Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ADAPTATION OF STUDENTS COLLEGE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Voskrekasenko O.A. 1 Igoshin S.N. 2
1 Penza State University
2 Penza College of Architecture and Construction
The article reveals the essence of the adaptation of students to the educational environment of the college. The components of adaptation of first-year students are shown: psychological, socio-psychological, socio-professional, organizational. External and internal indicators of the adaptability of college students as a result of adaptation of first-year students are highlighted: the results of educational and professional activities, the student’s inclusion in the macro and microenvironment, the realization of his intrapersonal potential, as well as emotional well-being. The characteristics of first-year students with a low, medium and high level of adaptability, as well as the results of an empirical study of the level of adaptability of first-year students to the educational process of the college are presented. Empirical evidence indicates the need for focused activities on the pedagogical support of adaptation of freshmen. The groups of factors that influence the efficiency of adaptation of college students are identified: factors related to the nature and content of general education received at school; factors associated with the individual characteristics of the student, affecting the nature of the course of adaptation processes; factors associated with the characteristics of the educational environment of the college; factors related to the characteristics of the family and family education. It reveals the reasons that cause college students a state of maladaptation, a significant place among which is given to the age characteristics of students, as well as the style of family education and the professionalism of teachers. The authors of the article come to the conclusion that there is a need for focused pedagogical activity to accompany the adaptation of freshmen to the educational process of the college.
adaptation
first-year students
college
pedagogical support
adaptation factors
educational environment
secondary vocational education

В последние годы наблюдается тенденция повышения количества поступающих в колледжи. Это свидетельствует о том, что колледж вновь стал довольно популярным местом для получения профессионального образования и его престиж в глазах общества возрождается. Становление разносторонне образованного, с широким кругозором и активной гражданской позицией, профессионально подготовленного к работе по выбранному направлению подготовки будущего специалиста становится определяющей задачей образовательных организаций среднего профессионального образования. В связи с этим «для российской педагогической науки и практики вопрос подготовки выпускников колледжей становится еще более актуальным» [1, с. 49–50].

Современное общество требует квалифицированных специалистов, способных реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе среднего профессионального образования диктует направленность специальной организации образовательного процесса, нацеленной на социализацию, одной из ключевых составляющих которой является адаптация. Важнейшим фактором, определяющим успешность адаптации обучающегося, является образовательное учреждение, где происходит становление будущего выпускника как профессионала и личности. Особая роль в этом процессе принадлежит правильному способу организации и оптимальности используемых форм педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа к образовательному процессу, что во многом определяется пониманием сущности данного процесса.

Целью настоящего исследования выступает определение сущности процесса адаптации обучающихся колледжа, его составляющих, а также факторов, определяющих его эффективность.

Материалы и методы исследования

Для успешного достижения вышеназванной цели использовались следующие теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа; теоретическое осмысление и систематизация полученных данных; обобщение опыта отечественных исследований по проблемам адаптации студентов колледжа.

Предмет нашего исследования требует анализа работ, рассматривающих проблему адаптации студентов колледжа с точки зрения педагогики. Анализ научной литературы по проблеме адаптации обучающихся колледжа на начальном этапе профессиональной подготовки показал, что данная проблема занимает важное место в современных педагогических исследованиях. В них рассматриваются вопросы, связанные с социальной (А.А. Горяйнов, А.Р. Хизриева), социально-психологической (Г.Н. Жулина, А.В. Захарова, Н.С. Трофимова, Н.С. Шпилев и др.), психологической (И.К. Пятых, Е.Н. Романова, О.В. Фадеева), профессиональной (Н.С. Амамбаева, О.А. Андриенко, А.И. Иванов, Е.М. Манакина, М.В. Миляева) и дидактической (Л.Ф. Мирзаянова, Н.С. Ситдикова) адаптацией обучающихся колледжа. Есть ряд работ, посвящённых организации и осуществлению психологического, психолого-педагогического и педагогического сопровождения адаптации обучающихся (К.С. Бабушкина, О.В. Дмитриева, В.Н. Куровский, Е.М. Манакина, О.С. Суртаева и др.). Подобного рода повышенный интерес учёных к адаптационной проблематике обусловлен её социальной и личностной значимостью в условиях современного информационного общества. Успешность протекания адаптационных процессов рассматривается исследователями в качестве одного из значимых условий, определяющих результативность обучения студентов-первокурсников, психологическую комфортность их пребывания в колледже, выступая залогом качественного становления будущего специалиста, а также его дальнейших личностных саморазвития и самореализации. Государство вкладывает существенные средства в профессиональную подготовку востребованных специалистов. Однако не все поступившие на первый курс колледжа выпускники девятых и одиннадцатых классов, поступив на первый курс, успешно заканчивают его и получают дипломы о среднем профессиональном образовании. Как показывает анализ статистических данных, основной отсев студентов в большинстве случаев приходится на первые полгода и связан с результатами их обучения в первом семестре. Рубеж, связанный со сдачей первой сессии, не может преодолеть каждый пятый-шестой обучающийся.

