Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

USING MUSIC FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL CULTURE IN CHILDREN WITH COMPLEX DISTURBANCES

Molodtsova I.A. 1 Malkova T.P. 1
1 Volgograd State Social and Pedagogical University
The purpose of government programs is to improve the quality of life of citizens through the use of secure information and telecommunication technologies, the emergence of digital space in education, the rapid introduction of digital technologies in the social sphere, creation of comfortable conditions and opportunities for self-realization and disclosure of talent, upbringing of harmoniously developed and socially responsible personality based on moral values, historical and national-cultural traditions. At least 30 % of the population aged 6 to 16 years should be covered by the results of the implementation of the measures. A special category is children with disabilities, including those with visual and hearing impairments. Auditory perception plays an important role in obtaining, assimilating, storing information during their training and upbringing. Music develops auditory perception, creative abilities, and helps to master the information space. Modern society is characterized by a wide use of digital information technologies in the education of people with disabilities. Various technical tools and systems are used to transmit music. The use of computer technologies increases the effectiveness of the corrective effect of music on the development of auditory perception in children with developmental disabilities. In this regard, the development of information hygiene as an element of digital culture is relevant.
digital culture
children
complex developmental disorders
musical and auditory perception
information space
information hygiene

Одной из сложных проблем в современной России является проблема развития цифровой культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По официальным данным в дошкольных образовательных организациях в 2017 г. числилось 557849 воспитанников с ОВЗ и инвалидностью. Как правило, дети имеют не одно, а несколько расстройств, которые затрудняют компенсацию и социальную адаптацию ребенка [1, 2].

Проблемам общего и специального (коррекционного) образования посвящены работы Бабаевой Т.И., Баряевой Л.Б., Войлоковой Е.Ф., Гаврилушкиной О.П., Головчиц Л.А., Екжановой Е.А., Комаровой Т.С., Шипицыной Л.М.; психолого-педагогического сопровождения – Александровской Э.М., Битяновой М.Р., Волковской Т.Н., Забрамной С.Д., Казаковой Е.И., Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Стребелевой Е.А.; системного анализа педагогических явлений – Барановой М.Л., Беспалько В.П., Зимней И.А., Логиновой В.И., Сластениным В.А., Субетто А.И., Щедровицким Г.П., Якуниным В.А.; инвалидности как социального феномена – Бариновой В.Г., Бергер П., Бурдье П., Вебер М., Дюркгейм Э., Лукман Т., Мертон Р.; социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Андреевой Г.Н., Добровольской Т.А., Жигоревой М.В., Ковалевой А.И., Левченко И.Ю., Ростимашвили Л.Н., Шабалиной Н.Б., Юлдашевой О.Н. [3, 4]; детей с нарушениями зрения и слуха – Аксенова Л.И., Андреева Л.В., Апраушев А.В., Мещеряков А.И., Назарова Н.М., Скороходова О.И., Соколянский И.А., Феоктистовой В.А.; восприятия аудиальной и визуальной информации – Кандел Э., Грингард П., Карлссон А.; цифровой культуры и музыки – Галкин Д.В., Громадин В.В., Денисова А.В., Ерохин С.В., Козловской Г.Ю., Тиньковой Е.Л., Хроленко А.Т., Ханолайнен Д.П., Черных С.И.; информационной гигиены – Богдановой А.Н., Гилигашвили Л.Ю., Ереминым А.Л., Максимовой Е.А., Сливиной Л.П., Сысоевой П.В. [5–7].

