В настоящее время все большее внимание ученых и практиков из различных областей науки, а также экономической, политической, социальной, культурной, духовной сфер жизнедеятельности уделяется изучению содержания современных социальных явлений, различных аспектов межкультурного и группового взаимодействия, его продуктивного и компетентного исполнения. Результаты такого изучения отражаются в научно-теоретическом анализе, практических исследовательских психолого-педагогических и социологических разработках и инновациях. Социальное взаимодействие как междисциплинарное понятие имеет свою историю развития и использования в различных сферах жизни общества и характеризуется многозначностью теоретической и практической интерпретации: претерпевая изменения в содержательном контексте, расширяется его смысловое поле в результате экспликации.
В процессе профессиональной деятельности, которая предполагает деловое и неформальное общение, социальное взаимодействие выступает основополагающим фактором формирования личности профессионала. В более ранних наших работах, при рассмотрении понятия социальное взаимодействие в профессиональной сфере, касались в большей степени вопросов, связанных с непосредственными или опосредованными взаимосвязанными и взаимообусловленными действиями субъектов – педагогических работников и обучающихся вуза. Данные действия, детерминированные их потребностями в обогащении знаний и опыта, обмене информацией и ценностями, осуществлении совместной деятельности и рефлексии по ее преобразованию, направлены на совместное решение его участниками профессионально-ориентированных задач, достижение результатов совместной деятельности. При этом в процессе осуществления данных действий реализуются межличностные и групповые коммуникации как культурные процессы [1].
В современных ФГОС ВО акцент на контактную работу усиливает не только значимость формирования компетентности в сфере социального взаимодействия, но также определяет общую стратегию организации данного процесса в вузе [2]. Кроме того, компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере, согласно образовательным программам высшего образования, формируется при освоении ряда компетенций социально-развивающего характера, таких как разработка и реализация проектов (УК-1), командная работа и лидерство (УК-3), коммуникация (УК-4), межкультурное взаимодействие (УК-5), самоорганизация (УК-6), и общепрофессиональных компетенций согласно уровню и направлению подготовки, а также в зависимости от типа профессиональной деятельности, в которую вовлечены обучающиеся [3].
Данная работа представляет результаты изучения психолого-педагогического понятия «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере», основанного на анализе научных источников, экспликации изучаемого нами понятия и конкретизации его структуры и содержания в рамках компетентностного подхода.
Вышесказанное определило актуальность дальнейшего исследования данной проблемы в контексте изучения компетентностных оснований. Многие исследователи данного феномена и процессов, обусловленных социальным взаимодействием, утверждают, что компетентностные основания социального взаимодействия определяют его качество. Основываясь на взглядах А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, Е.О. Ивановой, Т. Хоффмана, А.В. Хуторского, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и других ученых, авторы понимают компетентность как социально-профессиональную, интеллектуально и личностно обусловленную сложившуюся характеристику человека, интегративную и формируемую, соответствующую определенным деятельностным критериям, включающую узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, отношение личности к заданному требованию и к предмету выполняемой деятельности, личностные характеристики, понимание ответственности за свои действия, и проявляющуюся в адекватности решения ею задач в разнообразных социальных и профессиональных ситуациях. Компетентность по своей сути предполагает наличие у субъекта не только определенного уровня знаний, умений и навыков, но и его способности применить их практически. Данное понятие по своему смысловому формату отражает степень присвоения личностью содержания компетенции (компетенций), указывает на освоение реальной и необходимой для будущего специалиста деятельности. В процессе профессиональной подготовки компетентность формируется путем включения обучающегося в освоение знаний и необходимых видов деятельности (индивидуальной и совместной), создания ситуаций общения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, организации командной работы, проектирования и построения перспектив и планов профессионального самоопределения, разрешения проблем и разрешения конфликтных ситуаций и другого.
Анализ зарубежной и отечественной литературы в области психолого-педагогических исследований показал, что имеется достаточное количество накопленного материала о формировании у обучающихся компетентности социального взаимодействия на различных уровнях образования (K.A. Dodge, J. Gottman, A. Lee, S.R. McConnell, H.T. Nguyen; Г.Ф. Арстангалеева, И.Р. Гайнутдинова, М.В. Гуковская, Е.А. Иванаевская, Е.А. Иванова, Н.М. Кодинцева, Н.А. Красноперова, В.В. Макарова, Л.Г. Осипова, О.Н. Родина, М.Г. Сергеева, Е.В. Харитонова, М.А. Холодная и другие). Компетентность социального взаимодействия рассматривалась в синонимичном контексте и интерпретировалась в связи с понятиями социально-психологической компетентности, социальной компетентности, коммуникативной компетентности, компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия и другими.
