Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONTENT AND FORMS OF TRAINING OF MASTERS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF SYSTEMIC TRANSFORMATION OF MODERN SOCIETY

Sigitova L.I. 1
1 Altai State Pedagogical University
The article is devoted to the search for solutions to the problems of education in times of crisis. At the beginning, a brief analysis of the system of training of masters of psychological and pedagogical education is given; assumptions on trends of further development of higher education in Russia formulated, the most demanded directions in psycho-pedagogical education are determined. As an example, the work considers the main content and forms of training of masters in the main professional educational program of higher education «Psycho-pedagogical safety of the person in social interaction,» which takes into account the requirements of professional standards related to the professional activity of the graduate. The experience of using remote forms of training in the development and implementation of a new program based on the principles of innovation, systemаcity, accessibility described. The content of the program will allow to effectively form of master’s students a value attitude to safe social interaction, ability to carry out training and in the future the psycho-pedagogical activity in remote form. The author proposes to update the content of existing programs in accordance with the new socio-political conditions, to expand the application of remote forms of education at different levels of education. The use of the presented content and forms will significantly increase the availability of modern higher education at the master’s level, which will later affect the quality of education.
higher education
psycho-pedagogical education
distance education
master’s degree
system
maintenance
form

В связи с современными социально-политическими изменениями глобального масштаба на наших глазах происходит трансформация образования в целом и высшего образования в частности. Кризис образования, продолжающийся более пятидесяти лет, наконец, получил вектор своего дальнейшего развития. В нашей стране вялотекущая борьба традиционного и развивающего обучения в кратчайшие сроки привела к смене парадигм.

Очевидно, что некоторые элементы системы традиционного образования еще долгое время будут сохранять свою значимость, не давая разрушиться системе образования. Ряд противоречий, связанных с вхождением России в Болонский процесс, теряют свою актуальность:

– осмысление и обобщение зарубежного опыта преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, внедрение этого опыта в России идет полным ходом;

– высшее и постдипломное образование стало более доступным, и вхождение России в мировое образовательное пространство уже происходит и принесет свои плоды в недалеком будущем [1].

В связи с этими и другими условиями система высшего образования получает большие возможности для изменения содержания образования в сторону актуальности и развития новых форм обучения.

Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов в интервью каналу РБК заявляет: «Новые методы при всей своей эффективности с порога отвергались или игнорировались традиционалистами, а традиционалистов в образовании большинство. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже не вернется в традиционное состояние» [2].

Необходимо отметить, что часть высших учебных заведений уже решали проблему новых форм и содержания, учитывая тенденции развития образования в мире, разрабатывая новые актуальные направления и программы, широко внедряя дистанционные формы обучения. Увидеть это можно на примере опыта подготовки магистров психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете.

Для дальнейшего развития системы образования и усовершенствования дистанционной формы обучения необходимы анализ профессиональной востребованности выпускника обществом и государством, учет его образовательных интересов, формирование у будущего магистра ценностного отношения к непрерывному образованию в условиях системной трансформации современного общества.

Результаты исследования будут востребованы в системе подготовки магистров различных направлений, могут учитываться в разработке и внедрении новых направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

В ходе предыдущих исследований мы выявили, какие ценности лежат в основе восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре, и пришли к выводу, что главными ценностями у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. Но предпочтения менялись в зависимости от направления обучения [3]. Сведения указаны в табл. 1.

Для определения наиболее востребованных программ педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете проводится ежегодный мониторинг среди студентов бакалавриата старших курсов. Подтверждением востребованности определенных программ магистратуры является высокий конкурс при поступлении (размещается на сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ») [4].

Результаты исследования и их обсуждение

На подготовительном этапе была поставлена задача – определить наиболее востребованные программы педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете. На сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ» до 2017 г. были размещены результаты ежегодного мониторинга программ магистратуры: каковы конкурс, число поступающих на одно место, какое место занимает это направление среди других реализуемых в университете [4]. Сведения указаны в табл. 2.

