Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

THE ROLE OF TEACHING PRACTICE IN THE EDUCATION OF STUDENTS SUBJECT «MUSIC THERAPY IN PEDAGOGICAL PROCESS»

Volkova P.S. 1 Skripnik E.O. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russian Institute of music theater and choreography
The article is devoted to the role of pedagogical practice in teaching students the subject «Muse-cal therapy in the pedagogical process.» It was necessary to introduce it as a combination of educational activities in the designated subject matter. Based on the technical and practical experience in the field of artotherapy, first of all, music therapy, the authors propose a project of pedagogical practice. The complexity of the tasks to be solved in the process of its implementation is considered. It is stressed that as a result of the inclusion of practice there will be a deeper learning of material on the subject, development of creative potential of students, involvement of them in active social and social activities and charity. The organization of the practice will be an incentive to create a scientific community, a volunteer movement. Raises the question of the relevance of introducing the acquired knowledge on the subject into the further pedagogical activities of students. Pedagogical practice is seen as a condition of forming emotional involvement in the subject, which, in our opinion, should lead to active use of healthy technologies by students in their future work. Taking into account the experience of such events in the country and abroad, the authors recommend to introduce the student youth to the video review of the pro-project «Vasnetov Symbols of Eternity,» which took place on the Ururt land, updating such forms as art therapy, theater-antireprize, creation of art objects and art zones.
art therapy
music therapy
training discipline
project of pedagogical practice
volunteer movement

В настоящее время дисциплина «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» (или «Музыкальная терапия») все активнее вводится в учебные планы на факультетах музыки педагогических университетов Российской Федерации и других государств. Об этом, в частности, свидетельствует педагогический опыт учебных заведений КНР – страны с древнейшей историей врачевания при помощи звуков и музыки [1–3]. «Начинай образование с поэзии, укрепляй его церемониями и завершай музыкой» [4, с. 137], – советовал Конфуций. Не случайно в трудах философа музыка позиционируется в качестве закона, определяющего государственное устройство Поднебесной. Универсальный характер музыки опознается и в установке, согласно которой философия, математика и музыка сущностно являют собой некое единое целое (А.Ф. Лосев). Сегодня «в Китае существует 17 вузов, ведущих подготовку специалистов по данной области. Среди самых первых, открывших у себя эту специальность, – Центральная, Китайская, Сычуаньская консерватории, Цзянсийский университет китайской медицины, Шэньянская, Шанхайская, Чунцинская консерватории <…> По данным на июль 2017 г., в Китае имеют профессиональное музыкотерапевтическое образование 1700 человек, около 30 магистров прошли обучение за рубежом и вернулись на родину, есть доктор наук» [5, с. 179]. В разработках китайских коллег возможности музыкальной терапии изучаются в разных аспектах.

Цель настоящей статьи заключается в обращении к мало разработанному методико-педагогическому аспекту, в выявлении в нем роли практических занятий. Материалом статьи послужили теоретические источники по музыкальной терапии отечественных и зарубежных авторов и опыт по преподаванию дисциплины в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ) у магистрантов 1 курса. Основные методы исследования: рефлексия научных первоисточников, беседы с коллегами и студентами и осмысление этих бесед, обобщение результатов личных наблюдений по преподаванию дисциплины в РГПУ им. А.И. Герцена.

Значимость музыки в жизнедеятельности человека не подвергается сомнению. Не секрет, что современные учащиеся в процессе получения образования подвергаются большим нагрузкам и, как следствие, переутомлению, так как «…сам процесс получения и усвоения знаний является напряженным и сложным. Он связан с активизацией всех функций организма, отвечающих за усвоение любой информации: от искусства танца, спорта, рисования до сложных математических формул и физических законов. Вся эта усваиваемая информация требует от человека значительных физических и психоэмоциональных затрат. Сделать организм обучающегося более стойким к такого рода нагрузкам также призваны инновационные здоровьесберегающие технологии» [6, с. 173–174].

Прежде чем перейти к раскрытию заявленной проблемы, следует обратиться к структуре музыкальной терапии как дисциплины. По мнению Г.П. Овсянкиной, разработавшей ее классификацию, она включает восемь самостоятельных аспектов:

– историко-теоретический,

– профилактический,

– психоразвивающий,

– психокоррекционный,

– лечебный,

– нравственно-познавательный,

– экологический,

– методико-педагогический [7].

Причем автор справедливо рассматривает предложенную классификацию как открытую систему, которая «может быть расширена. Более того, по мере развития научного знания, выявления новых направлений, возможна дифференциация и внутри аспектов» [7, с. 38]. В рамках заявленной проблемы нас интересует прежде всего методико-педагогический аспект. «Суть его заключается в развитии методики преподавания предмета «музыкальная терапия» в различных ракурсах: в обучении студентов использованию полученных знаний в педагогической практике. Важен выбор проблематики, верное соотношение теоретического материала и практических навыков. Методико-педагогический аспект должен делиться минимум на два раздела: 1) организацию занятий со здоровыми детьми; 2) организацию занятий с больными» [7, с. 38].

