Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

TWO-WAY (MULTI-WAY) COMMUNICATION AS AN IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH USING INTERACTIVE METHODS IN A STUDY PROCESS OF STUDENTS-JOURNALISTS

Tsaraeva L.A. 1
1 North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov
This article is devoted to a topic of methodic system organization, guided to improve skills of two-way (multi-way) communication in students that study a subject of «Journalism» in the implementation of competence approach using interactive methods. The need to improve the level of communication skills in different communication situations for a journalist-practitioner is not in doubt. A specifics of introduced methodic system is that it’s directed to the development of fluent communication skills that are in the future profession of the journalist who constantly participates in a various types of communication: interpersonal, intercultural, group, mass – these are the basic ones. In terms of activation in Russian society of demand on young specialists with actively expressed leader traits, an ability to build highly organized and effective communication is gaining a special importance. The provided methodic system is built considering all challenges that journalist can face in practical activity: an inability to build effective dialog and polylogue, an inadequate translation of own thoughts, an incorrect decoding of opponent’s statements, lack of knowledge of methods of influence on the interlocutor and others – and it contains the ways and methods of practical work to eliminate them by using interactive teaching methods.
interactive methods
communication
journalism
competence approach

Традиционная система организации учебного процесса на всех уровнях обучения и на уровне высшей школы в частности строится, как правило, таким образом, что процесс передачи информации между обучающим и обучающимся представляет собой одностороннюю коммуникацию. Когда обучающий сообщает новую информацию, обучаемый ее потребляет, занимая пассивную позицию. Впоследствии, перерабатывая эту информацию, обучаемый, в доказательство ее «усвоенности», транслирует полученные знания, умения и закрепленные навыки на последующих занятиях и в самых разных формах: устном ответе, реферате, контрольной работе и т.п. И в этом случае уже обучающий занимает пассивную позицию, поскольку также осуществляется односторонняя коммуникация, возможно, нарушаемая лишь в том случае, если один из участников этой коммуникации задает вопрос или уточняет что-либо.

Подобная форма коммуникации не реализует принципы компетентностного подхода, актуализируемого как ведущий в Федеральных государственных образовательных стандартах Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Компетентность выпускника вуза – это наличие у него взаимосвязанных профессиональных умений и навыков, определяющих успешность его профессиональной деятельности. Наиболее полно процесс овладения компетенциями происходит в том случае, когда студент вовлечен в процесс, занимается той деятельностью, которая непосредственно касается его будущей профессии [1]. В большей степени содействует реализации компетентностного подхода двусторонняя (многосторонняя) коммуникация, в ходе которой процесс обмена информацией между обучаемым и обучающимся не растягивается во времени и не строится по схеме «от занятия до занятия» или «от получения задания до выполнения задания», а происходит в заданном временном отрезке, ограниченном рамками учебного занятия, то есть «здесь и сейчас». В ходе такой коммуникативной деятельности, смоделированной преподавателем, студенты не только получают информацию по теме занятия, но и задают вопросы, высказывают свою точку зрения, делятся собственным опытом по тому или иному аспекту проблемы и т.п. Запросу на организацию учебного процесса в таком формате в полной мере отвечают интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, «определяется целями и задачами основной образовательной программы (ООП), особенностью контингента, содержанием конкретной дисциплины и в целом в учебном процессе должен составлять не менее определенного процента (бакалавриат 10–30, магистратура 30–50, специалитет 30 %) от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки» [2].

Несмотря на очевидную эффективность использования интерактивных методов обучения в образовании, применяются они, как показали данные опросов и анкетирования профессорско-преподавательского состава вуза, а также результаты взаимопосещений занятий преподавателями, недостаточно активно, что объясняется, с одной стороны, неверием в эффективность применения этих методов, а с другой стороны, – незнанием их содержания и неумением применять их в практической деятельности. Сказанное обуславливает актуальность нашего исследования.

Цель исследования: разработка методически изолированной и в то же время универсальной для разного вида занятий студентов-журналистов в ходе реализации ФГОС системы, направленной на эффективное применение интерактивных методов в процессе обучения двусторонней (многосторонней) коммуникации.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили труды российских авторов по вопросам использования в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения и методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе вуза, нормативные документы, а также результаты сравнительно-сопоставительного анализа мониторинга успеваемости студентов факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета.

