В настоящее время одним из важнейших показателей комфортности городской среды является её доступность и наличие безбарьерной среды. В большей степени это относится к рекреационным пространствам, где люди проводят много времени, отдыхая, гуляя с детьми и с животными, наслаждаясь природой, занимаясь спортом. В современных условиях решение проблем инвалидности и маломобильности граждан становится одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. Российским государством были взяты обязательства перед международным сообществом о соблюдении прав инвалидов, закрепленных в «Конвенции о правах инвалидов». Согласно положениям конвенции, основным показателем доступности является среда, свободная от препятствий, имеющая универсальный и адаптивный дизайн. В России действуют строительные нормы и правила по планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, в которых закреплены нормы проектирования с соблюдением требований формирования доступной среды. Во всем мире происходит переход от «медицинской модели» отношения к данным группам населения к социальной, от создания «разумных приспособлений» для инвалидов – к универсальному дизайну, соблюдение принципов которого позволяет МГН посещать любые объекты городской среды вне зависимости от физических ограничений. «Универсальным считается дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей» [1].
С 2014 г. во Владивостоке действует программа «Доступная среда», в рамках которой осуществляется проектирование и благоустройство городских общественных пространств с организацией безбарьерной среды [2].
За рубежом накоплен опыт проектирования общественных городских рекреационных пространств, основанный на принципах доступности для всех без исключения граждан, в том числе для МГН. В России подобный подход к формированию доступных рекреационных пространств демонстрируют только единичные примеры, в основном среда российских городов не приспособлена для МГН. Во Владивостоке проблема доступности для МГН также стоит очень остро, поскольку Владивосток – город с особым рельефом, который создает ограничения в передвижении как здоровых людей, так и МГН.
На практике существуют два подхода к устранению ограничений. Первый подход – внесение «разумных приспособлений» или необходимых модификаций в существующие объекты и предметы для создания безбарьерной среды. На решение этой задачи отводятся силы и средства проектных организаций, которые выполняют реконструкцию и адаптацию существующих средовых объектов, включая в них элементы доступной среды.
Второй подход – создание на стадии проектирования таких дизайнерских решений, которые в максимально возможной степени пригодны для использования всеми людьми, независимо от мобильности – универсального дизайна. В мировой практике уделяется большое внимание формированию средовых объектов на основе принципов универсального дизайна.
Зачастую понятия «универсальный дизайн» и «доступная среда» путают, подразумевая под доступной средой создание каких-то специальных приспособлений для маломобильных людей. «Универсальный дизайн подразумевает воздание единого пространства, удобного и комфортного для всех людей без исключения» [3, 4]. В рамках программы «Доступная среда» и в связи с актуальностью проблемы формирования безбарьерной среды, во Владивостокском университете экономики и сервиса (ВГУЭС) среды введен раздел «Универсальный дизайн» в учебную дисциплину «Ландшафтная организация рекреационного объекта». С 2017 г. на кафедре дизайна и технологий студенты совместно с кураторами выполняют проекты по благоустройству средовых объектов, основанные на принципах универсального дизайна.
Цель исследования: выявление возможности обучения студентов-дизайнеров принципам универсального дизайна при проектировании рекреационных пространств г. Владивостока.
Материалы и методы исследования включают анализ и изучение работ, посвященных использованию принципов универсального дизайна при формировании среды обитания [3–6]; требований, регламентирующих организацию доступной среды для МГН [1, 7, 8]; изучение материалов Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [2, 9]; работ авторов данного исследования, посвященных обучению универсальному дизайну [10, 11] и обследованию рекреационных пространств г. Владивостока [12].
Результаты исследования и их обсуждение
С 2017 г. на кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется обучение студентов основам универсального дизайна в ландшафтном проектировании. Основываясь на полученных знаниях, студенты выполняют проекты городских рекреационных пространств различной сложности при изучении дисциплины «Ландшафтная организация рекреационного объекта».
Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, по профилю «Дизайн среды». Дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 111 ч. Учебным планом предусмотрены лабораторные занятия (78 ч) и самостоятельная работа студента (33 ч). Цель выполнения лабораторных работ – решение кейс-задач по закреплению навыков проектирования городского рекреационного пространства и созданию безбарьерной среды на основе принципов универсального дизайна. Для решения кейс-задач студентам необходимо пройти определенные учебные этапы, для этого разработаны и внедрены новые технологии и формы проведения занятий. Одна из применяемых технологий обучения профессиональной деятельности – деловая учебная игра, целью которой является создание производственной имитационной модели, приближенной к реальным условиям труда в коллективе архитектурно-дизайнерской мастерской проектной организации.