Однако существуют противоречия в ряде теоретических и практических работ. Многочисленные исследования свидетельствуют о неоднородности этой группы детей из-за количества, степени выраженности, сочетаний нарушений, и отсутствии единой классификации, включающей этиопатогенетические факторы, структуру сочетаний, число первичных нарушений; увеличении лиц с несколькими дефектами и отсутствии для них дошкольных учреждений, что влечет направление ребенка по наиболее выраженному или тяжелому первичному дефекту. Последнее десятилетие характеризуется необычной ситуацией: изменяются привычные способы получения знаний, виртуализируются связи между людьми и информационными средами, возникает единое цифровое образовательное пространство с мгновенным доступом к любой информации. Его появление привело к развитию цифровой культуры, основанной на новых элементах – информационная гигиена, и ее новых средствах – цифровая музыка. Привычные критерии оценки и аналитические подходы в образовании оказываются недостаточными для работы в новых культурных условиях. Социальная среда значительно влияет на развитие и формирование личности ребенка, что требует по-другому использовать потенциал, который есть у образования, в том числе – технические и культурные возможности. Цифровая музыка, основанная на цифровой передаче данных, обладает рядом преимуществ перед традиционной (аналоговой), которые важны при обучении детей с нарушением слуха и зрения: большая скорость передачи информации и идентичность, меньшие потери и искажения звука, совместимость оборудования, свободное распространение, равный доступ для лиц с различным состоянием здоровья, расширение культурного многообразия произведений. Для ее передачи могут использоваться средства цифровой культуры – звукоусиливающая аппаратура, системы информатизации, устройства приема, передачи и обработки информации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, разработку и внедрений моделей цифровой образовательной среды и цифрового образования. Несмотря на большое количество теоретических и практических работ проблема использования музыки для развития цифровой культуры у детей с комплексными нарушениями в развитии в современных условиях требует дальнейшего исследования.

Цель исследования: обосновать необходимость использовать цифровую музыку для развития цифровой культуры у дошкольников с комплексными нарушениями в условиях цифровой образовательной среды.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положен комплексный подход. Использовали методы: абстрагирование, синтез, аналогия, анализ, формализация, обобщение, сравнение. Для выбора групп наблюдения, типа образовательного учреждения анализировали официальные данные, для определения средств педагогического коррекционного воздействия – опыт работы сурдопедагогов, тифлопедагогов, дефектологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 71 Центрального района Волгограда», «Детский сад № 283 Краснооктябрьского района Волгограда», электронные социальные паспорта учреждений (https://oshkole.ru/orgs/226/special/ и http://detsad283.vlg-ktu.ru/ соответственно). Группы наблюдения составили 54 ребенка 4–7 лет, из них: с нарушением слуха – 30 человек (18 человек использовали заушные цифровые слуховые аппараты, 12 человек – системы кохлеарной имплантации); с нарушением зрения – 24 человека. Сравниваемые группы были сопоставимы по социально-экономическим характеристикам семейного микросоциума. Отношение к музыке в семье оценивали по результатам анкетирования родителей дошкольников. Для создания цифровой образовательной среды при воспроизведении музыкальных произведений использовали цифровые информационно-технические устройства: мобильный телефон, персональный компьютер, бумбокс с портом для подключения USB flesh-накопителя. Математико-статистическая обработка данных проводилась на IBM PK с использованием табличного процессора Excel и статистического пакета «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Государственному докладу о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2017 г., численность детского населения (0–17 лет) на начало 2018 г. составляла 29980680 человек, из них: дети школьного возраста (7–17 лет) – 56,33 %, дошкольного (0–6 лет) – 43,67 % (16887791 человек и 13092889 человек соответственно, p < 0,05). С 2015 г. по 2017 гг. число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, увеличилось на 37,67 % (p < 0,05). Аналогичная ситуация отмечалась в Волгоградской области [1, 8, 9]. Нарушение сенсорных систем зрения и слуха оказывает влияние на всю психическую деятельность ребенка. Условия обучения и воспитания таких дошкольников включают использование специальных образовательных программ и методов, технических средств обучения и звуковых средств воспроизведения информации с учетом нарушений, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных особенностей ребенка.

