Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMPETENCE BASES OF SOCIAL INTERACTION IN THE PROFESSIONAL SPHERE

Kovchina N.V. 1 Ignatova V.V. 1
1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
In this article, the authors present the results concerning the scientific study of the psychological and pedagogical concept ‘the competence of social interaction in the professional sphere’. According to the higher educational programs, this competence is formed throughout the development of a number of social competencies (project design and implementation, teamwork and leadership, communication, intercultural interaction and self-organization) and general professional competencies according to the students’ level of education and program, as well as depending on the type of professional activity which students are involved in. Based on the work of scientists who study the competence of social interaction, the authors explicate and supplement the concept ‘the competence of social interaction in the professional sphere’: it is a systematic personality characteristic of a future specialist, including knowledge and skills to design and implement social contacts in the professional sphere, which are characterized by business partnership (consistency, readiness for teamwork, cooperation) and a positive attitude towards the participants of the professional community (mutual respect and mutual support). The authors also identify and specify the main components in the structure of this competence: social and personal, integrative and cognitive, axiological, subject and activity. They also enumerate the factors which contribute to the successful formation of the competence of social interaction in the professional sphere.
vocational training
competence of social interaction
university student
social interaction in the professional sphere
co-activity
interaction

В настоящее время все большее внимание ученых и практиков из различных областей науки, а также экономической, политической, социальной, культурной, духовной сфер жизнедеятельности уделяется изучению содержания современных социальных явлений, различных аспектов межкультурного и группового взаимодействия, его продуктивного и компетентного исполнения. Результаты такого изучения отражаются в научно-теоретическом анализе, практических исследовательских психолого-педагогических и социологических разработках и инновациях. Социальное взаимодействие как междисциплинарное понятие имеет свою историю развития и использования в различных сферах жизни общества и характеризуется многозначностью теоретической и практической интерпретации: претерпевая изменения в содержательном контексте, расширяется его смысловое поле в результате экспликации.

В процессе профессиональной деятельности, которая предполагает деловое и неформальное общение, социальное взаимодействие выступает основополагающим фактором формирования личности профессионала. В более ранних наших работах, при рассмотрении понятия социальное взаимодействие в профессиональной сфере, касались в большей степени вопросов, связанных с непосредственными или опосредованными взаимосвязанными и взаимообусловленными действиями субъектов – педагогических работников и обучающихся вуза. Данные действия, детерминированные их потребностями в обогащении знаний и опыта, обмене информацией и ценностями, осуществлении совместной деятельности и рефлексии по ее преобразованию, направлены на совместное решение его участниками профессионально-ориентированных задач, достижение результатов совместной деятельности. При этом в процессе осуществления данных действий реализуются межличностные и групповые коммуникации как культурные процессы [1].

В современных ФГОС ВО акцент на контактную работу усиливает не только значимость формирования компетентности в сфере социального взаимодействия, но также определяет общую стратегию организации данного процесса в вузе [2]. Кроме того, компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере, согласно образовательным программам высшего образования, формируется при освоении ряда компетенций социально-развивающего характера, таких как разработка и реализация проектов (УК-1), командная работа и лидерство (УК-3), коммуникация (УК-4), межкультурное взаимодействие (УК-5), самоорганизация (УК-6), и общепрофессиональных компетенций согласно уровню и направлению подготовки, а также в зависимости от типа профессиональной деятельности, в которую вовлечены обучающиеся [3].

Данная работа представляет результаты изучения психолого-педагогического понятия «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере», основанного на анализе научных источников, экспликации изучаемого нами понятия и конкретизации его структуры и содержания в рамках компетентностного подхода.

Вышесказанное определило актуальность дальнейшего исследования данной проблемы в контексте изучения компетентностных оснований. Многие исследователи данного феномена и процессов, обусловленных социальным взаимодействием, утверждают, что компетентностные основания социального взаимодействия определяют его качество. Основываясь на взглядах А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, Е.О. Ивановой, Т. Хоффмана, А.В. Хуторского, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и других ученых, авторы понимают компетентность как социально-профессиональную, интеллектуально и личностно обусловленную сложившуюся характеристику человека, интегративную и формируемую, соответствующую определенным деятельностным критериям, включающую узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, отношение личности к заданному требованию и к предмету выполняемой деятельности, личностные характеристики, понимание ответственности за свои действия, и проявляющуюся в адекватности решения ею задач в разнообразных социальных и профессиональных ситуациях. Компетентность по своей сути предполагает наличие у субъекта не только определенного уровня знаний, умений и навыков, но и его способности применить их практически. Данное понятие по своему смысловому формату отражает степень присвоения личностью содержания компетенции (компетенций), указывает на освоение реальной и необходимой для будущего специалиста деятельности. В процессе профессиональной подготовки компетентность формируется путем включения обучающегося в освоение знаний и необходимых видов деятельности (индивидуальной и совместной), создания ситуаций общения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, организации командной работы, проектирования и построения перспектив и планов профессионального самоопределения, разрешения проблем и разрешения конфликтных ситуаций и другого.

