Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

Stelmakh A.A. 1 Simonenko A.S. 1 Bekk А.А. 2
1 Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia
2 Siberian Law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
At the moment, the system of professional training of firefighters actualizes the problem of forming the students of educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia focus on humanistic values. Development and improvement of professional training of personnel of fire protection units, the professional standard «Fireman» as one of the leading tasks distinguish the training of an employee who is guided by the values of professional activity. The article provides a detailed analysis of the views of modern scientists on the problem of forming the value attitude of students of educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia to professional activity. As the organizational-pedagogical conditions of formation of value attitude of students of educational institutions of EMERCOM of Russia for professional work in the training are: orientation of students to the values of professional activity; organization of reflexive business game with the purpose of making the audience values their professional activities; organization of classes in the educational and training modeling complex for the purpose of showing students a value attitude to professional activity. The developed structure of students ‘ value attitude to professional activity includes: motivational, cognitive, communicative, technological and reflexive components. The conducted experimental work confirmed the need for purposeful work on the formation of a value attitude to professional activity among students of educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia by means of implementing organizational and pedagogical conditions.
value attitude
professional activity
students of educational organizations of the EMERCOM of Russia
training of firefighters
employees of the EMERCOM of Russia

Несмотря на развитие и совершенствование средств и способов предупреждения и тушения пожаров, на сегодняшний день количество пожаров, в том числе с гибелью людей, остается на высоком уровне, в связи с этим профессия пожарного будет востребована во все времена. Каким бы сложным ни был пожар, в каких бы условиях ни действовал пожарный, он всегда выражает свое отношение к своей профессиональной деятельности. Такое отношение всегда ценностно ориентировано.

В системе профессиональной подготовки пожарных актуализируется проблема формирования у слушателей образовательных организаций МЧС России направленности на гуманистические ценности.

Развитие и совершенствование профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, профессиональный стандарт «Пожарный» направлены на становление сотрудника, руководствующегося ценностями профессиональной деятельности. Подготовка пожарного с учетом данного аспекта возможна при осуществлении образовательного процесса с позиции аксиологического подхода.

Перейдем к анализу термина «ценностное отношение к профессиональной деятельности».

В.Г. Алексеева [1] считает, что ценностное отношение со временем трансформируется в деятельность и регулируется социальными способами посредством социальных правил и норм, которые в свою очередь могут быть как внутренними (персональными), так и внешними – заданными обществом. Таким образом, деятельность пожарного предполагает не только его внутреннюю направленность на выполнение профессиональной деятельности, но и усвоение внешних ценностей, заданных профессиональной средой МЧС России. Только совокупность внешних и внутренних ценностных основ позволит ему включить ценности профессиональной деятельности в свой внутренний ценностный мир.

Исходя из позиций Г.И. Чижакова и А.Л. Позднякова [2], ценностное отношение к профессиональной деятельности имеет сложный, многоуровневый характер, оно складывается в процессе реальных социальных отношений и переживается как ценность, нормы, цели и идеалы, посредством духовно-эмоционального отношения к профессиональной сфере. Ценностное отношение влияет на жизненные установки специалиста, становится основным ориентиром поведения, мотивом общения и взаимодействия.

Ценностное отношение выступает смысловым полем системы ценностей, является смыслом духовно-практической деятельности, определяет своеобразие будущего специалиста и его становление [3].

По нашему мнению, весь процесс профессиональной подготовки слушателя образовательных организаций МЧС России можно представить как процесс формирования у него ценностного отношения к деятельности пожарного и к себе как носителю данных ценностей [4].

По мнению М.С. Тарасикова [5], профессиональные ценности «выступают в качестве многомерной полифункциональной способности сотрудника соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне, учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы других субъектов профессиональной деятельности» [6, с. 158].

Е.П. Коноваленко [6], рассматривая проблему воспитания ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии в процессе учебной практики, считает, что ключевой инновацией данной подготовки выступает ориентация на формирование и развитие творческой личности, понимание ценности избранной профессии. По мнению автора, подготовка помимо традиционных форм обучения должна включать моделирование реальных жизненных ситуаций [7].

Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности соответствует концепции гуманизации профессионального образования и, в частности, образовательных учреждений МЧС России [6].