Обследование дошкольников с нарушением слуха проходило в следующих направлениях: 1 – оценка остаточного слуха, 2 – восприятие на слух эталонных звуков, 3 – умение выделять шумы окружающего информационного пространства (колокольчик, дождь), 4 – уровень речи. Для оценки остаточного слуха использовали: средний показатель порога слуха на правое ухо – 86,3 дБ, на левое ухо – 88,2 дБ; процент потери слуха – 97–100 %; в зависимости от используемой классификации – IV степень тугоухости (по Международной аудиологической классификации) или глухота (по медико-педагогической классификации) [10, с. 10]. Без слуховых аппаратов дети различали звуки барабана, бубна, дудки, не могли выделить шум колокольчика и дождя. По уровню речевого развития (методики Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной) детей с нарушением слуха условно разделили на группы: 7 человек (23,33 %) – с высоким; 21 человек (70 %) – средним, преобладающим; 2 человека (6,67 %) – с низким уровнем. Среди детей, которые использовали слуховые аппараты (18 человек) высокий уровень речевого развития имели 3 человека (16,67 %), средний – 13 человек (72,22 %), низкий – 2 человека (11,11 %). В группе детей после кохлеарной имплантации (12 человек) высокий уровень речевого развития имели 4 человека (33,33 %), средний – 8 человек (66,67 %), низкий – 0 (0 %) человек. Основные нарушения устной речи: ограниченный словарный запас, недостатки произношения, недостаточное усвоение звукового состава слова, неточное понимание и неправильное употребление слов. Для восприятия музыки используют звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования («Соло», «Сонет»), игровые музыкальные имитационные тренажеры со световой индикацией.

Обследование дошкольников с нарушением зрения проходило в двух направлениях: 1 – восприятие на слух эталонных звуков, 2 – умение выделять шумы окружающего информационного пространства (колокольчик, дождь, шум рвущейся бумаги и другие). Полученные результаты обследования старших дошкольников достоверно не отличаются от данных обследования младших школьников [11, с.166]. Анализ полученных результатов позволил выделить группы слабовидящих детей с разным слуховым восприятием: в первой – малыши не узнали все звуки и шумы (7 человек, 29 %), во второй – делали ошибки при распознавании на слух звуков и шумов (10 человек, 42 %), в третьей – без ошибок назвали предъявляемые звуки и шумы (7 человек, 29 %). Дошкольники с нарушением зрения по-разному реагировали при прослушивании музыкальных произведений. Дети первой группы – не проявляли интерес, испытывали трудность при определении характера музыкальных произведений; второй – иногда радовались знакомым музыкальным произведениям, но ошибались в определении их характера; третьей – быстро узнавали знакомую музыку, с удовольствием ее слушали и рассуждали при прослушивании музыкальных отрывков.

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы является поиск оптимального соотношения образовательной нагрузки, воспитательных мероприятий и сохранения здоровья. В течение 2017–2018 учебного года в детских садах были реализованы коррекционные программы для развития цифровой культуры. Обязательными условиями являлись совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, тифло- и сурдопедагогов, родителей; учет индивидуальных особенностей дошкольников; использование аппаратных и программно-технических устройств.

Подбор музыкального репертуара при нарушении слуха осуществляли в соответствии с парциальной программой «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, 2010 г.) [12], адаптированой к данному контингенту детей; музыкального ряда при нарушении зрения – по авторской программе «Мастерская юных художников» (Федякина Г.Г., 2014). Эти программы предусматривают выбор музыкальных произведений, подбор словаря, использование различных дидактических средств. В программе Федякиной Г.Г. (2014 г.) выделено несколько видов рядов (музыкальный, зрительный); вариабельность подбора музыкального ряда; использование его отдельно или вместе со зрительным (иллюстрации, репродукции картин, отрывки из мультфильмов, муляжи, игрушки), неречевыми звуками (шум моря, дождя, голоса животных и птиц) и словарем; четко прописаны возможные сочетания для усиления коррекционного воздействия. Следует отметить использование в группе слабовидящих более сложных музыкального ряда (Н. Римский-Корсаков «Сцена преследования Снегурочки Мезгирём» из оперы «Снегурочка», П. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Времена года», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», И. Глазунов «Иней» из балета «Времена года» и другие) и словаря к каждому занятию (выдувание, узоры разных народов, натюрморт, палитра, перспектива, цветовой тон, уравновешенная композиция и др.).

Для развития цифровой культуры использовали различные способы исполнения музыкальных композиций, сочетания инструментов с готовой неизменяемой фонограммой, синхронизируемой с ними фонограммой или с партитурой, генерируемой в реальном времени на основе партии инструмента, исполнение на специально созданных программных или аппаратных инструментах. Передача музыки с помощью цифровых технических устройств позволила использовать для музыкального ряда больше произведений, компоновать их в необходимой последовательности, слушать с прерванной части или отрывка, в разных ситуациях (во время приема пищи, при засыпании, зарядке).

