Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MODEL FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES OF DESIGN STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Abdullaevа G.M. 1
1 Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov
This scientific publication identifies the main professional tasks aimed at improving the quality of professional education and training at a university, the article explores the possibilities of forming a model of professional competencies of design students under certain pedagogical conditions implemented in the educational space of higher education. The necessity of studying the educational process in the formation of professional competencies is considered. The necessity of implementing pedagogical conditions and a model of professional competencies in training technology is substantiated, which allows you to effectively design the learning process and get the result in accordance with the goals and objectives of professional education. The main goal of education is the development of a personality culture, the formation of the potential of conscious creative creative specialists. All methods should proceed from this methodological framework. But in order to achieve these goals, design education must be professional at all levels, to solve the problems of training designers who have broad humanitarian and fundamental training in the field of theoretical and practical design methodology. All this makes special demands on the equipment of the designer with a complex of professional competencies in the field of art design and decorative arts in the use of knowledge, skills in their practical activities. Therefore, at the moment, the search for new methods and innovative ways to effectively solve these problems is extremely relevant. On the basis of the model, in our study, a matrix of human potential and development potential is formed, aimed at creating future students of designers competitiveness in the labor market, mobility and enterprise, willingness to professional activities, the desire to take responsibility for the result. Since in order to carry out his professional activities, a professional needs not only to possess basic knowledge of his own field, but also to own a craft as a designer, which determines the relevance of this publication.
design
factor
pedagogical conditions
method
research
professionalism
practice orientation

Целью нашего исследования является определение педагогических условий формирования модели профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в вузе.

Материалы и методы исследования

Дизайнерская деятельность в современном мире универсальна: дизайнер выступает в роли художника, конструктора, изобретателя, портного и т.д. Изменения, произошедшие за последнее время в области дизайна, появление новых технологий и направлений изменили прошлую структуру и форму проектной деятельности, в которой прослеживается несоответствие педагогических условий профессиональной подготовке будущего дизайнера. Многие выпускники вузов по направлениям подготовки дизайна одежды испытывают серьёзные затруднения при поступлении на работу, остаются вне сферы реальной профессиональной практики. Рассмотрев действующие факторы, исследуя образовательный процесс, выявляя педагогические условия на данном этапе, а также их противоречия, мы попытались понять, какая же часть этих условий не выполняется, из чего попытаемся сделать вывод и разработать оптимальные педагогические условия формирования профессиональных компетенций в становлении личности обучающегося.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым в формировании педагогических условий станет переход по определению государственных стандартов КР на совершенно новую систему образовательной среды и неготовность образовательного процесса к новым реалиям профессионального образования. Следующим условием станет повышение значимости практико-ориентированного образования, связь с работодателем и производством. Поскольку технологии, которые используются на рынке труда, зачастую намного опережают процесс обучения, прослеживается разрыв между производством и обучением, поэтому слияние производства с обучением является основной проблемой и педагогическим условием формирования специалиста в профессиональной деятельности. Какова позиция работодателей в этом случае: в разработке реализации подготовки содержания обучения и участии в оценивании результатов? Существуют традиционные оценки, однако работодатель применяет только ту систему, которая для него является более информативной в выборе специалиста и не участвует в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов.

Необходимо планомерное и непрерывное движение к цели, возможность внедрения непрерывной многоуровневой системы образования, целенаправленного художественно-профессионального обучения, что позволит поэтапно пройти путь становления творческой личности и подготовит студента к профессиональной деятельности [1].

Немаловажный фактор в обучении – это профессионализм самого педагога и его методов работы, содержаний учебного материала, форм и средств обучения, от которых зависит успех усвоения учебных дисциплин и конкурентоспособность выпускника, его постоянное самообразование и самосовершенствование, эрудиция и целеустремлённость, владение новыми современными технологиями [2].

Необходимым условием успешного развития является продуктивное конкурсное движение дизайнеров. Целесообразно готовить студента к конкурсному выступлению, к которому он не всегда готов. Здесь важна поддержка вуза и педагога-наставника.

