Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF COOPERATION BETWEEN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY IN THE MUSICAL DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Kamenskaya O.A. 1 Prischepa S.S. 1
1 Academy of Social Management
The article is devoted to the problem of cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children. The paper focuses on the study of the features of song, dance and creative music making in children of the 6th year of life. The obtained data indicate that the children of both the study groups, control and experimental, have a low level of musical development (elementary) and make up 41?% of the entire group of children. In order to reach a higher creative level, the child needs not only the help of a teacher, but also the support of parents. The purpose of the research is to provide a theoretical justification, development and testing of pedagogical technology for cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children. The structure of pedagogical technology includes successive, interrelated stages (diagnostic, design, activity and performance). Pedagogical conditions for the effectiveness of the technology of cooperation between preschool educational organizations and families in the musical development of children are defined: methodological, ensuring the use of various (individual, collective) forms and methods of interaction with the family, cooperation with social partners (music school, cultural center,); personal, ensuring equal, respectful attitude to each other of all subjects of the educational process; program-content, involving the implementation of a program of cooperation between a preschool educational organization and a family in the format of family meetings «Joint steps towards music» in order to develop song, dance and creative music making in older preschool children.
musical development
pedagogical technology
cooperation
preschool educational organization
family
children
senior preschool age

Одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) является сотрудничество образовательной организации с семьей. Авторами Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, Е.А. Дубровской, Н.А. Метловой, М.Я. Морозовой, В.Н. Шацкой разработаны рекомендации по взаимодействию педагога с семьёй в области музыкального развития детей дошкольного возраста. В педагогических исследованиях аспекты сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста рассматривались с разных позиций: как эффективное средство организации содержательного досуга детей старшего дошкольного возраста (Данг Лан Фыонг) [1]; процесс сопровождения сотрудничества и сотворчества целостного музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская) [2]; как возможность продолжать и реализовывать творческие замыслы ребёнка (Л.Н. Комиссарова) [3]; как условие повышения уровня музыкально-педагогической культуры родителей, развития у них умения осуществлять музыкальное воспитание детей дошкольного возраста (Р.Р. Лоскутова) [4]. Таким образом, вопросы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии изучены недостаточно широко. В связи с этим актуальным остается вопрос о том, как выстроить сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах музыкального развития детей.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна заключается в уточнении содержания следующих понятий «педагогическое сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии», «воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста»; выявлении и обосновании педагогических условий эффективности педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста: личностные условия, методические условия, программно-содержательные.

Обоснованность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются непротиворечивыми исходными методологическими позициями, совокупностью методов теоретического и эмпирического исследования, их адекватностью поставленным цели и задачам, экспериментальной проверкой основных положений и выводов диссертации, которые свидетельствуют о том, что разработанная педагогическая технология позволяет эффективно сотрудничать с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в музыкальном развитии, даёт возможность родителям (законным представителям) поддерживать музыкальный интерес ребёнка, ощутить его музыкальные возможности, способности, музыкально-творческий потенциал.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке программы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи «Совместные шаги навстречу музыке»; разработке алгоритма организации мероприятий, проводимых в формате цикла семейных встреч (который включает в себя следующие стадии: задумка музыкального и театрализованного события педагогом совместно с родителями; планирование событийного мероприятия педагогом совместно с родителями; вовлечение родителей в организацию событийного мероприятия; обсуждение и обмен мнениями педагога с родителями, родителями между собой, между родителями и детьми; опрос родителей и детей о дальнейших совместных мероприятиях); разработке, апробировании и внедрении педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Базой исследования стали МДОУ № 21 «Незабудка», МДОУ № 38 «Искорка», МДОУ № 51 «Солнышко» городского округа Подольск Московской области. На разных этапах в нем приняли участие 60 детей 6–7 лет, 34 педагогических работника дошкольной образовательной организации, 166 родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.

