В настоящее время дисциплина «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» (или «Музыкальная терапия») все активнее вводится в учебные планы на факультетах музыки педагогических университетов Российской Федерации и других государств. Об этом, в частности, свидетельствует педагогический опыт учебных заведений КНР – страны с древнейшей историей врачевания при помощи звуков и музыки [1–3]. «Начинай образование с поэзии, укрепляй его церемониями и завершай музыкой» [4, с. 137], – советовал Конфуций. Не случайно в трудах философа музыка позиционируется в качестве закона, определяющего государственное устройство Поднебесной. Универсальный характер музыки опознается и в установке, согласно которой философия, математика и музыка сущностно являют собой некое единое целое (А.Ф. Лосев). Сегодня «в Китае существует 17 вузов, ведущих подготовку специалистов по данной области. Среди самых первых, открывших у себя эту специальность, – Центральная, Китайская, Сычуаньская консерватории, Цзянсийский университет китайской медицины, Шэньянская, Шанхайская, Чунцинская консерватории <…> По данным на июль 2017 г., в Китае имеют профессиональное музыкотерапевтическое образование 1700 человек, около 30 магистров прошли обучение за рубежом и вернулись на родину, есть доктор наук» [5, с. 179]. В разработках китайских коллег возможности музыкальной терапии изучаются в разных аспектах.
Цель настоящей статьи заключается в обращении к мало разработанному методико-педагогическому аспекту, в выявлении в нем роли практических занятий. Материалом статьи послужили теоретические источники по музыкальной терапии отечественных и зарубежных авторов и опыт по преподаванию дисциплины в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ) у магистрантов 1 курса. Основные методы исследования: рефлексия научных первоисточников, беседы с коллегами и студентами и осмысление этих бесед, обобщение результатов личных наблюдений по преподаванию дисциплины в РГПУ им. А.И. Герцена.
Значимость музыки в жизнедеятельности человека не подвергается сомнению. Не секрет, что современные учащиеся в процессе получения образования подвергаются большим нагрузкам и, как следствие, переутомлению, так как «…сам процесс получения и усвоения знаний является напряженным и сложным. Он связан с активизацией всех функций организма, отвечающих за усвоение любой информации: от искусства танца, спорта, рисования до сложных математических формул и физических законов. Вся эта усваиваемая информация требует от человека значительных физических и психоэмоциональных затрат. Сделать организм обучающегося более стойким к такого рода нагрузкам также призваны инновационные здоровьесберегающие технологии» [6, с. 173–174].
Прежде чем перейти к раскрытию заявленной проблемы, следует обратиться к структуре музыкальной терапии как дисциплины. По мнению Г.П. Овсянкиной, разработавшей ее классификацию, она включает восемь самостоятельных аспектов:
– историко-теоретический,
– профилактический,
– психоразвивающий,
– психокоррекционный,
– лечебный,
– нравственно-познавательный,
– экологический,
– методико-педагогический [7].
Причем автор справедливо рассматривает предложенную классификацию как открытую систему, которая «может быть расширена. Более того, по мере развития научного знания, выявления новых направлений, возможна дифференциация и внутри аспектов» [7, с. 38]. В рамках заявленной проблемы нас интересует прежде всего методико-педагогический аспект. «Суть его заключается в развитии методики преподавания предмета «музыкальная терапия» в различных ракурсах: в обучении студентов использованию полученных знаний в педагогической практике. Важен выбор проблематики, верное соотношение теоретического материала и практических навыков. Методико-педагогический аспект должен делиться минимум на два раздела: 1) организацию занятий со здоровыми детьми; 2) организацию занятий с больными» [7, с. 38].
В характеристике методико-педагогического аспекта автор справедливо исходит из выстроенной им классификации дисциплины. То есть в первом случае «музыкальная терапия в педагогическом процессе носит развивающий, профилактический или коррекционный характер. Методика применения психоразвивающих и психокоррекционных возможностей музыки в педагогической практике основывается на изучении психического состояния ученика и его художественных потребностей. Во втором случае методика ориентирована на умение включать приемы музыкальной терапии в занятия с больными детьми, для которых уроки музыки являются важным лечебным процессом» [7, с. 38]. Здесь в первую очередь необходимо изучать мировой научный опыт. В частности, в обращении к музыкотерапии для исцеления больных аутизмом (Дж. Альвин, Э. Уорик, ЧжанХайтао и др.), слабослышащих (Т. Румер, Э. Леонард, И. Белик и др.), «особенных» детей (П. Нордофф и К. Роббинс), а также к музыкотерапевтическим методикам лечения речевых расстройств и других болезней.
