Характер развития общества на современном этапе формирует необходимость активизации академической мобильности, обеспечивающей интенсификацию взаимодействия организаций высшего образования, являющейся фактором жизнеспособности современного вуза. Развитие производства, внедрение инноваций требуют от системы образования новых идеи? и технологии?, что является фактором определяющим необходимость академической мобильности в современных условиях.
Кроме того, современные темпы развития производства и возросшая потребность в инновациях однозначно требуют от системы образования, во-первых, ускорения модернизационных процессов в образовании, во-вторых, гибкости процесса образования.
В аспекте Болонского соглашения академическая мобильность – это обязательный механизм функционирования единого международного пространства образования. Значимой задачей Болонского процесса является активизация процесса академической мобильности всех субъектов высшего образования [1, 2].
Цель исследования: исследование основных аспектов академической мобильности обучающихся педагогического вуза в современных условиях, а также выявление результативных направлений по управлению процессом мобильности в институте.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования – актуальные работы в сфере педагогики и психологии. В ходе исследования был применены анализ и обобщение опыта работы по управлению процессом академической мобильности обучающихся педагогического вуза, систематизация результатов исследования. В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы дана характеристика понятию «академическая мобильность».
Результаты исследования и их обсуждение
Так, В.И. Богословскии?, С.А. Писарева рассматривают академическую мобильность как важное направление вхождения России в Болонскии? процесс [3].
С.А. Тыртыи?, исследуя виртуальную мобильность преподавателя вуза в аспекте повышения квалификации, рассматривает ее как возможность сотрудничать с другим учебным заведением с использованием информационно-коммуникационных технологии? [4].
В.А. Галичин исследует мобильность в контексте личного развития, роста уровня профессионализма и повышения шансов трудоустроиться. Академическая мобильность помогает получить новые знания, учиться у разных педагогов и реализовать свои идеи и компетенции в новых условиях [5].
Определение понятия «академическая мобильность» прослеживается в доболонских документах и рассматривается как период обучения, преподавания, научно-исследовательской деятельности в другой стране, помимо страны местожительства (родины). Этот период ограничен по длительности и предполагается возвращение на родину после его завершения. Термин «академическая мобильность» не сопряжен с обозначением миграции из одной страны в другую» [6].
Вышеизложенное определяет такие значимые характеристики академической мобильности, как основная цель, предусматривающая преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность и ограниченный по времени период пребывания участника мобильности за рубежом.
Академическая мобильность имеет важное значение в плане личного роста уровня профессионализма преподавателей, так как влечет необходимость поиска выхода из нестандартных ситуаций одновременно с позиций различных культур, помогает изучить иностранные языки [7]. Кроме этого, академическая мобильность является инструментом не только интеграции высшей школы страны в международное образовательное пространство, но и механизмом содействия повышению уровня качества трудовых ресурсов, которые способны конкурировать в российской экономике и на мировом рынке [8].
Участие студентов в программах академической мобильности предполагает разнообразные виды деятельности: учебную, исследовательскую, поиск материалов, экспериментальную, лабораторную и освоение накопленного опыта.
Выделяют следующие формы мобильности:
внутренняя мобильность: обменные программы с отечественными вузами-партнерами; летние школы и летний семестр;
внешняя мобильность: академические обмены с зарубежными вузами-партнерами; обучение по совместным образовательным программам; прохождение практик, стажировок и др.
Мобильность можно классифицировать по следующим значимым признакам:
– по субъектам мобильности, в качестве которых могут быть преподаватели и студенты;
– по объектам мобильности, выделяют исследовательскую деятельность, обучение, повышение квалификации и обмен опытом;
– по формам реализации мобильности – мобильность реальную и виртуальную;
– в зависимости от пространственных масштабов осуществления мобильности выделяют региональную, межрегиональную и международную мобильности.
На основе периода обучения за рубежом выделяют виды академической? мобильности: вертикальную (полное обучение за рубежом) и горизонтальную (обучение за рубежом в течение некоторого периода времени, например семестра или учебного года).
Перед организациями высшего образования в свою очередь также ставятся задачи по управлению академической мобильностью. Так В.И. Богословскии?, С.А. Писарева выделяют такие направления деятельности в высшей школе по управлению академической? мобильностью:
- работа информационных центров по программам мобильности;
- организация системы учета кредитов;
- унификация итоговых документов.
Также важно организовать деятельность по таким направлениям:
– организация помощи в адаптации участников мобильности;
– обеспечение нормативно-правового и методического сопровождения академической мобильности;
– обеспечение привлечения необходимых финансовых ресурсов из разных источников.
Как значимые аспекты деятельности по обеспечению и активизации мобильности предлагаются образовательным организациям мероприятия по ознакомлению с актуальными грантовыми и обменными программами; дискуссии, для обсуждения проблемных вопросов обучения за рубежом; предоставление на сайте вуза информации о программах мобильности.
С целью повышения эффективности управления академической мобильностью необходимо создание системы мониторинга с постоянным обновлением баз данных участников программ мобильности.
Управление мобильностью предполагает ее обеспечение непротиворечивой и конкретной, в плане положении? и рекомендации?, нормативно-правовой базой, содержащей четкое описание правил для участников. Также требуется совместная с зарубежными партнёрами разработка механизмов формирования индивидуальных планов и программ обучения участников мобильности.
Одним из важных вопросов является организация эффективной системы финансирования академической? мобильности в вузе [9]. Его решению будет содействовать привлечение средств грантов, программ кредитования и субсидирования мобильности и других источников.
В ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» реализуется механизм управления академической мобильностью обучающихся (рисунок). Институт обеспечен необходимой базой, для организации соответствующих условий пребывания иностранных студентов. Сегодня в ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» реализуется ряд программ по организации мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава [10].
Механизм управления академической мобильностью обучающихся в институте
Организация обучения иностранных студентов в ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» обеспечивается такими формами, как лекционные и практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, написание курсовых работ, организация лабораторных занятий, разные виды практики и самостоятельной работы, контрольные работы, подготовка рефератов, эссе.
С привлечением участников программ мобильности используются в организации образовательного процесса и информационно-коммуникативные технологии: мультимедийное сопровождение аудиторных занятии?, размещение материалов для самоконтроля по каждой дисциплине в информационной среде вуза (учебных электронных материалов, тестов в электронной оболочке и др.), привлечение учебно-электронных материалов и электронных учебников.
В настоящее время в институте совершенствуется программно-методическое обеспечение образовательного процесса, имеются авторские учебные программы, учебно-методические пособия по основным дисциплинам и курсам по выбору, что будет способствовать повышению эффективности управления академической мобильности участников. Приведена в соответствие с Государственными требованиями к минимуму подготовка иностранных обучающихся по дополнительным образовательным программам, сопровождающим успешное освоение русского языка.
Заключение
Можно сделать вывод, что институт добился успехов по следующим направлениям:
1. Формирование системы продвижения образовательных услуг на международном рынке.
2. Формирование портфеля образовательных программ, ориентированных на международный рынок, включая совместные образовательные программы и программы академической мобильности.
3. Увеличение объёмов исходящей академической мобильности с увеличением доли рабочих выездов студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава института с целью обучения.
4. Расширение международной партнёрской сети института и активизация сотрудничества с зарубежными партнёрами.
5. Институционализация совместных научных исследований на основе создания постоянно действующих научно-исследовательских структур, в том числе сетевого типа.
Вместе с тем необходимо обозначить проблемные вопросы, связанные с управлением академической мобильностью обучающихся, такие как:
1. Недостаточная регламентация порядка признания периодов и результатов обучения.
2. Деятельность, связанная со студенческой академической мобильностью, четко не закреплена за исполнителями.
3. Отсутствие четкой методики расчета и перечня показателей, связанных со студенческой академической мобильностью.
Таким образом, значимыми тенденциями в динамике академической мобильности в ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» являются сотрудничество с другими организациями высшего образования, упрочение механизмов сетевого сотрудничества, реализация программ продвижения образовательных услуг на международный рынок и интенсификация взаимодействия с зарубежными вузами – основными партнерами.
Сегодня в ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» реализуется ряд программ по организации мобильности обучающихся и профессорско-педагогического состава. Данный процесс прямым образом связан с мировым рынком образовательных услуг и качеством оказываемых институтом услуг в целом:
1) включением в международное образовательное пространство;
2) повышением качества знаний;
3) унификацией образовательных программ с программами зарубежных вузов;
4) усиление интернационализации высшего и послевузовского образования.
В соответствии с концептуальными задачами, которые стоят перед высшей школой в плане деятельности по данному направлению, необходимо сформировать организационную структуру подразделения по обеспечению мобильности. Следовательно, перед высшей школой стоят задачи, решение которых связано с изменениями в самом вузе.