Теоретико-методологической основой исследования являются структурно-функциональный, эмпирический, деятельностный методы, а также методы изучения практического опыта преподавателей, опроса (анкетирование, беседы), диагностические методы (тестирование).

Организация занятий в интерактивной форме актуальна для студентов многих специальностей [3], но для студентов-журналистов она приобретает особую значимость, поскольку специфика будущей профессии предполагает в первую очередь высокий уровень развития коммуникативных навыков, являющихся базовыми для журналиста, профессиональные реалии которого непосредственно связаны с разного рода коммуникациями: межличностной, межкультурной, групповой, массовой – и предполагают умение молодого специалиста в зависимости от задач и целей становиться как участником такого рода коммуникаций, так и их организатором. Умения и навыки осуществления высокоорганизованной коммуникации играют значительную роль в деле формирования в молодом человеке – журналисте лидерских качеств, запрос на активизацию которых так высок сегодня в нашем гражданском обществе.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Среди интерактивных методов, которые в большей мере ориентированы на формирование умений и навыков в осуществлении двусторонней (многосторонней) коммуникации, выделяются следующие: брифинг, диспут, вебинар, имитационные игры, деловые игры, ролевые игры, работа в малых группах, дебаты, делегирование полномочий, метод «Мозгового штурма», метод «Дерево решений», круглый стол, коллоквиум и др. [4]. Разного рода игры относятся к имитационным активным методам обучения – это такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности [5].

Среди интерактивных форм проведения занятий прежде всего можно выделить разного вида лекции:

– бинарная лекция – лекция, в ходе которой два преподавателя, дополняя друг друга, сообщают студентам информацию по теме занятия. В формате факультета журналистики особенно эффективно зарекомендовали себя бинарные лекции, построенные в виде диалога преподавателя-практика, осуществляющего профессиональную деятельность не только в вузе, но и в республиканском СМИ, и преподавателя-«теоретика». Такая лекция позволяет выявить все трудности, которые могут возникнуть у студента при выходе на практику;

– лекция – пресс-конференция, которая построена в формате научно-практической конференции. Студенты к такому занятию готовят небольшие научные сообщения, тематика которых тщательно продумывается преподавателем. Особенно эффективен такой вид занятия в конце семестра при подведении итогов или же в том случае, если тема занятия носит проблемный характер и необходимо осветить несколько точек зрения на тот или иной вопрос. К такой форме проведения занятий можно прибегнуть, например, на заключительном занятии «Заголовочная политика республиканских СМИ» в курсе дисциплины специализации по литературному редактированию «Заголовок в газете»;

– лекция-провокация, представляющая собой лекцию с запланированными ошибками, которая нацелена на выработку критической позиции студентов относительно любой поступающей к ним информации. Такая лекция требует тщательной подготовки преподавателя и возможна также на заключительных занятиях по дисциплине, поскольку для выявления и нейтрализации фактических и методологических ошибок и неточностей студентам необходим базовый уровень знаний;

– проблемная лекция, которая по своим целям и задачам приближается к работе, в основе которой лежит исследовательская деятельность, поскольку на таком занятии преподаватель и студенты в ходе обсуждения и поиска вариантов приближаются к решению поставленной проблемы. При подготовке к такому занятию преподаватель продумывает, какая именно тема потенциально подходит для такого формата занятия. Как эффективная подобная форма зарекомендовала себя при изучении темы «Речевая агрессия в СМИ и способы ее преодоления» в курсе дисциплины специализации по литературному редактированию «Заголовок в газете».

С учетом специфики журналистской деятельности особой популярностью среди студентов и преподавателей факультета журналистики пользуются такие интерактивные формы проведения занятий, в основе которых лежит дискуссионная составляющая, позволяющая в полной мере реализовать компетентностный подход к обучению вообще и эффективное участие студентов-журналистов в двусторонней (многосторонней) коммуникации в частности. Как наиболее результативные зарекомендовали себя такие формы, как:

– лекция-интервью, в ходе которой происходит моделирование коммуникативно-речевой ситуации как между студентом и преподавателем, так и между студентом и студентом. Тематика таких занятий тщательно продумывается, а ход предполагаемого интервью детально планируется с учетом возможных вопросов и ответов. Такой вид занятия особенно эффективен в рамках дисциплины «Жанры журналистского текста». Как обладающие наибольшим потенциалом зарекомендовали себя следующие виды интервью: интервью мнений, документальные интервью, интервью – «пресс-конференция». При подготовке к занятию такого рода у студентов происходит формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

