Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WORKING OUT OF SUBJECT TASKS BASED ON TRAINING STREAMING INCREASING MOTIVATION OF FOREIGN LANGUAGE STUDY

Isamulaeva Ya.A. 1
1 Astrakhan branch of FGBOU VO «Saratov State Law Academy»
The study problem is the working out and using of subject tasks based on training streaming in students group and individual work in foreign language classrooms. The theoretical and practical significance of the problem, its relevance, the author personal interest is a reason to choose the article topic. The article subject is the working out of subject tasks based on training streaming viewed by student in class. Based on the author personal pedagogical experience, it was found that the working out tasks promote to motivation increasing for foreign language study, what promotes to the communicative skills formation of foreign communication. We used theoretical, empirical, static and explanatory – illustrative methods in the study. The validity of obtained research results was revealed through the proposed research methods, their logic and practical confirmation. As a result of the study it was concluded that the working out subject tasks will increase the efficacy both group and individual work, and thus, they will promote the increasing of motivation for foreign language study, and the development of communicative skills of students speaking foreign languages. This research is of a general pedagogical nature, and its data can be used in the practice of organizing the educational process in higher educational institutions, in working out of educational programs and holding of classrooms with students.
training streaming
motivation
motivational component
foreign communication
videos
communicative abilities
communicative skills
explanatory – illustrative method

Использование видеоматериалов в методике обучения иностранным языкам способствует индивидуализации обучения и повышению мотивации речевой деятельности обучающихся. Звуковой материал развивает навыки говорения и аудирования, необходимые для осуществления иноязычного общения обучающихся. Как правило, у студентов первого курса отсутствуют потребность и желание изучения иностранного языка. Этот факт объясняется низкой мотивацией и отсутствием базовой языковой подготовки. В связи с этим наша основная задача заключается в том, чтобы преподаватель разрабатывал и использовал на своих занятиях аутентичные задания для работы с видеоматериалами, чтобы мотивировать обучающихся на успешную иноязычную деятельность. Актуальность данного исследования обусловлена образовательными потребностями общества, недостаточно разработанной теоретической базой по данной проблеме. Теоретический анализ литературы, а также собственный теоретический и практический опыт позволяют нам констатировать, что учебные видеоматериалы представляют процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности. Главная задача автора заключается в том, чтобы, опираясь на данный метод, использовать его на практике; экспериментально проверить эффективность предложенного метода для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковых вузах.

Целью данного научного исследования является описание аутентичных заданий, разработанных на основе видеоматериалов, с целью повышения мотивации обучения иностранному языку.

Материалы и методы исследования

В период с 2017 по 2019 гг. нами был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий диагностировать стартовый уровень умений и навыков иноязычного общения обучающихся. В исследовании участвовали 84 студента Астраханского филиала «Саратовская государственная юридическая академия». В результате данного эксперимента были получены конкретные результаты и проведен первичный анализ результатов исследования. Достижения исследовательской работы докладывались на научных конференциях разного уровня и отражались в публикациях автора.

Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования на разных этапах опытно-экспериментальной работы:

1) теоретические методы (анализ психологической, педагогической, методической литературы, диссертационных работ);

2) эмпирические (опрос, анализ занятий, самооценка, наблюдение за учебной деятельностью обучающихся), психодиагностические (беседы, тесты) методы;

3) статистические методы (определение ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп).

Научная новизна данного исследования состоит в определении целесообразности применения объяснительно-иллюстративного метода на занятиях по иностранному языку; в применении разработанных и реализованных в учреждении высшего образования тематических заданий, основанных на учебных видеоматериалах; в успешной организации коммуникативного взаимодействия студентов и преподавателя посредством такого способа. Практика показывает, что данный метод способствует обогащению содержания теории и методики высшего образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и подборке авторских учебных видеоматериалов и тематических заданий, которые реализованы в практической деятельности учебного заведения высшего образования Астраханского филиала ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанные автором, апробированные и внедренные в педагогический процесс учебные задания и видеоматериалы, направленные на повышение мотивации изучения иностранного языка в неязыковых вузах, могут быть включены в содержание учебных программ.

