Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TOURIST AND EXCURSION ROUTE CREATION ON THE BASIS OF СULTURAL HERITAGE SITES IN VELIKIE LUKI

Smirnova E.Yu. 1 Lazareva N.V. 1
1 Velikiye Luki State Academy of Physical Education and Sport
In modern conditions, objects of cultural and historical heritage become a full-fledged component of society, which determines the level of spirituality and on which the future of mankind depends. The article is devoted to the study of values and traditions of cultural and historical heritage at the municipal level by students of the higher school. Theoretical aspects of historical and cultural heritage are revealed. The state of the historical and cultural heritage of Velikiye Luki is analyzed. The questionnaire is designed to explore ideas about cultural-historical heritage of the city, which is now live and study respondents (students «velikolukskaya state Academy of physical culture and sports» (VLGAFK). As a result of the research, the respondents ‘ knowledge of the people who glorified the Veliky Luk land was revealed: famous writers-countrymen; streets where the memory of countrymen is immortalized; literary works in which the image of the city is glorified and the Veliky Luk fortress is glorified; fountains of the city. According to the results of the study, a tourist and excursion route was developed, which is a walking tour with the introduction of three monuments of Federal and six regional significance. Interactive technologies are presented as an innovative form of studying cultural heritage objects, students of higher education in the framework of acquaintance and study of historical and cultural monuments.
cultural heritage tourism-guided tour
historical and cultural monuments
the scheme of the route
the formation of knowledge
technological map

Историко-культурное наследие является основой культуры общества, ее фундаментом и несёт в себе память о предшествующих поколениях.

Наследие оказывает влияние на многие сферы жизни общества, наиболее значимо оно проявляется в туризме. Ведь именно туризм помогает увидеть, познакомиться и оценить историко-культурные достопримечательности и уникальные природные объекты, что способствует духовному обогащению человека, расширению кругозора и его самосовершенствованию.

Актуальность исследования обусловлена выявленным отсутствием интереса у молодого поколения к изучению историко-культурного наследия г. Великие Луки. Для решения поставленной проблемы активизация деятельности, направленной на изучение и использование исторических объектов, в рамках тематических экскурсионных маршрутов связанных с ознакомлением студентов вузов, жителей и гостей города с наследием данного региона необходима. Формирование совокупного имиджа данной территории, как привлекательного туристского объекта, обладающего всеми средствами для организации внутреннего туризма, является возможностью приобщения молодого поколения к истории родного края.

Цель исследования: разработать туристско-экскурсионный маршрут на базе объектов культурного наследия г. Великие Луки для обучающихся Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (далее ФГБОУ ВО ВЛГАФК).

Материалы и методы исследования:

1. Синтез.

2. Обобщение.

3. Моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Туристско-экскурсионный маршрут включает в себя комплекс различных видов услуг, которые предлагаются на выбор потребителям в туристических агентствах. Само понятие туристический маршрут включает в себя географически определенную территорию, привязанную к какой-либо местности с ее значимыми объектами культурного и исторического наследия. В схеме маршрута эти данные зафиксированы в деталях для знакомства с трассой похода или путешествия. Это позволяет туристам до начала похода познакомиться с маршрутом, изучить заранее спланированную трассу передвижения, спланировать временной отрезок с целью получения предусмотренных программой обслуживания дополнительных туристско-экскурсионных услуг.

Маршрутный путь следования туриста обозначается перечнем всех географических пунктов и мест с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте [1, с. 17].

Осваиваемое человеком культурное наследие имеет разные уровни репрезентации: от официально принятого мирового до микроуровня «малой родины» или культурных традиций и истории собственной семьи, которые могут быть значимы для человека не менее чем признанное мировое культурное наследие [2, с. 21].

По нашему мнению, для всестороннего развития личности необходимо не только повышать уровень культуры, но и формировать потребность к самопознанию и саморазвитию, в том числе и на основе новых знаний об исторических и культурных особенностях места проживания и обучения.

Анализ данных о поступивших в академию с 2016 по 2018 г. позволил сделать следующие выводы: 60 % студентов это представители Псковской области; 40 % из других регионов РФ, география которых достаточна разнообразна.

Опрос обучающихся разных направлений подготовки Великолукской академии физической культуры и спорта на предмет знаний о культурном наследии г. Великие Луки представлен в таблице.

