Историко-культурное наследие является основой культуры общества, ее фундаментом и несёт в себе память о предшествующих поколениях.
Наследие оказывает влияние на многие сферы жизни общества, наиболее значимо оно проявляется в туризме. Ведь именно туризм помогает увидеть, познакомиться и оценить историко-культурные достопримечательности и уникальные природные объекты, что способствует духовному обогащению человека, расширению кругозора и его самосовершенствованию.
Актуальность исследования обусловлена выявленным отсутствием интереса у молодого поколения к изучению историко-культурного наследия г. Великие Луки. Для решения поставленной проблемы активизация деятельности, направленной на изучение и использование исторических объектов, в рамках тематических экскурсионных маршрутов связанных с ознакомлением студентов вузов, жителей и гостей города с наследием данного региона необходима. Формирование совокупного имиджа данной территории, как привлекательного туристского объекта, обладающего всеми средствами для организации внутреннего туризма, является возможностью приобщения молодого поколения к истории родного края.
Цель исследования: разработать туристско-экскурсионный маршрут на базе объектов культурного наследия г. Великие Луки для обучающихся Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (далее ФГБОУ ВО ВЛГАФК).
Материалы и методы исследования:
1. Синтез.
2. Обобщение.
3. Моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Туристско-экскурсионный маршрут включает в себя комплекс различных видов услуг, которые предлагаются на выбор потребителям в туристических агентствах. Само понятие туристический маршрут включает в себя географически определенную территорию, привязанную к какой-либо местности с ее значимыми объектами культурного и исторического наследия. В схеме маршрута эти данные зафиксированы в деталях для знакомства с трассой похода или путешествия. Это позволяет туристам до начала похода познакомиться с маршрутом, изучить заранее спланированную трассу передвижения, спланировать временной отрезок с целью получения предусмотренных программой обслуживания дополнительных туристско-экскурсионных услуг.
Маршрутный путь следования туриста обозначается перечнем всех географических пунктов и мест с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте [1, с. 17].
Осваиваемое человеком культурное наследие имеет разные уровни репрезентации: от официально принятого мирового до микроуровня «малой родины» или культурных традиций и истории собственной семьи, которые могут быть значимы для человека не менее чем признанное мировое культурное наследие [2, с. 21].
По нашему мнению, для всестороннего развития личности необходимо не только повышать уровень культуры, но и формировать потребность к самопознанию и саморазвитию, в том числе и на основе новых знаний об исторических и культурных особенностях места проживания и обучения.
Анализ данных о поступивших в академию с 2016 по 2018 г. позволил сделать следующие выводы: 60 % студентов это представители Псковской области; 40 % из других регионов РФ, география которых достаточна разнообразна.
Опрос обучающихся разных направлений подготовки Великолукской академии физической культуры и спорта на предмет знаний о культурном наследии г. Великие Луки представлен в таблице.
Результаты опроса респондентов о культурном наследии, которым могут гордиться жители г. Великие Луки (n = 30)
№ п/п |
Варианты ответов |
Количество респондентов |
% |
1. Знаете ли Вы имена писателей-земляков г. Великие Луки? |
|||
1) да |
10 |
33 % |
|
2) нет |
20 |
67 % |
|
2. Знаете ли Вы литературные произведения, в которых воспет образ г. Великие Луки? |
|||
1)да |
5 |
17 % |
|
2) нет |
25 |
83 % |
|
3. Знаете ли Вы улицы города Великие Луки, в которых увековечена память о земляках? |
|||
1) да |
14 |
47 % |
|
2) нет |
16 |
53 % |
|
4. Знаете ли Вы о местоположении фонтанов города Великие Луки? |
|||
1) всех |
10 |
35 % |
|
2) одного |
16 |
53 % |
|
3) ни одного |
4 |
12 % |
|
5. Знаете ли Вы литературные произведения, в которых прославляют великолукскую крепость? |
|||
1) да |
1 |
2 % |
|
2) нет |
29 |
98 % |
|
6. Проявляете ли Вы мотивацию на посещение учреждений культуры? |
|||
1) да |
14 |
45 % |
|
2) нет |
16 |
55 % |
На вопрос о знаменитых писателях г. Великие Луки респонденты затруднились с ответом. Большинство респондентов – 67 % – не знают имена писателей-земляков; 83 % – не знают литературные произведения, в которых воспет образ г. Великие Луки. 53 % респондентов – не знают улицы г. Великие Луки, в которых увековечена память о земляках. Большая часть опрошенных, 53 %, знает о местоположении только одного фонтана в городе. Не знают литературные произведения, в которых прославляют великолукскую крепость 98 % респондентов; 55 % не проявляют мотивацию на посещение учреждений культуры.
