Многочисленные исследования (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов [1], С.С. Морозова, Т.И. Морозова [2], О.С. Никольская [3], Л.Г. Нуриева [4], T. Charman, R. Luyster, F. Volkmar) свидетельствуют о существенной вариабельности речевого фенотипа у детей с расстройствами аутистического спектра. Широко известно, что дети, имеющие высокофункциональный аутизм, способны овладеть фонетической, лексической и грамматической сторонами речи в хронологические сроки, опережающие речевое развитие нормотипичных сверстников или соответствующие им. Однако следует отметить тот факт, что более 5 % детей с расстройствами аутистического спектра произносят первые слова к шести годам, что лежит далеко за пределами диапазона типичного развития.
Несмотря на то что значительные речевые нарушения касаются как импрессивной, так и экспрессивной речи, на настоящий момент не выявлены специфические, характерные именно для речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра, нарушения структурных языковых компонентов (фонетика, лексика, грамматика).
В работах (J. Boucher [1], R. Luyster [5]) отмечается, что дети дошкольного и школьного возраста имеют асинхронные профили вербального развития и демонстрируют крайнюю изменчивость в развитии речи. Однако в каком именно соотношении находятся различные структурные компоненты речи в пределах отдельного профиля, остается неясным. Для решения этого аспекта изучаемой проблемы нами была предпринята попытка изучения типов коммуникативных профилей у детей с расстройствами аутистического спектра трех-шести лет и анализа речевых возможностей дошкольников в разных областях экспрессивной модальности.
Материалы и методы исследования
Изучение экспрессивной речи детей с расстройствами аутистического спектра проводилось на базе детских коррекционных центров и центров оказания помощи детям с аутизмом г. Астана (Казахстан). В эксперименте приняли участие 58 детей от трех до шести лет, имеющие диагноз «Расстройства аутистического спектра».
Нами была проведена оценка экспрессивной речи детей с расстройствами аутистического спектра на основе критериев, разработанных группой ученых под руководством Tager-Flusberg [6–8] (Национальный институт проблем слуха и других коммуникативных расстройств, США), для определения уровня речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра в области фонетики, лексики, грамматики и прагматики. Авторы исследования предложили отказаться от употребления термина «функциональная речь» при описании речевой продукции детей с расстройствами аутистического спектра и ввести термин «рамки развития». Ими были предложены четкие объективные критерии, основанные на онтогенетическом принципе овладения речью. Структура предложенной оценки позволяет наблюдать непрерывный процесс развития речи от 12- до 48-месячного возраста. Критерии предусмотрены для четырех этапов речевого развития: «предлингвистическая стадия», «появление первых слов», «словосочетания» и «предложения».
Преимущество использования предложенных эталонных тестов состоит в том, что они позволяют индивидуально подойти к характеристике разговорной речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра, учитывая полиморфность и вариативность коммуникативных нарушений у детей изучаемой группы [9].
Для каждого этапа, включенного в рамки речевого развития, были определены минимальные критерии для оценки уровня экспрессивной речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Для того чтобы считать, что ребенок достиг определенного этапа развития разговорной речи, его вербальная продукция должна соответствовать хотя бы одному из заданных минимальных критериев, определенных для каждого из структурных языковых компонентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к характеристике критериев достижения этапов речевого развития для детей с расстройствами аутистического спектра.
Этап I: предлингвистическая стадия. Соответствует возрастному диапазону у нормотипичных детей от 6 до 12 месяцев. Коммуникация на этом этапе осуществляется с помощью довербальных средств общения: лепета и жестов. Критерии и ориентиры для оценки довербальной коммуникации нами не анализировались, т.к. она не является непосредственным проявлением экспрессивной речи.
Этап II: первые слова, что соответствует возрастному диапазону от 12 до 18 месяцев у типично развивающихся детей. Характеризуется появлением разговорной речи. Для детей с расстройствами аутистического спектра, исходя из выбранной диагностической методики, оценочная шкала соответствует возрасту 15 месяцев при нормотипичном развитии. Все полученные результаты сопоставлялись с этапами речевого развития в онтогенезе. Если ребенок с аутизмом достигает отмеченного уровня речевого развития, то мы фиксируем наличие следующих конкретных показателей в каждой из областей:
1. Фонетика и слоговая структура слова – соответствует одному из двух критериев, полученных на основании анализа образцов естественной речи детей: наличие комбинации СГ (согласный+гласный – прямой открытый слог) и не менее 8 согласных звуков.
2. Лексика – ребенок демонстрирует наличие различных слов (5 разнокоренных лексем и 10 простых производных слов или словоформ), которое выявляется в образцах естественной речи или основывается на наблюдениях родителей.
3. Прагматика – минимальным критерием является наличие двух коммуникативных функций, включая называние (называние + просьба или называние + комментирование).