Первый этап констатирующего эксперимента – изучение особенностей песенного творчества, танцевального творчества и творческого музицирования у детей шестого года жизни. Основные методы – наблюдение за детьми в свободной самостоятельной, игровой деятельности в группе дошкольной образовательной организации и в семье, наблюдение за детьми на музыкальных занятиях в различных видах музыкальной деятельности; индивидуальная беседа с ребенком. Была модифицирована диагностика эффективности развития песенного творчества А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской. Исполнительское творчество детей старшего дошкольного возраста оценивалось по трем критериям: песенное творчество с такими показателями, как проявление (отсутствие) интереса к пению, инициативность ребёнка в пении, самостоятельность исполнения песни собственного сочинения, артистичности исполнения песни собственного сочинения; танцевальное творчество – показатели: проявление (отсутствие) интереса к музыкально-ритмической деятельности, самостоятельность исполнения танцевальных движений собственного сочинения; наличие (отсутствие) желания танцевать, импровизировать под музыку, выразительность исполнения танцевальных движений собственного сочинения; творческое музицирование – показатели: проявление (отсутствие) интереса к музицированию на детских музыкальных инструментах, самостоятельности исполнения мелодии собственного сочинения на детских музыкальных инструментах; наличие (отсутствие) желания играть на детских музыкальных инструментах, исполнять мелодию собственного сочинения.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных результатов наблюдения и бесед с детьми позволил условно определить три уровня сформированности песенного и танцевального творчества, творческого музицирования.

Элементарный уровень – 3 балла: ребёнок в свободное время от занятий поёт уже существующую песню, не проявляет инициативность и самостоятельность в пении; проявляет поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике, не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении; может импровизировать мелодии собственного сочинения на детских музыкальных инструментах при помощи взрослого, выразительность, яркость исполнения отсутствует.

Продвинутый уровень – 6 баллов: ребёнок в свободное от занятий время поёт песню на известные слова, используя свой мотив, песня имеет определённый ритмический рисунок, иногда сюжеты придуманных песен ребёнка самостоятельны; недостаточно выразительно исполняет песню собственного сочинения; проявляет неустойчивый интерес к музыкально-ритмической деятельности, движения выполняются точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов, использует танцевальные движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого; проявляет неустойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, сочиняет мелодию на музыкальных инструментах эпизодически, исполнение не очень яркое, не очень выразительное.

Творческий уровень – 9 баллов: ребёнок по своей инициативе поёт разнообразные песни в свободное от занятий время, используя атрибуты музыкального уголка, самостоятельно исполняет песню собственного сочинения, опирается на изученный песенный материал, чисто интонирует мелодию, соблюдает ритмический рисунок, заканчивает на тонике. Сюжеты придуманных ребёнком песен самостоятельны, наполнены богатым содержанием. Ребёнок артистично исполняет песню собственного сочинения в определённой последовательности, проявляет устойчивый интерес к музыкально-ритмической деятельности, отдаёт ей предпочтение при выборе деятельности, любит танцевать, импровизировать под музыку, умеет передавать музыкальный образ, его эмоциональное состояние через движение, придумывает разнообразные движения, проявляет устойчивый интерес к игре на детских музыкальных инструментах, отдаёт ей предпочтение при выборе деятельности, любит играть на музыкальных инструментах, импровизирует мелодию собственного сочинения.

Результаты исследования на этапе констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что преимущественно обе исследуемые группы детей имеют низкий (элементарный) уровень музыкального развития, а именно 41 %, очень низкий показатель высокого (творческого) музыкального уровня детей в обеих исследуемых группах, а именно 12 % (ЭГ), 10 % (КГ). Было принято решение о важности и необходимости вовлечения родителей (законных представителей) в процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим второй этап констатирующего этапа исследования был посвящен изучению актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста и выявлению эффективности деятельности дошкольной образовательной организации в данном направлении. Взяв за основу структуру воспитательного потенциала семьи Е.И. Сермяжко [5], авторы определили основные компоненты, критерии и показатели воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональный компонент: благоприятный творческий климат в семье, наличие взаимопонимания между родителями и детьми, единство взглядов родителей на цели и задачи музыкального развития.