Результаты исследования представлений о культурном наследии г. Великие Луки, показали, что у 77 % респондентов не сформированы те представления, о культурном наследии, которыми могут гордиться жители г. Великие Луки (рис. 1).
Рис. 1. Сформированность знаний о культурном наследии г. Великие Луки
Низкий уровень знаний культурного наследия говорит о том, что необходимо осуществлять целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и передаче знаний молодому поколению через новые формы работы.
Культура воспроизводит, возрождает, развивает, заставляет задуматься о том, что сегодня более значимо, какие образцы и нормы поведения приняты обществом. Культура и возникает на «образцах» тогда, когда происходит осознание своей принадлежности к ней, т.е. к культурной идентичности [3, с. 203].
Таким образом, создается система взаимосвязей между культурой, наследием и информацией, которая обеспечивает воспроизводство культурных ценностей для новых поколений человечества.
Культурное наследие содержит в себе мощный ресурс для достижения образовательных целей того поколения, которое живет сегодня.
Великие Луки – это город с богатым историческим прошлым, памятниками и историко-культурными объектами [4].
На территории г. Великие Луки Псковской области находится 50 объектов, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Из них 48 памятников, 1 – ансамбль и 1 достопримечательное место. Из данного реестра 6 объектов культурного наследия имеют федеральное значение, а 44 являются объектами регионального значения [5].
Для наилучшего информирования студентов вуза о культурном наследии г. Великие Луки был разработан туристско-экскурсионный маршрут на базе 3 объектов федерального значения и 6 объектов регионального значения. Основными потребителями проектируемой нами экскурсии являются студенты ФГБОУ ВО ВЛГАФК (с 17 до 20 лет), имеющие различную мотивацию.
Была разработана технологическая карта, намечен путь экскурсии с порядком перемещения экскурсионных групп по объектам культурного наследия г. Великие Луки, начиная с исходной точки пункта отправления и заканчивая конечным пунктом экскурсии. Продолжительность маршрута составила 3 часа. Разработаны краткие исторические справки объектов туристско-экскурсионного маршрута.
Содержание, специфика методики проведения экскурсии и этапы.
I этап.
Сбор участников проводился в актовом зале ФГБОУ ВО ВЛГАФК.
Показ презентации «От Великолукского реального училища к Великолукской академии физической культуры и спорта» (слайд-шоу фотографий с комментариями).
При создании слайд-шоу были отобраны фотографии с изображением здания в различные периоды времени и добавлены музыкальные произведения, в которых воспет образ города.
Перед началом показа экскурсантам были поставлены несколько (3–5) ключевых вопросов по данной тематике, а после просмотра проведен блиц-опрос, построенный с использованием тестовой методики и выборочным методом ответов. По окончании презентации, совместно со студентами, были подведены итоги и озвучены выводы.
Группа экскурсантов организованно переходит в здание бывшего Приходского училища, ныне 2-й корпус ВЛГАФК, находящийся на территории академии.
Проводится самостоятельная работа по изучению истории здания бывшего Приходского училища по альбому-книге «По страницам истории» (книга создана из фотографий с описанием основных исторических сведений о здании Приходского училища). Прочтение книги-альбома осуществляется желающими студентами. В заключительной части экскурсантам предлагается ответить на вопросы кроссворда с целью закрепления полученных знаний.
