Традиционная система организации учебного процесса на всех уровнях обучения и на уровне высшей школы в частности строится, как правило, таким образом, что процесс передачи информации между обучающим и обучающимся представляет собой одностороннюю коммуникацию. Когда обучающий сообщает новую информацию, обучаемый ее потребляет, занимая пассивную позицию. Впоследствии, перерабатывая эту информацию, обучаемый, в доказательство ее «усвоенности», транслирует полученные знания, умения и закрепленные навыки на последующих занятиях и в самых разных формах: устном ответе, реферате, контрольной работе и т.п. И в этом случае уже обучающий занимает пассивную позицию, поскольку также осуществляется односторонняя коммуникация, возможно, нарушаемая лишь в том случае, если один из участников этой коммуникации задает вопрос или уточняет что-либо.
Подобная форма коммуникации не реализует принципы компетентностного подхода, актуализируемого как ведущий в Федеральных государственных образовательных стандартах Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Компетентность выпускника вуза – это наличие у него взаимосвязанных профессиональных умений и навыков, определяющих успешность его профессиональной деятельности. Наиболее полно процесс овладения компетенциями происходит в том случае, когда студент вовлечен в процесс, занимается той деятельностью, которая непосредственно касается его будущей профессии [1]. В большей степени содействует реализации компетентностного подхода двусторонняя (многосторонняя) коммуникация, в ходе которой процесс обмена информацией между обучаемым и обучающимся не растягивается во времени и не строится по схеме «от занятия до занятия» или «от получения задания до выполнения задания», а происходит в заданном временном отрезке, ограниченном рамками учебного занятия, то есть «здесь и сейчас». В ходе такой коммуникативной деятельности, смоделированной преподавателем, студенты не только получают информацию по теме занятия, но и задают вопросы, высказывают свою точку зрения, делятся собственным опытом по тому или иному аспекту проблемы и т.п. Запросу на организацию учебного процесса в таком формате в полной мере отвечают интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, «определяется целями и задачами основной образовательной программы (ООП), особенностью контингента, содержанием конкретной дисциплины и в целом в учебном процессе должен составлять не менее определенного процента (бакалавриат 10–30, магистратура 30–50, специалитет 30 %) от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки» [2].
Несмотря на очевидную эффективность использования интерактивных методов обучения в образовании, применяются они, как показали данные опросов и анкетирования профессорско-преподавательского состава вуза, а также результаты взаимопосещений занятий преподавателями, недостаточно активно, что объясняется, с одной стороны, неверием в эффективность применения этих методов, а с другой стороны, – незнанием их содержания и неумением применять их в практической деятельности. Сказанное обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: разработка методически изолированной и в то же время универсальной для разного вида занятий студентов-журналистов в ходе реализации ФГОС системы, направленной на эффективное применение интерактивных методов в процессе обучения двусторонней (многосторонней) коммуникации.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили труды российских авторов по вопросам использования в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения и методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе вуза, нормативные документы, а также результаты сравнительно-сопоставительного анализа мониторинга успеваемости студентов факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета.
Теоретико-методологической основой исследования являются структурно-функциональный, эмпирический, деятельностный методы, а также методы изучения практического опыта преподавателей, опроса (анкетирование, беседы), диагностические методы (тестирование).
Организация занятий в интерактивной форме актуальна для студентов многих специальностей [3], но для студентов-журналистов она приобретает особую значимость, поскольку специфика будущей профессии предполагает в первую очередь высокий уровень развития коммуникативных навыков, являющихся базовыми для журналиста, профессиональные реалии которого непосредственно связаны с разного рода коммуникациями: межличностной, межкультурной, групповой, массовой – и предполагают умение молодого специалиста в зависимости от задач и целей становиться как участником такого рода коммуникаций, так и их организатором. Умения и навыки осуществления высокоорганизованной коммуникации играют значительную роль в деле формирования в молодом человеке – журналисте лидерских качеств, запрос на активизацию которых так высок сегодня в нашем гражданском обществе.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Среди интерактивных методов, которые в большей мере ориентированы на формирование умений и навыков в осуществлении двусторонней (многосторонней) коммуникации, выделяются следующие: брифинг, диспут, вебинар, имитационные игры, деловые игры, ролевые игры, работа в малых группах, дебаты, делегирование полномочий, метод «Мозгового штурма», метод «Дерево решений», круглый стол, коллоквиум и др. [4]. Разного рода игры относятся к имитационным активным методам обучения – это такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности [5].
