Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

Zakharova M.A. 1 Mezinov V.N. 1 Nekhoroshikh N.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bunin Yelets State University»
The role of additional professional education in the system of continuous teacher development is updated. The trends of professional and personal development of the teacher associated with the restructuring of the system of postgraduate education, changes in the requirements for the teacher are outlined. The study of scientific positions of Russian and foreign scientists in understanding the meaning and essence of the categories «professional and personal development», «self-actualization»,» personal maturity « allowed the authors to summarize modern approaches to the concepts and define professional and personal development of a teacher as a purposefully designed system of actions that provides each teacher with an individual pace and path of continuous professional advancement, improving and growing pedagogical skills in the unity of self-learning and methodological support. The purpose of the article is to study various approaches to understanding the category «professional and personal development of a teacher» and to reveal its essence. Its implementation is based on the use of theoretical research methods – interdisciplinary analysis of scientific research, system analysis, method of pedagogical interpretation. It is proved that the process of professional and personal development of a teacher is influenced by a number of subjective and objective conditions: the presence of a motivational sphere for self-improvement in the profession, the manifestation of interest in the implementation of a specialist’s creative potential, awareness of the significance of the social value of a creative personality, a stimulating competitive environment, etc. It is concluded that self-actualization is one of the indicators and factors of professional and personal development of teachers. The teacher’s awareness of the value of professional and personal development encourages him to build a system of horizontal growth, creates prerequisites for achieving personal maturity, creative self-realization. The results obtained can be applied by teachers of higher educational institutions for the organization of psychological and pedagogical support of the processes of personal and professional development of students.
professional and personal development of the teacher
self-actualization
professional identity of the teacher
personality maturity
professional orientation
competitive environment
cultural and educational environment

В настоящее время проблема профессионально-личностного развития педагога особенно актуальна. Исследователи, особенно отечественные психологи и педагоги, обоснованно связывают дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие нашей страны с изменением менталитета ее граждан, отношения государства к системе образования, учителю. Сегодня отмечается спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, способного воспитывать человека в современном, динамично меняющемся мире. В системе образования происходят существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, связанных с демократизацией и гуманизацией всего уклада жизнедеятельности образовательных учебных заведений, развитием активности, инициативы и творчества.

Актуализация проблематики обосновывается следующими противоречиями между:

– современными требованиями общества к личности педагога, обладающего достижениями современной науки, профессиональными компетенциями, личностной зрелостью, конкурентоспособностью, и реальным уровнем профессионально-личностного развития;

– между социальной необходимостью вовлечения педагогов в процессы профессионально-личностного саморазвития и несостоятельностью новых стимулирующих механизмов в постдипломном образовании;

– между готовностью к непрерывному педагогическому образованию, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности, и отсутствием должных социально-педагогических условий.

Профессионально-личностное развитие педагога происходит, совершается, воплощается в действительность в культурно-образовательной среде, в рамках которой осуществляются взаимодействие, контакты, взаимоотношения ее субъектов, где профессиональная деятельность выступает источником требований к индивидуальности личности, сохранения устоявшихся в профессии традиций и норм.

Личность стремится противостоять нивелирующему воздействию профессиональных норм, прилагает усилия к саморазвитию, самосовершенствованию, что обусловливает личностный рост и способствует развитию культуры профессиональной деятельности.

Одним из показателей профессионально-личностного развития педагогов выступает самоактуализация, проявляющаяся в стремлении становиться зрелым, расширяться, распространяться. По мнению Р.М. Шамионова, самоактуализация «призывает» определенный тип личности, ее активность, устремленную на самосовершенствование [1].

Научные исследования доказывают, что самоактуализация – важнейший компонент личностного и профессионального развития специалиста [1; 2].

Цель статьи: исследование различных подходов к пониманию категории «профессионально-личностное развитие педагога» и раскрытие ее сущности.

Задачи:

– сравнительный анализ, обобщение и систематизация характеристик понятия «профессионально-личностное развитие педагога»;

– выявление понимания указанной проблемы у педагогов;

– раскрытие объективных и субъективных условий, оказывающих влияние на процесс профессионально-личностного развития педагога.

Материалы и методы исследования

Методологической основой проведенного исследования явились представления современной науки о принципе развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности. В качестве теоретических методов выступили анализ, сравнение, обобщение, конкретизация» [3, с. 16].