В характеристике методико-педагогического аспекта автор справедливо исходит из выстроенной им классификации дисциплины. То есть в первом случае «музыкальная терапия в педагогическом процессе носит развивающий, профилактический или коррекционный характер. Методика применения психоразвивающих и психокоррекционных возможностей музыки в педагогической практике основывается на изучении психического состояния ученика и его художественных потребностей. Во втором случае методика ориентирована на умение включать приемы музыкальной терапии в занятия с больными детьми, для которых уроки музыки являются важным лечебным процессом» [7, с. 38]. Здесь в первую очередь необходимо изучать мировой научный опыт. В частности, в обращении к музыкотерапии для исцеления больных аутизмом (Дж. Альвин, Э. Уорик, ЧжанХайтао и др.), слабослышащих (Т. Румер, Э. Леонард, И. Белик и др.), «особенных» детей (П. Нордофф и К. Роббинс), а также к музыкотерапевтическим методикам лечения речевых расстройств и других болезней.

Как показала наша практика, в обучении студентов предмету существует два главных направления. Первый предполагает использование музыкальных здоровьесберегающих технологий непосредственно в процессе обучения. Причем в это направление задействована не только студенческая молодежь, но и все обучающиеся начальных и средних учебных заведений. Нами уже неоднократно было заявлено, что «инновационные здоровьесберегающие технологии необходимо внедрять непосредственно в сам учебный процесс. Причем это касается учащихся всех возрастов <…> Такие программы смогут выполнить задачу психофизиологической реабилитации в процессе освоения учениками/студентами учебного плана» [6, с. 173]. И от того, что получат молодые люди в результате изучения дисциплины, будет полноценно реализовываться это направление в их будущей работе.

Поэтому второе направление связано непосредственно с преподаванием предмета «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» в вузе. В настоящее время в этой области существует немало проблем. Сегодня накоплен большой теоретический материал, который интересен и нужен студентам. Он рассматривается в лекциях, на семинарских занятиях, часто дается в качестве самостоятельной работы. К тому же на семинарах происходит апробация различных музыкально-терапевтических техник, изучаются профильные сайты и т.д. Но тем не менее, по нашим сведениям, ни в одном вузе страны полученные знания не закрепляются на практике. В результате не формируется столь важная при получении любых знаний эмоциональная вовлеченность в предмет. И, как результат, после сдачи зачета по дисциплине интерес к ней быстро теряется, забывается материал. Впоследствии молодой специалист мало применяет полученные знания в своей педагогической деятельности.

Чтобы привлечь студента к внедрению в образовательный процесс музыкальных здоровьесберегающих технологий, нужно создать для него условия вовлеченности. Здесь мы хотим предложить проект педагогической практики для студентов, изучающих «Музыкальную терапию в педагогическом процессе»: ввести ее как сопровождение образовательной деятельности по предмету.

В основу проекта положены теоретические и практические материалы данного курса.

Цель проекта заключается, во-первых, в закреплении теоретического материала по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе», во-вторых, в приобщении студентов к общественной деятельности в форме благотворительности, так как современная молодежь зачастую проявляет активную социальную позицию. Также в рамках указанного проекта можно создать студенческое научное сообщество или волонтерское движение.

Приведем примерный план осуществления проекта.

Организационная часть. В зависимости от целей и задач выбираются учреждения, в которых будут проходить занятия: это могут быть детские сады, школы, вузы, районные комплексные центры социального обслуживания населения. Предлагается вписать занятия в их календарь мероприятий.

Определяется контингент слушателей. Если занятия проходят в центрах комплексного социального обслуживания населения, это может быть группа или несколько групп пожилых людей, если детский сад или школа, – выделенная группа или класс, если занятия проходят в вузе, – группа студентов.

По договоренности с учреждениями составляется расписание занятий. Например, довольно оптимальными представляются встречи один раз в неделю в течение трех месяцев. Для студентов предлагается составить следующий график занятий: дважды в течение учебного года по три месяца: сентябрь – ноябрь или февраль – апрель соответственно.

Следует распределить студентов по группам и утвердить расписание.

Безусловно, студенты должны предварительно ознакомиться с возрастными и физиологическими особенностями своей группы. Ребятам рекомендуется проведение коррекционно-оздоровительных занятий со здоровой аудиторией слушателей, поскольку сеансы с «особенными» детьми или взрослыми требуют своей специфики в каждом конкретном случае и особой подготовки. Необходим определенный опыт работы и знания терапевтических практик и методик для каждого конкретного заболевания пациента. Поэтому мы не советуем студентам самостоятельно работать с больными людьми. Но очень полезно в таких случаях привлекать молодежь в качестве ассистентов у опытных специалистов.

Далее в зависимости от целей и задач выбирается тематический план групповых или индивидуальных коррекционно-оздоровительных занятий. Он должен создаваться с ориентацией на определенный контингент занимающихся и включать различные формы проведения музыкальной терапии: пассивную, активную и интегративную. План составляется заранее: требуется распределить роли между всеми студентами, участвующими в проведении занятия. Также можно поддержать творческий поиск студентов и воплотить самостоятельно разработанный ими тематический план после его соответствующего обсуждения и утверждения. И здесь, безусловно, надо обратиться к богатейшему опыту отечественной науки и музыкально-терапевтической практики в лице Л.С. Брусиловского, С.В. Шушарджана, В.И. Петрушина, В.М. Элькина, А.Г. Юсфина и других авторов.

