Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ANALYSIS OF EUROPEAN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SPORTS CLUSTERS

Shitova L.Sh. 1
1 Velikiye Luki State Academy of Physical Education and Sport
Sport plays a significant role in national economies, in solving a number of serious social problems, the solution of which requires modern approaches. It should be noted that in Russia, the currently existing mechanisms for managing physical culture and sports, while possessing a number of advantages, are not without significant drawbacks that limit their effectiveness. The system of organizational-legal, economic, financial regulation of physical culture and sports does not fully meet modern requirements. In this regard, there is a constant search for scientific and theoretical models of effective management of this sphere. In our opinion, the cluster approach can become the most promising tool for integrating the authorities, sports organizations, federations and the population in this area. Sports clusters have a high potential for intersectoral interactions and interrelations of the sphere of physical culture and sports with various structures of other economic spheres. However, in Russia, sports clusters have not yet been created either at the municipal or regional levels. In this regard, the study of the experience of creating European territorial sports clusters is very relevant. The mechanisms of formation, development, and activities of European territorial sports clusters identified in the course of the study can contribute to the methodological justification of the strategy for the formation of territorial sports clusters in Russia.
physical culture and sports
sports cluster
intersectoral interactions
national and supranational sports clusters
European territorial sports clusters
cluster associations

Одним из актуальных направлений развития физической культуры и спорта является поиск новых методов и подходов к управлению. Действующий в настоящее время в основном бюджетный механизм функционирования физической культуры и спорта не может в полной мере удовлетворить потребности населения.

Следует отметить, что не сложилась отвечающая современным требованиям система организационно-правового, экономического, финансового регулирования физической культуры и спорта, осуществляется постоянный поиск научно-теоретических моделей эффективного управления этой сферой.

По нашему мнению, наиболее перспективным инструментом интеграции власти, спортивных организаций, федераций и населения в рассматриваемой области может стать «кластерный подход».

Спортивные кластеры обладают высоким потенциалом для межсекторальных взаимодействий и взаимосвязей сферы ФКС с различными структурами других сфер хозяйствования. Тем не менее спортивные кластеры ни на муниципальных, ни региональных уровнях пока не созданы. Причина сложившейся ситуации кроется чаще всего в отсутствии информации у органов власти о потенциальных и реальных возможностях спортивных кластеров развивать инновационные технологии, стимулирующие развитие бизнеса в сфере досуга, транспорта, образования, туризма, окружающей среды, строительства и здоровья и, как следствие возможности спортивных кластеров практически не находят отражения в региональных программ развития.

Цель исследования: выявить механизмы образования и развития европейских территориальных спортивных кластеров для методологического обоснования стратегии формирования территориальных спортивных кластеров России.

Материалы и методы исследования

Информация о деятельности европейских территориальных спортивных кластеров для проведения настоящего исследования была получена из официальных сайтов исследуемых европейских спортивных кластерных объединений.

Методы исследования:

– анализ уставных документов европейских спортивных кластерных объединений;

– изучение стратегических программ развития европейских спортивных кластерных объединений, отчетов о деятельности;

– метод сравнения;

– метод теоретического моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Механизмы образования и развития инновационных кластеров в зарубежных странах стали предметом исследования многих ученых [1–3].

Большинство из них приходят к выводу о том, что при создании кластера могут использоваться две группы механизмов: макроэкономические механизмы, где особая роль отводится государству, и микроэкономические механизмы, где государство передает большинство своих полномочий регионам и отдельным компаниям.

В результате применения этих механизмов создаются: в первом случае – наднациональные и национальные кластеры, во втором – региональные (территориальные) кластеры. Таким образом, модель кластера определяется видом кластерной политики, применяющей тот или иной механизм.

Длительное время считалось, что инициатива по созданию кластеров однозначно должна идти «снизу» – от фирм. Однако такой подход продержался недолго. Анализ деятельности европейских кластеров, созданных относительно недавно, показал, что многие из них были созданы «сверху», государственными и региональными органами [4].

Европейской кластерной обсерваторией в рамках проведенного в 2012 г. исследования было установлено, что инициатором создания кластера в равной мере могут быть как государство, так и бизнес (инициатива «снизу»). Такой подход в настоящее время можно считать общепризнанным [5].

Правильность этой точки зрения выявляется и при анализе управления спортивными кластерами ЕС. Исследованные данные показали, что инициаторами создания территориальных спортивных кластеров чаще всего выступают организации первичного звена, т.е. организации непосредственно оказывающие услуги и производящие товары в сфере спорта и спортивной индустрии, а также иные заинтересованные стороны (стейкхолдеры).

