Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HUMANISTIC PEDAGOGY RESOURCES IN THE PROCESS OF PREPARING PILOTS FOR EMERGENCY ACTIONS

Biryukov A.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
This article discusses the problems of forming professional and humanistic values among students of higher education. High professional requirements for the personality and professional training of a graduate, on the one hand, are in contradiction with the insufficiently formed humanistic qualities that modern society expects from each specialist, on the other hand. The society expects to see graduates as creative, active, socially responsible, free, capable of their own opinion, and developed personality. The article describes the stages of experimental work, the content of the ascertaining and forming stage of the study, as well as the results of monitoring the study and the final conclusions based on the results of experimental work. The current level of relations in society currently shows the excess of economic interest of a person in comparison with humanistic. The article deals with the issues of readiness of working civil aviation pilots to act in emergency situations, identifies difficulties in the relationship in society and in a group of colleagues, and provides examples of experimental work on the formation and adjustment of humanistic values of pilots in their professional activities in various educational areas during the period of advanced training courses.
humanistic values
professional requirements
psychological and pedagogical training
social demands

Национальными проектами Российской Федерации провозглашается «повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения в том числе и авиационной инфраструктуры за счет развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами – центрами экономического роста; расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов» [1].

В связи с этим, с одной стороны, возникает проблема обеспечения транспортной доступности и расширения сети региональных авиаперевозок, а с другой стороны – решение проблем безопасности полетов пассажирских авиационных перевозок, связанных с интенсификацией воздушного движения. Актуализируется вопрос формирования готовности пилотов к действиям в чрезвычайных ситуациях, как компетенции, оказывающей непосредственное влияние на безопасность полетов.

Таким образом, возникает необходимость перехода к непрерывной профессиональной подготовке пилотов, что обусловлено необходимостью формирования готовности пилотов к коммуникативному взаимодействию с наземными службами, персоналом и пассажирами на всем протяжении полета и в любой стрессовой ситуации.

Профессиональная подготовка обучающихся в высшей школе различного направления – в инженерии, менеджменте, в педагогических профессиях, авиации и других – чаще всего находится во взаимодействии с формированием гуманистических качеств личности. Характерными противоречивыми обстоятельствами являются высокие профессиональные требования к личности выпускника, реальный уровень и содержание их профессиональной подготовки, с одной стороны, и недостаточно развитые гуманистические качества личности, высокие требования которых ожидает от каждого специалиста современное общество, с другой стороны. Общество ожидает видеть в выпускнике творческую, активную, социально ответственную, способную на собственное мнение, развитую личность. В подготовке специалистов наблюдается превосходство их готовности решать узкопрофессиональный круг задач. Остается нерешенной проблема гуманизации процесса профессионального самоопределения выпускников в вузе, направляющихся в различные сферы деятельности, сформированности у каждого из них гуманистических ценностей. В научной литературе понятием «ценностей» занимаются как педагоги, так и психологи, философы, социологи. К ценностям относят элементы общественного сознания и культуры как нормативные функции, которые позволяют обеспечить личности устойчивость, определенный тип поведения. «Ценности выступают доминирующим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему» [2].

Введение в профессиональную деятельность обучающихся в образовательных организациях различного направления осуществляется последовательно от учебной деятельности академического типа через набор практик к реальной профессиональной деятельности. И, если уровень гуманистической морали сформирован у выпускников недостаточно, в дальнейшем молодые специалисты испытывают затруднения в общении.

Проводя опытно-экспериментальную работу и выявляя недочеты, показатели, критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций в области готовности пилотов гражданской авиации (ГА) к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС), мы ставили цель разработать педагогическую модель, программу и спецкурс, методические пособия и провести на практике проверку разработанных пособий и мероприятий, которые, по нашим предположениям, должны обеспечить результативность функционирования данной модели, а именно: актуализацию ценностного потенциала ряда дисциплин учебного плана курсов повышения квалификации, внедрение в образовательный процесс курсовой подготовки дополнительной профессиональной программы по направлению формирования готовности пилотов к действиям в ЧС (спецкурс), формированию ценностных ориентаций, необходимых в профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации во взаимодействии с коллегами (внутри экипажа), а также с социумом.