Результаты опроса респондентов о культурном наследии, которым могут гордиться жители г. Великие Луки (n = 30)

п/п

Варианты ответов

Количество респондентов

%

1. Знаете ли Вы имена писателей-земляков г. Великие Луки?

1) да

10

33 %

2) нет

20

67 %

2. Знаете ли Вы литературные произведения, в которых воспет образ г. Великие Луки?

1)да

5

17 %

2) нет

25

83 %

3. Знаете ли Вы улицы города Великие Луки, в которых увековечена память о земляках?

1) да

14

47 %

2) нет

16

53 %

4. Знаете ли Вы о местоположении фонтанов города Великие Луки?

1) всех

10

35 %

2) одного

16

53 %

3) ни одного

4

12 %

5. Знаете ли Вы литературные произведения, в которых прославляют великолукскую крепость?

1) да

1

2 %

2) нет

29

98 %

6. Проявляете ли Вы мотивацию на посещение учреждений культуры?

1) да

14

45 %

2) нет

16

55 %

На вопрос о знаменитых писателях г. Великие Луки респонденты затруднились с ответом. Большинство респондентов – 67 % – не знают имена писателей-земляков; 83 % – не знают литературные произведения, в которых воспет образ г. Великие Луки. 53 % респондентов – не знают улицы г. Великие Луки, в которых увековечена память о земляках. Большая часть опрошенных, 53 %, знает о местоположении только одного фонтана в городе. Не знают литературные произведения, в которых прославляют великолукскую крепость 98 % респондентов; 55 % не проявляют мотивацию на посещение учреждений культуры.

Результаты исследования представлений о культурном наследии г. Великие Луки, показали, что у 77 % респондентов не сформированы те представления, о культурном наследии, которыми могут гордиться жители г. Великие Луки (рис. 1).

smirn1.wmf

Рис. 1. Сформированность знаний о культурном наследии г. Великие Луки

Низкий уровень знаний культурного наследия говорит о том, что необходимо осуществлять целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и передаче знаний молодому поколению через новые формы работы.

Культура воспроизводит, возрождает, развивает, заставляет задуматься о том, что сегодня более значимо, какие образцы и нормы поведения приняты обществом. Культура и возникает на «образцах» тогда, когда происходит осознание своей принадлежности к ней, т.е. к культурной идентичности [3, с. 203].

Таким образом, создается система взаимосвязей между культурой, наследием и информацией, которая обеспечивает воспроизводство культурных ценностей для новых поколений человечества.

Культурное наследие содержит в себе мощный ресурс для достижения образовательных целей того поколения, которое живет сегодня.

Великие Луки – это город с богатым историческим прошлым, памятниками и историко-культурными объектами [4].

На территории г. Великие Луки Псковской области находится 50 объектов, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Из них 48 памятников, 1 – ансамбль и 1 достопримечательное место. Из данного реестра 6 объектов культурного наследия имеют федеральное значение, а 44 являются объектами регионального значения [5].

Для наилучшего информирования студентов вуза о культурном наследии г. Великие Луки был разработан туристско-экскурсионный маршрут на базе 3 объектов федерального значения и 6 объектов регионального значения. Основными потребителями проектируемой нами экскурсии являются студенты ФГБОУ ВО ВЛГАФК (с 17 до 20 лет), имеющие различную мотивацию.

Была разработана технологическая карта, намечен путь экскурсии с порядком перемещения экскурсионных групп по объектам культурного наследия г. Великие Луки, начиная с исходной точки пункта отправления и заканчивая конечным пунктом экскурсии. Продолжительность маршрута составила 3 часа. Разработаны краткие исторические справки объектов туристско-экскурсионного маршрута.

Содержание, специфика методики проведения экскурсии и этапы.

I этап.

Сбор участников проводился в актовом зале ФГБОУ ВО ВЛГАФК.

Показ презентации «От Великолукского реального училища к Великолукской академии физической культуры и спорта» (слайд-шоу фотографий с комментариями).

При создании слайд-шоу были отобраны фотографии с изображением здания в различные периоды времени и добавлены музыкальные произведения, в которых воспет образ города.

Перед началом показа экскурсантам были поставлены несколько (3–5) ключевых вопросов по данной тематике, а после просмотра проведен блиц-опрос, построенный с использованием тестовой методики и выборочным методом ответов. По окончании презентации, совместно со студентами, были подведены итоги и озвучены выводы.