В большей степени интерес к деятельности территориального кластера проявляют региональные органы власти, поскольку организационное объединение географически связанных субъектов вносит вклад в социально-экономическое развитие региона и стимулирует рост региональных инновационных процессов. Задача региональных органов власти на первом этапе создания спортивного кластера сводится в основном к нормативно-правовому обеспечению деятельности кластера, к созданию благоприятных экономических условий для его функционирования.

При создании спортивных кластерных объединений (ассоциаций, альянсов) кластерная инициатива принадлежит организациям национального и межнационального уровня, например на территории ЕС такой организацией выступает Европейская комиссия.

Однако следует отметить «подвижность» обеих кластерных моделей. Так, например, когда участники территориального (регионального) кластера добиваются определенных финансово-экономических результатов с целью достижения лидерства в отрасли спорта и спортивной индустрии, для упрочения своих рыночных позиций в долгосрочной перспективе, участники спортивного кластера предпринимают попытки найти новую модель устойчивого роста.

Новой востребованной европейскими спортивными кластерами моделью стала модель инновационного развития. Впервые она была предложила Европейской платформой спортивных инноваций («EPSI»), являющейся наднациональной организацией, созданной на промышленной платформе ЕС.

На базе «EPSI» был запущен пилотный проект «EU4Sports». Новые достижения порождают новые цели, поэтому следующим проектом участников спортивных кластерных объединений стран ЕС стал проект Eu4sportsclusters. Проект был направлен на разработку стратегии интернационализации спортивных кластеров [6].

Используя опыт и наработки пилотного проекта «Eu4Sportsclusters», спустя два года был дан старт новому проекту «Eu4Sportsclusters alliance» («Европейский Альянс спортивных кластеров»). Стратегическая цель проекта заключалась в создании условий для апробирования и реализации стратегии интернационализации европейскими спортивными кластерами.

Использование кластерного объединения в качестве инструмента стратегии интернационализации позволило участникам кластера развить новые производственно-сбытовые цепочки и использовать международные возможности на рынках за пределами территорий государств – членов Европейского союза.

Деятельность наднациональных спортивных кластерных объединений (альянсов, ассоциаций) не является постоянной. Достигнув своей цели, организация прекращает свое функционирование. Данный вывод подтверждается данными о сроках создания и прекращения деятельности таких наднациональных спортивных кластерных объединений, как «Eu4Sportsclusters, «Eu4Sportsclusters alliance», «ClusSport», приведенными на официальных сайтах. Средний срок их деятельности составляет два года.

Анализ общих сведений о европейских спортивных кластерах и спортивных кластерных объединениях, приведенных на их официальных сайтах, показывает что европейские спортивные кластеры практически не различаются по своей структуре, направлениям деятельности, предоставляемым услугам.

Управление кластерами наднационального уровня осуществляет специализированная организация. Задача специализированной организации кластерного объединения заключается в том, чтобы осуществлять его методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение. По мнению многих ученых, именно от деятельности специализированной организации во многом зависит эффективность финансовой (государственной, муниципальной, частной) поддержки и жизнеспособность кластеров после ее прекращения [7].

В России такую функцию выполняют центры кластерного развития, инновационные центры, центры кластерных инициатив.

Среднее количество сотрудников спортивных кластерных объединений, работающих по основному месту работы полный рабочий день – 2–3 человека. В основном это менеджеры и координаторы проекта.

Управление территориальными спортивными кластерами, якорные организации которых осуществляют деятельность в сфере физической культуры, спорта и спортивной индустрии, осуществляют общее собрание участников кластера и наблюдательный совет.

Среднее количество сотрудников спортивных кластеров, работающих по основному месту работы полный рабочий день – 8 человек.

Оба вида спортивных кластеров осуществляют деятельность по четырем основным направлениям:

1. Информационно-коммуникационное взаимодействие. Наиболее востребованными способами информационно-коммуникационного взаимодействия европейских кластерных объединений в сфере спорта являются:

– проведение встреч, семинаров, форумов, ярмарок-выставок, недель спорта и т.д.;

– регулярные новостные рассылки в электронном и печатном виде;

– создание базы данных об участниках и внешних партнерах спортивного кластера;

– создание веб-страницы кластерного объединения в сфере спорта. Анализ сайтов европейских кластерных объединений в сфере спорта позволил установить, что практически все они содержат: общую информацию о кластере, о видах деятельности, составе участников проекта, инструменты для поиска партнеров, календарь предстоящих событий (деловых встреч, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации, поездок с целью обмена опытом и т.п.), отчеты о прошедших мероприятиях, способы поиска источников финансирования мероприятий кластера и совместных проектов и т.д.

2. Установление связей между участниками кластерной инициативы.

Алгоритм работы менеджеров спортивных кластеров стран ЕС при осуществлении второго направления деятельности схематично можно представить следующим образом: поиск общих интересов – установление контакта – стимулирование взаимодействия – осуществление совместных проектов.

3. Привлечение новых компаний – участников и организаций сферы НИОКР на регулярной основе.

Реализация этого направления зависит, во-первых, от наличия конкретного результата деятельности менеджеров спортивных кластеров и всей специализированной организации. Во-вторых, от их умения донести информацию о ценности созданного в результате кластерного взаимодействия спортивного продукта, о социально-экономических преимуществах участников спортивного кластера создающих этот продукт.

4. Интернационализация деятельности спортивных кластеров.

Интернационализация деятельности кластеров осуществляется с целью усиления конкурентных преимуществ кластера за счет развития международной кооперации.

Указанный вид деятельности в первую очередь это вид деятельности спортивного кластерного объединения. Он заключается в активизации международного сотрудничества в сфере спорта и спортивной индустрии и других областях, представляющих стратегический интерес, со странами не входящими в ЕС.

Спортивные кластерные объединения разрабатывают совместную стратегию интернационализации в интересах своих участников и их МСП.

Независимо от отраслевой принадлежности все кластеры Европы в рамках участия в международных проектах осуществляемых Европейской платформой кластерного сотрудничества на конкурсной основе имеют возможность принимать участие в международной кооперации [8].

Таким образом, перечисленные выше направления осуществления деятельности европейских спортивных кластеров и спортивных кластерных объединений соответствуют базовым направлениям кластерной политики стран Евросоюза.

Так же следует обратить внимание на то, что подавляющее большинство европейских кластерных объединений сферы спорта и спортивной индустрии регламентируют свою деятельность нормами положений, принятых самим кластерным объединением (стратегии деятельности, программы развития, уставы спортивных кластеров) или нормами, вытекающими из заключенных договоров о совместной деятельности. Несмотря на то, что многие из существующих кластерных инициатив являются бенефициарами различных мер государственной поддержки, нормативные документы регламентирующие деятельность кластерных образований на федеральном (национальном) уровне практически отсутствуют, а кластерная политика развивается как составная часть, прежде всего инновационной, научно-технической политики, поддержки субъектов малого предпринимательства или даже региональной политики.

Заключение

Анализ европейского опыта создания и функционирования спортивных кластеров позволил сделать вывод о том, что европейские спортивные кластеры создаются двух видов.

Во-первых, это кластеры наднационального уровня, т.е. объединения участниками, которых являются спортивные кластеры стран ЕС. Кластеры наднационального уровня, как правило, вовлечены в трансграничное сотрудничество.

Второй тип – это собственно спортивные кластеры, которые осуществляют деятельность на региональном уровне, в месте локализации якорной организации сферы физической культуры, спорта и спортивной индустрии.

Несмотря на это, европейские спортивные кластеры практически не различаются по своей структуре, направлениям деятельности, предоставляемым услугам.

Европейские спортивные кластеры осуществляют деятельность в форме некоммерческих организаций.

Размер кластера по числу участников отличается.

Наиболее крупными являются спортивные кластерные объединения поскольку они разрабатывают и реализуют крупномасштабные региональные и национальные проекты.

Крупными могут быть и спортивные кластеры, например французский спортивный кластер «Sporal tec». Он выполняет помимо основной функции – координации деятельности всех организаций спортивной отрасли ещё и функции координации деятельности организаций не относящихся напрямую к сфере спорта, но осуществляющих деятельность в месте локализации спортивного кластера.

В целом можно отметить, что оба вида спортивных кластеров осуществляют деятельность по четырем основным направлениям:

– информационно-коммуникационное взаимодействие;

– установлении связей между участниками кластерной инициативы;

– привлечение новых компаний – участников и организаций инновационной сферы;

– интернационализация деятельности спортивных кластеров.

Основным видом деятельности спортивных кластерных объединений является инновационная деятельность и деятельность по интернационализации в интересах своих участников.

Спортивные кластеры основное внимание уделяют повышению уровня конкурентоспособности бизнес-структур кластера за счет повышения качества предоставляемых спортивных услуг и товаров, качества среды функционирования кластера и качества человеческого капитала.

Выявленные механизмы образования и развития европейских территориальных спортивных кластеров могут способствовать методологическому обоснованию стратегии формирования территориальных спортивных кластеров России.