– делегирование полномочий. Метод наиболее привлекательный для студентов, поскольку дает им возможность попробовать себя в роли преподавателя: студент осуществляет опрос в группе, организует проверку домашних заданий, объяснение нового материала и т.п. Помимо привлекательной психологической составляющей такой метод имеет и несомненные плюсы в учебно-познавательном аспекте: студент, который заранее избирается преподавателем на роль модератора следующего занятия, тщательно изучает теоретический материал при подготовке к занятию;

– круглый стол. В задачи преподавателя при организации круглого стола входит прежде всего выбор адекватной с точки зрения дискуссионности и актуальности проблемы для обсуждения, которая должна представлять, с одной стороны, интерес для молодого человека, а с другой – быть проблемой, по которой у студентов предположительно должно быть сформировано более или менее полное представление. Это может быть обсуждение какого-либо недавнего происшествия, политического инцидента, эпизода с участием популярной личности, причем это могут быть события как федерального, так и регионального масштаба. Преподаватель, организующий круглый стол, должен нацеливать участников обсуждения на то, что выражение мнения должно происходить исключительно относительно вопроса обсуждения, а не по поводу мнения других участников. Таким образом, все участники обсуждения будут выступать не в роли оппонентов, а в роли пропонентов;

– кейс-метод. Это усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Таким образом происходит вовлечение студентов в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников.

Преподавание, в основе которого лежит двусторонняя (многосторонняя) коммуникация, позволяет студентам приблизиться к предмету через их собственный опыт, структурировать и систематизировать знания посредством отстаивания собственной точки зрения и критического осмысления других возможных точек зрения. В основе такого преподавания лежат следующие методические принципы:

– внимание преподавателя должно быть нацелено на поддержание динамичного взаимодействия между студентами – членами группы;

– преподаватель должен определять состав группы с учетом психотипических особенностей ее участников и в процессе активного их взаимодействия уметь «нейтрализовать» возможные конфликтные ситуации;

– преподаватель как имплицитно, так и эксплицитно должен уметь снимать возможное напряжение между отдельными участниками;

– преподаватель должен обладать умениями управлять ходом дискуссии, поскольку имитирование возможных реальных ситуаций, лежащее в основе многих интерактивных методов обучения, может приводить к непредвиденным поворотам в ходе коммуникации;

– состав группы и ролевые нагрузки отдельных студентов должны распределяться преподавателем с максимальным учетом творческого потенциала и интеллектуального уровня студентов;

– осуществлять планирование занятий с применением интерактивных методов таким образом, чтобы в роли модератора мог выступить каждый студент;

– преподаватель должен использовать индивидуальный подход к каждому студенту, что будет способствовать поддержанию доброжелательного микроклимата на занятии, положительно влияющего на активизацию творческого потенциала студента;

– обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени;

– преподавателем должно быть задействовано большое количество раздаточного материала с учетом специфики конкретного занятия;

– определяющим моментом занятий, проводимых в интерактивной форме, является использование технических средств обучения, позволяющих демонстрировать разного рода видеоматериалы: фильмы, клипы, слайды и т.п. – а также представлять учебные материалы в других форматах.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Использование разного рода форм контроля, таких как тестирование, зачет, экзамен, позволяет отметить, что студентам удается набрать более высокие баллы в условиях действующей в Северо-Осетинском государственном университете балльно-рейтинговой системы. Это становится возможным благодаря тому, что использование интерактивных методов обучения способствует развитию активно-познавательной и мыслительной деятельности, формированию умений и навыков анализа и критического мышления, усилению мотивации к изучению дисциплин.

Апробация результатов исследования осуществлялась в течение четырех лет в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы по активному внедрению в учебный процесс интерактивных методов обучения с акцентом на развитие и совершенствование двусторонней (многосторонней) коммуникации между преподавателем и студентом. Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедры медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Северо-Осетинского государственного университета.

Проверка и реализация результатов исследования осуществлялись на учебных занятиях по языковым дисциплинам учебного плана направления «Журналистика» со студентами 1–4 курсов.

Заключение

Поэтапный педагогический контроль процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков студентов-журналистов в ходе осуществления двусторонней (многосторонней) коммуникации при реализации компетентностного подхода при использовании интерактивных методов обучения показал, что подобная форма организации учебной коммуникации происходит с гораздо более высокой степенью эффективности.