Анализ зарубежной и отечественной литературы в области психолого-педагогических исследований показал, что имеется достаточное количество накопленного материала о формировании у обучающихся компетентности социального взаимодействия на различных уровнях образования (K.A. Dodge, J. Gottman, A. Lee, S.R. McConnell, H.T. Nguyen; Г.Ф. Арстангалеева, И.Р. Гайнутдинова, М.В. Гуковская, Е.А. Иванаевская, Е.А. Иванова, Н.М. Кодинцева, Н.А. Красноперова, В.В. Макарова, Л.Г. Осипова, О.Н. Родина, М.Г. Сергеева, Е.В. Харитонова, М.А. Холодная и другие). Компетентность социального взаимодействия рассматривалась в синонимичном контексте и интерпретировалась в связи с понятиями социально-психологической компетентности, социальной компетентности, коммуникативной компетентности, компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия и другими.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная с работ И.А. Зимней в России, понятие «компетентность социального взаимодействия» становится все более популярным, отражая актуальные и деятельностные проявления внутренних личностных новообразований психики, считающихся потенциальными и сокрытыми (знания, представления, алгоритмы действий, система ценностей и отношений), которые становятся качествами и свойствами человека. При этом социальное взаимодействие рассматривается через различные параметры: участники взаимодействия (семья, друзья, коллектив, партнеры, общность, общество); сотрудничество, совместная деятельность; социальные умения и качества; навыки общения, повседневного и делового (владение навыками диалогической и монологической устной и письменной речи, знание этикета); опыт взаимодействия с другими людьми; ценностное отношение к социальному взаимодействию [4].

Исследование процесса формирования у обучающегося вуза компетентности социального взаимодействия позволило Н.М. Кодинцевой представить данную компетентность как интегральное интеллектуальное новообразование психики, которое обеспечивает использование имеющихся у нее совокупности социальных знаний, умений и личностных ресурсов, связанных с поведенческими навыками, усвоенными моделями и способами социального поведения в официальной и неофициальной сферах человеческих взаимоотношений. Такое психическое образование активизирует личность в социальном плане и способствует решению проблемных ситуаций социального взаимодействия. Структуру компетентности социального взаимодействия автор представляет в единстве трех составляющих:

- интеллектуальной (система социальных знаний и умений и способность использовать собственный ментальный опыт, накопленный в процессе познания окружающей действительности),

- мотивационно-личностной (совокупность мотивов, ценностных установок, эмоциональных переживаний и чувств личности),

- поведенческой (совокупность навыков, способов и моделей социального поведения) [5; с. 10–11].

Изучая процесс формирования компетентности социального взаимодействия как социально-педагогическую проблему, Е.А. Иванаевская определяет данную компетентность как способность личности решать социальные задачи эффективно, а именно находя взаимопонимание с другими людьми, организуя деятельность других и участвуя в совместной деятельности, избегая конфликтов, решая проблемы и проявляя толерантность. Автор выделяет мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты данной компетентности [6].

Также наше внимание привлекло исследование О.Н. Родиной и О.А. Селивановой, посвященное формированию компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза. Авторы убеждены, что создание ситуаций социально-профессионального взаимодействия в учебной, внеучебной и профессиональной деятельности способствует проявлению данной компетентности как качества личности. Способность или готовность участника взаимодействия устанавливать взаимопонимание (принимать и разделять цели совместной деятельности, установки и мотивы других участников) и организовать взаимопомощь, регулировать межличностное взаимодействие, эффективно предупреждать и преодолевать возникающие трудности есть показатели проявления у обучающихся компетентности социального взаимодействия [7]. Когнитивная составляющая данной компетентности характеризуется системой знаний о продуктивных способах организации и выполнения совместной деятельности, нормах поведения в социуме и ценностях; ценностно-мотивационная – совокупностью мотивов, ценностей и установок личности для реализации гармоничного взаимовыгодного взаимодействия и построения слаженных взаимовыгодных профессионально-сотруднических отношений; поведенческая – умением сотрудничать, находить индивидуальный подход к людям, проявлять эмпатию, оказывать помощь; рефлексивная – умением анализировать взаимодействие, оценивать результаты собственных действий, переосмысливать их и корректировать свои действия и действия других людей.