На первых занятиях студенты изучают нормативную литературу и знакомятся с требованиями по формированию доступной среды и принципами универсального дизайна, после этого они приступают к следующему этапу – проектированию рекреационных объектов на основе полученных теоретических знаний.
Процесс проектирования городского рекреационного пространства начинается с предпроектного анализа участка проектирования. Он состоит из градостроительного анализа объекта в структуре города; природно-климатического анализа территории проектирования; социально-утилитарного анализа (опрос в форме анкетирования); фотофиксации объекта проектирования; обследования существующего состояния благоустройства; выявления существующих элементов доступной среды и барьеров, ограничивающих возможность использования объекта МГН. На основе предпроектного анализа формируется авторская концепция организации безбарьерной среды рекреационного пространства, основанная на принципах универсального дизайна. Авторская концепция лежит в основе экспериментального проектного предложения, в процессе формирования которого студенты приобретают опыт увязки, выбранной планировочной и композиционной концепции реконструкции благоустройства рекреационного объекта с существующей городской средой.
При проведении градостроительного и природно-климатического анализа студенты исследуют исходную ситуацию проектируемого рекреационного объекта. На этапе проведения социально-утилитарного анализа кураторы проекта делят студентов на несколько проектных групп, каждая из которых выявляет основные целевые группы пользователей объекта, проводит опрос в форме анкетирования; определяет функциональное назначение объекта и разрабатывает зонирование территории. Формируя авторскую концепцию, студенты анализируют отечественный и зарубежный опыт создания аналогичных объектов на основе принципов универсального дизайна, а также определяют набор современных материалов и оборудования, примененных в них. В заключение предпроектного анализа студенты синтезируют набор задач и их решений и составляют техническое задание (ТЗ) на проектирование. На основе ТЗ формируется композиционное и стилевое решение проектируемого рекреационного пространства. Далее проектные группы студентов приступают к разработке планировочного решения объекта, используя законы цветовой и объемно-пространственной композиции, подбирают элементы архитектурно-художественного наполнения, включая «вспомогательные приспособления» для МГН с учетом того, что они не будут мешать остальным группам пользователей. Следующий этап разработки планировочного решения объекта – подбор ассортимента растений для создания ландшафтных группировок с учетом их шумовых, ароматических и тактильно-морфологических свойств, благодаря которым растения могут служить природными ориентирами для слабовидящих. Проектные материалы выполняются в графической форме, позволяющей раскрыть композиционное и стилевое решение объекта: в виде планов, разверток, совмещенных с сечением, и видовых кадров. Проектное предложение выносится на защиту и оформляется на планшете и в альбоме чертежей (графическое решение) и в форме презентации.
За три года обучения студентов основам универсального дизайна ими, совместно с кураторами, было выполнено более двадцати проектных предложений по реконструкции рекреационных пространств г. Владивостока. Для процесса обучения студентов-дизайнеров принципам универсального дизайна большое значение имеет тесное сотрудничество кафедры дизайна и технологий ВГУЭС с Региональной общественной организацией инвалидов (РООИ) «Перспектива» (г. Москва). Универсальный дизайн – активное направление деятельности РООИ «Перспектива», по которому проводятся обучение, семинары, вебинары, аудиты, фестивали и конкурсы [4].
Одним из этапов образовательного процесса и изучения принципов универсального дизайна является обучение студентов в школе «Арх-Перспектива», организованном РООИ «Перспектива», для получения уникального опыта, знаний и практики в определении требований при создании универсальных пространств. В школу приглашаются студенты архитектурных и строительных вузов, она проходит ежегодно в различных городах России. Ежегодно кафедра дизайна и технологий ВГУЭС направляет на обучение лучших студентов-дизайнеров. Программа школы состоит из анализа (совместно с экспертами) состояния городской среды, фотофиксации барьеров для МГН, презентаций идей, конкурсов, экскурсий, просмотра видеоматериалов. Студенты посещают лекции российских и зарубежных специалистов и получают рекомендации по созданию универсальных пространств в жилых, общественных зданиях и в городской среде. Участие в конкурсной программе по созданию небольших городских средовых объектов в городах – устроителях школы «Арх-перспектива» дает возможность студентам реализовать свои знания и умения проектирования на основе принципов универсального дизайна, полученные во ВГУЭС.
В 2019 г. группа студентов ВГУЭС удостоилась призового места в конкурсной программе на III Всероссийской школе «Арх-Перспектива» за концепцию «Неправильный мёд» благоустройства городской среды г. Ярославля (рис. 1).
