокую степень «повышенной эмоциональности» указали 55,6 % будущих эндокринологов, 27,3 % будущих хирургов. Низкий показатель излишней эмоциональности наблюдается у будущих терапевтов – 7,7 %. Такой личностный признак, как «неорганизованность», отмечен у всех опрошенных, но степень выраженности различна: наиболее часто встречается у будущих анестезиологов-реаниматологов, терапевтов, «узких» специалистов. Рассматривая позитивные стороны личностных характеристик студентов с учетом будущей врачебной специальности, выяснилось – высокий уровень «ответственности» присутствует у 53,4 % будущих терапевтов, 50,0 % акушеров-гинекологов, хирургов – 41,7 %, 40,0 % – эндокринологов. Низкий уровень этого важного для врача профессионального качества у будущих анестезиологов-реаниматологов – 12,7 %, психиатров – 14,2 % и «узких» специалистов – 15,4 %. Рассматривая признак «трудолюбие», у всех опрошенных отмечен низкий уровень этого проявления: в пределах 20,0 % у будущих терапевтов и эндокринологов; 25,0; 30,7; 33,3 % соответственно у акушеров-гинекологов, «узких» специалистов, хирургов; на присутствие «трудолюбия» не указали будущие психиатры. Высокий уровень «трудолюбия» отмечен у будущих анестезиологов-реаниматологов – 51,3 %. По разделу «стремление к получению знаний» показатель в пределах 13,3 % у студентов, связывающих себя с терапией; 61,6 % у будущих анестезиологов-реаниматологов. Компонент характера «стрессоустойчивость» колеблется от 10,5 % у избравших хирургическую деятельность и анестезиологию-реаниматологию до 40,0 %. Аналогичные сопоставления личностных характеристик студентов и выбора ими врачебной специальности проведены на педиатрическом факультете. Оценка личностных негативных черт характера студентов показала высокий уровень «лени» у избравших специальность психиатрия (69,2 %) по сравнению со специальностью хирургия (33,3 %), акушерство-гинекология – 25,0 %. У будущих педиатров данный признак присущ 66,6 % студентов. В меньшей степени присутствует у респондентов, избравших различные врачебные специальности, черта характера «неорганизованность». Такой негативный признак, как «низкая самооценка», присутствует у 44,5 % будущих хирургов, что немаловажно, так как специалист с этой чертой характера способен перекладывать ответственность за совершенные ошибки на других людей. «Излишнюю эмоциональность» констатировали при субъективной оценке черт характера у 50,0 % будущих акушеров-гинекологов и 11,1 % планирующих работать хирургами. При самооценке позитивных характеристик личности определен высокий уровень «ответственности» студентов как в общей когорте анкетируемых, так и при определении выбора врачебной специальности. Высокая степень «ответственности» присуща будущим педиатрам (95,8 %), анестезиологам-реаниматологам и акушерам-гинекологам (по 75,0 %), «узким» специалистам (58,3 %). По данному показателю в отстающих оказались будущие хирурги – 44,5 %. Рассматривая следующие черты характера, выявленные при самоидентификации, выяснилось, что в большей степени черта «трудолюбие» наблюдается, в сравнении с другими врачебными специальностями, у будущих анестезиологов-реаниматологов (25,0 %), в меньшей степени – у студентов, рассматривающих «узкую» специальность (8,6 %). В то же время в ранжировке по врачебным специальностям такая черта, как «стремление к знаниям», в большей степени характерна для планирующих работу в «узкой» специальности – 33,4 %, акушерство-гинекология – 25,0 %. Низкая степень «стремления к знаниям» определилась у будущих педиатров, хирургов. Врачу, работающему в любой области медицины, необходима стрессоустойчивость. В какой степени эта черта характера зависит от планируемой врачебной специальности, показал проведенный анализ: она отсутствует у будущих педиатров, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов. Таким образом, по результатам проведенного исследования и самоидентификации студентами отрицательных и положительных составляющих характера получили портрет студентов выпускного курса, избравших ту или иную врачебную специальность.
Выводы
Результаты проведенного исследования показали, что приоритетными врачебными специальностями для студентов выпускного курса лечебного и педиатрического факультета являются «узкие» специальности. Респонденты лечебного факультета отдают предпочтение эндокринологии, педиатрического – психиатрии. У работающих студентов трудовая занятость не повлияла на предпочтения в избрании будущей врачебной специальности, выбор места работы во время обучения был спонтанным. Приведенные данные определяют серьезность проблемы, суть которой состоит в ее системности и сочетании ряда объективных и субъективных факторов. Самоидентификация студентами личностных качеств обнаружила как положительные, так и отрицательные их стороны, которые целесообразно учитывать при выборе профессионального направления в медицине. У многих студентов при решении столь важного вопроса отсутствует способность к самостоятельному принятию решения в связи с недостаточно сформированным уровнем способности к трудовой деятельности и особенностями личностных черт. Следовательно, необходима профессиональная ориентация с учетом личностных характеристик студентов во время обучения в вузе, так как она способствует профессионально-личностному росту будущего врача. Для этого необходимо пересмотреть роль и организацию работы студенческих научных кружков, повышение качества производственной практики с активным привлечением работников практического здравоохранения. Системе медицинского образования совместно с органами здравоохранения целесообразно ориентироваться на выполнение социального заказа в подготовке компетентного врача, что должно соответствовать запросам общества и, главное, решению приоритетных задач отрасли, определенных нацпроектом «Здравоохранение».