II этап.
Подготовка к пешеходному маршруту. Экскурсантам предлагалось по своему усмотрению разделиться на две группы. Каждой группе (А и Б) были представлены карты туристско-экскурсионного маршрута (рис. 2 и рис. 3), а также краткие исторические справки об объектах культурного наследия. Продвижение по намеченному маршруту сопровождалось остановкой у объектов, осмотром и изучением истории по краткой справке, которую предлагалось зачитать участникам маршрута.
Рис. 2. Карта маршрута А
Рис. 3. Карта маршрута Б
Объекты культурного наследия туристско-экскурсионного маршрута [6]:
1. Здание реального училища построено в XIX в., реконструировано в 1904–1905, перестроено по новому проекту в 1946–1948 гг.
2. Здание приходского училища (Юбилейная, д. 4, корп. 1). Первым светским учебным заведением в Великих Луках было малое народное училище, которое начало существовать с 22 сентября 1790 г.
3. Жилой дом купца Демешко (пр-т Ленина, д. 21/13). Единственное здание Великих Лук, практически не пострадавшее в годы Великой Отечественной войны. До революции дом принадлежал купцу Андрею Ульяновичу Демешко, происходившему из крестьян.
3. Могила А.М. Матросова (площадь А. Матросова). Памятник сооружён на могиле героя, чьи останки в июне 1948 г. были перенесены в Великие Луки из-под д. Чернушки (ныне это территория Локнянского района), где А. Матросов геройски погиб и был первоначально похоронен.
4. Памятник-танк в честь героических подвигов воинов-танкистов, принимавших участие в освобождении г. Великие Луки в 1943 г. (крепость).
5. Земляная крепость, построенная по приказу Петра I в 1704–1708 гг. в связи с опасностью вторжения войск короля Карла XII (левый берег реки Ловать, к югу от улицы Розы Люксембург).
6. Бюст дважды Героя Социалистического Труда академика И.М. Виноградова (сквер у перекрестка пр. Ленина и ул. Ставского).
7. Мемориальный дом-музей академика И.М. Виноградова (Ставского ул., 48). Этот дом является единственным в России музеем, посвященным академику И.М. Виноградову. В музее хранятся подлинные вещи, принадлежавшие учёному и его семье.
8. Училище духовное (улица Ставского, 63/4). Великолукское духовное училище готовило низших церковнослужителей.
Схема туристско-экскурсионного маршрута построена таким образом, что группы встречаются в Великолукской крепости.
III этап.
Проведение игры «Реконструкция крепости» длительность 15–20 минут.
В игре принимают участие две команды, которые пришли в крепость разными маршрутами с посещением достопримечательностей включенных в туристско-экскурсионный маршрут. Игра начинается с представления командами названия и девиза, которые должны отражать тематику экскурсии. Время на подготовку – 2 минуты.
Команды получают схему-карту великолукской крепости с обозначенными на ней объектами. Участникам выдаются флажки с изображением зданий и сооружений, которые когда-то находились в Великолукской крепости. По сигналу команды должны сориентироваться на местности и в максимально короткое время расставить флажки в соответствии с их местом назначения. Далее идет обсуждение и подведение итогов.
Экскурсия заканчивается в 1 корпусе великолукской академии физической культуры и спорта обсуждением в виде дискуссии на тему «Наследие Великих Лук».
Заключение
Разработанный туристско-экскурсионный маршрут на базе объектов культурного наследия для обучающихся ФГБОУ ВО ВЛГАФК может стать основой для системного решения выявленной проблемы и способствовать изучению и реконструкции исторических объектов г. Великие Луки.
Применение современных педагогических технологий (слайд-шоу, блиц-опрос, игра, дискуссия) позволил более эффективно осуществить подачу материала, а используемые приемы взаимодействия участников на всем маршруте экскурсии способствовали созданию условий для более полного усвоения материала, в том числе на основе сочетания двигательной и умственной активности.