Познавательный компонент: проявление интереса к общей музыкальной культуре, музыкальной деятельности ребёнка, осознание важности задач музыкального развития и стремление их достичь в совместной музыкальной деятельности с ребёнком.

Действенно-практический компонент: посещение родителями с детьми совместных музыкальных мероприятий, проводимых в дошкольной образовательной организации, в учреждении дополнительного образования, в учреждениях культуры, педагогическое самообразование и повышение общей музыкальной культуры родителей, умение делиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

В зависимости от наличия того или иного критерия были выделены уровни воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста:

Достаточный уровень – родители осознают важность задач музыкального развития ребенка, проявляют интерес к музыкальной культуре, создают благоприятный творческий климат в семье, учитывают предпочтения ребёнка в музыкальной деятельности, занимаются музыкальным развитием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией и другими учреждениями дополнительного образования и культуры, охотно делятся опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

Оптимальный уровень – родители частично осознают важность задач музыкального развития ребёнка, частично проявляют интерес к музыкальной культуре, частично создают благоприятный творческий климат в семье, не всегда учитывают предпочтения ребёнка в музыкальной деятельности, не всегда занимаются музыкальным развитием ребёнка в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией и другими учреждениями дополнительного образования и культуры, частично могут поделиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

Допустимый уровень – родители не осознают важность задач музыкального развития, не проявляют интерес к музыкальной культуре, иногда занимаются музыкальным развитием ребёнка по просьбе педагога, не готовы делиться опытом семейного музыкального развития в кругу родителей и педагогов.

Основными эмпирическими методами исследования выступили анкетирование родителей, беседы с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в контрольной и экспериментальной группах доминирует оптимальный (средний) уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, а именно 52 % в экспериментальной группе, 49 % – в контрольной группе.

С целью выявления затруднений педагогического взаимодействия с родителями в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста была проведена беседа среди педагогов. Результаты бесед свидетельствуют о том, что педагогические работники, несмотря на существование различных форм, средств, методов в музыкальном развитии детей, нуждаются во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального развития, однако не всегда сотрудничество с родителями бывает эффективным, родители стараются меньше контактировать, но при этом предъявляют повышенные требования музыкальному руководителю и воспитателю. Педагогические работники считают одним из эффективных средств взаимодействия с родителями повышение компетентности родителей в области музыкального развития, повышение компетентности педагогов в сотрудничестве с родителями в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Таким образом, уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, уровень актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, имеющиеся затруднения педагогов в педагогическом взаимодействии с родителями в музыкальном развитии детей на данном этапе исследования свидетельствуют о необходимости повышения эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Авторы предлагают для этого разработать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Описание педагогической технологии: педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей авторы понимают как процесс педагогического сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и семьи, основанного на коллективном творческом деле всех участников образовательного процесса и направленного на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная составляющая технологии основана на принципах открытости, активности субъектов взаимодействия. Процесс сотрудничества всех субъектов образовательного процесса выстраивается на следующих принципах: со-бытийность, со-творчество, со-переживание, со-действие и со-участие; уважение и доверие между субъектами образовательного процесса; педагогическая поддержка. Деятельностной основой сотрудничества является учет индивидуальных особенностей и потребностей его участников. Структура педагогической технологии включает последовательные, взаимосвязанные этапы: диагностический, проектировочный, деятельностный и результативный. Апробация технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста осуществлялась поэтапно, ее структура представлена в таблице.

