В связи с современными социально-политическими изменениями глобального масштаба на наших глазах происходит трансформация образования в целом и высшего образования в частности. Кризис образования, продолжающийся более пятидесяти лет, наконец, получил вектор своего дальнейшего развития. В нашей стране вялотекущая борьба традиционного и развивающего обучения в кратчайшие сроки привела к смене парадигм.
Очевидно, что некоторые элементы системы традиционного образования еще долгое время будут сохранять свою значимость, не давая разрушиться системе образования. Ряд противоречий, связанных с вхождением России в Болонский процесс, теряют свою актуальность:
– осмысление и обобщение зарубежного опыта преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, внедрение этого опыта в России идет полным ходом;
– высшее и постдипломное образование стало более доступным, и вхождение России в мировое образовательное пространство уже происходит и принесет свои плоды в недалеком будущем [1].
В связи с этими и другими условиями система высшего образования получает большие возможности для изменения содержания образования в сторону актуальности и развития новых форм обучения.
Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов в интервью каналу РБК заявляет: «Новые методы при всей своей эффективности с порога отвергались или игнорировались традиционалистами, а традиционалистов в образовании большинство. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже не вернется в традиционное состояние» [2].
Необходимо отметить, что часть высших учебных заведений уже решали проблему новых форм и содержания, учитывая тенденции развития образования в мире, разрабатывая новые актуальные направления и программы, широко внедряя дистанционные формы обучения. Увидеть это можно на примере опыта подготовки магистров психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете.
Для дальнейшего развития системы образования и усовершенствования дистанционной формы обучения необходимы анализ профессиональной востребованности выпускника обществом и государством, учет его образовательных интересов, формирование у будущего магистра ценностного отношения к непрерывному образованию в условиях системной трансформации современного общества.
Результаты исследования будут востребованы в системе подготовки магистров различных направлений, могут учитываться в разработке и внедрении новых направлений подготовки.
Материалы и методы исследования
В ходе предыдущих исследований мы выявили, какие ценности лежат в основе восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре, и пришли к выводу, что главными ценностями у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. Но предпочтения менялись в зависимости от направления обучения [3]. Сведения указаны в табл. 1.
Для определения наиболее востребованных программ педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете проводится ежегодный мониторинг среди студентов бакалавриата старших курсов. Подтверждением востребованности определенных программ магистратуры является высокий конкурс при поступлении (размещается на сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ») [4].
Результаты исследования и их обсуждение
На подготовительном этапе была поставлена задача – определить наиболее востребованные программы педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете. На сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ» до 2017 г. были размещены результаты ежегодного мониторинга программ магистратуры: каковы конкурс, число поступающих на одно место, какое место занимает это направление среди других реализуемых в университете [4]. Сведения указаны в табл. 2.
Таблица 1
Зависимость выбора респондентом ценности образования от направления обучения
№ п/п |
Вариант ответа |
% от ответов |
Направление обучения |
1 |
Качество обучения |
80 % |
Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое |
2 |
Бесплатное обучение |
70 % |
Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое |
3 |
Престижность будущей профессии |
62 % |
Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление |
4 |
Невысокая стоимость обучения |
60 % |
Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое |
5 |
Престижность вуза |
54 % |
Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление |
Таблица 2
Конкурс среди абитуриентов магистратуры по психолого-педагогическому образованию
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Кол-во на одно место |
6 |
13,46 |
20,25 |
13,42 |
14 |
Рейтинговое место |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Таблица 3
Рейтинг направлений обучения в магистратуре среди абитуриентов Института психологии и педагогики
№ п/п |
Вариант ответа |
Кол-во в % |
1 |
Психология |
30 |
2 |
Психологическое консультирование |
20 |
3 |
Специальная психология и педагогика |
16,6 |
4 |
Социальная психология и педагогика |
13,3 |
5 |
Начальное образование |
13,3 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
6,8 |
Из табл. 2 видно, что психолого-педагогическое направление является традиционно востребованным у абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ». В последующие годы (2018–2019 гг.) конкурс на психолого-педагогическое направление оставался неизменно высоким.
Для подтверждения гипотезы: психолого-педагогическое направление магистерских программ востребовано абитуриентами – в 2018 г. был проведен опрос абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ», поступающих на программы магистратуры Института психологии и педагогики. Из 250 абитуриентов случайным образом были отобраны 30 человек, которым был задан и проанализирован вопрос: «По каким программам магистратуры Вы хотели бы обучаться?» Вопрос не предполагал вариантов ответа, требовалось, чтобы респонденты сформулировали направление самостоятельно. В итоге ответы респондентов были сгруппированы по направлениям. Сведения указаны в табл. 3.
Анализ полученных данных, результаты наблюдения автора в качестве председателя экзаменационной комиссии по приему в магистратуру ИПиП ФБГОУ ВО «АлтГПУ» (2015–2019 гг.) позволяют констатировать большую заинтересованность выпускников бакалавриата в поступлении на программы магистратуры, связанные с психолого-педагогическим образованием.
Выявленные тенденции в сфере психолого-педагогического образования показали необходимость разработки и внедрения новой программы магистратуры, отвечающей запросам личности и общества. Кроме психолого-педагогической направленности, новая программа магистратуры призвана решать глобальную проблему – безопасность жизнедеятельности человека, безопасность его социального взаимодействия. Интересным является тот факт, что название программы «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», ее миссия были определены в 2019 г., но актуальны они и в современных условиях.
