Термин «медиа» в нашей стране обобщенно понимается как «средства массовой информации». Данный термин, как правило, не используется самостоятельно, а входит в состав сложнообразованных слов-терминов: медиатехнологии, медиаконтент, медиакомпетентность, медиаобразование, медиаграмотность, медиакультура и т.п. [1]. При этом медиасреда понимается как сфера средств массовых, почти полностью электронных коммуникаций, осуществляющая интерфейс между потребителем информации (личностью, группой или обществом в целом) и информационными ресурсами общества.
Современная медиасреда, включающая средства массовой информации, Интернет, социальные сети и т.п., характеризуется интенсивным развитием виртуальных коммуникаций, что отражается на способах социализации личности, установлении деловых и профессиональных контактов. Представление себя другим, создание о себе определенного впечатления являются важной особенностью социального поведения современного человека, занятого в той или иной профессиональной сфере.
Специфика представления себя в профессиональных целях заключается в том, что самопрезентация применяется в процессе отбора, найма и карьерного продвижения специалиста. Самопрезентант представляет себя другим профессионалам или клиентам.
Термины «самопрезентация», «управление впечатлением» прочно вошли в англоязычную научную лексику благодаря таким ученым, как И. Гоффман, Д. Майерс, Б. Шленкер и др. Для нашей страны феномен самопрезентации первоначально стал предметом психологических исследований и подробно представлен в работах Н.В. Амяга, Ю.П. Кошелевой, Е.В. Михайловой, Н.Е. Харламенковой, В.В. Хороших и др. [2].
В настоящее время изучены различные аспекты самопрезентации в профессиональной деятельности педагога: формирование имиджа педагога (С.И. Глухих [3], Л.Ю. Донская [4], Л.П. Иноземцева [5] и др.), особенности самопрезентации женщин-учителей (А.А. Чекалина [6]) и особенности самопрезентации мужчин-педагогов (Л.Э. Семенова [7]), самопрезентация учителя в интернет-пространстве (Н.Ф. Анохина [8]), педагогический имидж современного преподавателя высшей школы (С.Д. Якушева [9]), компоненты культуры самопрезентации педагога (Л.С. Колмогорова, Г.Г. Спиридонова [10]) и др.
Современная профессиональная деятельность все больше принимает удаленный характер и осуществляется виртуально, с помощью Интернета и социальных сетей. Особенность современной самопрезентации – активное применение информационных и коммуникационных технологий. Высококвалифицированные профессионалы умеют представлять результаты своей деятельности, использовать технические средства (электронное портфолио, персональный сайт, блог, социальные сети), составлять резюме, проводить интервью по телефону.
Эти изменения вынуждают педагога самостоятельно заниматься профессиональной самопрезентацией в Интернете, самостоятельно осваивать информационно-коммуникационные технологии для разработки материалов самопрезентации, самостоятельно отбирать эффективные технологии самопрезентации.
В связи с этим существует насущная потребность в подготовке будущих педагогов, обладающих навыками формирования позитивного впечатления у аудитории в современной медиасреде. Для наглядного описания процесса подготовки будущих педагогов самопрезентации в современной медиасреде был выбран метод моделирования, который позволил нам создать структурно-функциональную модель изучаемого процесса.
Цель исследования: разработка модели подготовки будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, метод системного анализа, синтез, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Моделирование как общенаучный метод находит широкое применение в педагогических исследованиях, в которых сложилась традиция описывать модель, выделяя в ней взаимосвязанные структурные блоки.
В нашем исследовании модель подготовки будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде представлена четырьмя взаимосвязанными блоками: целевым, теоретико-методологическим, содержательным, процессуальным, оценочно-результативным. Рассмотрим каждый блок подробнее.
Целевой блок методической модели детерминирован положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) [11], Профессионального стандарта педагога [12], указывающими на то, что медиакультура востребована в различных аспектах профессиональной деятельности современного педагога. Медиакультура становится неотъемлемой частью в системе оценивания профессионализма педагога [13; 14]. Цель (основной компонент целевого блока модели) – подготовка будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде. Сформулированная цель конкретизируется в следующих задачах:
1) способствовать развитию у будущих педагогов устойчивого интереса, мотивов и потребностей в самопрезентации в современной медиасреде;
2) сформировать теоретические знания об особенностях самопрезентации в современной медиасреде;
3) развивать у будущих педагогов умения и навыки самопрезентации в современной медиасреде.