Этап III: словосочетания,охватывает возрастной диапазон при нормотипичном развитии от 18 до 30 месяцев. Для оценки речевого развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра используются критерии, эквивалентные развитию в 24 месяца согласно онтогенезу. Для достижения этого этапа речевого развития определяют следующие критерии:
1. Фонетика и слоговая структура слова – соответствует одному из четырех критериев: наличие закрытых слогов (гласный + согласный); двусложных слов (СГСГ); умение произносить не менее 20 согласных звуков. Следует отметить, что практически 50 % речевой продукции ребенка (образцы естественной речи) полностью понятны слушателю.
2. Лексика – минимальным показателем для достижения ребенком с расстройствами аутистического спектра данного уровня речевого развития является наличие в его репертуаре 100 слов, соответствующих названиям предметов или действий.
3. Грамматика – оценивается средняя длина высказывания на основании наблюдений за ребенком в естественной среде (в среднем 1,8 слова – из 100 высказываний) на основании прямых оценочных тестов и по данным родительских отчетов (среднее количество слов в трех самых длинных высказываниях – 3,8).
4. Прагматика – оцениваются речевые проявления во время совместных коммуникативных действий, наличие диалогической речи, возможности коммуникации.
Этап IV: предложения, охватывает возрастной диапазон от 30 до 48 месяцев у типично развивающихся детей. Для оценки детей с расстройствами аутистического спектра используются критерии, эквивалентные 36-месячному возрасту нормотипичного ребенка.
1. Фонетика – наличие 75 % полностью понятных (правильно произносимых) звуков в образцах естественной речи.
2. Лексика – не менее 92 слов в 65 высказываниях на основе анализа образцов естественной речи.
3. Грамматика – средняя длина высказывания равна трем различным словам, содержащим различные морфемы, на основе анализа спонтанных непроизвольных высказываний и материалов тестирования.
4. Прагматика – умение рассказать о событии, наличие диалогической речи, детская коммуникация.
По результатам обследования дети, принимавшие участие в экспериментальном исследовании, были сгруппированы нами в соответствии с критериями развития экспрессивной речи, определенными Tager-Flusberg (адаптированы М.А. Адильжановой [10; 11], Л.А. Тишиной) в следующих языковых областях: фонетика, лексика/грамматика, прагматика. Полученные результаты позволили проанализировать коммуникативные профили детей и тенденции, которые наблюдались в выборке (таблица).
В области фонетики:
– 9 детей соответствовали критериям для предлингвистической группы. В их речевой продукции присутствовало менее 8 согласных звуков.
– 24 ребенка соответствовали критериям этапа «Первые слова» и демонстрировали использование от 8 до 20 согласных звуков в речи.
– 18 детей достигли уровня «Словосочетания» и могли произнести более 20 согласных звуков.
– 7 детей демонстрировали речевую продукцию, соответствующую этапу «Предложения», для которого не было указано минимальное количество согласных звуков, и мы использовали речевые нормативы типичного развития для 36-месячного возраста.
Оценивая развитие лексики и грамматики, мы установили, что:
– к предлингвистической группе относится 19 детей,
– этапа «Первые слова» достигли 29 детей,
– 6 детей продемонстрировали речевые образцы, соответствующие этапу «Словосочетания»,
– 4 ребенка – этапу «Предложения».
Что касается прагматики, то предлингвистическую группу составили 52 человека, 4 ребенка соответствовали критериям для этапа «Первые слова» и 2 ребенка – этапа «Словосочетания».
Для большей части детей из нашей выборки звукопроизношение оказалось наиболее сохранной областью развития экспрессивной речи. Лексико-грамматический строй и прагматический аспект речевой деятельности формируются со значительным темповым отставанием. Причем прагматика являлась наиболее проблемной областью речи детей с расстройствами аутистического спектра.
89,65 % детей из нашей выборки попали в предлингвистическую группу по уровню развития прагматических навыков речи, что соответствует уровню развития нормотипичного ребенка до одного года жизни. Таким образом, необходимо отметить, что прагматические трудности являются практически унифицированными и универсальными при развитии экспрессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра.
Распределение дошкольников с расстройствами аутистического спектра в группы по речевому профилю
Языковые компоненты Речевые группы |
Фонетика |
Лексика и грамматика |
Прагматика |
|||
число |
% |
число |
% |
число |
% |
|
«Предлингвистическая стадия» |
9 |
15,51 |
19 |
32,76 |
52 |
89,65 |
«Первые слова» |
24 |
41,37 |
29 |
50 |
4 |
6,9 |
«Словосочетания» |
18 |
31,03 |
6 |
10,34 |
2 |
3,45 |
«Предложения» |
7 |
12,07 |
4 |
6,9 |
– |
– |
Прагматика может быть определена как набор правил, регулирующих использование речи для общения в той или иной ситуации, способность своевременно высказывать правильную мысль надлежащим образом, согласно принятым социальным нормам. Эти правила включают социальные знания (соответствующее обращение к сверстникам и старшим людям), социально-когнитивное понимание (понимание намерений и желаний другого человека), знание языковых средств, необходимых для последовательного ведения диалога или повествования.