Группа экскурсантов организованно переходит в здание бывшего Приходского училища, ныне 2-й корпус ВЛГАФК, находящийся на территории академии.

Проводится самостоятельная работа по изучению истории здания бывшего Приходского училища по альбому-книге «По страницам истории» (книга создана из фотографий с описанием основных исторических сведений о здании Приходского училища). Прочтение книги-альбома осуществляется желающими студентами. В заключительной части экскурсантам предлагается ответить на вопросы кроссворда с целью закрепления полученных знаний.

II этап.

Подготовка к пешеходному маршруту. Экскурсантам предлагалось по своему усмотрению разделиться на две группы. Каждой группе (А и Б) были представлены карты туристско-экскурсионного маршрута (рис. 2 и рис. 3), а также краткие исторические справки об объектах культурного наследия. Продвижение по намеченному маршруту сопровождалось остановкой у объектов, осмотром и изучением истории по краткой справке, которую предлагалось зачитать участникам маршрута.

smirn2.tif

Рис. 2. Карта маршрута А

smirn3.tif

Рис. 3. Карта маршрута Б

Объекты культурного наследия туристско-экскурсионного маршрута [6]:

1. Здание реального училища построено в XIX в., реконструировано в 1904–1905, перестроено по новому проекту в 1946–1948 гг.

2. Здание приходского училища (Юбилейная, д. 4, корп. 1). Первым светским учебным заведением в Великих Луках было малое народное училище, которое начало существовать с 22 сентября 1790 г.

3. Жилой дом купца Демешко (пр-т Ленина, д. 21/13). Единственное здание Великих Лук, практически не пострадавшее в годы Великой Отечественной войны. До революции дом принадлежал купцу Андрею Ульяновичу Демешко, происходившему из крестьян.

3. Могила А.М. Матросова (площадь А. Матросова). Памятник сооружён на могиле героя, чьи останки в июне 1948 г. были перенесены в Великие Луки из-под д. Чернушки (ныне это территория Локнянского района), где А. Матросов геройски погиб и был первоначально похоронен.

4. Памятник-танк в честь героических подвигов воинов-танкистов, принимавших участие в освобождении г. Великие Луки в 1943 г. (крепость).

5. Земляная крепость, построенная по приказу Петра I в 1704–1708 гг. в связи с опасностью вторжения войск короля Карла XII (левый берег реки Ловать, к югу от улицы Розы Люксембург).

6. Бюст дважды Героя Социалистического Труда академика И.М. Виноградова (сквер у перекрестка пр. Ленина и ул. Ставского).

7. Мемориальный дом-музей академика И.М. Виноградова (Ставского ул., 48). Этот дом является единственным в России музеем, посвященным академику И.М. Виноградову. В музее хранятся подлинные вещи, принадлежавшие учёному и его семье.

8. Училище духовное (улица Ставского, 63/4). Великолукское духовное училище готовило низших церковнослужителей.

Схема туристско-экскурсионного маршрута построена таким образом, что группы встречаются в Великолукской крепости.

III этап.

Проведение игры «Реконструкция крепости» длительность 15–20 минут.

В игре принимают участие две команды, которые пришли в крепость разными маршрутами с посещением достопримечательностей включенных в туристско-экскурсионный маршрут. Игра начинается с представления командами названия и девиза, которые должны отражать тематику экскурсии. Время на подготовку – 2 минуты.

Команды получают схему-карту великолукской крепости с обозначенными на ней объектами. Участникам выдаются флажки с изображением зданий и сооружений, которые когда-то находились в Великолукской крепости. По сигналу команды должны сориентироваться на местности и в максимально короткое время расставить флажки в соответствии с их местом назначения. Далее идет обсуждение и подведение итогов.

Экскурсия заканчивается в 1 корпусе великолукской академии физической культуры и спорта обсуждением в виде дискуссии на тему «Наследие Великих Лук».

Заключение

Разработанный туристско-экскурсионный маршрут на базе объектов культурного наследия для обучающихся ФГБОУ ВО ВЛГАФК может стать основой для системного решения выявленной проблемы и способствовать изучению и реконструкции исторических объектов г. Великие Луки.

Применение современных педагогических технологий (слайд-шоу, блиц-опрос, игра, дискуссия) позволил более эффективно осуществить подачу материала, а используемые приемы взаимодействия участников на всем маршруте экскурсии способствовали созданию условий для более полного усвоения материала, в том числе на основе сочетания двигательной и умственной активности.