Теоретико-методологический блок спроектированной модели составляют деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Саранцев, Н.Ф. Талызина и др.), личностностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и системный (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) подходы, а также теоретические основы современного медиаобразования и формирования медиакультуры (О.А. Баранов, Н.Б. Кириллова, Б.М. Сапунов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.), концептуальные идеи формирования и развития ИКТ-компетентности будущих педагогов (А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, Т.Н. Суворова и др.).
Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущего педагога, которые необходимы для успешной самопрезентации в современной медиасреде. Опираясь на исследования Л.С. Колмогоровой, Г.Г. Спиридоновой, Л.Ю. Донской, мы выделяем следующие компоненты самопрезентации будущего педагога:
– мотивационно-ценностный: ценностное отношение будущего педагога к процессу, содержанию и результату самопрезентации; мотивация будущего педагога к применению самопрезентации; осознание будущим педагогом необходимости самопрезентации для его профессионального самопозиционирования и дальнейшего профессионального развития; проявление собственной активности при работе над планом самопрезентации;
– когнитивный: знание сущности понятия самопрезентации, стратегий самопрезентации, видов и форм самопрезентации; знание условий, определяющих эффективность самопрезентации; знание особенностей оценивания профессиональных качеств при проведении собеседования на должность преподавателя; знание профессионально значимых качеств педагога, способствующих эффективности самопрезентации; знание возможностей применения самопрезентации в профессиональной деятельности педагога;
– деятельностный: умения составлять план самопрезентации, создавать материалы для самопрезентации педагога; умения оценивать эффективность созданной самопрезентации, разрабатывать рекомендации по составлению плана самопрезентации педагога; владение техниками, приемами и методами самопрезентации педагога, навыками использования средств ИКТ для самопрезентации.
– рефлексивный: умение выполнять анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств; умение проводить коррекцию целей и содержания самопрезентации.
Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих педагогов и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность», а также используемыми методами и средствами обучения.
Приведем пример некоторых заданий, способствующих формированию знаний, умений и навыков самопрезентации педагога.
Задание 1. Познакомьтесь с имеющимися примерами самопрезентаций.
1. Познакомьтесь с самопрезентациями на конкурс «Учитель года».
2. Познакомьтесь с самопрезентациями молодых учителей.
3. Самопрезентация к конкурсу молодых учителей «Педагогический дебют».
Сделайте вывод о структуре самопрезентации педагога, составьте план самопрезентации педагога.
Задание 2. Создайте самопрезентацию.
1. Используя план самопрезентации, создайте собственную самопрезентацию для устройства на должность преподавателя.
2. Найдите в Профессиональном стандар-те педагога компоненты ИКТ-компетентности педагога и включите некоторые из них в своё резюме, описав личный опыт и свои возможности в данном аспекте.
3. Подготовьте презентацию в редакторе PowerPoint для использования в ходе самопрезентации.
Задание 3. Создайте собственную визитную карточку для устройства на работу.
1. Выполните поиск онлайн-сервиса для создания визиток.
2. Используя возможности найденного сервиса, создайте визитку с информацией о себе: ФИО, профессиональные навыки, интересы и т.п.
3. Разместите созданную визитную карточку на личном сайте.
Для школьного учителя наиболее интересный и эффективный вариант самопрезентации – это ссылка на личный сайт, блог или проект. Здесь может быть размещена менее формальная, более творческая профессиональная информация, знакомящая с педагогическим опытом, научным или иным видом творчества педагога, его личностью. Поэтому немаловажным элементом в подготовке будущих педагогов к самопрезентации является получение опыта в области создания личного информационного пространства (персонального сайта или блога). С этой целью реализуется следующее индивидуальное проектное задание.
Задание 4. Создайте персональный сайт.
1. Познакомьтесь с сайтами учителей (сайт учителя русского языка и литературы Л.Г. Арачашвили, персональный сайт учителя русского языка и литературы Л.А. Молокановой). Укажите их основные разделы.