Как правило, обучение иностранному языку носит искусственно-учебную направленность в силу отсутствия у обучающихся естественной потребности в коммуникации на иностранном языке. В связи с этим перед преподавателем стоит задача создания условий иноязычного речевого общения в процессе овладения иностранным языком, максимально приближенных к естественным; разработки и применения на аудиторных занятиях нетрадиционных методов обучения иноязычному общению [1, с. 35]. В результате многочисленных исследований, наблюдений автора доказано, что одним из важнейших факторов, активизирующих процесс иноязычной речевой коммуникации, следует считать мотивацию овладения иностранным языком. На протяжении последних лет эта проблема исследуется в концепции деятельностного подхода к обучению, разработанного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. [2, 3]. В первую очередь для соответствующей организации учебного процесса требуется глубокое знание мотивов учения обучающегося [4, с. 30]. Вследствие этого возникла необходимость обратиться к теоретическим исследованиям по данной проблеме, а также обозначить ее связь с содержанием обучения иностранному языку. В аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.М. Симоновой и др. Мы понимаем мотивацию как систему активизирующих импульсов, направляющих учебную деятельность на более глубокое познание иностранного языка при положительной направленности преподавателя. Как показывает практика, мы можем наблюдать положительную тенденцию по отношению студентов к различным видам речевой деятельности на занятиях по истечении одного семестра. В первую очередь это зависит от индивидуального стиля деятельности преподавателя (использование на занятиях нетрадиционных методов обучения иностранному языку). Весьма полезным для нас оказались результаты исследований Г.В. Роговой и З.Н. Никитенко, которые утверждают, что интерес к процессу обучения иностранному языку строится на внутренних мотивах, которые опираются на иноязычную деятельность [5, с. 28–32]. В результате этого для того, чтобы развить и сохранить интерес к дисциплине, преподаватель должен сформировать у обучающихся внутренние мотивы. Большое внимание данной проблеме уделяется как в психологии, так и в методике обучения иностранному языку. Опираясь на труды методистов, психологов, дидактиков, а также на собственные теоретические поиски, мы предлагаем новые подходы к ее решению:

1) использование на занятиях аудиовизуальных средств;

2) создание специально разработанной системы упражнений, при выполнении которых студенты ощущали бы результат своей деятельности;

3) разработку и использование тематических заданий, усиливающих мотивационную сторону изучения иностранного языка;

4) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.

Важное место принадлежало использованию на занятиях объяснительно-иллюстративного метода обучения для повышения мотивации изучения иностранного языка. Данный способ является репродуктивным и отображает деятельность обучающихся и преподавателя, который сообщает информацию посредством объяснения, рассказа, учебника, видеоматериалов [6, с. 16].

Аудиторные занятия по иностранному языку проводятся в лингафонном кабинете, где студенты работают с тематическими видеоматериалами в программе Линко V 8.0. Необходимо отметить, что использование новых технологий оказало положительное влияние на изучение иностранного языка [7, с. 19]. Обучающиеся постоянно находятся в контакте с преподавателем, прослушивают учебную информацию, решают тесты, просматривают видеофильмы. Контроль понимания текста является важным моментом при работе над развитием навыков аудирования. Выбор метода контроля зависит от задач, которые ставит перед собой преподаватель. При работе с юридическими текстами основным критерием степени понимания являются ответы на вопросы. Собственные наблюдения показали, что посредством работы с видеоматериалами раскрываются способности менее активных студентов: они решают вопросы в диалоге, не обращаясь ко всей аудитории. Для повышения мотивации студентов в процессе обучения нам было необходимо осуществить работу по следующим направлениям:

1) подбор видеоматериалов, проблематика которых должна соотноситься с социокультурной сферой общения, будущей профессией обучающихся;

2) возрастание степени сложности видеоматериалов за счет увеличения объема и глубины сюжета;

3) использование разных типов упражнений на каждом этапе работы с видеоматериалами (преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный).