Исследование проведено с применением теоретических методов исследования:

– теоретический и методологический анализ, концептуальный и терминологический анализ;

– систематический анализ послужил целостному рассмотрению проблемы.

Научно-теоретический анализ понятия «профессионально-личностное развитие педагога» свидетельствует, что данный термин находит достаточно широкое отражение в ряде исследований отечественных ученых.

В исследованиях А.В. Батаршева, И.В. Васютенковой, Е.А. Захаровой утверждается, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способствующий творческой самореализации педагога.

В философском аспекте личность являет собой достаточно подвижное, активное, гибкое образование. Профессионально-личностное развитие учителя раскрывается как способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни, процесс интеграции профессиональных и личностных изменений, ориентация на самосовершенствование, развитие конкурентоспособности, карьерный рост [4].

Э.Ф. Зеер, характеризуя профессионально-личностное развитие педагога, подчеркивает сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой, указывает на кризисы профессионального становления. Основополагающими компонентами рассматриваемого понятия обозначены профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности [5].

Интегративное значение понятия «профессионально-личностное развитие педагога» отмечают А.В. Батаршев и И.С. Макарьев [6]. Они выделяют взаимовлияние и взаимообусловленность одновременно протекающих процессов: профессионального самоопределения, самореализации и социализации субъекта педагогической деятельности. Ими отмечаются процессы интеграции, изменения личности на основе освоения ценностей культуры, решающее влияние социальных воздействий и собственной активности.

Согласно исследованиям И.В. Васютенковой, профессионально-личностное развитие педагога – органическая система, которая требует необходимости создания условий для непрерывного профессионального образования и личностного развития. Самоактуализация, самопознание, самообразование и самосовершенствование дают возможность для самоутверждения себя в профессиональном плане и самоформирования своих личностных качеств [7].

Н.И. Сергеева большое значение придает личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», способствующей созданию позитивных условий для успешной реализации педагогической деятельности. Профессионально-личностное развитие рассматривается исследователем как процесс внутреннего самоизменения человека, интеграции осмысленности жизни и временной перспективы, продуктивной самореализации и самодетерминации [8].

Е.А. Захарова указывает на непрерывность профессионально-личностного развития, активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, на потребность педагога в самореализации [9].

Проблемы профессионально-личностного развития учителя стали предметом исследования целого ряда российских ученых: Э.Ф. Зеера, Н.И. Сергеевой, Д.И. Фельдштейна и др., которые характеризуют данный феномен как неразрывно связанный взаимообусловленный процесс, актуализацию активности профессионального сознания личности и деятельности, динамику жизненного пути и деятельности, развитие себя как субъекта деятельности, стремящегося к достижению полной самоопределенности и самоотождествленности.

В зарубежной психолого-педагогической науке профессионально-личностное развитие педагога рассматривается отдельными учеными как долговременный непрерывный процесс, ведущий к профессионализму, готовность к постоянному саморазвитию.

П. Адей отмечает активную деятельность субъекта образования, направленную на достижение единства личностного и профессионального сознания, развитие профессионального поведения и личностных качеств. Эта активность позволяет педагогу расширить возможности персонализации, выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности и компетентности [10].

М. Томассини и С. Занацци утверждают, что становление педагога продуктивно в единстве развития как профессионализма, так и личностного развития. Профессионально-личностное развитие максимально эффективно в процессе актуализации активности профессионального сознания личности и деятельности [11].

Таким образом, профессионально-личностное развитие педагога связывается в научных исследованиях с развитием профессионализма, с процессами саморазвития его педагогического потенциала, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Беседы, опросы и анкетирование учителей (254 человека) показали следующие результаты:

- 57 % учителей уверены в необходимости целенаправленной деятельности по овладению новыми для них педагогическими ценностями и технологиями;

- 47 % респондентов проявляют высокую заинтересованность в профессиональном саморазвитии, самовоспитании;

- 58 % оценивают себя как активного субъекта жизнедеятельности;

- 59 % участвовавших хотели бы достичь высоких результатов в педагогической работе, у них ярко выраженная ориентация на развитие конкурентоспособности;

- 23,8 % воспринимают других людей как уникальных и равноправных участников педагогического процесса;

- 19 % не готовы к творческой интерпретации способов, приемов и технологий в своей профессиональной деятельности;

- 16 % респондентов заявили о неготовности выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности;

- 12,6 % затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент;

– 44,8 % связывают свою деятельность с развитием профессионализма, с процессами непрерывного саморазвития, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки.

