В настоящее время проблема профессионально-личностного развития педагога особенно актуальна. Исследователи, особенно отечественные психологи и педагоги, обоснованно связывают дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие нашей страны с изменением менталитета ее граждан, отношения государства к системе образования, учителю. Сегодня отмечается спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, способного воспитывать человека в современном, динамично меняющемся мире. В системе образования происходят существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, связанных с демократизацией и гуманизацией всего уклада жизнедеятельности образовательных учебных заведений, развитием активности, инициативы и творчества.
Актуализация проблематики обосновывается следующими противоречиями между:
– современными требованиями общества к личности педагога, обладающего достижениями современной науки, профессиональными компетенциями, личностной зрелостью, конкурентоспособностью, и реальным уровнем профессионально-личностного развития;
– между социальной необходимостью вовлечения педагогов в процессы профессионально-личностного саморазвития и несостоятельностью новых стимулирующих механизмов в постдипломном образовании;
– между готовностью к непрерывному педагогическому образованию, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности, и отсутствием должных социально-педагогических условий.
Профессионально-личностное развитие педагога происходит, совершается, воплощается в действительность в культурно-образовательной среде, в рамках которой осуществляются взаимодействие, контакты, взаимоотношения ее субъектов, где профессиональная деятельность выступает источником требований к индивидуальности личности, сохранения устоявшихся в профессии традиций и норм.
Личность стремится противостоять нивелирующему воздействию профессиональных норм, прилагает усилия к саморазвитию, самосовершенствованию, что обусловливает личностный рост и способствует развитию культуры профессиональной деятельности.
Одним из показателей профессионально-личностного развития педагогов выступает самоактуализация, проявляющаяся в стремлении становиться зрелым, расширяться, распространяться. По мнению Р.М. Шамионова, самоактуализация «призывает» определенный тип личности, ее активность, устремленную на самосовершенствование [1].
Научные исследования доказывают, что самоактуализация – важнейший компонент личностного и профессионального развития специалиста [1; 2].
Цель статьи: исследование различных подходов к пониманию категории «профессионально-личностное развитие педагога» и раскрытие ее сущности.
Задачи:
– сравнительный анализ, обобщение и систематизация характеристик понятия «профессионально-личностное развитие педагога»;
– выявление понимания указанной проблемы у педагогов;
– раскрытие объективных и субъективных условий, оказывающих влияние на процесс профессионально-личностного развития педагога.
Материалы и методы исследования
Методологической основой проведенного исследования явились представления современной науки о принципе развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности. В качестве теоретических методов выступили анализ, сравнение, обобщение, конкретизация» [3, с. 16].
Исследование проведено с применением теоретических методов исследования:
– теоретический и методологический анализ, концептуальный и терминологический анализ;
– систематический анализ послужил целостному рассмотрению проблемы.
Научно-теоретический анализ понятия «профессионально-личностное развитие педагога» свидетельствует, что данный термин находит достаточно широкое отражение в ряде исследований отечественных ученых.
В исследованиях А.В. Батаршева, И.В. Васютенковой, Е.А. Захаровой утверждается, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способствующий творческой самореализации педагога.
В философском аспекте личность являет собой достаточно подвижное, активное, гибкое образование. Профессионально-личностное развитие учителя раскрывается как способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни, процесс интеграции профессиональных и личностных изменений, ориентация на самосовершенствование, развитие конкурентоспособности, карьерный рост [4].
Э.Ф. Зеер, характеризуя профессионально-личностное развитие педагога, подчеркивает сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой, указывает на кризисы профессионального становления. Основополагающими компонентами рассматриваемого понятия обозначены профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности [5].
Интегративное значение понятия «профессионально-личностное развитие педагога» отмечают А.В. Батаршев и И.С. Макарьев [6]. Они выделяют взаимовлияние и взаимообусловленность одновременно протекающих процессов: профессионального самоопределения, самореализации и социализации субъекта педагогической деятельности. Ими отмечаются процессы интеграции, изменения личности на основе освоения ценностей культуры, решающее влияние социальных воздействий и собственной активности.
Согласно исследованиям И.В. Васютенковой, профессионально-личностное развитие педагога – органическая система, которая требует необходимости создания условий для непрерывного профессионального образования и личностного развития. Самоактуализация, самопознание, самообразование и самосовершенствование дают возможность для самоутверждения себя в профессиональном плане и самоформирования своих личностных качеств [7].
Н.И. Сергеева большое значение придает личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», способствующей созданию позитивных условий для успешной реализации педагогической деятельности. Профессионально-личностное развитие рассматривается исследователем как процесс внутреннего самоизменения человека, интеграции осмысленности жизни и временной перспективы, продуктивной самореализации и самодетерминации [8].
Е.А. Захарова указывает на непрерывность профессионально-личностного развития, активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, на потребность педагога в самореализации [9].
Проблемы профессионально-личностного развития учителя стали предметом исследования целого ряда российских ученых: Э.Ф. Зеера, Н.И. Сергеевой, Д.И. Фельдштейна и др., которые характеризуют данный феномен как неразрывно связанный взаимообусловленный процесс, актуализацию активности профессионального сознания личности и деятельности, динамику жизненного пути и деятельности, развитие себя как субъекта деятельности, стремящегося к достижению полной самоопределенности и самоотождествленности.
В зарубежной психолого-педагогической науке профессионально-личностное развитие педагога рассматривается отдельными учеными как долговременный непрерывный процесс, ведущий к профессионализму, готовность к постоянному саморазвитию.
П. Адей отмечает активную деятельность субъекта образования, направленную на достижение единства личностного и профессионального сознания, развитие профессионального поведения и личностных качеств. Эта активность позволяет педагогу расширить возможности персонализации, выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности и компетентности [10].
