Несмотря на развитие и совершенствование средств и способов предупреждения и тушения пожаров, на сегодняшний день количество пожаров, в том числе с гибелью людей, остается на высоком уровне, в связи с этим профессия пожарного будет востребована во все времена. Каким бы сложным ни был пожар, в каких бы условиях ни действовал пожарный, он всегда выражает свое отношение к своей профессиональной деятельности. Такое отношение всегда ценностно ориентировано.
В системе профессиональной подготовки пожарных актуализируется проблема формирования у слушателей образовательных организаций МЧС России направленности на гуманистические ценности.
Развитие и совершенствование профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, профессиональный стандарт «Пожарный» направлены на становление сотрудника, руководствующегося ценностями профессиональной деятельности. Подготовка пожарного с учетом данного аспекта возможна при осуществлении образовательного процесса с позиции аксиологического подхода.
Перейдем к анализу термина «ценностное отношение к профессиональной деятельности».
В.Г. Алексеева [1] считает, что ценностное отношение со временем трансформируется в деятельность и регулируется социальными способами посредством социальных правил и норм, которые в свою очередь могут быть как внутренними (персональными), так и внешними – заданными обществом. Таким образом, деятельность пожарного предполагает не только его внутреннюю направленность на выполнение профессиональной деятельности, но и усвоение внешних ценностей, заданных профессиональной средой МЧС России. Только совокупность внешних и внутренних ценностных основ позволит ему включить ценности профессиональной деятельности в свой внутренний ценностный мир.
Исходя из позиций Г.И. Чижакова и А.Л. Позднякова [2], ценностное отношение к профессиональной деятельности имеет сложный, многоуровневый характер, оно складывается в процессе реальных социальных отношений и переживается как ценность, нормы, цели и идеалы, посредством духовно-эмоционального отношения к профессиональной сфере. Ценностное отношение влияет на жизненные установки специалиста, становится основным ориентиром поведения, мотивом общения и взаимодействия.
Ценностное отношение выступает смысловым полем системы ценностей, является смыслом духовно-практической деятельности, определяет своеобразие будущего специалиста и его становление [3].
По нашему мнению, весь процесс профессиональной подготовки слушателя образовательных организаций МЧС России можно представить как процесс формирования у него ценностного отношения к деятельности пожарного и к себе как носителю данных ценностей [4].
По мнению М.С. Тарасикова [5], профессиональные ценности «выступают в качестве многомерной полифункциональной способности сотрудника соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне, учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы других субъектов профессиональной деятельности» [6, с. 158].
Е.П. Коноваленко [6], рассматривая проблему воспитания ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии в процессе учебной практики, считает, что ключевой инновацией данной подготовки выступает ориентация на формирование и развитие творческой личности, понимание ценности избранной профессии. По мнению автора, подготовка помимо традиционных форм обучения должна включать моделирование реальных жизненных ситуаций [7].
Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности соответствует концепции гуманизации профессионального образования и, в частности, образовательных учреждений МЧС России [6].
По мнению А.Г. Переверзева [8], процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности во многом зависит от: 1) индивидуально-психологических качеств личности обучающихся; 2) усвоенных знаний и умений, связанных с профессией; 3) направленности личности и ее психического состояния. По мнению автора, процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности должен строиться на принципах сознательности, адекватности, реальности, единства теоретического и практического обучения и обязательной рефлексии.
Ценностное отношение к профессиональной деятельности детерминирует формирование профессионального самосознания, развитие профессионально важных личностных качеств и способностей и в конечном итоге определяет успешность и результативность профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений [9].
В контексте специфики рассматриваемой проблемы, ценности воздействуют на общие жизненные установки будущего специалиста, задавая траекторию его поведения, мотивационный статус социальных навыков – общения, взаимодействия. В итоге система ценностных отношений становится смысловым полем практической деятельности субъекта – будущего специалиста, развивается сообразно профессиональной специфике, исходя из профессионально-специфического профиля ценностей [10].