Таблица 1

Зависимость выбора респондентом ценности образования от направления обучения

№ п/п

Вариант ответа

% от ответов

Направление обучения

1

Качество обучения

80 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

2

Бесплатное обучение

70 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

3

Престижность будущей профессии

62 %

Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление

4

Невысокая стоимость обучения

60 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

5

Престижность вуза

54 %

Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление

 

Таблица 2

Конкурс среди абитуриентов магистратуры по психолого-педагогическому образованию

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Кол-во на одно место

6

13,46

20,25

13,42

14

Рейтинговое место

1

2

1

3

2

 

Таблица 3

Рейтинг направлений обучения в магистратуре среди абитуриентов Института психологии и педагогики

№ п/п

Вариант ответа

Кол-во в %

1

Психология

30

2

Психологическое консультирование

20

3

Специальная психология и педагогика

16,6

4

Социальная психология и педагогика

13,3

5

Начальное образование

13,3

6

Затрудняюсь ответить

6,8

 

Из табл. 2 видно, что психолого-педагогическое направление является традиционно востребованным у абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ». В последующие годы (2018–2019 гг.) конкурс на психолого-педагогическое направление оставался неизменно высоким.

Для подтверждения гипотезы: психолого-педагогическое направление магистерских программ востребовано абитуриентами – в 2018 г. был проведен опрос абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ», поступающих на программы магистратуры Института психологии и педагогики. Из 250 абитуриентов случайным образом были отобраны 30 человек, которым был задан и проанализирован вопрос: «По каким программам магистратуры Вы хотели бы обучаться?» Вопрос не предполагал вариантов ответа, требовалось, чтобы респонденты сформулировали направление самостоятельно. В итоге ответы респондентов были сгруппированы по направлениям. Сведения указаны в табл. 3.

Анализ полученных данных, результаты наблюдения автора в качестве председателя экзаменационной комиссии по приему в магистратуру ИПиП ФБГОУ ВО «АлтГПУ» (2015–2019 гг.) позволяют констатировать большую заинтересованность выпускников бакалавриата в поступлении на программы магистратуры, связанные с психолого-педагогическим образованием.

Выявленные тенденции в сфере психолого-педагогического образования показали необходимость разработки и внедрения новой программы магистратуры, отвечающей запросам личности и общества. Кроме психолого-педагогической направленности, новая программа магистратуры призвана решать глобальную проблему – безопасность жизнедеятельности человека, безопасность его социального взаимодействия. Интересным является тот факт, что название программы «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», ее миссия были определены в 2019 г., но актуальны они и в современных условиях.

Выпускники магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» будут готовы к выполнению ряда видов профессиональной деятельности: преподавательской, консультативной, научно-исследовательской, социально-педагогической, организационно-воспитательной. Должности, которые будут занимать выпускники магистратуры: социальный педагог; социальный работник; психолог; педагог-психолог; медиатор; психолог-консультант; организатор безопасной среды и др. Поэтому местами трудоустройства могут быть учреждения образования любого уровня (дошкольные организации, школы, колледжи, вузы); органы управления образованием; учреждения социальной направленности, социальные службы (центры социальной защиты и др.); организации по оказанию психологической помощи (консультанты, медиаторы), частные организации (кабинеты психолога); правоохранительные органы (инспекции по делам несовершеннолетних, полиция, специальные подразделения, воспитательные колонии и т.д.); предприятия, где работа сотрудников подразумевает наличие психологических, эмоциональных нагрузок. Исходя из высокого уровня подготовки магистр может занимать не только базовые должности, но и руководящие посты.

Отличительной чертой магистратуры является ее эксклюзивность на рынке образовательных услуг, сходными с ней являются лишь программы «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена), «Психология безопасности в образовании» (Московский городской психолого-педагогический университет) [5].