Компетенция социального взаимодействия изучается также как профессиональная характеристика (М.Ф. Воронина, М.В. Гуковская, Е.А. Карпова, Е.С. Пайгина, Е.В. Харитонова, Е.С. Янчурина и др.). Так Е.В. Харитонова и М.В. Гуковская определяют компетенцию социального взаимодействия как практическую готовность специалиста к осуществлению социального взаимодействия с другими участниками различного профиля, позволяющую ему целенаправленно использовать потенциальные возможности социума для разрешения собственных профессионально-ориентированных проблем. В качестве критериев сформированности данной компетенции выступают: наличие специальных профессиональных знаний, навыков их практического применения, наличие профессионального мышления, владение речевыми навыками, развитая эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы личности в профессиональной деятельности и наличие комплекса социальных качеств. В работе авторов представлены базовые компоненты изучаемого понятия, а именно: мотивационно-ценностный, характеризующийся сформированным отношением к компетенции социального взаимодействия как профессиональной ценности; интегративно-когнитивный, включающий систему интегрированных профессиональных и социальных знаний о данной компетенции; предметно-деятельностный, проявляющийся в совокупности специальных умений продуктивного социального взаимодействия в процессе выполнения профессиональной деятельности; социальный, представленный совокупностью социальных качеств и социальных знаний об отношениях участников социального взаимодействия, нормах и правилах поведения [8, 9].

Выводы

Изученные научные представления позволили конкретизировать и дополнить содержание понятия «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере» применительно к обучающимся вуза. Данная компетентность относится к группе социальных компетентностей и формируется в процессе профессионального становления личности в высшей школе. Она характеризует взаимодействие обучающихся с другими участниками образовательной деятельности. Однако, исходя из общих представлений о компетентности, считаем важным в исследуемом понятии выделить сущностные и содержательные характеристики. В результате проведенной работы эксплицировано понятие «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере». Компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере, формируемая у обучающихся на этапе учебно-профессиональной деятельности, представляет собой системную характеристику личности будущего специалиста, включающую знания и умения проектировать и реализовать социальные контакты в профессиональной сфере, характеризующиеся деловым партнерством (согласованность, готовность к командной деятельности, сотрудничество) и позитивным отношением к участникам профессионального сообщества (взаимоуважение и взаимоподдержка).

В структуре компетентности социального взаимодействия выделены компоненты:

- социально-личностный – наличие необходимых способностей, наклонностей, психических ресурсов, личностных и социальных качеств, таких как социальная ответственность, социальная активность, толерантность, уважение и принятие других участников (расы, национальности, религии, статуса, роли, пола), духовность и других;

- интегративно-когнитивный – совокупность общепрофессиональных, узкоспециальных и социальных знаний о нормах, правилах поведения, отношениях субъектов в процессе социального взаимодействия в профессиональной сфере;

- аксиологический – ориентация в совместной учебно-профессиональной деятельности на социокультурные нормы и ценности, а также на ценности гармоничного социального взаимодействия в ходе решения профессионально-ориентированных задач;

- предметно-деятельностный – владение умениями и навыками, способствующими организации и осуществлению гармоничного и продуктивного социального взаимодействия в команде, способность к регуляции межличностного взаимодействия и разрешению профессиональных разногласий, анализу и переосмыслению качества взаимодействия.

Проявление компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере в условиях образовательного процесса, по нашему мнению, заключается в решении обучающимися профессионально-ориентированных задач через организацию результативной совместной и согласованной деятельности, установление взаимопонимания в коллективе, взаимной поддержки. При этом составными частями компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере можно назвать: умение налаживать контакты; желание выполнять работу совместно (в группе/команде); коммуникативные навыки, понимаемые как владение устной и письменной речью, умение корректно формулировать собственные мысли и слушать; способность анализировать, регулировать и переосмысливать собственные действия и действия других участников взаимодействия; приверженность к общепринятым социальным ценностям, знание этикета и общепринятых норм; умение разрешать и предотвращать конфликты; проявление толерантности и уважение человеческого достоинства и другое.

Кроме того, важным фактором успешного формирования компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере является выбор интерактивных форм и методов обучения, направленных на включение обучающихся в активный процесс совместного получения и переработки знаний, в групповую и командную работу (дискуссия, круглый стол, дебаты, ролевая игра, моделирование ситуации и другие методы), то есть таких, которые ориентированы на постоянное взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом, регулярное обращение к собственному опыту взаимодействия, апробацию и совершенствование вспомоществующих компетенций, связанных с эффективной работой в команде, и которые исключают стороннее или пассивное участие обучающихся при решении поставленных учебно-профессиональных задач.

В заключение подчеркнем, что компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере является системной профессионально-личностной характеристикой будущего специалиста: способствует адаптации к профессиональной деятельности и успешному вхождению в профессиональное сообщество; отражает готовность будущего специалиста качественно выстраивать социальное партнерство как взаимоотношения в сфере труда; определяет психологическую комфортность личного участия в коллективной профессиональной деятельности; позволяет занять лидерскую позицию в трудовом коллективе и др.