Как показала наша практика, в обучении студентов предмету существует два главных направления. Первый предполагает использование музыкальных здоровьесберегающих технологий непосредственно в процессе обучения. Причем в это направление задействована не только студенческая молодежь, но и все обучающиеся начальных и средних учебных заведений. Нами уже неоднократно было заявлено, что «инновационные здоровьесберегающие технологии необходимо внедрять непосредственно в сам учебный процесс. Причем это касается учащихся всех возрастов <…> Такие программы смогут выполнить задачу психофизиологической реабилитации в процессе освоения учениками/студентами учебного плана» [6, с. 173]. И от того, что получат молодые люди в результате изучения дисциплины, будет полноценно реализовываться это направление в их будущей работе.
Поэтому второе направление связано непосредственно с преподаванием предмета «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» в вузе. В настоящее время в этой области существует немало проблем. Сегодня накоплен большой теоретический материал, который интересен и нужен студентам. Он рассматривается в лекциях, на семинарских занятиях, часто дается в качестве самостоятельной работы. К тому же на семинарах происходит апробация различных музыкально-терапевтических техник, изучаются профильные сайты и т.д. Но тем не менее, по нашим сведениям, ни в одном вузе страны полученные знания не закрепляются на практике. В результате не формируется столь важная при получении любых знаний эмоциональная вовлеченность в предмет. И, как результат, после сдачи зачета по дисциплине интерес к ней быстро теряется, забывается материал. Впоследствии молодой специалист мало применяет полученные знания в своей педагогической деятельности.
Чтобы привлечь студента к внедрению в образовательный процесс музыкальных здоровьесберегающих технологий, нужно создать для него условия вовлеченности. Здесь мы хотим предложить проект педагогической практики для студентов, изучающих «Музыкальную терапию в педагогическом процессе»: ввести ее как сопровождение образовательной деятельности по предмету.
В основу проекта положены теоретические и практические материалы данного курса.
Цель проекта заключается, во-первых, в закреплении теоретического материала по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе», во-вторых, в приобщении студентов к общественной деятельности в форме благотворительности, так как современная молодежь зачастую проявляет активную социальную позицию. Также в рамках указанного проекта можно создать студенческое научное сообщество или волонтерское движение.
Приведем примерный план осуществления проекта.
Организационная часть. В зависимости от целей и задач выбираются учреждения, в которых будут проходить занятия: это могут быть детские сады, школы, вузы, районные комплексные центры социального обслуживания населения. Предлагается вписать занятия в их календарь мероприятий.
Определяется контингент слушателей. Если занятия проходят в центрах комплексного социального обслуживания населения, это может быть группа или несколько групп пожилых людей, если детский сад или школа, – выделенная группа или класс, если занятия проходят в вузе, – группа студентов.
По договоренности с учреждениями составляется расписание занятий. Например, довольно оптимальными представляются встречи один раз в неделю в течение трех месяцев. Для студентов предлагается составить следующий график занятий: дважды в течение учебного года по три месяца: сентябрь – ноябрь или февраль – апрель соответственно.
Следует распределить студентов по группам и утвердить расписание.
Безусловно, студенты должны предварительно ознакомиться с возрастными и физиологическими особенностями своей группы. Ребятам рекомендуется проведение коррекционно-оздоровительных занятий со здоровой аудиторией слушателей, поскольку сеансы с «особенными» детьми или взрослыми требуют своей специфики в каждом конкретном случае и особой подготовки. Необходим определенный опыт работы и знания терапевтических практик и методик для каждого конкретного заболевания пациента. Поэтому мы не советуем студентам самостоятельно работать с больными людьми. Но очень полезно в таких случаях привлекать молодежь в качестве ассистентов у опытных специалистов.
Далее в зависимости от целей и задач выбирается тематический план групповых или индивидуальных коррекционно-оздоровительных занятий. Он должен создаваться с ориентацией на определенный контингент занимающихся и включать различные формы проведения музыкальной терапии: пассивную, активную и интегративную. План составляется заранее: требуется распределить роли между всеми студентами, участвующими в проведении занятия. Также можно поддержать творческий поиск студентов и воплотить самостоятельно разработанный ими тематический план после его соответствующего обсуждения и утверждения. И здесь, безусловно, надо обратиться к богатейшему опыту отечественной науки и музыкально-терапевтической практики в лице Л.С. Брусиловского, С.В. Шушарджана, В.И. Петрушина, В.М. Элькина, А.Г. Юсфина и других авторов.