Это требуется для снятия языкового барьера у обучающихся во время просмотра видеоуроков [8].

Для выявления стартового уровня умений и навыков иноязычного общения студентам было предложено посмотреть и воспроизвести видеоурок «Великобритания». На преддемонстрационном этапе мы рекомендовали обучающимся познакомиться с новым вокабуляром по данной теме и проработать каждое слово и выражение, составляя предложения. Далее каждому студенту была предоставлена возможность представить содержание урока по ключевым словам. На втором этапе студенты смотрели видеоматериал без прослушивания и определяли дальнейший ход событий. На последемонстрационном этапе работы посредством предварительно загруженных тематических тестов мы использовали интерактивный метод в виде вопросов и ответов для разработки навыков аудирования, чтения и накопления словарного запаса. Проведенный анализ показал следующие результаты: 40 % студентов выполнили задание осмысленно, 35 % показали поверхностный интерес и 25 % безразлично отнеслись к заданию. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что не все студенты были увлечены предложенным заданием, обучающиеся по достоинству оценили данный метод. Его применение предполагает развитие речевой активности обучения и повышение мотивационного компонента в изучении иностранного языка. Преимуществом метода является сила впечатления и эмоционального воздействия на обучающихся. Более того, видеоматериалы – это эффективный способ для приобретения социокультурной компетенции и развития коммуникативных навыков. Собственные исследования показали, что только систематическая работа с видеоматериалами и методически организованная демонстрация обеспечивают успешное достижение этой цели.

На следующем этапе обучающиеся работали с учебными видеоуроками «Моя будущая профессия», «Суд в Великобритании», «Королевский суд». Выбор тем уроков неслучаен. Они соотносятся с будущей профессией обучающихся; кроме того, следует отметить, что студенты, работая с предложенными видеоматериалами, смогли сравнить судебные системы в России и Великобритании. На преддемонстрационном этапе работы обучающимся предоставлялись задания на поиск языковой информации (подстановочные, трансформационные упражнения, упражнения на дополнения). При демонстрации возможно использование репродуктивных заданий. На данном этапе упражнения направлены на работу с содержанием текста: формулирование основной идеи; работа в парах «вопрос – ответ»; подготовка плана пересказа; обозначение базовых проблем, затронутых в тексте; выражение личного мнения. Пересказ определяется в методике как сознательная коммуникативная деятельность, позволяющая обучающимся свободно выражать их мысли и чувства. На последнем этапе работы использовались дискутивные упражнения. На наш взгляд, дискуссионное общение мотивирует обучающихся на успешную иноязычную деятельность. Характерным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значительную часть своей эффективности, считается привлечение обучающихся в проблемное обсуждение. Студенты подготовили и провели дискуссионную площадку, включая работу с вопросами и кроссвордами. Во время проведения дискуссии необходимо отметить активное участие каждого обучающегося.

Таким образом, мы утверждаем, что первоочередным условием повышения интереса к предмету является формирование коммуникативной мотивации. Важно отметить, что эффективность применения на занятиях учебных видеоматериалов зависит от того, как согласованы учебные возможности видеоматериалов с задачами обучения и насколько рационально организована структура видеозанятия [9]. Итак, мы выделяем следующие этапы в структуре видеозанятия:

1) подготовительный – этап предварительного устранения языковых и лингвострановедческих барьеров;

2) оценка видеоматериала – развитие умений восприятия информации;

3) контроль понимания основного содержания видеоурока;

4) формирование и развитие языковых навыков и умений устной речи;

5) повторный просмотр материала.