Результаты исследования и их обсуждение

Адаптация в научной литературе понимается как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [1, с. 17]. Огромное количество педагогических исследований посвящено особенностям адаптации студентов-первокурсников (работы О.А. Воскрекасенко, Л.К. Гришанова, В.Д. Цуркан, А.В. Сиомичева, Д.Г. Элькина, Т.Н. Ронгинской, Н.А. Березовина, Л.И. Морозовой и др.). Так, А.К. Гришанов и В.Д. Цуркан утверждают, что «под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями образовательной среды как внешнего фактора по отношению к студенту» [2, с. 30]. Именно на первом курсе процесс адаптации характеризуется «особой интенсивностью, скоростью и ограничен временными рамками, поскольку в строго определённое время необходимо ознакомиться и овладеть новым содержанием образовательной среды» [3, с. 108]. Основное содержание процесса адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде колледжа представляет собой: формирование нового отношения к профессии; освоение учебных приёмов и способов, а также технологий самостоятельной работы, отличных от школьных; приспособление к новым правилам жизнедеятельности и традициям учебного коллектива; обучение новым видам научной деятельности; освоение бытовых условий проживания в студенческих общежитиях; освоение студенческой субкультуры со свойственной ей системой ценностей, норм поведения, предпочтений в формах использования свободного времени и др. Всё это сопровождается значительной перестройкой психического, физиологического, социального уровней студента-первокурсника. Нельзя не согласиться, что «в момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения, происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других» [4, с. 135].

Психологическая составляющая процесса адаптации студентов колледжа включает в себя: резкое возрастание требований к функциям памяти, внимания и зрительного восприятия; существенное увеличение эмоционального напряжения личности; преобразование мышления и речи сообразно требованиям образовательного процесса, осуществляемого в образовательной организации среднего профессионального образования и др. Социально-психологический компонент протекания адаптационных процессов у студентов колледжа предполагает следующие моменты: усвоение новой социальной роли «студента», норм поведения и традиций, характерных для обучения в образовательной организации среднего профессионального образования; трансформацию круга и содержания общения студентов колледжа по сравнению с обучающимися образовательных организаций общего образования; определение своего места и роли в новом студенческом коллективе и др. Социально-профессиональная составляющая адаптации студентов колледжа первого года обучения включает в себя: интериоризацию норм и ценностей будущего профессионального сообщества, формирование профессиональных компетенций, включая систему знаний, умений и опыта деятельности. Процесс адаптации студентов-первокурсников колледжа, наряду с психологической, социально-психологической и социально-профессиональной составляющими, включает в себя организационный компонент: приспособление к новому ритму жизнедеятельности, формам и методам работы, резкому возрастанию психофизиологической нагрузки; овладение напряженной учебно-профессиональной деятельностью и др.

Мы совершенно согласны с выводами, содержащимися в работах Н.Н. Бояринцевой, А.Н. Макаровой, С.Н. Митина, П.А. Просецкого, С.В. Сергеевой, В.Н. Соловьева, П.И. Третьякова и других исследователей. В данных работах адаптация рассматривается как целостный, многокомпонентный процесс активного взаимодействия обучающегося с новой образовательной средой образовательной организации профессионального образования, где происходит не только адаптация обучающегося к успешному функционированию в ней, но и активное освоение данной среды. В процессе взаимодействия личности и среды происходит изменение как самой личности обучающегося, так и образовательной среды колледжа. В результате создаются отношения адаптированности.

В современной педагогической науке адаптация рассматривается как процесс и как результат. Любой процесс сопровождается движением, которое приводит к определенному конечному результату. Результатом процесса адаптации является уровень адаптированности личности. О результативности адаптации студентов-первокурсников можно судить по целому ряду внешних и внутренних показателей (А.А. Баранов, О.А. Воскрекасенко, А.Н. Жмыриков, А.Р. Кудашев, Н.Н. Мельникова, А.А. Реан, С.В. Сергеева и др.) [5]. Среди них: результаты учебно-профессиональной деятельности, включённость обучающегося в макро- и микросреду, реализация его внутриличностного потенциала, а также эмоциональное самочувствие.

Нами было проведено исследование уровня адаптированности студентов-первокурсников Пензенского колледжа архитектуры и строительства. Данные представлены на рисунке.

voskresen1.wmf

Гистограмма по результатам диагностики уровня адаптированности студентов колледжа первого года обучения

Студенты-первокурсники по уровню адаптированности к образовательному процессу колледжа делятся три группы: с низким, средним и высоким уровнем адаптированности.

Студенты, входящие в группу обучающихся с высоким уровнем адаптированности, составляют 23 %. Для этих студентов характерны следующие признаки: самостоятельность в принятии решений без ожидания помощи от друзей, преподавателей, куратора студенческой группы, родителей и т.д.; высокий уровень навыков саморегуляции своего поведения; ярко выраженная готовность к активной деятельности; успешное освоение профессиональных компетенций, академическая успеваемость; сформированность рефлексивного мышления; умение выбирать эффективную стратегию поведения на основе адекватной самооценки и оценки сложившихся обстоятельств, а также умение соотносить внешнюю оценку с самооценкой; готовность к быстрой перестройке способов деятельности с учётом изменившихся обстоятельств жизнедеятельности; удовлетворённость собой, ситуацией взаимодействия, уверенность в своих силах; высокий уровень сформированности коммуникативных способностей, включая развитые умения избегания конфликтных ситуаций; позитивное отношение к членству в студенческом коллективе; психологическая гибкость, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.