По мнению А.Г. Переверзева [8], процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности во многом зависит от: 1) индивидуально-психологических качеств личности обучающихся; 2) усвоенных знаний и умений, связанных с профессией; 3) направленности личности и ее психического состояния. По мнению автора, процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности должен строиться на принципах сознательности, адекватности, реальности, единства теоретического и практического обучения и обязательной рефлексии.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности детерминирует формирование профессионального самосознания, развитие профессионально важных личностных качеств и способностей и в конечном итоге определяет успешность и результативность профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений [9].

В контексте специфики рассматриваемой проблемы, ценности воздействуют на общие жизненные установки будущего специалиста, задавая траекторию его поведения, мотивационный статус социальных навыков – общения, взаимодействия. В итоге система ценностных отношений становится смысловым полем практической деятельности субъекта – будущего специалиста, развивается сообразно профессиональной специфике, исходя из профессионально-специфического профиля ценностей [10].

Цель исследования: формирование у слушателей образовательных организаций МЧС России ценностного отношения к профессиональной деятельности посредством реализации разработанных организационно-педагогических условий в процессе профессионального обучения сотрудников пожарно-спасательных подразделений, независимо от видов пожарной охраны. Основными задачами исследования были обозначены: реализация разработанных нами организационно-педагогических условий и проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования нами использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические – эксперимент, наблюдение и опрос.

Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России). В ней приняли участие 120 человек, среди которых 60 слушателей контрольной и 60 слушателей экспериментальной учебных групп. Все слушатели проходили обучение по программе профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный».

Методологическую основу исследования составляют аксиологический и личностно-деятельностный подходы.

Для определения сформированности ценностного отношения в исследовании применялись различные методы диагностики.

Отправным в выборе методов диагностики было понимание того, что при изучении ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России необходимо соотносить его с жизненными ценностями и целями будущего пожарного, с профилем субъекта и ее ориентацией в профессиональной деятельности.

Нами установлено, что необходимыми условиями формирования ценностного отношения у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности являются организационно-педагогические условия, осуществляемые в процессе профессиональной подготовки, а именно:

  • ориентирование слушателей на ценности профессиональной деятельности, способствующее осознанию значимости ценностей профессии для дальнейшего профессионального становления и развития;
  • организация рефлексивно-деловых игр с целью принятия слушателями ценностей своей профессиональной деятельности;
  • организация занятий в учебно-тренировочном моделирующем комплексе с целью проявления слушателями ценностного отношения к профессиональной деятельности;

Реализованные в единстве и взаимосвязи, они способствуют формированию у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности.

Нами уточнена структура ценностного отношения слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационный – внутреннее побуждение к осуществлению профессиональной деятельности как личностно значимой ценности;
  • когнитивный – знание о ценностях профессиональной деятельности;
  • коммуникативный – включает умения сотрудничать с другими субъектами профессиональной деятельности;
  • технологический – наличие умений в области использования ценностно-ориентированных технологий;
  • рефлексивный – подразумевает умения сопоставлять освоенные профессиональные ценности с актуальной системой ценностей и преобразовывать имеющееся отношение к профессиональной деятельности в ценностное.

Результаты исследования и их обсуждение

Перейдем к анализу результатов, полученных в ходе эмпирического исследования.

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Г. Резапкиной

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к материальной обеспеченности – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), семье – у 68,3 % (41 человек), карьере и отдыху – у 65 % (39 человек), здоровью – у 63,3 % (38 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценности служения – ее выбрали только 20 % (12 человек).

В контрольной группе результаты схожи по отношению к ценности материальной обеспеченности – она была установлена у 96,6 % (58 человек). Также было установлено, что испытуемым в контрольной группе важны ценности здоровья – у 70 % (42 человека), ценность славы выявлена у 68,3 % (41 человек). Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, – она была выявлена только у 36,6 % (22 человека).

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ричи – Мартина

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к потребности в социальных контактах – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения – у 68,3 % (41 человек), потребности в четком структурировании работы – у 66,6 % (40 человек), потребности в хороших условиях работы – у 65 % (39 человек), потребности ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Минимальное значение испытуемыми придается потребности быть креативным – ее выбрали только 30 % (18 человек).