Прогнозирование, выработка стратегии обеспечения безопасности человека в социальном взаимодействии являются актуальнейшими проблемами, направленными на сохранение здоровья субъектов образовательного процесса, профилактику травматизма и обеспечение повышения производительности труда. Для этого в образовании необходимы специалисты с повышенным уровнем подготовки, который реализуется в процессе освоения магистерской программы, поскольку уровень подготовки бакалавров недостаточен для решения указанных проблем на современном этапе развития общества [6].

Основной целью открытия магистерской программы служит подготовка квалифицированных кадров для разработки и реализации инновационных проектов в сфере образования и безопасности. Кроме этого, можно выделить следующие цели магистерской программы:

– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в области формирования безопасного будущего;

– подготовка высококвалифицированных работников-магистров и повышение уровня их конкурентоспособности на рынке труда;

– подготовка высококвалифицированных специалистов для средних школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, органов социальной защиты;

– развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных) и профессиональных компетенций по направлению подготовки в соответствии с потребностями рынка труда [7].

Большая часть предлагаемых курсов имеет эксклюзивный характер и разработана специально для данной магистерской программы. Каждый курс опирается на достижения современной ноксологии (науки прогнозирования наиболее вероятных опасностей) и педагогики (технологии формирования навыков безопасной жизнедеятельности), обеспечен необходимой литературой и другими источниками важной информации. Тематика проблем, рассматриваемых в рамках дисциплин, входящих в магистерскую программу, может быть использована для проведения дальнейших исследований в области формирования навыков безопасной жизнедеятельности.

Для разработки и осуществления поставленной задачи была создана рабочая группа. Принципами реализации дорожной карты (для рабочей группы – техническим заданием) стали следующие.

1. Все дисциплины и практики должны вестись в дистанционной форме на платформе СДО Moodle АлтГПУ.

2. Обязательно проведение в ходе образовательного процесса лекций в формате вебинаров.

3. Обязательно выставление в СДО Moodle полного комплекта материалов дисциплин и практик.

4. Необходимо сопровождение обучения с фиксацией хода образовательного процесса и выставлением оценок в онлайн-журнале.

5. Защита ВКР проходит в очном формате или дистанционно (по желанию студентов – с их письменного заявления).

6. Первая (установочная) сессия проходит в очном формате.

7. Решение о формате последующих установочных сессии в начале учебного года принимает руководитель ОПОП.

Рабочая группа придерживалась четкого плана: разработка учебного плана, определение кадрового обеспечения ОПОП; согласование кадрового состава; разработка методического обеспечения (РПД, ФОСы, материалы к занятиям); обучение преподавателей дистанционным формам обучения (осуществлялось посредством курсов ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Отделом цифрового обучения ФБГОУ ВО «АлтГПУ»); утверждение ОПОП на Ученом совете АлтГПУ; представление полного пакета материалов для дистанционного обучения.

Принципы, этапы подготовки программы были реализованы раньше намеченного срока в связи с переходом вуза на дистанционное обучение. Таким образом, актуальность выбранной формы обучения подтвердилась не только в рамках подготовки программы магистратуры «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», но и в стране, и в мире.

Магистратура является одним из этапов непрерывного образования и для выпускников бакалавриата – новой ступенью, раскрывающей перспективу дальнейшей научной работы, получения более глубоких знаний. Через обучение в магистратуре возможна самореализация в науке, профессиональной деятельности. Необходимо отметить: если поступление в вуз не всегда является осознанным актом, то решение продолжить обучение в магистратуре – индивидуальный, продуманный, самостоятельный шаг, обучение в магистратуре не только решает общие задачи, но и удовлетворяет разные индивидуальные потребности обучающихся. Процессы, происходящие в мире и в системе высшего образования, потребовали изменения не только форм, но и содержания.

Выводы

1. Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей.

2. Проблемы высшего образования в условиях системной трансформации современного общества требуют разработки и применения инновационных форм обучения и пересмотра содержания образовательных программ.

3. Необходимо дальнейшее исследование ценностных восприятий студентами программ обучения в магистратуре с точки зрения их взаимосвязи с новыми условиями жизни и социального взаимодействия.