Цель исследования: формирование у слушателей образовательных организаций МЧС России ценностного отношения к профессиональной деятельности посредством реализации разработанных организационно-педагогических условий в процессе профессионального обучения сотрудников пожарно-спасательных подразделений, независимо от видов пожарной охраны. Основными задачами исследования были обозначены: реализация разработанных нами организационно-педагогических условий и проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования нами использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические – эксперимент, наблюдение и опрос.
Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России). В ней приняли участие 120 человек, среди которых 60 слушателей контрольной и 60 слушателей экспериментальной учебных групп. Все слушатели проходили обучение по программе профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный».
Методологическую основу исследования составляют аксиологический и личностно-деятельностный подходы.
Для определения сформированности ценностного отношения в исследовании применялись различные методы диагностики.
Отправным в выборе методов диагностики было понимание того, что при изучении ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России необходимо соотносить его с жизненными ценностями и целями будущего пожарного, с профилем субъекта и ее ориентацией в профессиональной деятельности.
Нами установлено, что необходимыми условиями формирования ценностного отношения у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности являются организационно-педагогические условия, осуществляемые в процессе профессиональной подготовки, а именно:
- ориентирование слушателей на ценности профессиональной деятельности, способствующее осознанию значимости ценностей профессии для дальнейшего профессионального становления и развития;
- организация рефлексивно-деловых игр с целью принятия слушателями ценностей своей профессиональной деятельности;
- организация занятий в учебно-тренировочном моделирующем комплексе с целью проявления слушателями ценностного отношения к профессиональной деятельности;
Реализованные в единстве и взаимосвязи, они способствуют формированию у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности.
Нами уточнена структура ценностного отношения слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности, которая включает следующие компоненты:
- мотивационный – внутреннее побуждение к осуществлению профессиональной деятельности как личностно значимой ценности;
- когнитивный – знание о ценностях профессиональной деятельности;
- коммуникативный – включает умения сотрудничать с другими субъектами профессиональной деятельности;
- технологический – наличие умений в области использования ценностно-ориентированных технологий;
- рефлексивный – подразумевает умения сопоставлять освоенные профессиональные ценности с актуальной системой ценностей и преобразовывать имеющееся отношение к профессиональной деятельности в ценностное.
Результаты исследования и их обсуждение
Перейдем к анализу результатов, полученных в ходе эмпирического исследования.
Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Г. Резапкиной
В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к материальной обеспеченности – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), семье – у 68,3 % (41 человек), карьере и отдыху – у 65 % (39 человек), здоровью – у 63,3 % (38 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценности служения – ее выбрали только 20 % (12 человек).
В контрольной группе результаты схожи по отношению к ценности материальной обеспеченности – она была установлена у 96,6 % (58 человек). Также было установлено, что испытуемым в контрольной группе важны ценности здоровья – у 70 % (42 человека), ценность славы выявлена у 68,3 % (41 человек). Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, – она была выявлена только у 36,6 % (22 человека).
Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ричи – Мартина
В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к потребности в социальных контактах – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения – у 68,3 % (41 человек), потребности в четком структурировании работы – у 66,6 % (40 человек), потребности в хороших условиях работы – у 65 % (39 человек), потребности ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Минимальное значение испытуемыми придается потребности быть креативным – ее выбрали только 30 % (18 человек).
В контрольной группе результаты несколько отличаются – у 80 % испытуемых выявлена потребность в социальных контактах (48 человек), у 76,6 % (46 человек) – обнаружена потребность в четком структурировании работы. Также у 73,3 % (44 человека) установлена потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их. У 71,6 % (43 человека) выявлена потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, у 70 % (42 человека) выявлена потребность в завоевании признания со стороны других людей. Также у 68,3 % (41 человек) есть потребность в разнообразии, переменах и стимуляции. Менее всего (у 41,6 % (25 человек)) выражена потребность в ощущении востребованности и в интересной работе.
Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике С.С. Бубнова
В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к здоровью – у 86,6 % (52 человек), приятному времяпрепровождению, отдыху – у 78,3 % (47 человек). Также важным является высокий социальный статус и управление людьми для 76,6 % (43 человека), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе – у 73,3 % (44 человека), ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 71,6 % (43 человек), потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Для 70 % (42 человека) важна ценность любви, для 65 % (39 человек) значима ценность общения. Минимальное значение испытуемыми придается признанию и уважению людей, и влиянию на окружающих, что было выявлено только у 48,3 % (29 человек).
В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 86,6 % испытуемых выявлена ценность высокого социального статуса и управления людьми (52 человека), у 81,6 % (49 человек) важна ценность здоровья, для 76,6 % (46 человек) значима ценность общения, для 73,3 % (44 человека) значима ценность высокого материального благосостояния, для 70 % (42 человека) значима ценность приятного времяпрепровождения, отдыха. Такая ценность, как помощь и милосердие к другим людям, актуальна у 66,6 % (40 человек), ценность любви значима для 58,3 % (35 человек). Было также выявлено, что менее всего выражена ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 45 % (27 человек), а также ценность поиска и наслаждения прекрасным – у 41,6 % (25 человек).
Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ш. Шварца
В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к безопасности – у 68,3 % (41 человек), универсализму – у 66,6 % (40 человек).
Также важным является ценность самостоятельности у 65 % (39 человек) и ценность доброты у 63,3 % (38 человек). Ценность достижений установлена у 56,6 % (34 человека), ценность стимуляции важна для 51,6 % (31 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценностям традиции и гедонизма – у 46,6 % (28 человек), для 40 % (24 человека) значима конформность, и только для 36,6 % (22 человека) значима ценность власти.
В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 80 % (48 человек) наиболее важными ценностями выступают универсализм и самостоятельность, у 76,6 % (46 человек) значимыми являются ценности стимуляции и безопасности.
Также было выявлено, что для 73,3 % (44 человека) важны ценности доброты. Для меньшего количества – 66,6 % (40 человек) – значимыми являются ценности достижений, для 61,6 % (37 человек) значимы ценности традиций.
Для 51,6 % (31 человек) значение имеют ценности власти и гедонизма, и для 50 % (30 человек) важна ценность конформности.
По результатам экспериментальной работы были выявлены следующие результаты. Наиболее значимым для испытуемых в экспериментальной группе было ценностное отношение к таким связанным с профессионализмом ценностным показателям, как материальная обеспеченность, слава, потребность в социальных контактах, здоровье, отдых, высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, ценность познания нового в мире, природе, человеке. Минимальное значение испытуемыми придается ценностям служения, креативности.
Для испытуемых контрольной группы наиболее значимыми были ценности материальной обеспеченности, здоровья, славы, потребность в социальных контактах, в четком структурировании работы, постановке и достижении для себя сложных целей, ценность высокого социального статуса и управления людьми, ценность здоровья и общения, высокого материального благосостояния, отдыха. Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, ощущение востребованности и потребность в интересной работе. Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России.
Заключение
Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы пришли к выводу, что ценностное отношение к профессиональной деятельности во многом обеспечивает эффективность будущей профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, за счет принятия профессиональных ценностей и включения их в собственный ценностный мир.
Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России, так как испытуемые в большей степени ориентированы на материальные ценности в их различных проявлениях, потребности в социальных контактах, здоровье, отдыхе, при этом ценности служения и востребованности в профессиональной деятельности отходят у них на второй план.
Реализация разработанных организационно-педагогических условий при осуществлении профессиональной подготовки по профессии «Пожарный» позволила сформировать ценностное отношение к профессиональной деятельности у обучающихся, что подтверждается данными контрольного среза. В итоге можем свидетельствовать о достижении поставленной цели и решении задач исследования.