Реализация проекта должна зависеть от возраста слушателей, возможности аудитории, в которой будут проводиться занятия, и ее технического оснащения. Например, для детей дошкольного и школьного возраста занятия могут проводиться в форме факультатива по психофизиологической разгрузке. Проект может быть средством релаксации детей, музыкально-педагогической коррекции поведения, а также способствовать их личностному развитию и творческому самовыражению. В тематический план проведения музыкальной терапии для детей рекомендуется включать музыкально-двигательные игры и упражнения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкорисование, двигательную драматизацию под музыку, пантомиму, ритмическую декламацию, музыкальные рассказы.
Для более взрослой аудитории, если позволяют условия, помимо основных, можно подобрать интересные методики, связанные с терапией определенными музыкальными инструментами, звуками.
Осуществление проекта рассчитано, как уже отмечалось, в среднем на три месяца: по одному занятию в неделю. Количество занятий и продолжительность курса могут быть изменены.
Специально подчеркнем, что весьма важным для успешного становления обозначенного проекта по педагогической практике видится знакомство с имеющимся на сегодняшний день опытом по реализации подобных мероприятий. С этой точки зрения показательными являются видеообзоры, любезно предоставленные Е.Н. Щербаковой, чей род связан с известными русскими художниками Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми. При непосредственном участии Е.Н. Щербаковой в с. Чумой Игринского района (Удмуртия) – месте служения ее прадеда Николая Федоровича Васнецова в качестве псаломщика чумойской церкви, а позднее – и учителя организованной им в с. Чумой церковно-приходской школы – был разработан проект «Васнецовские символы вечности», получивший грант международного конкурса «Православная инициатива – 2017–2018» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках проекта проводилась реабилитация детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и искусства в опоре на инновационные формы, в числе которых арт-терапия, театр-антреприза, создание арт-объектов и арт-зон. Как свидетельствуют организаторы проекта, опираясь на взаимодействие изобразительного искусства, музыки и слова, профессиональные художники, музыканты и театральные деятели, учителя и преподаватели осуществляли работу с такими категориями жителей, как:
– учащиеся школы-интерната;
– дети, находящиеся на домашнем обучении;
– взрослое население с ОВЗ, представляющее общество инвалидов и общество слепых;
– пациенты психоневрологического интерната (п. Факел);
– люди с ОВЗ, проживающие в спецдоме для пожилых (п. Малягурт).
Вне всяких сомнений, знакомство с конкретными примерами, а также результатами подобных мероприятий не может не мотивировать студенческую молодежь на участие в педагогической практике как сопровождение образовательной деятельности по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе».
Заключение
В заключение подчеркнем, что педагогическая практика студентов по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» насущно необходима. Это неоценимый опыт практической деятельности по дисциплине.
В процессе такой практики происходит закрепление теоретического материала. Полученные знания, перейдя в область подсознания, соединяясь с определенными двигательно-речевыми практиками, становятся неотъемлемой составляющей профессионализма выпускника музыкально-педагогического вуза.
Участие в таких проектах играет исключительно важную нравственно-воспитательную роль. Ребята проходят школу приобщения к благотворительности, общественной деятельности.
Проект является стимулом к творческому поиску учащихся, что приводит к самостоятельной разработке ими планов проведения занятий по коррекционно-оздоровительным методикам, а также служит импульсом к научным изысканиям и составлению своих авторских программ. Проект также может послужить основой создания научного студенческого сообщества по данному направлению, организации волонтерского движения.
В течение прохождения педагогической практики по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» у студентов формируется эмоциональная вовлеченность в сам процесс музыкальной терапии, вследствие чего вероятность внедрения изученных ими музыкальных здоровьесберегающих технологий в их дальнейшей педагогической деятельности, как ожидается, существенно возрастет.
Очень важен и тот факт, что такая практика будет способствовать всестороннему раскрепощению самих студентов.
Занятия будут способствовать более глубокому пониманию студентами музыки, усиливать любовь к ней. А это сегодня – одна из первоочередных задач музыкального образования всех уровней. Нельзя не согласиться с актуальным выводом: «Музыкальная педагогика, а следовательно, и научные исследования в этой области должны быть нацелены на воспитание любви к музыке, что неизменно ведет к сильному переживанию, стимулирующему ее понимание. А стремление к поиску смысловой глубины неизбежно приведет молодежь к смене эстетического вектора в сторону академического искусства и музыкального фольклора» [8].
Поддержка и охрана здоровья обучающихся различных возрастов в процессе освоения ими образовательных программ являются насущно необходимыми. Не последнюю, здоровьесберегающую роль в этом должны играть внедренные техники музыкальной терапии. При этом от компетентности студента в этой области (будущего педагога) напрямую зависит эффективность снятия психофизических перегрузок у обучающихся. Именно поэтому роль педагогической практики у студентов по предмету «Музыкальная терапия в педагогическом процессе» нельзя недооценивать.