Следующей проблемой является освоение цифровых технологий и компьютерных профессиональных программ как педагогами, так и студентами, обеспечение мультимедийными лабораториями для исследовательской работы, соответственно созданными педагогическими условиями в исследовательской творческой работе. В данном случае взаимодействие участников образовательного процесса посредством интернета является неполноценным, так как нет значительной организации в этом вопросе и должного обеспечения и максимальных условий в направлении цифровизации [3]. Аудитории для самостоятельной работы студентов должны быть оснащены последней компьютерной техникой, мультимедийным презентационным оборудованием в полном объёме, с возможностью доступа в международную информационно-образовательную среду сети Интернет, с обеспечением доступа для преподавателя и обучающегося. Образовательная организация должна быть обеспечена полным комплектом инновационных технологий, необходимых в профессиональном программном обеспечении.

Практико-ориентированность – залог профессионализма будущего дизайнера, исследовательские мастерские должны быть оснащены новейшим техническим оборудованием для плодотворного творчества дизайнеров. Изменяется время и восприятие времени, меняется ценность профессиональной занятости. Система профессионального образования должна быть не только основана на получении профессиональных знаний умений, навыков, но и направлена на реализацию задач формирования универсальных профессиональных компетенций, которые легко трансформируются в качество профессионала. Формируют дизайнерское мышление, готовность к работе с новой информацией и коммуникацией, к профессиональному личностному развитию в предпринимательской деятельности, готовности к работе в команде [4]. Работодатели в качестве значимых компетенций выделяют именно эти компетенции и хотят видеть специалиста только для своей организации, а что делать, если нет работы по специальности? Здесь остро формулируется значимость профессионального обучения, курсов повышения квалификации. Выпускник должен быть универсалом, легко адаптированным в пространстве своей профессиональной деятельности. Будущий выпускник вуза должен иметь возможность практических навыков в смежных специальностях. И в этом заключается работа педагога с командой профессионалов, чья деятельность должна быть нацелена на результат. Однозначно необходима мобильность в обучении. Прослеживается также недостаточное ценностно и профессионально ориентированное стремление к профессионализму самого обучаемого. Так формулируются следующие проблемы профессиональной подготовки студентов – их незрелая ценностно-мотивационная позиция.

Не отслеживается должное внимание в государственной политике как к дающим знания, так и к уровню реализации концепции кадрового потенциала и обеспечения послевузовского практико-ориентированного прохождения дальнейшей специализации на практике. Целесообразно исследовать качественные и количественные потребности и тренды отраслей экономики в научных целях в обеспечении кадров. Актуальна реальная связь с производством и работодателями, поскольку именно успешное производство – двигатель прогресса.

«Дизайн – это ремесло». Следующим педагогическим условием станет формирование мастерства будущих дизайнеров, а это значит, есть необходимость в создании условий по формированию навыков постижения декоративно-прикладного искусства, такого как вышивка, курак (пэчворк), ткачество, роспись по ткани, валяние войлока (с необходимым оборудованием для этого), владение графическими и колористическими решениями [5]. Необходимо знание маркетингового дела, менеджмента, искусства продвижения бренда. Формирование у студентов теоретических базовых знаний в области дизайн костюма, исторических аспектов эволюции форм, стилей и направлений, особенности орнаментального искусства – всё это способствует развитию теоретических и практических навыков, художественного интеллекта будущего дизайнера. В достижении мастерства необходимы соответствующие педагогические условия в оснащенности профессиональным оборудованием практических лабораторий, способствующие реализации поставленных задач профессионального образования и обучения студентов. Таким образом, выявлены педагогические условия и определены противоречия образовательного процесса:

- между практико-обеспеченностью и реализацией образовательных программ профессионального образования и необходимостью обеспечения новых подходов на основе требований Госстандарта и запросов потребителей – это студенты, родители, работодатели;

- между профессиональной ответственностью студентов и их профессиональными ценностями в выборе профессии;