2. Найдите персональные сайты учителей своего профиля подготовки (не менее двух). Выполните анализ их разделов.
3. Используя конструктор сайта (Google Site, Wix, A5 и др.), разработайте персональный сайт педагога или сайт учителя-репетитора в рамках своей предметной области. Предусмотрите самопрезентацию с использованием разработанного сайта.
Важный компонент процессуального блока – интерактивные методы обучения, деловые игры. В качестве примера приведем деловую игру «Бюро кадровых услуг», которая позволяет имитировать профессионально-педагогическую деятельность и проводится с целью формирования умений использовать самопрезентацию на собеседовании с работодателем и проводить деловую беседу с работодателем.
Предварительно участники деловой игры получают задание разработать выступление в формате самопрезентации и продумать возможные вопросы (не менее трех) со стороны работодателей и ответы на них.
Также предварительно происходит распределение ролей (работодатель, сотрудники кадрового бюро, претенденты на вакансию) и ознакомление с обязанностями.
Сама игра предполагает имитацию телефонного разговора с работодателем и собеседования.
При подведении итогов дается анализ причин выбора, отмечаются типичные ошибки и главное – сильные стороны прошедших собеседование претендентов. Преподаватель должен проконтролировать данный процесс, управляя ходом обсуждения.
Оценочно-результативный блок модели отражает результативность процесса подготовки будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде. Данный блок представлен следующими показателями и уровнями (таблица).
Критерии и показатели готовности будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде
Диагностируемый компонент |
Уровень |
Показатели |
Мотивационно-ценностный |
Высокий |
Осознает важность самопрезентации педагога в профессиональной деятельности, проявляет активность при работе над разработкой материалов для самопрезентации |
Средний |
Осознает важность самопрезентации педагога в профессиональной деятельности, однако не проявляет активность при работе над разработкой материалов для самопрезентации |
|
Низкий |
Не осознает важность самопрезентации педагога в профессиональной деятельности и не проявляет стремления к изучению особенностей самопрезентации педагога |
|
Когнитивный |
Высокий |
Демонстрирует глубокие и прочные знания сущности самопрезентации, стратегий самопрезентации, видов и форм самопрезентации; имеет представления о профессионально значимых качествах педагога, способствующих эффективности самопрезентации |
Средний |
Демонстрирует отдельные фрагментарные знания сущности самопрезентации, стратегий самопрезентации, видов и форм самопрезентации; имеет поверхностные представления о профессионально значимых качествах педагога, способствующих эффективности самопрезентации |
|
Низкий |
Демонстрирует владение некоторыми знаниями о сущности самопрезентации, стратегий самопрезентации, видов и форм самопрезентации; не имеет представления о профессионально значимых качествах педагога, способствующих эффективности самопрезентации |
|
Деятельностный |
Высокий |
Способен успешно разрабатывать материалы для самопрезентации с использованием соответствующих информационно-коммуникационных технологий; применять самопрезентацию как средство позиционирования в медийно-информационном мире |
Средний |
Способен успешно, но с отдельными недочетами разрабатывать материалы для самопрезентации с использованием соответствующих информационно-коммуникационных технологий; применять самопрезентацию как средство позиционирования в медийно-информационном мире |
|
Низкий |
В целом успешно, но не систематически способен разрабатывать материалы для самопрезентации с использованием соответствующих информационно-коммуникационных технологий; не способен применять самопрезентацию как средство позиционирования в медийно-информационном мире |
|
Окончание таблицы |
||
Диагностируемый компонент |
Уровень |
Показатели |
Рефлексивный |
Высокий |
Успешно выполняет анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств |
Средний |
В целом успешно, но с отдельными недочетами выполняет анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств |
|
Низкий |
Не способен выполнять анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств |
Выводы
Разработанная в настоящем исследовании модель подготовки будущих педагогов к самопрезентации в современной медиасреде представляет собой целостную, динамичную систему и включает взаимосвязанные блоки: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. В дальнейшем, с целью определения эффективности разработанной модели, планируется ее апробация в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева.