На наш взгляд, актуальность данной научной проблемы обусловлена реальными потребностями системы отечественного дополнительного профессионального образования и существующими на сегодняшний день проблемами:
– нет единых подходов и механизмов, регулирующих процесс повышения квалификации педагогических работников в цифровой образовательной среде;
– отсутствуют методы контроля эффективности и результативности, качества программ дополнительного профессионального образования.
На решение этих проблем направлено развитие системы дополнительного профессионального образования в регионе. Первостепенное значение в этой связи приобретает необходимость постоянной самоорганизации институтов повышения квалификации и диверсификации услуг.
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в национальном проекте «Образование» отмечается, что к 2024 г. необходимо [1]:
– создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
– внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников, охватывающую не менее пятидесяти процентов учителей общеобразовательных организаций.
Работодатели и потребители образовательных услуг должны диктовать условия, а институты ДПО, обеспечивая эффективное сотрудничество с ними, – выстраивать эффективную модель повышения квалификации.
Интенсивное внедрение в образовательную практику информационных технологий диктует необходимость создания инновационной, динамичной системы дополнительного профессионального образования.
В изучение, развитие и выявление особенностей системы ДПО существенный вклад внесли такие ученые, как С.Г. Вершловский, Н.В. Василенко, С.М. Вишнякова, В.И. Ильина, О.М. Никандров, В.И. Подобеда, Г.Н. Подчалимова, А.И. Субетто, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Е. Трондайк, Т.И. Шамова и др. [2]. Проблемы развития дополнительного профессионального образования нашли свое отражение также в трудах Е.Я. Бутко, М.В. Курбатовой и других [3]. Система дополнительного профессионального образования имеет свои специфические особенности, которыми занимается андрагогика – наука о закономерностях обучения взрослого субъекта. По проблемам образования взрослых имеется значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других [4].
Цель данного исследования – разработка и апробация модели регионального персонального повышения квалификации педагогов образовательных организаций.
При разработке модели регионального персонального повышения квалификации педагогов учтены:
– особенности научно-методического сопровождения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с Национальной системой учительского роста;
– результаты оценочных процедур и мониторинговых исследований;
– результаты совместной практико-ориентированной деятельности с партнерами.
Сегодня в условиях модернизации дополнительного профессионального образования идет пересмотр принципов, форм, методов и содержания системы непрерывного профессионального образования. Одним из ключевых принципов становится диверсификация, которая влияет на изменение форм, методов и содержания системы дополнительного профессионального образования. Диверсификацию мы рассматриваем как возможность расширения и разнообразия образовательных услуг, активное внедрение инновационных форм и технологий, модернизацию управленческой структуры дополнительного профессионального образования. Этот принцип способствует мобильности, гибкости и динамичности самой системы ДПО, что необходимо для обновления профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса.
Сегодня информационные, коммуникационные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. Поэтому модель регионального персонального повышения квалификации, отвечающая требованиям современного времени, требует цифровизации системы дополнительного профессионального образования. Система «цифрового института» должна быть ориентирована на организацию образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды и предназначена для создания единой информационной среды региона по ДПО.
Материалы и методы исследования
Разработанная нами модель направлена на обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста педагогических работников по индивидуальной образовательной траектории. Необходимым условием является наличие электронной платформы образовательных услуг института для индивидуализированного мониторинга – фидбека, персонифицированного учёта и консультирования, дистанционного и онлайн-обучения.
Персональное повышение квалификации позволяет педагогам иметь свой личный кабинет на портале института, в котором по желанию выявляются профессиональные дефициты и вводятся сведения об образовательном прогрессе.
Наша модель основывается на принципе «образование через всю жизнь» и интегрирует образовательные ресурсы на единой платформе, предлагая свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, тем самым содействуя личностному и профессиональному самоопределению педагогов.
Спецификой такой модели является:
– свобода выбора и режима освоения программ дополнительного образования;
– деятельностный, продуктивный характер содержания;
– сетевая форма и модульный подход к программам;
– индивидуальный и метапредметный характер содержания программ.
В нашем институте создана система автоматизированного документооборота, ведения электронных баз данных, личных кабинетов всех педагогов республики. В 2019 г. разработана и внедрена в эксплуатацию региональная образовательная платформа «Новые возможности lk14».
В данное время на региональной платформе «Новые возможности lk14» зарегистрированы и имеют личные кабинеты педагоги республики. Это позволило создать единую базу данных всех педагогических работников региона по муниципальным образованиям и образовательным организациям, по каждой должности и квалификационному уровню, по выявленным профессиональным дефицитам, на устранение которых ориентированы персонифицированные программы повышения квалификации.
Платформа LK.14.ru. позволяет провести «входную» и «выходную» диагностику учителей, проходящих повышение квалификации, выстроить индивидуальные траектории образования для педагогов, руководителей. Появилась возможность организовать учебную проектную деятельность, поддержать творческую и инновационную деятельность, создавать и хранить в электронном виде индивидуальные портфолио учителей, разработанные ими образовательные ресурсы.
Нами ведутся поиски разных способов интерактивного обучения учителей, создаются различные модели реализации индивидуальных образовательных маршрутов. По мнению Т.М. Ковалевой, для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов должна быть создана специально организованная среда, отвечающая признакам: открытость, избыточность, вариативность. Создание такой образовательной среды помогает актуализировать у каждого человека запрос к системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки [5].
Образовательная платформа института LK.14.ru. дает возможность доступа к глобальным образовательным ресурсам для сотрудников, руководителей, педагогов образовательных организаций, обучающихся, родителей, администраций муниципальных образований. На этой платформе предлагается свободный выбор образовательных программ, освоение которых выводит на разные уровни образовательного результата.
На сегодняшний день разработаны новые модули образовательных программ, содержание которых направлено на устранение профессиональных затруднений педагогов и на развитие компетентностей.
Разработанные программы отличаются вариативностью и гибкостью, поэтапным овладением вариативных модулей, применением информационно-коммуникационных технологий, обеспечены электронным образовательным контентом для самообразования педагогов. Исходя из своих дефицитов, педагог выбирает из предложенных образовательных программ несколько модулей и проектирует свою индивидуальную образовательную траекторию самостоятельно. Персональные дополнительные образовательные программы доступны для педагогов, прошедших тестирование.
Программы курсов повышения квалификации ориентированы на совершенствование образовательного процесса, который создает для личности не только объективные условия расширения базовых знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности, но и способствует ее творческому и социальному становлению. Курсы повышения квалификации организуются по сетевой форме со стажировками в образовательных организациях, с участием сетевых учителей, в дистанционном и онлайн-форматах.
На сайте ИРОиПК, на платформе по адресу boontar.live/sakhaschool/ создан и размещен в свободном доступе открытый банк видеолекций, мастер-классов лучших учителей РФ, телеуроков ведущих учителей РС (Я). Имеются также научно-методические, практические и лекционные материалы, проводятся дистанционные курсы, вебинары.
Результаты исследования и их обсуждение
Персональная модель реализуется через автоматизированную систему объективной и комплексной аттестационной оценки учителей общеобразовательных организаций, а также на основе тестирования по 4 профессиональным компетенциям: психолого-педагогическим, коммуникативным, методическим и предметным.
По автоматизированной программе Климина С.В. определяются следующие компетентности:
– профессионально-технологическая (владение основами общей методики обучения, владение формами, средствами, методами обучения, технологиями обучения и т.д.);
– профессионально-социальная (умение работать в коллективе детей, коллег, знание социальных норм поведения);
– по решению профессионально значимых проблем (умение решать образовательные ситуации, задачи);
– информационная (владение ИКТ);
– профессионально-коммуникативная (умение передавать информацию, формировать информацию доходчиво для собеседников);
– правовая (знание и умение использовать юридические нормы и правила);
– личностно-деловые качества и способности (знания и умения организовывать сферу деятельности, проявление личностных качеств и т.д.).
Использование технологии автоматизированной системы объективной и комплексной аттестационной оценки учителей общеобразовательных организаций позволило провести мониторинг профессиональных компетенций учителей РС (Я) по группам критериев, значимых для выявления профессиональных дефицитов учителей. Так, первый мониторинг, проведенный в октябре 2018 г., показал:
– у 36,2 % участников выявлено умение варьировать применяемые психолого-педагогические формы, средства и методы в зависимости от особенностей конкретных обучающихся и решаемых задач по коррекции их поведения и развитию личности;
– 26,9 % участников владеют современными технологиями обучения и воспитания;
– 43,5 % участников владеют общеметодической подготовкой;
– 44,5 % постоянно совершенствуют владение методическими приемами, педагогическими средствами, формами организации образовательного процесса и содержанием проводимых с обучающимися (воспитанниками) занятий;
– 40,6 % участников показали готовность поддерживать демократические принципы отношений в профессиональной деятельности.
На основе анализа рекомендаций, выдаваемых системой для каждого педагога, преподавателями института были разработаны образовательные модули, ориентированные на восполнение профессиональных дефицитов учителей.
В 2019 г. персональное повышение квалификации прошли 972 руководителя общеобразовательных организаций, 324 заведующих дошкольными организациями, 2447 воспитателей, учителя по всем предметным областям: 1077 учителей начальных классов, 938 учителей математики, 672 учителя русского языка и литературы, 627 учителей английского языка, 328 – физики, 362 – физической культуры, 296 – истории и обществознания, 259 – биологии, 186 – химии, 162 – географии, 91 – ИЗО, черчения, 82 – музыки и т.д.
Благодаря использованию информационных технологий курсы меняют формат: проводятся в офлайн-форме в виде электронных пособий с видеолекциями, в форме онлайн-экспертизы, онлайн-занятия, онлайн-консультаций, с использованием игровых технологий в различных платформах и форматах.
Следует отметить, что учителя в большинстве случаев используют цифровую среду только как обогащение своих собственных знаний, как источник информации и методических ресурсов: готовые разработки, дидактические материалы и т.д., а не применяют возможности ИКТ как инструмент для образования детей. Поэтому особое внимание институт уделяет развитию информационной компетентности педагогических и руководящих кадров: программы курсов ПК включают модули по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий; постоянно работают выставочные площадки по теме «Технологические тренды в образовании»; организуются интересные мероприятия:
– работа Международного летнего института была посвящена теме «Современная школа: цифровая трансформация образовательной среды», проведены 37 курсов ДПО с охватом 922 слушателей;
– в стратегической сессии по теме: «Цифровая школа: сетевая интеграция» приняли участие 427 человек, из них очно – 284, дистанционно – 141.
Цифровизация среды системы дополнительного профессионального образования позволила реально осуществить адресное, персональное повышение квалификации педагогов республики по их потребностям и дефицитам.
Персонализация повышения квалификации обеспечивается также через реализацию проектов института:
– проект «Онлайн–школа». Реализация идеи онлайн-школы позволяет создать мобильное профессиональное сообщество; повысить уровень профессиональной и IKT–компетентности педагогов, работающих в дистанционном формате; выработать модели новых образовательных технологий;
– проект «Английский для всех». Проект направлен на создание условий для формирования у педагогов разных предметных областей способности к иноязычному общению, что позволяет вступать в равноправный диалог с представителями профессионального сообщества, приобщаться к мировым практикам в области образования, вести международные образовательные проекты с представителями других стран;
– проект «Региональная сеть школьных информационно-библиотечных центров». На базе института создается региональная сеть школьных информационно-библиотечных центров как пространство равноправного и открытого доступа к качественным источникам информации на любых носителях. На платформе 1С создается автоматизированная информационно-библиотечная система, производится централизованная каталогизация фондов печатных изданий, электронных информационных и образовательных ресурсов, а также оборудования. Предусмотрены механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента, кооперации с библиотеками системы Министерства культуры Республики Саха (Якутии) и Российской Федерации.
Заключение
Таким образом, модель персонального повышения квалификации педагогов республики – это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора работниками образования индивидуальных образовательных программ, построения индивидуальной траектории повышения квалификации с учетом конкретных потребностей и собственных дефицитов. Такой подход позволяет педагогу взять в свои руки инициативу в осуществлении непрерывного профессионального образования.
Персональная модель повышения квалификации реализуется через автоматизированную систему объективной и комплексной оценки учителей общеобразовательных организаций на единой электронной платформе повышения квалификации «Новые возможности LK.14».
Отвечая новым вызовам, работа института приобретает новое содержание, внедряет новые технологии, позволяющие учителям выбрать свой собственный маршрут профессионального становления. На курсах повышения квалификации уделяется внимание совершенствованию методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетентностей учителей, больше времени отводится практическим занятиям и практикумам, интерактивным формам обучения.