Учет влияния разных видов информации, в том числе музыкальной, особенностей ее восприятия ребенком в процессе обучения и воспитания, разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности у детей разных возрастных групп с разными возможностями здоровья являются необходимыми условиями успешного воздействия педагога-дефектолога на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях дошкольники учились слушать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии; слышать музыкальный звук, воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность с использованием электронных и информационных ресурсов с аудио-, текстовой и визуальной информацией; определять инструменты, тембр которых соответствовал характеру звучащей музыки.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проделанной работы. Все дети с нарушением слуха имели высокий и средний уровни речевого развития (23,33 % и 76,67 % соответственно). Детей, имеющих низкий уровень речевого развития, в ходе проведения контрольного эксперимента не выявлено. Следует отметить, что дети со средним уровнем речевого развития могут ответить на большее количество вопросов, выполнить большее количество поручений и отчитаться об их выполнении.

Большинство воспитанников с нарушением зрения, принимавших участие в формирующем эксперименте, быстро узнавали все эталонные звуки и шумы окружающего пространства, сравнивали звуки и шумы с другими, правильно соотносили с источником звука или шума на картинке, с удовольствием рассуждали о прослушанной музыке (70,83 % против 29,17 %; p < 0,05). Все дети стали без ошибок указывать направление источника звука в пространстве. Использование компьютерных технологий повысило эффективность коррекционного воздействия музыки на развитие слухового восприятия, помогло ребенку донести до других людей свои мысли и чувства, приобрести навыки и знания, развить активность и инициативность, умение встраиваться в социальные отношения, использовать и анализировать информацию от разных источников. Следует отметить, что один ребенок отказывался слушать классическую музыки, что привело к перестройке музыкального ряда и замене музыкальных произведений во время занятия с помощью цифровых программно-технических устройств.

Одним из условий нормального развития и воспитания ребенка является взаимодействие в системе «родители – ребенок – педагог» [13, 14]. Анкетирование выявило, что в семьях детей с нарушением слуха большинство родителей слушают различные музыкальные произведения вместе с детьми (23 семьи, 76,67 %; p < 0,05). Из них, 63,33 % родителей (19 семей) предпочтение отдают детской и эстрадной, а 13,34 % (4 семей) – классической музыке. В остальных семьях (23,33 %; 7 семей) родители не уделяли внимания развитию слухового восприятия через музыку (p < 0,05). Следует отметить, что в 100 % семей детей после кохлеарной имплантации родители слушают музыку вместе с малышами.

Беседа с воспитателями выявила, что детские музыкальные инструменты есть только в детском саду для проведения занятий. Во всех семьях (100 %) для воспроизведения музыкальных произведений в домашних условиях использовали информационно-технические устройства – мобильные телефоны, персональные компьютеры, планшеты.

Заключение

Музыка как элемент цифровой культуры является эффективным средством формирования речи, ценностного эмоционально-положительного отношения, социализации ребенка с нарушением слуха и зрения. У детей с комплексными нарушениями в развитии навыки цифровой культуры формируются в ходе специально организованных занятий, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс путем использования современных цифровых технологий. Их внедрение в образовательные программы позволит создать условия для цифровизации образовательного процесса в соответствии с основными задачами, условиями и особенностями функционирования цифровой образовательной среды дошкольного уровня образования, повысить эффективность здоровьесберегающего компонента обучения за счет применения средств информационной гигиены (цифровой музыки) как элемента цифровой культуры при их адаптации к возможностям детей, обеспечить реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Неоднородность детского контингента, сложность структуры дефектов определяют необходимость скоординированного взаимодействия специалистов разного профиля. Необходимо использовать представленный опыт работы сурдопедагогов и тифлопедагогов в других образовательных учреждениях для успешной социализации детей с разным уровнем здоровья в современных условиях.

Авторы выражают признательность руководителям и сотрудникам образовательных учреждений за помощь при подготовке материала к публикации: Малюгиной М.Н., Федякиной Г.Г., Переходовой М.Н., Косачевой О.А.