Среди интерактивных форм проведения занятий прежде всего можно выделить разного вида лекции:
– бинарная лекция – лекция, в ходе которой два преподавателя, дополняя друг друга, сообщают студентам информацию по теме занятия. В формате факультета журналистики особенно эффективно зарекомендовали себя бинарные лекции, построенные в виде диалога преподавателя-практика, осуществляющего профессиональную деятельность не только в вузе, но и в республиканском СМИ, и преподавателя-«теоретика». Такая лекция позволяет выявить все трудности, которые могут возникнуть у студента при выходе на практику;
– лекция – пресс-конференция, которая построена в формате научно-практической конференции. Студенты к такому занятию готовят небольшие научные сообщения, тематика которых тщательно продумывается преподавателем. Особенно эффективен такой вид занятия в конце семестра при подведении итогов или же в том случае, если тема занятия носит проблемный характер и необходимо осветить несколько точек зрения на тот или иной вопрос. К такой форме проведения занятий можно прибегнуть, например, на заключительном занятии «Заголовочная политика республиканских СМИ» в курсе дисциплины специализации по литературному редактированию «Заголовок в газете»;
– лекция-провокация, представляющая собой лекцию с запланированными ошибками, которая нацелена на выработку критической позиции студентов относительно любой поступающей к ним информации. Такая лекция требует тщательной подготовки преподавателя и возможна также на заключительных занятиях по дисциплине, поскольку для выявления и нейтрализации фактических и методологических ошибок и неточностей студентам необходим базовый уровень знаний;
– проблемная лекция, которая по своим целям и задачам приближается к работе, в основе которой лежит исследовательская деятельность, поскольку на таком занятии преподаватель и студенты в ходе обсуждения и поиска вариантов приближаются к решению поставленной проблемы. При подготовке к такому занятию преподаватель продумывает, какая именно тема потенциально подходит для такого формата занятия. Как эффективная подобная форма зарекомендовала себя при изучении темы «Речевая агрессия в СМИ и способы ее преодоления» в курсе дисциплины специализации по литературному редактированию «Заголовок в газете».
С учетом специфики журналистской деятельности особой популярностью среди студентов и преподавателей факультета журналистики пользуются такие интерактивные формы проведения занятий, в основе которых лежит дискуссионная составляющая, позволяющая в полной мере реализовать компетентностный подход к обучению вообще и эффективное участие студентов-журналистов в двусторонней (многосторонней) коммуникации в частности. Как наиболее результативные зарекомендовали себя такие формы, как:
– лекция-интервью, в ходе которой происходит моделирование коммуникативно-речевой ситуации как между студентом и преподавателем, так и между студентом и студентом. Тематика таких занятий тщательно продумывается, а ход предполагаемого интервью детально планируется с учетом возможных вопросов и ответов. Такой вид занятия особенно эффективен в рамках дисциплины «Жанры журналистского текста». Как обладающие наибольшим потенциалом зарекомендовали себя следующие виды интервью: интервью мнений, документальные интервью, интервью – «пресс-конференция». При подготовке к занятию такого рода у студентов происходит формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
– делегирование полномочий. Метод наиболее привлекательный для студентов, поскольку дает им возможность попробовать себя в роли преподавателя: студент осуществляет опрос в группе, организует проверку домашних заданий, объяснение нового материала и т.п. Помимо привлекательной психологической составляющей такой метод имеет и несомненные плюсы в учебно-познавательном аспекте: студент, который заранее избирается преподавателем на роль модератора следующего занятия, тщательно изучает теоретический материал при подготовке к занятию;
– круглый стол. В задачи преподавателя при организации круглого стола входит прежде всего выбор адекватной с точки зрения дискуссионности и актуальности проблемы для обсуждения, которая должна представлять, с одной стороны, интерес для молодого человека, а с другой – быть проблемой, по которой у студентов предположительно должно быть сформировано более или менее полное представление. Это может быть обсуждение какого-либо недавнего происшествия, политического инцидента, эпизода с участием популярной личности, причем это могут быть события как федерального, так и регионального масштаба. Преподаватель, организующий круглый стол, должен нацеливать участников обсуждения на то, что выражение мнения должно происходить исключительно относительно вопроса обсуждения, а не по поводу мнения других участников. Таким образом, все участники обсуждения будут выступать не в роли оппонентов, а в роли пропонентов;
– кейс-метод. Это усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Таким образом происходит вовлечение студентов в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников.