Социальные нарушения, характерные для лиц с расстройствами аутистического спектра, приводят к дефициту прагматических навыков. Хотелось бы отметить, что дети, имеющие больший объем общения (посещающие групповые занятия, детский сад, группы игровой терапии, музыкальные занятия и др.), демонстрировали более разнообразные коммуникативные функции. На наш взгляд, необходимо уточнить, что оценка прагматических навыков, проводилась во время прямого наблюдения за естественной игрой детей и возникновением ситуаций коммуникативных соблазнов. Такой подход, возможно, не совсем корректно отражает истинную картину качества формирования прагматических навыков, поскольку дети с расстройствами аутистического спектра не всегда готовы демонстрировать оцениваемое поведение (речевое, коммуникативное, социальное, учебное и т.д.) в ограниченный промежуток времени в присутствии посторонних людей. Оценка прагматики, основанная на анкетировании родителей, скорее всего, даст несколько другой прагматический профиль.
Анализируя развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников нашей выборки, мы установили, что только 4 ребенка достигли критериев, которые позволяют отнести их к группе «Предложения». Это составляет 6,9 % от количества детей, участвующих в исследовании.
Проанализировав полученные результаты, мы составили индивидуальные речевые профили детей с расстройствами аутистического спектра, представленные на рисунке, сгруппировав показатели в соответствии со степенью сформированности фонетики, лексики, грамматики и прагматики внутри каждого профиля.
Восемь детей (13,79 % от общего числа обследуемых дошкольников) показали равномерные профили речевого развития, в которых фонетика, лексика, грамматика и прагматика достигли одного уровня. У остальных 50 детей были выявлены неравномерные речевые профили. 48,27 % детей (28 человек) продемонстрировали более высокий уровень развития звукопроизношения по сравнению с качеством формирования словарного запаса, грамматики и прагматики. Около 32,76 % детей (19 человек) показали равные уровни развития фонетики и лексико-грамматического строя речи в сравнении с прагматическими навыками. Только у 5,17 % детей (3 человека) были выявлены речевые профили, в которых фонетика отставала от развития лексики, грамматики и прагматики, причем более чем у половины детей, имеющих такой коммуникативный профиль, уровень звукопроизношения соответствовал предлингвистическому этапу развития экспрессивной речи, т.е. дошкольники трех-шести лет могли произнести менее 8 согласных звуков. На наш взгляд, данный факт может свидетельствовать о наличии произносительных трудностей, которые могут выступать проявлением дизартрии или артикуляторной апраксии и указывать на наличие коморбидности в этих конкретных случаях.
На наш взгляд, наибольший интерес для теории и практики логопедии вызывают качественные характеристики проявлений речевого недоразвития у детей предлингвистической группы. Хотелось бы подробнее остановиться на характеристике этого профиля. В процессе детального качественного и количественного анализа нам удалось выявить два основных речевых фенотипа у детей, вошедших в эту группу.
Речевые профили дошкольников с расстройствами аутистического спектра
К первому фенотипу мы отнесли детей, которые крайне редко произносили малое количество однообразных звуков, не реагировали на обращенную речь и имели очень низкую мотивацию к какой-либо деятельности. Вариативность их вокализаций в процессе диагностического исследования расширить практически не удавалось.
Ко второму фенотипу были отнесены дошкольники, которые произносили много разнообразных звуков, вокализировали часто, могли создавать новые комбинации из произносимых звуков, но взять под контроль их вокализации и перевести их в эхо-реакции в рамках нашего исследования без специального обучения не представлялось возможным. Обращенную речь дети понимали частично на достаточно низком уровне. Мотивация к деятельности присутствовала, но сфера интересов была резко сужена.
Оценивая специфичность разновозрастной группы детей, анализ их речевого профиля, состояние мотивационной сферы, уровень понимания речи, на основе исследований Л.А. Тишиной [12–14], нами были выработаны стратегии логопедической работы, которые включали интенсивный тренинг по развитию имитационных навыков, формирование совместного внимания, реакции обозревателя, развитие визуально-когнитивного восприятия и введение системы альтернативной коммуникации для детей первого фенотипа.
Заключение
Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, отсутствие практико-ориентированных разработок в области рассматриваемой проблемы, противоречия между спецификой проявления речевого недоразвития и способностью к активной коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра, полученные результаты имеют несомненную научную значимость, поскольку расширяют и углубляют представления о специфике нарушений речи у детей с аутизмом.