Результаты исследования и их обсуждение
Начиная с работ И.А. Зимней в России, понятие «компетентность социального взаимодействия» становится все более популярным, отражая актуальные и деятельностные проявления внутренних личностных новообразований психики, считающихся потенциальными и сокрытыми (знания, представления, алгоритмы действий, система ценностей и отношений), которые становятся качествами и свойствами человека. При этом социальное взаимодействие рассматривается через различные параметры: участники взаимодействия (семья, друзья, коллектив, партнеры, общность, общество); сотрудничество, совместная деятельность; социальные умения и качества; навыки общения, повседневного и делового (владение навыками диалогической и монологической устной и письменной речи, знание этикета); опыт взаимодействия с другими людьми; ценностное отношение к социальному взаимодействию [4].
Исследование процесса формирования у обучающегося вуза компетентности социального взаимодействия позволило Н.М. Кодинцевой представить данную компетентность как интегральное интеллектуальное новообразование психики, которое обеспечивает использование имеющихся у нее совокупности социальных знаний, умений и личностных ресурсов, связанных с поведенческими навыками, усвоенными моделями и способами социального поведения в официальной и неофициальной сферах человеческих взаимоотношений. Такое психическое образование активизирует личность в социальном плане и способствует решению проблемных ситуаций социального взаимодействия. Структуру компетентности социального взаимодействия автор представляет в единстве трех составляющих:
- интеллектуальной (система социальных знаний и умений и способность использовать собственный ментальный опыт, накопленный в процессе познания окружающей действительности),
- мотивационно-личностной (совокупность мотивов, ценностных установок, эмоциональных переживаний и чувств личности),
- поведенческой (совокупность навыков, способов и моделей социального поведения) [5; с. 10–11].
Изучая процесс формирования компетентности социального взаимодействия как социально-педагогическую проблему, Е.А. Иванаевская определяет данную компетентность как способность личности решать социальные задачи эффективно, а именно находя взаимопонимание с другими людьми, организуя деятельность других и участвуя в совместной деятельности, избегая конфликтов, решая проблемы и проявляя толерантность. Автор выделяет мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты данной компетентности [6].
Также наше внимание привлекло исследование О.Н. Родиной и О.А. Селивановой, посвященное формированию компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза. Авторы убеждены, что создание ситуаций социально-профессионального взаимодействия в учебной, внеучебной и профессиональной деятельности способствует проявлению данной компетентности как качества личности. Способность или готовность участника взаимодействия устанавливать взаимопонимание (принимать и разделять цели совместной деятельности, установки и мотивы других участников) и организовать взаимопомощь, регулировать межличностное взаимодействие, эффективно предупреждать и преодолевать возникающие трудности есть показатели проявления у обучающихся компетентности социального взаимодействия [7]. Когнитивная составляющая данной компетентности характеризуется системой знаний о продуктивных способах организации и выполнения совместной деятельности, нормах поведения в социуме и ценностях; ценностно-мотивационная – совокупностью мотивов, ценностей и установок личности для реализации гармоничного взаимовыгодного взаимодействия и построения слаженных взаимовыгодных профессионально-сотруднических отношений; поведенческая – умением сотрудничать, находить индивидуальный подход к людям, проявлять эмпатию, оказывать помощь; рефлексивная – умением анализировать взаимодействие, оценивать результаты собственных действий, переосмысливать их и корректировать свои действия и действия других людей.
Компетенция социального взаимодействия изучается также как профессиональная характеристика (М.Ф. Воронина, М.В. Гуковская, Е.А. Карпова, Е.С. Пайгина, Е.В. Харитонова, Е.С. Янчурина и др.). Так Е.В. Харитонова и М.В. Гуковская определяют компетенцию социального взаимодействия как практическую готовность специалиста к осуществлению социального взаимодействия с другими участниками различного профиля, позволяющую ему целенаправленно использовать потенциальные возможности социума для разрешения собственных профессионально-ориентированных проблем. В качестве критериев сформированности данной компетенции выступают: наличие специальных профессиональных знаний, навыков их практического применения, наличие профессионального мышления, владение речевыми навыками, развитая эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы личности в профессиональной деятельности и наличие комплекса социальных качеств. В работе авторов представлены базовые компоненты изучаемого понятия, а именно: мотивационно-ценностный, характеризующийся сформированным отношением к компетенции социального взаимодействия как профессиональной ценности; интегративно-когнитивный, включающий систему интегрированных профессиональных и социальных знаний о данной компетенции; предметно-деятельностный, проявляющийся в совокупности специальных умений продуктивного социального взаимодействия в процессе выполнения профессиональной деятельности; социальный, представленный совокупностью социальных качеств и социальных знаний об отношениях участников социального взаимодействия, нормах и правилах поведения [8, 9].
Выводы
Изученные научные представления позволили конкретизировать и дополнить содержание понятия «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере» применительно к обучающимся вуза. Данная компетентность относится к группе социальных компетентностей и формируется в процессе профессионального становления личности в высшей школе. Она характеризует взаимодействие обучающихся с другими участниками образовательной деятельности. Однако, исходя из общих представлений о компетентности, считаем важным в исследуемом понятии выделить сущностные и содержательные характеристики. В результате проведенной работы эксплицировано понятие «компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере». Компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере, формируемая у обучающихся на этапе учебно-профессиональной деятельности, представляет собой системную характеристику личности будущего специалиста, включающую знания и умения проектировать и реализовать социальные контакты в профессиональной сфере, характеризующиеся деловым партнерством (согласованность, готовность к командной деятельности, сотрудничество) и позитивным отношением к участникам профессионального сообщества (взаимоуважение и взаимоподдержка).
В структуре компетентности социального взаимодействия выделены компоненты:
- социально-личностный – наличие необходимых способностей, наклонностей, психических ресурсов, личностных и социальных качеств, таких как социальная ответственность, социальная активность, толерантность, уважение и принятие других участников (расы, национальности, религии, статуса, роли, пола), духовность и других;
- интегративно-когнитивный – совокупность общепрофессиональных, узкоспециальных и социальных знаний о нормах, правилах поведения, отношениях субъектов в процессе социального взаимодействия в профессиональной сфере;
- аксиологический – ориентация в совместной учебно-профессиональной деятельности на социокультурные нормы и ценности, а также на ценности гармоничного социального взаимодействия в ходе решения профессионально-ориентированных задач;
- предметно-деятельностный – владение умениями и навыками, способствующими организации и осуществлению гармоничного и продуктивного социального взаимодействия в команде, способность к регуляции межличностного взаимодействия и разрешению профессиональных разногласий, анализу и переосмыслению качества взаимодействия.
Проявление компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере в условиях образовательного процесса, по нашему мнению, заключается в решении обучающимися профессионально-ориентированных задач через организацию результативной совместной и согласованной деятельности, установление взаимопонимания в коллективе, взаимной поддержки. При этом составными частями компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере можно назвать: умение налаживать контакты; желание выполнять работу совместно (в группе/команде); коммуникативные навыки, понимаемые как владение устной и письменной речью, умение корректно формулировать собственные мысли и слушать; способность анализировать, регулировать и переосмысливать собственные действия и действия других участников взаимодействия; приверженность к общепринятым социальным ценностям, знание этикета и общепринятых норм; умение разрешать и предотвращать конфликты; проявление толерантности и уважение человеческого достоинства и другое.
Кроме того, важным фактором успешного формирования компетентности социального взаимодействия в профессиональной сфере является выбор интерактивных форм и методов обучения, направленных на включение обучающихся в активный процесс совместного получения и переработки знаний, в групповую и командную работу (дискуссия, круглый стол, дебаты, ролевая игра, моделирование ситуации и другие методы), то есть таких, которые ориентированы на постоянное взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом, регулярное обращение к собственному опыту взаимодействия, апробацию и совершенствование вспомоществующих компетенций, связанных с эффективной работой в команде, и которые исключают стороннее или пассивное участие обучающихся при решении поставленных учебно-профессиональных задач.
В заключение подчеркнем, что компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере является системной профессионально-личностной характеристикой будущего специалиста: способствует адаптации к профессиональной деятельности и успешному вхождению в профессиональное сообщество; отражает готовность будущего специалиста качественно выстраивать социальное партнерство как взаимоотношения в сфере труда; определяет психологическую комфортность личного участия в коллективной профессиональной деятельности; позволяет занять лидерскую позицию в трудовом коллективе и др.