Преподавание, в основе которого лежит двусторонняя (многосторонняя) коммуникация, позволяет студентам приблизиться к предмету через их собственный опыт, структурировать и систематизировать знания посредством отстаивания собственной точки зрения и критического осмысления других возможных точек зрения. В основе такого преподавания лежат следующие методические принципы:
– внимание преподавателя должно быть нацелено на поддержание динамичного взаимодействия между студентами – членами группы;
– преподаватель должен определять состав группы с учетом психотипических особенностей ее участников и в процессе активного их взаимодействия уметь «нейтрализовать» возможные конфликтные ситуации;
– преподаватель как имплицитно, так и эксплицитно должен уметь снимать возможное напряжение между отдельными участниками;
– преподаватель должен обладать умениями управлять ходом дискуссии, поскольку имитирование возможных реальных ситуаций, лежащее в основе многих интерактивных методов обучения, может приводить к непредвиденным поворотам в ходе коммуникации;
– состав группы и ролевые нагрузки отдельных студентов должны распределяться преподавателем с максимальным учетом творческого потенциала и интеллектуального уровня студентов;
– осуществлять планирование занятий с применением интерактивных методов таким образом, чтобы в роли модератора мог выступить каждый студент;
– преподаватель должен использовать индивидуальный подход к каждому студенту, что будет способствовать поддержанию доброжелательного микроклимата на занятии, положительно влияющего на активизацию творческого потенциала студента;
– обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени;
– преподавателем должно быть задействовано большое количество раздаточного материала с учетом специфики конкретного занятия;
– определяющим моментом занятий, проводимых в интерактивной форме, является использование технических средств обучения, позволяющих демонстрировать разного рода видеоматериалы: фильмы, клипы, слайды и т.п. – а также представлять учебные материалы в других форматах.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Использование разного рода форм контроля, таких как тестирование, зачет, экзамен, позволяет отметить, что студентам удается набрать более высокие баллы в условиях действующей в Северо-Осетинском государственном университете балльно-рейтинговой системы. Это становится возможным благодаря тому, что использование интерактивных методов обучения способствует развитию активно-познавательной и мыслительной деятельности, формированию умений и навыков анализа и критического мышления, усилению мотивации к изучению дисциплин.
Апробация результатов исследования осуществлялась в течение четырех лет в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы по активному внедрению в учебный процесс интерактивных методов обучения с акцентом на развитие и совершенствование двусторонней (многосторонней) коммуникации между преподавателем и студентом. Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедры медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Северо-Осетинского государственного университета.
Проверка и реализация результатов исследования осуществлялись на учебных занятиях по языковым дисциплинам учебного плана направления «Журналистика» со студентами 1–4 курсов.
Заключение
Поэтапный педагогический контроль процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков студентов-журналистов в ходе осуществления двусторонней (многосторонней) коммуникации при реализации компетентностного подхода при использовании интерактивных методов обучения показал, что подобная форма организации учебной коммуникации происходит с гораздо более высокой степенью эффективности.