Материалы и методы исследования

По теме исследования изучалась научная литература, нормативные и законодательные документы, материалы расследования авиапроисшествий, производилась подборка методической литературы по проведению тестов и опросов со слушателями курсов повышения квалификации, производилась обработка и анализ полученных результатов. Мы обратились к разработанным методическим материалам исследования Т. Гордона (Критерии коммуникативной компетентности), Б. Басса (Методика диагностики направленности личности), T.В. Залюбовской (Восприятие индивидом группы), М. Рокича (Ценностные ориентации), Л.С. Колмогоровой (Методика компетентности в общении), И.М. Юсупова, Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, Е.И. Рогова (Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп; Восприятие индивидом группы), Л.Н. Кабановой (Опросник профессиональных предпочтений) и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальная работа проводилась последовательно по разработанной программе, состоящей из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальной базой исследования был выбран АУЦ одного из подразделений гражданской авиации. В эксперименте приняли участие 108 действующих пилотов.

После выявления исходного уровня ценностных ориентаций в области готовности пилотов к действиям в чрезвычайной ситуации, были разработаны педагогические мероприятия (структурно-функциональная модель формирования готовности пилотов к действиям в чрезвычайной ситуации, программа подготовки, учебный план дополнительной профессиональной подготовки (спецкурс) по направлению формирования готовности пилотов к действиям в чрезвычайных ситуациях), которые использовались на втором этапе в экспериментальной группе в качестве апробации.

Как показывает современный уровень взаимоотношений в обществе, в настоящее время наблюдается преобладание экономической заинтересованности человека в сравнении с гуманистической в течение производственной профессиональной деятельности. «Будучи сама по себе величайшей ценностью, гуманистическая мораль служит возвышению и облагораживанию человека, пробуждает и развивает в человеке человеческое. Гуманистические черты морали проявляются и закрепляются только при активной деятельности, когда люди на собственном опыте убеждаются в правильности и справедливости ее» [3, с. 3].

Современное общество требует, чтобы специалист-профессионал учитывал интересы других людей, стремился принести им пользу и радость. Гуманность является качественной характеристикой человека, а именно наличие у него моральных качеств, которые отражают способ его поведения с другими людьми, систему взаимоотношений, манеру общения, и характеризует его как гуманного человека. В работах З.Г. Нигматова подчеркивается, что «соответственно наиболее общим, организующим систему моральных свойств качеством, являющимся основой для выявления ценности и более частных моральных свойств, можно считать коллективизм, гуманность или индивидуализм, эгоизм. Эти понятия используются не только для обозначения личных качеств, но и для характеристики различных исторических форм отношений, которые основываются либо на способности индивидов руководствоваться общими интересами, сочетая с ними личные цели, либо на стремлении строить свое поведение вопреки им, добиваясь личного блага за счет других» [3].

По утверждению Л.М. Архангельского, чью точку зрения мы разделяем, гуманность морали выражается в характере нравственной цели, в понимании назначения человека, смысла его жизни, счастья и долга, в чувстве нравственной ответственности за судьбы народа и человека, в готовности оказать помощь друг другу. Гуманность как нравственный идеал является наивысшей мерой человечности [4].

Выполняя поставленную цель, мы проводили эксперимент в условиях курсов повышения квалификации по формированию ценностных ориентаций уже у работающих по своей профессии пилотов. Еще на констатирующем этапе мы задались целью проанализировать, каков уровень сформированности ценностного потенциала пилотов, на что будут направлены их действия в условиях ЧС: на исполнение собственных потребностей либо на удовлетворение потребности общества, тех людей, которых они обслуживают в настоящее время. Причем, мы не изучали (и это не входило в круг наших интересов) их уровень сформированности профессиональных навыков в направлении «человек – машина».

На констатирующем этапе исследования пилоты и контрольной, и экспериментальной групп показали равные низкие уровни сформированности ценностных ориентаций в области готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Они владели хорошими знаниями основных норм поведения и общения, владели теми качествами, которые отмечает в своем методическом пособии T.В. Залюбовская, то есть «умели оказывать и принимать помощь, вступать в контакт, договариваться, внимательно слушать других в разговоре», ценили собственное «я» и стремились к самосовершенствованию». Трудность, согласно формулировкам методик, вызывало «неумение противостоять чужому мнению, давлению со стороны партнеров взаимодействия, а также «неумение и нежелание открыто выражать свои чувства» [5].

На констатирующем этапе было также предпринято изучение отношения пилотов к группе. Мы ставили цель изучить, как они могут взаимодействовать в кругу своих же профессионалов, насколько уважительно относятся к мнению друг друга и командира корабля. Воспользовавшись диагностикой уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова, при помощи которой определяется отношение респондентов к одной из выделенных им типов отношений к группе (индивидуалистический тип отношений к группе, прагматический или коллективистский тип), и проведя опрос пилотов в обеих группах, мы увидели, что среди них преобладал индивидуалистический тип отношений к группе [6]. Прагматический тип отношения, так же как и коллективистский тип, предпочитали незначительное количество пилотов, что свидетельствовало о том, что пилоты недостаточно подготовлены к конструктивным способам взаимодействия в группе и настаивали на принятии личного, персонального решения.