Для проведения экспериментального исследования нами было организовано и проведено занятие с просмотром видеофильма «Работа полицейских в Великобритании». Автором была разработана структура видеоурока, в которой можно выделить следующие этапы:

1) преддемонстрационная работа – перед просмотром фильма студенты работали с текстами по теме видеофильма, выполнили лексические и грамматические упражнения;

2) демонстрация фильма;

3) проверка усвоения содержания фильма с помощью вопросов.

Обучающимся было предложено разделиться на две команды. Одна команда играла роль иностранцев, а вторая – роль переводчиков. Одна группа студентов задавала вопросы на английском языке, а другая готовила ответы на русском. Соответственно, первая команда пыталась перевести ответы второй команды. Выполнение задания предусматривало:

1) активизацию языкового материала с помощью заданий (деление фильма на основные эпизоды; повторение реплик героев; определение, каким героям принадлежат произносимые преподавателем реплики);

2) пересказ содержания в письменной, а затем и в устной форме.

Для более полного понимания просмотренного видеофильма студентам было рекомендовано подготовить пересказ содержания. Сначала обучающиеся составили план пересказа фильма. В каждом фрагменте фильма были выделены опорные предложения, в которых заключалась главная мысль. При подготовке устного пересказа студенты работали с каждым пунктом плана отдельно. Результаты проведенного исследования помогают нам отметить значительное увеличение мотивации студентов при выполнении задания. Далее была проведена ролевая игра. Студенты распределили роли, просмотрели эпизоды фильма с целью проговаривания реплик синхронно со своим героем. Задачей обучающихся было максимально понять просмотренный видеофильм. Для достижения этого студенты тщательно отрабатывали каждый отрезок фильма. Такие упражнения были рассчитаны как на закрепление, так и на расширение понимания материала [10, с. 144–146].

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что разработанные тематические задания содействовали созданию устойчивого интереса к изучению иностранного языка и совершенствованию умений обучающихся. Нельзя не заметить, что видеофильм способствовал формированию у студентов такого качества, как общительность. При выполнении задания у обучающихся сформировалась ответственность за своих партнеров по коммуникации. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что данный метод является эффективным. Использование на занятиях тематических заданий на основе просмотренных видеоматериалов упрощает учебный процесс, делает его более интересным и увлекательным; способствует успешному овладению материала; влияет на прочность закрепления страноведческого и языкового материала; формирует умения иноязычного общения студентов. Анализ проведенного исследования дал следующие результаты: 78 % студентов показали высокий уровень овладения языком; мы наблюдали познавательный интерес к данному виду деятельности; обучающиеся осмысленно подходили к планированию и выполнению заданий, пытались активировать свою деятельность и сделать ее продуктивной. 22 % студентов проявляли познавательную активность при выполнении задания, хотя осознавали свои индивидуальные трудности, но тем не менее были мотивированы на их преодоление.

Выводы

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: разработанные и используемые в учебном процессе тематические задания, основанные на учебных видеоматериалах, являются эффективным методом повышения мотивации при изучении иностранного языка в неязыковых вузах. Личные наблюдения автора показали, что этот нетрадиционный метод выявляет безграничные возможности для динамичной работы в процессе формирования и развития навыков и умений иноязычного общения студентов, делает образовательный процесс овладения иностранным языком увлекательным на всех этапах обучения. Необходимо помнить, что эффективность использования разработанных заданий зависит не только от целесообразной организации аудиторных занятий, но и от того, насколько компетентно поставлена речевая задача при просмотре видеоуроков. Вышеназванные исследования заслуживают внимания прежде всего в области применяемых методов и могут внести существенный вклад в теорию и методику высшего образования. Однако все еще актуальной является проблема использования на занятиях нетрадиционных методов обучения иностранному языку. Главной задачей преподавателя иностранного языка является формирование положительной мотивации. В итоге можно сказать, что преподавателю необходимо активизировать интерес обучающихся к изучению иностранного языка и повышать качество обучения предмету, принимая во внимание современные методические направления, результативность которых обоснована практикой.