На первом, диагностическом, этапе осуществляется изучение особенностей песенного, танцевального творчества и творческого музицирования детей шестого года жизни. В качестве основных методов, позволяющих оценить музыкальное развитие детей, были использованы: наблюдение за детьми в свободной самостоятельной, игровой деятельности в группе дошкольной образовательной организации и в семье, наблюдение за детьми на музыкальных занятиях в различных видах музыкальной деятельности; индивидуальная беседа с ребенком.

На втором, проектировочном, этапе осуществляется планирование направлений и форм сотрудничества субъектов образовательного процесса в вопросах музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Структура педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

Этапы

Цель

Направления и формы

Результат

1. Диагностический

Изучить особенности песенного, танцевального творчества и творческого музицирования у детей шестого года жизни.

Выявить уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

Направление:

Информационно-аналитическое.

Формы: свободная самостоятельная, игровая деятельность в группе дошкольной образовательной организации и в семье, музыкальные занятия, беседа, анкетирование

Определён изначальный уровень музыкального развития детей шестого года жизни.

Определён уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

2. Проектировочный

Разработать направления и формы сотрудничества субъектов образовательного процесса в вопросах музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Направление: культурно-просветительское.

Формы: консультации, круглый стол, мастер-класс и др.

Направление:

совместная деятельность «педагог – родители – дети».

Формы: семейные встречи, конкурсы, праздники и др.

Разработана программа сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

3. Деятельностный

Реализовать программу сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей

Направление: культурно-просветительское.

Формы: консультации, круглый стол, мастер-класс и др.

Направление:

совместная деятельность «педагог – родители – дети».

Формы: семейные встречи, конкурсы, праздники и др.

Разработан алгоритм организации совместных мероприятий родителей и детей, выявлены эффективные формы сотрудничества, определены педагогические условия сотрудничества

4. Результативный

Проанализировать эффективность музыкального развития детей, уровень

Направление: информационно-аналитическое.

Формы: диагностика, анкетирование, беседа

Повышенный уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, повышенный воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, положительное отношение воспитателя к сотрудничеству с музыкальным руководителем

На третьем, деятельностном, этапе осуществлялась реализация сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей. Субъекты образовательного процесса вовлекаются в коллективное творческое дело, которое осуществляется в форме семейных встреч родителей с детьми. Структура данной формы включает в себя несколько стадий: задумка музыкального или театрального события педагогом совместно с родителями; планирование событийного мероприятия педагогом совместно с родителями; вовлечение родителей к организации событийного мероприятия; обсуждение и обмен мнениями педагога с родителями, родителями между собой, между родителями и детьми; опрос родителей и детей о дальнейших совместных мероприятиях [6].

На четвёртом, результативном, этапе педагогической технологии осуществляется анализ эффективного музыкального развития детей.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что творческий уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе поднялся с 12 % до 45 % по сравнению с контрольной группой детей. Далее осуществлялось изучение актуального воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что достаточный уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы значительно повысился с 23 % до 55 %, а допустимый уровень снизился до 4 %. Следует отметить, что в контрольной группе достаточный уровень воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии повысился всего лишь на 1 %, также допустимый снизился на 1 %. Проводился опрос воспитателей с целью выявлении отношения воспитателя к музыкальному руководителю в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии, который показал положительный результат (100 %) сотрудничества с музыкальным руководителем в организации и проведения совместных мероприятий родителей с детьми.

Эффективность педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей будет зависеть от соблюдения ряда педагогических условий: личностных, программно-содержательных, методических.

Таким образом, следует отметить, что у детей старшего дошкольного возраста, которые вместе с родителями, педагогом принимали участие в совместных мероприятиях, повысился творческий уровень музыкального развития.

Сотрудничество в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста – это не только диалоговая форма общения, обмен мнениями между педагогами и родителями по вопросам музыкального развития детей, совместные мероприятия родителей с детьми, но, самое главное, сформированная уверенность родителей в том, что процесс музыкального развития требует регулярного обновления знаний, умений, навыков, приобретения музыкального опыта, развития творчества в музыкальной деятельности с помощью взрослого.