Студенты первого года обучения в колледже с диагностируемым средним уровнем адаптированности составили 45 % обучающихся данной группы. Эти студенты характеризуются: недостаточной самостоятельностью в принятии решений, ожиданием помощи от друзей, преподавателей, куратора, родителей и т.д.; недостаточной готовностью к активной деятельности или стереотипной активностью по заложенному сценарию; не всегда реалистичным восприятием самих себя и сложившихся обстоятельств жизнедеятельности; неудовлетворённостью собой и ситуацией взаимодействия в отдельных сферах; достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков при недостаточном уровне сформированности умения избегания и разрешения конфликтных ситуаций; недостаточной психологической гибкостью, способностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой или повышенной ригидностью; неустойчивостью эмоционального фона с преобладанием отрицательных эмоций.

Особую группу составляют студенты-первокурсники колледжа с низким уровнем адаптированности. По данным диагностики, в их число входит 32 % обучающихся первого курса. Для этих студентов характерны: несамостоятельность в принятии решений, постоянное ожидание помощи со стороны с перекладыванием ответственности на друзей, преподавателей, куратора, родителей и т.д.; перепады активности и пассивности; академическая неуспеваемость, низкий уровень сформированности профессиональной компетентности; отсутствие способности к рефлексивному мышлению; эгоизм, высокие, часто завышенные, требования к окружающим в сочетании с позицией избегания личной ответственности; нереалистичность восприятия самих себя, окружающих людей и сложившихся обстоятельств жизнедеятельности; чувство тотальной неудовлетворённости; конфликтность в межличностных отношениях; частая перемена настроения с акцентированием на отрицательных эмоциональных состояниях. Анализ данных диагностики свидетельствует о необходимости целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению адаптации студентов-первокурсников колледжа.

Результативность адаптации обучающихся, выражающаяся в уровне их адаптированности к условиям обучения в колледже, определяется целым комплексом факторов. Среди них:

- факторы, связанные с характером и содержанием общеобразовательной подготовки, полученной в школе (соответствие полученных в школе метапредметных, предметных и личностных результатов обучения требованиям образовательного процесса колледжа);

- факторы, связанные с индивидуальными особенностями обучающегося, оказывающими влияние на характер протекания адаптационных процессов (социальная адаптивность как интегративная личностная характеристика, определяющая способность к адаптации, социальная зрелость, состояние физического и психологического здоровья и др.);

- факторы, связанные с особенностями образовательной среды колледжа (психологический микроклимат в коллективе, использование в ходе профессиональной подготовки инновационных технологий, готовность преподавателей к сопровождению адаптации студентов-первокурсников и др.);

- факторы, связанные с особенностями семьи и семейного воспитания (материальное положение и санитарно-гигиенические условия проживания, комфортность психологического микроклимата, стиль семейного воспитания и др.).

Поскольку адаптация личности является социально-педагогической проблемой, необходимо сосредоточиться на факторах, определяющих причины и последствия ошибок адаптации. Причины дезадаптации включают семейное воспитание, социальные и бытовые условия, педагогическую запущенность, психологические и физиологические особенности личности. К дезадаптивному поведению может привести авторитарный, либеральный и безразличный родительский стиль семейного воспитания, которое является своего рода социальным видом дезадаптации личности. Дети из семей с авторитарным стилем воспитания проявляют агрессию по отношению к своим товарищам, могут воровать и уходить из дома. Либеральное воспитание означает низкий контроль и теплые отношения. Родители не устанавливают никаких ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, иногда становятся активными, целеустремленными и творческими людьми. Н.Е. Папкова и Н.В. Багрова выделяют в ряду причин дезадаптивного поведения обучающихся колледжа такие, как «возрастные особенности, связанные с адаптацией бывшего школьника к новой образовательной среде; неквалифицированное социально-педагогическое сопровождение (или его полное отсутствие); несформированность социокультурной среды образовательного учреждения; недостаточная предшествующая профессиональная ориентация и, как следствие, отсутствие мотивации к овладению будущей профессией» [6, с. 158].

Понимание факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации обучающихся колледжа, позволит выстроить комплексную программу педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в системе среднего профессионального образования.

Заключение

Успешная адаптация обучающихся первого курса к образовательной среде современного колледжа, обусловливая возможности личностного самоопределения, выступает основой профессиональной адаптации и залогом успешного становления будущего специалиста. Важным условием действенного решения проблемы эффективной адаптации обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования является организация их педагогического сопровождения с учётом всей совокупности вызывающих у студентов затруднения факторов.