М. Томассини и С. Занацци утверждают, что становление педагога продуктивно в единстве развития как профессионализма, так и личностного развития. Профессионально-личностное развитие максимально эффективно в процессе актуализации активности профессионального сознания личности и деятельности [11].
Таким образом, профессионально-личностное развитие педагога связывается в научных исследованиях с развитием профессионализма, с процессами саморазвития его педагогического потенциала, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Беседы, опросы и анкетирование учителей (254 человека) показали следующие результаты:
- 57 % учителей уверены в необходимости целенаправленной деятельности по овладению новыми для них педагогическими ценностями и технологиями;
- 47 % респондентов проявляют высокую заинтересованность в профессиональном саморазвитии, самовоспитании;
- 58 % оценивают себя как активного субъекта жизнедеятельности;
- 59 % участвовавших хотели бы достичь высоких результатов в педагогической работе, у них ярко выраженная ориентация на развитие конкурентоспособности;
- 23,8 % воспринимают других людей как уникальных и равноправных участников педагогического процесса;
- 19 % не готовы к творческой интерпретации способов, приемов и технологий в своей профессиональной деятельности;
- 16 % респондентов заявили о неготовности выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности;
- 12,6 % затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент;
– 44,8 % связывают свою деятельность с развитием профессионализма, с процессами непрерывного саморазвития, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки.
Таким образом, около 60 % педагогов осознают необходимость изменить свое отношение к деятельности, к процессам непрерывного профессионального образования и личностного развития. Однако неготовность выйти за рамки устоявшейся деятельности, к творческой интерпретации знаний, приемов и технологий является для них достаточно сложной задачей. И если личностный компонент у педагогов достаточно развит, то вызывают беспокойство ситуации, когда значительная часть учителей затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент.
Эффективность методического сопровождения профессионально-личностного развития педагога обеспечивается совместными и индивидуально ориентированными методами взаимодействия: конкурсы, семинары-практикумы, портфолио, мастер-классы, самопрезентация опыта, веб-квесты и др. Их комбинирование, применение активных методов взаимодействия, таких как дискуссии, проблемно-аналитические, интерактивные и другие, обеспечивают целеполагающую, творческую, рефлексивную деятельность педагогов в унитарном профессионально-методическом пространстве образовательного учреждения.
Коллективные и индивидуально ориентированные методы взаимодействия способствуют в наибольшей степени учитывать образовательные потребности, личностные способности, индивидуальный опыт конкретного педагога, позволяют развивать его субъектность, потребность в самоактуализации [12; 13].
Для достижения цели профессионально-личностного развития педагога важно соблюдать алгоритм, который включает:
– исследование стартовых показателей профессионально-личностного потенциала педагога, выявление имеющихся проблем и профессиональных достижений;
– определение и формулировку индивидуальных стратегических и тактических целей профессионально-личностного развития;
– проектирование вектора профессионально-творческого движения каждого педагога;
– организацию процесса непрерывного профессионального образования и рефлексию результатов профессионально-личностного развития педагогов;
– необходимую коррекцию программ профессионально-личностного развития педагогов;
– разработку нового педагогического проекта профессионально-личностного развития педагога.
В ходе исследования нами были разработаны условия, определяющие эффективность профессионально-личностного развития педагога, выступающие в гармоничной целостности.
Субъективные условия:
– наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии – познавательные потребности, стремления, намерения, цели, ценности;
– проявление заинтересованности педагога в реализации своего творческого потенциала – созидание, творческое взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, творческое самовыражение, стремление личности к самореализации;
– осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности.
Эффективное функционирование субъективных условий в высокой степени детерминируется условиями объективными.
Объективные условия:
– стимулирующая конкурентная среда;
– наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности;
– ориентация на реализацию личностного и профессионального потенциала.
Выводы
Результаты, полученные в ходе исследования, определяют высокую степень актуальности проблемы профессионально-личностного развития педагога.
Считаем необходимым отметить следующее. Во-первых, исследование показало, что большинство научных подходов к определению понятия «профессионально-личностное развитие педагога» рассматривают его как процесс слияния профессиональных и личностных изменений, сложившуюся систему, способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни.
Составляющими компонентами данного феномена выступают: профессиональная направленность, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, успеху в педагогической деятельности, профессионально важные и социально значимые качества личности.
Во-вторых, исследование выявило, что самоактуализация, наряду с непрерывностью, гуманизацией педагогического образования, личностной зрелостью, выступает одним из условий профессионально-личностного развития педагогов. Следовательно, целесообразно проектировать педагогический процесс так, чтобы у специалистов была возможность для профессионального роста, формирования черт личности, важных для самоидентичности человека на этапе достижения зрелости, способствующих саморазвитию, самореализации и самопроявлению педагога.
В-третьих, на процесс профессионально-личностного развития педагога влияет ряд субъективных и объективных условий: наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии, проявление заинтересованности специалиста в реализации своего творческого потенциала, осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности, стимулирующая конкурентная среда и др. [14; 15].
Подведя итоги, с очевидностью следует отметить необходимость создания системы постдипломного образования как действительно непрерывного образования. Большинству педагогов необходима действенная помощь в становлении самоактуализации, сдвиг в сторону индивидуальных траекторий самообучения и самообразования. На содержательном уровне для системы дополнительного профессионального образования необходима переориентация образовательного процесса взрослых на удовлетворение образовательных потребностей, профессионально-личностное развитие, обеспечение соответствия квалификации учителя образовательной парадигме, меняющимся условиям педагогической деятельности, социальной среды.