Важным этапом обучения является участие студентов в ежегодном Всесоюзном архитектурном конкурсе студенческих работ «Универсальный дизайн», который организует РООИ «Перспектива» при поддержке Министерства образования и науки России и комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы [4].
Итогом решения кейс-задачи проектной командой в семестре по завершению изучения дисциплины является выполнение проекта и предоставление его на конкурс «Универсальный дизайн» в номинации «Адаптация парков и городской среды». Учитывая требования положения, время, отведенное на проектирование, определяется сжатыми сроками проведения конкурса. Участие в конкурсной программе является обязательной частью изучения дисциплины «Ландшафтная организация рекреационного объекта» и влияет на результаты аттестации в семестре. Условия обучения, приближенные к реальному проектированию в профессиональной среде, максимально активизируют поведение и мышление студентов, мотивируя их на достижение результата в установленные сроки и с высоким качеством. Выход команды с проектом в финал конкурса является высшей оценкой их деятельности в семестре и дополнительным бонусом в виде поездки в Москву на защиту своей работы. С 2017 г. студенческие проекты дизайнеров ВГУЭС выходят в финал конкурса и получают призовые места. В работах студенты демонстрируют полученные знания основ универсального дизайна и умение применять их в дизайн-проектах городских рекреационных пространств Владивостока. Жюри конкурса, в которое входят представители российских и международных архитектурных проектных организаций и специалисты в области универсального дизайна, не только оценивает работы, но и комментирует, указывает на ошибки и дает рекомендации финалистам по грамотному применению принципов универсального дизайна.
В 2017 г. студенческий проект «Ландшафтная организация юго-западной части парка «Минный городок» в г. Владивостоке с адаптацией для МГН» был удостоен третьего места на ежегодном конкурсе «Универсальный дизайн – 2017». В том же году проект был представлен на краевом форуме «Городская среда» в г. Владивостоке, организованном партией «Единая Россия», где получил высокую оценку городских властей и был рекомендован к реализации.
В 2018 г. проект «Концептуальное решение спортивно-развлекательной зоны в бухте «Соболь» в г. Владивостоке с адаптацией для маломобильных групп населения» вышел в финал конкурса и также занял третье место. В июне 2019 г. этот проект был представлен на МедиаСаммите в г. Владивостоке на о. Русском в секции «Урбанистика и городские сообщества». Студенческий доклад об этом и других проектах организации городских рекреационных пространств, выполненных с учетом принципов универсального дизайна, вызвал большой интерес у горожан, общественных и коммерческих организаций.
Рис. 1. Участие студентов ВГУЭС в III Всероссийской школе «Арх-Перспектива» в Ярославле
а) б) в)
Рис. 2. Визуализации студенческих проектных решений: а) парк «Минный городок»; б) спортивно-развлекательная зона в б. Соболь; в) Нагорный парк
В 2019 г. два студенческих проекта – «Благоустройство территории парка культуры и отдыха им. Сергея Лазо в г. Владивостоке» и «Концепция благоустройства территории Нагорного парка в г. Владивостоке» – вышли в финал конкурса «Универсальный дизайн – 2019». Проект по Нагорному парку был также представлен в докладе на XXII Международной научно-практической конференции-конкурсе студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР в секции «Актуальные проблемы современного дизайна». Исследование студентов получило высшую оценку жюри конкурса и было опубликовано в сборнике материалов конференции. На рис. 2 представлены вышеперечисленные студенческие проектные предложения.
Заключение
Включение раздела «Универсальный дизайн» в процесс обучения обусловлено Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» и, как следствие, внедрением понимания того, что создание среды обитания должно вестись на основе принципа «дизайн для всех без исключения» [9]. Соблюдение такого подхода на стадии проектирования позволяет исключить мероприятия по последующей адаптации проектных предложений для МГН. Изучение принципов универсального дизайна в вузе способствует получению уникальных знаний и навыков и позволяет вести подготовку востребованных на рынке труда универсальных специалистов. Выполненные студентами-дизайнерами проекты благоустройства отвечают нормативным требованиям к планировке и застройке городских и сельских поселений и организации элементов доступной среды [7, 8]. В процессе обучения студенты на практике осваивают принципы универсального дизайна, заявленные в Конвенции ООН [1]. Выполненные студентами ВГУЭС проекты проходят апробацию, получают высокие оценки экспертов, участвуя во всероссийских и международных конкурсах, конференциях и общественных мероприятиях.