Таким образом, около 60 % педагогов осознают необходимость изменить свое отношение к деятельности, к процессам непрерывного профессионального образования и личностного развития. Однако неготовность выйти за рамки устоявшейся деятельности, к творческой интерпретации знаний, приемов и технологий является для них достаточно сложной задачей. И если личностный компонент у педагогов достаточно развит, то вызывают беспокойство ситуации, когда значительная часть учителей затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент.

Эффективность методического сопровождения профессионально-личностного развития педагога обеспечивается совместными и индивидуально ориентированными методами взаимодействия: конкурсы, семинары-практикумы, портфолио, мастер-классы, самопрезентация опыта, веб-квесты и др. Их комбинирование, применение активных методов взаимодействия, таких как дискуссии, проблемно-аналитические, интерактивные и другие, обеспечивают целеполагающую, творческую, рефлексивную деятельность педагогов в унитарном профессионально-методическом пространстве образовательного учреждения.

Коллективные и индивидуально ориентированные методы взаимодействия способствуют в наибольшей степени учитывать образовательные потребности, личностные способности, индивидуальный опыт конкретного педагога, позволяют развивать его субъектность, потребность в самоактуализации [12; 13].

Для достижения цели профессионально-личностного развития педагога важно соблюдать алгоритм, который включает:

– исследование стартовых показателей профессионально-личностного потенциала педагога, выявление имеющихся проблем и профессиональных достижений;

– определение и формулировку индивидуальных стратегических и тактических целей профессионально-личностного развития;

– проектирование вектора профессионально-творческого движения каждого педагога;

– организацию процесса непрерывного профессионального образования и рефлексию результатов профессионально-личностного развития педагогов;

– необходимую коррекцию программ профессионально-личностного развития педагогов;

– разработку нового педагогического проекта профессионально-личностного развития педагога.

В ходе исследования нами были разработаны условия, определяющие эффективность профессионально-личностного развития педагога, выступающие в гармоничной целостности.

Субъективные условия:

– наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии – познавательные потребности, стремления, намерения, цели, ценности;

– проявление заинтересованности педагога в реализации своего творческого потенциала – созидание, творческое взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, творческое самовыражение, стремление личности к самореализации;

– осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности.

Эффективное функционирование субъективных условий в высокой степени детерминируется условиями объективными.

Объективные условия:

– стимулирующая конкурентная среда;

– наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности;

– ориентация на реализацию личностного и профессионального потенциала.

Выводы

Результаты, полученные в ходе исследования, определяют высокую степень актуальности проблемы профессионально-личностного развития педагога.

Считаем необходимым отметить следующее. Во-первых, исследование показало, что большинство научных подходов к определению понятия «профессионально-личностное развитие педагога» рассматривают его как процесс слияния профессиональных и личностных изменений, сложившуюся систему, способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни.

Составляющими компонентами данного феномена выступают: профессиональная направленность, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, успеху в педагогической деятельности, профессионально важные и социально значимые качества личности.

Во-вторых, исследование выявило, что самоактуализация, наряду с непрерывностью, гуманизацией педагогического образования, личностной зрелостью, выступает одним из условий профессионально-личностного развития педагогов. Следовательно, целесообразно проектировать педагогический процесс так, чтобы у специалистов была возможность для профессионального роста, формирования черт личности, важных для самоидентичности человека на этапе достижения зрелости, способствующих саморазвитию, самореализации и самопроявлению педагога.

В-третьих, на процесс профессионально-личностного развития педагога влияет ряд субъективных и объективных условий: наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии, проявление заинтересованности специалиста в реализации своего творческого потенциала, осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности, стимулирующая конкурентная среда и др. [14; 15].

Подведя итоги, с очевидностью следует отметить необходимость создания системы постдипломного образования как действительно непрерывного образования. Большинству педагогов необходима действенная помощь в становлении самоактуализации, сдвиг в сторону индивидуальных траекторий самообучения и самообразования. На содержательном уровне для системы дополнительного профессионального образования необходима переориентация образовательного процесса взрослых на удовлетворение образовательных потребностей, профессионально-личностное развитие, обеспечение соответствия квалификации учителя образовательной парадигме, меняющимся условиям педагогической деятельности, социальной среды.