Выпускники магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» будут готовы к выполнению ряда видов профессиональной деятельности: преподавательской, консультативной, научно-исследовательской, социально-педагогической, организационно-воспитательной. Должности, которые будут занимать выпускники магистратуры: социальный педагог; социальный работник; психолог; педагог-психолог; медиатор; психолог-консультант; организатор безопасной среды и др. Поэтому местами трудоустройства могут быть учреждения образования любого уровня (дошкольные организации, школы, колледжи, вузы); органы управления образованием; учреждения социальной направленности, социальные службы (центры социальной защиты и др.); организации по оказанию психологической помощи (консультанты, медиаторы), частные организации (кабинеты психолога); правоохранительные органы (инспекции по делам несовершеннолетних, полиция, специальные подразделения, воспитательные колонии и т.д.); предприятия, где работа сотрудников подразумевает наличие психологических, эмоциональных нагрузок. Исходя из высокого уровня подготовки магистр может занимать не только базовые должности, но и руководящие посты.
Отличительной чертой магистратуры является ее эксклюзивность на рынке образовательных услуг, сходными с ней являются лишь программы «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена), «Психология безопасности в образовании» (Московский городской психолого-педагогический университет) [5].
Прогнозирование, выработка стратегии обеспечения безопасности человека в социальном взаимодействии являются актуальнейшими проблемами, направленными на сохранение здоровья субъектов образовательного процесса, профилактику травматизма и обеспечение повышения производительности труда. Для этого в образовании необходимы специалисты с повышенным уровнем подготовки, который реализуется в процессе освоения магистерской программы, поскольку уровень подготовки бакалавров недостаточен для решения указанных проблем на современном этапе развития общества [6].
Основной целью открытия магистерской программы служит подготовка квалифицированных кадров для разработки и реализации инновационных проектов в сфере образования и безопасности. Кроме этого, можно выделить следующие цели магистерской программы:
– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в области формирования безопасного будущего;
– подготовка высококвалифицированных работников-магистров и повышение уровня их конкурентоспособности на рынке труда;
– подготовка высококвалифицированных специалистов для средних школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, органов социальной защиты;
– развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных) и профессиональных компетенций по направлению подготовки в соответствии с потребностями рынка труда [7].
Большая часть предлагаемых курсов имеет эксклюзивный характер и разработана специально для данной магистерской программы. Каждый курс опирается на достижения современной ноксологии (науки прогнозирования наиболее вероятных опасностей) и педагогики (технологии формирования навыков безопасной жизнедеятельности), обеспечен необходимой литературой и другими источниками важной информации. Тематика проблем, рассматриваемых в рамках дисциплин, входящих в магистерскую программу, может быть использована для проведения дальнейших исследований в области формирования навыков безопасной жизнедеятельности.
Для разработки и осуществления поставленной задачи была создана рабочая группа. Принципами реализации дорожной карты (для рабочей группы – техническим заданием) стали следующие.
1. Все дисциплины и практики должны вестись в дистанционной форме на платформе СДО Moodle АлтГПУ.
2. Обязательно проведение в ходе образовательного процесса лекций в формате вебинаров.
3. Обязательно выставление в СДО Moodle полного комплекта материалов дисциплин и практик.
4. Необходимо сопровождение обучения с фиксацией хода образовательного процесса и выставлением оценок в онлайн-журнале.
5. Защита ВКР проходит в очном формате или дистанционно (по желанию студентов – с их письменного заявления).
6. Первая (установочная) сессия проходит в очном формате.
7. Решение о формате последующих установочных сессии в начале учебного года принимает руководитель ОПОП.
Рабочая группа придерживалась четкого плана: разработка учебного плана, определение кадрового обеспечения ОПОП; согласование кадрового состава; разработка методического обеспечения (РПД, ФОСы, материалы к занятиям); обучение преподавателей дистанционным формам обучения (осуществлялось посредством курсов ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Отделом цифрового обучения ФБГОУ ВО «АлтГПУ»); утверждение ОПОП на Ученом совете АлтГПУ; представление полного пакета материалов для дистанционного обучения.
Принципы, этапы подготовки программы были реализованы раньше намеченного срока в связи с переходом вуза на дистанционное обучение. Таким образом, актуальность выбранной формы обучения подтвердилась не только в рамках подготовки программы магистратуры «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», но и в стране, и в мире.
Магистратура является одним из этапов непрерывного образования и для выпускников бакалавриата – новой ступенью, раскрывающей перспективу дальнейшей научной работы, получения более глубоких знаний. Через обучение в магистратуре возможна самореализация в науке, профессиональной деятельности. Необходимо отметить: если поступление в вуз не всегда является осознанным актом, то решение продолжить обучение в магистратуре – индивидуальный, продуманный, самостоятельный шаг, обучение в магистратуре не только решает общие задачи, но и удовлетворяет разные индивидуальные потребности обучающихся. Процессы, происходящие в мире и в системе высшего образования, потребовали изменения не только форм, но и содержания.
Выводы
1. Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей.
2. Проблемы высшего образования в условиях системной трансформации современного общества требуют разработки и применения инновационных форм обучения и пересмотра содержания образовательных программ.
3. Необходимо дальнейшее исследование ценностных восприятий студентами программ обучения в магистратуре с точки зрения их взаимосвязи с новыми условиями жизни и социального взаимодействия.