- между необходимостью использования участниками цифрового поля сетевого оборудования программного и технического обеспечения и отсутствием такого обеспечения;

- между потребностью в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем профессионализма и существующей профессиональной подготовкой выпускников, несмотря на то, что мы следуем за госстандартом, прослеживается недостаточность готовности выпускников к работе и соответствия их запросам работодателя;

- между социально-профессиональными требованиями к студенту, т.е. ценностно-мотивационной позицией в профессии, и противоречием между необходимостью использования современных интерактивных методов обучения в самостоятельной работе студентов с ИКТ-технологиями. На основании этих противоречий выявлены проблемы, такие как обеспечение качества образования в соответствии со стандартами и запросами потребителей.

Разрешение этих противоречий возможно в реализации исследовательских проектов, в организации исследования результатов и обосновании с практическим применением. И тогда реализация этих возможностей выведет образовательную организацию на инновационное развитие.

С этой целью для проверки опытно-поисковой работы были разработаны критерии оценки профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в вузе.

Когнитивный критерий:

- знание искусствоведческой терминологии исторического развития костюма;

- осознание значимости символики и предназначение орнамента в костюме, законов орнаментального искусства;

- самомотивация и стремление к знаниям, умениям и навыкам в познании дизайнерской творческой деятельности;

- владение методом предпроектного анализа художественного проектирования, художественными принципами композиции;

- умение осуществлять сравнительный анализ на основе аналогов проектирования изделий декоративно-прикладного искусства.

Аксиологический ценностный критерий:

- на основе ценностного отношения к традициям декоративно-прикладного искусства и орнамента в изучении исторических аспектов возникновения кыргызского орнамента и его предназначения;

- умение использовать орнамент в костюме с содержанием законов орнаментального искусства, его ценностное предназначение в мировоззрении и воспитании гармонично развитой личности студента.

Художественно-творческий критерий:

- применение навыков выполнения орнаментальных композиций;

- умение использовать особенности художественно-образного выразительного языка средств декоративно-прикладного искусства и орнамента;

- владение художественно-графическими навыками в проектировании костюма;

- умение применять художественно-выразительные средства композиции (нюанс, доминанта, стилизация, импровизация и т.д.);

- применение орнаментальных особенностей композиционных принципов орнаментальной композиции;

- проявление творческого потенциала в выполнении орнаментальной композиции.

Определение критериев формирования профессиональных компетенций определяет сущность содержания образования в целом, а также форм и методов, педагогических технологий образовательной среды, которые предполагают организационно-педагогические условия, т.е. результат: сформированность профессиональных компетенций будущих дизайнеров в области художественно-проектной деятельности [6]. Процесс формирования модели профессиональных компетенций студентов-дизайнеров возможен при определенных педагогических условиях, взаимосвязанных между собой дидактических, организационно-педагогических, психолого-педагогических условий, направленных на результат – конкурентоспособность выпускника (рисунок).

abdul.wmf

Модель формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров

Выводы

Обучение дизайну – большая ответственность и кропотливый труд, как преподавателя, так и обучаемого, многое зависит от методологических основ теоретической и практической базы и профессиональных способностей будущего дизайнера. Из всего вышесказанного следует, что очень важен сам процесс образования и обучения и соответствующих педагогических условий в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. Актуально рассмотрение противоречий и несоответствие педагогических условий с требованием работодателей и потребителей образовательной среды и решение этих проблем [7].

Совершенствование интеллектуальных и профессиональных творческих способностей человека возможно только через привитие духовно-нравственных, эстетических, гуманных ценностей, которые развивают пространственное мышление и сопереживание, любовь к природе и трепетное отношение к традициям народно-прикладного творчества, основанное на развитии духовно-нравственных и эстетических ценностей [8]. Нет сомнения, что многое надо менять, но и не уничтожать на корню. Необходимо идти своим путём развития, сохраняя традиционную культуру, опираясь на ценный опыт педагогов-новаторов. И главное в этом деле – позиция нашего государства.