Выявив данную проблему, мы спланировали и разработали, как подчеркнули выше, следующий этап исследования – формирующий. Мы апробировали разработанные нами программы, спецкурс, другие методические материалы, при которых, как мы предполагали, будет происходить формирование и корректировка ценностных ориентаций в области готовности пилотов гражданской авиации к действиям в ЧС. Преподаватели АУЦ, пройдя консультации, выполнили поставленные цели, а совместная деятельность пилотов внутри группы, освоение системы общения позволили им «познакомиться с различными социальными и межличностными ролями, включиться в выбор поведенческих действий, научиться адекватно реагировать на поступки других людей, понимать их мотивы и находить конструктивные способы взаимодействия» [7].

В целях выполнения поставленной задачи был разработан «Учебный план дополнительной профессиональной подготовки по направлению формирования готовности пилотов к действиям в чрезвычайных ситуациях (спецкурс, в состав которого входят шесть модулей)» (таблица).

На курсах повышения квалификации по теме «Готовность пилотов гражданской авиации к действиям в чрезвычайных ситуациях» был актуализирован ценностный потенциал в области их готовности к действиям в ЧС, обеспечения здоровьесбережения населения путем выделения основных понятий, теоретических положений изучаемых гуманитарных предметов, использования исторических фактов, природных явлений, научных открытий, фактических событий, авиапроисшествий при игнорировании «теории рисков» и «человеческого фактора» и пр. В течение занятий внимание слушателей акцентировалось на раскрытии понятий ценностей и преобладании ценности человеческой жизни, их готовности к действиям в ЧС, культуре безопасного поведения в различных условиях человеческого общежития, а также в опасных, аварийных и чрезвычайных ситуациях, изучение условий здоровьесбережения населения.

Профессорско-преподавательский состав, инструкторы, психологи обращали внимание на необходимость постановки цели и объяснения значимости каждой темы для профессиональной деятельности пилотов, осознания ими ценности жизни каждого человека. Это способствует формированию мотивации и развитию ценностно-ориентированной сферы пилотов в их профессиональной деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы важный акцент курсового обучения был сделан на развитие ценностно-ориентированной сферы пилотов, обращалось внимание на определение важности формирования ценностных ориентаций в обществе в их различных направлениях профессиональной деятельности, формулирование философских вопросов ценностей человеческой жизни, раскрывающих роль формирования осознания личности; выявлялась роль ценностных ориентаций в области готовности пилотов к действиям в ЧС, обеспечении безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения человека, сохранении жизни и здоровья людей в опасных, аварийных и чрезвычайных ситуациях профессиональной деятельности пилота средствами познании действительности разными дисциплинами [7].

На формирующем этапе большую роль в формировании человеческих ценностей – духовности, нравственности, патриотизма – играли предметы таких направлений, как «История развития авиации в мире. История развития авиации в России». Инструкторы обращали внимание на анализ причин авиационных инцидентов в коммерческой авиации, который показал, что большинство из них произошло не столько из-за неисправности узлов и механизмов воздушного судна, сколько из-за человеческого фактора. Учебные занятия в данной области дополнялись знакомством с биографиями героев-пилотов, встречами с видными летчиками страны, экскурсиями в музеи образовательных организаций гражданской авиации. Слушатели были включены в дополнительную работу с первоисточниками, законодательными и нормативными документами, аналитическую деятельность по оцениванию действий пилотов и влиянию «человеческого фактора» в авиапроисшествиях, а также в дискуссионную работу с использованием новых форм и технологий в закреплении получаемых знаний: решение кейсов, ток-шоу, мероприятий образовательных технологий «ПОПС-формул», тест-проектов, круглых столов, диспутов, интеллектуальных веб-квестов, нетворкингов, деловых игр, в которых развиваются знания обучающихся во всех областях учебного плана. Нетворкинги помогают найти единомышленников или сплотить вокруг себя профессионалов в каком-либо вопросе и воспользоваться их знаниями, обогатив свои, обсудить важные проблемы, найти правильные пути решения поставленной проблемы, совершенствоваться в той или иной области познания.

В ходе исследования в обеих группах были выявлены показатели сформированности коммуникативной позиции в межличностном общении, уровни сформированности у них коммуникативных умений, умений делового общения, проведено изучение восприятия пилотами группы, а также определен уровень сформированности ценностных ориентаций в области готовности к действиям в ЧС как на констатирующем, так и на контрольном этапах.