Реализация проекта должна зависеть от возраста слушателей, возможности аудитории, в которой будут проводиться занятия, и ее технического оснащения. Например, для детей дошкольного и школьного возраста занятия могут проводиться в форме факультатива по психофизиологической разгрузке. Проект может быть средством релаксации детей, музыкально-педагогической коррекции поведения, а также способствовать их личностному развитию и творческому самовыражению. В тематический план проведения музыкальной терапии для детей рекомендуется включать музыкально-двигательные игры и упражнения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкорисование, двигательную драматизацию под музыку, пантомиму, ритмическую декламацию, музыкальные рассказы.

Для более взрослой аудитории, если позволяют условия, помимо основных, можно подобрать интересные методики, связанные с терапией определенными музыкальными инструментами, звуками.

Осуществление проекта рассчитано, как уже отмечалось, в среднем на три месяца: по одному занятию в неделю. Количество занятий и продолжительность курса могут быть изменены.

Специально подчеркнем, что весьма важным для успешного становления обозначенного проекта по педагогической практике видится знакомство с имеющимся на сегодняшний день опытом по реализации подобных мероприятий. С этой точки зрения показательными являются видеообзоры, любезно предоставленные Е.Н. Щербаковой, чей род связан с известными русскими художниками Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми. При непосредственном участии Е.Н. Щербаковой в с. Чумой Игринского района (Удмуртия) – месте служения ее прадеда Николая Федоровича Васнецова в качестве псаломщика чумойской церкви, а позднее – и учителя организованной им в с. Чумой церковно-приходской школы – был разработан проект «Васнецовские символы вечности», получивший грант международного конкурса «Православная инициатива – 2017–2018» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках проекта проводилась реабилитация детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и искусства в опоре на инновационные формы, в числе которых арт-терапия, театр-антреприза, создание арт-объектов и арт-зон. Как свидетельствуют организаторы проекта, опираясь на взаимодействие изобразительного искусства, музыки и слова, профессиональные художники, музыканты и театральные деятели, учителя и преподаватели осуществляли работу с такими категориями жителей, как:

– учащиеся школы-интерната;

– дети, находящиеся на домашнем обучении;

– взрослое население с ОВЗ, представляющее общество инвалидов и общество слепых;

– пациенты психоневрологического интерната (п. Факел);

– люди с ОВЗ, проживающие в спецдоме для пожилых (п. Малягурт).

Вне всяких сомнений, знакомство с конкретными примерами, а также результатами подобных мероприятий не может не мотивировать студенческую молодежь на участие в педагогической практике как сопровождение образовательной деятельности по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе».

Заключение

В заключение подчеркнем, что педагогическая практика студентов по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» насущно необходима. Это неоценимый опыт практической деятельности по дисциплине.

В процессе такой практики происходит закрепление теоретического материала. Полученные знания, перейдя в область подсознания, соединяясь с определенными двигательно-речевыми практиками, становятся неотъемлемой составляющей профессионализма выпускника музыкально-педагогического вуза.

Участие в таких проектах играет исключительно важную нравственно-воспитательную роль. Ребята проходят школу приобщения к благотворительности, общественной деятельности.

Проект является стимулом к творческому поиску учащихся, что приводит к самостоятельной разработке ими планов проведения занятий по коррекционно-оздоровительным методикам, а также служит импульсом к научным изысканиям и составлению своих авторских программ. Проект также может послужить основой создания научного студенческого сообщества по данному направлению, организации волонтерского движения.

В течение прохождения педагогической практики по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» у студентов формируется эмоциональная вовлеченность в сам процесс музыкальной терапии, вследствие чего вероятность внедрения изученных ими музыкальных здоровьесберегающих технологий в их дальнейшей педагогической деятельности, как ожидается, существенно возрастет.

Очень важен и тот факт, что такая практика будет способствовать всестороннему раскрепощению самих студентов.

Занятия будут способствовать более глубокому пониманию студентами музыки, усиливать любовь к ней. А это сегодня – одна из первоочередных задач музыкального образования всех уровней. Нельзя не согласиться с актуальным выводом: «Музыкальная педагогика, а следовательно, и научные исследования в этой области должны быть нацелены на воспитание любви к музыке, что неизменно ведет к сильному переживанию, стимулирующему ее понимание. А стремление к поиску смысловой глубины неизбежно приведет молодежь к смене эстетического вектора в сторону академического искусства и музыкального фольклора» [8].

Поддержка и охрана здоровья обучающихся различных возрастов в процессе освоения ими образовательных программ являются насущно необходимыми. Не последнюю, здоровьесберегающую роль в этом должны играть внедренные техники музыкальной терапии. При этом от компетентности студента в этой области (будущего педагога) напрямую зависит эффективность снятия психофизических перегрузок у обучающихся. Именно поэтому роль педагогической практики у студентов по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» нельзя недооценивать.