В контрольной группе результаты несколько отличаются – у 80 % испытуемых выявлена потребность в социальных контактах (48 человек), у 76,6 % (46 человек) – обнаружена потребность в четком структурировании работы. Также у 73,3 % (44 человека) установлена потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их. У 71,6 % (43 человека) выявлена потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, у 70 % (42 человека) выявлена потребность в завоевании признания со стороны других людей. Также у 68,3 % (41 человек) есть потребность в разнообразии, переменах и стимуляции. Менее всего (у 41,6 % (25 человек)) выражена потребность в ощущении востребованности и в интересной работе.

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике С.С. Бубнова

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к здоровью – у 86,6 % (52 человек), приятному времяпрепровождению, отдыху – у 78,3 % (47 человек). Также важным является высокий социальный статус и управление людьми для 76,6 % (43 человека), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе – у 73,3 % (44 человека), ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 71,6 % (43 человек), потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Для 70 % (42 человека) важна ценность любви, для 65 % (39 человек) значима ценность общения. Минимальное значение испытуемыми придается признанию и уважению людей, и влиянию на окружающих, что было выявлено только у 48,3 % (29 человек).

В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 86,6 % испытуемых выявлена ценность высокого социального статуса и управления людьми (52 человека), у 81,6 % (49 человек) важна ценность здоровья, для 76,6 % (46 человек) значима ценность общения, для 73,3 % (44 человека) значима ценность высокого материального благосостояния, для 70 % (42 человека) значима ценность приятного времяпрепровождения, отдыха. Такая ценность, как помощь и милосердие к другим людям, актуальна у 66,6 % (40 человек), ценность любви значима для 58,3 % (35 человек). Было также выявлено, что менее всего выражена ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 45 % (27 человек), а также ценность поиска и наслаждения прекрасным – у 41,6 % (25 человек).

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ш. Шварца

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к безопасности – у 68,3 % (41 человек), универсализму – у 66,6 % (40 человек).

Также важным является ценность самостоятельности у 65 % (39 человек) и ценность доброты у 63,3 % (38 человек). Ценность достижений установлена у 56,6 % (34 человека), ценность стимуляции важна для 51,6 % (31 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценностям традиции и гедонизма – у 46,6 % (28 человек), для 40 % (24 человека) значима конформность, и только для 36,6 % (22 человека) значима ценность власти.

В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 80 % (48 человек) наиболее важными ценностями выступают универсализм и самостоятельность, у 76,6 % (46 человек) значимыми являются ценности стимуляции и безопасности.

Также было выявлено, что для 73,3 % (44 человека) важны ценности доброты. Для меньшего количества – 66,6 % (40 человек) – значимыми являются ценности достижений, для 61,6 % (37 человек) значимы ценности традиций.

Для 51,6 % (31 человек) значение имеют ценности власти и гедонизма, и для 50 % (30 человек) важна ценность конформности.

По результатам экспериментальной работы были выявлены следующие результаты. Наиболее значимым для испытуемых в экспериментальной группе было ценностное отношение к таким связанным с профессионализмом ценностным показателям, как материальная обеспеченность, слава, потребность в социальных контактах, здоровье, отдых, высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, ценность познания нового в мире, природе, человеке. Минимальное значение испытуемыми придается ценностям служения, креативности.

Для испытуемых контрольной группы наиболее значимыми были ценности материальной обеспеченности, здоровья, славы, потребность в социальных контактах, в четком структурировании работы, постановке и достижении для себя сложных целей, ценность высокого социального статуса и управления людьми, ценность здоровья и общения, высокого материального благосостояния, отдыха. Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, ощущение востребованности и потребность в интересной работе. Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России.

Заключение

Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы пришли к выводу, что ценностное отношение к профессиональной деятельности во многом обеспечивает эффективность будущей профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, за счет принятия профессиональных ценностей и включения их в собственный ценностный мир.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России, так как испытуемые в большей степени ориентированы на материальные ценности в их различных проявлениях, потребности в социальных контактах, здоровье, отдыхе, при этом ценности служения и востребованности в профессиональной деятельности отходят у них на второй план.

Реализация разработанных организационно-педагогических условий при осуществлении профессиональной подготовки по профессии «Пожарный» позволила сформировать ценностное отношение к профессиональной деятельности у обучающихся, что подтверждается данными контрольного среза. В итоге можем свидетельствовать о достижении поставленной цели и решении задач исследования.