Учебный план дополнительной профессиональной подготовки по направлению формирования готовности пилотов к действиям в чрезвычайных ситуациях (спецкурс)

п/п

Содержание спецкурсов по направлению готовности пилотов к действиям в чрезвычайных условиях

Целевая аудитория

Кол-во часов

всего

Виды деятельности

лекции

Практ. зан.

с/р

Тест

 

Модуль 1.

Законодательная основа. Нормативные документы

           
 

Законодательная основа готовности пилотов к действиям в ЧС. Нормативные документы.

Пилоты

3

2

1

 

Правовые и организационные вопросы

безопасности труда авиаспециалистов

Пилоты

4

2

2

 

Модуль 2

Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций

           
 

История авиации в мире. История авиации в России

Пилоты

2

2

Экскурсии

 

Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций

ППС

2

 

2 с/р

Пилоты

8

2

2

2

2

 

История ценностей и ценностных ориентаций. Понимание ценностей и ценностных ориентаций в профессии пилота

Пилоты

5

2

2

1

 

Модуль 3.

Психолого-педагогический

           
 

Ключевые образовательные компетенции как основа формирования профессиональных качеств пилота в вопросах готовности к действиям в ЧС (коммуникативная ОК, профессиональная, социальная, валеологическая)

Пилоты

7

2

2

2

1

 

Реализация компетентностного подхода и формирование ключевых профессиональных компетенций по обеспечению безопасности профессиональной деятельности пилота

Пилоты

4

2

2

 
 

Модуль 4.

Факторы авиационной аварийности:

           
 

Человеческий фактор – фактор авиационной аварийности

Пилоты

17

6

4

4

3

 

Теория ошибок человека в авиации, особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти) и переработки информации. Роль педагогики в решении психических процессов и недопущении опасных ситуаций

Пилоты

7

2

2

2

1

 

Теории риска. Риск как фактор авиационной аварийности. Климатические, техногенные, человеческие риски в профессиональной деятельности пилота

Пилоты

7

2

2

2

1

 

Система центральной регуляции при достижении цели формирования навыка достижения пилотами лучших результатов готовности к действиям в ЧС наиболее экономичным для организма путем. Определение навыка как автоматизированного элемента ранее осознанного действия

ППС

2

2

 

Пилоты

3

2

1

 

Интегральная совокупность психических качеств личности, позволяющая исключать наличие «человеческого фактора» в ЧС

Пилоты

4

2

2

Окончание таблицы

п/п

Содержание спецкурсов по направлению готовности пилотов к действиям в чрезвычайных условиях

Целевая аудитория

Кол-во часов

всего

Виды деятельности

лекции

Практ. зан.

с/р

Тест

 

Модуль 5

Интерактивные методы обучения

           
 

Использование новых интерактивных методов обучения и образовательных технологий в формировании готовности пилотов к действиям в ЧС: кейс-технологии, IT-технологии, проектно-исследовательская деятельность, ток-шоу, «ПОПС-формула», тест-проект, круглые столы, интеллектуальные и веб-квесты, деловые игры, нетворкинги и др.

ППС

2

2

 

Пилоты

2

2

 
 

Модуль 6

Итоговая аттестация

           
 

Контрольно-зачетное занятие по теме курсовой подготовки. Тестирование

Пилоты

2

     

2

 

Пилоты, всего часов

 

75

20

20

22

13

ППС, всего часов

 

6

4

2

 

Итого часов

 

81

24

20

24

13

Сравнительный анализ на контрольном этапе выявил значительные изменения. Если для достаточно большого процента пилотов на констатирующем этапе был характерен невысокий уровень сформированности ценностного критерия, то на контрольном он значительно повысился. Сравнительный анализ на контрольном этапе показал значительный рост сформированности ценностных ориентаций в области готовности к действиям в чрезвычайной ситуации пилотов экспериментальной группы.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы были описаны, обсуждены и опубликованы ранее автором (А.А. Бирюков) в различных изданиях [8].

Динамика уровней сформированности ценностных ориентаций в области готовности пилотов гражданской авиации (ГА) к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в начале эксперимента и на контрольном этапе дала положительные изменения, результаты проведенной экспериментальной работы показали значительный рост показателей формирования ценностных ориентаций пилотов экспериментальной группы, что позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности успешно взаимодействовать как в группе профессионалов, так и с пассажирами на основе сформированных коммуникативных навыков, готовности к адаптивному поведению в условиях ЧС.

Таким образом, цель, которая была поставлена вначале – на что будут направлены действия пилотов в условиях ЧС: на исполнение собственных потребностей либо на удовлетворение потребности общества – разрешена. Итоги аналитической деятельности показывают, что сформированные ценностные умения будут направлены на удовлетворение потребности общества.